Михаил шемякин — биография, новости, личная жизнь

Шемякин, михаил михайлович (художник) — энциклопедия руниверсалис

Дети — жертвы пороков взрослых

Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» — довольно жёсткий, но пронзительный монумент, установленный в сквере на Болотной площади в 2001 году. С момента установки он стал одним из наиболее известных и популярных скульптурных объектов Москвы.

Композиция посвящена влиянию взрослых пороков на личность и жизнь детей, которые рождаются совершенно чистыми, но затем, попадая во взрослый мир и оказываясь беспомощными перед его опасностями, становятся их жертвой или вырастают такими же порочными, как и их родители. Сюжет доносится с помощью 15 скульптур, расположенных на большом полукруглом пьедестале.

В центре композиции изображены дети — маленькие мальчик и девочка с завязанными глазами; они крадутся на ощупь, выставив перед собой руки. Под их ногами лежат книги и мячик. Фигуры детей всем своим видом показывают, что им необходим толковый проводник, но его нет — вокруг их обступают лишь присущие взрослым человеческие пороки. Во главе пороков над детьми возвышается Равнодушие, которое изо всех сил старается не обращать внимания на происходящее.

В фигуры пороков вложено много символизма, они — живое воплощение подстерегающих детей бед и опасностей. Всего в скульптуре изображено 13 пороков:

1. Наркомания; 2. Проституция; 3. Воровство; 4. Алкоголизм; 5. Невежество; 6. Лжеучёность; 7. Равнодушие; 8. Пропаганда насилия; 9. Садизм; 10. «Для тех, кто без памяти» (позорный столб); 11. Эксплуатация детского труда; 12. Нищета; 13. Война. Автор скульптур хорошо постарался, вложив в них много символизма: так, Наркомания и Война, которыми начинается и замыкается круг пороков, выполнены в виде ангелов смерти — первый, облачённый во фрак, учтивым жестом предлагает шприц, второй же закован в латы и готовится выпустить из рук авиабомбу. Проституция изображена в виде мерзкой жабы, распростёршей руки в приглашающем жесте, а Невежество представлено эдаким ослом-балагуром с шутовским жезлом, который, судя по часам в руке, не чувствует рамок и расходует время на незначительные мелочи. Лжеучёность показана в образе облачённого в мантию и закрытый капюшон «гуру», проповедующего ложные знания, Алкоголизм — омерзительного пузатого мужчины, восседающего на бочке, а Воровство выглядит как богато одетый свин, украдкой отходящий в сторону с небольшим мешочком. Садизм демонстрирует человека-носорога, одновременно мясника и палача, Нищета — иссушенную старуху, скульптура «Для тех, кто без памяти» выполнена в виде позорного столба. Фигура, посвящённая пропаганде насилия, со лживой улыбочкой предлагает детям широкий выбор оружия, а символизирующая эксплуатацию детского труда, выполнена в виде холёного ворона, с мнимой доброжелательностью приглашающего на свой завод.

Во главе пороков с закрытыми глазами стоит Равнодушие: ему даны целых 4 руки, двумя из которых оно закрывает уши, другие же сложило на груди, встав в характерную защитную позу. Фигура всеми силами старается отстраниться и ничего не замечать.

Автор скульптуры: скульптор Михаил Шемякин. Как сказано на установленной при памятнике табличке, он задумал композицию как аллегорию борьбы с преступлениями взрослых против детей:

«Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Долгие годы утверждалось и патетически воскликалось: «Дети — наше будущее!» Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть те горести и ужасы, которые испытывают дети сегодня. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте всё, чтобы сберечь будущее России.»Михаил Михайлович Шемякин; с таблички при памятнике

Пространство вокруг композиции никогда не пустует: чтобы посмотреть на неё, часто собираются целые толпы. У одних «Дети — жертвы пороков взрослых» вызывает одобрение, другие, наоборот, говорят, что композиция излишне жёсткая, а скульптуры пороков попросту страшные, и их нужно убрать с глаз долой — так или иначе, равнодушным не остаётся никто. Наделав много шума в прошлом, композиция остаётся довольно неоднозначной и сейчас, благодаря чему не утрачивает своей популярности и вот уже второй десяток лет считается одной из наиболее значимых неформальных достопримечательностей Москвы.

Скульптура «Дети — жертвы пороков взрослых» находится в сквере на Болотной площади (Репинском сквере). Добраться до неё можно пешком от станций метро «Кропоткинская» Сокольнической линии, «Третьяковская» Калужско-Рижской и «Новокузнецкая» Замоскворецкой.

Примечания

  1. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  2. Стихотворение памяти Б. Окуджавы «Июня горький день» опубликовано в сборнике «Связь времен» (Москва, 2001). Её воспоминания о Сергее Филиппове и артистах Театра Комедии включены в книгу А. Риганова «Сергей Филиппов» (СПб., 2007).
  3. Передача «Личное время» // Культура
  4. Виктор Резунков. . // Радио «Свобода», 20 октября 2014. Дата обращения: 5 июня 2018.
  5. Наталья Иванова. . // Загородное обозрение, 30.06.2014. Дата обращения: 5 июня 2018.

Семья

Мать — Юлия Николаевна Шемякина (1916—1999), окончила Ленинградский театральный институт, была актрисой театра и кино. Отец — Михаил Петрович Шемякин (1908—1977), гвардии полковник, командир 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознамённой ордена Суворова и Кутузова бригады, рано осиротел и получил свою фамилию от отчима.

Михаил Шемякин был дважды женат.

Первая жена — Модлина, Рива (Ривка, Ревекка) Борисовна (6 сентября 1934—2014), скульптор, художник. В 1958 году окончила художественное училище в Ленинграде. Жена художника Рихарда Васми в 1950-е годы, художника Александра Арефьева в 1960—1962 годы, художника Михаила Шемякина с 1963 года. Летом 1971 года вместе с дочерью Доротеей Шемякиной эмигрировала. Жила в Париже, с 1983 года — в Греции; в 2000-х гг. жила в округе Лош (Франция).

дочь Доротея Михайловна Шемякина (9 мая 1964 — 20 января 2018) — художница, живописец, книжный график. С 1986 по 2018 год жила в Афинах. Скончалась после продолжительной болезни; тяжёлой формы сахарного диабета.

Вторая жена — Сара де Кэй.

Шемякин Евгений Иванович

Шемякин Евгений Иванович. В 1972 году был избран и утверждён директором Института горного дела СО АН СССР, пост которого занимал до 1987 г. С 1980 г. по 1985 г. был зам. председателя СО АН СССР, с 1987 г. по 1992 г. — председателем ВАК СССР. С 1972 г. по 1987 г. являлся главным редактором журнала ФТПРПИ.

Доктор технических наук, профессор, академик РАН, действительный член Королевской Шведской Академии инженерных наук, Академии естественных наук РФ (1993 год) и Академии горных наук РФ. Заведовал кафедрой волновой и газовой динамики МГУ. В дальнейшем был главным консультантом Института динамики геосферы РАН.

Лауреат Государственной премии СССР (1984), премий Президиума АН СССР (1985). Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Дружба народов, «Знак Почёта», медалями.

Е. И. Шемякин известен научному отечественному и зарубежному сообществу как учёный — специалист в области механики деформируемого твёрдого тела, механики горных пород, механики взрыва, разрушения горных пород. Им опубликовано более 250 научных работ, включая пять монографий. Он автор (в составе творческого коллектива) открытия № 400 СССР «Явление зональной дезинтеграции горных пород вокруг подземных выработок» (1991).

Война и Нищета

Этот образ очень похож на дроида из «Звездных войн». Представляет собой ангела смерти. Образ войны выступает в виде ястреба, на котором надет противогаз. Сам он в доспехах, а в руках его бомба, зашитая в Микки Маусе. Её он без зазрения совести предлагает детям.

В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» образ Нищеты представлен в виде старушки, которая стоит, опираясь на посох. Она босая и очень тощая. Несмотря на почти полное бессилие, она тянет руку, прося милостыню. Тут между людьми возникли споры на счет того, можно ли считать нищету пороком. Кто-то вспоминал пьесу Островского, а кто-то слова Достоевского. Речь идет о том, что жить в бедности можно. Можно и сохранить свое достоинство, не имя лишнего куска хлеба. Но в нищете все равны, и здесь нельзя остаться особой. Но тот, по чьей вине нищими становятся другие, однозначно заслуживает осуждения.

Абстракция вокруг нас

Нужно учиться понимать искусство. В том числе абстрактное. Это один из сложнейших видов искусства, требует чутья, знания композиции, цвета.

Любой человек любит абстрактную живопись и, возможно, даже не подозревает об этом. Многие едут на природу наслаждаться цветом, а на самом деле – абстрактной картиной: пятно желтое, красное, оливковое. Человек живет в мире цветовых пятен.

Меня иногда спрашивают: «А что такое абстрактная скульптура, что она означает?» Отвечаю: «Но вы тоже любите абстрактную скульптуру. Все очень просто. Бываете на пляже?» – «Да». – «Собираете камни, которые вам понравились?» – «У меня коллекция камней, интересная форма такая…» – «Так вот, вы держите миниатюрную абстрактную скульптуру. Вы же не все камни берете мешками, вы смотрите: вот эта форма на вас действует».

Скульпторы, которые занимаются абстрактным искусством, пытаются этот камень сделать большим, чтобы он действовал на ваше сознание, чтобы вы любовались этим просто как чистой формой.

Воспитывать вкус

Сегодня популярно так называемое актуальное искусство, которое зачастую не требует профессионализма, понятий о гармонии цвета, композиции. Можно взять грязный носок, обмотать им башмак, залить сверху чернилами, и если большая и модная галерея решит сделать из вас восходящую звезду, то через пару лет ваше «произведение» будет продано на аукционе «Сотбис» за пару миллионов долларов.

Сегодня рождаются новые виды искусства: видеоарт, инсталляция, перформанс, стрит-арт. Неподготовленный человек во всем этом путается. Чтобы многое понять и научиться отличать хорошее от плохого, надо заниматься самообразованием.

Все зависит от воспитания, общей культуры. В каждом ребенке заложено чувство гармонии, эстетики. И если бы мы правильно воспитывали вкус детей, они бы с юных лет понимали искусство. Недавно я прочел статью под названием «Эстетический вызов Японии». В обычной школе японский ученики четвертого класса различают легчайшие, тончайшие оттенки 240 цветов! И с первого класса дети изучают народные диалекты, чтобы не утратить богатство своего языка.

А мы еще удивляемся, что мы зачастую уродливо одеваемся, покупаем безвкусные игрушки из пластика. Приглядимся к народным игрушкам, сарафаны, кокошники – любо-дорого, недаром они выставлены сегодня в музеях. Высочайший вкус был у русского народа. А сегодня мы плывем в слащавой безвкусице.

Выставки Мастера проходят по всей России

Фото Челябинский музей изобразительных искусств

Америка диктует

К сожалению, отношение к сегодняшнему российскому искусству на Западе довольно пренебрежительное.

На престижных аукционах Сотбис и Кристис картины современных русских художников встретишь не часто, и по сравнению с ценами на современных западных художников, довольно скромные цены. Китайские художники сегодня стоят десятки миллионов долларов. Поскольку китайское правительство решило и сумело раскрутить «своих».

В России нужно, чтобы правительство заинтересовалось этой проблемой. Должна быть специальная программа, как в Америке, например. Несколько лет назад я подарил Владимиру Путину книгу «Холодная культурная война», о том, как американцы продвигали свое изобразительное искусство на международный рынок. Правительство вкладывало колоссальные деньги в, как говорят сегодня, раскрутку своих художников и скульпторов, и чтобы создать имидж американца как супер-интеллектуала. Энди Уорхолл, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман, Рой Лихтенштейн стали первыми американскими художниками — поп-артистами. Весь мир знает, кто такой Энди Уорхолл, на нем делаются миллиарды.

И сегодня Америка диктует, что хорошо и что плохо в искусстве. Я же твёрдо верю в колоссальный потенциал русских художников и убеждён, что прорыв в искусство будующего состоится в России.

Шемякин и Высоцкий

Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий познакомились в Париже (благодаря Михаилу Барышникову) и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни (в общей сложности 12 песен и стихов); тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казански. Эти записи были изданы только в декабре 1987 года, к 50-летию Высоцкого, после обработки их в Нью-Йорке звукорежиссёром Михаилом Либерманом. Серия «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина» включает в себя 7 виниловых пластинок. Позднее вся серия была переиздана на CD.

В память о творчестве В. Высоцкого Михаил Шемякин создал серию литографий, посвящённых песням и стихам Владимира Семёновича. Литографии были отпечатаны только в 1991 году, а в виде полного издания вышли в свет в 2010 году в издательстве «Ручная печать».

Из упоминаний Гинзбурга в интервью Гордону — Марина Влади препятствовала дружбе Шемякина и Высоцкого[источник не указан 858 дней].

Самый дорогой поросенок

Меня иногда спрашивают: как можно купить за 5 миллионов долларов разрезанную пополам свинью в формалине? Одна половина – 5 миллионов, и в вторая столько же, обе 10 миллионов — самый дорогой поросенок в мире.

Неужели люди такие глупые, чтобы тратить на это деньги? Нет, они не глупые. Во-первых, нужно же заработать эти десять миллионов, это только в России можно наворовать. Во-вторых, те, кто покупает этого несчастного разрезанного поросенка, прекрасно знают, что через два года, или через пять лет на аукционе он будет продан уже за 25 миллионов.

Ни один банк не дает такие проценты, как перепродажа предметов искусства. Поэтому сегодня не «коллекционируют» а «инвестируют».

Описание

В центре скульптурной композиции «Дети – жертвы пороков взрослых» изображены мальчик и девочка, которые пытаются двигаться вперед с завязанными глазами. Под ногами малышей лежат раскрытые книги со сказками, которые были прочитаны. Вокруг же их обступают фигуры – те самые пороки. Здесь изображены Наркомания, Воровство, Невежество, Алкоголизм, Лженаука, Проституция и Равнодушие. Последний порок возвышается над остальными и является самым главным. Также здесь есть Садизм, Эксплуатация детского труда, Война, Позорный столб для тех, кто потерял память, Нищета и Пропаганда насилия.

Сфинксы-скелеты

Этот памятник «Жертвам политических репрессий», в котором переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов, был установлен в 1995 году.

« Место напротив известной тюрьмы «Кресты» выбрано не случайно, — рассказывает Шемякин.- Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов — олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны «Крестов» – изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними — стилизованное тюремное окно с решёткой. Так отражена жизнь страны – одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Шаламова, Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Андреева, Лихачёва, Бродского, Буковского, Солженицына, Высоцкого. Он словно показывает, как близки были в то жуткое время жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия. Туловища у сфинксов худые и сквозь кожу выступают кости, а в высокой посадке головы читается страшная тревога.

Биография

Файл:Дети жертвы пороков взрослых скульптурная композиция Москва.JPG Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади

Родился 4 мая 1943 года в Москве.

Отец — Михаил Петрович Шемякин (1908—1977), который рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина. Приёмный отец впоследствии был расстрелян, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых.
Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознамённой ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.
Мать — актриса Юлия Николаевна Предтеченская, в первом браке — Блинова, во втором — Шемякина (1916—1999), дочь Николая Алексеевича Предтеченского, выпускника Морского инженерного училища императора Николая I в Кронштадте. Окончила Ленинградский театральный институт. Актриса Театра комедии имени Н. П. Акимова. Снималась в кино («Друзья», 1938). Жена c 1933 г. до 1942 г. актёра Бориса Блинова. Во время войны в Москве, была актрисой Театра на Таганке. В 1945—1956 гг. жила в Германии, где служил её второй муж. В 1956 г. начала работу, как актриса театра кукол в кукольном театре Евг. Деммени, затем жила в Риге. В 1970-х эмигрировала к сыну во Францию. В Париже создала кукольный театр Matriochka de Paris/«Матрёшка де Пари».
Умерла в 1999 году в США, в Клавераке, в имении своего сына.
Писала стихи и воспоминания.

С 1945 по 1957 год жил с родителями в Дрездене (ГДР). В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

В 1957 году был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год.

В 1961 году был отчислен из СХШ.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1962 году в помещении редакции журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1971 году эмигрировал из СССР: после многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах в 1971 году власти выслали Шемякина, под угрозой уголовного преследования, из СССР во Францию. По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлся не КГБ СССР, а Союз художников СССР.

С 1971 года, с женой, Ривой (Ревеккой) Модлиной, и с дочерью Доротеей жил в Париже. Устраивал выставки и публиковал работы своих коллег — российских художников и писателей-нонконформистов.

В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).

В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002—2003 гг. создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований. В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.

В 2014 году поддержал присоединение Крыма к Российской Федерации. Одновременно с этим Шемякин высказал обеспокоенность относительно антизападных настроений в российском обществе.

Памятник Петру I в Петропавловской крепости

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г. В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра. В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»

«В манере великой монументальной скульптуры, величественный Петр Шемякина всепоглощает сам воздух, в котором он обитает, и запечатлевает его в своем сидящем безвременье. В этом вбирании пространства, звук также изъят из его бронзового окружения и упрятан внутрь этого чудесного Петра, в сидящей позе которого обличается знатность и глубокое благородство.» Леонид Баскин 1991 год.

Уникальный памятник, слава о котором распространилась уже по всему миру, за время своего существования превратился в своеобразную диковинку для иностранцев и гостей города. Несмотря на сравнительно небольшой «возраст» памятника вокруг него уже появились городские традиции: петербуржцы и гости города часто касаются бронзовых рук и ног Петра – на счастье. К монументу приходят и молодожены, чтобы возложить цветы его подножию.

Статья: Лихачев Д. С. Михаил Шемякин и Петербург Петра Первого

Интересные факты

Михаил Шемякин работал над этой композицией по личному заказу Ю. Лужкова. Мэр Москвы тоже принимал активное участие в процессе создания памятника. В прессе писали о том, что во время одной из встреч архитектора и мэра последний живо вскочил со стула, чтобы лично продемонстрировать, как должна выглядеть фигура Садизма. В итоге эта поза Лужкова была отражена в металле.

После того, как на скульптурное творение напали вандалы, власти города решили открывать композицию только в определенные часы, обнести её забором и поставить охрану. Решетка поднимается в 9 утра и опускается в 9 вечера.

Михаил Шемякин: Как гений русского авангарда лечился от алкоголизма и дружил с Высоцким

Награды

  • Награждён медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма», 1971 год.
  • Удостоен почётной докторской степени Университета Сан-Франциско, 1984 год.
  • Почётная докторская степень Европейской академии искусств Франции, 1987 год.
  • Почётная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания, 1989 год.
  • Государственная премия Российской Федерации 1993 года в области литературы и искусства (28 декабря 1993 года) — за произведения последних лет.
  • Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция, 1994 год).
  • Почётные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик, 1996 год.
  • Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств, Москва, 1998 год.
  • Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург, 2001).
  • Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга, 2001 год.
  • Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре), Москва, 2002 год.
  • Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург, 2002).
  • Орден Дружбы (Россия, 28 октября 2009 года) — за большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и русской культуры.
  • Нагрудный знак РФ «За вклад в российскую культуру» (, Министерство культуры Российской Федерации).

Что сказал художник

Как понять, что хотел сказать художник своей работой? Я не люблю разговоров о месседже. Иногда никакой мысли и нету, но зато вы можете придумать что-то свое.

У людей есть любопытство, желание разгадать непонятное. Поэтому популярны инсталляции. Старый башмак, разрезанная книга, облитая как будто кровью. И зритель начинает размышлять. У каждого своя фантазия, которую пробуждает искусство.

Коллекционеры тоже разные. Одни знают и любят искусство. Другие следуют моде, это открывает им двери в закрытые «высоколобые» сообщества. Олигархи хотят быть модными, казаться умными и современными.

Сегодня серьезному художнику жить и творить очень сложно

И не важно, хорошо ли рисуешь, владеешь ли колоритом – больших галерейщиков это не интересует. Им надо продать то, что пользуется спросом. Фото: архив Wday

Фото: архив Wday

Воровство

В скульптуре «Дети – жертвы пороков взрослых» в Москве Воровство показывается автором в виде уродливой и хитрой свиньи, которая размахивает своими мерзкими пальцами, держа в руке украденные деньги. За спиной у этого создания находятся банковские реквизиты и мешок, подписанный словом «оффшор». В современной жизни этот порок проявляется не только в том, что люди дают и берут взятки, но и в том, что для многих целью жизни становится накопление материальных благ, а роскошные вещи начинают значить больше, чем человеческие чувства. Маленький ребенок по-своему всё это интерпретирует, видит картину в ином свете и поэтому принимает ложную картину мира за действительную.

Детство и юность

Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».

Художник Михаил Шемякин

Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.

В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.

Михаил Шемякин в детстве

Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.

Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.

Михаил Шемякин в молодости

Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.

К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».

Михаил Шемякин

Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.

Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.

Наркомания и Проституция

Описание «Дети – жертвы пороков взрослых» начнем с фигуры Наркомании. Автор композиции показал этот образ в виде графа Дракулы, облеченного во фрак, – такой себе ангел смерти. В руках у него находится небольшой пакетик с героином и шприц. Дракула предлагает за доступную цену как бы «улететь» от проблем этого мира.

Проституцию Шемякин изображает в образе жабы, и в этом смысле есть некоторые совпадения с образом царевны-лягушки. У создания пышные формы и соблазнительное тело, но всё оно укрыто противными бородавками, а на поясе виднеются змеи. В более широком смысле, чем просто проституция, под этой скульптурой понимается лицемерие и полная безнравственность человека, не испытывающего искренних чувств. Один известный блогеров писал, что под лицемерием надо понимать даже малейшие его проявления: критику за спиной, ложь, неискреннюю улыбку.

Алкоголизм, Невежество, Лженаука

В памятнике «Дети – жертвы пороков взрослых» алкоголизм изображается в виде веселого мифического бога, который с самодовольным выражением лица восседает на бочке. Это некрасивый старик с большим животом и вторым подбородком.

Невежество показано в образе беззаботного глуповатого осла, который держит в одной руке часы, а в другой – погремушку. Это является аллегорическим образом того, что потехе отдается всё время, а не час.

Образ Лженауки обличен в монашескую рясу. Он держит в руках свиток с якобы полезными знаниями, но глаза существа закрыты, и оно само не ведает, что творит. Речь идет о том, что некоторые знания вредят человечеству в целом. Это и производство опасного оружия, и генная инженерия, и попытка клонировать людей и т. д. Чтобы подчеркнуть это, возле фигуры изображена мутировавшая собака с двумя головами, которой Лженаука руководит, как марионеткой. Чтобы показать весь ужас лженауки Михаил Шемякин предлагает вспомнить историю, которая произошла в Америке. Популярные успокоительные лекарства, реклама которых была на каждом шагу, послужили тому, что у женщин рождались детки без рук и ног.

LiveInternetLiveInternet

скульптурная композиция

как аллегория борьбы со злом и общественными пороками,

установлена на Болотной площади в Москве на территории сквера

800-летия Москвы в 2001 году.

Автор — художник и скульптор Михаил Шемякин

бронза

Памятник состоит из 15 скульптур.

Все 13 скульптур пороков подписаны на русском и английском языках

В центре композиции изображены двое детей с завязанными глазами.

У их ног лежат книги: «Народные русские сказки» и «Сказки» Александра Пушкина

Кажется, что они играют в жмурки, но на самом деле они не знают куда идут и протягивают руки в надежде о помощи

Фигуры детей окружают скульптуры в виде антропоморфных монстров, олицетворяющих «взрослые» пороки:

Наркомания

— изображение лысого мужчины со шприцом и сломанными крыльями.

Проституция — фигура женщины с головой лягушки.

Воровство — фигура мужчины с головой свиньи, уносящего мешочек с деньгами.

Алкоголизм — карикатурное изображение Бахуса с кубком.

Невежество — фигура осла в тельняшке с погремушкой в руках.

Лжеучёность — карикатурное изображение Фемиды со шлемом на глазах, моделью атома и двуглавой марионеткой.

Пропаганда насилия — фигура торговца оружием.

Садизм — фигура в рясе с головой носорога.

Позорный столб для тех, кто без памяти, в виде стилизованной гильотины.

Эксплуатация детского труда — фигура фабриканта с птичьей головой.

Нищета — изображение старухи, просящей милостыню.

Война — фигура рыцаря в доспехах, с крыльями и в противогазе, держащего бомбу)

Равнодушие — многорукая фигура в «футляре» наподобие саркофага, занимает центральное место в композиции

« Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься,-

Михаил Шемякин »

Заказчиком и соавтором идеи памятника выступил мэр Москвы Юрий Лужков

2 сентября 2001 года, в День города Москвы, скульптура была подарена Михаилом Шемякиным столице.

Памятник раскритиковали

сравнили скульптурные изображения пороков с символикой «в духе масонских лож, тайных орденов типа розенкрейцеров, оккультных сект» и назвала памятник вредным для детской психики

Но были и другие мнения:

протоиерей и литературовед Андрей Дударев высоко оценил работу Шемякина, назвав его искусство «сложным, многоплановым и безукоризненно точным». По мнению священника, композиция представляет собой образец христианского искусства: он увидел в ней гротеск в духе Даниила Хармса, параллели с творчеством Иеронима Босха и

альбомом Islands группы King Crimson

Я того же мнения.

А вы как думаете?

Долгие годы утверждалось и патетически восклицалось: «Дети — наше будущее!». Однако, для перечисления преступлений сегодняшнего общества перед детьми понадобились бы тома.Первый год после открытия к скульптурам можно было подойти вплотную. Однако, после покушения вандалов, власти приняли решение обнести её забором, выставить охрану и открывать её для посетителей в определённые часы. Решётка, за которой стоит памятник, открыта с 9 утра до 9 вечера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: