Развитие романтизма в других странах
Расцвет этого направления пришелся на XIX век, но зарождение началось еще в конце XVIII. В эту эпоху стало больше образованных людей, появились революционные идеи, которые отразились на романтизме. Но в каждой стране у развития стиля были свои особенности.
Англия
Английские романтики искали баланс между гармонией природы и прогрессом в науке и живописи. Поэтому в их творчестве преобладают романтические пейзажи, на которых человеку нет места. Самые яркие представители — Дж. Констебль и Дж. Милле.
В картинах Дж. Констебля («Телега для сена», «Пляж в Брайтоне и угольщики») природа занимала господствующее положение, а человек — гость, случайно зашедший в ее владения. Пейзаж написан яркими красками, а крестьяне — грубыми небрежными мазками, что выделяло их на общем фоне. Уильям Тёрнер («Последний рейс корабля «Отважный»», «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель») придерживался сдержанной манеры в написании картин, но человек пытается достичь величия природы.
В творчестве английских романтиков героями выступают не мятежные, революционные персонажи, а простые люди, пытавшиеся найти свое место. Англичане известны своей прагматичностью и рациональным мышлением, что отразилось в живописи.
Германия
Немецкие художники живо откликнулись на романтические идеалы. Свое вдохновение они черпали в эпохе Средневековья. Поэтому немецкие приверженцы романтизма были близки к истокам неоклассицизма. Они полагали, что в период Средневековья люди жили в гармонии с собой и окружающим миром.
Живописцы в Германии старались передать эмоциональность и чувственность, сохранив академические традиции. Известные представители немецкого романтизма — Каспар Давид Фридрих («Странник над морем тумана»), Филипп Отто Рунге («Утро»), Карл Шпицвег («Книжный червь»).
Франция
Во Франции произошла Великая революция, которая дала мощный толчок для развития романтизма. В отличие от английских и немецких живописцев французы не ограничивались написанием пейзажей. Изначально, они не ставили никаких целей: главной задачей было противопоставлении классицизму, его высмеивание.
Позже, после революции главной темой полотен стали бунтари, вступавшие в противостояние с людьми, стихией. Большая часть французских художников творили в портретном жанре. Самые известные живописцы того времени — Эжен Делакруа («Свобода, ведущая народ», «Охота на тигра») и Теодор Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Плот «Медузы»).
Испания
Испанский романтизм в живописи ассоциируется с Франсиско де Гойей, который был главным художником страны. Его герои отличаются эмоциональностью, склонностью к необдуманным поступкам, любящие фантазировать. Самые известные работы Франсиско де Гойи — «Третье мая», «Бедствия войны», «Капричос».
США
В этот период Америке были нужны ремесленники, а не художники. Поэтому романтизм в живописи не получил такого распространения, как во Франции. Художники в своих полотнах освещали только значимые для государства события.
Из американских живописцев выделяют Джона Трамбула («Смерть генерала Монтгомери в Квебеке») и Бенджамина Уэста («Договор между мистером Пенном и американскими индейцами»).
Россия
В Российской империи романтизм начал развиваться раньше, чем в других странах. Развитие этого направления было обусловлено патриотическими настроениями после победы в войны 1812 года. Появились первые частные коллекции, возникают такие понятия как спонсорство и меценатство.
Русским художникам удалось объединить романтизм с основами классицизма и написать мировые шедевры.
История возникновения
Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи.
Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве.
Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи.
«Свобода, ведущая народ» и её образы
Критик Илья Доронченков так отзывался о творении французского живописца:
На картине Эжена Делакруа присутствует немало персонажей, однако главным образом остаётся именно Свобода. Как считают искусствоведы, в образе женщины, направляющейся вперёд, изображена Марианна, символ революции во Франции.
Художник сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта
С другой стороны, сама суть Марианны является аллегорией республики. Живописец сумел совместить античные черты и внешность простой женщины, чем добился потрясающего эффекта. Голову её украшает фригийский колпак, что символизировал свободу во времена первой французской революции.
В руках женщины – флаг революционеров и ружьё, что ассоциируются с верностью идеям и решимостью. Обнажённая грудь Свободы подчёркивает самоотверженность французского народа. Босая, она направляется вперёд, переступая через погибших людей. Кажется, что ещё мгновение – и сама Свобода шагнёт из картины к нам.
Босая, она решительно направляется вперёд, переступая через погибших людей
Показ портрета
Учащиеся анализируют портрет. Романтики стремились познать человека как личность. Они утверждали, что каждый человек – это целый мир, сложный, противоречивый, загадочный. И если у просветителей все было ясно, то у романтиков жизнь сложнее всяких схем. Они стали изучать и изображать внутренний мир человека, состояние его души.
Изучив культуру других народов, романтики усовершенствовали искусство литературного перевода. Именно они выдвинули термин «мировая культура». Они отвергли, провозглашенные классицизмом правила, провозгласили свободу творчества.
- — Как разворачивалось творчество романтиков?
- — Что удалось им нового рассказать своим современникам?
- — К чему призывали творцы романтического искусства?
Ответы учащихся. Письменное определение романтизма ( художественное направление в искусстве конца 18 – первой половины 19 века, возникшее в результате разочарования в итогах Великой французской революции, а идеологии Просвещения и буржуазной цивилизации).
12 стр., 5740 слов
Роль личности и народа в истории в романе Толстого «Война и мир»
… в движение стрелки на циферблате истории. Это равнодействующая — дух народа. Народ в изображении Толстого — решающая сила истории. В романе «Война и мир» это подчеркивается описанием войны как войны … в истории? Что значит личная и роевая жизнь человека? В чем заключается идеальное бытие человека? Для каких героев характерно это идеальное бытие? Эта тема в романе впервые подробно рассматривается в …
Эжен Делакруа. Первые успехи, провокация, кровь и богохульство
Ещё в лицее Людовика Великого, где будущий художник учился до смерти родителей, Эжен проявлял хорошие способности во многих гуманитарных дисциплинах. А первые уроки живописи он получил от своего дяди, сопровождая его на плэнерах в Нормандии. Поэтому, оставшись без средств к существованию, Эжен делает жизненно важный выбор – начал работать в мастерской Пьера Нарсиса Герена, а потом – пошёл учиться в Школу изящных искусств. Там он изучал академизм, в Лувре познавал классику, а вместе с молодым художником Теодором Жерико проводил художественные эксперименты. Оба они положили начало французскому романтизму – совершенно новому направлению, которое, не смотря на безобидное название, вызывало порой резкое неприятие публики.
Первый настоящий успех и резонанс принесла Делакруа работа «Резня на Хиосе», сюжет которой был навеян художнику недавней борьбой Греции за независимость. За эту работу Делакруа обвинили в излишнем натурализме, но это было лишь начало.
Делакруа. «Резня в Хиосе». 1824
Вскоре, в 1828-м году, Делакруа представил в Салоне ещё более шокирующую работу «Смерть Сарданапала». На 5-метровой картине изображена сцена из драмы Байрона «Сарданапал», но с некоторыми авторскими дополнениями. По сюжету ассирийский царь и известный распутник Сарданапал после неудачной попытки подавиться мятеж в своём царстве решает покончить жизнь самоубийством. На полотне представлена сцена, когда по приказу царя слуги убивают его коня, собак и женщин, а сам царь – расслаблено наблюдает за финалом своего пути на фоне горящей башни. За эту работу на Эжена Делакруа навесили ярлык эротомана, непрофессионала (ввиду изменённой им перспективы) и просто жестокого человека. Сам же Делакруа трактовал своё полотно как предупреждение всем, кто не стремиться к добродетели.
Делакруа. «Смерть Сарданапала». 1828
И как бы логическим продолжением предыдущей работы стала картина, ставшая самой известной в наследии Эжена Делакруа – «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»). На картине фактически задокументирован сюжет восстания парижан против монархии Бурбонов в июле 1830-го года. Впервые публика увидела полотно в Салоне в 1831-м году. Картину сразу же выкупило новое правительство, но выставлять не решилось из-за её чрезмерного пафоса.
Делакруа. «Свобода, ведущая народ». 1830
Синопсис
«Свобода, ведущая народ»
Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I.
Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.
В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению.
Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.
Над композицией доминирует Свобода, вызвавшая скандал среди первых зрителей.
Делакруа изображает ее не красивой идеализированной женщиной, а грязной, полуголой и мускулистой активисткой, переступающей через трупы и даже не обращающей на них внимания.
Посетители выставки в Париже называли женщину торговкой или даже путаной. Героиня, несмотря на всю критику, символизирует молодого революционера и, само собой, победу.
Свобода, ведущая народ обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб
Историческая живопись (архив)
Свобода, ведущая народ
Делакруа (1798–1863).
Тип: Картина маслом на холсте.
Месторасположение: Лувр, Париж.
Делакруа
Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. Тем не менее, на Делакруа в значительной мере повлияли старые мастера, такие как Паоло Веронезе и Рубенс, а также более поздние художник, например, Гойя.
Романтическая экспрессивность художника состояла из комбинации классических элементов живописи, барочных цветов и шероховатого реализма. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании.
Более свободную и красочную манеру письма художник перенимает в процессе общения с английскими мастерами Джоном Констеблем и Уильямом Тернером.
Синопсис
«Свобода, ведущая народ» — это одновременно политическая и аллегорическая работа. Картина, созданная в период с октября по декабрь 1830 года, представляет собой пример французского романтизма, но при этом развивает идеи реализма.
Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I.
Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.
В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению.
Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.
Над композицией доминирует Свобода, вызвавшая скандал среди первых зрителей.
Делакруа изображает ее не красивой идеализированной женщиной, а грязной, полуголой и мускулистой активисткой, переступающей через трупы и даже не обращающей на них внимания.
Посетители выставки в Париже называли женщину торговкой или даже путаной. Героиня, несмотря на всю критику, символизирует молодого революционера и, само собой, победу.
Некоторые искусствоведы утверждают, что Делакруа, создавая свою Свободу, вдохновлялся статуей Венеры Милосской (ее автором считается Александрос Антиохийский), что подчеркивает классицизм композиции. Об этом также говорит классическая драпировка желтого платья. Цвет флага намеренно выделяется на фоне серой цветовой гаммы холста.
Свобода, ведущая народ обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб
Историческая живопись (архив)
Свобода, ведущая людей
Свобода, ведущая народ, — это название картины маслом 1830 года Эжена Делакруа, который своей художественной работой отдал дань уважения главным героям Июльской революции в Париже, Событие большой исторической важности, которое привело к смещению короля Бурбона Карла. X и восшествие на престол другого монарха
Героическая сцена бунта поначалу была встречена неоднозначными отзывами, но со временем стала одной из самых популярных картин Делакруа, эмблемой Июльской революции и оправданного бунта в поисках свободы и лучшего качества жизни.
История вокруг произведения: Революция 1830 года.
Делакруа начал рисовать «Свободу, ведущую народ» после того, как стал свидетелем насильственной эскалации протестов в городе, восставших против ряда ограничительных постановлений, изданных тогдашним монархом Карлом X 26 июля 1830 года.
В течение трех дней, позже известных как Les Trois Glorieuses, между 27 и 29 июля, рабочие и граждане среднего класса забаррикадировали улицы Парижа и противостояли королевской армии, отстаивая свои права. Не в силах сдержать широкомасштабное восстание, король Карл X вскоре отрекся от престола, и Луи-Филипп (Луи-Филипп), так называемый гражданин-король, занял трон и создал конституционную монархию.
Некоторые историки указывают, что Делакруа зависел от королевских комиссий, то есть от взносов Карлоса X, что мешало ему принимать непосредственное участие в восстании. Делакруа восхищался Карлом X, купившим «Хиосскую резню» и «Смерть Карла Смелого». Среди друзей художника были герцогиня Берри и орлеанская семья, люди состоятельного сословия.
Ему нравилось привлекать к себе внимание в кругах власти и оставлять свой след в общественном мнении, но он считался в то время лидером романтического движения и страстно любил свободу
Он не мог не быть тронут, когда увидел, как повстанцы подняли французский национальный флаг, известный как Триколор, над Нотр-Дам, достопримечательностью во время восстания. Его эмоции во время Трех славных дней были искренними, он мастерски запечатлел их во славу и бессмертие благородных, красивых, храбрых и великих граждан своей страны.
Делакруа завершил работу «Свобода, ведущая народ за девяносто дней», и она была выставлена вместе с другими работами, вдохновленными революцией, в Салоне 1831 года, французской художественной выставке, ежегодно проводимой в Лувре.
В этом случае работа Делакруа выделялась среди других, потому что его характерный стиль, сочетающий реализм и идеализм с выразительной манерой живописи, представлял сцену очень современно, сразу контрастируя с конкурентами. В то время критики и зрители разделились во мнениях относительно того, была ли картина «Свобода, ведущая народ», героической или, скорее, неприятной.
После его создания
После восшествия на престол Луи-Филиппа работа была скрыта от посторонних глаз во время его правления и поступила в Люксембургский музей только в 1863 году и в Лувр в 1874 году.
«Свобода, ведущая народ» была куплена правительством и кратко показана в Люксембургском музее в Париже, тогдашнем месте, где выставлялись работы художников, которые были еще живы, однако работа не прижилась у зрителей и быстро потеряла свою популярность. нового правительства, которое отозвало его.
Следующие несколько лет картина провела на хранении, а затем была возвращена художнику, после чего была возвращена директором национальных музеев и снова выставлена в Люксембурге. В 1874 году «Свобода, ведущая народ» была наконец передана в Лувр, где со временем стала одной из самых популярных работ Делакруа.
Сегодня «Свобода, ведущая народ» считается универсальным произведением, эмблемой романтического пыла и революционного энтузиазма, наследником исторической живописи 2008-го века и предшественником «Герники» Пикассо XNUMX-го. Мы смогли оценить это в наши дни, вдохновившись обложками многочисленных журналов и в альбоме британской рок-группы Coldplay XNUMX года под названием Viva La Vida.
Вандализм в Лувр-Ланс
В 2013 году, когда картина была передана в аренду Лувру-Лансу, расширению Лувра на севере Франции, она подверглась актам вандализма.
Сообщается, что женщина использовала маркер, чтобы написать AE911, шифр, связанный с теорией заговора 11 сентября.
Инициалы были видны в нижней части холста, который позже был полностью восстановлен реставраторами.
Салоны и заслуженная слава
После возвращения во Францию Делакруа работает над фресками, выполняет государственные заказы, посещает знаменитые Салоны Парижа и блистает. Получает орден Почетного легиона, организует персональную выставку.
После 1837 года Делакруа начинает разбавлять экзотику и современную жизнь в работах и вдруг пишет работы на античные темы, мифологические или религиозные.
Правда, мало кто оценил новую направленность работ Делакруа: как-то образ романтика-бунтаря совсем не сочетался с античностью и религиозными вздохами.
И вообще мало кто в Салоне любил Делакруа. С одной стороны новые романтики, которые завидовали необычайным способностям Делакруа писать картины абсолютно на любые темы, с другой стороны — неунывающие академисты во главе с Энгром. Делакруа постоянно был меж двух огней, где каждый ждет его промаха или полного отхода от работы.
В последующие годы Делакруа приспособляется к новым заказам буржуа и создает небольшие картины, в том числе и копии своих полотен. Спрос есть, но публика до сих пор полностью не понимала художника.
Делакруа помнили и уважали по его ранним работам. «Свобода, ведущая народ» и «Резня на Хиосе» спустя несколько лет и десятков новых работ остаются у всех на слуху. А новые произведения идут как дополнение, но не как новые шедевры в истории искусства.
Делакруа хорош. Взять хотя бы его бесстрашие перед всем академическим светом и нежеланием следовать устоявшимся традициям — это уже половина дела. Делакруа воспринимал искусство по-особому, чувственно и местами слишком эмоционально, живо и динамично. Каждое событие оживало в воображении и на холсте. Академия художеств слишком долго спала в относительном спокойствии, а роль бунтаря и анархиста досталась Эжену. После очередной выставки в Салоне, где Делакруа год за годом выставлял картины, Стендаль сказал: «Мы стоим на пороге революции в искусстве; гигантские полотна, загроможденные тремя десятками обнаженных фигур, списанных с античных образцов, несомненно, достойны всяческого почитания, но нам они успели наскучить». Лучше и не скажешь.
Делакруа умер от болезни горла в 1863 году — в конце жизни он не мог есть ничего, кроме фруктов. Семьи у него не было. Все его вещи были распроданы, а часть денег была подарена домработнице.
Поздний Прием И Влияние
Картина была приобретена правительством июльской монархии и кратко показана в Музее Люксембурга в Париже, тогдашнем музее для живых художников, но она быстро потеряла благосклонность при новом правительстве и была снята.
Она провела следующие годы в хранилище и была позже возвращена художнику прежде, чем быть снова выставленной в Люксембурге. В 1874 году он был окончательно перенесен в Лувр, и со временем она стала одним из самых популярных произведений Делакруа.
В бесчисленных случаях, особенно в качестве обложки для альбома британской рок-группы Coldplay 2008 года, Viva La Vida. Находясь в аренде Лувр-Ланс, расширение Лувра на севере Франции картина была разрушена в 2013 году.
Романтизм
Поездка в Англию в 1825 году, включала в себя визиты к Томасу Лоуренсу и Ричарду Парксу Бонингтону, а цвет и трактовка английской живописи послужили стимулом для единственного элегантного портрета во весь рост Луи-Огюста Швитера (1826-30). Примерно в то же время, Делакруа создавал романтические произведения на многочисленные темы, большинство из которых будут по-прежнему интересовать его в течение более тридцати лет. В 1825 году он создавал литографии, иллюстрирующие Шекспира, и вскоре после этого литографии и картины из «Фауста» Гёте. Картины, такие как «Сражение гяура с Хассан» (The Combat of the Giaour and Hassan, 1826), и «Женщина с попугаем» (Woman with Parrot, 1827), представили темы насилия и эротики, которые доказывали бы свою периодичность.
Эти различные романтические нити собрались в картине «Смерть Сарданапала» (1827-1828). Картина Делакруа о смерти ассирийского царя Сарданапала показывает эмоционально волнующую сцену, переполненную красивыми цветами, экзотическими костюмами и трагическими событиями. «Смерть Сарданапала» изображает царя, который равнодушно смотрит на то, как охранники выполняют его приказ убить слуг, наложниц и животных. Литературным источником является пьеса Байрона, хотя в пьесе конкретно не упоминается какое-любое убийство наложниц.
Смерть Сарданапала, 1827
Поза спокойной отрешенности Сарданапала характерна для романтических образов Европы этого периода. Картина, которая повторно не выставлялась на протяжении многих лет, позже, была расценена некоторыми критиками как страшная фантазия со смертью и похотью. Особенно шокирующей была борьба обнаженной женщины, чьё горло собираются перерезать, сцена занимает видное место на переднем плане для максимального воздействия. Тем не менее, чувственная красота и экзотические цвета композиции сделали изображение одновременно приятным и шокирующим.
Разнообразие романтических интересов вновь объединились в «Убийстве епископа Льежа» (1829). Сюжет также заимствован из литературного источника, на этот раз у Скотта, и показывает сцену из средневековья, убийство Луи де Бурбона, епископа Льежа посреди разгула, организованного его похитителем Уильямом де ла Марком. Расположившись в огромном сводчатом интерьере, который Делакруа создал по эскизам Дворца правосудия в Руане и Вестминстер-Холл, драма разыгрывается в светотени, вокруг ярко освещённого участка скатерти. В 1855 году критик описал потрясающую трактовку картины, как «Менее завершённое, чем картина, но более — чем эскиз «Убийство епископа Льежа» оставлено художником в тот последний момент, когда ещё один взмах кисти разрушил бы всё».
Убийства епископа Льежа, 1829