Сальвадор дали. знаменитые работы

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

В 1961 году Сальвадор Дали нарисовал для Энрике Берната, основателя испанской компании производящей конфеты на палочке, логотип «Chupa Chups», который в несколько измененном виде сегодня узнаваемый во всех уголках планеты.

В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

В разное время Дали объявлял себя то монархистом, то анархистом, то коммунистом, то приверженцем авторитарной власти, то отказывался ассоциировать себя с каким бы то ни было политическим течением. После Второй мировой войны и возвращения в Каталонию Сальвадор поддерживал авторитарный режим Франко и даже написал портрет его внучки.

Дали отправил румынскому лидеру Николасу Чаушеску телеграмму, написанную в свойственной художнику манере: на словах он поддерживал коммуниста, а между строк читалась едкая ирония. Не заметив подвоха, телеграмму опубликовали в ежедневной газете Scînteia.

Известная ныне певица Шер (Cher) и ее муж Сонни Боно, будучи еще молодыми, посетили вечеринку Сальвадора Дали, которую он утроил в Нью-Йоркском отеле Plaza. Там Шер случайно села на подложенную хозяином мероприятия ей на кресло сексуальную игрушку странной формы.

В своей жизни Дали сам полностью завершил работу только над одним фильмом, «Впечатления от верхней Монголии» (1975), в котором он рассказал историю об экспедиции, которая отправилась на поиски огромных галлюциногенных грибов. Видеоряд «Впечатлений о Верхней Монголии» большой частью основан увеличенных микроскопических пятнах мочевой кислоты на латунной полоске. Как вы можете догадаться, «автором» этих пятен был маэстро. В течение нескольких недель он «рисовал» их на кусочке латуни.

Совместно с Кристианом Диором в 1950 году Дали создал «костюм для 2045 года».

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он, одним августовским жарким днем, разглядывал кусок сыра «Камабер».

Впервые образ слона появляется на полотне «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Помимо слонов, Дали часто использовал на своих картинах образы других представителей царства животных: муравьев (символизировали смерть, распад и, в то же время, огромное сексуальное желание), улитку он связывал с человеческой головой (см. портреты Зигмунда Фрейда), саранча в его работах связана с отходами и чувством страха.

Яйца на картинах Дали символизируют пренатальное, внутриутробное развитие, если посмотреть глубже — речь идет о надежде и о любви.

Седьмого декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда (ovocypede): устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед — прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Этот «транспорт» стал одним из устройств, которое Дали успешно использовал для того, чтобы шокировать публику своим появлением.

«Нарисованная» архитектура: без права на воплощение?

Пожалуй, не менее ярко проявился архитектурный талант Дали в его живописных работах. В своем трактате по магическому искусству он писал: если перед тобой пустыня, ты должен уметь населить ее вещами и образами.

Сам Дали умел это делать очень хорошо. Достаточно посмотреть на его картины-обманки, где причудливые строения перерастают в человеческие фигуры, а античные архитектурные формы вдруг «ломаются»: распадаются, корежатся, выявляя нутро конструкции, ее ребра, остов.

А фантастические биоформы, изображенные на его картинах, можно считать предвестниками биоморфной архитектуры Сантьяго Калатравы, современного испанского архитектора с мировым именем.

Критики подмечают, что художника вообще очень интересовала форма, ее изменения и трансформации. Тут можно вспомнить хотя бы его «мягкие» изображения, которые из трехмерных вдруг превращаются в плоские и начинают течь.

А вот эксперименты со стереоскопическими картинами («Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, отраженными в шести настоящих зеркалах»), наоборот, свидетельствуют о желании вырваться за пределы плоскости — как бы мы сейчас выразились, в пространство 3D.

 Стереоскопические опыты художника

Любопытно, что Сальвадор Дали создавал картины даже с помощью дизайна! В Театре-музее в Фигерасе экспонируется знаменитая комната-портрет, созданная между 1934-м и 1935-м годами. С помощью специально подобранных предметов интерьера художник «нарисовал» лицо известной американской актрисы Мэй Уэст. Использовал он для этого комбинацию из гигантского парика, двух пуантилистских картин-глаз, камина-ноздрей с горящими дровами и алого дивана в форме губ. Картину, в целом, можно было увидеть, взобравшись на небольшую лесенку и посмотрев в специальную подзорную трубу.

Портрет Мэй Уэст 

Современники считали портрет крайне экстравагантным, и в то же время очень похожим на оригинал.

В этом весь Дали.

Подготовила Елена МАЦЕЙКО

Театр-музей в Фигерасе: архитектуру можно создавать из хлеба и яиц

Театр-музей Сальвадора Дали в его родном Фигерасе

…Как-то летним вечером Дали обратил внимание на выразительную кирпичную кладку старого театра Принсипаль в Фигерасе. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел живописные руины и  предложил использовать это место  для музыкальных спектаклей

Но тогда его предложение не встретило одобрения: о каких спектаклях может идти речь на сущих развалинах, в которые превратился к тому моменту театр!

Тем не менее, Дали вернулся к идее в 1961 году, когда рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Место для художника было знаковым: ведь именно здесь, в здании старого театра, в 1918 году проходила первая выставка 14-летнего Дали. Несмотря на рвение, гениальному художнику пришлось целое десятилетие ждать осуществления своей мечты.

Изначально Дали не хотел выставлять здесь свои оригинальные работы – только фотографии. Тем не менее, мэрии удалось уговорить художника передать в музей оригиналы картин. И в октябре 1970 года после того, как конфликт был улажен, начались работы по реконструкции здания театра.

 Во внутреннем дворе Театра-музея

Заметим, идея театра-музея, как и концепция его наполнения, безраздельно принадлежат самому Дали. Музейный комплекс состоит из здания старого муниципального театра, а также части средневековых городских стен и башни «Галатея» – по воле судьбы впоследствии ставшей последней резиденцией художника. Строился музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей.

-…Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон…» – писал о музее Сальвадор Дали.

Для работ над куполом необычного театра Сальвадор Дали привлек своего друга, архитектора Эмилио Переса Пиньейро. Созданная им выпуклая крыша из стекла и стали стала символом международного поп-арта. Создавая эту конструкцию, автор вдохновлялся работами американского дизайнера Ричарда Фуллера.

 Купол Театра-музея Дали хорошо виден чуть ли не ото всюду в Фигерасе

…Постройка с ярко-алыми стенами видна еще издалека. Театр-музей поражает, в первую очередь, гигантскими яйцами, водруженными на мощную кирпичную кладку стен. Почему яйца? Выбор, считают исследователи творчества Дали, совсем неслучаен: художник использовал этот образ во многих своих картинах, художественных акциях и скульптурах. Помимо того, что яйцо – это во многих культурах  символ жизни, — ампурданские яйца, особенно желтые, — это еще и пищевой бренд, они славятся своим качеством и ценятся на рынке гораздо дороже остальных.

Главный принцип сюрреализма — сочетай несочетаемое – используется здесь на каждом шагу. Пока строился музей, жители окрестных домов с удивлением наблюдали, как фасад постепенно покрывается булками крестьянского хлеба. Рисунок из булок на стене напоминал старинные мавританские дворцы, где часто использовался орнамент «в крапинку». Дело в том, что Дали преклонялся перед хлебом и тоже часто использовал его в картинах. Сам Дали не раз признавался:-…Хлеб стал одним из давних предметов фетишизма и навязчивых идей в моих произведениях, это номер один, которому я был более всего верен…

 «Пищевая» архитектура Сальвадора Дали

Другой характерный образ — женская фигура с батоном хлеба и костылем,  ещё одним часто используемым и значимы предметом образного мира художника. Сквозные отверстия в солнечном сплетении женской фигуры иллюстрируют идею Дали о том, что информация содержится в пустом пространстве.

12 октября 1983 года к театру был присоединен еще и соседний дом Горгот. Согласно распоряжению художника, он был погребен в Фигерасе, в своем Театре-музее, как раз под модернистским куполом, который сооружал Эмилио Пиньейро. Произошло это 25 января 1989 года. Гениальному художнику были отданы все полагающиеся почести. 

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дали рос сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком, плохо учился в школе. Уже в шесть лет мальчик проявляет интерес к рисованию. Родители поощряли его интерес и даже выделили под мастерскую комнату, расчистив от хлама прачечную на мансарде дома. Здесь Сальвадор много практикуется в рисовании окрестностей и в шесть лет пишет первую картину маслом в импрессионистском стиле. Развить способности помог Сальвадору талантливый художник Рамон Пичот. В 14 лет Сальвадор успешно участвовал в своей первой выставке — в родном Фигерасе.

В 1921 году он стал студентом Академии изобразительных искусств в Мадриде. Правда, Академия дала ему немного — в столице он познакомился с молодыми интеллектуалами, среди которых были Луис Бунюэль, впоследствии знаменитый кинорежиссёр, и Федерико Гарсиа Лорка, испанский поэт и драматург, известный также как музыкант и художник-график.

В 1924 году Дали исключили из Академии за недостойное поведение. На следующий год он вернулся, но в 1926 году его вновь исключили — на этот раз без права восстановления. Художник сам спровоцировал такое решение своим презрительным отношением к преподавателям. Когда его на экзамене попросили назвать наиболее ярких в истории искусства художников, Дали сказал: «Я отказываюсь отвечать. Никто из профессоров Академии не смеет быть мне судьёй. Я ухожу». К этому времени в его багаже уже была первая персональная выставка (в 1925 году) — в барселонской галерее Далмау, одной из лучших коммерческих галерей Испании. Выставка очень понравилась посетившему её Пикассо. Их личное знакомство состоялось годом позже, когда Дали впервые приехал в Париж.

В своих ранних работах художник экспериментировал в различных стилях, однако больше всего его привлекал сюрреализм, чьи странные и вызывающие образы как нельзя лучше отвечали странному и вызывающему характеру самого Дали. В 1928 году Сальвадор работает в сотрудничестве с Бунюэлем над первым сюрреалистическим фильмом «Андалузский пёс»

Его премьера состоялась в Париже и привлекла внимание к Дали основателя и лидера сюрреализма Андре Бретона. В 1929 году Дали официально примкнул к этому течению

Рождение и семья

В северо-восточной части Испании, неподалёку от Барселоны, есть небольшой городок Фигерас. В самом начале ХХ века, 11 мая 1904 года, в этом местечке появился на свет будущий гений – Сальвадор Дали. Семья его на тот момент состояла лишь из родителей – отца дона Сальвадора Дали-и-Куси и матери доньи Филипы Доменеч. Позже у Сальвадора появилась сестрёнка Анна-Мария.

До этого в семье был уже один сын, но он умер от менингита в 1903 году, немного не дожив до двух лет

Когда будущему художнику было всего 5 лет, во время посещения могилы брата родители имели неосторожность сказать, что Сальвадор – его реинкарнация. С этого момента у Дали появилась навязчивая идея, что родители любят вовсе не его, а старшего умершего брата в лице Сальвадора

Идеи подобного рода будут свойственны гению всю жизнь.

Но родители на самом деле очень любили и Сальвадора, и его младшую сестру. Семья была среднего достатка, папа – зажиточный государственный нотариус, мама занималась хозяйством и воспитанием детей. Отец был атеистом, мать же, наоборот, ─ непоколебимая католичка, благодаря её настоянию дети регулярно посещали церковь.

Сальвадор и Гала в Америке

В 1934 году Дали вместе с женой впервые прибыл в Нью-Йорк с твердым намерением добиться мировой известности. И это ему удалось, Дали очаровал американцев. Журнал Time писал: «Как ремесленник, художник и фокусник кисти, Дали заслуживает место среди великих».

Повторно и уже надолго они отправились туда в августе 1940 года, когда Европу сотрясала Вторая мировая война. На трансатлантическом теплоходе они отплыли из Лиссабона в Нью-Йорк подальше от ее катаклизмов. В США они проживут до 1955 года.

Америка той поры боготворила сюрреализм и его представителей, особенно Сальвадора Дали. Он был чрезвычайно востребован у американских эстетов как на Восточном, так и на Западном побережье. Поэтому он и Гала находились в постоянных разъездах между Нью-Йорком и Калифорнией. Американский бомонд и масс-медиа ловили каждое слово и каждый взмах кисти маэстро. Однако, неисповедимые пути творчества стали уводить Дали в сторону от сюрреализма. Он все больше вдохновлялся религиозными сюжетами.

Сальвадор и Гала в Америке

Гала возвращала мужа к действительности и побуждала заниматься заказами, приносившими доход. Она не любила ни в чем себе отказывать с тех пор, как Дали стал знаменитым. Не желая ее разочаровывать, Дали сотрудничал с кинематографом в роли художника-постановщика, рисовал мультфильмы на студии Диснея, занимался промышленным дизайном ювелирных изделий, телефонов и мебели. Все это приносило хорошие деньги.

Слава Дали была космической, и он ею откровенно пользовался. Ему было позволено практически все. Например, он запросто выгуливал по улицам своего домашнего муравьеда, держа его на золотой цепочке; являлся на лекцию в университет, представая перед студентами в космическом или водолазном скафандре; при езде на автомобиле бросал под колеса мелочь, чтобы «ехать по золоту».

Следующие двадцать лет после возвращения из США он много писал на религиозные темы и продолжал эксперименты с изображением галлюцинаций из сновидений. Тем не менее, позднее творчество Дали вызывало у публики меньший интерес, чем работы его молодости.

Гала – значит «Торжественная»

1929 год стал для Дали знаковым: он встретил людей, которые полностью изменили всю его жизнь. Это были поэт Поль Элюар и его жена Елена Дьяконова, русская по происхождению. Они посетили Дали в Кадакесе по его приглашению. Элюар называл жену Гала, что на французском означает «Торжественная». Дали тоже будет всегда называть ее Гала. С того момента она стала женщиной, которую художник любил всю свою жизнь.

За несколько месяцев до этого Дали предвосхитил их встречу. Он интуитивно предчувствовал ее, когда написал: «Этим летом я познаю любовь». Увидев Гала, художник был поражен. «Ей суждено было стать моей Градивой, моей идеей победы, моей женой», – признавался потом Дали.

Сальвадор Дали. Гала в образе Атомной Леды

Несмотря на разразившийся скандал, противодействие со стороны отца Дали и заметную разницу в возрасте – Гала была более чем на десять лет старше – они образовали прочную любовную и деловую пару, в которой она взяла на себя роль музы, а также импресарио художника, благодаря своей расчетливости и практичности.

Дали обожал в ней все те качества, за которые поклонники художника ее ненавидели. Они были убеждены, что Гала паразитирует на таланте гения, нещадно эксплуатируя его в своих корыстных интересах. Действительно, Гала очень твердо держала в руках все дела Дали, связанные с коммерческой стороной его творчества. Она скрупулезно отслеживала условия контрактов мастера и не позволяла заказчикам вносить в них невыгодные для Дали условия. Дали чрезвычайно высоко ценил эти ее способности и утверждал, что без Гала он не состоялся бы как личность и как творец.

Сам Дали дает такую разгадку этой любви, которая будет доминировать во всем его творчестве и прервется только смертью: «Она излечила меня силой своей неукротимой и непостижимой любви, глубина мысли и практические способности которой превосходят самые амбициозные психоаналитические методы», – говорил он.

Их совместная жизнь была совершенно не похожа на общепринятый шаблон семьи и вызывала назойливое любопытство как поклонников, так и недоброжелателей. Ходили слухи, что у них совершенно отсутствуют плотские отношения, и вместо них – исключительно платонические. Существовало много спекуляций по поводу сексуальности Дали, но все прямо или косвенно указывает на то, что он был импотентом. Отсюда происходят эротически размытые и, скорее, бесполые формы многих его работ.

Гала, посвятив Дали всю свою жизнь, сдерживала и направляла его необузданную эксцентричность в творчество. Будучи всегда настороже по отношению к внешнему миру, она охраняла и защищала его внутренний мир от любого нежелательного воздействия.

Замок в Пуболе

В знак безграничной любви Дали подарил своей музе целый замок «Гала-Дали» в местечке Пуболь севернее Барселоны. Здесь она была счастлива и здесь же похоронена после смерти в 1982 году.

Загадки и гипотезы

Кого же изображает статуя? Казалось бы, вопрос глупый, но историки действительно до сих пор не нашли доказательств, что перед нами – именно богиня любви. Существует множество иных версий. Исследователи выдвигают предположения, что это может быть морская покровительница Амфитрита, которую особенно почитали на Милосе.

Есть гипотеза, что перед нами вовсе не богиня, а знаменитая гетера того времени. Кроме того, о предмете в руках богини по-прежнему идут споры. Это могли быть ткань, кувшин и даже прялка с нитями. Впрочем, большинство искусствоведов склоняется к тому, что Венера Милосская – это всё-таки богиня любви, в руках которой некогда находилось то самое яблоко со словом “Прекраснейшей”.

Венера Милосская прядёт нить. Реконструкция. 3D модель / CosmoWenman / sketchfab.com

Заполучить Венеру Милосскую мечтали многие страны. Решающее “слово” оказалось за Наполеоном, что вывез изваяние из Италии. С тех пор творение является гордостью французов и пользуется не меньшей популярностью, чем “Джоконда” да Винчи.

Несмотря на то, что во всём мире статуя признана шедевром скульптурного искусства, далеко не все мастера разделяли восторг публики. Одним из главных критиков мраморной богини стал Ренуар. Он заявлял, что изображение богини далеко от идеальных форм и совершенного облика женщины. Но не будет забывать, что у каждого мастера своё видение, да и каноны красоты у человечества сильно менялись в зависимости от времени.

Любую статую надо рассматривать со всех сторон. 3D модель шедевра – / Azamat Zhaisangaliyev / artstation.com

А напоследок хочу рассказать о ещё одном факте. Оказывается, Венеру Милосскую обокрали ещё в далёкой древности. Да-да, изначально на статуе были закреплены тиара, серьги и браслеты, для которых были созданы отверстия. Без сомнения, изготовлены они были из ценнейших материалов, но грабителей не остановил прекрасный облик богини. Впрочем, без украшений и даже без рук Венера Милосская не перестаёт завоёвывать сердца ценителей искусства.

Он бросил своего друга с моста

Мать Сальвадора баловала и защищала его. Это способствовало превращению Сальвадора в ищущего внимание капризного ребенка. У молодого Дали были вспышки гнева, во время которых он нападал на людей без видимой причины. Часто Дали избивал свою сестру Ану Марию, которая была младше его на четыре года. 

Юный Сальвадор Дали

Худший пример его садистского поведения произошел, когда, заметив, что на мосту отсутствуют перила безопасности, он сбросил одного из своих друзей с моста. Мальчик упал с высоты 5 метров и был серьезно ранен. Тем не менее, молодой Сальвадор испытал небольшое раскаяние за своего друга. Он просто спокойно сидел и ел вишни, смотря, как мать друга помогает своему окровавленному ребенку. Более того, Дали, как известно, падал с лестницы просто потому, что наслаждался болью, которую он испытывал.

Случайная находка

История открытия Венеры Милосской открывает нам некоторые тайны этой скульптуры. Летом 1820 года греческий крестьянин Йоргос Кентротас вместе с сыном и племянником занимался полевыми работами. Их земельный участок располагался неподалёку от античного театра, который являлся своего рода границей между полями. Подойдя вплотную к этой меже, крестьяне едва не провалились под землю.

Греческий остров Милос, где была найдена знаменитая статуя / www.cestujlevne.com

Внезапно грунт под их ногами стал осыпаться в образовавшийся провал. Йоргос отправил сына за верёвкой и инструментами, и уже совсем скоро греки оказались в образовавшейся подземной нише. Именно там они и увидели статую Венеры. Поскольку найдена она была на острове Милос, то впоследствии изваяние стали именовать Венерой Милосской.

Йоргос Кентротас так описывал находку: “Одежду, закрывавшую её лишь до бедер и ниспадавшую на пол широкими складками, она придерживала правой рукой. Левая была слегка поднята и изогнута — в ней она держала шар, величиной с яблоко”.

Без сомнения, речь идёт о сюжете предания, связанного с началом Троянской войны. Красавец Парис был выбран богинями Афродитой, Герой и Афиной в качестве судьи. Он должен был определить ту, которой предназначалось яблоко с надписью “Прекраснейшей” (то самое яблоко раздора).

Не исключено, что в руках Венера Милосская держала яблоко / blogspot.com

Каждая из небожительниц обещала Парису свои дары, но он выбрал любовь, а значит, Афродиту. Именно исход этой легенды и наблюдали греки в изваянии Венеры Милосской.

Существует и несколько иная версия истории находки. Согласно ей, найдена статуя была в присутствии французского моряка. Именно поэтому в дальнейшем французы проявили наибольшую заинтересованность в античной скульптуре. С 1821 года Венера Милосская находится в Лувре.

Однако при транспортировке в Париж руки и постамент богини были утеряны, из-за чего нам остаётся лишь догадываться, что могла держать в руках богиня, или верить на слово греческому крестьянину, впервые увидевшему творение.

Оливье Вутье. Более всего известен своим участием в вывозе статуи Венеры с острова Милос во Францию / santorinipress.gr

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: