Некоторые работы
- Маленькая семья со стадом (1646 г.), 29 × 37 см ;
- Доярка (1646 г.), дубовая панель, масло, Коллекция Уоллеса , Лондон ;
- Молодой Бык (1647 г.), холст, масло, 235 × 339 см , Маурицхёйс , Гаага ;
- Три коровы на пастбище (1648 г.), 24,5 x 30 см, Музей Фабра , Монпелье.
- Крестьяне и их скот (1648 г.), дубовая панель, масло, 37 × 42 см , Коллекция Уоллеса , Лондон ;
- Доение молодой крестьянки (1648 г.), коллекция Бентинка-Тиссена ;
- Две лошади на лугу у забора (1649 г.), дерево, масло, 23 × 30 см , Рейксмузеум , Амстердам ;
- Две упряжные лошади перед коттеджем (1649 г.), 23,5 × 25,5 см — дерево, масло, экспонируется в Лувре ;
- Le Bois de La Haye (1650 — 38 × 40 см — дерево, масло), экспонируется в Лувре ;
- Орфей, очаровывающий животных (1650 г.) 67 × 89 см, Рейксмузеум , Амстердам;
- Пестрая лошадь (1650–1654), холст, масло, 49 × 45 см , музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес ;
- Лошадь-сорока (1653 г.), дерево, масло, 41 × 30 см , Лувр ;
- Крупный рогатый скот в ненастную погоду (1653 г.), дубовая панель, масло, 39 × 34 см , Коллекция Уоллеса , Лондон ;
- Овечья голова (1654), холст, масло, 75 × 70,5 см , Дижон , Дижонский музей изящных искусств ;
- Четыре молодых быка на лугу (1651 — 25 × 30,1 см — дерево, масло), экспонируется в Рейксмузеуме ;
- Пейзаж с коровами, овцами и лошадьми возле сарая (1651 г.), дуб, масло, 57,7 × 52,9 см, Лондонская национальная галерея ;
- «Прери » (1652 г.), холст, масло, 84 × 121 см , куплен Людовиком XVI в 1784 г., выставлен в Лувре.
Как появилась Делфтская школа
Город Делфт. Ничем особо не отличался от других городов, но в 1572 году туда переезжает Вильгельм Оранский и привозит с собой всю дворцовую элиту. И хотя сам дом Оранских был в Делфте недолго (после убийства Оранского в 1584 все быстренько переехали в Гаагу), этот краткий период расцвета культурной жизни Делфта повлиял на развитие живописи. В начале XVII века Делфт был местом великосветской жизни: остатки аристократии жили уединенно и комфортно, а бюргеры часто выбирали Делфт как город спокойный, размеренный и далекий от вечеринок в Гааге и шумных улиц Амстердама.
Паулюс Поттер (1625-1654) — нидерландский художник. Жил в Гааге, но был в Делфте с 1646 по 1649 года, вступил в Гильдию Святого Луки в Делфте. Появление Поттера в Делфте и созданные им работы там — «Молодой бык» (1647) и «Ферма» (1649) — повлияло на развитие делфтской живописи.
В городе Поттер начинает писать немного по-другому: работает с ярким дневным светом, пишет холодными красками, уделяет внимание природе. И пытается передать прозрачность
В общем, посмотрев на его работы, делфтские художники перенимают у него пару идей.
Кроме приезда Паулюса Поттера на развитие делфтской живописи повлиял интерес к архитектурной живописи.
«Архитектурная картина». Протестанты не писали для церкви — заказов не было. Но вот архитектуру и внутреннее убранство писали многие. В середине XVII века церковные интерьеры писали Герард Хаукгест (1600-1661), Хендрик ван Влит (1611/12-1675) и Эмануэль де Витте (1617-1692).
Фишка их творчества была в том, что они постепенно начали уходить от каких-либо канонов изображения внутреннего убранства: вместо общего вида — красочного, богато украшенного и очень монументального, — они пишут небольшой отрезок пространства, где происходит какое-то действие. Или не происходит. Там обязательно колонны, арки или своды. И написано так, что ты как будто стоишь в этом зале, видишь все своими глазами и становишься частью этого небольшого действия за счет сопоставления переднего и заднего планов
Внимание переключается на что-то интимное и уютное. Повседневное
Постепенно интерес к интерьерной живописи переключается с архитектуры общественной на частную жизнь — дворики, внутренний интерьер домов, улочки и сады.
Делфтская школа живописи формируется во второй половине XVII века, хотя тогда никто не относил художников к какой-то особой школе. Они учились у разных мастеров, приехали из разных городов (кроме Вермеера). Не было объединяющего лидера, собраний художников и манифестов.
Каждый художник писал работы, советуясь или учась друг у друга. Были общие темы и сюжеты — домашний быт и повседневное окружение. Акцент на естественное освещение, тени, перспектива (которая помогает нам ощутить себя героем картины) и предельный интерес к пространству и деталям.
Паулюс Поттер голландский художник XVII века
Паулюс Поттер (Paulus Pieterszoon Potter) — нидерландский художник XVII века. Один из самых ярких представителей, так называемого, золотого века голландской живописи. Дата рождения Паулюса Поттера достоверно неизвестна. Имеется лишь указание на то, что Паулюс был крещён 20 ноября 1625 в Энкхёйзене.
Его творчество — это 130 картин, которые сейчас считаются бесценными шедеврами мирового искусства живописи. Большая часть его творчества принадлежит пейзажам, животным — домашним и диким и обычным людям. Жанровые сцены являлись излюбленным для этого великого живописца. Кроме того, в его творчестве присутствовали портреты и натюрморты. В настоящее время его картины находятся во многих музеях мира, в том числе пять картин в Эрмитаже (ранее писали об истории картины «Наказание охотника«).
Все его произведения отличаются необычайной чёткостью, прорисовкой самых мельчайших элементов и деталей. Невероятная точность работ говорит о небывалом таланте, который явился достойным для золотого 17 века нидерландской живописи. Умер художник в 1654 году в Амстердаме от туберкулёза. На тот момент ему было всего 29 лет.
Портрет Паулюса Поттера работы Бартоломеуса ван дер Гельста
Наказание охотника
Бык и коровы
Бык, коровы и овцы в бурном пейзаже
Бык
Два коня
Две коровы и бык у изгороди
Кони на лугу
Коровы, отражающиеся на глади вод
Кот, играющий с двумя собаками
Молодой бык
На лугу
Отдыхающее стадо
Пятнистый конь
Рабочие лошади у крестьянского дома
Степь
Ферма
Фигуры с лошадьми у конюшни
Цепная собака
Паулюс Поттер — Art of Baroque, Rococo, Mannerism and neo-
Несмотря на то, что Поттер известен гораздо меньше, чем его соотечественники Хальс, Вермеер, Стен и многие другие, это отнюдь не умаляет его выдающегося таланта, как оригинального живописца-анималиста своеговремени. да и только ли своего? Мы знаем много художников в той или иной степени увлекавшихся изображением животных: это и Рубенс, и Снейдерс, Ян Брейгель, Руссо и Жерико и т.д. Но вот творчество Поттера от них отличается прежде всего той глубиной простой звериной души, которую закладывает в них автор.Поттер прожил небольшую жизнь: всего 28 лет, с 1625 по 1654 годы и прославился именно тем, что мастерски рисовал зверей. Им посвящены около сотни его полотен. Они хранятся во многих музеях мира: Гааге, Дрездене, Берлине… Санкт-Петербургский Эрмитаж имеет небольшую, но при этом высококлассную коллекцию его произведений. Они также первоначально находились в Германии, затем попали при Наполеоне во Францию и были куплены Александром Первым в числе коллекции императрицы Жозефины.
Полотно написано 1647 году
в Чем же оно сразу привлекает внимание и почему мимо неё просто так не пройдёшь? Ну конечно, прежде всего тем, что она разделена на 14 сюжетов и представляет собой рассказ о нелёгком совместном существовании животных и человека
Центральную часть картины занимают 2 сюжета. На первом представлен суд зверей: лев — судья и царь со скипетром в лапах, рядом с ним леопард и слон, лиса. К ним конвоируют человека, это делают медведь и волки, которые держут верёвки. Своей очереди ждут сообщении человека по охоте — собаки и лошадь, видно как они боятся своего будущего.
На нижней половине центральной части находится сцена расправы зверей над человеком. Его зажаривают на вертеле, а сидящий рядом кабан поливает его маслом или каким то соусом, собак просто повесили, одна из обезьян залезла на дерево и проверяет насколько хорошо затянулась верёвка. Остальные звери устроили праздник по этому случаю. Сцена хоть и представляет собой насилие, тем не менее написана с таким юмором, что не улыбнуться, глядя на неё, невозможно.
На 8 элементах картины представлены сцены охоты человека на различных животных: медведя, обезьян, кабана, льва, волка, быка, леопарда и куницу. Причем те сцены, которы не могли бы происходить в Европе, например охота на обезьян выполнены весьма оригинально -обезьянам подсунули какой-то клей, из-за которого их лапы склеились с телом. А леопарду зеркало, чтобы он думал, что рядом какой-то зверь.
Сверху 3 сюжета, связанные с охотой: первый о Святом Губерте, покровителе охотников и затем на античный сюжет.
Хочется заметить, что у Поттера много интересных картин, это и Ферма, и Молодой бык, и Кони на лугу. Их можно рассматривать очень долго. Но к картине Наказание охотника у меня интерес особый, не только потому что это целый рассказ, но и по заложенному в ней смыслу: звери не будут долго терпеть, за свои преступления человек получит наказание, справедливость восторжествует.
Наказание охотника. История картины Паулюса Поттера | Люди | Истории
9 ноября 2016, Люди
Необычная, но очень красивая и живописная картина великого художника Паулюса Поттера «Наказание Охотника» в настоящее время представлена в Санкт-Петербургском Эрмитаже в залах «Искусство Германии XV-XVII вв. Живопись Голландии XVII в»
Эта картина сразу привлекает к себе внимание. Наверное, потому, что она выполнена в очень необычной стилистике, является последовательным рассказом истории охотника и его наказания, люди, которые пришли посмотреть на живопись художников прошлого, останавливаются здесь несколько дольше, чем перед другими полотнами
Паулюс Поттер — нидерландский художник XVII века, ярчайший представитель золотого века голландской живописи. Одна из интереснейших работ его авторства, о которой здесь идёт речь, была написана в 1647 году. Интересна эта картина тем, что в одном полотне она разбита на 14 историй, которые последовательно рассказывают о судьбе несчастного охотника, который всё же получил по заслугам. 12 сюжетных историй по бокам рассказывают о том, как и чем живёт охотник, как охотится на зверей, как расставляет ловушки, как его псы грызут загнанных животных. Все боковые истории рассказывают о мучениях и смерти лесных животных, которые оказались на пути у охотника. Два сюжета в самом центре полотна рассказывают о том, как животные, объединив свои усилия, поймали охотника с его охотничьими псами и устроили суд и казнь.
Центральные истории привлекают зрителя гораздо больше и это не удивительно, ведь здесь звери творят свой законный суд над человеком, который убивал их испокон веков. Притом надо сказать, что вся эта аллегорическая сцена отличается довольно жестоким взглядом на наказание охотника. Его собак повесили на дереве, а самого охотника зажарили на вертеле.
Картина является очень удивительной, даже для золотого века голландской живописи, когда была в моде мифологическая аллегория, тематики греха и наказания. Великое полотно Паулюса Поттера говорит о том, что мир не простит человека, который ради забавы убивает живых существ. На картине есть чёрный юмор и скрытый символизм. Можно сказать, что это своеобразная «карикатура» на всю жизнь, которую видел вокруг себя живописец. Под наказанием охотника вовсе не обязательно буквально понимать наказание именно того, кто охотится на зверей в лесу. Человек, который строит козни против людей, обманывает, обкрадывает, водит за нос, причиняет страдания и т.д., будет подвержен тем же мукам охотника, так как мир, несмотря ни на что, невероятно справедлив!
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Некоторые работы
- Маленькая семья со стадом (1646), 29 × 37 см ;
- Доярка (1646), масло на дубовой панели, Коллекция Уоллеса , Лондон;
- Молодой Бык (1647), холст, масло, 235 × 339 см , Маурицхейс из Гааги ;
- Три коровы на пастбище (1648 г.), 24,5 x 30 см, Музей Фабра , Монпелье
- Крестьяне и их скот (1648), масло на дубовой панели, 37 × 42 см , Собрание Уоллеса , Лондон;
- «Молодое крестьянское доение» (1648 г.), коллекция Бентинка-Тиссена;
- Две лошади на лугу у забора (1649 г.), дерево, масло, 23 × 30 см , Рейксмузеум , Амстердам;
- Две упряжные лошади перед домом с соломенной крышей (1649 г.), 23,5 × 25,5 см — масло по дереву, экспонируется в Лувре ;
- Le Bois de La Haye (1650 — 38 × 40 см — масло, дерево), экспонируется в Лувре ;
- Орфей очаровательные животные (1650) 67 × 89 см, Рейксмузеум , Амстердам;
- Конь- пегий (1650–1654), холст, масло, 49 × 45 см , музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес;
- Le Cheval pie (1653), дерево, масло, 41 × 30 см , Лувр ;
- Крупный рогатый скот в бурную погоду (1653), масло на дубовой панели, 39 × 34 см , Собрание Уоллеса , Лондон;
- Овечья голова (1654 г.), холст, масло, 75 × 70,5 см , Дижон , Дижонский музей изящных искусств ;
- Четыре молодых быка на лугу (1651 г. — 25 × 30,1 см — дерево, масло), экспонаты в Государственном музее ;
- Пейзаж с коровами, овцами и лошадьми у сарая, (1651), дуб, масло, 57,7 × 52,9 см, Национальная галерея , Лондон ;
- La Prairie (1652), холст, масло, 84 × 121 см , приобретен Людовиком XVI в 1784 году, экспонируется в Лувре.
Потомство
Его лучшие работы выставлены в Рейксмузеуме в Амстердаме , а также в Лувре в Париже , коллекции Уоллеса в Лондоне, Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене , Gemäldegalerie Alte Meister в Касселе . Его самая известная картина под названием «Бык » (1647 г.) находится в Маурицхейсе в Гааге .
Гравюры были сделаны Маркусом де Би, и его работы сильно повлияли на его современников, таких как Карел Дюжарден и Адриан ван де Вельде . Альберт Кломп (en) (1618-1688) почти один из его подражателей .
Мы можем считать, что эта концентрация на одном предмете (крупном рогатом скоте), несмотря на некоторые отклонения в сторону лошадей или собак , представляет собой подход, который предлагает прелюдию к абстракции. С этой точки зрения Паулюс Поттер — мастер, влияние которого до сих пор находит отклик в современном искусстве.
Приложения
Библиография
- (в) Тимоти Коул , «Старые голландские мастера. Пол Поттер» в журнале Century Magazine , vol. 48, дом 6,октябрь 1894 г.( читать онлайн )
- (en) Рууд Прием, Марк Рестеллини и Питер Зигмонд, Золотой век Голландии — от Рембрандта до Вермеера с сокровищами Рейксмузеума, изд. Парижская пинакотека , 2009, 304 стр.
внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Паулюс Поттер на Викискладе
-
Записи авторитета :
- Виртуальный международный авторитетный файл
- Международный стандартный идентификатор имени
- Национальная библиотека Франции ( данные )
- Система документации университета
- Библиотека Конгресса
- Gemeinsame Normdatei
- Национальная библиотека Испании
- Королевская библиотека Нидерландов
- Национальная библиотека Польши
- Национальная библиотека Польши
- Национальная библиотека Израиля
- Библиотека польского университета
- Апостольская библиотека Ватикана
- Норвежская библиотечная база
- Чешская национальная библиотека
- WorldCat
- Ресурсы изобразительного искусства :
- АГОРХА
- Национальная галерея Финляндии
- Музей Дж. Пола Гетти
- Королевская академия художеств
- (en) Художественный институт Чикаго
- Искусство Великобритании
- (от + до) Художники Мира Онлайн
- Выгода _
- (в) Британский музей
- (в дополнение к) Баварская государственная коллекция живописи
- (ru) ЭКАРТИКО
- (da + en) Кунстиндекс Дания
- (en) Художественный музей Нельсона-Аткинса
- (исп + ан) Музей Прадо
- (от + до) Музей Штеделя
- (ru) Национальная художественная галерея
- (ин + св) Национальный музей
- (nl+en) RKDисполнители
- (en) Смитсоновский музей американского искусства
- Те Папа Тонгарева
- (ru) Объединенный список имен артистов
- Портал живописи
- Портал Нидерландов
Потомство
Его величайшие работы выставлены в Государственном музее в Амстердаме , а также в Лувре в Париже , в коллекции Уоллеса в Лондоне, в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене , в Gemäldegalerie Alte Meister в Касселе . Его самая известная картина под названием «Бык» (1647) находится в Маурицхёйсе в Гааге .
Отпечатки были выполнены Маркусом де Би, и его работы сильно повлияли на его современников, таких как Карел Дюжарден и Адриан ван де Вельде . Альберт Кломп ( 1618–1688) — почти один из его подражателей.
Мы можем оценить, что эта концентрация на одном предмете (крупный рогатый скот), несмотря на некоторые отклонения в отношении лошадей или собак , представляет собой подход, который предлагает прелюдию к абстракции. С этой точки зрения Паулюс Поттер — мастер, чьи отголоски до сих пор находят отклик в современном искусстве.
биография
Через несколько лет после его рождения, в 1628 году, его семья переехала в Лейден , затем в 1631 году в Амстердам , где юный Паулюс изучал изобразительное искусство у своего отца, Питера Симонса Поттера (1597-1652). Вероятно, он также учился у художника Класа Мойярта , он записан в 1641 году как ученик художника-историка Якоба де Вета (1610-1671). В середине 1640-х он отказался от исторической живописи и специализировался на рисовании животных в пейзажах и крестьянских сценах. Под влиянием Питера ван Лаера, его животные становятся более монументальными, а композиции более концентрированными. Его картины конца 1640-х годов отличаются деревенским натурализмом.
В 1646 году он стал членом гильдии Святого Луки Делфтского , а в 1649 году переехал в Гаагу , недалеко от мастерской Яна Ван Гойена , один из домов которого он снимал до 1652 года . Он женится на дочери строительного подрядчика, что делает его известным буржуазной элите города. Хотя Амели де Зольмс-Браунфельс , покровительница и член семьи штатгальтера , купила одно из его полотен, деревенские сюжеты его работ не понравились некоторым придворным аристократам.
Вмай 1652 г., он возвращается в Амстердам. Впечатленный его цивилизованными манерами и утонченностью, хирург Николаес Тульп , тот самый, что в «Уроке анатомии доктора Тульпа » Рембрандта , поручил ему изобразить своего сына Дирка.
Поттер, который вскоре после этого умер от туберкулеза в возрасте 29 лет, оказал большое влияние на художников , писавших пейзажи далеко за пределы начала 19 века .
Характерные черты
Рогир ван дер Вейден. Пейзаж на триптихе семьи Брак. Около 1450. Лувр. Париж В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.
Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка
Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве
Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.
Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.
До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время уделяется мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.
У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.
С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.
Наказание охотника. История картины Паулюса Поттера
Необычная, но очень красивая и живописная картина великого художника Паулюса Поттера «Наказание Охотника» в настоящее время представлена в Санкт-Петербургском Эрмитаже в залах «Искусство Германии XV-XVII вв. Живопись Голландии XVII в«
Эта картина сразу привлекает к себе внимание. Наверное, потому, что она выполнена в очень необычной стилистике, является последовательным рассказом истории охотника и его наказания, люди, которые пришли посмотреть на живопись художников прошлого, останавливаются здесь несколько дольше, чем перед другими полотнами
Паулюс Поттер — нидерландский художник XVII века, ярчайший представитель золотого века голландской живописи. Одна из интереснейших работ его авторства, о которой здесь идёт речь, была написана в 1647 году. Интересна эта картина тем, что в одном полотне она разбита на 14 историй, которые последовательно рассказывают о судьбе несчастного охотника, который всё же получил по заслугам. 12 сюжетных историй по бокам рассказывают о том, как и чем живёт охотник, как охотится на зверей, как расставляет ловушки, как его псы грызут загнанных животных. Все боковые истории рассказывают о мучениях и смерти лесных животных, которые оказались на пути у охотника. Два сюжета в самом центре полотна рассказывают о том, как животные, объединив свои усилия, поймали охотника с его охотничьими псами и устроили суд и казнь.
Центральные истории привлекают зрителя гораздо больше и это не удивительно, ведь здесь звери творят свой законный суд над человеком, который убивал их испокон веков. Притом надо сказать, что вся эта аллегорическая сцена отличается довольно жестоким взглядом на наказание охотника. Его собак повесили на дереве, а самого охотника зажарили на вертеле.
Картина является очень удивительной, даже для золотого века голландской живописи, когда была в моде мифологическая аллегория, тематики греха и наказания. Великое полотно Паулюса Поттера говорит о том, что мир не простит человека, который ради забавы убивает живых существ. На картине есть чёрный юмор и скрытый символизм. Можно сказать, что это своеобразная «карикатура» на всю жизнь, которую видел вокруг себя живописец. Под наказанием охотника вовсе не обязательно буквально понимать наказание именно того, кто охотится на зверей в лесу. Человек, который строит козни против людей, обманывает, обкрадывает, водит за нос, причиняет страдания и т.д., будет подвержен тем же мукам охотника, так как мир, несмотря ни на что, невероятно справедлив!
Голландская живопись 17 века
Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.
В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.
Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.
История зарубежного искусства ►
Примечания и ссылки
- ↑ и (en) Стивен Даффи и Джо Хедли , Картины из коллекции Уоллеса: полный каталог , Unicorn Press и Lindsay Fine art,2004 г., 515 с. , 29 см ( ISBN 978-0-906290-38-5 ) , с. 329-331.
- ↑ и Кристиан Ди Маттео , Шедевры музея Дж. Пола Гетти: Картины , Темза и Гудзон ,1997 г., 128 стр. , 28 см ( ISBN 978-2-87811-128-6 ) , с. 65.
- Джеймс Стортон ( англ . пер. ), Маленькие музеи, большие коллекции: прогулка по Европе , Париж, Скала,2003 г., 271 с. ( ISBN 2-86656-327-1 ) , с. 154.
- Франсуа Долт , Коллекция Бентинка-Тиссена в Государственных музеях Великого Герцогства Люксембург , Библиотека искусств, Лозанна,1987 г., с. 39.
- Эмиль Мейер , Сокровища Рейксмузеума Амстердама , Париж, Scala Books,1994 г., 160 стр. ( ISBN 2-86656-022-1 ) , с. 88.
- Винсент Помаред , 1001 картина в Лувре: от античности до 19 века , Musée du Louvre Editions,2005 г., 589 с. ( ISBN 2-35031-032-9 ) , с. 463.
Утрехтские караваджисты
Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Паулюс Бор, Тербрюгген. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.
- Молодой воин раскуривает трубку
, 1623, город Эгер, Венгрия. Худ.Тербрюгген
- Тербрюгген. Святая Ирина спасает Святого Себастьяна
- Худ. Хонтхорст. Пьяный скрипач
, 1623 г.
- Паулюс Бор (или его круг). Христос среди учителей, около 1635
- Бабюрен. Христа берут под стражу.
Поселился и всю жизнь провёл в Италии Маттиас Стом, чьи работы стали достоянием культуры двух стран — Италии и Голландии XVII века.
- Маттиас Стом. Муций Сцевола, 1640-е годы
- Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече
- Маттиас Стом. Поклонение волхвов
- Маттиас Стом. Поклонение пастухов. Музей искусств. Северная Каролина