Раннее возрождение

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.

«Поклонение волхвов» (около 1475)

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.»

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Первые уроки Боттичелли

Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота, использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Последний, отвечая взаимностью на столь искреннюю преданность и стремление максимально впитать получаемые знания, постарался дать Боттичелли все, что было в его силах. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц.

Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио — итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.

Культ женского тела

«Венера дель Трибуна» («Венера Урбинская») Тициана Вечеллио, 1538. Картина написана по заказу герцога Урбинского. Вероятно, прототипом послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. По другой версии моделью для картины послужила возлюбленная самого Тициана.Портрет Дианы Пуатье, возлюбленной Генриха II («Diane de Poitiers») François Clouet, 1571.Король Франции Генрих II (1547—1559) неоднократно заказывал портреты своей возлюбленной в обнаженном виде, а также приказал высечь ее из мрамора и отлить из серебра.«Габриэль д’Эстре с сестрой», Неизвестный художник, ок. 1594. Возлюбленная Генриха IV, также неоднократно изображалась обнаженной.«Портрет молодой женщины, или Форнарина», Рафаэль, 1518—1519. В таком же духе Рафаэль изобразил свою полулегендарную возлюбленную, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути.«Портрет Симонетты Веспуччи», Пьеро ди Козимо.  Симонетты Веспуччи — одна из самых красивых женщин эпохи Ренессанса, возлюбленная Джулиано Медичи. Портрет был создан уже после смерти Симонетты в возрасте 22 лет, тем не менее, ее внешность совпадает с более ранними изображениями.Сюда же можно отнести и нагую статую-портрет «Статуя Справедливости», которую прекрасная сестра папы Павла III Джулия Фарнезе заказала для своего склепа в храме Св. Петра. Статуя была обнаженной до 1594 года, когда ее «одели» в съемную металлическую тунику.
Жан Фуке. Агнесса Сорель в образе Девы Марии. Створка диптиха из Мелена.Аллегория, мифология, история, Библия, мученичества святых, все становилось всего лишь поводом для того, чтобы изобразить один и тот же сюжет — женское тело.— Жоэ Буске

Сандро Боттичелли«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли, 1486

«Мадонна Магнификат»

«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485—1490).

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).

Поздние работы (1490—1497)

Джотто (1267—1337).

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент. 

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле  Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

Жемчужина творения

Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.

Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.

Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.

Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.

«Портрет молодой женщины», 1485 г. Сандро Боттичелли

Нажмите Изображение, чтобы просмотреть детали.

Боттичелли создал Портрет молодой женщины между 1480 и 1485 годами. Это идеализированное изображение красивой молодой женщины, украшенной жемчугом и с ценным кулоном, который в то время находился в ювелирной коллекции Медичи.
Работа написана темпурой на деревянной доске. Картина также известна как «Идеализированный портрет дамы». Историки искусства в целом согласны с тем, что речь идет о прекрасной Симонетте Веспуччи, флорентийской дворянке, которая умерла в возрасте 23 лет.
В свое время она была в числе ведущих красавиц Флоренции.

Из-за богатых украшений, которые она носит, а также из-за ее сложной прически, эксперты полагают, что художник создал идеализированное видение молодой женщины. Возможно, он даже возвысил ее до статуса богини. еще одна деталь
Подтверждающим предположение о богине является медальон Симонетты, который называется «Печать Нерона». На нем изображены греческий бог Аполлон и сатир Марсий, которые вызвали Аполлона на музыкальный конкурс и проиграли.

Медальон также четко указывает на личность изображенной женщины. Хотя она вышла замуж в 16 лет, она также была любовницей Гильяно Медичи. Сыновья самой могущественной семьи Флоренции, Гильяно и его брат Лоренцо правили королевством.
город на момент смерти первого в 1475 году. Кстати, Боттичелли работал под покровительством Медичи, а также написал портрет Гильяно Медичи.

Боттичелли никогда не был женат, и некоторые считают, что эта картина возникла из-за его безответной любви к Симонетте Веспуччи. Он также попросил, чтобы его похоронили у подножия ее могилы, когда он умрет. Симонетта Веспуччи была предметом
многие другие работы Боттичелли: «Примавера», «Марс и Венера» и «Рождение Венеры».

Своими изображениями классических греческих сцен и фигур Боттичелли отошел от вездесущей религиозной тематики эпохи Возрождения в искусстве. Хотя мастер писал значимые религиозные сюжеты, такие как
«Благовещение Честелло» и «Поклонение волхвов», примечательна оригинальность Боттичелли в воспроизведении мифологических сюжетов. Он работал ассистентом
Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы, но всеобщее признание за проект досталось Микеланджело. С таким количеством мастеров, получающих
общественное признание в эпоху Возрождения, гений Боттичелли останется в тени на века вперед. Потому что Боттичелли иногда устанавливал свой собственный курс с точки зрения предмета в своих работах, в том числе Портрет молодой женщины , подробнее
обычные картины стали звездами эпохи

Однако в конце 19 века коллекционеры произведений искусства заинтересовались работами Боттичелли, и мир искусства начал обращать на них внимание. Сегодня « Портрет молодой женщины » разделяет признание наряду с работами
Леонардо да Винчи и Микеланджело как пример лучших произведений искусства итальянского Возрождения

Портрет дамы в живописи

Леонардо да Винчи. «Портрет дамы (Беатриче д’Эсте)».

Бартоломеус Брейн Старший. «Портрет дамы с дочерью». Конец 1530-х — начало 1540-х. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Алессандро Аллори. «Портрет дамы». Около 1560. Художественный музей, Сан-Диего.

Алессандро Аллори. «Портрет знатной дамы». Около 1580. Частная коллекция.

Алессандро Аллори. «Портрет знатной дамы с собачкой».

Алессандро Аллори. «Портрет знатной дамы».

Алессандро Аллори. «Портрет флорентийской дамы».

Даниэль Дюмустье. «Портрет дамы в чёрном платье». 1631.

Антонис Ван Дейк. «Портрет двух придворных дам королевы Генриетты-Марии — Анны Киллигрю, миссис Керк, и Шарлотты, леди Стрейндж (впоследствии графини Дерби?). Конец 1630-х.

Абрахам Ламберт Якобс ван ден Темпел. «Портрет молодой дамы в чёрном». 1670. Санкт-Петербург.

Жан Марк Наттье. «Портрет дамы в сером». Начало XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Алексис Симон Белль. «Портрет придворной дамы». Конец XVII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Луи-Мишель Ванлоо. «Портрет дамы с птичкой». 1721. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франсуа Буше. «Портрет дамы (возможно жены художника)». 1743. Собрание Фрик, Нью-Йорк.

Иоганн Барду. «Портрет пожилой дамы». 1785.

Карл Иванович Барду. «Портрет молодой дамы». 1786.

Жозеф Петито. «Портрет пожилой дамы в голубом чепце». 1789.

Ермолай Дементьевич Камеженков. «Портрет молодой дамы (Е.Н. Лихачевой)». 1790.

Августин Ритт. «Портрет дамы в зелёном платье с красной шалью». 1790-е.

Иоганн Фридрих Аугуст Тишбейн. «Портрет молодой дамы». Между 1780-1800. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Испанский художник. «Портрет дамы в красном платье». XVIII век. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Карл Христиан Фогель фон Фогельштейн? «Портрет дамы». 1811. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Иван Смирновский. «Портрет дамы в белой шали». 1810—1820-е.

Карл Иванович Барду. «Портрет молодой дамы в открытом платье с жемчугом на шее». 1824. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Кристиан Альбрехт Иенсен. «Портрет дамы в голубом платье». 1824.

Валенты Ванькович. «Портрет молодой дамы в тёмно-красном платье». 1828.

Неизвестный художник. Россия. «Портрет молодой дамы в чёрном платье». 1840-е.

Эдгар Дега. «Портрет дамы в сером». 1865.

Эдуард Мане. «Портрет дамы с чёрной косынкой». 1878.

Эдуард Мане. «Портрет дамы в меховой накидке». 1881. Галерея Бельведер, Вена.

Джованни Больдини. «Портрет дамы». 1912.

Джованни Больдини. «Портрет дамы».

Джованни Больдини. «Портрет дамы».

Известность флорентийского живописца

К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером. Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна живописец обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени — прием, ставший чертой его стиля написания полотен.

Лучшие произведения художника

Одним из лучших произведений Сандро Боттичелли считается «Поклонение волхвов», созданное после 1470-го года. Она посвящена самому главному празднику христиан – Рождению Иисуса Христа.

В образах восточных волхвов, пришедших поклониться Мессии, живописец изобразил членов семьи Медичи, а также и самого себя, стоящим в правом нижнем углу произведения. Яркие и легкие тона картины словно наполнены воздухом и внушают благоговейный трепет и божественную радость.

Одним из самых загадочных произведений художника считается полотно «Весна», датируемая 1475-1480 гг. Картина была создана для Лоренцо Медичи, близкого друга и мецената Сандро Боттичелли.

Картина написана в совершенно новом для того времени стиле, удачно сочетающем и античность, и христианство, и новые черты Возрождения.

Античный стиль показан представителями мифов и легенд Древней Греции: Бог Зефир, легкий ветер, похищает нимфу – хозяйку полей и лугов Хлориду. Три изящные грации в образе нимф или наяд напоминают о трех христианских добродетелях: целомудрии, покорность и наслаждение, а также вечную любовь.

Меркурий, бог торговли, дорог и мошенничества, срывает с дерева яблоко и невольно напоминает нам о Парисе, отдавшем яблоко богине красоты и любви Афродите. А сама богиня словно летит, не касаясь ногами земли, ее образ легкий и воздушный, и в то же время соблазнительный и пленительный, напоминает о страстной любви и плотской страсти.

В центре полотна изображена Мадонна – Царица Небесная, Богоматерь, возведенная в ранг Богов, и сияющая своей добродетелью и красотой на всю Вселенную. Для всех Дева Мария считается образцом всех женщин, идеалом всех рыцарей, «Прекрасной Дамой», которая вдохновляет всех людей искусства на создание ее образа.

Этим смешением мифов и эпох живописец показывает нам, что люди одинаково во все эпохи любят и мечтают, страдают и стремятся к счастью. И эталоны искусства, и нормы прекрасного не меняются, ибо Вечная красота всегда привлекает к себе все сердца.

Чудесное произведение наполнено светом, радостью и миролюбием. Глядя на него, чувствуешь, что маленькие амуры в реальности посылают свои любовные стрелы во все сердца. Долго не можешь оторвать взгляд от замерших по воле художника фигур на полотне, таких живых и словно на мгновение застывших в изящных позах.

Периоды

Зарождение – XIV век, страна – Италия. Исследователи и ученые не могут определиться с точными временными рамками эпохи. Каждый период приблизительный, поскольку страны входили в Ренессанс постепенно. Связано это с отставанием в социально-экономическом развитии, различиями во взглядах и суждениях.

Примерными датами можно назвать XIV- XVI столетия. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры. Религиозные взгляды уступают место гуманизации.

Возрождается интерес к античности и всему, что с ним связано. Внедрение в европейский мир античных элементов привнесло в культуру и искусство яркие мотивы, которые и сделали произведения незабываемыми. В это время появляется человек эпохи Возрождения – целеустремленный, вдохновленный, стремящийся к открытиям.

Начальные признаки эпохи Ренессанса стали заметны обществу ему в XIII-XIV веках, но твердые позиции появились в 20-х годах XV века. В Эпохе Возрождения принято выделять 4 основных периода:

  • Проторенессанс.
  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Поздний Ренессанс.

В каждом периоде появлялись новые веяния и стремления, позволяющие совершенствоваться и развиваться.

Проторенессанс – период, который относится к XIII-XIV векам. Появление отмечено в Италии.

Время подготовки к Возрождению подразделяется на еще 2 подэтапа – время жизни и смерти ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника Джотто ди Бондоне. В этот период на искусство оказывали влияние средневековые мотивы – готика и романтизм, а также византийские традиции.

Бурное развитие было остановлено эпидемией чумы, которая накрыла все Европу. Джотто был первым, кто наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло основное развитие Ренессанса.

Следующим был период раннего Возрождения. Примерное время развития – 80 лет. Ученые относят к нему 1420-1500 годы. В искусстве еще прослеживались веяния средневековой культуры и традиций. Одновременно активно добавляют элементы, позаимствованные у классической древности – Античности.

Условия социальной среды, взгляды и стремления быстро меняются. Основной концепцией в искусстве становятся именно античные элементы. Главной личностью, мастером на этом этапе стал живописец Мазаччо, рожденный во Флоренции. Взяв за основу идеи и взгляды предшественников, он принес в свое творчество практически осязаемую скульптурность фигур и образов на холстах картин.

Следующий этап — период высокого Возрождения. Считается пиком Ренессанса. Время – 1500-1527 годы. Развитие культуры позволило перенести центр культуры из Флоренции в Рим. Скачок произошел благодаря вступлению на престол нового Папы Римского — Юлия II.

У него были смелые и прогрессивные взгляды, которые позволили в полной мере способствовать расцвету Ренессанса. Благодаря предприимчивости, присутствующей в характере, ему удалось привлечь в Рим ведущих художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время появляются шедевры, которые изменят мир искусства.

Следующий этап – позднее Возрождение. Его временной отрезок 1530-1620 годы. Развитие культуры и искусства в этот период протекает неоднородно и разнообразно. Исследователи и искусствоведы спорят и не могут определиться с основными направлениями в развитии и точными датами.

Часть специалистов указывает, что эпоха Возрождения окончательно угасла с падением Рима. Южная часть Европы погрузилась в Контрреформацию, которая не позволила мыслить свободно и смело, как того требовало Возрождение.

На позднем этапе Ренессанса наблюдался выраженный кризис идей. Возникали противоречия в мировоззрении, которые переросли в маньеризм. Возникший стиль специалисты характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, которая была свойственна смелой эпохе новых устремлений.

Изабелла ПортугальскаяТициан

В Венеции творили Тициан и Палладио. Их произведения не затронули противоречия кризис во взглядах. Увидеть, как смотрели на мир мастера можно на полотне Тициана «Изабелла Португальская».

Биография итальянского художника

Настоящее имя Ботичелли — Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

Происхождение фамилии «Боттичелли»

Нет достоверных данных, откуда произошло прозвище будущего художника – Боттичелли. Существует только несколько версий. Его старший брат Джованни был толстяком и получил кличку «боттичелли» что означало «бочонок». По старшинству Джованни пытался во всём помогать отцу, в особенности на его плечи легло воспитание младшего брата Сандро. Возможно, прозвище просто перешло от старшего брата к маленькому.

По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Видя, что младший сын весьма одарённый и способный, но не нашедший до сих пор истинного призвания в жизни, отец решил направить его в ювелирное русло, отдав на обучение к куму Боттичелло.

Так в двенадцатилетнем возрасте Сандро начал изучать ювелирное искусство, которое в дальнейшем сыграло немалую роль в его живописи.

Третья версия связана с братом Антонио, который занимался ювелирным делом. Сандро помогал старшему брату в мастерской, и тот дал ему прозвище Боттичелли, что с флорентийского переводится как «серебряных дел мастер» (правда, в слегка искажённом варианте).

Примечания

  1. 12 «Vermeer’s MasterpieceThe Milkmaid /Study of a Young Woman, about 1665–67″ (недоступная ссылка —история ). Metropolitan Museum of Art web site. Проверено 20 сентября 2009. Архивировано 14 сентября 2009 года.
  2. 12 https://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/437879
  3. «National Gallery of Art, Pendant painting» retrieved March 24, 2010
  4. Liedtke, 389
  5. 12 Bonafoux, 133
  6. Wheelock, 102
  7. Snow, 19
  8. 12 Liedtke, Plomp, p 393
  9. 12 Reitlinger, Gerald; The Economics of Taste, Vol I: The Rise and Fall of Picture Prices 1760—1960. 484. Barrie and Rockliffe, London, 1961
  10. «Study of a Young Woman, probably ca. 1665-67». Metropolitan Museum of Art. Retrieved on 17 May 2009.

«Мистическое Рождество»

Человек эпохи Возрождения

Стремительное развитие эпохи Возрождения отразилось и на человеке. Пик расцвета культуры отразился и в обществе. Термин был внедрен Джорджо Визари. Ренессанс положил начало активному развитию науки, торговли и взаимоотношениям между соседними странами.

Замкнутое Средневековье осталось в прошлом, люди с надеждой смотрели в будущее. Благодаря этому их взгляды на происходящее и мировоззрение в целом изменились. Яркая эпоха итальянского Возрождения распространяла свое влияние на всю Европу и соседние с ней страны.

Главная черта, позволяющая понять, что перед нами человек эпохи Возрождения – целеустремленность, ясность мысли и буйство чувств.

Характеристика общества и человека того времени:

  • У людей преобладает гуманизм в мировоззрении.
  • Отрицается сословность.
  • Происходит отказ от роскоши и различных привилегий, свойственных обществу средневековья в Европе.
  • Античная культура возрождается, внося во взгляды романтизм.
  • Естественность во всем, природа, как основа для жизни – главная черта в восприятии происходящего.
  • Появилось явное пренебрежение схоластикой и правом.

В обществе начинает формирование новый пласт – интеллигенция. Люди становятся боле утонченными, возникают понятия этикета, морали и духовности, которым предстоит пережить долгий период становления и совершенствования, возвышенности и чувственности.

На первый план выходят идеи просвещения, идеалы нравственности, политическая жизнь становится насыщенной, поскольку производится обмен мастерами. Активно находят свое отражение, такие противоположные понятия, как нравственный нигилизм, религиозный анархизм. Все это дает возможность познавать и развиваться.

Торговля между городами и странами способствует быстрому росту городов. Благодаря этому в обществе стали формироваться новые классы. Рыцари средневековья сменились наемной армией.

Образ человека эпохи Ренессанса – центр поклонения, главная фигура в мире. Появилась вера в безграничные возможности личности, в силу собственного духа и красоту. Идеалом для человека и общества стали удовлетворения всех естественных потребностей, поскольку без этого невозможно жить и двигаться дальше.

Фрески для Сикстинской капеллы

Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Одна из самых известных картин — «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы.

В выполненных работах «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Наказание Корея» и «Сцены из жизни Моисея» автор виртуозно решил проблему трактования сложной богословной программы: в полной мере используя композиционные эффекты, истолковал ее живыми, ясными, легкими драматическими сценами.

Архитектура

Перемены, которые затронули общество, не обошли стороной архитектуру. Появились новые стили и направления, завоевавшие доверие мастеров. Ведущие архитекторы разрабатывали проекты, ориентируясь на античные мотивы. Известные мастера:

  • Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — основоположник архитектуры ренессанса. Он создал теорию перспективы и ордерную систему.
  • Леон Баттиста Альберти (1402 — 1472) — создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444 — 1514) — мастер центрических композиций. Его произведения отличаются идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — мастер руководил строительными работами, которые проводились в тот период в Риме.

Внимания заслуживает Андреа Палладио (1508 — 1580). Это родоначальник первой фазы классицизма (палладианство).

Декольте

«Существующий уже в продолжение столетий обычай носить корсеты имел своим назначением не столько скрыть грудь, сколько, напротив, позволить ей тем яснее выступить вперед над все ниже опускавшимся верхним краем платья»— Карл Генрих Штрац (1858-1924). «Женская одежда» (Die Frauenkleidung (1902)

«обнаженная женщина красивее одетой в пурпур»«У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками»«Когда я вижу Варвару в праздничном костюме, который доходит ей только до живота, то она производит на меня впечатление хорошо отшлифованного алмаза, играющего постоянно своими лучами. Жанна, напротив, закутана с ног до головы. Когда я вижу ее в простом платье, я говорю себе: „Ты не откровенна. Серая ткань, облегающая твои члены, – пепел, покрывающий вечно пылающий огонь“»
Жан Фуке. Агнесса Сорель(внебрачная дочь папы римского Александра IV)«Флора», 1525. Портрет куртизанки в образе Флоры. Автор Бартоломео Венето (ок. 1480 — 1530). Традиционно считался изображающим Лукрецию Борджиа.«Портрет женщины с обнаженной грудью» (Portrait of a Young Venetian Woman Baring Her Breasts), Якопо Тинторетто, ок.1570„Богатые девицы надевают платье с вырезом спереди и сзади, так что груди и спина почти обнажены“В Лимбургской хронике, также относящейся к XV веку, говорится: „А женщины носят широкие вырезы, так что видна половина груди“.— Э. Фукс, «История нравов»

(например в Венеции)«Женщины совершенно забыли стыд. Так пали низко нравы. В наготе они полагают теперь красоту. Вся их спина видна, и они мастерски умеют показывать грудь, подпертую корсетом. Чтобы она не задохнулась в платье, они обнажают половину ее, так думают они привлечь глупцов. „Оставьте! Что это такое? – говорит женщина, когда мужчина касается ее груди. – Какой вы злой! Клянусь честью, я ни разу еще не видала такого дерзкого человека!“ Она защищается против мужчины так, как осел, со спины которого упал мешок. Тайком подносит она руку к груди, и вся она выпадает из платья».— Томас Мурнер (1475 — 1536)

Литература

  • Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М., 1996.
  • John Graham. Simonetta Vespucci: Daughter of Portovenere and Symbol of the Renaissance. — 1991.
  • John Graham. Sandro Botticelli e la rinascita di Simonetta Vespucci. — 1983.
Религиозные Мадонна делла Лоджиа · Поклонение волхвов · Алтарь Барди · Мадонна и младенец с ангелом · Сцены из жизни святого Зиновия · Мистическое Распятие · Мистическое Рождество · Мадонна во славе
Портреты Неизвестный с медалью (1474—1475) · Смеральда Брандини (ок. 1475) · Молодая женщина (1476—1480) · Молодая женщина (1480—1485)
Другое Новелла о Настаджио дельи Онести
Связанные персоналии Симонетта Веспуччи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: