Потомки русского художника сергея малютина живут в уфе и продолжают дело своего великого родственника

Малютин сергей васильевич

Рекомендации

  1. ↑ и Екатерина Дегот ( ред. ), Советский идеализм: живопись и кино, 1925-1939 , Фонд Mercator Europalia,2005 г., 144  с. ( ISBN  978-90-6153-612-3 ) , стр.  140
  2. Андрей Иконников , Русская архитектура советского периода , Льеж, Пьер Мардага,1990 г., 58 и 59  с.
  3. Питер Лик ( пер.  С английского), Русская живопись XVIII — го по XX — го  века , Bournemouth, Parkstone,1999 г., 208  с. ( ISBN  1-85995-356-5 ) , стр.  200
  4. Грабарь рассказывает о театральном оформлении
  5. Джон Эллис Боулт ( пер.  С англ.), Москва и Санкт-Петербург с 1900 по 1920 год , Париж, Хазан,2008 г., 391  с. ( ISBN  978-2-7541-0303-9 ) , стр.  161 и 167

(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на русском языке под названием «  Малютин, Сергей Васильевич  » ( см. список авторов ) .

Творчество

Иллюстрации и книжная графика

В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна. Ярко проявился талант Малютина в иллюстрациях к русским сказкам и к сказочным произведениям А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане» (1897), «Руслан и Людмила» (1898), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1910), «О золотом петушке» (), а также «Песнь о Вещем Олеге», «Слово о полку Игореве». Кроме того, художник выполнил прекрасные акварели: «Садко» (), «Терем Кощея» ().

Театральные работы

Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1897, совместно с К. А. Коровиным) и «Кащей Бессмертный» (1902), «Илья Му­ро­мец» В. С. Се­ро­вой (1899), поставленным в Московской частной русской опере, и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).

Могила Малютина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Архитектура

В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, Москве же по проекту Малютина возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт).

Проекты и постройки

Храм Святого Духа во Флёнове

  • «Теремок» и ворота-калитка во Флёнове (1900—1901, Талашкино Смоленской области);
  • Собственный дом (1900—1902, Талашкино), не сохранился;
  • Оформление интерьеров театра (1902, Талашкино);
  • Архитектурные фантазии в русском стиле (1903, ?);
  • Доходный дом З. Г. Перцовой, совместно с архитектором Н. К. Жуковым. Постройкой руководил Б. Н. Шнауберт (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35);
  • Оформление интерьеров квартиры Перцовых в их доходном доме, включая составление проектов мебели (1905—1907, Москва, Пречистенская набережная, 35);
  • Храм Святого Духа во Флёнове (1900-е, Талашкино), осуществлена частично по проекту Малютина, завершена по модели архитектора В. В. Суслова и княгини М. К. Тенишевой;
  • Проект дачи З. А. Перцовой (1900-е), не осуществлён;
  • Оформление интерьера художника В. М. Бакшеева, совместно с хозяином дома (1900-е, Москва, Четвёртый Ростовский переулок), не сохранились;
  • «Русская старина» в Смоленске — Дом-музей древностей.

Слайд 4 Учился Малютин успешно, постоянно получая высокие оценки (первые

то, что в конце 70-х — в 80-е годы одновременно

с ним учились И.И.Левитан, С. А. и К.А.Коровины, А. П. Рябушкин, М.В.Нестеров, С.В.Иванов, А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский и многие другие, которым в ближайшем будущем суждено было определить новые пути русской живописи.В 1886 году Малютин закончил Училище. На получение звания классного художника он хотел представить картину, посвященную труду плотовщиков на Москве-реке, однако выполнил только эскиз и этюды. Из-за замечаний В. Е. Маковского, показавшихся обидчивому и своевольному Малютину несправедливыми, он бросил работу и покинул Училище со званием свободного художника. Теперь Малютин зарабатывал на жизнь уроками рисования и одновременно упорно совершенствовал свое мастерство. В 1888 году совет Московского художественного общества наградил его двумя малыми серебряными медалями за этюд и рисунок с натуры.

Слайд 3В 1880 году Малютин вернулся в Москву. Новыми глазами смотрел

он на родной город с его памятниками прошлого, самобытной жизнью,

живописными пригородами. Особенно полюбились Малютину окраинные московские улочки, похожие на сельские. После скучной службы чертежника Управления Брестской железной дороги он мог подолгу бродить по ним, впитывая неповторимую красоту природы, следя за меняющимся освещением, запоминая тончайшие цветовые оттенки. Впоследствии художник говорил, что именно во время этих прогулок развил он свое колористическое видение, которое определило самые сильные стороны таланта Малютина.Занятия рисованием стали целенаправленными, одновременно Малютин обратился к живописи маслом. По сохранившимся воспоминаниям ни в Воронеже, ни в первые три года в Москве он не имел постоянных наставников в искусстве и пользовался лишь советами разных людей.

Слайд 2Родился будущий художник 22 сентября 1859 года в московской купеческой

семье. Оставшись трех лет круглым сиротой, он воспитывался в доме

тетки, жены мелкого чиновника. Мальчика отдали в коммерческое училище, а затем на бухгалтерские курсы, после окончания которых определили служить конторщиком в Воронеж. Художественные наклонности проявились у него рано. Но окружающая обстановка мало способствовала их развитию. Только в конце 1870-х годов, попав на открывшуюся в Воронеже передвижную выставку, Малютин впервые увидел подлинную живопись. Давние неопределенные мечтания обрели конкретность: пришло решение, несмотря ни на какие трудности, стать художником.

Малютин Сергей Васильевич1859–1937

22 сентября 1859 (Москва) — 6 декабря 1937 (Москва)

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства, архитектор

Из купеческой семьи. Юношеские годы провел в Воронеже; с конца 1870-х жил в Москве. В 1881 поступил на вечерние подготовительные курсы при МУЖВЗ. Учился в МУЖВЗ (1884–1890) у Е. С. и П. С. Сорокиных, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1886 за рисунки с натуры награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1890 получил звание неклассного (свободного) художника и, не завершив конкурсную картину, оставил учебу.

Жил в Москве. Писал пейзажи, портреты, картины на бытовые и исторические сюжеты; занимался монументальной живописью и оформлением интерьеров. В 1890-х работал для Российского Исторического музея над монументальным панно «Куликово поле» (1896–1898; не осуществлено); сблизился с историками И. Е. Забелиным и В. О. Ключевским. В 1896 по приглашению К. А. Коровина участвовал в оформлении павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде.

Как сценограф сотрудничал в театрах Г. Г. Солодовникова (1890-е), Русская частная опера С. И. Мамонтова в Москве (1896–1902), Мариинском театре в Петербурге (1911–1913). Создал эскизы костюмов и декораций к операм «Кащей Бессмертный» (1902), «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1909), «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912), балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1913) и другим.

В конце 1890-х по инициативе С. И. Мамонтова иллюстрировал сказки А. С. Пушкина и русские народные сказки. С конца 1890-х разрабатывал эскизы мебели, утвари, вышивок, предметов ювелирного искусства. С токарем кустарных мастерских Сергиева Посада создал первую русскую матрешку (1899). В 1899–1903 жил в имении М. К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где руководил столярной и керамической мастерскими; работал над проектами и декоративным убранством построек в Талашкино, Флёново (павильон «Теремок», Спасская церковь-усыпальница; обе — 1901–1903). Совместно с В. М. Васнецовым создал проект здания музея «Русская старина» в Смоленске (1904–1905). Член артели художников-гончаров «Мурава» (1904–1918). Автор проекта доходного дома П. Н. Перцова в Москве (1905–1907; совместно с инженером Н. К. Жуковым).

В 1914 был удостоен звания академика.

После Октябрьской революции входил в состав Коллегии ИЗО Наркомпроса (с 1919); участвовал в работе секции ИЗО Мосгубрабиса (1919–1923). Выполнил эмблему («Согласие художников Москвы») для Профессионального союза художников-живописцев (1917).

С 1881 — участник выставок (ученическая, МУЖВЗ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1888, 1890, 1892; член с конца 1890-х), «Мира искусства» (1899–1901, 1903, 1921; член с 1900), Союза русских художников (1903–1905, 1907–1922; член с 1903), ТПХВ (1891, 1913–1918, 1922; член с 1914), Общества художников-реалистов (1927–1928, член с 1928). Один из основателей АХРР (1922–1926, 1928). Член объединения «Изограф» (с 1917), Московского художественного общества (с 1923). Участвовал в выставках Московского товарищества художников (1893, 1896, 1903), мюнхенского Сецессиона (1898), 36-ти художников (1901–1903). Экспонент Всемирной выставки в Париже (1900), выставок русского искусства в Париже (1906), Берлине (1906–1907, 1922), передвижных выставок в США (1924–1925, 1929), выставок «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, 1931) в Москве, «Художники РСФСР за XV лет» в Москве, Ленинграде (1932–1934) и других.

Преподавал в московском Елизаветинском институте (1891–1893; рисование), МУЖВЗ (1903–1917), Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1918–1920).

Малютин — выдающийся русский художник рубежа XIX — XX веков, проявивший себя в различных областях: живописи, архитектуре, театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве. В раннем творчестве (1890-е) был близок передвижникам повествовательностью, часто — социально-критической направленностью работ. В работах 1900-х преобладают черты модерна; для живописи этого времени характерны свободная, динамичная манера письма, экспрессия, яркий насыщенный колорит. Живописным произведениям 1910–20-х, напротив, присущи строгость и графичность (в 1910-х иногда смягченная пастелью). Ярким новатором выступил в декоративно-прикладных работах, оказав значительное влияние на формирование неорусского направления в искусстве.

Произведения Малютина находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Творчество

Иллюстрации и книжная графика

В иллюстрациях и графике проявил лучшие черты русского модерна.

Отменно смотрятся его иллюстрации к А. С. Пушкину:

  • «Руслан и Людмила» (1898),
  • «О царе Салтане» (1897),
  • «О мёртвой царевне и семи богатырях» (1910),
  • «О золотом петушке» (1913).

Хороши акварельные работы: «Садко» (1906), «Терем Кощея» (1909).

Театральные работы

Кроме ранних его работ для театра Солодовникова в Москве, заслуживают внимания его эскизы декораций к операм «Садко» (1909) и «Аскольдова могила» (1912), к балету «Щелкунчик» (1913).

Архитектура

В имении «Талашкино» им созданы знаменитый «Теремок» для библиотеки училища и народный театр на 200 зрителей, в Москве же по его проекту возведён знаменитый Дом Перцовой, что расположен неподалёку от храма Христа Спасителя (совместно с архитектором Н. К. Жуковым, руководил постройкой Б. Н. Шнауберт).

Литература

  • Абрамова А. В. Жизнь художника Сергея Малютина. М. 1978.
  • Бенуа Александр «История русской живописи в XIX в.»;
  • Бенуа Александр «Русская школа живописи»;
  • Выставка произведений С. В. Малютина. Каталог. М., 1936;
  • Глаголь С., Остроухов И. «Художественная галерея П. и С. Третьяковых»;
  • Голынец Г. В. Сергей Васильевич Малютин / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1974. — 68 с. — (Массовая библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Дягилев С. «Несколько слов о С. В. Малютине» («Мир Искусства», 1903, № 4);
  • Илюший И., С. В. Малютин, М., 1953;
  • Маковский С. «Талашкино»;
  • Маковский С. «Страницы художественной критики» (книга II);
  • С. В. Малютин. , М., 1952;
  • С. В. Малютин. Избранные произведения. «Советский художник», М., 1987.
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Малютин Сергей Васильевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Галерея Arttrans: лучшие картины художника
  • Малютин С. В. на Давно.ру (недоступная ссылка)
  • Малютин С. В. на Кругосвет.ру
  • «Визуальный словарь»
  • Мир Марины Цветаевой. Сергей Малютин
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.

Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: