Скульптура

Шедевры Рафаэля Монти

После Коррадини и Саммартино сложнейшая технология создания каменной «ткани» была забыта почти на век. Только в начале XIX столетия зодчие снова вспомнили о поразительном приёме и попытались приблизиться к мастерам прошлого. Самые достойные из них — это бюст Девы Марии работы Джованни Страцца и «Ребекка под вуалью» авторства Джованни Мария Бенцони. Увы, но других таких работ этих итальянских скульпторов до наших дней не дошло.

Рафаэль Монти

Однако именно XIX век подарил миру самого талантливого «вуалиста», превзошедшего мастеров XVIII века и навсегда ставшего образцом для подражания, лучшим в своём жанре. Имя мастера — Рафаэль Монти, итальянец по рождению, он переехал жить и творить в Англии.

Именно ему принадлежит самая невозможная в своём изяществе скульптура жриц-весталок, девушек, головы которых покрыты тонкой материей. В древнеримской мифологии богиня Веста — покровительница семейных отношений и хранительница священного огня, по мнению римлян являвшегося центром вселенной, а весталками назывались девушки, прислуживающие в её храме. Мраморная вуаль, покрывающая слегка склонённые головы юных жриц, настолько легка и невесома, что пропускает свет. Это чудо в камне неизменно поражает всех и каждого.

Монти не только создал ещё несколько удивительных скульптур под вуалью, но и обнародовал секрет сложнейшей технологии. Для создания каменной ткани, пропускающей свет и внутреннюю «картинку», использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный. Слои разной плотности и филигранная обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя и позволяли добиться такого уникального эффекта. Мастерство скульпторов XVIII–XIX веков было непревзойдённым, ведь всё делалось исключительно вручную, скрупулёзно, миллиметр за миллиметром. Сложность процесса, а также редко встречаемый в природе мрамор с двухслойной структурой и обуславливают небольшое количество этих удивительных скульптур.

Весталки Рафаэля Монти

Еще:

  • 5 ответов на вопросы о радиации, появившиеся после «Чернобыля»
  • Как алкоголь погубил Довлатова
  • 6 верных признаков коренного москвича
  • Почему имена и фото актёров на постерах к фильмам не совпадают
  • Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Дионис Людовизи

Мраморная скульптура Диониса была выполнена во II в. н.э., но относят её к эпохе эллинизма. Авторы неизвестны.

Дионис изображен в окружении пантеры и сатира, а в руке держит гроздь винограда. В скульптуре использован приём контрапост, где одна часть тела расположена контрастно и противопоставляется другой части тела. И идёт перевес тяжести тела на одну ногу.

Диониса обнаружили на одном из холмов Рима в XVI в. в очень плохом состоянии. Была проведена основательная реставрация нижней части скульптуры и рук сатира.

В список не вошли утерянные навсегда скульптуры: Скульптура Зевса из Олимпии, Афина Парфенос из Парфенона в Афинах и одно из семи чудес света Колосс Родосский. Все они утеряны, сохранились лишь письменные упоминания, поэтому существуют реконструкции как они могли выглядеть. Скульптура Зевса у меня упоминается и описывается в статье об Олимпии, а скульптура Афины в статье о Парфеноне. Колосса Родосского я буду упоминать в статье о 7 чудесах света, которую ещё не написала.

Также я составила список  по сооружениям: ТОП-15 шедевров и достижений в архитектуре Античной Греции

И ещё.

В 2023 году я решила создать youtube-канал, на котором буду размещать обучающие ролики по графическому дизайну, также будут ролики про искусство.Начала я записывать с уроков по изучению программы Adobe Illustrator.Если вам интересно то, что я делаю, вы можете поддержать меня. Вот ссылка на канал, подпишитесь, пожалуйста.Также мне важна любая обратная связь, чтоб создавать материалы ещё качественнее.

Теперь у меня появилась страница на Facebook. Если вам интересна эта тема, можете присоединиться и следить за выходом новых статей. Буду рада вас видеть 

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Клейма на работах Родена

Самые первые работы Родена не имели подписи, так как автор часто работал анонимно. Во время работы скульптора с Каррье-Беллезом последний продавал скульптуры французского мастера под своим именем. Когда Роден пометил одну из работ своим именем и попытался продать ее самостоятельно, Каррье-Беллез тут же распрощался с ним. Впрочем, в 1879 году это не помешало ставшему руководителем Севрской мануфактуры Каррье-Беллезу пригласить набиравшего популярность скульптора работать на мануфактуре.

На большинстве работ Родена встречается клеймо «А. Роdin». Одновременно с ним литейщики указывали клейма своих фабрик, а также отмечали другую информацию. Это могла быть дата отливки, число выпущенных экземпляров и порядковый номер конкретной отливки.

На репродукциях скульптора ставили знак Reproduction или Reproduction Bronze для изделий из бронзы.

После смерти мастера государство разрешило Музею Родена сделать в ограниченном количестве отливку с оригиналов скульптур, в том числе с его незавершенных работ. Отливкой занималась мастерская бронзолитейного предприятия Алексиса Рудьера, с которым Роден сотрудничал с 1902 года. Рудьер помечал копии своим клеймом. То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. С 1954 года в клейме появилось имя Жоржа Рудьера, племянника Эжена Рудьера, а также номер отлитого экземпляра в пределах разрешенных 12 копий.

Работы Родена отливали и другие заводы. В частности, известная фабрика Фердинанда Барбедьена еще в конце 19 века заключила со скульптором контракт на отливку в течение двадцати лет его работ «Поцелуй» и «Вечная весна». В это время фабрикой руководил племянник великого бронзолитейщика Гюстав Лебланк, который еще долгое время пользовался клеймом Барбедьена: «F. Barbedienne Fondeur».

После смерти Огюста Родена Музей Родена и его Фонд заказывали отливку скульптур мастера для различных выставок. Это были предприятия Masters Limited Edition, Airaindor Valsuani и некоторые другие.

Общие характеристики

Влияние греческого искусства

Одним из основных факторов, повлиявших на культурные изменения в восприятии искусства, было влияние греческой скульптуры и живописи. На самом деле, многие аспекты эпохи Возрождения довольно похожи на те, которые присутствовали в художественных произведениях Греции.

Это произошло после того, как итальянские художники того времени изучали греческие тексты, произведения и искусство, чтобы использовать их как вдохновение для своих творений. На это изменение в восприятии искусства повлиял Петрарка, известный итальянский художник XIV века..

Это породило движение, которое основывалось не только на адаптации человеческой культуры к эпохе после Средневековья, но и придерживалось традиционных принципов древних произведений, которые отмечены в искусстве до и после..

гуманизм

Наибольшее количество произведений искусства, созданных в эпоху Возрождения, было вдохновлено философской верой гуманизма. Сам по себе гуманизм уже сыграл важную роль в достижении бесчисленных достижений древней Греции, таких как появление демократических идей в политике.

Эта вера помогла художникам отбросить религиозное влияние, которое обычно отражалось в произведениях того времени..

Фактически, введение гуманизма в мир искусства привело к тому, что больше внимания стало уделяться представлению о действиях, которые считаются грехами, и более открыто говорить о религии..

Гуманизм также привлек больше внимания к деталям черт людей в живописи.

Работы эпохи Возрождения были сосредоточены на гуманистическом убеждении, что правильные действия являются ключом к счастью, но религиозное влияние, которое могло иметь это понятие, было оставлено в стороне..

Улучшение живописи

В течение пятнадцатого столетия несколько известных голландских художников развили усовершенствования того, как масляная живопись была создана. В эпоху Возрождения итальянские художники использовали новые голландские методы для улучшения своих картин.

Это явление повлияло на качество и продолжительность художественных произведений, а также внесло значительные изменения в картину во всем мире..

Кроме того, Ренессанс был во многом благодаря присутствию блестящих итальянских персонажей. Многие из них стали считаться лучшими из всех времен с точки зрения влияния, такие как Пьеро делла Франческа и Донателло.

Присутствие этих художников сделало качество искусства в целом невероятно улучшенным, потому что даже художники с меньшей популярностью были вдохновлены появлением новых методов для улучшения их собственных произведений..

Коммерческий Ренессанс

Ренессанс был усилен новым потенциалом, которым регионы должны были торговать своими собственными природными активами..

То есть каждый регион разработал систему экспортной торговли, которая привела к значительному увеличению его богатства..

Кроме того, Флоренция стала очень важным культурным центром в то время благодаря открытию Банка Медичи, который невероятно увеличил богатство города и открыл бесчисленные двери для итальянских художников..

Reencounter классических текстов

Одним из главных влияний литературы эпохи Возрождения было появление средневековых текстов, которые были утеряны в темную эпоху человечества..

Литературные люди, которые изучали эти тексты, использовали свое влияние, чтобы улучшить свои произведения и придать старый оттенок движению, которое в то время было современным.

Влияние христианства

Хотя произведения, созданные в эпоху Возрождения, не были связаны с критикой католической церкви, христианская религия оказала положительное влияние на некоторых представителей этого культурного движения..

Среди них был Эразм, голландский литературовед, который использовал христианство первых четырех веков в качестве вдохновения для своих работ.

Скульптуры из Сперлонги

Огромный и сложный ансамбль из многочисленных скульптур был найден во время раскопок виллы Тиберия в Сперлонге. Вилла находилась на побережье и там был организован огромный бассейн возле грота. Именно в том месте и были найдены скульптуры, которые окружали грот, обращенный к морю. Скульптурные группы показывают сюжеты из Гомеровской Одиссеи. В 26 году грот рухнул, похоронив скульптуры и разбив их на части.

Грот и бассейн сегодня

Скульптуры обнаружили в 1957 году, когда начали строить прибрежную дорогу.

При реконструкции групп стало понятно, что их выполняли разные мастера и в разное время, уж очень сильно они отличаются по качеству друг от друга. Предполагают, что 2 большие группы греческие оригиналы, а 2 маленькие очень хорошие копии с бронзовых скульптур.

В целом выделяют 4 группы скульптур и наверху Ганимед

А. Первая группа «Паскуино», где отображен сюжет Троянской войны, когда в скульптуре изображали Менелая, поддерживающего тело Патрокла. Но исследователи предполагают, что в данной группе, возможно, изображен Одиссей, несущий тело Ахилла. К сожалению, сохранились только фрагменты.

В. Вторая группа «Сцила» показывает сюжет, где на корабль напало чудовище Сцилла с щупальцами. Здесь, к сожалению, нет общей реконструкции, а найдены были лишь фрагменты.

Группа Сцилла

Рука Сциллы держит голову

С. Третья группа «Полифеомов» показывает сюжет, когда Одиссея и его команду поймал циклоп Полифем. Связал их, напился и уснул. Герои не могли выбраться, но Одиссей нагревает кончик кола оливкового дерева и ослепляет им единственный глаз гиганта.

Центральная группа в Сперлонге , с Ослеплением Полифема

D. Четвертая группа «Палладий», которая изображает Палладия, защищающего Трою. Здесь ведутся споры, т.к. у Гомера нет детального описания этого сюжета.

Голова Диомеда и палладий, который он держит

Ганимед над гротом

Точная датировка остается под вопросом, споры идут до сих пор, но вся группа датируется I в. до н.э. На некоторых скульптурах сохранились имена скульпторов, но здесь исследователи не знают точно, о каком именно скульпторе идет речь, потому что имена немного расходятся с теми, которые указал Плиний. Но в целом их считают работами скульпторов Пергама, которые выполнили Лаокоон, и скульпторов с Родоса.

Деталь головы Одиссея

Следующая скульптура была выполнена в I веке нашей эры.

Особенности художественного языка скульптуры

Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели (лепка);
  • разработка силуэта;
  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика  — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Что  касается  техники скульптуры, то ее  виды  можно  группировать  по различным  принципам.  Согласно  одному  принципу  технику скульптуры  можно разбить на  три  следующие группы:

  1.  Когда рука  художника заканчивают  всю работу  (обработка  глины,  камня,  дерева).
  2.  Когда  работу  художника заканчивает огонь (керамика).
  3.  Когда художник дает  только модель  будущей статуи  (отлив  в  бронзе).

Согласно  другому принципу  техника  скульптуры распадается  на  три, но  уже другие  основные  группы:

  1.  Лепка в  мягких материалах  (воск,  глина)  — техника,  которую мы называем в  узком смысле «пластикой».
  2.  Обработка  твердых  материалов  (дерево,  камень,  слоновая кость), или «скульптура» в прямом смысле этого слова.
  3.  Отливка и чеканка в металле.

Статуя Свободы (1876-1886)

Статуя Свободы, известная как символ свободы в Соединенных Штатах, представляет собой медную статую римской богини Либертас, подаренную французским правительством. В руках она держит скрижаль с надписью, состоящей из английских букв и римских цифр («JULY IV MDCCLXXVI»), обозначающей «4 июля 1776 года» — дату принятия Декларации независимости США.

Идея подарка приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ, президенту французского антирабовладельческого общества, в честь победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США. Автором статуи является французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а проектировал её будущий создатель башни, ныне носящей его имя, Гюстав Эйфель.

Как появилась техника мраморной вуали?

Техника эта далеко не новая, появилась еще в Древней Греции. Но на долгие века она была утеряна. Возрождение состоялось лишь в XVIII веке, благодаря скульптору из Неаполя Антонио Коррадини. И первая же его работа в этом жанре стала настоящей сенсацией.

Князь Раймондо никогда не видел свою мать, ведь та скончалась во время родов. В память о давшей ему жизнь женщине вельможа заказал у скульптора надгробный памятник, получивший название «Целомудрие».

Скульптура представляет собой высеченную в камне изображение женщины в полный ее рост. Покрыта она лишь прозрачной вуалью, под которой прекрасно просматриваются все изгибы тела и черты лица. При этом каждая складка ткани смотрится естественно, на своем месте. Работа вошла в число шедевров мирового искусства. Антонио Коррадини взялся за создание второй работы, «Христос под плащаницей». Однако работа прервалась на стадии глиняного макета – смерть забрала талантливого мастера.

Но шедевр все же был закончен. Работу продолжил другой неаполитанский скульптор, Джузеппе Саммартино. «Христос под плащаницей» тоже стал шедевром, эта наиболее известная работа мастера.

Надо сказать, что целое столетие никто не смог приблизиться к уровню двух неаполитанских мастеров. И лишь в XIX веке появилась новая плеяда скульпторов, которые смогли работать с этой техникой. Итальянец Джованни Страцца создал бюст Девы Марии. Лицо женщины покрыто мраморной вуалью. Кажется, что стоит только подуть ветру, как складки начнут шевелиться, затрагивая и лицо. Другой скульптор из Италии, Джованни Мария Бенцони, отметился работой «Ребекка под вуалью». Использовалась все та же техника, тонкая и точная. Она позволяет создавать совершенные произведения искусства.

Гера Барберини

Скульптура Геры является римской копией с греческого оригинала. Выполнена она была во II веке. Когда и кем был выполнен оригинал до конца не ясно, до сих пор ведутся споры. Изначально предполагали, что оригинал был выполнен в V в. до н.э., но потом, изучая стилистику и сходство с другими скульптурами, выдвинули теорию, что изготовили в IV веке.

Скульптура высотой 2,97 м. и её фигура немного наклонена вперед, что говорит о том, что она стояла на возвышении и немного наклонялась к верующим. Гера серьезная и строгая.

Обнаружили скульптуру в XVI веке в пределах Рима и первым владельцем стал кардинал Барберини.

«Человек пришел в клинику. У него болит. А значит, надо относиться к нему снисходительно»

Если человеку плохо, он может быть возбужденным, агрессивным, вести себя неадекватно, обижать медицинский персонал. И если на доктора многие еще боятся прикрикнуть, то медсестер не стесняются. Екатерина разводит руками: ну да, этого хоть отбавляй. И первое время такие случаи вызывали в ней глубокую обиду. Она даже плакала после встречи с такими пациентами. Но сейчас, вспоминая себя в первые годы работы, советует молодым коллегам:

— Главное в таких случаях — самой на это не вестись. Да, конечно, мы все люди, нам может быть обидно. Но моя задача — оставаться спокойной, не подавать виду, что вас что-то задело, вообще избегать любых нервных проявлений. Нас и обозвать могут, и плюнуть в нас, и руками машут, и даже стульями швырялись на моей памяти. Но я же понимаю: человек пришел не в магазин, а в клинику. У него болит. А значит, надо относиться к нему снисходительно, ведь ты должна ему помочь. Они, кстати, потом почти всегда успокаиваются, возбуждение спадает. И все, мы работаем дальше. И, допустим, он вам нахамил, ушел, забыл об этом. А вы-то зачем несете дальше?

Впрочем, если буяна угомонить не удается, сотрудники отделения вызывают полицейских, те приезжают и принимают меры.

Есть категория пациентов, которые настаивают на собственной госпитализации, не имея к этому показаний. Медики, следуя протоколу, дают им рекомендацию обратиться к врачу по месту жительства и объясняют, почему положить в отделение его не могут. И это тоже одна из конфликтогенных ситуаций: многие пациенты начинают топать ногами, скандалить и угрожать звонками во все профильные инстанции. Приходится успокаивать и их.

А еще — тех, кто приходит в ПДО за больничным листом. Екатерина говорит: медсестры, администраторы и врачи чуть ли не каждому пациенту объясняют: здесь, в приемно-диагностическом отделении, больничный лист не оформляется.

— Но и всех этих людей тоже можно понять. Они не медики. Процедуру не знают. Поэтому объясняем: «Вот вам бумага, здесь печать поставьте, а утром идите к своему терапевту, и он вам откроет больничный». Все объяснишь, все покажешь

Обязательно акцентируешь внимание на том, чтобы не забыл поставить печать — иначе не получит в аптеке лекарства. А такого, чтобы просто бумажку в нос сунуть и ничего не объяснить, — тут не бывает

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: