Рембрандт, биография правдивого гения

Описание и особенности картины

Рембрандт с особым трепетом подошёл к работе над «Саскией в образе Флоры». На ней великий творец изображает свою будущую жену. Картина пропитана романтичностью и нежностью. Юная Саския предстаёт перед смотрящим в невинном, лёгком образе своей молодости. На ней Рембрандт искусно прописывает красивые одежды, несоответствующие моде семнадцатого века. Вероятнее всего, художник сам придумал наряд, вдохновившись роскошной коллекцией тканей.

Рембрандт мастерски прописывает ткань, ее блеск, украшения в виде камней и узоров, расположенных на пышных рукавах, жемчуг на груди и интересные пряжки на руке. На голове «Саскии в образе Флоры» покоится венок из нежных цветов — это придает картине ощущение праздника и чего-то торжественного. Также эта деталь подчеркивает то, какую роль Рембрандт отводит возлюбленной в картине — Саския предстает в образе богини весны и цветов, Флоры. Автор играет со светом и насыщает картину солнечными лучами, которые создают таинственную мозаику чувств. Лицо красавицы открыто и светло. Это позволяет понять, что она любима и что девушка служит для Рембрандта музой, вдохновляя его.

Детали «Саскии в образе Флоры»:

  • Картина была написана маслом на холсте;
  • Жанр «Саскии в образе Флоры»: портретная живопись;
  • Размеры картины:125×101 см.
  • Работа Рембрандта хранится в государственном Эрмитаже.

В «Саскии в образе Флоры» автор использует новый метод наложения красок — он чередует тонкие, прозрачные и густые мазки. Подобную технику можно заметить у Питера Ластмана — творческого учителя Рембрандта. Однако в своей работе «Саския в образе Флоры» он меняет детали и манеру, с которой прописывает то ткани, то нежную кожу. В то время творец сформировал свой индивидуальный стиль. Героиня портрета «Саския в образе Флоры» облачена в златотканую одежду. В роскошных одеяниях хрупкая девушка будто бы тонет, а жезл, который находится в ее руке, и венец, собранный из множества цветов, делают ее образ сказочном как у принцессы. «Саския в образе Флоры» является не столько портретом супруги автора, сколько портретом его истинной любви.

Цветовая палитра

Рембрандт в портрете «Саския в образе Флоры» для фона использовал темные оттенки зелёного. Саму героиню он наделяет нежным, белесым сиянием кожи и одевает ее в наряд золотистого и серебряного цвета. Присутствует в картине и пару ярких оттенков — цветы с малиновыми, желтыми и голубыми лепестками.

Сюжет картины

На портрете «Саския в образе Флоры» автор изображает прекрасную девушку с задумчивым, но в то же время счастливым выражением лица. Она вошла во взрослую жизнь, она больше не ребенок и теперь перед ней стоит трудная задача. Ей необходимо все осмыслить, принять все перемены. Образ Флоры Рембрандт подчеркивает с помощью таких деталей, как: цветочный головной убор и жезл. Любимая супруга наполнила жизнь творца светом и счастьем.

Контекст

«Саския в образе Флоры» является красноречивым свидетелем горячей и пылкой любви живописца к своей любимой. Женщина была для него не только творческой музой, но и утешением, в котором он так нуждался в пору неудач и забот. Саския часто играла роль модели Рембрандта. Он писал ее как цветущую и радостную, как элегантную или чопорную. Для него супруга стала лучиком света, перевернувшим жизнь творца, его душевное состояние и настроение. Женщина сыграла в жизни художника решающую роль — она сделала его счастливым. Именно чувства Рембрандт старался передать через портрет «Саския в образе Флоры».

Где находится картина сейчас

«Саския в образе Флоры», написанная кистью Рембрандта, хранится в городе Санкт-Петербург, в государственном Эрмитаже.

МАСТЕР «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времён и народов.

Основу наследия Рембрандта составили портреты и картины на религиозные темы. Но список жанров, в которых он работал, этим далеко не исчерпывается. Художник писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Некоторые из картин Рембрандта настолько оригинальны, что не вписываются в традиционную жанровую систему. Кроме этого, Рембрандт был превосходным гравёром и рисовальщиком. Если переходить на цифры, то он оставил нам около 400 картин, почти 300 гравюр и более 1000 рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана (1583-1633). В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть.

Движение на спад

До сих пор биографы спорят о том, виновата ли именно эта картина или изменение стиля в целом, в том, что очень быстро Рембрандт скатился к забвению, его финансы также быстро испарились.

Рембрандт «Ночной дозор», 1642 годМестонахождение: Рейксмюзеум, Амстердам, Нидерланды

Постепенно живописца покидали ученики, становясь более востребованными чем их прежний мастер. В личной жизни у Рембрандта также произошли перемены, он стал сожительствовать со своей служанкой. Образ молодой Хендрикье Стоффлес прослеживается во многих работах того периода, как, например, в картине «Флора». В этом союзе родилась дочь.

В 1656 году Рембрандт объявил себя банкротом в материальном смысле, а в 1668 году он стал банкротом на духовном уровне, умер его любимый сын. Видимо, эта последняя, но очень существенная утрата стала для художника роковой. В 1669 году не стало и самого Рембрандта.

Любимый сын Титус.Рембрандт «Портрет Тита», 1657 годМестонахождение: Коллекция Уоллоса, Лондон, Великобритания

Память

Рембрандт умер в Амстердаме 4 октября 1669 года и похоронен в местной кальвинистской церкви.

За годы творчества он создал не менее 350 картин, а также множество рисунков и гравюр, которые в настоящее время ценятся не менее чем его живопись. Особую значимость имеют его последние рисунки, выполненные с помощью пера из тростника.

Памятник в Лейдене

Только спустя 200 лет творчество великого художника было сполна оценено. Его новаторские творения получили признание в 19 веке.

Голландцы смогли сосредоточить в своей стране большинство картин мастера, которые сейчас находятся в художественном музее Амстердама. Его именем названа одна из площадей столицы. Образ художника представлен в литературе и кино.

Рембрандт один из самых известных представителей живописи Голландии, впервые в истории воплотивший в картинах эмоциональную насыщенность переживаний человека и разнообразие его духовной жизни.

Портрет Мартина Солманса и Портрет Опьен Коппит

В течение многих лет принадлежавшие семье Ротшильдов, портреты Мартина Солманса и Опьен Коппит редко появлялись на публике. Однако, скоро у публики появится возможность полюбоваться ими. Прекрасные полноразмерные портреты, на которых изображена молодая пара, разместятся в двух ведущих музеях мира — в парижском Лувре и Рейксмюсеуме в Амстердаме. Два музея приобрели эти картины совместно, чтобы сохранить произведения вместе.

Портрет Мартина Солманса и Портрет Опьен Коппит , 1634

2. Христос во время шторма на море Галилейском

Скорее всего, вы никогда не видели «Христа во время шторма на Галилейском море» лично. Красивая, напряженная картина изображает темный, сильный шторм в море — единственный морской пейзаж, принадлежавший кисти Рембрандта, — с кораблем, находящимся в центре. К сожалению, картина утрачена: она была украдена в 1990 году из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс.

Христос во время шторма на море Галилейском, 1633

3. Леди и джентльмен в чёрном

Еще одна прекрасная картина Рембрандта, которую вы, скорее всего, никогда раньше не видели, — это работа 1633 года «Леди и джентльмен в черном». Она тоже похищена из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в 1990 году, наряду с 12 другими работами. Это двойной портрет, на котором изображены стоящий мужчина и женщина, сидящая на стуле.

Леди и джентльмен в чёрном, 1633

Истинный гений

Рембрандт по праву был одним из лучших живописцев своей эпохи. Он мастерски умел передавать человеческие чувства и эмоции при помощи красок, чему завидовали многие его коллеги – живописцы. Жизнь этого художника, как и героя его главной работы – блудного сына, была трагична и полна испытаний, самые печальные из которых выпали на её конец.

Дом-музей Рембрандта в Амстердаме. Здесь художник жил с 1639 года до своего банкротства в 1656 году / smarttravels.com.ua

Потеряв всё, что было для него ценно, живописец не перестал творить и создал свой главный шедевр. Картины Рембрандта – это не только прекрасные экземпляры живописи, но и целая история, рассказанная красками на полотне. Своё место среди величайших живописцев в истории Рембрандт ван Рейн занимает не случайно, а заслуженно и по достоинству.

Александр Таиров – народный артист РСФСР в своей лекции про творчество Рембрандта сказал про него:

Живопись

Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.

В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.

Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:

  • «Побиение камнями святого  апостола Стефана» (1625),
  • «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
  • «Давид с головой Голиафа» (1627),
  • «Похищение Европы» (1632),

Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам,  дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.

Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).

Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.

Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.

В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.

В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.

В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.

Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.

По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.

Творчество Рембрандта ван Рейна

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта).

В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» — групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама — была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены — Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Умер 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Период невзгод

  • В 1640-ые годы Рембрандт всё более испытывал недостаток в заказах, что вело к его постепенному обнищанию. В этот период мастера притягивают пейзажи с ненастной природой. Отдавая дань теме, он написал реалистичную картину «Зимний пейзаж», а также рисунки «Три дерева» и «Мельница».
  • Вплоть до 1647 года художник работал над семью полотнами «Из Жизни Христа», которые ему заказал Фридрих Генрих принц Оранский в 1539 году.
  • С 1643 по 1649 годы Рембрандт уделял немало времени созданию гравюр, используя весь известный ему потенциал этого искусства. В основном он использовал религиозные темы, но также создавал портреты влиятельных горожан.

«Три дерева»

Детство и юность

Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции.  В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.

В  старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами. 

Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.

Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.

В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.

Детство будущего художника было счастливым, так как  родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Примечания и ссылки

  1. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 26-27, кат. 1
  2. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 28-29, кат. 2
  3. , стр.  54, 114.
  4. , стр.  114.
  5. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-Arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 32-35, кат. 3
  6. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 39-41, кат. 5
  7. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 36-38, кат. 4
  8. , стр.  86, 114.
  9. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 42-44, кат. 6
  10. , стр.  5, 114.
  11. , стр.  8, 114.
  12. , стр.  9, 114.
  13. ↑ и , стр.  28, 114.
  14. , стр.  111, 114.
  15. , стр.  58, 114.
  16. , стр.  63, 114.
  17. , стр.  75, 114.

Переезд в Амстердам

В 1631 году Рембрандт ван Рейн уехал в Амстердам – за впечатлениями, опытом и публикой. Здесь его захватывает исследование человеческой мимики – он создаёт десятки этюдов, на которых женские и мужские лица выражают разные чувства. С этого времени портреты Рембрандта как отдельная страница его искусства приобретают особый смысл с точки зрения оттачивания мастерства и как довольно привлекательное, коммерчески выгодное умение – состоятельные горожане всё чаще делают заказы. Слава о незаурядном мастере растёт.

Привлекает художника и собственная персона – модель всегда под рукой и готова позировать. Жанр автопортрета позволяет особо скрупулёзно исследовать мимику, жесты и передаваемые эмоции. Наряжаясь в восточные костюмы и принимая замысловатые позы, Рембрандт неустанно стремится к совершенству. Корча физиономии, выражая то удивление, то испуг, то радость, причём в разной степени, старается в рисунке добиться наибольшей выразительности. Лицо – зеркало души, это художник осознал давно.

Свет

Говорят, что Рембрандт писал свет, свет и еще раз свет. И на самом деле писал. По-разному освещенные группы людей и предметов организуют у него пространство, создавая глубину, привлекают взгляд к центральным персонажам. Вот несколько эскизов Рембрандта к осуществленным и не осуществленным картинам и офорту. Сначала эскиз к эрмитажному «Аврааму». Главным тут стала игра освещенного и затененного – свет за ангелом, освещенные голова и рука Авраама и, наконец, Исаак уже весь из света, что подчеркивается темной линией тени на земле. Все прочие детали не столь и важны (а потому и не уточнены), они были изменены и на эрмитажной картине, и на ее вольной копии из Мюнхена.

9 Рембрандт Жертвоприношение Авраама ок. 1634-1635, Британский музей, Лондон, 19.5х14.7 см.

На эскизе «Оплакивания» опять почти никаких литературных деталей, а лишь определены темные и светлые пятна.

10 Рембрандт Оплакаивание Христа ок. 1634-1635, Британский музей, Лондон, 21.6х25.4 см.

Рисунок этот несколько раз перерабатывался, перекраивался, разрезался, накладывался на больший лист, добавлялись и убавлялись куски бумаги (всего их 16!). Это можно увидеть на рентгеновском снимке.

11 Рентгеновский снимок № 10.

Все это подготовительная работа для гризайли (№ 12), с которой предполагалось сделать офорт. Живописный же этот эскиз для гравюры тоже давался нелегко, и его пришлось составлять из нескольких частей. Офорт же никогда не был исполнен.

12 Рембрандт Оплакивание Христа ок. 1635, Национальная галерея, Лондон, 31.9х26.7 см.

Когда Рембрандт хотел (а он не всегда хотел), то работал много и серьезно, делал эскизы, искал варианты решений, изменял и переписывал уже готовую живопись. Если сравнить законченные картины и наброски композиции, то нет ни одной (!) работы в точности повторяющей эскиз. Именно поэтому «Видение Даниила» (из Берлина) перестали считать Рембрандтом: композиция там буквально повторяла эскиз (из Лувра), а у Рембрандта такого быть не может. Ну, в общем-то да, обычно художник не будет копировать и переносить небольшую графику на большой холст. Всегда нужны будут поправки и изменения. Рисунок это лишь начало обдумывания картины.

Еще один эскиз. «Святое семейство»

Опять свет тут самое важное, сразу замечаешь солнечное окно и лишь потом частично освещенные фигуры

13 Рембрандт Святое семейство в плотницкой ок. 1647, Британский музей, Лондон, 18.4х24.6 см.

В ученики к Рембрандту как раз шли за умением объединять композицию и строить пространство при помощи света и тени. Вот один из примеров.

14 Gerbrand van den Eeckhout Проповедь святого Павла в Афинах ок. 1635-1640, Британский музей, Лондон, 18х20.7 см.

История создания

«Саския в образе Флоры» была сотворена в 1634 году. Рембрандт посвятил картину будущей супруге, на которой женился в том же году, когда закончил картину. «Саския в образе Флоры» является одной из самых романтичных работ автора. А нее художник вложил в нее множество тайн, очарования и загадок. Со своей вдохновительницей Рембрандт познакомился, когда она, в 1633 году, посетила Город тюльпанов с целью навестить свою кузину Алтье ван Эйленбюрх. На тот момент девушке был двадцать один год.

Будущего супруга, Рембрандта ван Рейна, знали сразу двое родных людей Саскии: кузен Хендрик, который промышлял продажей картин, и супруг Алтье, ветиа Иоган Корнелис Сильвиус, который однажды был изображен Рембрандтом на гравюре. Встретились будущие возлюбленные в гостях у Хендрика ван Эйленбюрха.

Интересные факты из жизни художника

Автопортреты Рембрандта запечатлели почти все этапы его жизни и стадии творческого пути. Они замечательны сами по себе, так как позволяют нам проследить развитие мастера, а также потому, что многие более поздние художники – от сэра Джошуа Рейнолдса до Марка Шагала – пробовали подражать примеру Рембрандта в надежде понять что-то о самих себе.

Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). В 1985 году душевнобольной плеснул на «Данаю» серную кислоту. Реставрация шла долгих 20 лет. Теперь «Данаю» можно увидеть лишь за толстым слоем защитного стекла.

«Исследовательский проект Рембрандт» — это группа ученых, анализирующих наследие великого художника. Проект работает с 1968 года.

Остальные написаны учениками Рембранда, а также художниками, на которых повлиял Рембрандт. Например, знаменитый «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи, долгое время считавшийся работой мастера, оказался картиной другого неизвестного художника.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: place-fact.com, , , 

Рембрандт ван Рейн: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

1/5 — (1 голос)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: