Сандро боттичелли

Сандро Боттичелли 1445-1510 гг - великий итальянский художник Помимо многих других замечательных картин, которые хранятся в самых крупных музеях мира, одной из самых знаменитых его работ

Закат творчества

Ближе к концу 15 века в произведения Боттичелли вторгается мрачный колорит – как отражение неспокойного времени внутренних междоусобиц и ожидания конца света, предрекаемого монахом Савонаролой, чьи убедительные речи захватили умы флорентийцев.

Остро трагическое восприятие мира находит отражение в полотне «Мистическое Рождество», написанном Боттичелли в конце 1500-го года на фоне беспорядков в Италии. Это один из немногочисленных заказов пребывающего в глубоком духовном и творческом кризисе престарелого художника.

В 1504-1505 гг он напишет ещё 2 картины – «Печальные истории Лукреции и Виргинии» и «Чудеса святого Зиновия», после чего о некогда лучшем живописце Флоренции окончательно забудут.

Печальные истории Лукреции

На сцену выйдет молодое поколение талантливых художников эпохи высокого Возрождения. На базе их техник как раз и сформировалась технология оптических просветов – комплексная пошаговая методика работы в воздушной перспективе с использованием нескольких видов изобразительных материалов: темперы, масла и акварели. Как применять «несочетаемые» виды красок можно узнать из этого видео:

Этапы и нюансы технологии описаны в этой книге.

Музеи Ватикана (Рим, Ватикан)

Можно сказать, что все государство Ватикан — это один сплошной музей, объединяющий уникальные коллекции произведений искусства и папские дворцы. Сикстинская капелла, расписанная Микеланджело, со фреской «Страшный суд» и станцы Рафаэля — это уже весомые причины побывать тут. В Музее Пио-Климентино, одно описание коллекции которого занимает семь томов, находится знаменитая скульптурная группа «Лаокоон». Этрусский музей посвящен народу, который проживал когда-то на той земле, где затем возникла Римская империя. В Египетском музее выставлены скульптуры, бюсты, саркофаги, мумии, барельефы с фараонами и другие артефакты Древнего Египта. Ватиканская пинакотека — это богатейшее собрание византийской и европейской живописи разных эпох. Там можно увидеть работы Рафаэля, Джотто, Тициана и Перуджино.

Помимо этих музеев, которые входят в обязательную программу, существует Ватинская библиотека со значительной коллекцией рукописей, музей Кьярамонти, посвященный античной скульптуре, Исторический музей Ватикана и многие другие. В апартаментах Борджиа, расписанных, в том числе, Пинтуриккио, можно увидеть предметы современного церковного искусства, а в новом здании в Папском дворце — узнать о религиозной культуре разных стран мира. Билеты в музеи Ватикана можно заранее купить на сайте www.mv.vatican.va.

Произведения Сандро Боттичелли. Венера и Марс (1485)

В этом панно Боттичелли в очередной раз обращается к мифологическому сюжету. Богиня любви Венера возлежит на траве, в то время как её возлюбленный бог войны Марс лежит перед ней спящий и безоружный. Несколько молодых божественных фавнов играют в сцене, пытаясь разбудить Марса, дуя ему в ухо раковиной. Так же на картине присутствуют несколько ос, которые могут быть отсылкой к семье Веспуччи, жившей рядом с Боттичелли, или могут ассоциироваться с укусами любви. Основной посыл можно охарактеризовать как «любовь всегда побеждает войну».

Марс уничтожен своим сексуальным контактом, ведь он наверняка заснул после любовных утех с Венерой, он безоружен и крайне уязвим, в то время как Венера спокойно смотрит на него, полностью одетая и бодрствующая. Она полна сил, в то время как Марс обессилен. На нём надета лишь небольшая полоска ткани, оставляя его почти обнажённое тело на виду у его возлюбленной, как бы косвенно становясь объектом желания на картине. Тем не менее, одетая Венера изображена столь же соблазнительно.

Венера, позирующая перед своим Марсом, по определению является языческой прелюбодейкой. Она физически крайне привлекательна, это подчёркивается чувственными изгибами и скульптурными поверхностями её тела

Боттичелли подчёркивает силу Венеры, при этом достаточно эротизирует её, показывая божественную красоту богини и привлекая внимание к женственному телу под её платьем. Это произведение искусства художника сегодня можно посмотреть в Лондонской Национальной галерее

«Мистическое Рождество»

Мистическое Рождество Сандро Боттичелли

Картина «Мистическое Рождество» написана в далеком 1501 году. Итальянская флорентийская эпоха отлично запечатлена в событиях и вариантах полотна. Талантливый художник на жалел рук, создавая замысел. Отмечается оптимистический настрой художника, религиозное направление течения. Трагическое восприятие автором событий нашло отражение в мелочах.

Художественная критика поступала каждый день. В 1878 году картина была приобретена за 1 500 фунтов организацией Лондонского Национального сообщества. Галерея использовала талант мастера долгие века. Сверху находится греческая надпись, несущая смысл Итальянских беспорядков в республике. Главенство святого Иоанна 4 изображено. Показано приближение Апокалипсического периода, царствование Сатанинских организаций. После трех лет беспорядков безумству пришел конец, наступил новый период.

Применено точное текстовое толкование смысла картины. Показаны апокалиптические события, холст подписан Алессандро, т.е. художником. Имя Сандро является производным значением от слова Александр. Подпись датирована 1501 годом. Годовой период во Флоренции оканчивался 24 марта, что упоминалось в 1500 году. Значение итальянских беспорядков привело к многочисленным распрям, появлению тревожного духа времени. Политические интриги продолжались на царском троне. Появлялись массовые военные волнения населения, сильно потрясшие Родину. Наступила смерть Лоренцо Великолепного, меняя политический облик республики.

Состояние апокалипсиса связано с длительными испытаниями, творческими исследованиями людей, приведшими к сожжению Савонаролы. Жестокие попытки уничтожения были восприняты серьезно. Военное поприще оцеплено людьми. Повержение зла стало задачей населения. Сюжет картины означает внедрение священных писаний, проповедей в жизнь. Подтверждением является иллюстрационный момент из сборника проповедей, датированный 1496 годом во Флоренции. Имеются доказательства в Национальной библиотеке, особые принципы иконографии ведут к вычислению сути надписи. Отмечено мистическое воздействие при четкой строгости учений.

Речи Савонаролы повествуют о рождественских историях, относящихся к 1494 году. Они направлены на народные достижения в постройке Назарета – города. Поклонение фигуре младенца объясняет наличие народных одежд, умиротворения ангельскими объятиями. Демонический облик запечатлен в земных страстях.

Крыша хижины держит на себе трех ангелов. Их одежды являются белыми, красными, зелеными. Оттенки влекут сущность раскрытия идеи Благодати, Истины, Справедливости, реализуемых на земле. Обозначение речей Савонаролы мастерски описаны. Внедрены идеи покоя, мира и власти. Символика расцвета оливковых венков, пушистых ветвей прекрасно украшают общую картину. Герои сопровождаются оливковыми ветвями, означающими ангельское благословение в жизни. Заимствование сюжета произошло из практик Брунеллески для совершения церковного обряда. Имеется увидеть служителями храмов происходящее.

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.

Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.

Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».

Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.

Анализ и интерпретации рождения Венеры

Уникальный холст, сочетающий религиозные мотивы и классическую античность принадлежит к серии мифологических картин знаменитого Боттичелли (1445–1510). После его прибытия в Рим были созданы три работы для папы Сикста IV. До «рождения Венеры» мастер создал «Палладу и Кентавра» (около 1482, галерея Уффици), «Венеру и Марса» (1483, национальная галерея Лондона) и «Весну» (1484–1486, Уффици).

Работа демонстрирует обнаженную фигуру богини Венеры, которая возникла из моря, и создавалась по заказу Лоренцо великолепного из семьи Медичи, которая была особенно заинтересованна в классической мифологии и древних легендах в контексте гуманистического искусства эпохи ренессанса.

Весна

Венера

Анджело Полициано, флорентийский поэт, гуманист и ученый, в своей эпической поэме «Stanze per la giostra» описывал процесс явления Венеры на берег в раковине. Именно этот сюжет вдохновил Боттичелли на написание. Слева, главную героиню подгоняет Зефир, обнимая жену Хлориду. Справа, одна из харит готова обернуть в плащ, украшенный цветами, ногую Венеру.

Несмотря на необычные пропорции тела (вытянутая шея, удлиненная левая рука) Боттичелли изображает Венеру невероятно красивой женщиной с гладкой и нежной кожей, золотыми кудрями. Она появляется в этом мире как богиня красоты, а зрители становятся свидетелями акта сотворения. Ветер вокруг крутит розы (согласно мифу, когда Венера родилась, роза зацвела впервые).

Интерпретации и толкования

Существует ряд интерпретаций работы. Достаточно популярной является мечтательная неоплатоническая теория. По материалам, предположительно принадлежавшим философу Платону, Венера была богиней земли, вдохновлявшей человека к физической любви и небесной богиней, вдохновлявшей на любовь духовную. Вероятно, зрители 15-го века смотря на «Рождение Венеры» чувствовали духовную и божественную любовь.

Некоторые искусствоведы трактуют полотно как льстивое послание для могущественного Лоренцо Медичи. Образ Венеры предположительно заимствован с Симонетты Веспуччи, любовницы Лоренцо и его старшего брата. Забавным для данной трактовки является тот факт, что Симонетта родилась в итальянском городе Портовенере (с английского «Порт Венеры»).

Критики также предполагают, что обнаженная Венера напоминает Еву в райском саду. Соответственно сама богиня олицетворяет христианскую церковь. В этом толковании тоже не обошлось без совпадений. «Stella Maris» (Морская звезда) у католиков олицетворяет Деву Марию. Возможно, море рождает Венеру аналогично Марии, рождающей Иисуса.

Оплакивание мертвого Христа

Готика встречает Ренессанс

Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения.

Произведения Сандро Боттичелли. Весна (Примавера) (период с 1477 по 1482)

В западном искусстве это одна из самых известных картин, она изображает ряд фигур из классической мифологии где-то в апельсиновом саду. Бытует мнение, что художник представил фигуры в таком расположении исключительно по эстетическим соображениям. Это произведение считается одной из самых загадочных работ Боттичелли.

Картина представляет собой аллегорию о весеннем сезоне, что нам известно из названия, но в ней нет согласия относительно передаваемого сообщения. Можно предположить, что центральным персонажем картины является богиня любви Венера, в то время как три грации танцуют рядом с ней, а богиня цветов нимфа Хлорида преследуется фигурой ветра Зефира, прежде чем превратиться во Флору, что перекликается с поэмой Овидия «Фасты». Бог Меркурий стоит слева, а фигура Купидона парит над сценой, намереваясь выпустить свою весеннюю стрелу любви.

«Примавера» является одним из самых ранних примеров западной постклассической нерелигиозной живописи. Её вполне можно назвать одной из первых крупномасштабных европейских картин, которая не имела никакого отношения к христианству. Возможно, именно тогда зародилась идея искусства как удовольствия, а не религиозной проповеди. Особо сильно эта картина впечатляет в своём полном масштабе, её можно увидеть в галерее Уффици, во Флоренции.

«Мадонна с гранатом»

Мадонна с гранатом Сандро Боттичелли

Холст «Мадонна с гранатом» изображен в 1487 году, Итальянское искусство 15 века показано на картине. Труд относится к эпохе Ренессанс. Диаметр полотна составляет 143,5 см, изготовленного из древесных пород. Зал Палаццо Веккьо вместил данную работу для ознакомления. В сюжете заложена тема постройки тондо. Мотив полукруга имеет ангельской воплощение. Вокруг Мадонны расположены ангелы.

Мадонну с младенцем окаймляет плащ Иисуса. Силуэт фигур, плавные, извилистые, динамичные линии массово очерчивают рисунок. Скрыто тревожное отношение к событиям жизни и моментам. Оживленная группа ангелов прекрасно видится. Грустная Мадонна держит гранат в руках.

«Мадонна с гранатом»

Мадонна с гранатом Сандро Боттичелли

Холст «Мадонна с гранатом» изображен в 1487 году, Итальянское искусство 15 века показано на картине. Труд относится к эпохе Ренессанс. Диаметр полотна составляет 143,5 см, изготовленного из древесных пород. Зал Палаццо Веккьо вместил данную работу для ознакомления. В сюжете заложена тема постройки тондо. Мотив полукруга имеет ангельской воплощение. Вокруг Мадонны расположены ангелы.

Мадонну с младенцем окаймляет плащ Иисуса. Силуэт фигур, плавные, извилистые, динамичные линии массово очерчивают рисунок. Скрыто тревожное отношение к событиям жизни и моментам. Оживленная группа ангелов прекрасно видится. Грустная Мадонна держит гранат в руках.

«Божественная комедия»

Божественная комедия Сандро Боттичелли

Иллюстрационное изображение с названием «Божественная комедия» создано художником в период 1480 – 1490 годов. Комментарии художника оказали сильное влияние на гуманистическую эпоху прошлого времени. Спокойствие портрета, уверенность силуэтов и непоколебимость ценностей выражены в сюжете авторской задумки. Высеченный профиль находится на памятной медали. Взгляд тверд, устремлен вперед. Невидимые сферы становятся ясны автору и зрителям. Обозначена незримая суть, показаны грани бытия, дух атмосферы жизни. Талантливый художник творчески подошел к процессу создания, стал главным автором творческих идей. Окаймление лавровым венком символизирует событие. Увенчание головы похоже на ценный атрибут. Слава поэта мастерски изображена. Яркое красное монашеское облачение показывает скромность человека. Из-под красного колпака виднеется белое изделие. Профиль Данте аккуратно выражен. Однотонный фон не отвлекает внимания зрителей. Трепетная линия, одухотворенность процесса виртуозно играют гранями искусства. Достойная оценка позволяет говорить о высочайшем качестве и духе мастера.

Существо Боттичелли ярко выделено на общем фоне. Предполагалось создать цветные иллюстрации, только четыре экземпляра сохранились до нашего времени из 93 возможных. Девять штук безвозвратно утрачены. Коллекционные музейные собрания Саатлих, Берлинские источники, Ватиканские библиотечные интерьеры разместили авторские оригиналы. Божественный труд пропитан историческими фактами, природными признаками и затеями живописца. Воплощение иллюзорного момента стало главным событием, отраженным на холсте.

Высший духовный мир полностью показан для необходимого созерцание красоты, духовности течения.

Анализ кадра

Гармоничная композиция картины с Марией и Младенцем посередине, равнозначными группами людей слева и справа, все они посреди воображаемого пейзажа с руинами древнего храма, была описана в литературе. как «вдохновленный» и «поэтический». Джорджо Вазари описывает красоту и высокое качество этой картины в « Жизнеописании » Сандро Боттичелли
.

Работа не завершена и находится в весьма ненадежном состоянии из-за последовательных вмешательств в оригинальную версию автора.

Это «Поклонение волхвов» года — один из его первых экспериментов по искажению перспективы в том виде, в каком она создавалась в кватроченто . Опровергая это, было отвергнуто и пришедшее с ним видение мира, видение, изменившееся с появлением Лоренцо Великолепного и его неоплатонического двора , в котором именно миф, а не перспектива создает историю. В этом Поклонении он возобновляет иконографическую традицию темы во Флоренции ., образованный тремя королями, которые представляют сильных мира сего, связанных по обычаю с Медичи, за которыми будет следовать княжеская процессия, напоминающая ежегодный парад волхвов, священное представление, которое проходило по флорентийским улицам. Боттичелли на самом деле не отрицает эту традицию, но он устраняет княжескую процессию и помещает Богородицу с Младенцем и святым Иосифом на площадку в земле, внутри разрушенного здания; зрители располагаются по бокам, образуя два боковых крыла, огибающих две фигуры волхвов на переднем плане в центре. Леонардо да Винчи отталкивается от этой иконографической формулы в своем «Поклонении волхвов» ( , Уффици , Флоренция ).).

Это третья версия Боттичелли иконографической темы Поклонения волхвов . В нем обращается к полному решению пространственных, композиционных и физиогномических задач.

Скученность и волнение персонажей делают картину своеобразным духовным завещанием, добровольным запечатлением автором той же притчи своей жизни и творческого пути.

Используйте интенсивный цвет

Он уделяет большое внимание деталям, что видно по одежде.. На заднем плане — неотъемлемый пейзаж, вдохновленный скандинавскими традициями.. На заднем плане — неотъемлемый пейзаж, вдохновленный скандинавскими традициями

На заднем плане — неотъемлемый пейзаж, вдохновленный скандинавскими традициями.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Лучшие произведения художника

Одним из лучших произведений Сандро Боттичелли считается «Поклонение волхвов», созданное после 1470-го года. Она посвящена самому главному празднику христиан – Рождению Иисуса Христа.

Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В образах восточных волхвов, пришедших поклониться Мессии, живописец изобразил членов семьи Медичи, а также и самого себя, стоящим в правом нижнем углу произведения. Яркие и легкие тона картины словно наполнены воздухом и внушают благоговейный трепет и божественную радость.

Одним из самых загадочных произведений художника считается полотно «Весна», датируемая 1475-1480 гг. Картина была создана для Лоренцо Медичи, близкого друга и мецената Сандро Боттичелли.

Картина Сандро Боттичелли «Весна»

Картина написана в совершенно новом для того времени стиле, удачно сочетающем и античность, и христианство, и новые черты Возрождения.

Античный стиль показан представителями мифов и легенд Древней Греции:  Бог Зефир, легкий ветер, похищает нимфу – хозяйку полей и лугов Хлориду. Три изящные грации в образе нимф или наяд напоминают о трех христианских добродетелях: целомудрии, покорность и наслаждение, а также вечную любовь.

Меркурий, бог торговли, дорог и мошенничества, срывает с дерева яблоко и невольно напоминает нам о Парисе, отдавшем яблоко богине красоты и любви Афродите. А сама богиня словно летит, не касаясь ногами земли, ее образ легкий и воздушный, и в то же время соблазнительный и пленительный, напоминает о страстной любви и плотской страсти.

В центре полотна изображена Мадонна – Царица Небесная, Богоматерь, возведенная в  ранг Богов, и сияющая своей добродетелью и красотой на всю Вселенную. Для всех Дева Мария считается образцом всех женщин, идеалом всех рыцарей, «Прекрасной Дамой», которая вдохновляет всех людей искусства на создание ее образа.

Этим смешением мифов и эпох живописец показывает нам, что люди одинаково во все эпохи любят и мечтают, страдают и стремятся к счастью. И эталоны искусства, и нормы прекрасного не меняются, ибо Вечная красота всегда привлекает к себе все сердца.

Чудесное произведение наполнено светом, радостью и миролюбием. Глядя на него, чувствуешь, что маленькие амуры в реальности посылают свои любовные стрелы во все сердца. Долго не можешь оторвать взгляд от замерших по воле художника фигур на полотне, таких живых и словно на мгновение застывших в изящных позах.

Произведения Сандро Боттичелли. Поздний период творчества

В 1490-х годах Боттичелли арендовал небольшой загородный дом и ферму на окраине Флоренции вместе со своим братом Симоне. Сандро никогда не был женат и вёл холостяцкую жизнь. У него был покровитель Томмазо Содерини, которому Боттичелли признавался, что никогда не хотел бы иметь жену и считает брак большим горем.

После смерти Лоренцо Медичи и вторжения Карла VIII во Францию политический климат во Флоренции значительно изменился. Доминиканский монах Джираламо Савонарола, который критиковал мораль флорентийского общества в апокалиптических проповедях, начал оказывать значительное влияние на город, когда власть семьи Медичи ослабла. Взгляды Савонаролы были охотно приняты во Флоренции, когда город ещё не успел оправиться от эпидемии бубонной чумы. Многие граждане были максимально открыты для веры в то, что этот трагический эпизод был ничем иным, как божественным наказанием за их материалистический образ жизни. В этот период времени Боттичелли в основном пишет картины по религиозным мотивам, ведь Савонарола проповедовал, что художник должен трудиться исключительно во славу Бога.

Весь этот религиозный пыл завершился «костром Тщеславия» в 1497 году, в ходе которого, как предполагается историками, многие картины Боттичелли могли быть утеряны, а его единственными сохранившимися работами были те, которые уже находились во владении Медичи. «Костёр Тщеславия» — это регулярная борьба с нежелательными предметами: незаменимыми рукописями, древними скульптурами, картинами, бесценными гобеленами и другими произведениями искусства. В 1498 году Савонарола был пленён, обвинён в ереси, повешен на кресте и сожжён.

Картины художника Боттичелли 1500-х годов более мрачны и откровенно духовны, но они по-прежнему отмечены теплотой Сандро и яркостью его воображения. Многие учёные гадают, что же произошло с художников в этот период, некоторые считают, что он стал ярым последователем Савонаролы. Некоторые предполагают, что Сандро остался без работы к концу своей жизни, поскольку в моду вошли более научные, гуманистические художники. Художник Джорджо Вазари упоминал, что Боттичелли был беспомощным и растратил все деньги, которые удалось заработать и скопить в течении жизни, поэтому вполне вероятно, что свой жизненный путь Сандро Боттичелли закончил в бедности.

Боттичелли умер в 1510 году и был похоронен в часовне семьи Веспуччи во флорентийской церкви Оньиссанти, практически в нескольких метрах от места, где вырос и прожил всю свою жизнь. Прямо в церкви установлена памятная плита, на которой написано, что здесь похоронен Алессандро Филипепи.

Мистический период

Боттичелли, «Мистическое Рождество», 1501 г. Темпера на холсте, 108,5 x 75 см. Лондон, Национальная галерея

После смерти Лоренцо и изгнания его сына Пьеро из Флоренции начался новый этап в творчестве Боттичелли. Художник был глубоко потрясён строгими религиозными проповедями Джероламо Савонаролы, хотя он никогда не был его прямым последователем. Приняв почти фанатичную форму религиозности, он отказался от своего прежнего обличия платонического и «языческого» художника. Его произведения, написанные после смерти Савонаролы, носят преимущественно сакральный характер и характеризуются драматическими тонами и болезненным мистицизмом. Элегантные линейные композиции уступают место кьяроскуро, который подчеркивает выразительность персонажей.

«Мистическое Рождество»,1501 год, — символичная работа позднего Боттичелли. Возможно, картина является аллегорией мира, на который намекают оливковые ветви, удерживаемые ангелами в полете, возвещающие о приходе Христа на землю. Это важнейшая работа — манифест заключительного этапа карьеры Боттичелли. В этой картине воплощены все его тревоги, возбужденные идеями Савонаролы. В живописи Боттичелли этого периода  проявляется определенный архаизм — Мадонна, например, больше других фигур, в нереалистичной манере: типичный способ иерархического представления в средневековой живописи. Эта картина пропитана мистицизмом и беспокойством художника, чья карьера шла на спад, в то время, когда начинали утверждаться новые великие художники, такие как Леонардо и Микеланджело.

Карьера Боттичелли закончилась в одиночестве и забытье. Его живопись была наиболее ярким воплощением представления о мире, сложившемся в кругах Медичи. В своих картинах он применил философию, создал эстетику и выразил абстрактную идею красоты, которую XVI век уже не мог принять или разделить.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.

Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей.

Посмотрите на его ангелов и нимф.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: деталь “Мадонны Магнификат” 1480 г. Справа: деталь “Весны” 1482 г.

На такие лица смотреть – одно удовольствие. Боттичелли воспевал красоту. И жаждал нести эту красоту окружающим.

Но при этом Боттичелли не переходит границу, которая отделяет истинное произведение искусства от пустой декоративности. Ещё чуть-чуть и мы бы сказали, что такая красота слишком приторная.  Почему он не переходит эту грань?

Потому что его герои наделены ещё внутренней красотой. Которая легко читается по глазам. Взгляд Венеры полон лёгкой грусти, одиночества. А ещё там доброта и умение прощать. Это взгляд скорее Мадонны, нежели греческой богини.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484 г. Галерея Уффици, Флоренция

«Клевета»

Клевета Сандро Боттичелли

На полотне «Клевета» известного Сандро Боттичелли от 1495 года показан итальянский период эпохи Возрождения. Событие отнесено к 1495 году, посвящено другу автора Сеньягвиди. По сюжету из трактата Лукиана вынесена основная идея, формировавшая главную мысль автора. Название «О клевете» получено из-за настоящих описаний картины художником Древней Греции. Имя творца Апеллес. По простому замыслу, применению аллегорических высказываний происходит формирование творческой концепции. Царь Мидас сидел на троне, изображение ослиных ушей нужно понимать аллегорично, упрекать невежественное отношение, инородные высказывания и странные мнения. Красавица – девушка показывает Клевету, обличенную в вид невинности. Зависть коварно подстрекает данную особу.

Спутница Клеветы — коварная представительница, несущая Обман, как следующее выражение сути замысла. Происходит возвеличивание пороков, а также показано Раскаяние в виде фигуры, облаченной в траурные одежды старой женщины, почти обнаженной. Выступление Истины, смотрящей наверх, впечатляет, возвышает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: