Связь живописи и каллиграфии
Каллиграфия – один из важных элементов восточной живописи. Живопись и каллиграфия связаны очень тесно между собой, поэтому на полотне присутствуют иероглифы. Обычно на картинах прописываются строки из стихотворений. Ведь для написания холста и каллиграфии используются одно и те же инструменты:
- кисть;
- тушь или минеральные краски, гуаши из растений;
- мягкая пористая бумага из бамбука или конопляного полотна.
Китайская живопись — это выход за рамки обыденности. Также главным является то, что китайские художники не используют эскизов и начинают писать картины сразу же красками.
яндекс картинки
Известные художники древности
В Древнем Китае большую популярность получили китайские художники, потому что стали основателями китайской живописи. Ими стали:
- Гу Кайджи;
- У Даоцзы;
- Ван Си Мэн
- Ван Мэн
- Джузеппе Кастильоне
- Чжан Дацянь
- Ци Байши
Гу Кайджи
Основателем китайской живописи считается Гу Кайджи. Он вошел в историю живописи как известный реформатор китайского искусства. В своих картинах Гу Кайджи уделял особое место глазам. Они ему нравились, потому что с помощью их ему удавалось отобразить внутренний мир человека.
яндекс картинки
У Даоцзы
Его называют одним из отцов-основателей художества Китая. Он работал в становой и монументальной живописи, а также его руками были сделаны свыше трех сотен композиций для покоев дворца.
У Даоцзы создал полотна для буддийских и даосских храмов и принес идею пейзажной живописи шань-шуй.
яндекс картинки
Ван Си Мэн
Сведений о Ван Си Мэн, к сожалению, не сохранилось, поэтому о нем практически ничего не известно. А из всего творчество до современности сохранился лишь свиток, на котором Ван Си Мэн оставил свой колофон.
Ван Мэн
Ван Мэн был самым младшим из четырех основоположников китайской живописи. Он писал в основном пейзажи. Успешно рисовал фигуры, а вместо шелка, художник любил рисовать на бумаге.
яндекс картинки
Эпоха перемен
XVI—XVII века стали временем больших перемен в Китае. В Поднебесную проникают европейцы — португальцы, испанцы, голландцы, в стране появляются и христианские миссионеры — иезуиты. Они привозят в Китай новые инструменты и механизмы — часы, астрономические приборы, огнестрельное оружие.
Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. И как следствие происходит трансформация китайской живописи.
Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин является Джузеппе Кастильоне. Его жизненный путь был весьма любопытен — Кастильоне волею судьбы попадает из родного Милана в далекий Пекин.
Джузеппе Кастильоне (1688—1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник. Именно он стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.
Своими работами, а также уроками живописи, Кастильоне знакомит китайцев с европейской техникой рисования, требовавшей соблюдения законов перспективы, пропорции и светотени. Так же он знакомит китайцев с таким жанрами европейского изобразительного искусства как масляная живопись.
Джузеппе Кастильоне. Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне. 1739 или 1758 Шёлк, чернила и краска. 322,5 × 232 см. Дворцовый музей, Запретный город
Начиная со времён Кастильоне западный стиль живописи, приобретают в Китае всё большую популярность.
Среди китайской мастеров росло число приверженцев западной культуры. В XIX веке Шанхай стал центром торговли с европейцами. Сюда устремляются многие китайские художники, желающие изучить европейские традиции и техники живописи. Так родилась Шанхайская школа живописи, ныне — самая известная.
C началом XX века в китайской живописи начался период «100 школ», которые проповедовали отход от традиций и жанровую импровизацию.
Современный нео-арт художника Уоррена Чанга
Уоррен Чанг является американским художником консервативной школы. Любопытно, что картины Уоррена выполнены в традициях XVIII-XIX века. Тем самым художник подчеркивает свою связь с консервативной школой искусства, с одной стороны, с другой, — пытается превратить свое творчество в современный нео-арт.
Течение нео-арта не имеет четких граней в живописи. Это скорей некий вид протеста, против абстрактного сюрреализма 21 века, который дошел до художественной утопии, как в идеях, так и в образах. Сама атмосферность картин этого художника, — это реалистичный мир конца XX, начала XXI века. Чанг пытается возродить яркие краски современного мира, через богатую палитру цветовых оттенков в своих произведениях.
Получается это у него не всегда. Возможно художник намеренно придает своим картинам монохромные оливковые и желтые тона. Тем самым показывая ограниченность, как современного стиля жизни, так и общества. Создается впечатление, что на всех картинах этого мастера, существует солнечный свет, который проходит сквозь призму дымки и тумана.
Своим стилем нео-арта, художник возрождает современное барокко. Его сюжетная линия делится на три составляющих. Таких как: карины людей труда, женщины и пейзажные образы. Интересно что мастер редко изображает женские образы в анфас. Эти феминные образы всегда находятся к зрителю в профиль или часто повёрнуты спиной.
Тем самым реалистичный мир художника говорит нам о тайне материи, которую стали раскрывать еще художники XVII-XVIII веков, в уже упомянутом стиле барокко.
Художник Уоррен Чанг всегда пишет свои картины маслом. И не использует современные средства, которые так любят современные живописцы. Именно такой стиль можно охарактеризовать, как идею возрождения традиционного искусства нового образца. И художник Уоррен Чанг является его ярким представителем.
История китайской живописи
История возникновения китайской живописи насчитывает более шести тысячелетий и относится к тому периоду, когда предки современных китайцев украшали керамические изделия. В качестве орнамента они изображали людей, рыб, животных и растения.
О древних образцах китайской живописи мы можем узнать лишь из археологических раскопок. К изобразительному искусству более позднего времени относятся различные погребальные сосуды и изделия. Следующим этапом развития китайской живописи стали рисунки, выполненные на шелке и бумаге. До наших дней дошло несколько образцов таких рисунков.
Во времена династии Цинь и Хань развивается фресковая живопись. Ее применяли при захоронениях, а также в храмах и дворцах. С развитием буддизма в период с 3 по 6 век развивается храмовая живопись, например, изображения Будды в горных пещерах. Пожалуй, самыми известными пещерами до сих пор являются Дуньхуанские пещеры Могао (敦煌莫高窟).
Одним из самых выдающихся художников эпохи Шести династий был Гу Кайчжи – 顾恺之 (344-406). Он писал светскую живопись. Две его известные картины «Фея реки Ло» и «Прославленные женщины древности» представляют собой длинные горизонтальные свитки, разделенные на несколько фрагментов. Предполагалось, что картину нужно было смотреть на ходу, то есть проходить от ее начала в конец и медленно рассматривать сюжет, изображенный на свитке. Гу Кайчжи также считается основоположником «гохуа» (дословно «национальная живопись»). Именно он выдвинул принцип «настроение через форму», смысл которого заключается в том, что хорошая картина – это та картина, которая передает «душу». А для того, чтобы точно передать «душу», надо очень четко нарисовать глаза.
Следующим важным этапом развития живописи в Китае в то время были эпохи Суй, Тан, Пяти династий и Сун.
В это время происходит формирование основных школ живописи. Среди известных художников можно назвать Чжан Цзыцяня – (展子虔) из эпохи Суй, Ли Сысюнь (李思训), У Даоцзы (吴道子). В эпоху Тан в отдельный жанр выделяется портрет. Известна картина Янь Либэня (7 в.) «Властелины древних династий», в которой он изобразил на длинном горизонтальном свитке 13 правителей, которые были во главе Китая с начала династии Хань и до конца 6 века. В это же время появляются изображения придворных сцен.
В период пяти династий стоит отметить выдающегося художника пейзажной живописи – Фань Куаня (范宽). Кстати, его работы «Горы, покрытые снегом» и «Путешествующие вдоль горного потока» сохранились до наших дней.
Известным художником эпохи Сун является Гу Хунчжун (顾闳中).
В эпоху династии Юань можно выделить художников Ван Мэна 王蒙, Хуан Гунвана 黄公望 и Ни Цзана 倪瓒.
В эпоху династий Мин и Цин появляется большое количество художественных школ и жанров.
Тематически китайскую живопись можно разделить на три вида: портреты, пейзажи и изображения цветов и птиц. Раньше всего появились портреты, но затем все большую популярность получили пейзажи (山水画).
Древняя китайская живопись сильно отличалась от европейской живописи. В Европе широко использовались возможности цвета, теней, а в Китае живописцы создавали удивительные картины игрой линий. Главное, что отличает китайскую живопись от европейской – это стремление передать «дух картины», или, как говорят китайцы «с помощью формы выразить настроение».
Из художников 19-20 века следует особо выделить Ци Байши (齐白石). Одна из самых известных его картин – «Креветки», а также художника Сюй Бэйхуна (徐悲鸿). Сюй Бэйхун творил по приципам Гу Кайчжи, поэтому люди считают, что лошади на его картине «奔马» выглядят более реалистично, чем настоящие лошади.
Ци Байши — «Креветки»
Сюй Бэйхун — «奔马»
Годы культурной революции нанесли живописи Китая непоправимый ущерб. Единственное, что разрешалось – это политический плакат, и то посвященный одной единственной теме – культурной революции. После культурной революции происходит возрождение китайской живописи.
Зарождение китайской живописи
Относительно времени зарождения этого искусства существуют разные мнения. Сама традиция приписывает создание китайской живописи четырём отцам-основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之) (344—406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 — ок. 550 гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680—740 гг.), живших с IV-го по VIII века нашей эры.
Дама с драконом и фениксом
Картина, найденная археологами в 1972—1974 годах в могилах на фамильном кладбище Мавандуй.
Однако в результате археологических исследований современные учёные отодвигают дату зарождения китайской живописи на 1000 лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжаньго (начало II века до н.э.).
Известный представитель «живописи интеллектуалов», пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи» считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишённая формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия».
Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».
Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:
- Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
- Живопись цветов и птиц.
- Горные пейзажи (山水, shan shui, то есть «горы и воды»).
- Анималистический жанр (翎毛. ling mao, то есть «пернатые и пушистые»).
- Жанр портрета.
В эпоху Тан и Сун создаются самые известные произведения китайской живописи. Появляются мастера:
- У Даоцзы (680—740).
- Ли Сысюнь (651—716) (основатель пейзажного направления китайской живописи).
- Ли Чжаодао (675—741)
- Ван Вэй (701—761)
- Хань Хуан (723—787)
- Хань Гань (ок.706 — 783)
- Чжан Сюань (714—742)
- Ся Гуй (1195—1224)
- Ма Юань (1190—1279)
- Ми Фэй (1051—1107)
- Ван Симэн (1096 — ?)
- Хуэйцзун (1082—1135)
- Чжан Цзэдуань (1085—1145)
- Вэнь Тун (1019—1079)
- Го Си (1020—1090)
Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов — «люфа»:
- Шэньцы — одухотворённость,
- Тяньцюй — естественность,
- Гоуту — композиция живописного произведения,
- Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения,
- Мосе — следование традиции, памятникам древности,
- Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
Они составляют идейный костяк, вокруг которого китайская живопись будет развиваться последующие столетия.
Движение природы
Особая утонченность и красота восточных картин — в глубокой поэтической и духовной взаимосвязи с природой, в любовании природой как совершенным творением, а также в стремлении передать в художественном произведении тот жизненный ритм, движение жизни, который присущ всем вещам в природе, передать его сущность, а не видимую форму. Именно поэтому китайской живописи чужд натурализм, стремление к внешнему сходству.
Еще в V в. китайский художник Се Хэ на основе еще более древних воззрений сформировал шесть основных законов живописи:
- одухотворенный ритм живого движения
- мастерство и техника использования кисти
- соответствие формы реальным вещам
- правильное использование красок для предмета
- пропорциональное расположение вещей
- следование традициям, копирование работ древних мастеров.
Самым важным является первый принцип: передать в живописи «одухотворённый ритм живого движения».
Китайская живопись в современное время
В современном мире живопись Гохуа усовершенствовалась, расширила диапазон и вышла за рамки традиций, потому что это все осталось в прошлом. Современные идеи китайских художников наполняют холсты глубоким смыслом и идеями современности.
Известнейшими представителями современного направления китайской живописи являются:
- Цзэн Фаньчжи;
- Чжан Саоган;
- Хэ Цзяин;
- Бови Ли.
Цзэн Фаньчжи
Цзэн Фаньчжи – это один из самых успешных и хорошо развивающихся китайских художников. Когда он был в начале своей карьеры, то уже тогда его работы отличались своей эмоциональной составляющей, также понятным смыслом и выверенной экспрессивной техникой.
яндекс картинки
Чжан Саоган
Так же, как и Цзэн Фаньчжи, Чжан Саоган современный китайский художник. Он связывает свои работы с понятием коллективизма. Чжан Саоган описывает картины семьи, своих предков, выполненные в сюрреалистическом стиле.
яндекс картинки
Хэ Цзяин
В творениях китайского художника Хэ Цзяин можно проследить то, как традиция и современность связаны в картине в одно целое. Он мастерски передает колорит эпохи Тан или Сун, поэтому, глядя на картины Хэ Цзяин, возникает восторг.
яндекс картинки
Бови Ли
Следующая Бови Ли – одна из успешных художниц в современном мире, потому что она удивила всех людей тем, что мастерски умеет вырезать из бумаги картины. Бови Ли смогла сделать из тонкой бумаги изящные и красивые работы, в которые влюбились много людей.
Анализирую живопись Древнего Китая и современности, мы, безусловно, видим то, что со временем появилось больше направлений искусства и все уже отходят от рамок традиций.
яндекс картинки
Самые известные мастера китайской живописи
В разное время этот вид искусства в Китае прославили мастера, которые писали в разных стилях.
Самыми известными художниками, работающими в гунби, можно выделить:
- Ян Либянь. Живописец династии Тан, которому нравилось рисовать разные сюжеты по притчам.
- Чжан Сюань. Художник, к которому известность пришла после его смерти. Он предпочитал рисовать детей, а также представительниц прекрасного пола.
- Чжоу Фан. Живопись мастера относиться к временам династии Тан. Писал портреты богачей.
- Гу Хучжон.
- Тан Инь.
- Цю Ин. Смог добиться значительной популярности своим трудом, художником при дворце императора не был.
- Чэнь Хуншоу. Работы экзотичные, легкие и свободные. Был не только художником, но также и поэтом, и каллиграфом.
А одним из самых популярных мастеров, стиль которого се-и Чжан Дацян, он передавал внутреннее предмета его дух.
Живопись Древнего Китая
Археологические находки позволили установить, изобразительному искусству Китая больше 6 тысяч лет. Она относится к временам, когда древние предки жителей современного Китая украшали изделия из керамики. Художники тех времен изображали животных, растений, рыб и людей.
Только благодаря находкам археологов можно узнать о древних образцах. К искусству более позднего периода можно отнести сосуды и изделия, которые применялись для погребения.
Далее местные мастера начали использовать для рисунков шелк и бумагу. До нашего времени дошло только несколько образцов этих шедевров.
Фресковая живопись получила развития в то время, как Поднебесной правили династии Цинь и Хань. Она использовалась в храмах и императорских дворцах, а также при захоронении.
С 3 по 6 век, когда развивался буддизм, свое развитие также получила живопись в храмах, к примеру, в горных пещерах можно увидеть изображения Будды. Мастерство древних художников можно увидеть в Дуньхуанских пещерах Могао, которые являются самыми известными.
Таким образом, живопись Поднебесной можно охарактеризовать, как стремление мастера передать дух картины, выразить с ее помощью свое настроение, что и отличает творения местных мастеров от европейских.
Четыре благородных растения
Образы растений и цветов символизируют различные человеческие качества. Особенно часто встречаются четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэй хуа.
Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук — символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэй-хуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы.
В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем. Пион в Китае считается национальным цветком и часто изображается на картинах, символизируя знатность и богатство.
Также часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она — знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь, символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.
Сосна олицетворяет конфуцианскую сдержанность и стойкость, а также даосский идеал «пользы бесполезного» и древнюю идею вечной юности.
Дракон — мифическое животное, которое традиционно считается покровителем китайских императоров. Его нарисованные и скульптурные изображения можно найти в Китае повсеместно, как символ счастья, плодородия и удачи.
Тигр – наиболее почитаем из всех животных, он олицетворяет силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость, а также военную доблесть. Вход в монастыри, правительственные здания, дорогие торговые лавки, жилые дома украшали и оберегали каменные тигры.
Духи дверей — мэнь-шэнь
Философия образа
В традиционной китайской живописи существуют четыре основных жанра: анималистический ( изображение цветов и птиц), пейзажная живопись “Горы и воды”, портрет и миниатюра, которые часто пишутся на веерах и других предметах обихода. Из всех жанров наибольшее значение приобрел “пейзаж”, как отражение глубинной философии о единстве человека и природы.
Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала — Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника:
«Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли… Между ними заботливо расположи пейзаж».
Мир, Небо и Земля воплощались через два противоположных принципа: мужская сила — Янь и женская сила — Инь. Их взаимодействие порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которые образовывали всё реальное, всё сущее.
В китайских пейзажах горы олицетворяли мужское светлое начало Янь, а вода — женское тёмное начало Инь, из сочетания которых, по древним представлениям и возникает вселенная.
Горы — кости Земли, потоки воды — вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник стремится передать мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. К примеру, зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой выражения сути бытия.
Природа рассматривалась и как место спасения от условностей общества, как убежище, где одинокий художник, поэт и философ наслаждался красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи «отправлялся» в странствия по далям. Художник выражал лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к постижению ее тайн.
Миниатюрность человеческих фигурок на фоне грандиозных ландшафтов подчеркивала величие вселенной, в которой человек является маленьким элементом, подчинённым могучим силам мироздания.
В этом состояло важное отличие представлений китайской культуры от европейской, где человек был в центре внимания, его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир
Живопись и служение государству
Интересно, что большинство великих китайских художников эпох Тан, Сун Юань и Мин совмещали свои занятия искусством и службу государству. Почти каждый выдающийся художник, каллиграф и поэт был также и уважаемым чиновником.
Притом часто великие художники служили на совсем не связанных с творчеством должностях. Ван Вэй, о котором было сказано выше, занимал должность секретаря гражданской палаты, а затем секретаря императорского двора в империи Тан.
Два самых известных художника эпохи Юань были также и выдающимися администраторами. Жэнь Жэньфа занимал пост заместителя главного инспектора ирригационных сооружений, а государственные посты Чжао Мэнфу включали должность губернатора провинций Чжэцзян, Цзянси и главы Академии Ханьлинь.
Вообще надо сказать, что в Китае испокон веков к живописи и каллиграфии культивируется крайне почтенное отношение. Престиж живописи был настолько велик, что многие императоры не только интересовались живописью, но и были отличными художниками, как например Сунский император Хуэй Цзун (1082—1135), или император династии Мин — Чжу Чжаньцзи (1398—1435).
Мастерство художников Китая
У каждого художника есть свой неповторимый стиль рисования. Он может отличаться по характеру мазков кисти, небольших штрихов, а также фантазией. Для китайских картин характерна лаконичность, сдержанность, а как же ясность композиции. Но главной отличительной особенностью для всех картин является печать, которую ставит каждый художник на свою работу.
Мастер вкладывает туда идею, которую хочет передать в картине. Так, известный художник Сэ Хэ сформулировал шесть законов живописи, где один их первых пунктов было то, что живопись – это «ритм движения всего земного»
Тем самым показывая, то что важно передать идею увиденного, но не точные сходства деталей
Биография
Художник Уоррен Чанг родился в 1957 году, в американском штате Калифорния. Чанг имеет образование Калифорнийского университета Санта-Круса и Лос-Анджелеса. Также он окончил колледж дизайна Art Center в Пасадене, где получил степень бакалавра с отличием в области иллюстрации. Мастер живописи заслужил одну из самых престижных мировых наград в мире изобразительного искусства.
Несколько лет назад он был удостоен гранда «Master Signature» от ассоциации и сообщества мировых художников. Чанг является председателем и преподавателем группы живописи в «Художественном центре Пасифик-Гроув».
_____________________
Читайте нас в Телеграм
Современность
Можно сказать, что в настоящее время китайская живопись переживает новое рождение, а мастера из Поднебесной очень востребованы на современном арт-рынке. Согласно созданному списку из ста самых популярных и дорогих художников мира, почти каждый второй из этого списка – китаец. Расскажем о самых ярких представителях современности.
Цзэн Фаньчжи
Многие без тени сомнений называют его настоящим лидером китайского арта. Он входит в тройку самых дорогостоящих художников Поднебесной, а его работы скупаются лондонскими, нью-йоркскими, гонконгскими, шанхайскими ценителями искусства.
Мастер родился в 1964 году и застал культурную революцию. На творчество оказали влияние модные тогда поп-арт и экспрессионизм. Новые картины отдают символичностью с тенью надвигающейся тоски.
Цзэн Фаньчжи. Тайная вечеря
Известнейшая картина – своеобразная репродукция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. На полотне размером 4*2 метра Иисус с апостолами сидят за столом, поедая арбуз. Иисус и одиннадцать соратников облачены в красные галстуки, олицетворяющие пришедший коммунизм, и только Иуда сидит в желтом галстуке – символе империи.
На аукционе в Гонконге работу купили более чем за 23 миллиона долларов. Другое популярное творение – диптих из серии «Маски», проданное почти за 10 миллионов.
Чжан Сяоган
Сяоган был в списке первейших представителей китайского искусства на мировой арене. За рубежом он дебютировал в 1995 году, когда на биеннале в Венеции представил несколько работ, выполненных в стиле портретной живописи времен Мао Цзэдуна.
Чжан Сяоган
Свои первые картины Чжан предлагал друзьям и знакомым за 100 евро. Сейчас одна его работа может стоить десяток миллионов долларов.
Хэ Цзяин
Хэ Цзяин в работах отображает видение китайцев на классическую мировую и в особенности русскую живопись. Некоторые картины могут напомнить мотивы русских народных сказок и полотна известных художников, например Васнецова.
Ярким примером является работа «Весна. Королевское купание», которая вобрала в себя две картины Боттичелли, стилизованные на китайский лад: «Венера» и «Весна».
Хэ Цзяин. Молодая женщина с цветами
Творец работает с маслом и акварелью. Его произведения пользуются спросом среди коллекционеров – только в нашем десятилетии было куплено больше пятисот картин на сумму, превышающую сто миллионов долларов.
Бови Ли
Художник отличается тем, что создает картины из рисовой бумаги и шелка, изготавливаемого из шелковицы или коры специального дерева. Эта работа филигранна, потому что рисовая бумага и шелк очень тонкие, требуют бережного обращения. По итогу получаются легкие, практически невесомые, изящные черно-белые работы.
Бови Ли. Художественная резка по бумаге
Сам Бови Ли родился и начал творить в Гонконге, но сейчас перебрался в американский Питтсбург. С каждым годом мастер обретает все большую известность.