Юдифь vs саломея: какой библейский сюжет всему голова?

Художник Лукас Кранах младший картины с названиями

Август, курфюрст саксонский

Анна Датская

Венера и Амур

Женский портрет

Идолопоклонничество Соломона

Леонард Бадегорн, саксонский юрист

Мориц, курфюрст саксонский, с женой Агнессой

Мориц, курфюрст саксонский

Мужской портрет

Обращение Савла

Оленья охота курфюрста Иоганна Фридриха

Пир Ирода

Портрет герцогини

Портрет знатной дамы

Портрет курфюрста Августа Первого Саксонского

Портрет Филиппа І, герцога Померанского

Лу́кас Кра́нах Ста́рший (нем. Lucas Cranach der Ältere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505-1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.

С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.

Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.

Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Местонахождение Юдифей и Саломей

Теперь, когда мы разобрались с тем, кто и когда рисовал Юдифей и Саломей, мы можем посмотреть на то, кто и где их хранит. Ответить на этот вопрос не так сложно, поскольку Викиданные хранят информацию о геолокации каждой картины. Сделав соответствующий запрос к базе знаний, мы можем легко получить все локации и нанести их на карту мира. На сайте мы разместили интерактивную карту. Точки на карте обозначают музеи, где хранятся картины, изображающие одну из интересующих нас героинь. При наведении курсора на точку появляется список хранящихся в этом музее картин с Юдифью и Саломеей.


Карта, показывающая местонахождение картин с Юдифью и Саломеей

Мы видим, что самое большое количество картин, изображающих наших femme fatale, находится в США, Западной Европе (в особенности во Франции, Германии, Австрии, Нидерландах) и Южной Европе (Италия). 

На основании полученных данных мы создали также тепловую карту, отражающую количественное распределение картин с Юдифью и Саломеей по странам Европы.

Итак, мы видим, что распределение картин в целом согласуется с тем, что мы уже говорили. Самое большое «скопление» картин оказывается во Франции. И почти все они посвящены Саломее. Это связано с деятельностью символистов во главе с Густавом Моро, который обращался к образу иудейской царевны более шести раз. 

Некоторые Саломеи Моро хранятся в музее Метрополитен. Как видно на карте, в музеях США содержатся большие коллекции картин с Юдифью и Саломеей. В основном, это картины итальянских, французских и немецких художников. Помимо Саломей Моро, в США хранится несколько полотен Лукаса Кранаха Старшего, «Саломея» Тициана, «Юдифь» и «Саломея» Гвидо Рени, «Юдифь» Пьетро делла Веккиа, «Юдифь» Джорджо Вазари и др.

Несмотря на то, что очень много итальянских Юдифей «переехало» в Америку, в галереях Италии осталось достаточно много картин, изображающих героиню. Как мы уже говорили, Юдифь была значимым образом в итальянской культуре. Отважная femme fatale меняла свое символическое значение (сначала была покровительницей дома Медичи, а затем символом победы народа над тиранией), но на протяжении многих веков была любима итальянскими деятелями искусства. Бронзовая скульптура «Юдифь и Олоферн» по сей день украшает главную площадь города — площадь Синьории. Закономерно, что в главной галерее Флоренции больше картин, посвященных Юдифи, нежели Саломее. К тому же, как мы выяснили, интерес к этому образу на рубеже XVI-XVII вв. пробудил Караваджо и его последователи в Италии. 

В Германии главным «почитателем» Юдифи и Саломеи был Лукас Кранах Старший, художник эпохи Ренессанса, о котором мы упоминали в начале статьи. На протяжении всей жизни Кранах создавал полотна с Юдифью и Саломеей, таким образом значительно обогатив ими музеи Германии. Как видно на тепловой карте, количественный перевес в Германии оказался на стороне Саломеи. Хотя Юдифей там тоже немало и большая часть из них снова принадлежит перу итальянских художников (Веронезе, Сарачени, Луини и др.). Работы Кранаха хранятся не только в Германии. Несколько его полотен находится в Музее истории искусств в Вене. Также Австрия может похвастаться «Юдифью» Густава Климта.

