«Два сатира»
Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской «Старой пинакотеке». В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса — бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи — развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров — тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец — похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно. Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга. В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше. На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу. Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.
Просмотры: 89
Питер Пауль Рубенс – биография и картины
- Год рождения: 28 июня 1577 г.
- Дата смерти: 30 мая 1640 г.
- Страна: Голландия
В блистательной когорте фламандских живописцев Питер Пауль Рубенс занимает главенствующее место. С его творчества начинается необычайный расцвет искусства Нидерландов XVII века, обусловленный возрождением страны после многолетних войн за независимость. Этот расцвет был недолгим, но Рубенс сделал его настоящей эпохой живописи.
Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета.
Вернувшись в Антверпен на похороны матери, он остаётся на Родине и принимает предложение стать придворным живописцем эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Он был молод, невероятно талантлив, обладал покоряющим обаянием и настоящей мужской красотой. Его острый ум, блестящая образованность и природный такт делали его неотразимым в любом общении. В 1609 году он женится на дочери статссекретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей.
В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны кисти Рубенса, соединяясь с мощной техникой художника в его творениях, большая часть которых счастливо сохранена до наших дней. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Не только художники, но и скульпторы, и гравёры обучались у Мастера. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
После смерти Изабеллы тяжко страдавший от потери Рубенс даже приостановил свою работу и отдал несколько лет дипломатии. В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фаурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живёт за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворён. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.
Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться, болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. 30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.
Детство
Живописец появился на свет 28 июня 1577 г в немецком городке Зиген. Его отец работал юристом. Помимо мальчика в семье воспитывалось пятеро детей. Через некоторое время семья поменяла место жительства и перебралась в Кельн. Когда Рубенсу исполнилось 10 лет, его отец скоропостижно скончался. Мать приняла решение вернуться в родной город Антверпен, расположенный в Бельгии.
Показать таблицу
Историческая справка | |
Годы жизни | 28 июня 1577 — 30 мая 1640 |
Страна | Голландия |
Жанр | Портреты, живопись |
Стиль | Барокко |
Сюжеты | Портреты, история, пейзаж |
Будущий художник получил хорошее образование. Он обучался каллиграфии и другим предметам в иезуитской школе. В процессе обучения мальчик овладел 7 иностранными языками, интересовался историей и отличался от своих сверстников феноменальными способностями по запоминанию важных исторических дат и событий.
Союз Земли и Воды
В 13 лет мальчик стал пажом графини де Лален, проживающей в Ауденарде. За счет покровителей ему удалось продолжить образование.
Через год Рубенс стал обучаться живописи. Первые навыки он получил у голландского пейзажиста Тобиаса Верхахта. Затем продолжил свое обучение с фламандским живописцем Адамом Ван Ноорта. После этого начинающий художник получил приглашение посещать мастерскую Отто ван Веена, который преклонялся перед искусством Возрождения. Благодаря владельцу мастерской Питер Рубенс стал увлекаться античным направлением.
Начало начал
В начале рассказа об этом художнике хочется отметить интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, который организовал революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил, да и на время своих активных политических дел подзабыл. Анна Саксонская имела четверых детей от принца, но положение её было достаточно зыбким. Вильгельма могли сместить в любой момент, а как обеспечить себе и детям достойную жизнь в случае неудачи супруга в политической игре? Ведь до замужества Анна была хоть и не самой красивой невестой, но зато самой богатой, а ныне её состояние было в руках мужа.
Было очевидным то, что Вильгельм польстился именно на приданое невесты, чтобы иметь возможность осуществить на эти средства революцию. Анна Саксонская хотела отсудить у принца Оранского хотя бы часть своего имущества, чтобы иметь, выражаясь по-современному, подушку безопасности. Тут-то и вступает в игру семья Рубенсов, а именно его отец.
Ян Рубенс был адвокатом, его Анна пригласила для консультаций по интересующим её вопросам имущества. Как отмечают современники, Ян слыл не только хорошим специалистом, но и был хорош собой. Из-за чего и возникли подозрения, что адвокат ходит к Анне Саксонской не только для консультаций. К тому же, давно не видевшаяся с мужем Анна вдруг оказалась беременной. Естественно, все подозрения тут же пали на Яна Рубенса, его посадили в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского была несвободной дамой, но и адвокат был женат.
Антонис Мор «Портрет Анны Саксонской», 1560-е годыМестонахождение: Национальный музей, Вроцлав, Польша
Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, трое сыновей и дочь, не хотела остаться без помощи мужа. Она просила помиловать мужа, об этом же просила и виновница ареста адвоката, так как ему грозила смертная казнь. Продержав некоторое время Яна Рубенса под арестом, его всё же выпускают, сохранив жизнь, но отправляют в ссылку. Именно в этой ссылке Ян стал отцом будущего живописца Питера Пауля. При этом, до сих пор достоверно не доказано, была ли между адвокатом и принцессой романтическая связь.
Возможно, всё это было лишь частью политической игры герцога Оранского, которому нужно было сохранить деньги жены при себе. Не так скоро отстали и от семьи Рубенса, им пришлось заплатить немалый залог за свободу. После смерти мужа матери Питера Пауля Рубенса было позволено вернуться в родной город Антверпен, куда она и приехала со своими детьми.
Ян Рубенс, отец живописца, XVII векМестонахождение: Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен, Бельгия
Возвращение в Антверпен[править]
Дом Рубенса в Антверпене
Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
«Четыре философа», 1611—12. Палаццо Питти, Флоренция
Не порывал Рубенс и связей с иезуитами. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство; впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк — самый талантливый из его многочисленных учеников. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви Святой Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена.
Фламандские художники в России
Первым российским коллекционером стал Пётр Великий, создавший первый в стране музей. Это дало старт массовым закупкам полотен западноевропейских художников. Правда, в основном это были произведения голландских живописцев с изображением милых сердцу императора кораблей и морских пейзажей, а картин фламандских и итальянских живописцев было гораздо меньше.
Затем эстафету приняли Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II. Последняя очень серьёзно относилась к собирательству предметов искусства. И по русской традиции, если первые лица чем-то увлечены, то их ближайшее окружение непременно должно последовать их примеру. Естественно, такое яркое явление как фламандская живопись не могло пройти мимо внимания венценосных и придворных коллекционеров. И стены российских дворцов стали украшать картины кисти Рубенса, ван Дейка, Снейдерса.
Франс Франкен Младший «Триумф Вакха». (ГУК ТО «Тульское музейное объединение»)
Это тенденция продолжалась до 1917 года. После Октябрьской революции началась национализация частных коллекций и великое перемещение картин в региональные музеи. В советские годы музейные коллекции почти не пополнялись предметами западноевропейского искусства. Чудом уцелевшие частные коллекционеры не спешили афишировать свои богатства.
Корнелис де Вос «Молодая женщина в платье с гофрированным кружевным воротником». (Собрание Валерии и Константина Мауергауз)
В начале 21-го века ситуация коренным образом переменилась. У частных коллекционеров снова появилась возможность делать закупки за рубежом, и благодаря их усилиям в России вновь стали появляться великолепные произведения, созданные в пору расцвета фламандской живописи.
Со всем спектром творчества художников того времени можно познакомиться до 14 мая 2023 года в музее «Новый Иерусалим» на выставке «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись 17-го века из музеев и частных собраний России».
Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант (1609)
В 1609 году, ровно через год после возвращения из Италии, Рубенс женился на Изабелле Брант. Пара на двойном автопортрете под беседкой из жимолости. Художнику было около тридцати двух лет, он был одет с рыцарской элегантностью, в то время как восемнадцатилетняя Изабелла была одета в роскошное, богато расшитое платье из тяжёлой шелковой тафты винного цвета, с огромным рюшем и шляпой с высокой тульей. Они изображают здесь уважаемую пару фламандского среднего класса, возможно, во внутреннем дворике своего дома под открытым небом, где Изабелла посадила сад с цветами, травами и овощами.
Рубенс спроектировал каменные скамьи, привнёс классические бюсты на пьедесталах, дорические и коринфские колонны, статуи и небольшие фонтаны. Пара сидит в тени, держась за руки, наклоняясь друг к другу, но вежливо смотрят на зрителя. Они окружены символами любви и брака: кусты жимолости и сад являются традиционными символами любви, а держание правой руки символизирует союз через брак. Мягкий, консервативный подход к живописи отражает интимность события.
Внимание к деталям в стиле барокко проявляется в одежде, украшениях и аксессуарах, такие как хрустящие кружева, богатые блестящие ткани, блеск металла рукояти меча, ленты для шляпы и драгоценных камней. Эти элементы напоминают драгоценные, похожие на драгоценные камни панно ранних фламандских художников, таких как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг
Рубенс изображал себя спокойным и терпеливым, что подтверждается рассказом Роже де Пиль в его книге «Жизнь Рубенса», «…он был высокого роста, статной осанки, с правильной формой лица, румяными щеками, светло-каштановыми волосами, яркими, но не сдержанными глазами…»
Балансная школа
Представители Людовико Караччи, Агостино Караччи и Аннибале Караччо. При разработке нового стиля они опирались на классическое направление 16 века. Они продвигали более простые образы, но в то же время величественные. Первые работы братьев Караччи были по росписи дворцов Болоньи. Но это были лишь зачатки нового стиля. Первыми же настоящими работами в новом стиле можно считать картины Аннибале Карраччи «Вознесение Мадонны» и «Мадонна со св.Матвеем».
В 1580-х годах братья открыват Академию в Болонье — «Академиа-деи-инкаминати» (Академия, вступающая на новый путь). Основной упор делался на практику, а не на теоретические основы выстраивания изображения. Кроме типичных предметов школ искусств там преподавали анатомию, литературу, историю и филососфию. Это был большой и важный шаг в развитии европейского искусства. Ведь последующие школы открывались уже по этому принципу. Позже Анибале Караччи становится родоначальником «классического» пейзажа.
Рим
В 1605 году брат художника пригласил его в Рим для изучения античных реликвий и предметов древнего творчества. После нескольких лет работы в Риме его призвали в Ривьеру для написания портретов местной аристократии. Здесь он знакомится с личным казначеем, папского двора, который помогает ему заполучить крупный заказ. Алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для божьего храма в Фемо были отдушиной после долгой череды портретов и прервали его отношения с двором в Мантуе. Осенью 1608 года его брат прислал ему весточку об обострении болезни их матери, но художник не успел увидеть ее перед смертью она скончалась практически перед его прибытием.
По возвращению в Антверпен он осознал свою известность и купил себе большую мастерскую, которую наполнил различными произведениями искусства. Десятки полотен и статуй заполняли комнаты и коридоры комнат в которых он и его ученики работали. Его давние клиенты орден иезуитов сделали ему заказ на украшение плафона в храме св. Карла Борромея. Объём работы был огромен, и он привлек к работе своих подопечных особого успеха добился Антонис ван Дейк который так же помог и в создании алтарного изображения «Водружение креста».
Питер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов (1624)
Эта библейская история из книги Матфея показывает Поклонение волхвов, которое было одной из любимых тем Рубенса; он создал по меньшей мере двенадцать картин с этой сценой. В этой композиции мы видим трёх волхвов, представляющих земли и народы, которые слышали о рождении Спасителя, несущих дары для младенца Христа. Вся группа стоит перед безмятежно выглядящей Марией, но центральная коленопреклонённая фигура в белом — Гаспар, который приносит ладан и находится прямо перед Иисусом. Мельхиор, который приносит золото, стоит позади него, а третий, мавританский король Бальтазар в зелёном с тюрбаном, предлагает мирру.
Красочная группа изображена в руинах древнего сооружения. Справа Дева Мария, скорее всего, созданная по образцу первой жены Рубенса Изабеллы Брант, с обожанием смотрит на своего счастливого ребёнка и представляет его Волхвам. Символы придают глубину смысла всей сцене. Древняя колонна символизирует разрушенный дворец Давида, из рода которого родился Миссия. Мирный бык — символ веры, а крошечный паук в паутине, вверху справа, символизирует зло, которое победит Иисус.
Работа кисти Рубенса сохраняет энергию, текущую вокруг многочисленных фигур, посвящённых Иисусу, включая слуг, солдат, лошадей, верблюдов и одного быка, которые были объединены в единое целое благодаря мастерскому использованию Рубенсом диагоналей, цвета, света и тщательного размещения форм
Ярко-красные и светящиеся участки преувеличенных лиц, волос, бород и одежды также привлекают внимание зрителя. Произведение остаётся важным символом времени, представляя смирение мира перед Церковью
Ранние годы[править]
Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 году, после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Для этого матери Рубенса вновь пришлось перейти в католичество.
«Геро и Леандр» из собрания Рембрандта (подражание Тинторетто), ок. 1605
В 11 лет вместе со старшим братом Филиппом Рубенс поступает в латинскую школу для получения юридического образования. По окончании учёбы в иезуитской коллегии, Филипп получает степень доктора гражданского и канонического права и становится секретарём муниципалитета Антверпена, а сам Питер Пауль становится пажом на службе у графини де Лялен. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по живописи были Тобиас Верхахт, Адам ван Ноорт, являвшиеся его отдалёнными родственниками, и Отто ван Веен, состоявший художником при дворе. Разносторонние интересы последнего оказали сильное влияние на формирование личности молодого Рубенса. Будучи большим знатоком истории и мифологии античности, ван Веен также находился под влиянием искусства итальянского Возрождения, что в полной мере передалось ученику. Помимо самой живописи, ван Веен был автором философского трактата о живописи, иллюстрировал стихи Горация, а также создавал гравюры на книжные сюжеты.
Рубенс позаимствовал у учителя этот диапазон интересов, путём чтения книг стал всесторонне развитой личностью, отлично ориентирующейся как в древнегреческой философии, так и в античных геммах. После четырёхлетнего обучения у ван Веена, в 1598 году, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Изучение и копирование лучших образцов античного и ренессансного искусства помогли закрепить и применить на деле полученные ранее знания, выработать собственную манеру и индивидуальный стиль, так легко узнаваемый во всех произведениях художника, а также отточить мастерство. В 1601 году он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.
Мастерская Рубенса[править]
«Похищение дочерей Левкиппа», 1618
В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке — «Битва греков с амазонками» и «Похищение дочерей Левкиппа»).
Успение Пресвятой Девы Марии
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.
дальнейшее чтение
- Альперс, Светлана. Создание Рубенса . Нью-Хейвен, 1995 год.
- Бюттнер, Нильс, господин П.П. Рубенс. Геттинген 2006.
- Corpus Rubenianum Людвиг Бурхард. Иллюстрированный резюмирующий каталог произведений Питера Пауля Рубенса, основанный на материалах, собранных покойным доктором Людвигом Бурхардом в двадцати семи частях , под редакцией Национального центра пластических искусств Ван де XVI и XVII Eeuw.
- Ламстер, Марк. , Нью-Йорк, Doubleday, 2009.
- Лилар, Сюзанна , Пара (1963), Париж, Грассе; Отредактировано в 1970 г., Bernard Grasset Coll. Диамант, 1972, Livre de Poche; 1982, Брюссель, Les Éperonniers, ISBN 2-87132-193-0 ; Переведено как « Аспекты любви в западном обществе» в 1965 г. Джонатаном Гриффином и с предисловием, Нью-Йорк, McGraw-Hill, LC 65-19851.
- Зауэрландер, Виллибальд. Католик Рубенс: Святые и мученики (Исследовательский институт Гетти; 2014); 311 страниц; смотрит на его запрестольные образы в контексте Контрреформации.
- Шредер, Стефани, , Getty Publications, Лос-Анджелес, 2013. ISBN 978-1-60606-131-2
- Влиге, Ганс, , издательство Йельского университета, Pelican History of Art, Нью-Хейвен и Лондон, 1998. ISBN 0-300-07038-1
Творческий путь
Принято выделять три основных этапа развития творчества живописца. Если кратко, то это:
- Ранний этап — до 1620 г.
- Зрелое творчество (1620-1630 г).
- Поздний этап.
С 1600-1608 гг Рубенс провел в солнечной Италии. Там он выполнил на заказ большое количество портретов.
Ранний этап
Большую популярность мастер приобрел в самом начале своего творческого пути. Из Италии он вернулся в связи с полученным печальным известием: в Антверпене умерла его мать. Рубенс сильно переживал утрату, у него появились мысли стать монахом.
Но перестать рисовать картины он не смог. Живописец регулярно получал заказы от состоятельных горожан. Ему было предложено начать работу при дворе известного в городе эрцгерцога Альберта.
Битва амазонок
Со временем Питер Рубенс стал одним из самых востребованных художников в родном городе. Он не только выполнял заказы своего покровителя, но и расписывал соборные стены, и писал портреты других горожан. Известная картина «Союз Земли и Воды» появилась на свет в 1618 г. По мнению искусствоведов, в ней явно заметно влияние живописцев из Италии на стиль Рубенса. Основным замыслом шедевра стало единство города с природой: Антверпена и реки, на которой стоит этот город, Шельды.
Охота на львов
К раннему этапу, помимо полотна «Союз Земли и Воды» (1612-1615), относят: «Битву амазонок», «Охоту на львов» (обе работы были выполнены в период с 1615 по 1618), «Охоту на кабана» (1615). Питер увлекался изображением сюжетов на мифологическую тематику. Одной из таких картин стала «Похищение дочерей Левкиппа».
Изображенные люди и животные экспрессивны, каждый из них будто бы находится в динамике. Эту работу сравнивают с трудами Микеланджело, которыми художник увлекался во время стажировки в Италии.
Зрелое творчество
Начиная с 1620 г, Рубенс стал выполнять заказы, поступившие от французской королевы Марии Медичи. Это были полотна исторического жанра. Художнику был заказан цикл работ, предназначавшихся для декорации помещений нового королевского замка. Овдовевшая королева хотела украсить его эпизодами из своей жизни с умершим королем.
Охота на кабана
Работа над первой серией картин была окончена в 1625 г. Завершить вторую серию, посвященную правлению умершего короля, автор не успел. Для придания картинам выразительности мастер использовал аллегорические и мифологические образы.
Похищение дочерей Левкиппа
Известной на весь мир картиной из этого цикла стала работа, посвященная прибытию французской королевы в Марсель. Мария Медичи на полотне изображена во весь рост. Одетая в нарядное платье она сходит с галеры на берег, приветствуют госпожу божества стихии морских глубин. Над ней витает в далеких облаках Слава, дающая всем знать о прибытии королевы в порт. Канаты, сброшенные с корабля, привязывают наяды, сопровождающие свою повелительницу.
Поздний этап
На закате творческого пути в результате долгих лет непрерывной работы живописец заболевает подагрой. Заболевание не поддается лечению и начинает быстро прогрессировать. Но оптимистический настрой не покидает мастера.
Свои работы он писал до последних дней жизни. Центральной темой этого этапа стала сельская жизнь и природа. Знаменитые картины того времени: «Крестьянский танец» и пейзаж «Крестьяне, возвращающиеся с полей».
Краткая биография художника
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев. Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти. В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.
В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров. Картины Рубенса с названиями «Автопортрет в кругу веронских друзей», «Положение во гроб», «Геркулес и Омфала», «Гераклит и Демокрит» были написаны именно в этот период. Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.
После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта. Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником — их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса. Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества. Ничто не стесняло художника — он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.
За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.
В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.
В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность. Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что «не нуждаются в художниках». Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.
Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться — избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен. С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет. Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.
Интересные факты
Когда великого фламандского живописца не стало, его жена Елена решила уничтожить полотна, на которых муж изобразил ее в обнаженном виде. Картины были сохранены для потомков благодаря вмешательству короля Нидерландов. Через священника он уговорил вдову сохранить шедевры.
Портрет женщины с четками
Творческий путь гениального творца Питера Рубенса стал мировым достоянием. Его картины размещены в лучших музеях мира. Регулярно проводятся выставки, посвященные творчеству фламандского мастера. Полюбоваться на великие полотна живописца приезжают люди из разных уголков земли.