«Портрет мальчика Челищева», Орест Адамович Кипренский — описание
Описание картины:
Эта картина — один из первых детских портретов, где художник действительно постарался изобразить ребенка со всем его внутренним миром, а не уменьшенную копию взрослого человека, как это делали раньше. Нашим современникам непонятно, что относительно недавно к детям не относились так, как это принято сейчас. У них даже не было специальной «детской» одежды, малышей одевали в миниатюрные копии нарядов взрослых. Ни о какой детской психологии речи даже и не шло.
Большинство портретов детей тех эпох изображают малышей и подростков как уменьшенный вариант взрослого человека, они наряжены и причесаны точно также, как и их родители. Такие картины выглядят искусственными, а дети напоминают восковые статуи, за редчайшим исключением («Мальчик в голубом» Гейнсборо и «Менины» Веласкеса).
В этом портрете художник впервые изобразил настоящего ребенка, без возрастной стилизации. На картине, вписанной в овал согласно стилистике того времени, изображен мальчик с еще по-детски пухлыми щечками и нежной кожей. У него яркие, сочные губы и очень выразительные темные и большие глаза
Они сразу приковывают внимание зрителя, так как художнику удачно удалось передать в них определенную детскую задумчивость. Кажется, что во время позирования ребенок отвлекся от происходящего и погрузился в свои мысли
Популярные сочинения
- Хлеб всему голова — сочинение 5 класс Хлеб является основной ценностью для человека. С самых давних времён хлеб представляет символ богатства, обеспеченности, изобилия. Конечно, стоимость обычной буханки хлеба не велика
- Сочинение Матрена в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика) Некрасова Глава «Крестьянка» раскрывает перед нами реалистичный и яркий образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Простая русская крестьянка Матрена предстала в поэме неким собирательным образом всех крестьянских женщин Руси.
- Достойна ли Софья любви Чацкого? — сочинение 9 класс Любовь – это по-настоящему невероятные эмоции и чувства, которым подвергалось большинство персонажей классической литературы. Герои пьесы «Горе от ума», написанной А.С. Грибоедовым, также смогли испытать
Судьба главного героя
История эта имеет продолжение. Однажды, спустя четыре года после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», — так объяснила женщина. Со слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев. Оставшись совершенно одна, женщина продала весь свой скарб, работала всю зиму, и, скопив немного деньжонок, пришла к Перову, чтобы на свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Когда женщина оказалась перед картиной, она упала на колени и, горько заплакав, начала на нее молиться. Тронутый этой сценой, художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме.
В этой статье дано описание картины «Тройка» Перова, а также рассказано об авторе и фактах, связанных с ее созданием. Надеемся, информация будет интересна широкому кругу читателей.
Популярные сочинения
- Анализ произведения Мертвые души Гоголя Мёртвые души» – грандиозное произведение Николая Васильевича Гоголя, над которым писатель трудился очень долго и кропотливо.
- Главный смысл романа Отцы и дети Часто бывает так, что смысл, заложенный в произведение, отражен в его названии. Ярким примером такого авторского хода стал роман Отцы и дети Ивана Тургенева. Всего два слова, но какой смысл и какая проблематика!
- Образ Петербурга творчестве Достоевского Петербург – город мечтателя. Каждый романтик хочет хоть однажды побывать в сказочной и неповторимой северной столицы нашей необъятной Родины. Но далеко не для каждого человека Санкт-Петербург
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Общение Общение есть главное ценность каждого народа, и имеет главное значение в жизни человека. В современном мире как и раньше человек не может обходиться без общения с другим человеком
- Сочинение-описание картины Кружевница Тропинина для 4 класса Картина представляет собой портрет молодой девушки, занятой тонкой, изящной, но не простой работой. Полотно выполнено в мягких пастельных тонах с преобладанием серого, коричневого и желтого цветов.
- Что является залогом победы в бою? — сочинение Победа в бою – это необходимость. На государство уже напали недруги и представляют серьёзную угрозу для народа. Победа буквально необходима, но достичь её можно только кровью и потом.
Сочинение Описание картины Портрет мальчика Челищева Кипренского (8 класс)
Орест Кипренский за свой жизненный путь заслуженно стал знаменитым художником, широкую известность ему принесли его чудесные портреты. Его работы быстро заняли достойное место в области романтизма, вклад Кипренского в развитие этого направления как художника был очень высок. Одним из шедевров стала работа “Портрет мальчика Челищева”.
Автор на своей картине изображает мальчишку лет одиннадцати
Фон картины затемнен, такой метод даёт возможность художнику более выразительно продемонстрировать лицо героя, чтобы задний план не отвлекал зрительское внимание. Подобный прием присутствует во многих картинах данного автора
Взгляд мальчика автор изображает при помощи выразительных глаз, которые широко раскрыты. Судя по взгляду ребенок о чем-то думает.
Губы мальчика надуты, выделены автором красным оттенком. Чуть розоватое лицо, пряди темных волос закрывают половину лба и щеки. Прическа в целом соответствует той эпохе. По выражению лица мальчика видно, что он хочет казаться взрослее своих лет, но детские черты слишком выделены автором. Взрослый взгляд и надутые детские губы. Брови дугой показывают, что ребёнок удивлён. Можно подумать, что он уже в столь раннем возрасте задумывается о будущем, которое его ждет и старается понять законы бытия.
Не взирая на то, что запечатленный ребенок еще слишком мал, в нем уже заметны черты взрослого. Автор мастерски показал с помощью портрета ту линию перехода, когда ребенок из детства переходит в юность. Для мальчика ещё важны игры и баловство, но несмотря на это он уже начинает задумываться о взрослых вещах. Картина выполнена на контрасте, автором очень точно подобрана гамма цвета, оттенки темного разбавлены яркими штрихами. Например, темные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер задают эмоциональный тон портрету.
В данном портрете нельзя найти ни единого лишнего мазка, который бы отвлекал зрительское внимание от портрета. Одеяние мальчика слишком простое, это сделано для того, чтобы зритель мог сконцентрировать свое внимание на взгляде ребенка
Как говорится, глаза – это зеркало души. Художник мастерски передает состояние души, пока еще юного героя.
2 сочинение
Орест Кипренский – один из величайших художников всех времён за свою жизнь сумел написать множество достойных внимания картин, которые по сей день хранятся в лучших коллекциях и музеях мира
Во время, когда творил Кипренский множество художников уделяли внимание портретной тематике. По мнению эксперта одной из самых выдающихся работ считается «Портрет мальчика Челищева»
Мнения людей об этой картине очень разные, однако, все знатоки искусства сходятся во мнении, что для создания такой картины потребовалось вложения большого количества сил и времени, в сочетании с умелой рукой автора это привело к созданию настоящего шедевра.
Автор изобразил двенадцатилетнего мальчика. На фоне темнота, что очень характерно для данного автора. Он старался рисовать свои картины именно так для того что бы ни отвлекать зрителя от основного объекта
Благодаря такому подходу зритель может, не отвлекаясь сконцентрировать своё внимание на лице мальчика, его эмоциях. На картине мальчик изображен в опрятной одежде
Его причёска такая же, как и у среднестатистического мальчика тех времён. Судя по его взгляду можно сделать вывод, что он смотрит вдаль, а, следовательно, пребывает в раздумьях.
На портрете ярко выражены черты лица, как взрослого человека, так и ребёнка. Складывается впечатление, что парень в своём столь юном возрасте думает о своём будущем и полностью понимает всё то, что его ждёт впереди на жизненном пути. На этой картине художник отлично передал момент перехода из мальчика в юношу. Это именно тот момент, когда мальчик ещё играет в игрушки, однако при этом уже достаточно поумнел что бы думать о серьёзных вещах. В таком возрасте из мальчика начинает формироваться мужчина. По лицу мальчика видно, что он уже обладает базовыми качествами настоящего мужчины, благодаря чему сможет в будущем стать великим человеком.
Орест Кипренский за свой творческий путь успел написать много полотен, которые на сегодняшний день служат отличным примером качественного искусства. В его картинах часто открывались житейские темы. Он никогда не говорил, о чём именно картина. Любой желающий может проанализировать картины Кипренского и понять их по-своему. Если хорошо разбираться в искусстве, можно без проблем понимать картины Кипренского, а если нет, лучше прочитать мнения экспертов после просмотра полотен что бы понять их правильно. Ведь главное – всегда понимать, что имеет ввиду автор, и соответственно стараться раскрыть его с лучшей стороны.
Описание картины Ореста Кипренского «Портрет Челищева»
Это одна из самых лучший картин Ореста Адамовича Кипренского. Благодаря этому бесценному труду, автор работы основал романтическое течение. Шедевр был создан в 1809 году. Годом ранее художник только приступил к написанию работы. Ещё молодой, но достаточно известный в своих кругах живописец взялся за написание портрета мальчика 12 лет. В начале следующего года картина была представлена публике, и она оценила её по достоинству.
Именно Орест Адамович в своём произведение смог полноценно изобразить детский образ. Многие художники также создавали портреты детей, но все они были изображены старше.
Кипренский же смог передать не только точный возраст мальчика, но и всю его глубину детской души. Успех ждёт не только автора, но и его натурщика.
Мальчик поступит в Пажеский корпус, будет принимать участие в войне, но всё это потом.
На полотне изображён наивный мальчишка, который, как и все его сверстники, хочет как можно скорее стать взрослым мужчиной.
Мальчик, изображённый на портрете, излучает спокойствие. Доброту и умиротворение. Он покорил сердца многих зрителей своей наивностью. Его большие, тёмные глаза светятся любовью к окружающему миру. Пухлые, алые губы вот-вот расплывутся в улыбке.
У парнишки густые, тёмные, взъерошенные волосы и круглое, миловидное личико.
Если долго смотреть на портрет, то сразу можно представить картину: мальчик очень устал позировать и при малейшей возможности сорвётся с места и убежит играть с такими же мальчуганами, как и он сам.
(1 votes, average: 5,00
Популярные сегодня темы
-
С большой уверенностью можно сказать, что так как Айвазовский, никто из маринистов моря не изображал. Какую любовь нужно иметь к морю, чтобы так точно красками передать всю его красоту.
-
На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.
-
Художников в нашей необъятной стране огромное количество. Очень много талантливых, но Дмитрий Жилинский является одной из центральных фигур советского искусства. Его работы невозможно отнести к тому или иному жанру, они очень разноплановые
-
В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.
3 стр., 1481 слов
По повести «Мальчики» Ф. М. Достоевского : «Вовремя человека …
… и относиться людям друг к другу по-другому это сочинение моего сына Сегодня, я закончил читать одну из глав рассказа Мальчики из романа … Степы, вокруг светило солнце и было все хорошо, все радовались как, в рассказе у Достоевского хорошей погоде, и никто не … и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из жизни, как хорошее какое-нибудь воспитание, и особенно вынесенное из детства, из родительского …
-
Перед зрителем предстает картина с войском фараона: конница и пешие воины. Как известно, в Египте на протяжении длительного периода набирали воинов из простых людей, то есть не существовало регулярной армии. Как говорится, каждый – пахарь, каждый – воин.
Портретист или художник исторического жанра?
Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».
Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805).
Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 г. татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых. Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества. Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.
11 стр., 5208 слов
Русское искусство первой половины — середины XIX века. …
… художника в 1816 году в Италию. С самого начала ведущим жанром его творчества становится портрет. Кипренский выступил обновителем портретной традиции, обращаясь к опыту европейской живописи XVII века. … направления, утвердившегося в искусстве во второй половине 19 века. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в …
Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819).
Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом? Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г. Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей. В Москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям. Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница).
Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.
Описание картины Кипренского «Портрет мальчика Челищева»
Если бы люди могли знать свое будущее заранее, все ли захотели стать взрослыми? Не знаю. Только портрет, написанный Кипренским О.А., где изображен маленький мальчик, лет двенадцати, кажется, предугадывает предстоящее завтра своего героя. О ком картина «Портрет мальчика Челищева»? Можно ли было по внешности паренька угадать его бесстрашные поступки в будущем?
Почему из сотни знакомых детей, Кипренский первым решил написать именно младшего Челищева? Чем этот ребенок так затронул живописца, что он с готовностью посвятил ему свое время, и написал один из самых интересных детских портретов? Наверное, они не раз разговаривали. Садились рядом и беседовали на разные темы. Как импонировала детская непосредственность ребенка взрослому художнику! Они, наверное, сдружились за таким времяпровождением. Истинность этих предположений я нашла, когда случайно увидела имя этого ребенка среди всех подростков, которые всего лишь через какие-то три года отправились на великую битву за родину с французами. Получается, что ему было тогда пятнадцать лет. Возраст достаточный, чтобы учиться, но абсолютно неподходящий для серьезной войны. Значит, на протяжении долгого времени сознание ребенка росло быстрее, чем у всех его сверстников. Это, я думаю, как раз благодаря свободному общению со взрослыми мудрыми людьми. Беседы не прошли впустую, потому, что дальнейшее будущее Челищева уже среди декабристов. Да, как быстро повзрослел этот мальчик, чтобы принимать такие серьезные решения.
На портрете бросается в глаза не по-детски умный взгляд. Как будто он этими глазами может рассказать так много чего, что даже и не видели они. Темные печальные глаза спокойно смотрят с полотна, как будто заглядывают внутрь меня, прямо мне в душу. Что он там видит? Достойна ли я общаться с ним?
Молодой, но уже известный художник Кипренский пишет прекрасный портрет «Мальчик Челищев» Это был один из первых детских портретов в России и первый портрет который возвестил рождение нового направления в живописи — романтизм. Как смог художник в двенадцатилетнем мальчике угадать будущую незаурядную личность? Сейчас это двенадцатилетний мальчик, но уже через три года он уйдет на Отечественную войну, воевать с Наполеоном. Челищев станет участником восстания декабристов. Мальчик смотрит спокойно и прямо. Его черные глаза пытливо вглядываются в зрителя. Овальное лицо еще не потеряло детской припухлости, но уже виден незаурядный характер. Картина написана на противопоставлении и единстве черного, красного и белого цветов. Мальчик как будто всматривается в будущее, где он должен отыскать свой путь. Его ждет Пажеский корпус, куда принимали только родовитых юношей и из стен которого вышло большое количество замечательных, известных людей. Выпущен прапорщиком в 49 егерский полк, принял участие в заграничных походах в составе Силезской армии. Дослужился до штабс-капитана в лейб-гвардии Его Императорского высочества полку. Переведен в егерский полк в чине майора. Участие в Союз благоденствия по Высочайшему повелению «оставлено без внимания» После этих событий, он вышел в отставку и удалился в своё Медынское поместье. Такой путь проделал юноша, изображенный на одном из первых детских портретов Кипренского.
Сочинение по картине Перова Тройка
Об авторе: Василий Григорьевич Перов (1834-1882)- русский художник. На его живописных работах можно увидеть портреты, городские пейзажи, композиции бытовой, исторической и религиозной тематики. На картине Перова Тройка, написанной в 1866 году, показан тяжелый детский труд крестьянских детей. В 1867 году она демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже. За семь месяцев выставку посетили около девяти миллионов человек, среди которых был российский император Александр Второй. В настоящее время художественное полотно находится в Государственной Третьяковской галерее.
Сочинение по картине Перова Тройка: описание и анализ художественного полотна
В 19 веке семьи бедных крестьян из-за нищеты и голода вынуждены были отдавать своих детей в услужение к различным мастерам и ремесленникам. Родители рассчитывали, что их ребятишки смогут обучиться какому-то ремеслу. На самом же деле детям приходилось за скудное питание работать с раннего утра и до поздней ночи.
На картине Перова Тройка мы видим троих деревенских ребят, которые по обледенелой дороге тянут тяжелые сани с огромной бочкой воды. Сзади им помогает взрослый мужчина. Он толкает повозку и поддерживает бочку с водой, чтобы она не опрокинулась. Скорее всего, это и есть их наставник.
На улице лютая зима. Деревянная поверхность бочки с залитой водой уже успела покрыться ледяной коркой. На санях тоже видны сосульки. Сильный ветер дует прямо в лица детей. О силе ветра можно судить по развевающимся волосам девочки и шарфу паренька. Дети замерзли и устали. Но им приходится из последних сил тащить тяжелую повозку. Художник назвал картину «Тройка». Так называют обычно упряжку лошадей. Автор хочет нам сказать, что на детские плечи взвалили непосильную ношу. Они и правда похожи на тройку измученных лошадей.
В середине изображен паренек лет двенадцати в светло-коричневом рваном тулупе. Он старается изо всех сил взять основную тяжесть на себя, чтобы помочь младшим детям. Лицо у него волевое, мужественное и доброе. Рядом с ним хрупкая девочка лет десяти. На бледном лице выражение безысходности. На ней надето тонкое ветхое пальтишко, из-под которого виднеется розовое платье.
Слева на картине изображен мальчик в черном пальто. Ему, наверное, тоже лет десять. Огромное рваное пальто он донашивает за кем-то из взрослых. Парнишка настолько выбился из сил, что буквально падает на дорогу
Он совершенно не обращает внимание на пронизывающий ветер, который продувает лицо, открытую шею и попадает на тело через распахнутые полы пальто
Детей сопровождает коричневая лохматая собака. Она бежит немного впереди и готова отогнать с дороги любого, кто помешает их движению.
Мрачные темные краски на полотне усиливают ощущение угнетённости и трагизма. Картина получилась эмоциональная. Она не может никого оставить равнодушным и вызывает у зрителей чувства неимоверной жалости к бедным детям.
Несколько интересных сочинений
Сказка «Царевна-Лягушка» — это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги
Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» рассказывает о том, как некогда безобразный главный герой превратился в прекрасного лебедя. Автор противопоставляет яркую личность миру обывателей
Одна из лучших работ, которые нарисовал Кипренский – «Портрет Челищева». Переоценить ценность картины очень трудно, ведь благодаря ей художник спровоцировал целую революцию в мире живописи, основав новое течение – романтизм.
Работа над картиной началась еще в 1808 году. Молодой, но уже довольно известный портретист рисует портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Готовая картина представляется на суд публике в начале 1809 года, и почти сразу же становится культовой.
Конечно, портреты детей были и раньше. Но если кто-то из художников решался изобразить ребенка, он пытался максимально «состарить» его, сделать образ как можно ближе к образу взрослого человека. Детство не воспринималось как особый возраст, никто не видел в ребенке тот внутренний мир, который восхваляют поклонники романтизма. Кипренский – первый художник, решившийся создать полноценный детский портрет.
Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позже судьба занесет его в Союз благоденствия, он войдет в Северное общество, позднее организовавшее восстание декабристов… Но это все в будущем. На полотне мы видим не мужчину, испытавшего тяготы и лишения войны. Изображает Кипренский портрет Челищева, который только начинает взрослеть. В его голову только начинают проскальзывать взрослые мысли, он даже не догадывается об уготованных судьбой испытаниях.
Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие, темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке, в которой все еще можно не досчитаться нескольких зубов. Довершают образ круглое лицо мальчика и слегка растрепанные волосы. При взгляде на портрет в голове так и возникает картина: уставший от позирования парень срывается с места и бежит во двор, а художник остается в мастерской, чтобы доработать детали.
Но время детства уже проходит. Задержав взгляд, зритель может заметить, что глаза ребенка отражают еще что-то. Они все так же мечтательны, но мы видим, что это уже не детские мечты. Мальчик не такой уж наивный, как это может казаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Отличным завершением образа является сочетание цветов, выбранных художником. Темная куртка, едва видимый ворот белой рубашки, и жилет алого цвета придают личности Челищева нотки загадочности.
Великолепная работа, которую подарил миру Кипренский, «Портрет Челищева» изображает миг перехода ребенка во взрослую жизнь. Взрослая задумчивость и еще не прошедшая детская игривость невероятным образом совмещаются в одном человеке. Это сочетание сумел уловить художник, его пытались уловить его последователи, и благодаря ему картина смогла прочно утвердиться как первое и неповторимое проявление романтизма в русской живописи.
Сейчас картина выставлена в Государственной Третьяковой галерее, ее размер 48*38 сантиметров.
Описание картины «Портрет мальчика Челищева» художника Ореста Кипренского.
Орест Адамович (1782-1836) — великий русский художник. Считается одним из самых даровитых мастеров портретного жанра в живописи. За свою творческую жизнь он успел написать портреты известных представителей своего времени. Картина, о которой здесь говорится, считается одной из самых известных в творчестве русского художника.
«Портрет мальчика А. А. Челищева» — картина, которая была написана в 1808-1809 гг. Портрет написан маслом по дереву. Размеры: 48 × 38 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
Сайт La-Fa.ru
Выдающийся русский живописец и график О. А. Кипренский окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве. В 1816—1822 гг. Кипренский работал в Италии. Вернувшись на родину, он через 6 лет — в 1828 г. снова и навсегда уезжает в Италию. Кипренский — первый представитель романтизма в русской живописи. Великая французская революция, наполеоновские войны в Европе, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, оказавшие огромное влияние на развитие искусства. В этих условиях сформировался особый строй чувств и представлений. Мир казался неустойчивым и неустроенным, таящим в себе постоянную угрозу неожиданных метаморфоз.
О. А. Кипренский первым из русских художников находит этому мироощущению соответствующую форму. Прежде всего эта форма столь же изменчива, как и тот мир, к которому обращено искусство художника. Написанные почти одновременно портреты мальчика А. А. Челищева (ок. 1809, ГТГ), Е. П. Ростопчиной (1809, ГТГ), Е. В. Давыдова (1809, ГРМ) демонстрируют изумительную способность к видоизменению в каждом данном случае живописной манеры, композиционных, колористических, световых эффектов и всего эмоционального строя портрета. Но постоянным остается одно — герои ранних портретов Кипренского как бы пребывают в настороженном, чутко-внимательном ожидании каких-то неведомых собы тий. Живопись отличается незнакомой искусству XVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета. Не случайно пристрастие Кипренского к детским и юношеским образам — в них та открытость навстречу «всем впечатлениям бытия», та незавершенность внутреннего мира, которая наиболее родственна романтическому мироощущению. Кипренский — подлинный создатель русского карандашного портрета. Графический стиль художника отмечен изумительной непринужденностью, быстротой, бархатистой воздушностью штриха при поразительной точности и ясности формы и красоте силуэта (портреты Н. В. Кочубеи генерала Е И Чаплица оба — 1813).
Безусловный шедевр и последняя крупная удача художника — портрет А. С. Пушкина (1827 ГТГ). Лицо, озаренное вдохновением внезапной мысли, отмечено печатью глубокой сосредоточенности, в горькой складке губ сквозит затаенная скорбь в замкнутости позы — какая-то воинственная настороженность. Эмоциональный строй портрета отличается сдержанной благородной строгостью исполнение — мудрой простотой экономностью художественных средств.
Создатель обширнейшей портретной галереи Кипренский доносит до нас не только внешний облик человека, но и возвышенный благородный строи его мыслей и чувств воссоздает историю надежд и разочаровании современников того исключительного по своему историческому и культурному значению периода, который именуется пушкинской эпохой.
Важное место в творчестве Кипренского занимает автопортрет. Незнакомый предшествующему искусству XVIII века повышенный интерес к автопортретным изображениям у Кипренского отражает свойственное романтической эпохе представление о духовной независимости творческой личности наделенной даром обостренной восприимчивости и сострадания к чужим судьбам. Близкий к передовым кругам русской интеллигенции Кипренский, уехав в Италию лишился той живительной умственной среды, которая питала его творчество в России
Это сказалось в его искусстве утратой естественной непринужденности и свободы выражения, составлявших обаяние лучших его произведений. В Италии живопись Кипренского, сохраняя высокий уровень мастерства, приобретает специфический «музейный» оттенок, холодноватую изощренность (портрет Е. С. Авдулиной, ок. 1822, ГРМ)
Близкий к передовым кругам русской интеллигенции Кипренский, уехав в Италию лишился той живительной умственной среды, которая питала его творчество в России. Это сказалось в его искусстве утратой естественной непринужденности и свободы выражения, составлявших обаяние лучших его произведений. В Италии живопись Кипренского, сохраняя высокий уровень мастерства, приобретает специфический «музейный» оттенок, холодноватую изощренность (портрет Е. С. Авдулиной, ок. 1822, ГРМ).
<<< Романтизм
Романтизм : Эжен Делакруа (1798-1863) >>><<<�Весь указатель FAQ>>>
Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского
На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик — Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.
На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.
Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.
При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид
Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.
Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.
Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.
Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами. Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб. Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.
3 стр., 1486 слов
Творчество Ореста Адамовича Кипренского
..
особым вниманием рассматривала портреты. Особенно мне запомнился портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной работы Ореста Кипренского
кипренский портрет романтический образ Орест Адамович Кипренский Орест Адамович Кипренский [13(24).03.1782, мыза … серых тонов, рисунок отличается большой точностью. О женщине, позировавшей художнику, сохранилось немного сведений. Авдулина Екатерина Сергеевна (1788-1832) …