Интересные факты
- Виктору Михайловичу Васнецову в 1912 было пожаловано «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».
- Самолет «Airbus A320» компании «Аэрофлот» носит имя Васнецова.
- В 1998 году Банк России посвятил 150-летию со дня рождения Васнецова две серебряные двухрублевые монеты.
Виктор Васнецов на юбилейных монетах России
- Картины Васнецова и сам живописец появлялись на почтовых марках России и Советского Союза. В России в 1998 году вышли две марки и купон с картинами «Битва славян с кочевниками» (1881), «Автопортрет» (1873) и «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889).
- По воспоминаниям коллеги по цеху Михаила Нестерова, он однажды спросил у Васнецова, не прячется ли тот от жизни за сказочными сюжетами. Художник ответил так:
Рассказ о жизни и творчестве Васнецова для 3 класса: что писать, где найти?
Литературное чтение 3 класс. Составь рассказ о жизни и творчестве художника Виктора Михайловича Васнецова, используя опорные слова: годы жизни, создал много произведений на тему, мне больше всего нравиться, на ней изображено. Что написать? Где найти готовый рассказ о Васнецове?
Краткий рассказ о жизни и творчестве Виктора Михайловича Васнецова для 3 класса по литературному чтению:
План рассказа о В.М.Васнецове:
Творчество Васнецова можно отнести к былинно-историческом у, романтическому направлению живописи. Он создал много произведений на тему русского фольклора. Наиболее известные картины были написаны Васнецовым в период с 1880 по 1900 годы:
В следующий период жизни в творчестве Васнецова большее внимание уделяется религиозной тематике, он занимается росписью храмов, создает эскиз фасада Третьяковской галереи. После Октябрьской революции продолжает работать над сказочными темами («Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка»)
После Октябрьской революции продолжает работать над сказочными темами («Кощей Бессмертный», «Царевна лягушка»).
Мне больше всего нравится картина Виктора Васнецова «Аленушка», она написана в теплых тонах, Аленушка красивая, нежная, мечтательная, немного грустная. Картина создает у меня умиротворенное и мечтательное настроение, хочется сесть рядом с Аленушкой, полюбоваться лесом и спокойным озером.
Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) является одним из самых известных и популярных художников нашей страны, родился он в семье священика селе Лопьял Вятской губернии.
Так как отец являлся духовным лицом, то образование Виктор получал в духовном училище, а после того как его закончил, поступил дальше в духовную семинарию.
Его путь к рисованию начинается с уроков учителя гимназии Н.Г. Чернышева, даже отец отмечает его успехи и дает добро на уход из семинарии.
Он поступает в Петербуржскую академию художеств и учится у еще одного великого русского художника И.Н. Крамского.
Очень много у Васнецова в творчестве картин написанных по русским сказкам и именно они и являются самыми известными его работами.
Одна из них и является для меня самой интересной и красивой это работа мастера под названием «Витязь на распутье», что есть в этом произведение, картина очень загадочная и мрачная, но приковывает к себе внимание
Рассказ о жизни и творчестве Васнецова (3 класс):
Виктор Михайлович родился 3 мая в селе Лопьял в Вятской губернии, годы жизни 1848 по 1926. Он получил образование в духовном училище и продолжил его в духовной семинарии. Еще во время обучения он стал брать уроки рисования у Н.Г.Чернышева, который был гимназическим учителем. Позднее будущий художник поступает в Петербуржскую академию художеств, до этого он прошел обучение в школе художеств у И.Н.Крамского.
Первые выставки картин Васнецова проходили еще во время обучения. Они экспонировались сначала в Академии, в 1869 году, а потом других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. В ранних работах была отмечена склонность художника к модерну.
В 1893 году Васнецов стал членом Академии художеств России и сотрудничал с Союзом русского народа. Он участвовал в иллюстрировании изданий, самым известным из которых можно назвать «Книгу русской скорби». На раннем этапе своего творчестве художник изображал бытовые сюжеты, которые видны в произведениях «Книжная лавочка», «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже».
Он создал много произведений на тему фольклор, история и религия. Одни из самых известных полотен живописца: «Иван-Царевич на Сером волке», «Богатыри», «Кощей бессмертный», «Аленушка» и др. Художник занимался стенной живописью, им украшены Владимирский собор, храм Воскресения в Санкт-Петербурге и храм Рождества Иоанна Предтечи в Пресне. Художник так же участвовал в разработке проектов архитектурных сооружений.
Алексей Саврасов
Алексей Саврасов — основатель жанра лирических пейзажей.
Отец Алексея был купцом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Юноша не оправдал ожидания отца и поступил в училище живописи.
Первые его картины не были оценены по достоинству. Известность ему принесла работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».
Вскоре после окончания училища Саврасов стал руководить пейзажным классом.
У него много достойных работ, но его считают «художником одной картины». Это всем известная «Грачи прилетели».
Возможно, это стало причиной его терзаний. Художник увлекся алкоголем, в его творчестве появились мрачные мотивы.
Последние годы своей жизни Алексей провел в бедности. Великий художник скончался в больнице для бедняков, но его картины до сих пор радуют потомков.
Самые известные картины: «Грачи прилетели», «Вид на Московский Кремль. Весна», «Проселок».
Биография Васнецова
Сын бедного сельского священника Виктор Васнецов (1848-1926) , окончив духовное училище, поступил в вятскую духовную семинарию. Однако любовь к изобразительному искусству взяла верх в окончательном выборе профессии. Дойдя до последнего философского курса, Васнецов оставил семинарию, уехал в Петербург. Там ему удалось попасть сперва в школу Общества поощрения художников, а затем в Академию художеств. Здесь Васнецов пробыл (с перерывами) с 1868 по 1875 год. Главным его учителем был П. П. Чистяков, который и позднее оказывал Васнецову но мощь во многих его начинаниях
С большим вниманием относились к молодому художнику И. Н
Крамской и В. В. Стасов.
Свой творческий путь Васнецов начал с небольших жанровых картин — «С квартиры на квартиру» (1876), «Чтение военной телеграммы» (1878), близких работам известных живописцев В. Г. Перова и В. Е. Маковского. По скоро определился совершенно иной характер его дарования. Он перестал обращаться к изображению повседневности и, по собственным его словам, из жанриста стал «историком несколько на фантастический лад». Решающим толчком для этого послужил переезд Васнецова в Москву (1878), знакомство с ее памятниками старины, встреча и дружба с известным меценатом С. И. Мамонтовым и членами мамонтовского кружка. Первым большим произведением нового этапа творчества Васнецова была картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880), написанная по мотивам «Слова о полку Игореве».
В этой картине, поспевающей в духе народного эпоса храбрость и мужество русских воинов, сражавшихся за родную землю, ярко сказались декоративный дар Васнецова, его тяга к монументальности и поэтическое восприятие природы. Появление этого полотна на выставке было подлинным событием в художественной жизни. Своеобразие искусства Васнецова ярко раскрылось и в картине «Аленушка» (1881), тема которой была навеяна художнику известной русской сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.
В этой картине все написано с натуры: и Аленушка — крестьянская девочка, и осенний пейзаж глухого лесного места. Идя от жанра, Васнецов силой своего таланта сумел превратить действительность в сказочный образ.
В 1883-1885 годах Виктор Васнецов, работая над тремя панно «Каменный век» для только что выстроенного тогда в Москве здания Исторического музея, проявил себя как мастер монументально-декоративного искусства. В картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897) художник с большим мастерством создал величественный образ.
Самым значительным историческим произведением Виктора Васнецова явилось полотно «Богатыри» (1898). Нил ним художник работал с перерывами около двадцати лет. Создавая эту, ныне широко известную, картину, Васнецов, как и в «Аленушке», шел от реальных образов крестьян и русской природы. Прообразом Ильи Муромца был, на пример, крестьянин Иван Петров, уроженец села Карачарово, по былинным преданиям считающеюся родиной богатыря. Жизненности картины способствовали продуманность композиции, удачно связанный с могучими фигурами трех всадников пустынный стенной пейзаж.
Творчество Васнецова было весьма многообразным. Он иллюстрировал книги, занимался гравированием. Его красочные костюмы и декорации к драматическому спектаклю «Снегурочка» А.Н. Островского и затем к одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова (1881-1882 гг. и 1885-1886 гг.) заложили основы русского реалистического театрально-декорационного искусства, которое позже — в конце XIX начале XX века завоевало мировую славу.
Влияние васнецовской «Снегурочки» распространилось даже на декоративно-прикладное искусство. Об этом вспоминают многие современники, это подтверждается И. Э. Грабарем в «Истории русского искусства»: «Васнецов, пишет Грабарь, своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. Всюду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».
Работал Васнецов и в области архитектуры. Им спроектирован фасад Третьяковской галереи и собственный дом в Москве, где сейчас находится васнецовский мемориальный музей.
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Возможно, что мы бы сейчас знали Васнецова только по работам, похожим на произведения Василия Перова.
Но художника в какой-то момент перестало это устраивать. Он решил дальше искать свой путь.
В то время началась мода на всё русское. В 1871 году Александр Островский написал свою пьесу “Снегурочка” о волшебной красавице из старинных сказок и языческих легенд древней Руси.
Васнецов вспоминал, насколько сильное впечатление произвела на него пьеса. В ней он видел особенности русской души, которые ярко выражены в образах жителей Берендеева царства.
Интуитивно художник стал погружаться в тему русского фольклора и истории. Большую роль сыграло его происхождение. Он был сыном священника из села Вятской губернии. Фольклор был частью его жизни с детства, так как он много времени проводил с сельскими ребятами.
Итак, передвижник Васнецов к концу 1870-х годов решил написать необычную для себя работу. На тему древней повести “Слово о полку Игореве”.
В 1864 году была найдена копия этой древней рукописи. Оригинал погиб при пожаре в 1812 году, но копия текста сохранилась!
Эта находка подогрела интерес к истории Древней Руси у русской интеллигенции. А Васнецову пришла в голову идея написать историческую картину на сюжет из повести.
В 1880 году, спустя несколько месяцев кропотливой работы, картина была готова.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Вот так Васнецов переключился с бытового жанра на исторический сюжет!
С одной стороны, в этом не было ничего необычного в контексте развития русской живописи. Васнецов был не первым передвижником, кто написал картину на сюжет из русской истории. До него это сделал тот же Николай Ге, изобразив Петра I и его сына.
Николай Ге. Петр I допрашивает Царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
С другой стороны, было в картине “После побоища” нечто необычное. Несмотря на то что на полотне убитые воины, изображение напоминает сюжет из сказки.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Видите, какие яркие костюмы и доспехи у этих воинов! Едва ли в 1185 году люди обладали столь красочными вещами. Цвет буквально входит в противоречие с мраком смерти. И делает трагедию не такой пугающей.
Согласитесь, работы того же Верещагина на подобные темы вызывают куда более тяжёлые переживания. В том числе в этом играет роль более приглушённый, реалистичный колорит.
Василий Верещагин. Побеждённые. Панихида. 1879. Третьяковская галерея.
Мы можем увидеть у Васнецова и идеализацию героев. По центру лежит миловидный воин, похожий скорее на сказочного Ивана-царевича, нежели на реального человека.
Ещё мы сразу замечаем, как над павшими воинами кружатся в схватке два стервятника. Это эффектно, но крайне нереалистично, согласитесь. Ведь при таком обилии доступной пищи птицы не стали бы тратить силы на драку. Но ради драматичного эффекта Васнецов всё же изображает их на полотне.
Также мы видим розовое заходящее солнце – довольно прямолинейный символ уходящей жизни.
Ничего Вам это не напоминает?
Конечно, эта картина Васнецова гораздо ближе к романтизму Брюллова, нежели к реализму Верещагина.
Помните, какое эффектное зрелище с идеализированными персонажами создал Карл Брюллов? В стиле романтизма художник изобразил катастрофу поистине красивой и завораживающей. Об этом я подробнее рассказываю в статье “Последний день Помпеи”.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Но Брюллов работал в первой половине XIX века. Передвижники же почти все работали в стиле реализма. И давно уже забыли о романтизме. А тут Васнецов со своим “Побоищем”!
Конечно, многие пришли от этого в недоумение.
Стасов был серьёзным авторитетом, поэтому это недоумение подхватили многие критики. Выходила одна разгромная статья за другой.
Но были и те, кто поддержал художника. И, возможно, благодаря им мы имеем того Васнецова, который сформировался впоследствии. Их поддержка была ему тогда очень важна.
Так, картина очень понравилась Илье Репину. Он не считал романтизм в данном случае недостатком. Наоборот, подчеркнул, что русской художественной школе такая поэтичность очень даже к лицу. Тем более за несколько лет до этого он создал собственную сказочную картину “Садко”.
Илья Репин. Садко. 1876. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Васнецова также очень вдохновили слова его учителя Павла Чистякова. Тот считал, что художнику удалось выразить истинный русский дух.
Богатыри (1898)
«Богатыри» — одна из лучших картин Васнецова, которая стала шедевром русского искусства. Васнецов написал свой шедевр во второй половине 18-го века, именно тогда у русских художников стали популярны сюжеты на тему народного фольклора.
На картине Богатыри художник нарисовал трех самых известных героев русских народных сказок и былин: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Их мощные фигуры, сидящие на скакунах под стать своим хозяевам, олицетворяют всю силу русских людей.
Перед написанием этого шедевра Васнецов посещал музеи и изучал различные источники. Ведь как минимум один из нарисованных персонажей существовал в реальности — это Илья Муромец. На картине он нарисован в центре: мощный торс, ладонь приставлена ко лбу, богатырь смотрит вдаль, он готов сражаться за русскую землю. Его соратники так же изображены в полном соответствии с той эпохой. Алеша Попович держит в руке лук, но в то же время у него можно увидеть и гусли. Это говорит о широкой русской душе и любви к музыке. Добрыня Никитич решительно держится за меч, он всегда возле друзей. Кони богатырей так же прорисованы достаточно детально, их сбруя такая же как в те далекие годы. Васнецову удалось передать состояние напряжения богатырей, они сосредоточены и готовы к любой опасности.
Личная жизнь
Виктор Васнецов был женат на Александре Рязанцевой, которая получила образование в вятской гимназии, а также успешно окончила женские врачебные курсы, проходящие в Академии хирургии в Петербурге. Жена художника происходила из большого вятского рода купцов, а свадьбу молодые сыграли во второй половине 1878 года. На протяжении 50 лет супруги жили душа в душу, вырастили и воспитали пятерых детей — единственную дочь Аполлинарию, а также сыновей Михаила, Владимира, Аполлинария и Виктора.
Аполлинарий был самым младшим братом в семье Васнецовых, а после окончания гимназии мальчик решил пойти по стопам старшего брата и стать художником. Ему это удалось, и на сегодняшний день в селе Рябово, в доме, где на протяжении 20 лет жила семья священника Васнецова, находится музей сразу двух братьев.
Вариант 2
Всемирно – известный художник и архитектор Виктор Михайлович Васнецов появился на свет 15 мая в 1848 году в небольшом поселке Лопьял, находящегося в Вятке. Старший Васнецов был священнослужителем. В 10- летнем возрасте архитектор зачислился в религиозную школу. В 1862 году Виктор окончил школу и зачислился в гимназию для одаренных учеников. Виктор занимался рисованием под руководством знаменитого преподавателя Чернышева. Получив отцовское разрешение, Васнецов отправился в Петербург для зачисления в академию искусств. Чтобы пройти вступительное тестирование архитектор посещал уроки живописи в школе искусства. Обучение в учебном заведении продлилось всего год. В академии он проучился с 1868 до 1873 года. Во время обучения он несколько раз ездил в Вятку и познакомился с художником из Польши Эльвиро Андриолли. После окончания академии Виктор несколько раз бывал в заграничных странах.
В 1869 году работы и произведения Виктора были выставлены в галерее и выставках. Спустя 9 лет он перебрался в Москву и создал еще несколько картин. Благодаря его картинам в сфере искусства было создано иллюстративно – фольклорное направление. В 1881 году объединившись с Поленовым, архитектор занялся строительством церкви в Абрамцеве.
В 1892 году Васнецову был вручен статус академика наук. Через год художник стал одним из основателей Академии искусств. В 1898 году про его творческую жизнь и произведения была выпущена статья в известном журнале «Мир искусства». В 1905 году художник принял участие в декорировании, также занимался благотворительностью и активно участвовал в сборе средств для книжного издательства. В 1912 году Российская империя наградила его титулом дворянина. Спустя 3 года живописец принял участие в открытии общества возрождения искусства Руси.
Его творчество вызвало немало споров, но, несмотря на это, оно положительно повлияло на живописцев во время развития модерна. Особенно его творчество положительно повлияло на художника С.И. Мамонтова.
Виктор принимал активное участие в театральных спектаклях и оформлениях декораций в театре Мамонтова. За свой творческий период архитектор построил немало зданий, начиная от собственного дома до Третьяковской галереи. С 1885 до 1896 года архитектор принимал активное участие в строительстве Владимирского собора, расположенного в Киеве. Кроме основного строительства Виктор занимался нанесением росписи стен данного здания. Кроме собора архитектор построил церковь Рождества.
Женой архитектора была Рязанцева Александра Владимировна. По происхождения Рязанцева принадлежала к купеческому роду. У него было 4 сыновей и единственная дочь Татьяна. В 1914 году портрет Васнецова был применен для марки добровольного сбора. Данные марки были посвящены пострадавшим первой мировой битвы. Великий архитектор умер в возрасте 79 лет в 1926 году 23 июля. Его тело было захоронено на Лазаревском кладбище и после перенесено во Введенский могильник.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Аленушка, 1881
Одна из картин, представленных в Третьяковской галерее, – это хорошо известная всем «Аленушка», написанная по мотивам русских сказок.
На полотне художник с большой проникновенностью передал образ бедной девушки, обессилевшей после тщетных поисков своего потерянного брата. Не найдя его, Аленушка сидит на большом валуне у лесного озера в горьком одиночестве.
Вся природа вокруг с ее хмурыми облаками и блеклой растительностью лишь усиливает переданное художником грустное настроение героини.
Обступивший ее со всех сторон дремучий лес также выглядит неприветливо и даже угрожающе. Волосы у девушки в беспорядке от долгих и безуспешных поисков, а босые ноги упираются в холодный камень. Одетая в свой старый сарафан, Аленушка пригорюнилась и уже совсем потеряла всякую надежду.
Но над ее головою можно различить несколько ласточек в полете, что символизирует надежду на благополучный исход. Этим художник как бы дает понять, что судьба бедной девушки не так уж безысходна и что она обязательно отыщет своего брата.
Вся картина пронизана атмосферой легкой печали и тишины осеннего леса с живописно изображенной гладью лесного водоема. В целом, она оставляет впечатление какой-то таинственности и неопределенности, сопровождающейся, тем не менее, зыбкой надеждой.
«Книжная лавочка» (1876)
В этой работе художник показывает нам, что в те времена необразованному крестьянину не чуждо было интересоваться литературой и наукой. Мы видим, что у книжной лавки собралось много народа, который с неподдельным интересом рассматривает книги и образа, которыми увешана лавка. А рабочий с топором на спине даже решает купить один из образов. Даже старец с внуком выбирают книгу мальцу для общего развития и, так сказать, познания науки. Таким образом Васнецов возвышает русский народ, говорит о его душевности, умению развиваться и постигать что-то новое, неизведанное, словно веря в свой народ, как идола.
2
Три царевны подземного царства, 1879 год
В самом конце 70-х годов мастеру были заказаны три картины для размещения в парадных залах здания железной дороги в городе Донецк. Одна из них особенно подчеркивает приверженность Васнецова русской фольклорной тематике. На этом полотне в красочной форме изображены три замечательные красавицы, как будто сошедшие со страниц русских народных сказок. Это: Золотая царевна, а также ее Медная и Каменная спутницы.
Обратите внимание: Последняя из этих девушек олицетворяет каменный уголь и неразрывно связана с тематикой железных дорог. Да и оставшиеся две царевны по сути своей – это символы богатства родного края, славящегося золотыми и медными рудниками
Да и оставшиеся две царевны по сути своей – это символы богатства родного края, славящегося золотыми и медными рудниками.
Роспись Владимирского собора в Киеве – важнейшая работа в жизни Васнецова
В 1885 г. А. Прахов приглашает Васнецова поучаствовать в росписи недавно возведённого Владимирского собора (Киев). Подумав, художник соглашается. Минимальный опыт он уже получил, работая над абрамцевской церковью Спаса и эпическими полотнами. Будучи человеком глубоко верующим, именно в росписи церквей Васнецов начинает видеть своё настоящее призвание.
Над росписью во Владимирском соборе Васнецов трудился больше десяти (!) лет. Ведь ему было поручено расписать и главный неф, и апсиду. Художник умело изобразил важные сюжеты из Нового и Ветхого заветов, русских святых, облагородил своды с помощью изумительных орнаментов. В истории искусства всего XIX столетия масштабы проведённой работы не имеют равных. Ведь за это время Виктор Михайлович создал свыше четырехсот эскизов, а общая площадь росписи занимает более 2 тыс. кв. м.!
Работа была интересной, но и очень сложной. Ведь В. М. Васнецов, биография которого является темой нашей беседы, тщательно изучал ту тему, с которой ему предстояло работать. С этой целью он ознакомился с памятниками раннего христианства, сохранившимися в Италии, фресками и мозаиками, существовавшими в киевском Софиевском соборе, росписью Михайловского и Кирилловского монастырей
Пристальное внимание Васнецов уделял и изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Во многом при работе он ориентировался на московские старообрядческие иконы
А кроме того, Васнецов всегда проверял, достаточно ли согласуются его работы с духом Церкви. Многие эскизы художник был вынужден отбрасывать из-за того, что сам считал свои работы недостаточно церковными, или потому, что согласие на них не давал церковный Совет.
Сам Васнецов считал, что его работа в соборе – это его личный «путь к свету», к осмыслению великих ценностей. Иногда ему было очень трудно из-за того, что не получалось изобразить тот или иной сюжет именно так, как он видел его в мыслях.
Одним из самых любимых образов стала Богоматерь Васнецова, впервые изображённая «с теплотой, смелостью и искренностью». Во многих российских домах конца XIX-начала ХХ вв. можно было встретить ее репродукции.
Работы завершились в 1896 г., и в присутствии семьи царя собор был торжественно освящён. Роспись Васнецова имела огромный успех, и уже в том же году со всех сторон на художника посыпалось множество предложений по оформлению петербургских, варшавских, дармштадских и других храмов. Вершиной творчества Васнецова в качестве монументалиста-декоратора стало его полотно «Страшный суд».
Интересные факты
Поскольку художник верил в Бога, он на протяжении всей своей жизни занимался тем, что коллекционировал иконы. Также живописец расписывал православные храмы, а к известным его работам относятся:
- Киевский собор Святого Владимира;
- Храм Христова Воскресенья, находящийся в Петербурге.
Некоторые современные эксперты продолжают удивляться тому факту, что Виктор Михайлович создавал работы, которые кажутся совершенно несовместимыми. Например, в то время как художник и сказочник расписывал Владимирский собор, он также работал над полотном «Богатыри», а также занимался работой «Иван Царевич на Сером Волке», создавал портреты, театральные кадры, летописи и картинки для детских сказок.
Одной из известных работ художника является «Ковер-самолет», а заказ на нее сделал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. Картина была нужна для того, чтобы украшать рабочий кабинет в управлении железной дороги в Донецке. Наличие быстрого и сказочного средства передвижения в виде ковра-самолета не произвело на правление никакого впечатления, и Мамонтов в результате приобрел картину для себя.
Потомком Васнецова является его правнук Михаил Викторович, который стал профессором и успешным доктором технических наук. Михаил очень похож на своего прадеда, но в память о нем у него осталась только небольшая авторская литография. Творчество Васнецова никого не оставляет равнодушным, а ознакомиться с краткой информацией о художнике можно в многочисленных энциклопедиях.
Разработка декораций для постановок
Помимо живописи и книжной иллюстрации, Васнецов занимался созданием декораций для спектаклей. Самым ярким выражением дара художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Он настолько точно передал колорит и формы во внутреннем убранстве теремов, что невозможно было поверить в то, что это на самом деле декорации.
Несмотря на кратковременность его деятельности как декоратора, он успел создать свои лучшие декорации к драме «Чародейка» и опере «Русалка». И даже сегодня знаменитый рисунок удивительной декорации подводного мира в «Русалке», потерпев лишь незначительные изменения, используется в современной постановке оперы.
Богатыри
Речь идёт о его знаменитых “Богатырях”. Правда, закончил он эту работу лишь много лет спустя. В 1898 году. Что же случилось?
Сначала Васнецов отвлёкся на… Снегурочку. Но не живописную, а театральную. Он создал эскизы всех костюмов для пьесы Александра Островского, которую ставили в частном оперном театре Саввы Мамонтова.
Виктор Васнецов. Эскизы костюмов Снегурочки и Леля для частного театра С. Мамонтова. 1885. Третьяковская галерея.
Эти эскизы были столь популярны, что впоследствии художник выпустил литографии с этими рисунками большими тиражами. В том числе в виде открыток.
Открытка 1902 года с рисунком В. Васнецова “Царь Берендей” 1885 года. Из личной коллекции автора.
Ещё Васнецов согласился на предложение археолога и историка искусства Адриана Прахова расписать Владимирский собор в Киеве. Что ж, художник хотел пробовать себя и в создании религиозных образов.
И вот в 1898 году “Богатыри” были готовы. Это, конечно, программная работа художника. В ней выразилось всё, что он хотел сказать о русском духе, о его силе и стойкости, через образ Добрыни Никитича.
Мудрость и опытность он выразил в чертах Ильи Муромца. А поэтичность русской души он показал в образе Алёши Поповича.
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Третьяковская галерея.
Спустя 16 лет образы богатырей станут как никогда актуальными. С их помощью Васнецов будет помогать реальным русским воинам. Вот как это было.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, была организована благотворительная ярмарка. Собранные средства шли на нужды русских солдат. Для этой ярмарки Васнецов создал открытку с образом витязя по мотивам своей картины “Один в поле воин”.
Открытка 1914 года с рисунком В.Васнецова “В поле один воин”
Из личной коллекции автора
Художник опровергает своим образом пословицу “Один в поле не воин”, подчёркивая важность каждого солдата на войне.
Итак, Васнецов сделал невероятное. Он убедил своих коллег в том, что русская национальная школа – это не только бытовой жанр с тяготами бедных людей, но и сказка
Да, с яркими цветами. Да, с очень простыми посылами о добре и зле. Но это тоже может быть частью национального искусства.
Надо отдать ему должное: он всех убедил, даже Владимира Стасова. А нас и вовсе не надо убеждать. Сейчас сложно представить себе рассказ о русской живописи без упоминания работ Васнецова. Конечно, подробно мы изучаем его творчество и на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
Теперь пара слов ещё об одной ключевой работе в творчестве художника.
Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.