Томас гейнсборо

Портрет миссис мэри грэм

Описание стиля

Название стиля произошло от французского слова rocaille, что в переводе означает «скальный». Этимологически термин «скальный» так же связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие cartoccio, voluta, (художественные элементы в виде закругленных уголков, завитков, спиралей), присущих барокко, завиткам «скального» стиля характерен разрушающий, атектонический характер. Характерным элементом стиля, давшим ему название, является рокайль – морская раковина. Это своеобразная форма завитка, напоминающего морскую раковину.

Впервые именно рококо внесло единство в интерьер. Едиными и гармонирующими стали стены, потолки, мебель в помещениях. Появилась некая цельность и в архитектуре.

Рококо ввел в моду различные безделушки, которые также украшались узорами и орнаментами, характерными для этого стиля. Тяготение к светлым тонам заметно и в живописи, и в декорировании стен, безделушек, обивке тканей на мебели. «Скальному» стилю присущи пастельные, светлые оттенки, белые, золотистые голубые сиреневые цвета.

Легкость, игривость, царившая в этом направлении искусства, создавалась асимметрией расположения декоративных элементов, их формой. В лепнине применяются обрамления, переплетения, завитки, головки амуров, разорванные картуши, гротеск, как сочетание, казалось бы, несочетаемых элементов. Гармонично вписалось в рокайль китайское искусство.

Описание картины Томаса Гейнсборо «Дама в голубом»

Томас Гейнсборо, 1780 год, картина «Дама в голубом», Фото: upload.wikimedia.org

Название Дама в голубом
Год страна 1780, Англия
Автор Томас Гейнсборо
Жанр Портрет
Находится Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Данное полотно является единственным произведением английского живописца в художественном музее нашей необъятной страны. Существует версия, что это портрет герцогини де Бофор, дочери адмирала Эдварда Боскауэна. Творение можно отнести к расцвету художественных способностей живописца, когда он всерьез берется за женские образы в стиле декоративного портрета.

На портрете изображена молодая женщина, правой рукой придерживающая свою шаль. Утонченная красота и аристократическая изысканность, грациозное движение руки герцогини, словно в этих красивых пальцах есть нечто большее, чем просто плоть. Пленительное женское изображение является отражением представлений о модных тенденциях и понятии красоты, которые характерны для 18 века.

Голова герцогини под тяжестью парика немного наклонена вбок. Наличие узких покатых плеч, стройной шеи с тонким изгибом, сравнимым с цветочным стеблем, сложной конструкции тяжелых волос, которые собраны в высокую прическу, венчаемую шляпой с пером, интенсивного искусственного румянца, пудры, как на лице, так и на других частях тела, и даже на парике становится типичным для английских и российских герцогинь.

В художественном плане Гейнсборо вышел за пределы того, что составляет парадный портрет, а именно: внешняя красивость и часто ложная значительность. Художник стремился не к показу общественного положения или светских успехов, а к изображению индивидуального, личного. В мечтательном взгляде можно прочитать подвижность натуры, легкую иронию и сдержанную горячность. Несмотря на состояние покоя многих героев полотен Гейнсборо, они кажутся нам в движении. Показ тонкой одухотворенности и интеллектуальности выводит автора полотна на новый уровень мастерства, где под внешней составляющей мы можем увидеть детали внутреннего мира.

Голубой и серый оттенки сливаются в едином ритме и создают мелодику красок. В некоторых местах красочного слоя так мало, что через него проглядывает холст. Гейнсборо является создателем новаторской живописной техники, в основе которой использование тонкого мазка, то слишком длинного, то совсем короткого, который и создает динамичную текстуру. Изысканная гармония холодных оттенков заставляет нас почувствовать, что картина создана словно легкими мазками, с использованием мягкого карандаша, а не кистей.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: «Уж не влюбился ли я в самом деле?». Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке — «жалкая привычка сердца». Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль — возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает «со строгим любопытством», однако «без участия». На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в «насыщенной гордости». Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта «насыщенная гордость». И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом — остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Судебный иск Эрмитажа[ | ]

На заднем фоне предмет иска, на переднем ответчица по иску. Согласно материалам дела, в 2005 году Ия Йоц, владелица петербургского дизайнерского магазина одежды «Iya Yots», заказала у художника-оформителя стилизованную одноцветную производную работу от картины «Дама в голубом», при этом следовало придать портретное сходство с лицом заказчицы. Такая работа была выполнена по контракту на общую сумму в 1500 рублей, пример показан на изображении справа. Копии изображения далее использовались как декор на входе в магазин и внутри него, в терминах судебного постановления «стала использовать рисунок с целью создания благоприятной атмосферы в том помещении, в котором находится её коллекция

В 2008 году Ия Йоц обратилась с заявкой в Роспатент с целью зарегистрировать упомянутый одноцветный рисунок со стилизованной надписью Iya Yots

под ним в качестве товарного знака (заявка № 2008724775). Заявка была отклонена, «поскольку изобразительный элемент заявленного обозначения сходен до степени смешения с изображением картины Томаса Гейнсборо „Дама в голубом“ и заявителем не были представлены документы, подтверждающие правомерность использования им данного обозначения ».

В 2010 году администрации Эрмитажа стало известно, что Ия Йоц продолжает использовать упомянутое изображение во внутреннем и внешнем декоре своего магазина. При этом в качестве собственно товарного знака использовалась монограмма IY

со стилизованной надписьюIya Yots под ней. Эрмитаж подал в суд и потребовал от ответчицы прекратить использование производной работы в любых связанных с коммерцией целях без разрешения правообладателя (Эрмитажа). При этом были указаны нормы федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Решение суда было оспорено ответчицей, так как по её мнению «данное решение фактически запрещает использование достижений мировой культуры и цивилизации на основании того, что произведения мирового искусства хранятся в музеях Российской Федерации

». Тем не менее, решение по апелляции полностью поддержало исходное решение.

Позиция Эрмитажа остаётся твёрдой. По словам представителя пресс-службы музея: «Чтобы использовать для каких-то вещей наше изображение (зданий, интерьеров или картин), надо просить разрешение Музея. Это закон

». Ия Йоц продолжила обжалование этого решения в вышестоящих инстанциях. На первом слушании по кассации 19 сентября 2013 года Суд по интеллектуальным правам постановил предыдущие решения по апелляции отменить и от дело на новое рассмотрение в Апелляционный суд Ставропольского края.

5 мая 2014 года Арбитражный суд Ставропольского края после повторного рассмотрения дела вновь вынес решение об удовлетворении исковых требований Эрмитажа. Подача ответчицей в вышестоящие инстанции апелляций и кассаций на это решение не изменила ситуацию. 6 июля 2020 года судья Верховного суда РФ вынесла определение об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ. Рассмотрение данного дела в судебных инстанциях закончено.

Нормы музейного права порой вступают в конфликт с действиями физических и юридических лиц, особенно часто в эпоху развития средств цифрового копирования и Интернета. Процесс по «Даме в голубом» имеет, однако, некоторые уникальные черты. В отличие от процессов Bridgeman Art Library против Corel (США, 1999) или иска Национальной портретной галереи к участнику Википедии (Великобритания, 2009), данный процесс происходит в терминах торговых марок (товарных знаков). Сутью является обладание российскими музеями всеми имущественными и смежными правами на хранимое ими общественное достояние, включая права на создание любых производных произведений любой достаточной (в терминах товарных знаков) схожести. Это делает процесс интересным не только с чисто юридической точки зрения.

Романтичная натура героини

Характеристику Мери следует начинать с рассказа о ее любви к романтическим историям. Ее судьба белыми нитями связывается с жизнью Печорина — центрального героя романа. Именно он стал причиной вовлеченности девушки в происшествие, повлекшее для нее серьезные последствия. Если бы она так не увлекалась любовью, романтикой, обладала иными чертами характера и жизненными взглядами, то исход мог бы быть менее печальным.

Будучи ценительницей историй о любви, романов о мужчинах-героях, она сперва влюбляется в Грушницкого. В своей юной голове девушка фантазирует о возможном разжаловании молодого человека из-за дуэли. Это пробуждает в наследнице княжеского титула романтические чувства. Розовые очки ей приходится снять после того, как она узнает, что возлюбленный всего лишь юнкер. Как личность мужчина ее не интересовал.

Интересы княжны

Несмотря на свою легкомысленность, Мери умная, хорошо воспитанная и образованная героиня романа. Она отлично владеет английским языком и читает Байрона в оригинале, знает алгебру.

Даже княгиня Лиговская уважает собственную дочь за смышленость, острый ум, знания. Имея определенные читательские навыки, зная о науках, девушка не испытывает к этому особый интерес и природную потребность. Больше героиня интересуется модными тенденциями. А быть образованной для леди тех времен было модно.

Княжна может сыграть этюд на фортепиано или напеть мелодию. Такими талантами обладали все воспитанные девушки из высшего общества. Но Григорий Печорин продолжает резко выражаться в адрес влюбленной глупышки. Впечатления свои он записывает в дневник, где в цитатах и описаниях говорит о неплохом голосе Мери, но плохих вокальных данных. Но это мало волнует княжну, она уверена, что в любом случае получит свой «ропот похвал».

Образец 3

Княжна Мери – это один из ключевых героев главы повести, название которой совпадает с именем этой девушки. На изменение характера юной княжны повлияло общение с Печориным и Грушницким.

Печорин при первой встрече с Мери нашел княжну внешне милой и симпатичной, но не более. Он счел, что «бархатные глаза» — это единственное прекрасное, что принадлежит этой красавице. Сама девушка считала себя идеальной во внешности. Как человек она была морально пустая: самовлюблённая, высокомерная. Типичная дамочка 19 века, следовавшая моде. Мери желала, чтобы все ее любили. Героиня забыла, что одной сладенькой оболочки мало, чтобы пробудить к себе любовные чувства и теплую привязанность. Именно поэтому она порядком злилась из-за того, что Печорин не проявлял к ней глубокого интереса. Тот, в свою очередь, догадался про уловку юной дамы, потому и был холоден. Он решил, что если начнет оказывать Мери знаки внимания, то не выйдет в этой игре победителем.

Большую части свободного времени Мери занимали прогулки матерью. Та гордилась своею умной и красивой дочуркой. По правде говоря, Мери была не только недурна собою, но и достаточно умна. Она читала романы Байрона, изучала математику, хорошо считала. Все же это было вызвано не неподдельным интересом к наукам и литературе, а модой на образованность в высшем обществе. Кроме того, княжна играет на пианино, но поет плохо. Так думает сам Печорин. Несмотря на это, в ее сторону летит большое количество похвал, а окружающие не перестают льстить ей.

Изначально Мери интересовалась и искала встреч с Грушницким. Такое отношение было навеяно романтическими представлениями о том, что он отправлен в ссылку на воды из-за участия в дуэли. Как только девушка узнала правду, что Грушницкий – это обыкновенный юнкер, то потеряла к нему всякую заинтересованность.

Мери можно считать одной из девушек, пострадавших от грубости, цинизма и холодности Печорина. Княжна думала, что на самом деле она нравится Григорию, и он скоро предложит ей выйти за него. Ее ожидания не оправдались. Тогда, когда Печорин убил Грушницкого на дуэли, Мери была шокирована и назвала Печорина ужасным и жестоким человеком. У нее случился нервный срыв и началась душевная болезнь. Винит она, конечно, во всех бедах Григория.

Княжна Мери – типичная дамочка 19 века. Этакая «Героиня нашего времени».

Сочинение про Княжну Мери

«Герой нашего времени» — первый психологический роман, который был написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым

Должно быть, поэтому было так важно взять за основу не только главного героя, но и женский образ, к которому привязан Печорин. Именно таким – главным женским образом – и стала княжна Мэри

М.Ю. Лермонтов не случайно с увлечением много времени уделяет описанию княжны. Девушка принадлежала высшему обществу, так как была дочерью княгини. О внешности говорится не так много, но всё же читатель подмечает, что у Мэри красивые глаза, пышные, густые волосы, она со вкусом одевается, уверенно и скромно держится на людях. Она обладала сильным характером. Это видно по тому, как она относилась ко всем богатым ухажерам, которых знакомила с ней ее мать. Стоит заметить интересное имя, которым нарекает княгиня свою дочь, хотя на самом деле ее зовут Мария. Вероятно, автор говорит именно «Мэри», чтобы подчеркнуть ее положение в высшем свете.

Хотя, при первой встрече читателя с княжной, она предстает как невинная, слабохарактерная девушка, которую использует главный герой для достижения своих целей. Мы видим, как растерянна княжна, увязнув в истории с Печориным и Грушницким

Именно в этот момент, пытаясь выкинуть из головы Грушницкого, она обращает внимание на Печорина, не понимая, что оба эти чувства ложны. И как это часто бывает, влюбленность перерастает в отвращение и ненависть

Печорин замечает, как Мэри слишком заигралась и перестала понимать, где искренность и где светская жизнь. Решив, что она жертва светскости, он решает использовать ее в своем плане. План увенчался успехом: княжна Мэри отбита у Грушницкого, Грушницкий получил по заслугам. Но кое-где он всё же просчитался. Оказывается, что княжна не вписывается в эти маленькие рамки светской жизни. Да, она знает французский язык, восхитительно поет, читает Байрона, но душа ее намного шире и добрее, нежели у других светских барышень.

По сути весь роман – это не скитания Печорина, а великая трагедия первой любви княжны Мэри, которая оказывается растоптанной и униженной. Есть в этом некая ирония. Ведь вначале романа ясно видно, с какой снисходительностью и равнодушием относится Мэри к своим поклонникам. В конце же произведения она становится на место всех тех, кого презирала. Возможно, это урок не только для княжны, но и для всех юных читательниц этого романа.

Нам не сказано, что же сталось с княжной Мэри: осталась ли она несчастна и разбита или же нашла силы преодолеть удар судьбы и идти дальше с гордо поднятой головой.

Детство и юность

Томас Гейнсборо родился 14 мая 1727 года в Садбери, Англия. Отец был ткачом и производил шерстяные изделия, а мать отличалась художественными склонностями и любила рисовать цветы. Именно она оказала влияние на формирование творческих способностей сына. Томас рос вместе с восемью братьями и сестрами и был младшим в семье.

В детстве мальчик любил лепить, создавал фигурки животных, а затем начал рисовать. Вскоре Гейнсборо понял, что его призвание — в искусстве и решил получить художественное образование. Будучи подростком, он уговорил отца отправить его в Лондон, чтобы брать уроки у мастеров ремесла. После прибытия юноша обучался у гравера Юбера-Франсуа Гравло, который передал ученику манеру стиля рококо. Позже художник начал заниматься творчеством в школе Уильяма Хогарта.

С тех пор как Томас покинул отчий дом, он отказался брать деньги у родителей. Молодой человек начал искать способы заработка и вскоре получил предложение оформлять коробки для ужина в Vauxhall Gardens. Он также занимался украшением детского приюта совместно с другими художниками.

Живопись

Первая картина, подписанная живописцем, датируется 1745 годом. Она называется «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа», на ней изображена собака, позади которой виднеются деревья. Искусствоведы считают, что в работе чувствуется влияние нидерландского художника Яна Вейнантса. В последующие годы Гейнсборо вдохновлялся творчеством Якоба ван Рёйсдаля.

Живописца увлекало рисование пейзажей, которые он редко создавал на природе. Вместо этого Томас сооружал ландшафтные макеты, используя натуральные материалы. Но картины плохо продавались, из-за чего художнику пришлось уехать из Лондона и вернуться в Садбери. Там он начал рисовать портреты и создал первый шедевр «Портрет четы Эндрюс», который позже назвали истинно английской работой.

Постепенно финансовое положение мастера улучшилось, и он решил переехать в Ипсвич вместе с семьей. Гейнсборо вступил в Музыкальный клуб, резидентов которого изобразил на своей картине. Среди его клиентов были в основном торговцы и оруженосцы, но в 1753 году живописцу выпала честь написать портрет адмирала Вернона. После этого доход мужчины возрос, ведь к нему начали обращаться представители знати. Томасу удалось изобразить графа Джерси и его сына.

Накопив достаточно средств, художник переехал в курортный город Бат. Там он не знал отбоя от заказов и вскоре слег от переутомления. Среди портретов, написанных рукой мастера, — изображение графини Мери Хау. В этот период живописец начал изучать работы Рубенса и Ван Дейка, которые оказали влияние на его стиль в дальнейшем.

В 1761 году Гейнсборо начал отправлять картины на выставки Общества искусств в Лондоне. Его талант был высоко оценен Джошуа Рейнольдсом, который прислал мужчине предложение вступить в Королевскую академию художеств. Работы Томаса ежегодно выставлялись на мероприятиях, организованных академией, на протяжении 4 лет. Но из-за конфликта с Рейнольдсом портретист предпочел прервать сотрудничество.

Вскоре художник переехал в Лондон, где начал писать портреты королевских особ. Среди работ этого периода можно отыскать изображение бабушки королевы Виктории — Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой. Конфликт с Рейнольдсом достиг пика, когда оба мужчины решили нарисовать актрису Сарру Сиддонс. Но Томас все равно некоторое время участвовал в выставках академии, с которой разругался окончательно в 1784 году и перенес картины к себе домой.

На поздних этапах биографии стиль Гейнсборо кардинально изменился. Манера стала более свободной и легкой, живописец научился передавать игру тени и света, что сделало пейзажи реалистичнее. В его картинах появились лиричность и романтизм.

История [ править ]

Натурщица родилась Мэри Кэткарт 1 марта 1757 года. Она была дочерью Чарльза Кэткарта, девятого лорда Кэткарта , который недавно служил британским послом при дворе Екатерины Великой .

В 16 лет Мэри вышла замуж за Томаса Грэма на двойной свадьбе со своей старшей сестрой Джейн, которая вышла замуж за Джона Мюррея, 4-го герцога Атолла .

Достопочтенный. Миссис Томас Грэм , Национальная художественная галерея

Именно внешний вид Мэри вызвал ажиотаж, когда Гейнсборо выставил ее портрет в полный рост в Королевской академии в Лондоне в 1777 году. Это обеспечило ей репутацию иконы современной красоты и помогло ей быстро стать заметной фигурой в модном обществе грузинского Лондона. . Она привлекла множество поклонников от Роберта Бернса до Джорджианы, герцогини Девонширской, которые вспоминали «ее доброту, ее разум, ее сладость».

К сожалению, вскоре Мэри заболела туберкулезом . На протяжении всей болезни за ней внимательно ухаживал муж. Сначала они переехали в Брайтон , а затем, когда ее здоровье продолжало ухудшаться, через революционный Париж в Средиземное море в поисках более теплого климата. Они достигли моря, но она умерла 26 июня 1792 года недалеко от Йера в возрасте всего 35 лет.

Томас Грэм прожил еще 50 лет, но больше не женился. Он был так убит горем, что не мог заставить себя взглянуть на портрет жены. Он был помещен в хранилище и о нем почти забыли, пока он не был выставлен 65 лет спустя в Манчестере в 1857 году. Два года спустя его потомки завещали его недавно открывшейся Шотландской национальной галерее.

Черты характера

Психологический портрет княжны Мери весьма неоднозначен. И Печорин также не спешит с лестными отзывами в ее адрес. Это бьет по самолюбию гордой девушки. Данная черта на протяжении всего романа присуща образу Лиговской. Это становится слабым местом героини, по которому бьет Григорий Александрович.

Он не пытается заводить с той знакомство, по сравнению с другими представителями сильной половины человечества, окружающими одну из самых желанных невест

Он привлекает внимание воздыхателей Мери, переманивает в свою компанию, совершает дерзкие выходки. Он знает, что это раздражает княжну

Но стоит сказать ей о своих чувствах даже после всех казусов, она будет торжествовать победу, извиняться за холодность.

К прочим чертам характера и образа Марии Лиговской стоит отнести такие особенности:

  • сентиментальность и любовь к разговорам о чувствах, романтике, страстях;
  • не умеет рассматривать нечестность в людях;
  • имеет хороший вкус в одежде;
  • единственная дочка, купающаяся в богатстве и любви;
  • завидная невеста, имеющая много поклонников;
  • имеет знатное происхождение;
  • постоянно мило шутит;
  • невинность и неопытность;
  • остроумность.

За что стиль рококо подвергался критике?

После смерти мадам Помпадур критике подвергся Франсуа Буше за непристойности, откровенный эротизм. В легковесности, отсутствии идейности подвергались критике и другие художники, творившие в этом стиле. Критиковали как правило, классицисты, не позволявшие себе ничего лишнего, и идеологи барокко, возвышавшие страдания души и тела.

Однако стиль мадам Помпадур и Людовика XV сыграл огромную роль в развитии искусства в целом, показав, что простые человеческие радости не могут быть чуждыми творчеству, и напротив, они даже весьма привлекательны и востребованы.

Мастера рококо создали искусство для человека, и поставили человека в центр творческого начала. Этот стиль оказал влияние на последующие развитие искусства, в частности на импрессионистов.

Особенности композиции картины

Этот двойной портрет представляет двух дочерей богатых американских плантаторов Роберта и Мэри Моррис — Хетти Моррис и её младшую сестру, Мэри. Мэри сидит слева, взгляд её карих глаз направлен на зрителя, она наклоняется вперед обеими локтями на стол, покрытый зелёным сукном, на котором находится шахматная доска с красными и белыми фигурами из слоновой кости. Её вьющиеся волосы красновато-коричневого цвета. Её левая рука осталась незавершенной художником. Хестер («Хетти») сидит в три четверти к зрителю в правой части холста, в кресле с круглой спинкой, обитой красным цветом с латунными гвоздями, её голубые глаза также направлены к зрителю. Она одета в белое платье с низким вырезом и белыми оборками, высоким поясом. Её каштановые волосы почти скрыты большой белой чалмой. Её руки, которые не показаны на картине, лежат на коленях, за её фигурой виднеется красный занавес. За ним открывается синее небо с белыми дымчатыми облаками, а за фигурой миссис Никсон помещается коричневая каменная колонна, показана только её нижняя часть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: