Теодор жерико основоположник романтизма во французской живописи
Теодор жерико основоположник романтизма во французской живописи
БИОГРАФИЯ Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Его отец Жорж Никола Жерико был адвокатом, а мать Луиза Карюэль де Сен-Мартен происходила из старого и богатого буржуазного рода. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Теодор Жерико учился у Карла Верне (1808— 1810), а потом у Пьера Герена (1810— 1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Автопортрет
БИОГРАФИЯ Обладавший блестящими задатками и уникальным живописным дарованием, Теодор по праву считается основоположником романтизма во французской живописи. Его воображение рождало образы огромной мощи. Его работы выделяются динамичностью композиции и колорита, контрастами светотени, необыкновенной экспрессией и чрезвычайной эмоциональностью образов.
Автопортрет
БИОГРАФИЯ О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи ( «Офицер конных егерей во время атаки» , 1812 г).
Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва.
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Работа хранится в Лувре, в Париже. Офицер конных егерей во время атаки
) отражает весь трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
Вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, с трудом покидающий поле боя. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Картина хранится в Лувре, в Париже.
БИОГРАФИЯ Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы» » (1818 – 1819 г. г. ), — этот шедевр Жерико создавал целый год.
Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза» . Тогда лишь несколько Плот «Медузы» человек смогли спастись на плоту… Резкое освещение сверху контрастно подчеркивает напряжение героев картины, страдающих безымянных людей.
Композиция картины построена на двух пересекающихся диагоналях, которые делают акцент на стремлении людей туда, где виднеется спасительный корабль, и стихийном встречном движении ветра, который надувает парус и относит плот прочь. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника
БИОГРАФИЯ Картина «Скачки в Эпсоме» ( «Дерби в Эпсоме» , 1821 г. ) пронизана движением: фигуры лошадей, несущихся, едва касаясь земли, слились в одну стремительную линию.
Подвижно все, даже низкие облака и их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны, — Жерико, как бывалый наездник, показывает нам мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.
Произведение находится в Лувре, в Париже. Скачки в Эпсоме
БИОГРАФИЯ В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), — один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Жуткая картина полностью раскрывает страшную правду, она ужасна, но и великолепна в своей реалистичности. Портрет сумасшедшей
Слайд 30В 1820 году Жерико уехал в Англию, где провел два
года. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом
пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Четыре лошади вихрем летят над полем скачек, их передние и задние ноги вытянуты параллельно земле. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Лошади, жокеи выписаны с большой тщательностью, с некоторой неожиданной для Жерико сухостью. Наоборот, пейзаж – покрытая зеленой травой равнина с холмами на горизонте, облачное с просветами небо – написан широко, обобщенно. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. Яркий образ скачущих лошадей, созданный Жерико, приобрел громадную популярность, сделался своего рода классическим каноном, был повторяем несчетное количество раз, вызывая впечатление быстроты, полета.
Джон Констебль. Автопортрет
Успех
Зарядный егерь, 1812
Первая крупная работа Жерико, Зарядный егерь, выставленные на Парижский салон 1812 года, обнаружил влияние стиля Рубенса и интерес к изображению современной тематики. За этим юношеским успехом, амбициозным и монументальным, последовала смена направления: в течение следующих нескольких лет Жерико произвел серию небольших этюдов лошадей и кавалеристов.
Он выставил Раненый кирасир в Салоне в 1814 году работа была более трудоемкой и менее принятой. Жерико в порыве разочарования поступил в армию и некоторое время служил в гарнизоне Версаля. В течение почти двух лет, прошедших после Салона 1814 года, он также подвергся добровольному изучению построения и композиции фигур, все время демонстрируя личное пристрастие к драме и выразительной силе.
Этюд головы юноши
Путешествие к Флоренция, Рим и Неаполь (1816–1817 гг.), Отчасти побуждаемые желанием сбежать от романтических отношений со своей теткой, воспламенил увлечение Микеланджело. Сам Рим вдохновил на создание монументального полотна, Гонка лошадей Барбери, произведение эпической композиции и абстрактной темы, обещавшее быть «совершенно беспрецедентным для своего времени». Однако Жерико так и не закончил картину и вернулся во Францию. В 1821 году он написал Дерби в Эпсоме.
Детство и юность
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже. Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына. Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.
Портрет Теодора Жерико
Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей. Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью. Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.
Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920
От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.
НочьАксел Вальдемар Йоханнессен
У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.
Детство и юность
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже. Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына. Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.
Портрет Теодора Жерико
Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей. Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью. Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.
Биография — Жерико Теодор — Музей Арт-Рисунок
Жерико Теодор, французский живописец и график
Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский живописец и график. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11), испытал влияние А. Гро. Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Работал в Париже. Сохранив свойственное классицизму тяготение к обобщённо- героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических событий современности и сильных страстей. Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, — оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Одна из главных работ Жерико «Плот «Медузы» (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза». Придавая частному событию символический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств — от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. В ряде портретов Жерико воплощено романтическое представление о художнике как о свободной, независимой личности. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Жерико создал также ряд картин и акварелей, изображающих сцены народной жизни; выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии «Большая и малая английская сюиты» (1820-21, и др.) острые социальные контрасты английского общества. Выполнил ряд скульптурных работ.
Лит.: Жерико о себе и современники о нем, , М., 1962; В. Н. Прокофьев, Т. Жерико, М., 1963; В. С. Турчин, Т. Жерико, М., 1982; Thuillier J., Gruncher P., Tout l’oeuvre peint de Gйricault, P., 1978; Eitner L. E. A., Gйricault. His life and work, L., 1983.
Детство и юность
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже. Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына. Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.
Портрет Теодора Жерико
Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей. Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью. Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.
Слайд 6 Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Он принимает два
решения: купить собственную лошадь и посвятить свою жизнь живописи. Осенью
1808 года Жерико стал учеником Карла Верне – довольно посредственного, но модного в то время парижского баталиста и жанриста, большого мастера рисовать лошадей. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей!».В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
Карл Верне
Плот «Медузы» (1818-1819)
Плот «Медузы» (1818-19)
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение. Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет.
Жерико нашел себе новую мастерскую неподалеку от госпиталя, в которую ему приносили трупы и отсеченные части человеческих тел. Его биограф впоследствии писал, что мастерская Жерико превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения. Случайно встретив своего друга Лебрена, заболевшего желтухой, Жерико пришел в восторг. Сам Лебрен потом вспоминал: «Я внушал страх, дети убегали от меня, но я был прекрасен для живописца, искавшего всюду цвет, свойственный умирающему».
В ноябре 1818 года Жерико уединился в своей мастерской, обрил голову, чтобы не было соблазна выходить на светские вечера и развлечения, и всецело отдался работе над огромным полотном (7 на 5 метров) — с утра до вечера, в течение восьми месяцев.
Анатомические фрагменты (1818-19) Этюд с отрубленными головами (ок. 1819)
Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной, и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Искусно работая с освещением, Жерико добился весьма интересного эффекта — потоки света как бы выхватывают из тьмы наиболее выразительные лица и позы людей.
«Плот “Медузы”» воспринимается не как эпизод, а как эпос; картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва
Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный, избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. Несмотря на богатство разноречивых эпизодов, из которых слагается композиция, все они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть
«Плот “Медузы”» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Многообразие изображенных положений и переживаний не приводит к раздробленности композиции, но сведено к единству, создающему ясный, запоминающийся образ событий, причем это единство достигается не механическими приемами равновесия, как это было в школе Давида.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение… Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени.
Жерико выставляет это мощное семиметровое полотно на Салоне 1819 года, и оно сразу же оказывается в центре внимания общественности. Реакция современников была неожиданной для самого автора. Правительственные круги Франции и официальная пресса окрестили живописца «опасным бунтарем», а историк Мишле пояснил почему: «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот “Медузы”…»
Слайд 22В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. Здесь он
изучал и копировал антики, творения Рафаэля, Рубенса, Микеланджело и т.д.
У итальянских художников он почерпнул те тенденции к обобщению, монументальности, благородству языка, которые скажутся в работе над монументальными замыслами ближайших лет. Как отмечает Турчин: «Жерико стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров, их воздействия на современного зрителя. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Этим определялась направленность его поисков».
«Распятие Христа (по Рубенсу)»
Безумец
«Плот Медузы» также не нашёл понимания у французской публики. Картина содержала срытое обвинение властей, продавших патент на плавание кому попало, в коррупции, и это никак не способствовало официальному признанию. Жерико безумно переживает. Кто-то порекомендовал ему показать картину в Англии. И действительно, в Лондоне к ней выстраиваются внушительные толпы. Боле 50 тысяч человек посмотрели «Плот Медузы», критики увидели в Жерико новое слово французского искусства, а сам Жерико покорён искусством английским – в первую очередь, пейзажами Констебла и Тёрнера.
В Англии Жерико увлекается изготовлением литографий, а в остальном всё как всегда – опять заводит скандальные романы с женщинами старше себя и пишет лошадей. О первом осталось свидетельство в виде письма Жерико приятелю: «Одна дама, не первой свежести, но еще довольно красивая, вбила в голову, что влюблена в меня. Называет богом живописи – должно быть, ей приятно любить бога…» О втором – в виде знаменитой картины «Дерби в Эпсоме».
В 1821-м Жерико возвращается в Париж, а его душевное здоровье только ухудшается. Наблюдать его берётся выдающийся психиатр своего времени Этьен-Жан Жорже. Он работал в Сальпетриере – парижском госпитале для умалишенных и, помимо терапии, предоставил Жерико материал для замечательной серии портретов маньяков и сумасшедших, которые художник напишет перед смертью.
Печь для обжига гипса (1822-1823)
Печь для обжига гипса (1822-1823)
Считается, что на этой картине изображена печь для обжига извести. Однако это может быть и небольшая мастерская, которой владел сам Жерико. В конце жизни он, стремясь обрести финансовую независимость, вложил свои деньги в эту крошечную фабрику на Монмартре. Предприятие оказалось убыточным, и образовавшиеся долги художник так и не смог выплатить. Более того, именно посещение этой мастерской стало причиной смерти Жерико.
Обыкновенно он приезжал на Монмартр верхом, и в одно из своих посещений он неудачно упал с лошади. Вскоре на месте ушиба образовался нарыв. Художник вскрыл его нестерильным ножом, и через некоторое время у него началось заражение крови, от которого он и умер. Сам Жерико так описал один из своих приездов в мастерскую: «Я подъехал и увидел перед собою полуразвалившуюся хижину, сиротливо притулившуюся под серым небом, возле которой уныло паслись несколько распряженных лошадей».
На первый взгляд, картина лишена привлекательности. Более того, она поражает современников Жерико «откровенной банальностью» представленной сцены. Ничто здесь не притягивает взгляд зрителя: ни распряженные лошади, ни разбитая дорога, ни деревенская печь, которая укрыта облаком белой пыли. Причем происхождение этого белого пятна не совсем понятно и совсем не правдоподобно. Тем не менее, без этого белого облака атмосфера картины была бы совсем другой.
Ари Шеффер. Смерть Жерико (1824)
Клубы пыли придают композиции ауру таинственности и даже какой-то сонной мечтательности. Облако можно воспринимать по-разному, особенно если учитывать, что оно происходит совсем не из этой печи — может быть, это та самая загадочная дымка, характерная для картин мастеров стиля барокко, а, может быть, это дым кадил в храмах из полотен на религиозную тему, которыми в своем время так восхищался Жерико…
Однако, в отличие от этих произведений, в которых дым был второстепенным элементом композиции, в «Печи…» он является главным мотивом, символизирующим непостоянство и быстротечность жизни и ассоциирующимся со стихией воздуха. Все остальное в картине как бы контрастирует по смыслу с дымом, символизируя земное, массивное и вечное. Кроме того, облако дыма является единственным светлым пятном на полотне, которое зрительно «прорывает» монотонно темный колорит.
В то время, как вся сцена кажется неподвижно застывшей, дым придает ей динамизм и, направляясь вверх, создает мощный композиционный контрапункт. Облако дыма быстро рассеивается… «Печь для обжига гипса» — одна из последних картин художника. Вскоре после окончания работы над ней болезнь приковывает Жерико к постели, с которой он уже больше никогда не поднимется.
Хаксли О. Рай и ад
Дюпети М. Теодор Жерико
Панфилов А. Жерико
Барнс Дж. История мира в 10 1/2 главах
Ионина Н.А. Сто великих картин
Мастерская Герена
В 1810 году в Париже открыл мастерскую Пьер Герен (1774-1833), модный и популярный классик, поклонник античной красоты. Теодор пришёл сюда учиться и сразу занял главенствующие позиции как лучший ученик. С лёгкостью, без проб и правок, он точно и энергично выполняет задания мастера. Тот поначалу ужасается шероховатой и грубоватой техники Жерико, но затем принимает её как данность, как индивидуальный почерк темпераментного и импульсивного молодого художника. Гладкая и правильная классическая живопись не для него. Характерная густота мазка стала даже источником прозвища Теодора среди товарищей по мастерской le patissier (тестомес).
Более поздняя жизнь
Памятник на могиле Жерико, скульптор. Антуан Этекс
После своего возвращения во Францию в 1821 году Жерико был вдохновлен написать серию из десяти портретов душевнобольных, пациентов своего друга, доктора Дж. Этьен-Жан Жорже, пионер в психиатрическая медицина, причем каждый субъект демонстрирует разные недуги. Осталось пять портретов из этой серии, в том числе Безумная женщина.
Картины примечательны своим бравурным стилем, выразительным реализмом и документальным подтверждением психологического дискомфорта отдельных людей, что еще более усугубляется историей безумия в семье Жерико, а также собственным хрупким психическим здоровьем художника. Его наблюдения за человеческим субъектом не ограничивались живыми, по некоторым замечательным натюрморты — расписные этюды отрубленных голов и конечностей — тоже приписываются художнику.
Последние усилия Жерико были направлены на предварительные исследования нескольких эпических композиций, в том числе Открытие дверей испанской инквизиции и Африканская работорговля. Подготовительные рисунки предполагают работы с большими амбициями, но помешало подорванное здоровье Жерико. Ослаблен дорожно-транспортными происшествиями и хроническими туберкулезный инфекции, Жерико умер в Париже в 1824 году после долгих страданий. Его бронзовая фигура возлежит с кистью в руке на могиле в Кладбище Пер-Лашез в Париже, над барельефом Плот Медузы.
↑ Рождение. Молодость
Родился Теодор 26.09.1791г. во Франции. Он прожил очень короткую жизнь – всего 32 года – так что вся его биография – это молодость, указавшая новый путь в развитии живописи 19 века – романтизм.
Еще в детстве и ранней юности Жерико отличался своенравием, а позже, когда учился в мастерских К. Берне и П. Герена, его необычный характер уже отражался на его первых работах.
Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования, и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать.
Учителя, как вспоминал Жерико, «только посмеивались».
Вскоре юный художник, устав от строгой классики, стал тяготеть к свободной живописи фламандских художников. Он изучал их манеру, приемы, колорит. И эта живопись оказалась более близкой сердцу неукротимого Жерико.
Он очень любил живопись. Но была у него и еще одна страсть – лошади. Теодор был прекрасным наездником, знатоком лошадей и любителем лихих скачек. Эта страсть не могла не отразиться на живописи Жерико.
Слайд 36К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты.
В феврале 1823 года он слег в постель. Причиной стало
неудачное падение с лошади. Вскоре на месте ушиба образовался нарыв. Художник вскрыл его нестерильным ножом, и через некоторое время у него началось заражение крови.. Посетивший его в декабре 1823 года Делакруа записывает в дневнике: «Сегодня вечером я был у Жерико. Какой печальный вечер! Он умирает, его худоба ужасна; его бедра стали толщиной с мои руки, его голова – голова умирающего старика… Какое ужасное изменение! Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. В особенности этюд головы карабинера! Помнить о нем. Это указующая веха. Прекрасные этюды! Какая крепость! Какое превосходство! И умирать рядом со всеми этими работами, созданными во всей силе и страсти молодости, когда не можешь повернуться ни на палец в своей кровати без чужой помощи!»Жерико умер 26 января 1824 года в возрасте 33 лет.
«Теодор Жерико. Автопортрет»
Плот Медузы 1818-1819
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Портрет | Этюд модели или портрет Иосифа | 1818-1819 гг. | масло на холсте | 47 × 39 см | Лос-Анджелес , Центр Гетти | ||
Академия | Назад исследование | 1818-1819 гг. | масло на холсте | 56 × 46 см | Музей Энгра-Бурделя , Монтобан | ||
Портрет | Портрет потерпевшего кораблекрушение или Этюд отца для плота Медузы | 1818-1819) | масло на холсте | 46,5 × 37,3 см | Музей Безансона | ||
Академия | Исследования рук и ног | 1818-1819) | Монпелье , музей Фабра | ||||
Академия | Рука и исследование кисти | 1818-1819 гг. | масло на дереве наклеено на холст | 18 × 33 см | Лувр , Париж | ||
Академия | Отрубленные головы | 1810 лет | масло на холсте | 50 × 61 см | Стокгольм , Национальный музей | ||
Академия | Голова гильотинированного человека | 1818-1819 гг. | масло на панели | 41 × 38 см | Институт искусств Чикаго | ||
Академия | Анатомические фигуры (современное название) Этюд рук и ног (старое название) | 1818-1819 гг. | масло на холсте | 37 × 46 см | Руанский музей изящных искусств | ||
Портрет | Голова мертвого молодого человека | 1819 г. | масло на холсте | 32 × 34,5 см | Руанский музей изящных искусств | ||
Портрет | Мужчина в бюсте , известный как Плотник Медузы | 1818 г. о | масло на холсте | 46,5 × 39 см | Руанский музей изящных искусств | ||
Портрет | Эскиз мужской головы по образцу Gerfant Pour Le Rafeau de la Méduse? | 1818-1819 гг. | масло на холсте | 56 × 46 см | Художественный музей Роджера-Кийо , Клермон-Ферран | ||
морской | Парусник на бурном море | 1818-1819 гг. | непрозрачная акварель на черном мелу | 15 × 25 см | Музей Гетти , Лос-Анджелес | ||
Библейский | Сцена с потопом | 1818-1820 гг. | масло на холсте | 97 × 130 см | музей Лувр | ||
Жанровая сцена | Сцена эпидемии желтой лихорадки в Кадисе | 1819 о | масло на холсте | 38 × 46 см | Музей изящных искусств Вирджинии , Ричмонд | ||
Жанровая сцена | Плот Медузы (первый набросок) | 1818 г. | масло на холсте | 37,5 × 46 см | Лувр , Париж | ||
Жанровая сцена | Плот Медузы (второй набросок) | 1818 г. | масло на холсте | 65 × 83 см | Лувр , Париж | ||
Жанровая сцена | Плот Медузы | 1818-1819 гг. | масло на холсте | 491 × 716 см | музей Лувр |
Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850
Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.
Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро
Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.
Биография Теодора Жерико
Французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811), испытал влияние А. Гро. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Жерико — один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.