Урок развития речи по картине ф. васильева «мокрый луг» презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Сочинение по картине васильева «мокрый луг», 5 класс

Русский пейзаж Васильева

Прекрасный дар достался Фёдору — он с детства любил рисовать, и у него это хорошо получалось. Художник от бога, не получивший классического образования, он оставил прекрасное наследие. Более ста полотен и эскизов заняли достойные места в музеях и галереях разных стран. Картина «Мокрый луг», как и многие другие полотна Фёдора Васильева, находится сейчас в Третьяковской галерее.

Милая сердцу Гатчина

При первом взгляде на картину она просто очаровывает. Казалось бы, на полотне изображён обычный для русской равнины пейзаж:

  • Луг освещён тёплыми солнечными лучами, пробивающимися сквозь поредевшие облака. Ещё недавно он был щедро полит грозовым дождём. Влажная земля парит, и оттого предметы отчётливо видны лишь на переднем плане, где каждая травинка выписана с любовью и почти фотографической точностью.
  • Этот луг — заливной, и воды на нём, бывает, скапливается и побольше. Об этом говорит прилегающая к водоёму лощина с пожелтевшей растительностью. Скорее всего, она уже вымокла и погибла после ещё более сильного ливня. Левее высится косогор, поросший редкими кустарниками да зелёной травой.
  • От правого нижнего угла картины к водоёму пролегла тропка. Она как граница между светлой лощиной с её травянистой растительностью и более выраженной зеленью разрозненных деревьев и виднеющегося на горизонте справа тёмного леса.
  • Взгляд останавливается на обособленной группке: это два дерева с раскидистыми кронами. Их стволы слегка наклонены влево под влиянием частых и сильных ветров, но они крепко стоят, держатся корнями за родную землю. Эта особенность и размещение центрального изображения в правой стороне картины придаёт изображению ощущение динамичности.
  • Бо́льшую часть всего полотна, как и на многих работах Фёдора Васильева, занимает мастерски, неповторимо выписанное небо. Чёрные зловещие тучи уже уходят дальше, они клубятся в правой части картины, над темнеющим краем леса. Но уже и там кое-где проглядывают кусочки небесной сини.

Тоска по родному краю

Художник — не писатель, в его распоряжении только карандаш, кисти и краски. Но стоит взглянуть на полотна Фёдора Васильева, и появляется ощущение, что природа, как зеркало, отразила чувства и переживания самого́ автора.

Если переводить взгляд слева направо, как будто читая «Мокрый луг» Васильева, описание превращается в рассказ о настоящем, воспоминаниях и надеждах:

  • Слева пейзажист изобразил возвышенность, освещённую тёплым солнечным светом. Можно провести аналогию с недавним прошлым, когда молодой художник стал знаменитым, а его произведениями интересовался даже престолонаследник.
  • В описании картины «Мокрый луг» есть и вторая часть, она касается надежд на будущее. Правая сторона картины более тёмная и холодная, над нею клубятся мрачные грозовые тучи. Лишь изредка проглядывает небесная синь да солнечный лучик пробивается — напрашивается аналогия со слабой надеждой на выздоровление.

Это интересно: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Вечер»

Популярные сочинения

  • Сочинение Война и мир по роману Толстого Лев Толстой в каждом произведении описывает определенную эпоху и затрагивает проблемы того периода. В романе «Война и мир» писатель описывает свои размышления. Из названия видно, что произведение таит особую загадку.
  • Взаимоотношения людей — сочинение Взаимоотношения людей. Что это? Взаимоотношения – это связи, отношения между людьми, их влияние и воздействие друг на друга. Существуют разные виды взаимоотношений, из которых можно выделить два ключевых – дружба и любовь
  • Сочинение Гринев и Швабрин (сравнение) 8 класс «Капитанская дочка» историческое произведение написано великим русским писателем А. С. Пушкиным, как раз не задолго до смерти в 1836 году. Произведение написано в форме мемуаров главного героя.

Обстоятельства появления картины «Мокрый луг»

Время с декабря 1871 по февраль 1872-го годов, когда писался «Мокрый луг», – первая зима Васильева в Крыму. Художник, у которого диагностирован туберкулёз гортани, живёт здесь безвыездно, скованный врачебными предписаниями и запретами, но полюбить Крым – не получается. Природа Крыма кажется Васильеву нарочито эффектной, краски – чересчур контрастными, формы – слишком резкими. Он поначалу пишет крымские пейзажи только по заказу, для заработка, но сам тяготится этой работой, отчаянно тоскуя по природе средней полосы России и её неброской красоте. Ивану Крамскому, своему близкому другу, Васильев пишет из Крыма элегические письма, где, между прочим, говорит о своей в любви к… болоту: «О болото, болото! Если б вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели опять не удастся мне дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!» Крамской в ответ сообщает товарищу: в Обществе поощрения художников, которое субсидировало пребывание Васильева в Крыму, скоро планируется очередная выставка. Не пришлёт ли Васильев что-нибудь на конкурс? И Васильев по памяти начинает пейзаж – он называет его «утро над болотистым местом» – далёкий от крымских природных реалий, но зато хорошо знакомый ему по имению Знаменское под Тверью и местечку Хотени Сумского уезда Харьковской губернии, где художнику доводилось гостить у графа Строганова – мецената и большого поклонника незаурядного дарования Васильева. Он перебирает и пересматривает свои этюды и зарисовки, сделанные в Хотени, все эти, как выражался Репин, «прелестные лопушки на песке», но сам замысел Васильева – не камерный, отнюдь. В задуманной им работе появляется масштаб, простор и воздух, впечатляющая разомкнутость пространства (то самое «приволье», о котором вспоминал Васильев в письме Крамскому).

Популярные сегодня темы

  • Сочинение описание картины Ледяные горы в Антарктиде Айвазовского Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.
  • Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской
  • Сочинение по картине Нестерова Лель. Весна 5, 8 класс Михаил Васильевич Нестеров – талантливый советский художник, живописец. Один из участников уникального товарищества передвижных выставок, с помощью которых в то время деятели искусства знакомили простой
  • Сочинение по картине В сельской школе Маковского В.Е. 6 класс Это такая многообразная картина, то есть тут так много персонажей, достаточно много ситуаций школьных. Мне интересно было рассматривать эту картину.
  • Нисский Художника Георгия Нисского можно назвать романтиком, отлично понимающим и чувствующим эстетику и значимость труда, который в свою очередь двигает прогресс вперед и преобразует нашу планету.

Сочинение-описание картины Мокрый луг Васильева (5, 8 классы)

Перед нами картина русского художника Федора Александровича Васильева «Мокрый луг». На картине изображен пейзаж. Прямоугольный холст написан маслом в 1872 году.

Ф. Васильев писал свои картины с натуры. Но из-за болезни он переезжает в Крым, где у него нет возможности работать с натуры. Свою картину «Мокрый луг» художник пишет по наброскам, по воспоминаниям родных мест Гатчины.

На холсте отображен момент изменения природы. В центре картины низина с лужей. Наш взгляд падает на воду, но это не озеро. Большая лужа возникла от дождя. В ней отражается солнечный свет. Часть луга с пожухлой травой от обильных осадков и постоянно стоячей воды, на нее падает тень от облаков.

Сквозь густые облака видны лучи прорезающегося солнца. Гроза уже прошла, но небо еще серое. Уходящая туча создает ощущение облегчения, чувство свежего вдоха. Деревьев в пейзаже мало, они имеют раскидистые ветки, находятся вдали. За деревьями дождь льет стеной.

На переднем плане сорняки. По очертаниям можно узнать васильки, дикий щавель, лопух, полынь. Эта часть луга хорошо освещена солнечными лучами. Справа сквозь траву видна ровная тропинка. Слева холм. Что за холмом, мы не видим.

Картина по горизонтали делится на небо и землю. Небо в движении, земля наслаждается дарами неба: дождем и солнцем. Ветра нет. Туча удаляется не сильным ветром, а с течением времени. Полотно овеяно туманом: в жаркий летний день прошел холодный обильный дождь.

Центральной частью является равнина, фоном – небо. Краски пожухлые, пыльные, приглушенные. Летняя природа выражена реалистично. Точка зрения выбрана посередине лужайки, наблюдатель сошел влево с тропинки. Композиция с низким горизонтом передает величие неба над землей. Передний план прорисован более ясно. Остальные детали картины размыты. На том месте, где стоит наблюдатель, светит солнце: зелень ярче, светлее. Холм, вытянутый в длину, закрывает обзор. Тень от тучи создает затемнение луга, солнце осветляет воду. Полотно вызывает особую глубину чувств.

Картина загружена равномерно. Выразительность композиции достигается сопоставлением ровного края холма с одной стороны и неровностью деревьев с другой. Левая часть более светлая, правая более темная. Слева спокойствие, радостные чувства, надежда; справа волнение, тревога, уходящая тяжелая задумчивость.

На воду можно смотреть бесконечно. Просторы луга очаровывают. Произведение отражает чувства художника, когда он находится вдали от родных мест.

Picture-nostalgia

> Later will be called «Wet meadow». It is in the full sense of the painting is a nostalgic, picture-memory, pattern – recognition in love to what may never see.

One of the most damaging moments – that Vasilyev wrote it without nature, almost entirely relying on their amazingly tenacious memory, which, once grabbed, kept and preserved the smallest details, just as you remember and carry by through all life features and characteristics of a loved person. The memory did not disappoint, reviving in this picture impressions Vasileva from so they appreciate the «Northern» (this definition, of course, conditional – in contrast to «southern» Crimean) landscape. The juxtaposition of not obviously, but it’s there in the subtext: Vasiliev depicts not what he sees in the here and now, and what he remembers. Instead of the boundless sea – a tiny pond, not a swamp, not the lake. Instead of sun-scorched Crimean steppes – «bold» from the moisture of meadow grasses. Instead peaked cypresses of the Yalta who every day face the eyes Vasiliev in the Crimea, – a rounded crown of acacia or other deciduous tree.

Impulsive and temperamental, Ilya Repin, another senior comrade Fyodor Vasilyev, his ability to depict the plant world has led to a complete delight: «How does it feel plastic every leaf, stem! So they had turned around, turning in different directions, and right angle on the viewer. What a rich memory Vasilyev on all of these even the smallest details! And then, because he always summarizes the picture to a Grand experience».

Landscapes Vasilyev Kramskoy called «subjective». Indeed, and Wet meadow, with all his skilful technique and precision of drawing, is not really that extremely detailed, almost photographic «objectivity» of the Frankfurt school, which we meet at Shishkin (older friend and mentor Vasiliev, who married to his own sister Eugenia). «The poetry of his perception of nature is in some contradiction with prosaism and sobriety, which was quite acceptable for Shishkin»– writes the art historian Alexei Fedorov-Davydov. The landscape Vasiliev much more lyrics, emotions (and not static but moving from quiet sadness to the solemn rapture), emotional beginning.

Сочинение Мокрый луг Васильева

Перед собой я вижу картину автора Фёдора Васильева «Мокрый луг». Эта картина изображает природу русской души. Настроение этой картины напряжённое, грубое и слегка вызывающее. Об этом нам говорят тона и оттенки, использованные автором. Все они являются тяжёлыми к восприятию глаза. В них нет лёгкости. Возникает ощущение, что картина массивна.

Пейзаж представляется нашей природой, заключённой в обширные поля и большую территорию. Может быть это и есть подтекст художника, что Россия – территория, как бы с заглавной буквы. Мы видим действительно далеко простирающуюся землю, которая покрыта достаточно ярко-зелёной, свежей травой. Из этого можно сделать вывод, что на картине изображено лето.

В левой части виднеются холмы, в правой же наоборот, близлежащие деревья, за которыми, наверняка, то же целые поля таких деревьев. Они имеют широкую, царскую крону, выглядящей массивно, даже издалека.

Прямо по центру пейзажа мы можем разглядеть водоём, возможно некое озеро, которое на мгновение может показаться зеркальным. Оно как бы отражает высоко плывущие облака вперемешку с надвигающимися тучами. Или же, может быть наоборот, уходящими.

Картина называется «Мокрый луг», который совсем и не кажется мокрым, возможно потому, что действие дождя ещё не произошло.

Вернёмся к озеру. Оно всё блистает светло-золотистыми тонами, делающими его ярким. Озеро словно приветствует и оживляет своей красотой. По левому берегу водоём отделён такой же яркой, зелёной травой, постепенно перетекающей в более высокие растения на передний план. Справа, на берегу, простирается как бы высушенная, жухлая трава. А спереди можно заметить много интересных растений, среди которых встречаются цветы и просто листья. От озера в боковую сторону простирается тропинка, вытоптанная людьми, не раз проходящими по этому пути. Ну а как не ходить к такому прекрасному виду природы?

Эта картина несёт на первый взгляд тяжёлые эмоции, но чем больше смотришь на неё, тем больше понимаешь, что величественная природа может оставлять только хорошее впечатление.

На этом лугу наверняка живут его обитатели. И если бы они могли, то гордились бы таким домом.

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Дуня в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) Достоевского Второстепенным, но от этого не менее запоминающимся и ярким персонажем произведения Достоевского является девушка по имени Дуня, сестра главного героя произведения, Родиона Раскольникова.
  • Примеры любви из литературы сочинение Сложно чему-то удивиться при очередном разборе любви «по полочкам» в классических произведениях. Трагически сложились отношения Болконского и Ростовой, Вронского и Карениной, Ромео и Джульетты
  • Нужно ли человеку меняться к лучшему Итоговое сочинение В обществе достаточно сильно развита тенденция к саморазвитию, множество людей записываются к репетиторам, учат языки, занимаются спортом, посещают курсы по улучшению мотивации и всячески настраиваются на успех

Вариант Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

  • Справка о художнике
  • Картина-ностальгия
  • Сюжет пейзажа
  • Передний план
  • Задний план
  • Особенности композиции
  • Цветовая гамма
  • Идея картины
  • Моё отношение

Фёдор Васильев — удивительный российский пейзажист 19 века, придавший природе на своих полотнах особую поэтичность, романтизм, одухотворённость и глубину. Он выделяется необычайной проникновенностью, эмоциональностью своих работ, силой и чистотой цвета. Несмотря на то, что талантливый живописец умер в очень молодом возрасте, он успел заслужить признание у современников. Всего 6 лет было отпущено ему для творчества. Туберкулёз оборвал его жизнь в 23 года на пике славы.

Картина «Мокрый луг» стала настоящим откровением для живописи 70-х. До Васильева в изображении русской природы не было такой взволнованности, лиричности и драматизма. Наброски к будущему пейзажу Васильев делал в Тамбовской губернии и окрестностях Петербурга. Вскоре по состоянию здоровья он был вынужден уехать в Крым. Поселившись в Ялте, юный мастер очень тосковал по российским пейзажам. Вызывая в воображении некогда восхитивший его зелёный луг после грозы, Васильев за год до смерти, в 1872 году, по памяти пишет картину-ностальгию. Этим полотном Васильев словно признавался в любви к родным российским пейзажам, которых больше уже не суждено ему увидеть.

На полотне – зелёный луг после дождя, обмелевший пруд, отдельные деревья, дальняя полоска леса и огромное небо. Оно говорит о только что прошедшем ливне. В одной части картины уже пробился свет солнечного дня, а в другой –грозовые тучи проливают последний дождь. Сюжет показывает смену ненастья хорошей погодой.

На переднем плане русское разнотравье. Прописан каждый листочек, былинка, сухая веточка. Ближняя часть луга уже освещена солнцем. Справа убегает вдаль натоптанная тропинка. Высокий кустарник наклоняют порывы ветра. По воде обмелевшего прудика идёт рябь. Часть высохшего дна впитала влагу. Зелень луга плавно переходит в холм на втором плане.

Задний план – это зелёная полоса луга и леса, тонущая в дымке. И огромное небесное пространство. Небо разделено на две половины – мирную светлую и грозовую тёмную. Разделение символизирует борьбу стихий. Лучи прорезающегося солнца и отступающая гроза. За деревьями ещё стеной стоит ливень, но большая часть неба дышит лёгкостью светлых облаков.

Композиционный центр – темные силуэты охваченных ветром деревьев. Он сильно смещен от центра с целью зрительно увеличивает пространство. Художник охватил обширность луга и необъятный простор неба. Композиция построена так, что к деревьям сходятся все линии пейзажа — изгиб заводи, спуск зеленеющего косогора, полоска тропинки, граница светлого и тёмного неба. Композиция очень гармонична и целостна. Отражение неба в заводи скрепляет картину. Её объем и пространство – это нечто космическое. На полотне противопоставлена динамичная жизни неба и спокойствие умытого дождём луга.

Цветовая гамма картины приглушенная и однообразная. Краски как будто пыльные, очертания заднего плана размыты

Художник уделил основное внимание игре света и тени. Левую часть картины более тёплая

Правая – темнеет холодной синевой грозы и мрачной зеленью растительности.

Художник передает непредсказуемость природы. Борьбу стихий можно истолковать, как противостояние света и тьмы, или добра и зла. Может быть, автор, предчувствующий скорый уход в мир иной, изобразил мотивы борьбы жизни со смертью. По крайней мере щемящую тоску мастера по любимым российским пейзажам здесь можно почувствовать в полной мере.

Пейзаж понравился мне выразительностью и запечатленным в нём величием природы. Он только на первый взгляд кажется непримечательным. На самом деле в скромной картине скрыты могущество неба, поэзия приволья, волшебство превращений погоды, таинственность изумрудного луга и тихой заводи.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине

Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно

«Он открыл живое небо…»

Как правило, память склонна идеализировать, но в пейзаже «Мокрый луг» нет идиллического умиротворения. Его композиция основана на контрасте между покоем и движением, между застывшей поверхностью маленького водоема, землёй, отяжелевшей от напитавшей её воды, притихшими в безветрии растениями – и динамично меняющимся, подвижным небом. Клубящиеся облака с тонко разработанными цветовыми переходами будут потом вызывать особое восхищение. Небо вообще очень часто оказывается в пейзажах Васильева «главным героем» и даже выразителем определённой нравственной философии: интерпретируя «Мокрый луг», нередко говорят о том, что тема его – «просветление высшим светом всего темного, косного, не пробужденного в природе» (такое определение встречаем на сайте Третьяковской галереи). А Николай Ге, художник старшего поколения, говорил о новаторстве Васильева в изображении неба так: «Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной… он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин…».

Описание картины Васильева Оттепель

Фёдор Александрович Васильев – известный русский художник, который как никто может показать красивое в некрасивом. Кажется, что такое нельзя совместить. А этот художник мог. Такой по своему описанию и является картина «Оттепель».

Картина Фёдора Александровича выглядит темной, мрачной и унылой. Зритель видит, как белоснежный покров земли превращается в грязь и слякоть. А тучи стремительно затягивают небо плотной пеленой темно-синих цветов.

Но какая же красота таится в этой картине. Ведь растаявший снег, превратившийся в грязь, низко летающие птицы над полями – всё говорит о скором приходе весны. Зима уступает место весне, плавно направляясь далеко-далеко к горизонту. Так и приходят на ум строчки Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета о надвигающейся весне, которой вся природа дает дорогу.

Весны заждались все: деревья, стоящие на заднем плане с остатками инея, ветхая избушка, расположенная по правую сторону и, конечно же, маленькая девочка, показывающая дедушке куда-то далеко. Может и там, за границами картины потекли ручьи, шумя и звеня.

На картине нет ни одного яркого оттенка, но чувствуется теплота, исходящая, должно быть от маленькой девочки, смеющейся и искренне ждущей весну. Цвета, которые мы наблюдает в основном темные и безрадостные

Особенное внимание стоит обратить на задний фон, который убаюкивает всю природу. Но стоит лишь поднять взгляд в верхний правый угол, как можно увидеть то самое наступление тепла, которым пропитана вся картина

Как много он вселяет надежды в окружающую среду.

А в середине картины птицы, уже не просто летающие в небе, а опустившиеся на землю, начинают искать пропитание, будто чувствуя, что вот-вот из земли полезут жучки и червяки.

Кажется, будто художник, писавший эту картину, передает свое унылое настроение или же усталость от такого мрачного времени года. Но и название у этой картины непростое. «Оттепель». В этом слове так и таится слово «тепло», которое вот-вот настигнет всех жителей этой деревни.

Картина Фёдора Александровича стала знаменита очень быстро и известна по сей день. Вот именно так удается великому художнику изображать красивое в некрасивом.

Картина-ностальгия

Позднее работа получит название «Мокрый луг». Это в полном смысле картина-ностальгия, картина-воспоминание, картина – признание в любви к тому, что можешь больше никогда не увидеть. Один из самых поражающих моментов – то, что Васильев писал её без натуры, почти целиком полагаясь на свою изумительно цепкую память, которая, раз схватив, удерживала и сберегала мельчайшие подробности, подобно тому как помнят и проносят через всю жизнь черты и особенности любимого лица. Память не подвела, оживив в этой картине впечатления Васильева от так ценимого им «северного» (это определение, конечно, условно – по контрасту с «южным» крымским) пейзажа. Противопоставление совсем не явно, но оно есть в подтексте: Васильев изображает не то, что видит «здесь и сейчас», а то, что помнит. Вместо бескрайнего моря – крошечный водоём, не то болотце, не то озерцо. Вместо выжженных солнцем крымских степей – «жирное» от влаги луговое разнотравье. Вместо островерхих ялтинских кипарисов, которые каждый день встают перед глазами Васильева в Крыму, – округлую крону акации или другого лиственного дерева. Импульсивного и темпераментного Илью Репина, еще одного старшего товарища Федора Васильева, его умение изображать растительный мир приводило в полный восторг: «Как он чувствует пластику всякого листка, стебля! Так они у него разворачиваются, поворачиваются в разные стороны и прямо ракурсом на зрителя. Какая богатейшая память у Васильева на все эти даже мельчайшие детали! А потом ведь всегда он обобщает картину до грандиозного впечатления».

Пейзажи Васильева Крамской называл «субъективными». Действительно, и «Мокрый луг», при всей его мастеровитой техничности и точности рисунка, – это всё же не та чрезвычайно подробная, почти фотографическая «объективность» франкфуртской школы, которую мы встречаем у Шишкина (старшего друга и наставника Васильева, женившегося к тому же на его родной сестре Евгении). «Поэтичность его восприятия природы стоит в некотором противоречии с прозаизмом и трезвостью, которые были вполне приемлемы для Шишкина», – пишет искусствовед Алексей Федоров-Давыдов. В пейзаже Васильева значительно больше лирики, взволнованности (причём не статичной, а переходящей от тихой печали к торжественному восхищению), эмоционального начала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: