Овернский период: депрессия и конец жизни
Овернский период завершает историю Ван Гога: отчаяние и глубокая депрессия отражаются в картинах, а жизнь заканчивается выстрелом из пистолета. Разбираемся, почему так случилось.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
Винсент Ван Гог
1. Портрет доктора Гаше, 1890
2. Маргарита Гаше за пианино, 1890
3. Церковь в Овре, 1890
4. Пейзаж в Овре после дождя, 1890
5. Деревенская улица с фигурами на лестнице, 1890
6. Молодой человек с васильком, 1890
Мы подошли к последнему периоду жизни Винсента Ван Гога. С момента его приезда в Овер-сюр-Уаз до самоубийства прошло всего около двух месяцев.
Вот что происходит в это время
Ван Гог лечится у доктора Гаше. Подружившись с доктором, он влюбляется в его дочь, получает отказ и испытывает очередное душевное потрясение.
Художник создает несколько знаковых работ. Среди них — «Портрет доктора Гаше», «Пейзаж в Овере после дождя», «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Мазки становятся рваными, сочетания цветов — тревожными: много землистого оттенка в синем и зеленом — а солнечного и ярко-желтого, наоборот, меньше.
27 мая на пленэре Ван Гог стреляет себе в сердце из пистолета, который брал с собой, чтобы отпугивать птиц. После этого он добирается до гостиницы и умирает только спустя двое суток, на руках у срочно приехавшего Тео. На ободряющие слова брата, что все обойдется, Винсент отвечает: «Тоска не пройдет». Последними словами художника становятся «Как я хочу домой».
️ Как всегда, существует много версий гибели Ван Гога. По одной из них, художника по неясной точно причине застрелил один из собутыльников — молодых художников. Но никаких подтверждений этой версии не существует, а спекуляции на трагической кончине гениев — обычное дело.
Тео испытывает сильнейший стресс. Он впадает в депрессию, которая приводит к помешательству, и через шесть месяцев после смерти Винсента тоже уходит из жизни. В 2014 году останки Тео перезахоронили рядом с братом в Овер-сюр-Уаз.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами, 1890
Рассмотрим «Пшеничное поле с воронами» — картину Ван Гога, написанную в июле 1890 года, незадолго до трагической гибели художника.
Здесь есть все признаки глубокой депрессии
Картина узкая и длинная. Из-за этого поле будто окружает нас со всех сторон, колосья зловеще гнутся на ветру — а тонкая полоска темного неба давит сверху.
Жутких птиц буквально слышно. Они усиливают тревогу, не дают сосредоточиться, найти выход. Да выхода и нет, единственная дорога петляет и путает, никуда не ведя.
Картина написана частыми и крупными, нервными мазками. Негармоничное сочетание цветов вызывает физический дискомфорт.
️ По одной из версий, «Пшеничное поле с воронами» — последняя картина Ван Гога перед самоубийством. В фильме «Жажда жизни» художник в исполнении Кирка Дугласа и вовсе стреляет в себя, завершая работу над этой картиной.
Что почитать
Рекомендуем несколько книг, чтобы еще лучше понять Винсента Ван Гога.
Анри Перрюшо. «Ван Гог».
Хорошая, полная и интересная книга, отлично сочетающая информативность и читабельность. Несколько художественная (в духе «он всю ночь не смыкал глаз»), но держится в рамках.
Давид Азио. «Ван Гог».
Биография художника в лучших традициях серии ЖЗЛ — написана интересно и содержательно. Чуть более отстраненная и бесстрастная, чем Перрюшо.
Елена Мурина. «Ван Гог».
У этого автора есть несколько изданий о Ван Гоге. Предлагаем ту, что основана на монографии. Она чуть сложнее читается, но зато там больше интересных мыслей и анализа творчества художника.
Ван Гог. «Письма к брату Тео / Письма к друзьям».
Самая живая информация о художнике из первых рук. Письма очень хорошо передают личность их автора: трогательные, тонкие, полные размышлений и переживаний, эмоциональные, иногда сумбурные. Есть издания разной полноты.
Парижский период
После долгих раздумий Винсент принимает решение жить и творить в Париже, куда переезжает в конце февраля 1886 г. Здесь он встречается с братом Тео, дослужившимся до директора художественной галереи. Художественная жизнь французской столицы этого периода бьет ключом.
Значительным событием становится выставка импрессионистов на улице Лафит. Впервые там выставляются Синьяк и Сера, возглавившие движение постимпрессионизма, ознаменовавшее завершающий этап импрессионизма. Импрессионизм – революция в искусстве, изменившая подход к живописи, вытеснившая академическую технику и сюжеты. Во главу угла ставится первое впечатление, чистые цвета, предпочтение отдается живописи на пленэре.
В Париже Ван Гога опекает брат Тео, поселяет его в своем доме, знакомит с художниками. В мастерской художника-традиционалиста Фернана Кормона он знакомится с Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном. Огромное впечатление на него производит живопись импрессионистов и постимпрессионистов. В Париже он пристрастился к абсенту и даже пишет на эту тему натюрморт.
Картина «Натюрморт с абсентом»
Парижский период (1886-1888 гг) оказался наиболее плодотворным, коллекция его работ пополнилась 230 полотнами. Это было время поиска техники, изучения новаторских тенденций современной живописи. У него формируется новый взгляд на живопись. Реалистический подход сменяется новой манерой, тяготеющей к импрессионизму и постимпрессионизму, что отражается в его натюрмортах с цветами и пейзажах.
Брат знакомит его с самыми яркими представителями этого направления: Камилем Писсарро, Клодом Моне, Пьером-Огюстом Ренуаром и другими. Со своими друзьями художниками часто выходит на пленэр. Его палитра постепенно светлеет, становится ярче, а со временем превращается в буйство красок, характерное для его творчества последних лет.
Фрагмент картины “Агостина Сегатори в кафе”
В Париже Ван Гог много общается, посещает те же места, куда ходят его братья. В «Тамбурин» он даже заводит небольшой роман с его хозяйкой Агостиной Сегатори, которая когда-то позировала Дега. С нее он пишет портрет за столиком в кафе и несколько работ в стиле “ню”. Еще одним местом встречи стала лавочка папаши Танги, где продавались краски и другие материалы для художников. Здесь, как и во многих других подобных заведениях, художники выставляли свои работы.
Формируется группа Малых бульваров, в которую входит Ван Гог и его товарищи, не достигшие таких высот, как мастера Больших бульваров – более знаменитые и признанные. Дух соперничества и напряжение, царившие в парижском обществе того времени, для импульсивного и бескомпромиссного художника становятся невыносимыми. Он вступает в споры, ссорится и принимает решение уехать из столицы.
АВТОБИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА ВИНСЕНТА ВАН ГОГА
Винсент Ван Гог – художник-постимпрессионист из Нидерландов, создатель портретов, натюрмортов, автопортретов, видов. Винсента Ван Гога обхватывали крепкие впечатлении смешанные с тяжелыми психологическими состояниями, и имеет возможность быть спасибо данному он стал одним из самых исторических дизайнеров в мире. Он начал изображать в 27 и пробовал запечатлеть все, собственно что лицезрел кругом себя.
Он рисовал эмоционально и очень много, но его картины никто не принимал искусством. А он продолжал наносить на холст все новые и свежие идеи. Итогом его жизни стали восемьсот полотен, при этом больше четырехсот из их он написал в последние 3 года перед гибелью .
Ван Гог никому не желал доказывать, что он художник, у него абсолютно отсутствовало надменность. Единственным человеком, которого он хотел убедить , был он сам.
Художник погиб несчастным, полагая, собственно что его работы не имеют художественной значимости. Но несмотря на все вышесказанное в данный момент в нем лицезреют эру постимпрессионизма, а его полотна имеют огромную ценность.
За годы творчества Винсент Ван Гог создал более 2100 произведений, из них примерно 860 картин маслом. Полотна художника принадлежат разным жанрам, среди них портреты, автопортреты, натюрморты и пейзажи.
Домашние характеризовали Винсента как своенравного и трудного ребёнка, которого часто наказывали. Вне семьи юный Винсент Ван Гог создавал впечатление тихого и задумчивого мальчика, редко играющего с другими детьми. Односельчане помнили его дружелюбным, добрым и скромным ребёнком.
С сентября 1866 года начал учиться колледже-интернате Виллема II в Тилбурге, там он получал уроки рисования. Через два года он неожиданно забросил учёбу и вернулся к родителям, так окончилось его формальное образование.
В 1880 году будущий художник уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент снова бросил учёбу и вернулся к родителям. Тогда он всё ещё считал, что художнику не нужен талант, главное — много и усердно трудиться. Ван Гог продолжил занятия рисованием и живописью самостоятельно.
По своей тематике ранние работы Ван Гога можно причислить к реализму с особой манерой исполнения. Ведь он не получил художественно образования, поэтому многое не умел реалистично рисовать, например, человеческую фигуру. Сам Ван Гог нашёл решение, создав свой неповторимый стиль живописи, который узнаваем и сейчас.
С осени 1885 года Ван Гог обучался живописи в классе при Академии художеств в городе Антверпен.
Сохранились документы подтверждающие продажу 14 картин Винсента Ван Гога при жизни, однако в реальности могло быть продано и больше. Не смотря на это, распространено ошибочное утверждение, что при жизни Ван Гог продал только одну картину — «Красные виноградники в Арле».
В середине 20 века Винсент Ван Гог был признан одним из величайших и самых узнаваемых художников в истории.
История[ | ]
Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до смерти Ван Гога в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Винсент покончил с собой в процессе написания этой картины; такая версия финала жизни художника была представлена в фильме «Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога (Кирк Дуглас), стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, у этой теории нет никаких доказательств, кроме выраженной депрессивности картины, что, вероятно, и вызвало ассоциации с последовавшим вскоре самоубийством художника. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Винсента с высокой долей вероятности свидетельствует о том, что его последней работой стала картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность.
Ворона в современном искусстве
Вороны продолжают быть частью искусства и по сей день. Мы можем найти множество современных картин вороны разных художников, как известных, так и не очень известных
Вороны также являются важной частью деревенского или народного искусства, а также в искусстве и украшениях Хэллоуина
Один из жанров искусства, в котором важную роль играют вороны (и другие врановые животные), — это искусство дикой природы. Художники, работающие в дикой природе, уже более века рисуют ворон в пустыне. Эта тенденция началась с таких художников, как шведский художник дикой природы Бруно Лильефорс (справа) в конце 19 века и продолжается до наших дней.
Самджокго: Корейский трехногий ворон
В Корее существуют легенды о millinea о трехногой вороне, или Самджокго (삼족오), как ее называют на корейском языке.
Самджокго был особенно распространен в древнем королевстве Когурё (современная Северная Корея и большая часть современного северо-восточного Китая. Также пишется «Когурё»). Изображения Самйокго можно найти на фресках в древних гробницах по всей территории бывшего королевства.
В отличие от других народов Северо-Восточной Азии, которые почитали дракона и тигра, Самджокго почитался людьми Когурё. Считалось, что это очень могущественная птица. Настолько могущественен, что его сила была больше, чем у дракона и феникса, которых почитали соседи Когурё в современных Китае, Японии и Южной Корее!
Картина вороны Каванабэ Кёсая (1831-1889).
Visipix.com
Каванабэ Кёсай: легендарный японский художник-ворон
Одним из последних великих художников Японии XIX века был Каванабэ Кёсай. Кёсай был художником, появившимся в то время, когда в Японии царила коррупция в правящем сёгунате Эдо, который вводил строгую цензуру в отношении населения. Он оставался популярным в период Мэйдзи, когда Япония открыла свои двери для внешнего мира. Киосай был художником и политическим сатириком, известным своими картинами и гравюрами на дереве с демонами, сатирическими картинами японских политиков (из-за которых власти Эдо несколько раз арестовывали его), дам в кимоно и ворон. Фактически, его картины ворон были настолько популярны среди иностранцев, что он сделал печать с надписью «вороны летают над каждой землей»!
В отличие от западных художников, которые рисовали ворон с близкого расстояния, Кёсай рисовал своих ворон по памяти. Он наблюдал за вороной в ее естественной среде, отмечал сцену в уме, шел домой и рисовал ее!
По сей день Кёсай остается одним из величайших художников-ворон, его картины выставляются в музеях по всему миру вместе с другими великими произведениями японского искусства.
Литография Ворона британского натуралиста сэра Уильяма Джардина (1800–1874).
Visipix.com
Расцвет и поиск своего стиля
В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».
Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.
Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:
- «Жёлтый дом» (Gele huis);
- «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
- «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).
Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:
- «Красные виноградники в Арле»;
- «Сеятель» (Zaaier);
- «Ночное кафе» (Nachtkoffie).
Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.
Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.
С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:
- «Звёздная ночь» (Nightlights);
- «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.
В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:
- «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
- «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
- «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.
27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.
За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.
Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).
Дорога с кипарисом и звездой
Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.
Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.
Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.
Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.
Добро пожаловать!
Одна из самых непонятых птиц в мире — ворона. Озорная и раздражающая для других, пугающая для других, ворона на протяжении всей истории изображалась как жуткая, кудахчущая птица, обманщик, а иногда и как глупая, неуклюжая птица. Но знаете ли вы на самом деле, что ворона — одно из самых умных существ на свете?
Хотя вороны имеют свойство раздражать или отпугивать многих людей, есть и другие, которым они нравятся. Среди этих людей есть несколько художников, которые были так очарованы вороной, что были вынуждены нарисовать или нарисовать ее!
«Искусство ворона…» — о воронах в мировом искусстве, о тех художниках, которые превратили птицу, которую большинство людей рассматривает как вредителя, в изящный художественный объект, и о произведениях искусства, в которых они являются основным предметом. Конечно, этот хаб — дань уважения самой вороне! Пожалуйста, имейте в виду, что этот центр — это скорее обзор и история искусства ворон, а не подробный список картин ворон, биографии художников-ворон или что-то в этом роде. Если вы поклонник искусства ворон / вранов, ворон в целом или просто очарованы тем, что наблюдаете за воронами, я надеюсь, что вы найдете много в этом хабе, чтобы удовлетворить свои знания об этом таинственном черном дрозде, который может стоять у вас во дворе прямо сейчас. !
Ван Гог считал себя одиночкой и не хотел заводить семью
Сотрудники музея Ван Гога отмечают, что больше всего на свете художник хотел иметь как раз семью с детьми. Мужчина очень тяжело знакомился с посторонними и редко кого допускал в свой внутренний мир. В его короткой жизни было всего полтора года «игры» в семью. Роль жены исполняла бывшая проститутка и модель Син Хурник, уже со своим ребенком. После того, как продолжительные отношения подошли к концу, Ван Гог уже не мог построить гармоничных и долговременных отношений с женщинами. Новость о том, что он станет дядей, для Винсента стала радостной. Он даже написал полотно «Цветущие ветки миндаля» под впечатлением. Теперь эта картина украшает семейную коллекцию наследников.
Творческий путь
В конце концов, Винсент решил прислушаться к упрёкам родни, он оставил проповеди и определил для себя единственно желанный и верный жизненный путь – рисование. В этом деле у него не было никакого опыта, но как сказал сам Ван Гог: «Где есть желание, там найдётся и выход». Он стал осваивать технику рисования, изучать законы перспективы, ради искусства готов был терпеть всяческие лишения.
В 1880 году брат Тео помог Винсенту материально, чтобы тот смог отправиться в Брюссель на обучение в Королевскую академию изящных искусств. Проучившись там четыре месяца, Ван Гог поругался с преподавателем и уехал домой к родителям. В это время у них гостила его кузина Кее Вос-Стрикер, с которой Винсент попробовал завязать любовные отношения. Понравившаяся женщина вновь отвергла его. Не в силах больше терпеть неудачи на любовном фронте Ван Гог решил навсегда завязать с попытками создать семью и посвятить свою жизнь только рисованию.
Он переехал в Гаагу, где его учителем в мире живописи стал художник-пейзажист Антон Мауве. Денег у Ван Гога по-прежнему не было, его содержал Тео. Винсент стал очень много трудиться, чтобы отблагодарить младшего брата за его доброту и покровительство. Он много ходил по городу, изучая каждую мелочь, особенно художника интересовали бедные кварталы. Так появились его первые картины «Задворки» и «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога».
Вскоре из Гааги Винсент уехал в провинцию Дренте на северо-востоке Нидерландов. Там он снял отельную хижину, оборудовал её под мастерскую и с утра до ночи рисовал пейзажи. Также его очень увлекала тема крестьян, их повседневного быта и труда.
Отсутствие художественного образования всё-таки сказалось на картинах Ван Гога, ему проблематично было изображать человеческие фигуры. Так выработался его собственный стиль, в котором человек был лишён грациозных, плавных, размеренных движений, он как бы сливался с природой и становился неотъемлемой её частью. Этот подход хорошо виден в его картинах:
- «Крестьянка у очага»;
- «Две женщины на вересковой пустоши»;
- «Копающая крестьянка»;
- «Селяне за посадкой картофеля»;
- «Две женщины в лесу»;
- «Две крестьянки, копающие картофель».
В 1886 году художник переехал из Дренте в Париж к своему брату. Этот плодотворный период отметился в творчестве Ван Гога тем, что его палитра стала гораздо светлее. Раньше в его картинах преобладали краски землистого оттенка, а теперь появилась чистота голубого, красного, золотисто-жёлтого цветов:
- «Экстерьер ресторана в Аньере»;
- «Мосты вдоль Сены на Асниере»;
- «Папаша Танги»;
- «На окраине Парижа»;
- «Заводы в Аньере»;
- «Закат на Монмартре»;
- «Угол парка д’Аржансон в Аньере»;
- «Внутренний двор госпиталя в Анри».
К сожалению, публика никак не принимала и не покупала картины Ван Гога. Это наносило художнику душевные муки. Но он продолжал работать сутками напролёт, при этом мог целыми неделями сидеть только на табаке, абсенте и кофе.
Происхождение
В Музей Ван Гога с Пшеничное поле с воронами была написана в июле 1890 года, в последние недели жизни Ван Гога. Многие утверждали, что это его последняя картина, хотя это также возможно Корни деревьев, или ранее упомянутый Сад Добиньи, была его последняя картина.
Пшеничное поле с воронами, сделано на , изображает драматическое облачное небо, наполненное воронами над пшеничным полем. Ощущение изолированности усиливается центральной тропой, ведущей в никуда, и неуверенным направлением полета ворон. Пшеничное поле, продуваемое ветрами, заполняет две трети холста. Жюль Мишле один из любимых авторов Ван Гога писал о воронах: «Они интересуются всем и наблюдают за всем. Древние, которые жили гораздо более полно, чем мы, в природе и вместе с ней, считали немалой выгодой следовать в сотне малоизвестных вещи, в которых человеческий опыт еще не дает света, указания столь разумной и мудрой птицы «. Кэтлин Эриксон считает, что картина выражает как горе, так и ощущение того, что его жизнь подходит к концу. Ван Гог использовал ворон как символ смерти и возрождения или воскрешения. По словам Эриксона, дорога, окрашенная в контрастные цвета красного и зеленого, является метафорой проповеди, которую он произнес на основе высказывания Беньяна. Путешествие паломника где паломник скорбит о том, что дорога такая длинная, но радуется тому, что Вечный город ждет в конце пути.
Пшеничное поле под грозовыми облаками (1890)
Около 10 июля 1890 года Ван Гог написал своему брату Тео и его жена Джо Бонгер, сказав, что он написал еще три больших полотна в Овер с момента посещения их в Париже 6 июля. Два из них описываются как огромные участки пшеничных полей под бурным небом, которые, как считается, Пшеничное поле под облачным небом и Пшеничное поле с воронами, а третий — Сад Добиньи. Он написал, что старался выразить печаль, а позже добавил «крайнее одиночество» (de la Solitude extrême), но также говорит, что он считает, что холсты показывают то, что он считает здоровым и укрепляющим в сельской местности (и добавляет, что намеревался как можно скорее отвезти их в Париж).
Вальтер и Мецгер в Ван Гог: Полное собрание картин, заявляют, что «в словах Ван Гога нет ничего, что могло бы поддержать упрощенную интерпретацию в духе художественного тревога и отчаяние — нет никаких доказательств широко распространенного мнения, что именно эта картина стояла на мольберте Ван Гога в то время, когда он покончил с собой ». Они ссылаются на письмо Ван Гога в июне 1880 года, в котором он сравнил себя с птицей в клетке: и замечание: «Другими словами, вороны на картине были полностью личным символом, тесно связанным с собственной жизнью Ван Гога».
Все эти картины являются образцами удлиненных двуквадратных полотен Ван Гога, использованных им исключительно в последние несколько недель его жизни, в июне и июле 1890 года.
Картина находится в коллекции Музей Ван Гога в Амстердаме, как есть Пшеничное поле под облачным небом.
Наряду с 19 другими картинами Ван Гога, Пшеничное поле с воронами был украден и быстро восстановлен в 1991 году. В процессе ограбления похитители «серьезно повредили» картину.