Содержание
В пуантилизм — это признанная техника рисования, заключающаяся в формировании изображения с помощью узоров из маленьких точек разных цветов. Он родился из движения, известного как неоимпрессионизм, существовавшего с 1880 по 1910 год. Неоимпрессионизм продвигался художником-постимпрессионистом Жоржем Сёра и его учеником Полем Синьяком.
Термин «пуантилизм» начал использоваться в уничижительном смысле, чтобы высмеять этот стиль работ, однако его значение со временем изменилось. Техника состоит в основном из использования маленьких точек из основных цветов, узоры которых позволяют видеть второстепенные цвета.
Неоимпрессионизм вдохновлен наукой об оптике и цвете, чтобы создать новую технику живописи. В пуантилизме понимание картины идет рука об руку со способностью или оптическим состоянием зрителя наблюдать смесь цветов, которую может создать распределение цветных точек на холсте.
Говорят, что пуантилизм может создать более высокий уровень яркости и сияния в произведении. С другой стороны, также утверждается, что точки могут создавать более богатый цветовой эффект, чем смешивание цветов пигмента в палитре.
Пуантилизм также может быть связан с cromoluminarismo или Divisionismo, стилем, из которого он происходит. Дивизионизм основан на фундаментальном принципе рисования отдельных цветов в виде точек или пятен таким образом, чтобы они взаимодействовали на оптическом уровне, то есть чтобы они могли смешиваться в поле зрения зрителя. Именно с этого момента основываются принципы неоимпрессионизма, порождающие пуантилизм.
Одной из основных теорий, используемых импрессионизмом, постимпрессионизмом и неоимпрессионизмом, были исследования цвета французского химика Мишеля Эжена Шеврёля в его работах. По закону одновременного цветового контраста, опубликовано в 1839 г.
Многие из картин неоимпрессионизма, в том числе в технике пуантилизма, были нацелены на создание связей между эмоциональными состояниями и формами и цветами, которые были представлены на полотнах. Многие работы посвящены современности, индустриализации и городской жизни.
Отличия от импрессионизма
Ключевое отличие неоимпрессионизма – отказ от смешения красок, работа с чистым цветом.
1 / 5
Если импрессионизм – это стихийность, романтизм, то стиль, созданный Сёра – научный импрессионизм. Первые видели в цвете инструмент для выражения эмоций, вторые – настаивали на бесстрастности художника, отказе от спонтанности и естественности в передаче сюжета.
1 / 7
Позже было доказано, что Сёра, и его последователи заблуждались, приписывая своей технике научность. Но гениям свойственно заблуждаться, зато ошибочные суждения становятся причиной создания многих великих произведений искусства. Сёра – как раз такой случай.
Тяга к живописи
Однако после окончания коллежа Роллен, молодой Синьяк сразу сказал, что единственным интересом для него является живопись. О том, чтобы поступить в школу изящных искусств, он не хотел даже слушать, академизм Полю был не по душе. Он считал, что стандартные и традиционные правила преподавания живописи никак не поспособствуют развитию его таланта. К тому же его манило лёгкое и непринуждённое направление импрессионизма. В конце концов мама смирилась с выбором сына, а в скором времени стала самой преданной и рьяной поклонницей его творчества.
Откуда у юноши появилась такая тяга к живописи? Возможно, на это повлиял отец, который любил в свободное время рисовать. А быть может, сказалось то, что семья Синьяк проживала неподалёку от квартала, где располагались художественные мастерские.
В 1879 году шестнадцатилетний юноша Поль Синьяк побывал на четвёртой выставке импрессионистов. Находясь под впечатлением, он стал делать наброски с картин известного французского живописца Дега. Это увидел выставляющий свои произведения начинающий художник Поль Гоген, он прогнал юношу с выставки со словами: «Здесь не копируют!» Но Синьяк умел держать жизненные удары, и это событие его нисколько не смутило. Такое не совсем любезное отношение не отбило у юного живописца любви к искусству.
В детском творчестве
Стиль часто применяется для развития детского творчества. У малышей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.
Психологи считают живопись и творчество необходимыми для гармоничного развития личности, но традиционное рисование дается не всем детям, поэтому стоит использовать другие техники. Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию.
Благодаря использованию стиля, у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Пальчиковое рисование, как одна из техники пуантилизма, не только интересный, но и веселый рисовальный прием
Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе.
Влияние Клода Моне
Особенное влияние оказала на Поля живопись одного из основателей направления импрессионизма, француза Клода Моне. Этот художник часто изображал на своих картинах воду с её неуловимостью и переменчивостью, что необыкновенно впечатляло юного Синьяка.
Он мог бесконечно рассматривать полотна Моне, изображённые на них парусные лодки и реку Сену. Вода манила Поля своей изменчивостью, и только импрессионизм способен был передать такое её состояние. На картинах художников-импрессионистов вода как будто двигалась, переливалась сотнями бликов в солнечных лучах, играла разнообразными оттенками. Чтобы получить подобный эффект, использовался специальный приём разделения красок: мазки чистого цвета не смешивались один возле другого, а наносились на полотно сразу.
В конце ХIХ– начале ХХ веков очень модным стал парусный спорт и гребля. Среди любителей совершить прогулку по воде было много живописцев. Пейзажи реки гораздо удобнее было писать не с берегов, а с лодок. Клод Моне построил для работы специальное судно, где можно было даже заночевать. Зачастую он плавал на этой лодке со своей семьёй.
Моде поддался и Синьяк, свою первую лодку он купил в 1883 году и присвоил ей символическое название «Моне-Золя-Вагнер» в честь трёх людей, сыгравших важную роль в становлении направления импрессионизма в живописи. Моне был на тот момент лидером этого художественного течения. Знаменитый писатель Эмиль Золя часто выступал с защитой импрессионизма. А немецкий композитор Вагнер своей музыкой вдохновлял живописцев на творчество.
Начинающий художник Синьяк понимал, чтобы состояться в мире живописи, ему нужен был учитель и наставник. И в 1885 году он обратился к Клоду Моне. Поль отправил живописцу письмо, в котором рассказал, что является его поклонником, сам на протяжении двух лет серьёзно увлекается живописью и просит мастера стать для него грамотным и опытным руководителем. Но этой мечте не суждено было осуществиться.
Великого Моне это письмо совсем не тронуло. Нельзя сказать, чтобы Синьяк был ему неприятен, просто Клод не имел в своём характере наставнических черт. И к тому же его интересовало исключительно собственное творчество. Поэтому пользу молодому художнику пришлось извлекать из иных знакомств.
Очень дорого
Картины пуантилистов сегодня пользуются неплохим спросом на художественном рынке. Так, рисунок Жоржа Сёра «В Японском диване», написанный карандашом и гуашью, был продан на аукционе «Сотбис» за 4 миллиона 992 тысячи 750 евро, что впятеро превысило первоначально установленную цену. К тому же «В Японском диване» установил абсолютный рекорд повышения стоимости произведения искусства среди проданных во Франции рисунков за 2008 г. Такие «соревнования», разумеется, не влияют на художественную ценность произведений, но служат неплохим стимулом для изучения творчества вновь и вновь входящих в моду художников.
Техника живописи
В основе пуантилизма – живописное письмо отдельными мелкими мазками. Мазки могут быть точечными или прямоугольной формы. Художники-пуантилисты не смешивают краски, т.к. подразумевается, что это смешение происходит на сетчатке глаза человека, зрителя. Они наносят на холст чистые краски, затем в глазу зрителя происходит их оптическое смешение, в результате получается яркое живописное изображение. Но рассматривать картины пуантилистов следует на расстоянии.
В технике пуантилизма созданы картины разных жанров: пейзажи, портреты, сюжетные полотна. Тысячи маленьких цветных точек создают оригинальные изображения.
Работы художников-пуантилистов отличаются геометрической простотой, принципами композиции, схематичностью деталей. Для работы использовались масляные краски, но представители более позднего течения писали также акварелью.
Из биографии художника — Поль Синьяк и Сен-Тропе
Поль Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого и рационального Жоржа Сёра. Строгая система пуантилизма сковывала эмоционального художника.Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. Жанровые сцены, изображенные Полем Синьяком в 80-90-х годах кажутся надуманными.
Зато как ему удаются морские пейзажи!
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez After the Storm, 1895
А вот это жемчужина коллекции музея Аннонсиад в Сен-Тропе — картина «Шторм» Поля Синьяка:
Поль Синьяк (Paul Signac) — Шторм, 1895 (Saint Tropez, Musee de l’Annonciade)
Страстный путешественник и любитель ходить под парусом, Поль Синьяк провел много времени на воде у европейских побережий, занимаясь ландшафтной живописью. Он много экспериментировал, пользуясь не только масляными красками, но и акварелью: к его художественному наследию относятся многочисленные гравюры, литографии и наброски , созданные ручкой и чернилами при помощи мельчайших точек. Эти наброски Синьяк использовал в качестве основы для создания крупных полотен в стиле неоимпрессионизма.
Поль Синьяк (Paul Signac) — Sailing Ships, литография , 1895 (Петербург, Эрмитаж)
По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье в Сен-Тропе. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Мазки кисти складывались в небольшие квадратики цвета, напоминавшие мозаичную технику.Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. The Calanque, 1906
На рубеже веков научно обоснованная живописная система неоимпрессонизма Поля Синьяка начинает органично перекликаться со стилем модерн (ар-нуво).
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of Saint Tropez,1901-02
Альбер Дюбуа-Пилле (1846-1890)
Он был военным и художником-самоучкой, чьи работы находились под сильным влиянием неоимпрессионизма. Несмотря на то, что он не обладал мастерскими знаниями, некоторые из его работ были приняты на выставки с 1877 года.
Он был одним из основателей Общества независимых художников в 1884 году. Его произведения всегда выставлялись вместе с другими выставками подобных художников. И только в 1888 году он провел единственную персональную выставку.
Дюбуа-Пилле был одним из первых художников, полностью принявших стиль пуантилизма. Во время работы с Сёра он использовал чернила для пуантилистских рисунков. Его собственная квартира служила студией и неофициальной штаб-квартирой группы неоимпрессионистов в первые годы движения.
Несмотря на то, что в 1886 году армия запретила ему участвовать в художественных выставках, он продолжал активно заниматься живописью до своей смерти в 1890 году. В честь его памяти Поль Синьяк провел выставку из 64 картин Дюбуа Пилле. Среди его выдающихся работ:
-Зимний пейзаж, 1885
-Натюрморт с рыбой, 1885
— Берега Сены в Нейи, 1886
-Башни, 1887
-Береги Марны на рассвете, 1888
Обучение искусству
Молодому Полю нужно было где-то учиться писать и приобретать художественные навыки. Официальное обучение живописи Синьяк получал в мастерской лауреата Римской премии Эмиля Бина. В 1883 году на протяжении нескольких месяцев Поль посещал мастерскую, однако отзывался об этом периоде пренебрежительно. Метод, по которому здесь обучали, казался ему скучным и пригодным лишь для того, чтобы «готовить ремесленников».
Куда более нужным и важным делом он считал посещение выставок импрессионистов и лавок маршанов, где продавались их картины. Там он проникался импрессионистским духом, а потом творил по наитию, сам, без каких-либо посторонних контролёров или руководителей.
Творчество
В 1885 году Полем было написано первое его значительное произведение «Крест моряков». Художник поселился в посёлке Сен-Бриак, где работал на берегу моря в часы приливов и отливов. По сюжету в своей картине он напоминал о погибших в море, автор давал зрителям понять, насколько зависимы превратности человеческой судьбы от морских водоворотов. В этом полотне отчётливо просматривалось влияние на Синьяка и Клода Моне, и Жоржа Сёра.
Морская тематика завладела Полем, его вдохновителем стал поэт Шарль Бодлер, который часто воспевал в своих стихах безмерные тайны морей.
В 1888 году Синьяк окончил работу над следующим своим произведением – гармоничным и умиротворённым морским пейзажем «Порт в Портрие».
Среди других его произведений, посвящённых морю, особенно стоит отметить такие картины:
- «Порт Колльюр»;
- «Вид Колльюра»;
- «Гавань в Марселе»;
- «Венецианская лагуна»;
- «Красный буй»;
- «Сен-Тропез»;
- «Папский дворец в Авиньоне».
В 1891 году умер его друг и соратник Жорж Сёра. Для Поля это стало тяжёлым испытанием, он приложил в дальнейшем все усилия, чтобы сохранить память о товарище и их общем творческом наследии. Синьяк разобрал работы Жоржа и организовал несколько ретроспективных выставок.
Хотя со временем жёсткая и строгая система Жоржа Сёра просматривалась в картинах Синьяка всё меньше, художник начал добавлять сочные и яркие краски, а сухость и мелкая точка вскоре вовсе исчезли из его произведений. Всё-таки лёгкий, эмоциональный и чувствительный Поль не мог быть полностью подвластен в своём творчестве научной теории.
Синьяк очень любил писать Париж с его набережными, каналами и мостами. Были в творчестве художника и несколько портретных работ, но всё-таки они не отличались той непосредственностью восприятия и искренностью, как морские пейзажи.
Синьяк всегда был дружен со многими людьми искусства. В его мастерской до утра засиживались известные художники, писатели и поэты того времени.
Помимо того, что Поль был талантливым живописцем, он обожал путешествовать. За свою жизнь Синьяк сменил порядка тридцати яхт, но они никогда не стояли у него без дела. Он часто с большим азартом участвовал в парусных гонках, много раз становился победителем. Путешествовал по морю, его, как и прежде, манила вода. Возвращаясь, он воссоздавал на своих полотнах восхитительные места – Венецию, Роттердам, Константинополь.
Всё, что он видел в этих приморских городах, Поль старался с точностью воспроизвести на своих полотнах: постоянное движение морских волн, спокойное покачивание яхт. Если посмотреть на картины Синьяка, кажется, что они наполнены движением, как будто ощущаешь дуновение морского ветра, видишь, как переливаются на морской глади солнечные блики. Примером такого живого и лёгкого полотна является его произведение «Вход в порт Ла-Рошель».
Какие бы ни происходили события в мире (Первая мировая война, Российская революция), что бы ни творилось в душе у художника, никогда на его картинах личные сердечные переживания не отражались мрачной тенью.
К советской власти Поль относился с симпатией, а картины, написанные в духе соцреализма, он находил яркими, красочными и радостными. В 1933 году, когда в Париже проводилась выставка советских художников, Синьяк написал предисловие к каталогу. Впрочем, несмотря на это, все его произведения всегда были аполитичны.
Из биографии художника — Поль Синьяк и пуантилизм
Поль Синьяк обучался архитектуре в Париже, однако в возрасте 18 лет он посетил четвертую выставку импрессионистов. Там он хотел сделать наброски с работ Дега, но Гоген выставил юношу за дверь, сказав, что «здесь не копируют». Под впечатлением от работ Клода Моне Поль решил записаться на курсы живописи.
Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра.
Жорж Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка и много времени отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу и заимствовал научные принципы оптики из исследований химика Эжена Шевреля и физика Огдена Руда.
Жорж Сера — этюд The Channel at Gravelines, 1890
Главным живописным методом нового течения стал дивизионизм – система, основанная на целенаправленном разложении (разделении) сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.
На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – пуантилизм (point — точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.
Поль Синьяк (Paul Signac) — The Port of La Rochelle (фрагмент)
В конце концов критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» ввел термин неоимпрессионизм, чтобы отличать творчество Сёра и Синьяка от импрессионистов.
К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.
Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка. И он написал программный труд «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму», который потом стал настольной книгой для многих великих художников. К сожалению, этот текст в первый и последний раз напечатали на русском языке в далеком 1913 году. За просветительскую деятельность в живописи и популяризацию неоимпрессионизма Поль Синьяк даже получил прозвище Святой Павел.
Поль Синьяк (Paul Signac) — Saint Tropez. Sunset in the Pine Woods, 1896
Занимая должность президента «Общества независимых художников» с 1908 по 1935 г. Синьяк оказывал поддержку молодым художникам и давал фовистам и кубистам возможность выставлять их неоднозначные работы. Известно, что именно он вдохновил Анри Матисса и Андре Дерена на создание их работ. Поль Синьяк был первым человеком, купившим картину Анри Матисса.
Сен Тропе — морской пейзаж в районе Понш, 2015
Пуантилизм: история мирового искусства
Всколыхнувший во второй половине XIX века мир художников стиль живописи – неоимпрессионизм – в 1885 году во Франции породил уникальное направление – пуантилизм. Критики крайне нелестно отзывались о технике, исключившей смешение цвета на полотнах картин. Но пуантилизм нашел своих поклонников.
Пуантилизм как стиль живописи
Картины пуантилистов легко определить с первого взгляда. Они состоят из отдельных точечных или прямоугольной формы мазков. Сама техника получила название от французского слова pointiller, означающего «писать точками».
Каждая точка в картинах пуантилистов находится на небольшом расстоянии от других, и, значит, ее цвет не смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-либо.
Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в своих работах движение воздуха, энергию природы.
И это им прекрасно удавалось. Впрочем, нашлись критики, заявившие, что пуантилизм исключает творчество, а написание картин превращает в нудное механическое занятие. Но это совсем не так.
Жорж Сёра и другие пуантилисты
Увлеченный теорией цвета, изучавший труды Ш. Блана, О. Руда и Э. Шеврёля, молодой художник Жорж-Пьер Сёра решил применить свои знания на практике, создав полотно, состоящее из точек и при этом не смешивая.
Согласно теории цвета, находящиеся рядом точки разных цветов человеческий глаз смешивает в один цвет. К примеру, стоящие рядом желтая и синяя точки с определенного расстояния будут казаться человеку зеленым пятном.
В этом можно убедиться на примере знаменитой картины Ж-П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», ввергшей в шок критиков на выставке работ импрессионистов в 1886 году. Картина получилась невероятно живой, многомерной.
Контрастные точки создают эффект колеблющегося воздуха. Сёра достиг нужного эффекта – ему удалось передать красоту и естественность световоздушной среды.
Идею Ж-П. Сёра поддержали такие художники, как Поль Синьяк, Анри Кросс. И даже один из основателей импрессионизма – Камиль Писарро – 5 лет работал в стиле пуантилизма.
Henri-Edmond Cross Beach on the Mediterranian 1891
Camille Pissarro Railroad to Dieppe 1886
Пуантилизм Сёра открыл множество возможностей для экспериментов. К примеру, Поль Синьяк экспериментировал с расстоянием между точками. Если у Ж-П. Сёра мазки были примерно на равном расстоянии друг от друга, создавая эффект плавного движения, то на картинах Синьяка точки то сближались, то удалялись друг от друга, благодаря чему достигался эффект энергичного движения и объемности отдельных элементов.
Paul Signac Houses in the Port, Saint-Tropez 1892
Личная жизнь
7 ноября 1892 года Синьяк женился на Берте Роблес в мэрии 18-го округа Парижа; свидетелями на свадьбе были Александр Лемоньер, Максимилиан Люс, Камиль Писсарро и Жорж Лекомте. В ноябре 1897 года Синьяки переехали в новую квартиру в Замке Беранже, построенном Эктором Гимаром, а чуть позже, в декабре того же года, приобрели дом в Сен-Тропе под названием Ла Ун (La Hune); в нём художник создал огромную мастерскую, которую он открыл 16 августа 1898 года.
В сентябре 1913 года Синьяк арендовал дом в Антибе, где поселился с Жанной Селмерсхем-Десгранж, которая родила их дочь Гинетт 2 октября 1913 года. При этом он оставил Ла Ун, а также квартиру в Замке Беранже Берте: они оставались друзьями до конца его жизни. 6 апреля 1927 года Синьяк удочерил Гинетт, его ранее незаконную дочь. Его внучка Франсуаза Качин была искусствоведом.
«Капо ди Ноли» (Capo di Noli), 1898 год, масло, холст, 93.5 × 75 см (36.8 × 29.5 дюймов), Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
Пол Синьак умер от сепсиса в Париже 15 августа 1935 года в возрасте 71 года. Его тело было кремировано и похоронено через три дня, 18 августа, на кладбище Пер-Лашез.
Среди его известных картин находятся: «Во время гармонии», «Женщины у колодца», «Порт Сент-Тропе», «Папский дворец» и «Разрушитель».
«Порт Сент-Тропе» (The Port of Saint-Tropez), 1901 год, масло, холст, 131 x 161.5 см (51.6 x 63.6 дюймов)
В 2010 году в отеле, который готовил выставку своих многочисленных картин, была обнаружена ранее неизвестная работа. Отель Spaander в Волендаме насчитывает около 1400 произведений искусства, и Синьяк, по-видимому, отдал эту работу в качестве оплаты за его пребывание там в 1894 году. Оцененная в размере 100,000 евро, безымянная картина, «представляющая вид на гавань, когда-то висела на ржавом гвозде в вестибюле».
Поль Синьяк, 1893 год, «Дама с зонтиком» (Femme à l’ombrelle), масло, холст, 81 x 65 см, Музей Орсе, Париж; портрет жены Синьяка, Берты, написанный в Сен-Тропе
Поль Синьяк | Artifex.ru
Поль Синьяк (Paul Signac, 1863-1935) – французский художник, представитель неоимпрессионизма и пуантилизма. В начале творческого пути его вдохновляли работы импрессионистов, что значительно повлияло на дальнейшее становление его стиля. Клоду Моне, работы которого Синьяк особенно ценил, художник даже написал письмо с просьбой о встрече. Но у Моне не возникло желания взять на себя роль наставника, и юному художнику пришлось самому прокладывать дорогу в искусстве.
В 1840-ом году Синьяк стал одним из создателей «Общества независимых художников», и это событие стало поворотным в его судьбе. Именно там он познакомился с Жоржем Сёра, который был близок ему в творческих исканиях: они оба стремились к созданию чего-то нового, особенного, но при этом продуманного и осмысленного. Так, в 1889 году они разработали технику пуантилизма. Уже само название говорит о технике данного направления: пуантилисты создают картину точками выразительных цветов и никогда не смешивали краски, что позволяло изобразить сюжет в декоративной и ясной манере. При этом картина как бы оживает и начинает переливаться чистыми и тщательно подобранными краскам. Первые работы Сёра и Синьяка удивляли, вызывали споры и противоречивые эмоции, но находилось много ценителей искусства, которые поддерживали начинания этих художников. Среди них был критик Фенеон: именно он стал автором термина «неоимпрессионизм».
Конечно, Синьяк и Сёра были совсем непохожи друг на друга в личностном плане. Впечатлительный, пылкий Поль был эмоциональнее и общительнее, чем его рациональный и более спокойный товарищ. Сёра уделял больше времени теории, а Синьяка зачастую вела именно интуиция.
В 1899-ом году Синьяк опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», изложив в ней основную теорию нового направления, которое приняло уже достаточно конкретные очертания. С этого времени художник стал двигаться дальше.
Волшебны картины Синьяка, изображающие морскую гладь. Художник по-настоящему был увлечён стихией воды и очень любил яхты, которых у него было около трёх десятков. Первой из них он дал весьма необычное название — «Мане — Золя — Вагнер». Не иначе как гениально была изображена Синьяком вода на картине «Сен-Тропе. Красный буй» (1895).
Работа настолько яркая, что при взгляде на нее хочется прикрыть глаза. Тщательными мазками «нанесены» на водную гладь блики, отсветы и отражения. Глубокий светло-синий цвет воды чередуется с лимонно-жёлтыми оттенками солнца и стоящих на берегу маленьких домов.
«Сосна в Сен-Тропе» (1909) – одна из известнейших работ Синьяка. Она написана мазками неодинаковой формы, положенными в разных направлениях. К 1909-ом году Поль Синьяк уже совсем отошёл от неоимпрессионизма и разработал свой собственный стиль. Но приёмы, которые он использовал ранее, не исчезли совсем. Так, примечательны цвета, выбранные художником для изображения прекрасного дерева с богатой кроной.
На этом полотне он не ставил перед собой задачу передать реальные оттенки листвы, а как бы заново «создал» природу. Картина как нельзя лучше отражает эмоциональность Синьяка. На ней желтые оттенки соседствуют с фиолетовыми, синие – с красными. «Сосна в Сен-Тропе» напоминает вспышку восхищения, радости, умиления.
Поль Синьяк, на протяжении всей жизни развивавший и совершенствовавший свой стиль, был признан ещё при жизни. Ему не нравилось работать на открытом воздухе — он предпочитал создавать картины в мастерской, но никто не сможет назвать природу на его творениях неживой или искусственной. При взгляде на полотна художника возникает уверенность, что автор работал вдохновенно, радостно и ценил своё искусство.
Личная жизнь
В 19 лет парень познакомился с дальней родственницей Писсарро Бертой Роблес, которую взял в жены 10 лет спустя. Перед Первой мировой войной Поль расстался с супругой и закрутил роман с художницей Жанной Семмельрсхайм-Дезранж. Несмотря на наличие трех детей от предыдущего брака с архитектором Пьером Семмельрсхаймом, женщина родила Синьяку дочь Джиннет.
В отличие от таких импрессионистов, как Эдуард Мане и Берта Моризо, Поль не запечатлевал фрагменты своей личной жизни на картинах. Зато в работах Синьяка отразилось увлечение автора парусным спортом и греблей.
Будучи руководителем Общества независимых художников, Поль поддерживал молодых коллег, в том числе фовистов, стремящихся к обобщению пространства, и представителей предтечи абстракционизма — кубизма. За 2 года до смерти Синьяк написал предисловие к каталогу выставки советских живописцев в Париже. Организаторы экспозиции неслучайно обратились к пожилому мэтру — еще в 1919 году Поль вместе с Анатолем Франсом и Анри Барбюсом подписал заявление в защиту советской России.
Происхождение и история
Пуантилизм берет свое начало от неоимпрессионизма, художественного движения, зародившегося во Франции под влиянием импрессионизма и вдохновленного техникой дивизиона. Неоимпрессионизм продвигал француз Жорж Сёра (1859–1891), чьи работы характеризуются фигурами и пейзажами.
Сёра, копируя картины и рисунки таких художников, как Энгр, Гольбейн и Делакруа, а также изучая теории цвета, такие как теории Мишеля Эжена Шеврёля, начал интересоваться рисованием и анализом компонентов цвета. . Эти исследования привели его к встрече с пуантилизмом, который вначале Сёра назвал «хромолюминаризмом».
После вклада Сёра и его нового научного способа реализации цвета его ученик и последователь Поль Синьяк (1863-1935) продолжил путь, проложенный его учителем, став одним из величайших представителей неоимпрессионизма, а также помог его развитию. пуантилизма.
Было признано, что неоимпрессионизм несет в себе влияние анархистских убеждений. Многие спектакли посвящены социальной тематике, в том числе картинам о рабочем классе и крестьянах.
Научное изучение цвета в рамках неоимпрессионизма было направлено против условностей искусства того времени. Термин «пуантилизм» родился из мнения критиков в конце 19 века.
Пуантилизм в живописи: история стиля и фото. Исследовательская работа на тему техника «пуантилизм»
Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.
Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.
Происхождение
Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.
Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.
Символизм как стиль в живописи
Представители направления
Синьяк не только стал наследником стиля Сера, но и экспериментатором – он работал с расстоянием между точками, изучая особенности его влияния на восприятие мозаичного изображения глазом. На полотнах Сера точки расположены на одном расстоянии, у Синьяка – они приближаются и отдаляются друг от друга.
Результат экспериментов художника – создание динамичных, объемных изображений путем рисования точек на разном расстоянии.
Другие известные представители стиля:
Теория цвета
В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом.
В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом.
Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.
Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.