В Нидерландах хранится довольно много работ голландских художников. Например, Ян де Брай («Юдифь и Олоферн»), Лукас фон Лейден («Саломея с головой Иоанна Крестителя»), Ганс Горионс (» Саломея, танцующая для Ирода») и др. В Амстердаме хранится знаменитая картина Сандро Боттичелли «Юдифь с головой Олоферна». Как видно из тепловой карты, в Нидерландах, как и в Австрии, невозможно говорить о склонности к одной из героинь, потому что количество Юдифей и Саломей в этих странах практически одинаково. 

Итак, при помощи SPARQL-запросов к базе знаний Викиданные мы смогли:

  • увидеть, как менялся интерес художников к двум главным библейским femme fatale на протяжении почти шести веков;
  • выделить «пики популярности» каждой героини и поразмыслить над тем, с какими культурными явлениями эти «пики» связаны;
  • посмотреть, где хранятся картины, изображающие Юдифей и Саломей, и отметить, у каких стран есть явная «фаворитка».

Более подробно рассмотреть результаты нашего мини-исследования можно здесь: Women of the art: Judith and Salomè

А посмотреть, как эти результаты были получены, можно здесь: katya-avem/Judith-and-Salome

За помощь в создании и оформлении сайта я благодарю студентку Болонского университета Людовику Руссо. 

Примечания

  1. ↑ , с. 133.
  2. Василенко Н. В., Яйленко Е. В. Живопись эпохи Возрождения. — М.: ОЛМА, 2014. — С. 418. — 448 с. — ISBN 978-5-373-05562-8.
  3. . Всё о цвете. Дата обращения: 6 октября 2016.
  4. , с. 91.
  5. ↑ , с. 153.
  6. , с. 98—100.
  7. , с. 90—94.
  8. , с. 93.
  9. , с. 100—101.
  10. , с. 155.
  11. , с. 154.
  12. , с. 6.
  13. , с. 41.
  14.  (нем.). Deutsche Biographie. Дата обращения: 8 октября 2016.
  15. , с. 147—148.
  16. , с. 123—132.
  17. , с. 133, 148.
  18.  (нем.). Deutsche Biographie. Дата обращения: 8 октября 2016.
  19.  (нем.). Deutsche Biographie. Дата обращения: 8 октября 2016.
  20. Mojzer, Miklós. M. S. mester passióképei az esztergomi Keresztény Múzeumban. — Budapest: Magyar Helikon — Corvina, 1976. — 46 с. — ISBN 963-13-0229-6.
  21. О нём:
  22. , с. 152.

Представители «Дунайской школы».

Альтдорфер (1480-1538 г.) Немецкий живописец и график, представитель дунайской школы. Художественная манера Альтдорфера складывалась, по-видимому, под влиянием живописи Кранаха Старшего и Дюрера. Альтдорфер являлся главой так называемой дунайской школы, последнего оплота готики в центральной Европе. Уже в ранних работах предстает как художник драматического видения мира с яркой богатой фантазией и необыкновенным даром колориста. Он был одним из первых, кто главной темой своего творчества сделал пейзаж, наделив образ дикой, величественной природы красотой и тайной («Пейзаж с замком Верт», ок. 1522-1530 г.; «Лесной пейзаж с битвой св. Георгия», 1510 г.). В этом ему помогают многочисленные путешествия по Германии, в частности, по Дунаю, во время которых он набрасывает эскизы. Творчество Альтдорфера разнопланово: он создал алтарный иконостас для монастыря св. Флориана в Австрии (1516-1518 г.), где в полной мере раскрылось умение Альтдорфер строить сложные композиции, владение перспективой и великолепно передать освещение; он — блестящий гравер, много работавший в технике ксилографии и других видах гравюры. Возможно, именно Альтдорфер первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не с железных досок. Вершиной творчества мастера стала картина «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529 г.), положившая начало историческим композициям в искусстве Северного Возрождения. Другие картины:

  • Пейзаж с семьей сатира (1507 г.);
  • Битва Александра Македонского с Дарием (1529 г.);
  • Грехопадение (1535 г.);
  • Бичевание Христа (1518 г.);
  • Мадонна с младенцем (1520-1525 г.).

Хубер Вольф или Вольфганг (около 1485-1553 г.)Немецкий живописец и график. Работал главным образом в Пассау. В алтарных композициях и пейзажных рисунках Хубера, одного из ведущих мастеров дунайской школы и последователя А. Альтдорфера, сочетаются черты поздней готики и искусства Возрождения; истолкованные в эмоционально-лирическом плане евангельские сцены часто располагаются на фоне поэтических ландшафтов, отмеченных тонкостью и мягкостью светотеневых градаций («Моление о чаше», Старая пинакотека, Мюнхен; алтарь братства Св.Анны с «Оплакиванием Христа», 1521 г., церковь в Фельдкирхе). В некоторых произведениях Хубера проскальзывают ноты иронии, иногда гротеска («Распятие», Музей истории искусств, Вена).

Пейзаж с замком Вёрт.А. Альтдорфер1510-е г.Старая пинакотека.Мюнхен.

Битва АлександраМакедонского и Дария IIIпри Иссе.А. Альтдорфер1529 г.Старая Пинакотека.Мюнхен.

Лесной пейзаж со св. Георгием,поражающим дракона.А. Альтдорфер

A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  VА  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Альбрехт Дюрер

Продолжительность жизни: 21 мая 1471 г. — 6 апреля 1528 г.

Национальность: немец

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер был блестящим художником и рисовальщиком, его наибольшее художественное влияние было оказано на печатное производство. Он начал свою карьеру в качестве ученика Михаэля Вольгемута, который возглавлял большую мастерскую и был лидером среди художников, возрождающих стандарты немецкой гравюры в то время. Еще в двадцатилетнем возрасте Дюрер завоевал свою репутацию и влияние в Европе благодаря своим высококачественным гравюрам на дереве. Он продолжил революцию в печатном производстве, подняв его до уровня самостоятельной художественной формы, и он считается одной из главных фигур в истории печатного искусства. Дюрер общался с крупнейшими итальянскими художниками своего времени, включая Рафаэля и Да Винчи. Его введение классических мотивов в северное искусство было важным вкладом в германское возрождение. Альбрехт Дюрер считается величайшим немецким художником эпохи Возрождения. Он оказал глубокое влияние на художников последующих поколений, особенно в печати.

Шедевр: Меленколия I (1514)

Меленколия I (1514)

Другие известные работы: —

  • Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет в пальто с меховым воротником (1500)
  • Молящиеся руки (1508)

Отличительные признаки школы

Главным объектом изображения для мастеров Дунайской школы становится природа, мир, в котором растворился бог. Исследователи подчёркивают пантеизм дунайцев. Приписывают им изобретение нового жанра — «чистого» пейзажа

Другие признаки исследователи выделяют с осторожностью. Такие художники, как Альбрехт Альтдорфер, Мастер «Истории Фридриха и Максимилиана», Вольфганг Губер при стилистическом различии ещё и представляли собой ярко выраженную индивидуальность

Характерны отсутствие дисциплинирующего влияния одного мастера, который бы был признанным главой школы, отсутствие строгой регламентации, распространяющейся на художественную деятельность внутри одного города или внутри узкого района. Для мастеров Дунайской школы характерна неустойчивость индивидуальной манеры.

М. Я. Либман выделяет следующие общие особенности Дунайской школы:

  • реализм в передаче природы и интерес к ней
  • фантастические сюжеты и трансформация действительности в гипнотическое видение, но сами художники не верят в создаваемый ими миф и сознательно создают сказку
  • попытка передать мир как неделимое целое, макрокосм подчиняет себе микрокосм
  • человек в их произведениях — лишь часть природы, природа главенствует, подчиненная роль человека приводит к принижению его образа
  • дунайцы не интересуются духовным миром человека, не стремятся к выявлению индивидуальности
  • безразличие к красоте человека и приверженность к острохарактерным, иногда уродливым образам
  • античные сюжеты излагаются в типично немецких реалиях, это вызвали отдаленность от университетских городов и крупных типографий, отсутствие возможности постоянного общения с гуманистически образованными людьми

Часто исследователи также отмечают камерный характер и небольшие размеры работ представителей Дунайской школы.

Наиболее крупным исследователем Дунайской школы в современной России является А. Н. Донин, защитивший докторскую диссертацию в 2007 году по теме «Пейзаж в немецком искусстве XIV—XVI веков».

Биография Лукаса Кранаха Старшего

Он родился в городке Кронах и, видимо, свою фамилию получил по его названию.

В молодости художник совершил путешествие по Дунаю и побывал в Вене, где заинтересовался творчеством Дюрера, которое, возможно, оказало на него определенное влияние.

В 1505 году Кранах переехал в Виттенберг и поступил на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому. Там он и провел большую часть своей жизни.

В 1508 году курфюрст даровал Кранаху герб (изображение крылатого дракончика), а в 1512 году художник женился на девушке из знатного семейства, родившей ему двух сыновей.

Кранах был весьма уважаемым горожанином, с 1519 года регулярно выбирался в городской совет, а позднее стал бургомистром.

В этой должности он в 1523 году способствовал организации в Виттенберге типографии. На службе у курфюрста, двор которого воспринял гуманистические идеи своего времени, художнику сопутствовал успех.

Меланхолия, пожирающая своих детей

Три обнажённых младенца играют с шаром: один держит обруч, а двое других намереваются через этот обруч прокатить шар явно большего диаметра. Это метафора тщетности усилий и увлечённости людей бессмысленными занятиями. За детьми наблюдает женщина. Она погружена в свои мысли и, не глядя, строгает прут, возможно, собираясь сделать ещё один обруч.

Символами меланхолии были собака и плотницкое дело, именно поэтому эти образы присутствуют на полотне. В эпоху Возрождения меланхолия ассоциировалась с Сатурном. Кранах представил его в облике женщины, а не мужчины. Последнее было бы логичнее: Сатурн был римским богом земледелия, которого позднее отождествили с предводителем титанов Кроносом, пожирателем своих детей. Сатурн считался богом, научившим людей обрабатывать землю, выращивать растения и строить дома. К этому отсылает сцена в верхнем левом углу: первобытные люди осваивают животноводство.

Лукас Кранах Старший «Меланхолия», 1532. (wikipedia.org)

До 20-го века меланхолия считалась психическим расстройством, вызванным избытком желчи в организме. Знали о ней со времён Гиппократа, который, собственно, и предложил этот термин. В разных трактовках работы Кранаха меланхолия определяется как губительное равнодушие к миру, греховность уныния, игра с судьбой или невозможность возвращения в детство. Есть также версия, согласно которой Кранах визуализировал идею своего друга Мартина Лютера, считавшего меланхолию средоточием сатаны, сокрушаемым верой и духовной радостью.

Идею изображения меланхолии в образе крылатого человека Кранах позаимствовал у Альбрехта Дюрера, который на 18 лет ранее создал гравюру с тем же названием. По одной из версий, это был своего рода автопортрет, где Дюрер изобразил себя в образе крылатой женщины.

Альбрехт Дюрер «Меланхолия I», 1514. (wikipedia.org)

Во времена Дюрера меланхоликов делили на три типа. К первому относили людей с богатым воображением (художники, поэты, ремесленники), ко второму — людей, у которых рассудок преобладает над чувством (учёные, политики, чиновники), к третьему — тех, у кого развита интуиция (богословы и философы). Сам Дюрер относил себя к первому типу.

В руках у крылатого гения, застывшего с выражением угрюмой задумчивости, — циркуль, на коленях — книга, эмблема знания, учёности, интеллекта. На поясе — ключи и мешок с деньгами как знаки власти и богатства. Особая деталь — чернильница: «чёрную желчь», якобы вызывающую меланхолию, сравнивали с чернилами. Эта гравюра — символическое предупреждение об опасности сверхнапряжения душевных сил.

«Меланхолия» Кранаха после завершения в 1532 году попала в коллекцию замка Готторп. В то время там хозяйствовал датский король Фредерик I, который сделал дворец основным местом своего пребывания.

Источники

Nadine Sine. Cases of Mistaken Identity: Salomé and Judith at the Turn of the Century, German. Studies Review 11, no. 1 (1988). pp. 9-29. Cases of Mistaken Identity_ Salome and Judith at the Turn of the Century.pdf — Google Диск

Kevin R. Brine, Elena Ciletti, Henrike Lähnemann. The Sword of Judith: Judith Studies across the Disciplines. Cambridge, United Kingdom: OpenBook Publishers, 2010. The Sword of Judith: Judith Studies Across the Disciplines | Open Book Publishers

Rebecca Proppe. Donatello’s Judith and Holofernes: a Symbol of Tyranny and Virtue in Renaissance Florence. Concordia Undergraduate Journal of Art History, Vol.11, (2015): pp. 15-26. Donatello’s Judith and Holofernes: a Symbol of Tyranny and Virtue in Renaissance Florence | Rebecca Proppe — Academia.edu

Kelley Harness. Echoes of Women’s Voices: Music, Art, and Female Patronage in Early Modern. Echoes of women’s voices : music, art, and female patronage in early modern Florence : Harness, Kelley Ann, 1960- : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive

Сюжет

Сюжет повествует о том, что Навуходоносор , вавилонский император, победил мидян и на 12- м  году своего правления отправляет генерала Олоферна в завоевательную кампанию на запад. Для этого Навуходоносор ставит его во главе огромной армии. Олоферн успешно продвигается вперед, разрушая на своем пути местные святыни и требуя почтить Навуходоносора как бога. Ассирийская армия в конце концов подходит к воротам Израиля и осаждает город под названием Ветиллия, расположенный на другой стороне, хотя Ахиор, вождь аммонитян , предупредил их, что Бог Израиля даст победу своим собственным, если они не виноваты. Однако по окончании своих ресурсов ветулианцы впадают в отчаяние, и их критикует за это вдова Юдифь, потомок Симеона , которая упрекает их в неверии. Она решает пойти в сопровождении слуги в лагерь Олоферна, убедив ее, что она приносит ему ценную информацию о евреях. Впечатленный ее красотой, он соглашается выслушать ее и приглашает ее на пир, а затем в свою палатку, где она использует его опьянение, чтобы обезглавить его. Она возвращается с головой Олоферна в Ветиллию, где ее успех вдохновляет жителей. Они атакуют и разбивают ассирийцев, ослабленных потерей своего полководца.

Рафаэль (1483—1520).

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

Леонардо да Винчи (1452—1519).

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи — один из титанов Эпохи Возрождения. Он колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489—1490. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо — это то, что он нашёл способ сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503—1519. Лувр, Париж.

Сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений, но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако сами подумайте. 19 картин — и он — величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию, при этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

Выразительные черты стиля

Главные особенности и причины отличия Северного Возрождения от других разновидностей объясняются специфическими условиями исторического и культурного развития стран. В Германии и Нидерландах

Возрождение зародилось с запозданием на 100 лет и имело свои особенности. Цели и главные черты идеологии:

  • Целью развития живописи стало воскрешение основ религии ранних христиан. В этом принципиальное различие с итальянским Возрождением: в основе сюжета полотен – сильная, героическая личность.
    Центральная идея: роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.
  • Живописи северных стран свойственна архаичность, религиозность, символизм – искусство имеет меньше связей с античностью.
  • В основе идеологии – пантеизм: Бог есть, но он воплощен в природу, все одухотворенное и неодухотворенное. Природа символизирует связь с Богом, гармонию, бесконечность. Из этого следует желание художников передавать природу при помощи живописи. Так пейзаж выделился в отдельный жанр живописи.

Выделяют несколько принципиальных отличий, благодаря которым можно выделить картину, представляющую Северное Возрождение:

В творчестве художников более заметно влияние готического, а не античного искусства.
Практически не уделяется внимание анатомическим подробностям человека.
Отсутствует связь с античной традицией или она минимальна.
Детализация письма.
Сильное влияние на Реформацию и зарождение протестантизма.

Базой для развития искусства стала придворная живопись Бургундии, метод записи нот Арс Нова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: