Таинственная шамбала рериха (18 картин)

Происхождение, детство, вектор жизни

Родился 9 октября 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Отец, Константин Фёдорович, в петербургском обществе был известным человеком – в доме бывали видные учёные, литераторы, художники. Мать, Мария Васильевна, занималась детьми – Николай был первым, позже родились Владимир и Борис.

Образованию сыновей уделялось особое внимание. В восемь лет Николая отдали в одно из лучших учебных заведений Петербурга, частную гимназию Карла Мая, отличавшуюся высокими педагогическими принципами и индивидуальным подходом к каждому ученику

На каникулах семья собиралась в усадьбе Извара, принадлежащей Марии Васильевне. Здесь, на речке Изварке, в живописной деревне Санкт-Петербургской губернии, Николай бывать очень любил. Такое раздолье и масса интересного вокруг: растения и камни, птицы и животные, загадочные холмы-курганы, в которых юный следопыт находил обломки предметов старины. Поиски следов жизни из прошлого заинтересовали Николая ещё в детстве. Причём он уже тогда систематизировал свои раскопки: составлял карты местности, описывал найденное, зарисовывал, связывал находки с историей. Общаясь с местным населением, жадно вслушивался в рассказы стариков и записывал их.

Здесь начался жизненный путь Рериха-учёного, не только теоретика, но и практика. Даже самая краткая биография Николая Рериха – это огромный перечень исследований и их художественных отображений, почти с момента рождения художника до самого последнего его дня.

Двойное образование

Рерих Н. К. Петербург, 1910-е г.

Способности к рисованию заметил Михаил Микешин, художник, часто бывающий в семье Рерихов как друг. Он сыграл роль первого наставника. Но увлечение Николая его отцу казалось несерьёзным, и он настоял, чтобы сын продолжил учёбу, поступив в университет на юридический факультет – старший сын должен заниматься семейным делом.

Уступив отцу и при этом не желая сдаваться, Николай в том же 1893 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. После двух лет в «общих классах» училища стал заниматься в мастерской Архипа Куинджи. Среди близких знакомых теперь именитые Стасов, Репин, Григорович, Дягилев, Римский-Корсаков. Всё свободное время рисует: печатается в журналах и по заказам пишет иконы. К диплому Николай Рерих уже сформировавшийся последователь русской культуры с самых её истоков – археология молодого художника интересует более всего. Вступив в Русское археологическое общество ещё студентом, он навсегда сохранит жгучий интерес к раскопкам как способу познать былое, а сбережение следов прошлого станет главной целью жизни.

В 1897 году – окончание училища. Успех дипломной картины Рериха «Гонец» выразился в присвоении ему звания художника, высокой оценке критики и приобретении работы Павлом Третьяковым.

В следующем году – окончание университета. Тема дипломной работы выпускника-юриста максимально близка к всё более влекущему миру искусства: «Правовое положение художников Древней Руси». В дальнейшей жизни знания, полученные в университете, а также отточенные организаторские качества помогут в административной деятельности.

Александр Невский

Настоящая картина написана в 1942 году и вошла в героический цикл художника, наравне с такими произведениями как «Ярослав», «Борис и Глеб», «Победа» и другие.

Историческим событием, которое вдохновило Рериха на создание данного полотна, стала дата – 700-летия победы войск Киевской Руси над Ливонским орденом. Великая битва на Чудском озере или «Ледовое побоище».

12 тысяч русских воинов и 17 тысяч противников полегли на поле сражения, в котором пешая армия победила тяжелую конницу.

На переднем плане картины зритель видит полководца

Его конь идет осторожно. Среди окрашенного кровью льда лежат безжизненные тела людей, коней

За предводителем идет его свита, его близкие друзья. Лица скорбные, сгорбленные спины от тяжести пережитого и горя.

Отвоевали у захватчиков Киевскую Русь. Полыхает небо. Тает кровавый снег, унося в историю ратный подвиг тысяч и тысяч самоотверженных людей.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Песнь о Шамбале

Свои искания Рерих осуществлял вместе с женой Еленой Рерих, которая была его верной спутницей и соавтором его книг. Среди долин гималайских гор вместе они искали таинственную Шамбалу – священный город, обитель Учителей человечества, чьими силами движется эволюция.

Песнь о Шамбале

Шамбала упоминается во многих духовных традициях. Именно здесь по древним преданиям родится новый мессия, которого ждут под именами Будды, Христа или Аватара Вишну. Мудрец знает, что шамбалу можно найти в глубинах собственной души. Она – источник любого знания и любой науки, открывающейся перед внутренним взором искателя. Однако вместе с этим, Елена Петровна Блаватская утверждала в свое время , что это место имеет и физическое расположение на земле, и находится оно не где-то, а в Гималаях в ущелья Тибетского Нагорья.

Гималаи. Розовые горы

Творчество Петра Ильича Чайковского

Пётр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его занимали глубокий внутренний мир человека, его душа и переживание драмы. Музыка Чайковского при этом очень тонкая, лирическая и певучая. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик слушателя. Даже малые музыкальные жанры при этом Чайковский сопровождал симфонической масштабностью. Одной из главных тем творчества Петра Ильича Чайковского стали сострадание и любовь к людям.

Чайковский работал и в области хоровой духовной музыки. Продолжателями его музыкальных традиций считали С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры XIX в. Благодаря наследию Чайковского мы смогли заново открыть для себя образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Чайковский заслуженно при жизни получил мировую известность и до сих пор считается одним из лучших отечественных композиторов.

  • За мелодией Чайковского я услышала: «Помилуй меня». И жизнь будто перевернулась
  • Сэр Джон Тавенер — православный британский композитор

https://www.youtube.com/watch?v=hz3XaozGKDM

Лондон – место встреч

В 1920 году семья Рерихов переехала в Лондон. Там проходят выставки картин Николая Константиновича, общение с местными деятелями культуры. В Лондоне Рерих знакомится лично с Рабиндранатом Тагором. После отъезда на родину индийский поэт пишет в письме к художнику:

В Лондоне произошла и другая значимая встреча для семьи Рерихов. Они встретились с Великими учителями – махатмами, связь с которыми почувствовали, ещё будучи в Финляндии. Благодаря этой встречи и незримой духовной связи появилась «Живая Этика» – Великий труд четы Рерихов, главная книга в их жизни и творчестве.

Первую книгу «Живой Этики» записывал Николай Константинович, источником, улавливающим мысли Великого Учителя стала Елена Ивановна. Следующие книги записывала и редактировала супруга, эту работу она продолжала до конца своих дней.

Последние статьи

  •   Где растёт самая первая яблоня, от которой произошли все сорта на Земле, и при чём здесь лошади сегодня, 12:22
  •   Вечная любовь Захара Прилепина: «Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка» сегодня, 10:36
  •   Владимиру Бортко – 77: Почему известный режиссёр перестал снимать кино, и Как ему удалось 50 лет прожить с одной женщиной сегодня, 09:07
  • +1   Как 35 лет назад советский «Тетрис» захватил мир, а в наши дни стал главным героем одноименного фильма 6.05.2023, 21:50
  •   От любовницы и разлучницы до королевы Англии: Малоизвестные факты о Камилле Паркер 6.05.2023, 20:16
  • +1   Знаменитые молочные коктейли из СССР: как их делали, и почему сегодня никто не может этого повторить 6.05.2023, 18:12
  •   Кто такие норманы, которые захватили и навсегда изменили Англию 6.05.2023, 16:02
  •   Как английский король воевал с супругой: Почему не пустил на коронацию, выгнал из замка и тайно женился на другой 6.05.2023, 14:06
  •   Почему стал бездомным заслуженный артист России и лауреат Госпремии Сергей Бехтерев 6.05.2023, 12:27
  •   Чем закончились спиритические сеансы Великой княгини Александры, или Месть отчаявшейся супруги 6.05.2023, 10:55

Все статьи

Россия. Москва. Театральный музей им. А.А. Бахрушина

С 12 декабря 2015 по 15 февраля 2016 года Театральный музей им. А.А. Бахрушина и Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представили уникальную по масштабу и значимости выставку «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870–1930».

В экспозиции представлены шедевры Врубеля, Головина, Коровина, Бакста, Бенуа, Кустодиева, Рериха, Билибина, смелые эксперименты Малевича, Татлина, Экстер, Поповой, Веснина, Родченко, Лисицкого, неповторимые в своей цельности и красоте декорации Ларионова и Гончаровой.

Экспонаты в музее: http://62.112.121.142:9000/?lang=ru&group-by=rub_iss В строке поиска ввести «Рерих»

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.

4

Указ учителя (1947)

В учениях тибетских монахов считается, что мысли могут быть материальными. Они имеют силу, энергию убеждения, а добрая мысль способна помочь человеку на расстоянии. Главное, чтобы эта мысль была нацелена с любовью и огнём в сердце. На вершине горы мудрый учитель посылает приказ своим ученикам при помощи белого орла. Он знает, кому-то нужна помощь, и эта мысль поможет нуждающемуся. Это последняя неоконченная картина Н. К. Рериха. И при помощи красок и своих мыслей великий мастер стремился передать последующим поколениям — берегите свой мир, такой прекрасный и хрупкий одновременно. Это указ всем людям Земли.

Самые известные картины Шагала.

Матерь Мира

Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.

Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.

Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.

На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.

Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.

Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.

Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица. Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить

Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать

Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.

Книги по вопросам литературы

  1. Пушкин и Лермонтов : исследования и статьи. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1941. — 301, c. — Библиогр. в подстроч. примеч. — Литература, использованная в статьях о Лермонтове: с. . Содерж.: Пушкин и Лермонтов (вместо предисловия) ; «Братья-разбойники» Пушкина ; Незавершенные замыслы Пушкина в Кишиневе ; Лирика Лермонтова ; Романтические поэмы Лермонтова ; Реалистические поэмы Лермонтова ; Лермонтов-драматург ; Проза Лермонтова.
  2. Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1965. — 82 с., л. ил.
  3. Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Москва : Сов. Россия, 1975. — 79 с. : портр.
  4. Публикации в коллективных сборниках, журналах, газетах
  5. Романы, повести, рассказы, очерки
  6. Их слава нетленна // Они прославили Родину : очерки о Героях Со­ветского Союза. Кн. 1. — Ростов-на-Дону, 1974. — С. 5—6.
  7. Командир донских казаков // Нам дороги эти позабыть нельзя. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 110—113.
  8. Страницы из дневника // День, который впереди. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 208—221.
  9. Помни, друг! // Рожденная в боях : очерки о героях-воинах 56-й ар­мии. 1941—1943 гг. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 109—111.
  10. Радость пахаря // Край Отчизны моей. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 94—104.
  11. Во имя жизни // Не померкнет никогда : чему учит подвиг героев-малоземельцев. — Ростов-на-Дону, 1978. — С. 54—61.
  12. В бурунах // Пятый Донской : воспоминания ветеранов пятого гвар­дейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 45—48.
  13. Пядь-кормилица // Что с поля нажито : слово писателей Дона о жизни современного села. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 91—101.
  14. Преображение : // Ради завтрашних дней : мир современника в рассказах писателей Дона / . — Ростов-на-Дону : Книжное изд-во, 1980. — С. 16—23.
  15. Самый памятный день // Дон. — 1980. — № 5. — С. 32—34.
  16. О земле, о хлебе, о любви // Первооснова : слово о хлебе. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 226—235.
  17. В ожидании весны // Под отчим небом. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 180—195.
  18. Гордость и слава Дона // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 3—7.
  19. Матерь Человеческая : из повести // Светлое имя твое. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 7—15.
  20. Два генерала : гл. из кн. «Верность» // Плечом к плечу. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 30—43.
  21. На Золотых песках : // Дон. — 1985. — № 5. — С. 38—48.

Великие учителя человечества

Частые персонажи картин Рериха – величайшие учителя человечества, такие как Будда или Иисус. Надо сказать, что представители теософского общества, основанного Еленой Блаватской, в унисон ее доктрине настаивали на том, что имя Будды – не имя исторического персонажа, а степень посвящения и эволюции ума. Другими словами, Будда – это тот, кто познал всеобъемлющую мудрость земной сферы бытия и обрел свободу от ограничений физической реальности.

Николай Рерих. Будда-победитель

На картине Рериха «Будда-победитель» сценой служит ущелье пещеры, которая издавна ассоциировалась с потусторонним миром мертвых. Посвящаемый заходил в ее темные стены, символически оставляя мир живых. Он умирал, чтобы родиться заново в новом духовном качестве.

Картина Рериха делает нас свидетелями такого рождения. Стены подземелья озарены золотым сиянием, исходящим от просветлевшего Будды. Это — золотой свет истины, которую он познал в ту ночь перед решающей схваткой с демоном преисподней. И хотя на полотне схватка еще не состоялась, Будда уже назван победителем. Ведь его победу над чудищем ознаменовала победа внутренняя над собственным существом через обретение им мудрости — высшего совершенного знания.

Личная жизнь

Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.

Николай Рерих и его жена Елена

Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.

В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.

Николай Рерих с сыновьями

Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.

Матерь мира

Нельзя ничего не сказать о труде Николая Рериха «Матерь мира», наполненного столь концентрированным символичным содержанием. Образ самой Изиды, хранительницы мудрости и тайного знания изображен на этом полотне. Ее сокрытый лик – обозначение вечной загадки мироздания. Она – владычица сферы разума, духовное начало земного существования. Укрыт ее лик под покровом одежд, и только самым достойным искателям, быть может, однажды станет возможным узреть только часть, но не целое от того, что скрывается под этой плотной материей очевидного для взора человеческого.

Николай Рерих. Матерь Мира

Как можно поверить, что не ведающий смог бы воссоздать на холсте столь проникновенные образы из запредельных сфер Универсума. Не зря говорят, что творческий деятель связан невидимой нитью с иными мирами, откуда он черпает свое вдохновение. Через руки его струится небесный поток божественно воли, открывающий нужное знание на нужном этапе общечеловеческой эволюции. Несомненно, Николай Рерих обладал такой связью, что и вылилось в столь невероятных сюжетах его невероятных картин.

 Елена Тайная

УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ. В 5-ТИ ТОМАХ— синкретическое религиозно-философское учение, объединяющее западную оккультно-теософскую традицию и эзотеризм Востока.

Детство и юность

Кажется, что каждый, кому посчастливилось носить родовое имя Рерих, отмечен особым даром. Вслед за талантливыми и глубоко образованными родителями преуспели каждый в своем деле оба сына Николая Константиновича и Елены Ивановны.

Октябрь в этой семье — время особенное. В начале второго осеннего месяца праздновал день рождения отец. А затем, 23 числа (по новому стилю) 1904-го, в Северной столице России пришел в этот мир и Святослав — спустя 2 года после рождения старшего брата Юрия.

С ранних лет мальчик впитывал в себя удивительную атмосферу, располагающую к поиску новых знаний и творчеству, интересовался животным миром. По собственным воспоминаниям, его неравнодушие к биологии и орнитологии всячески поощряли родители. Мать лично выискивала и отбирала необходимые книги, приобретала птичьи чучела, коллекционировала насекомых и самоцветы.

Параллельно с этим Святослав, как и глава семейства, тяготел к живописному искусству. Взрослые и здесь поддержали ребенка, отдав его в соответствующее учебное заведение. Рерих-младший пробовал себя и как декоратор, самостоятельно мастерил все необходимое для семейных спектаклей. Также отец допускал сына до помощи ему в серьезной работе — создании театральных эскизов.

В 9 лет Святослав оказался зачисленным в гимназию, где продолжил заниматься изо уже под надзором опытных преподавателей. Параллельно с этим Николай Константинович устраивал сыну практический ликбез в области археологии: брал с собой в соответствующие поездки в Псковщину, Новгородскую и Тверскую губернии, где тот делал зарисовки с натуры.

В 1916-м вместе с семьей Рерих перебрался в Финляндию, затем в Великобританию, где продолжил образование в Королевской академии искусств. Первые его работы удостоились высокой похвалы и восторженной оценки отца-художника. Тот внимательно следил, чтобы талантливое чадо искало свой стиль письма, а не занималось слепым подражанием. Позднее в список учебных заведений добавились и три американских вуза.

Кстати, Николай Константинович в своей знаменитой «Шамбале» не забыл упомянуть и сына:

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый – великий князь Киевский. Являясь сыном Великого князя Владимира, крестителя Руси, он не только сохранил дело отца своего, но и приумножил своими успехами.

Занимаясь просвещением своего народа, он добился не только, чтобы его люди научились читать, но и стали писать книги. Своды его работающих законов не только навели порядок в государстве, но и повысили авторитет Руси в Европе.

На холсте изображен князь Владимир. Он работает. За окнами – купола храма как символ Бога присутствующего во всех деяниях этого великого человека. Яркая, звездная судьба у Ярослава, и на холсте он смотрится значительно.

Его образ выполнен с использованием красных, лиловых, розовых цветов. Как символ святости, религиозной страсти, религиозного самоотречения, умеренности.

Человек, изображенный на холсте строг и академичен, выдержан. Нет у него времени разбрасываться своими талантами, так как много еще дел впереди.

Святой Сергий Радонежский

Картина написана в 1932 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее. По воспоминаниям окружения Николая Рериха, житие Сергия Радонежского всегда интересовало художника и вызывало желание этот образ отразить на холсте.

После смерти подвижника не осталось никаких записей, только воспоминания современников. Только его молитвенный подвиг во время битвы с Мамаем (Куликовская битва) заставляют преклоняться перед этим человеком, который поднимал веру воинов для борьбы с полувековым рабством.

На переднем плане картины изображен Сергий. Величественно красив и добр. В руках у него символ души человеческой – храм Божий. Тепло и уютно ей быть в руках Преподобного.

Художник преклоняется перед этим человеком и любит его. «Преподобный отче наш Сергий, моли Бога за нас» – так звучат слова молитвы, и они будут услышаны.

Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России

«Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять».

Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).

«история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».

Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).


Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).


Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188Музей изобразительных искусств. Туркменистан.

«Стрелы неба — копья земли»

Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).


Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.

«Весть Тирону»

Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).

«Ковка меча»

Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).


Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).


Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).


Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.


Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).


Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.


Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.

«Настасья Микулична»

Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

«Единоборство Мстислава с Редедей»

Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).


«Мадонна Орифламма». Николай Рерих

история любви Николая и Елены Рерихов

Творчество Николая Рериха

В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.

Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.

В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.

Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.

1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.

Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.

Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.

Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.

Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.

Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.

В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.

Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия

В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.

В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:

Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.

Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Будда победитель (1925)

Рериха всегда интересовала культура востока и буддистское учение. Считается, что темой для картины стал образ Будды одного из восточных храмов. Художник изобразил Будду в то время, когда он был жив и скитался по свету в поисках истины. В дивной пещере, у подземного источника Будда сидит в позе лотоса и медитирует. Он спустился в подземный мир для того, чтобы задуматься над своей жизнью и поступками, и сразиться с владыкой тьмы и смерти. Владыка смерти, хозяин подземного мира — это земные соблазны, пороки и страсти. Поборов смерть, Будда познаёт просветление. Этот момент и изобразил Рерих. Зелёная вода означает жизнь, а пещера — неведение и темноту человеческого разума.

4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: