Винсент ван гог биография. художник

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

Наследственность Ван Гога и новаторство

 Наследственность Ван Гога

  • «…Припадки эпилепсии, что свидетельствует о тяжелой нервной наследственности, сказывающейся и у самой Анны Корнелии. От природы нежная и любящая, она подвержена неожиданным вспышкам гнева».
  • «…умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишенных в Утрехте, прожив 33 года».
  • «Ни у кого из братьев и сестер Ван-Гога эпилепсии не было, тогда как абсолютно точно известно, что младшая сестра страдала шизофренией и провелa в психиатрической больнице 32 года».

Человеческая душа…, а не соборы

 Обратимся к Ван Гогу:

“Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.

Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога.

“Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.

Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.

Работы художника

Спальня художника в Арле

Ван Гог так и писал об этой картине: «Это просто моя спальня, и в этой картине всё решает цвет, упрощая вид предметов и создавая ощущение места, где можно отдохнуть и выспаться. Иными словами, глядя на эту картину, можно дать отдых мозгам или, скорее, своему воображению».

Ночное кафе

Ван Гог писал в письме своему брату Тео: «В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становиться преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета». Эти цвета выглядят неестественными, однако помогают передать «некоторые состояния, свойственные страстным натурам».

Подсолнухи

Это наиболее известная работа из всей серии картин, изображающих подсолнухи, написанных Винсентом Ван Гогом. Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Жёлтом доме в Арле. Позже он решил повесить их в гостевой комнате, которую готовил к приезду Поля Гогена, прибытия которого в Арль ожидал с огромным нетерпением.

Примечания

  1. Кулаков В. А, Синюков В. Д. . Большая российская энциклопедия — электронная версия.
  2. Иллюстрированный энциклопедический словарь / под редакцией Бородулина и др.. — М., 2000. — 1038 с. — ISBN 5-85270-313-3.
  3. Яхнина Ю. Я., Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. Письма. / переводчик: Тарханова Софья А.. — Мистецтво, 1994. — 448 с. — ISBN 5-7715-0688-5.
  4. . РИА Новости (28 июля 2010).
  5. Жизнь Ван Гога / переводчик: Тарханова С., Яхнина Ю. Я.
    редактор: Чудова А. В.. — АСТ, 2013. — С. 464. — ISBN 978-5-17-077889-8.
  6. Юрьев О. А. Неизвестные письма / Редактор: Булатовский И. В.. — ИД Ивана Лимбаха, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-89059-221-7.
  7.  (англ.). www.vangoghmuseum.nl. Дата обращения: 25 мая 2020.
  8. . The Person — истории людей и компаний.
  9. . Дата обращения: 24 апреля 2012.
  10. . РИА Новости Культура (28 июля 2010).
  11. van Gogh, Theodorus . Webexhibits.org. — «he said, «La tristesse durera toujours» ». Дата обращения: 28 апреля 2015.
  12. , 152; , 260–264.
  13. , 367.
  14.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 октября 2011.
  15. Миличь М. . Аргументы и Факты (29 марта 2013).
  16. . Артхив (16 июня 2016). Дата обращения: 14 марта 2023.
  17. . Дата обращения: 4 октября 2021.
  18. Касьянов А. . Артхив (26 июня 2016). Дата обращения: 14 марта 2023.
  19. Казанцева К. . Losco. Дата обращения: 14 марта 2023.

5. Подсолнухи

Серия «Подсолнухи» включает с десяток работ творца и считается символом живописи Ван Гога, наряду со «Звездным небом». Художник обожал эти цветы и желтый цвет, поэтому тематика ему не надоедала. Первый цикл с подсолнухами был написан в Париже в 1887 году. Но более знаменита вторая серия полотен – четыре картины. Художник стремился порадовать друга, Поля Гогена, и украсить комнату в «желтом доме» в Арле к его приезду. Винсент испытывал эмоциональный подъем и старался угодить гостю. Кроме того, он надеялся обсудить свою мечту – создание коммуны художников. Поэтому цикл натюрмортов наполнен светом и радостью. Мастер даже технику выбрал необычную – «импасто», нанося краски густыми и плотными мазками сразу из тюбика. К сожалению, у художников оказались разные взгляды на творчество, они поссорились. Мечта так и осталась неосуществленной. Но картина «Подсолнухи» оказалась весьма ценной для общества.

Первые шаги

Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.

Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.

Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:

  • «Задворки» (De achtertuin) (1882);
  • «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).

Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.

В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.

После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.

ЗАПЕЧАТЛЁННАЯ ЖИЗНЬ

Вершиной в передаче Ван Гогом реальной повседневной жизни стала его картина «Едоки картофеля», написанная в 1885 году, о которой он писал своему брату Тео: «Я хотел подчеркнуть, что эти люди, сидящие за убогим столом при свете керосиновой лампы, вырастили картофель своими руками, теми самыми, которыми они берут его сейчас из блюда, и тяжелым трудом честно заработали своё пропитание».

В противовес художникам, идеализировавшим сельскую жизнь, например тому же Брестону, Ван Гог создает мрачное полотно, воссоздавая неприглядный, но удивительно мощный образ нищеты — которая была так хорошо знакома художнику на протяжении всей его жизни.

Автопортреты

Ван Гог написал более 40 автопортретов, которые можно сравнивать по мастерству с автопортретами Рембрандта, которого Винсент любил больше всех старых мастеров. Правда, если Рембрандт писал свои автопортреты в течении сорока лет, то все автопортреты Ван гога написаны им всего за пять последних лет жизни.

Винсент писал себя в столь различных состояниях, что эти портреты кажутся написанными с различных людей. Это ярко прослеживается на следующих двух примерах (автопортрет 1887 года и 1888 года). Художник сам писал в одном из писем к своим сестрам: «Я хочу подчеркнуть факт, что один и тот же человек может быть изображен совершенно по-разному… при этом художник может добиться гораздо большего сходства, чем фотограф».

Импасто

Ван Гог, как правило, накладывал краску на полотно таким густым слоем, что при этом оставались видны все следы кисти. Эта техника позволяла ему добиваться богатой фактуры, как, например в его картине «Коровы» 1890 года или в картине «Морской пейзаж в Сент-Мари» 1888 года. В живописи такой технический приём называется импасто. Им пользовались многие импрессионисты, чему способствовали краски в металлических тюбиках, появившиеся впервые в 1840 году. Краска в тюбиках была гуще, чем прежде, что позволяло выдавливать её прямо на холст из тюбика, не опасаясь, что она расплывётся. Кроме того, такая краска, смешанная не вручную, а машинным способом (ещё одно нововведение), отличалась большей однородностью, что также помогало работать в технике импасто.

Техника импасто, которой пользовался Ван Гог, отличалась от подобной техники, которой пользовались импрессионисты. Его мазок был более выразительным и энергичным, чем у импрессионистов, и это, скорее всего, было связано с любовью Ван Гога к творчеству Адольфа Монтичелли (1824-1886 гг.), чьи работы он открыл для себя в 1886 году. Некоторые из картин Монтичелли настолько густо покрыты краской и выдержаны в такой фактуре, что их порой можно принять за творения человека с расстроенной психикой. В 1890 году Винсент и Тео способствовали выходу в свет первого альбома Монтичелли. В сопроводительном тексте художник был назван гением и совершенно здравым в психическом отношении человеком.

Ван Гог был настоящим безумцем, который просто выплескивал эмоции на холст

В своих письмах к брату Тео Винсент постоянно рассуждал о живописи, творчестве, техниках и материалах, постановке задач. Да и с самого детства художник изучал языки и брал уроки рисования. Он считался весьма трудолюбивым, упорным и неглупым. Депрессия у Ван Гога и припадки эпилепсии из-за чрезмерной любви к абсенту появились только в конце жизни. Сам художник писал, что до такого состояния он доводил себя умышленно, так как в спокойном состоянии его взгляд становился пустым. Тут свою роль играла и непризнанность публикой. Но сегодня многие сходят с ума и от меньших проблем. А породил миф искусствовед Юлиус Мейер-Грефе. Он рассказал, что Винсент творил буквально в слепом упоении, выплескивая темперамент на холст. Сам Ван Гог был настоящим трудоголиком, утверждая, что в искусстве надо «работать, как несколько негров, спуская с себя кожу». В последние месяцы жизни художник мог создать картину за несколько часов, но при этом повторяя, что работал годами, чтобы научиться творить стоящее за такой короткий срок. О работе по наитию не было речи — Ван Гог долго и напряженно трудился над одним мотивом. Тех же «Подсолнухов» было создано несколько вариантов. Ван Гог создавал продуманные с творческой и коммерческой стороны серии. А Гоген писал о друге: «Вы единственный думающий художник из всех».

Занимательная информация

Живописец был неординарной личностью. Его не понимали родители и общество, но это не помешало ему добиться известности в будущем и прославиться своими картинами и автопортретами.

Во многих источниках информация о жизни деятеля искусства даётся кратко, но есть немало интересных фактов из биографии Ван Гога:

  • Многие ошибочно думают, что при жизни художник продал только одну картину. Работа «Красные виноградники в Арле» была первой, которую купили у Винсента. Но сохранились документы, которые доказывают, что он продал ещё 14 картин.
  • Работы Ван Гога и Пабло Пикассо считаются самыми дорогими картинами, когда-либо проданными в мире.
  • Некоторые работы живописца можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге.
  • Творческий период жизни постимпрессиониста составил всего 10 лет.
  • Тео был единственным человеком, который поддерживал собственного брата не только морально, но и материально.
  • В честь нидерландского художника назван кратер на планете Меркурий.
  • Существует другая версия смерти живописца. Историки из США выдвинули гипотезу, что художника убил один из подростков, которые часто ходили с ним в питейные заведения.

В 1973 году в Амстердаме открыли музей, посвящённый постимпрессионисту. Заведение обладает самой большой в мире коллекцией работ знаменитого художника, среди которых также есть «Маки и бабочки». Это второй по популярности музей в Нидерландах, который регулярно посещают не только местные жители, но и гости из других стран.

https://youtube.com/watch?v=hl55YaKZ6-w

Расцвет творчества

Когда он работал в Дренте у него уже очень хорошо, даже необычно хорошо для того времени, получались работы с перспективой, это видно по акварельной работе «Крыши», в которой все выполнено максимально точно. А вот люди получались совсем плохо, работы с ними были неудачными, а сами люди казались неуклюжими.

В.Ван Гог.Крыши.Вид из мастерской.1882 г.

Не смотря ни на что Винсент решительно не считал себя пейзажистом. Художник предпочитал рисовать людей, и с каждым разом это выходило лучше и лучше, если углубляться в смысл – более поэтичнее.

В.Ван Гог.Вид на море в Схевенингене.1882 г.

в Париже (1886-1888 гг.)

Потом Ван Гог в феврале 1886 года переезжает в Париж. Здесь через брата Тео, продавца картин, знакомится со многими известными художниками– Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Арманом Гийоменом, Эмилем Бернаром, Эдгаром Дега, Камилем Писсаро, Луи Анетеном. Но несмотря на это Ван Гог так и не смог продать свои картины, за всю свою жизнь продав лишь одну – «Красные виноградники».

В.Ван Гог.Красные виноградники в Арле. 1888 г.В.Ван Гог.Пара обуви (Башмаки).1887 г.

Весь этот год художник активно развивается, благодаря новым знакомствам он узнает много нового о живописи. Но уже к концу 1888 года начинает активно интересоваться японскими цветными гравюрами.

Во время всего своего творческого пути Винсент пробует, наверное, все возможные техники и материалы. Время проживания Винсента в Париже, столице Франции становится временем его формирования как художника. Ван Гог создает серии автопортретов, портретов, пейзажей, натюрмортов. Среди них- картины «Подсолнухи», которые задумывались как «симфония желтого и синего».

В.Ван Гог. Два срезанных подсолнуха.1887 гВ.Ван Гог.Огороды на Монмартре.1887 г.В.Ван Гог.Автопортрет с японской гравюрой.1887 г.

в Арле (1888-1889 гг.)

В феврале 1888 года Ван Гог переезжает из столицы на юг страны– в  Арль.  В новом городе стиль написания картин снова меняется. Теперь его работы стали более красочными и необычайно контрастными. В этот период художник создал другую серию известных картин с подсолнухами. Это еще раз подчеркивает- Винсент старался как можно больше экспериментировать с цветами.

В.Ван Гог.Сидящая.1888 г.В.Ван Гог.Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе.1889 г.В.Ван Гог.Ночная терраса кафе.1888 г.В.Ван Гог.Ночное кафе. 1888 г.В.Ван Гог.Звёздная ночь над Роной. 1888 г.

К Ван Гогу приезжает друг Поль Гоген, и Винсент по-настоящему загорается идеей создать совместную мастерскую живописи. Но товарищам никак не получалось наладить отношения между собой. Поля возмущала безалаберность Винсента. А Ван Гог, даже не имея возможности думать о чем-то помимо его спонтанного решения, никак не мог принять то, почему друг не стремится помогать ему. В конечном итоге, Ван Гог после очередного конфликта набрасывается на приятеля с бритвой. Но Гогену, по счастливой случайности, удалось обезвредить Винсента и тот, в порыве угрызения совести и сожалений, убегает и сам себе отрезает мочку уха.

В.Ван Гог.Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой.1889 г.

в Сен-Реми (1889-1890 гг.)

После этого происшествия Ван Гог попадает в лечебную клинику для безумных пациентов, а затем, несмотря на многочисленные просьбы художника по поводу южной мастерской, отправляется в деревеньку для душевно больных – Сен-Реми.

Всего за год он пишет более 150 картин и почти 100 зарисовок и акварельных работ. Благодаря этому его даже позвали принять участие в экспозиции «группы двадцати». Там продают ту самую единственную картину 1888 года «Красные виноградники».

До конца жизни в редкие времена просветления Винсент Ван Гог рисовал, и делал это с неистовой скоростью, иногда даже перекрывая одну работу другой. Он всей душой любил живопись, любил писать картины. Однако современники совсем не признавали его творчество.

В.Ван Гог.Звездная ночь.1889 г.В.Ван Гог.Ирисы.1889 г.В.Ван Гог.Оливковые деревья с желтым небом и солнце.1889 г.В.Ван Гог.Цветущие ветки миндаля. 1890 г.

в Овере (1890 г.)

Весной 1890 года Ван Гог переехал в городок Овер-сюр-Уаз, недалеко от Парижа, где проживал его брат Тео с семьей. Здесь он продолжил так же много рисовать, в основном местные сельские пейзажи. За его здоровьем следил доктор Поль Гоше, художник-любитель. С ним Ван Гог подружился и написал его портрет.

Душевное состояние Ван Гога все больше ухудшалось. Депрессия, мрачные, угнетающие мысли об одиночестве, о несостоятельности как художника, о непризнании творчества, о невостребованности картин, о бедности сильнее угнетали Ван Гога.

27 июля 1890 года он вышел на прогулку рисовать и решил покончить с собой, не желая так дальше жить.

В.Ван Гог.Портрет доктора Гаше. 1890 г.В.Ван Гог.Пшеничное поле с воронами.1890 г.

Юность и получение образования

В 7 летнем возрасте его отправили для обучения в школу, из которой вскоре он был отправлен домой на обучение у воспитательницы. В начале октября 1864 года он был отправлен в обучающий интернат размещающийся более чем в 20 км от его родного поселка, это событие оставило незаживающий шрам в его сознании, о котором он вспоминал даже, став зрелым мужчиной. Спустя несколько лет в сентябре 1866 года он меняет поприще для получения знаний на коллегию Виллема II в Тилбурге. Это учебное заведение проявляет его талант к филологии, в последствии он демонстрирует отличные знания различных иностранных языков, в этом же учебном заведении он посещает первые художественные курсы. В 1868 году, он отбрасывает необходимость получения образования и возвращается в родные края.

Краткая Биография

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревеньке Грот-Зюндерт (Groot Zundert) в провинции Северный Брабант (Noord-Brabant), граничащей с Бельгией.

Отец Теодор Ван Гог (Theodore Van Gogh) – священнослужитель-протестант. Мать Анна Корнелия Карбентус (Anna Cornelia Carbentus) – из семейства уважаемого книгопродавца и специалиста по переплету книг из города Гаага (Den Haag).

Винсент был 2-ым ребенком, но его брат умер сразу после появления на свет, поэтому мальчик оказался старшим, а после него в семье родилось еще пятеро детей:

  • Теодорус (Тео) (Theodorus, Theo);
  • Корнелис (Кор) (Cornelis, Cor);
  • Анна Корнелия (Anna Cornelia);
  • Элизабет (Лиз) (Elizabeth, Liz);
  • Виллемина (Вил) (Willamina, Vil).

Воспоминания близких рисуют характер Винсента как очень странный, капризный и своенравный, непослушный и способный на неожиданные выходки. Вне дома и семьи он был воспитан, тих, вежлив, скромен, добр, отличался поразительным умным взглядом и полным сочувствия сердцем. Однако сторонился сверстников и не включался в их игры и забавы.

В 7-летнем возрасте отец и мать записали его в школу, но спустя год его и сестричку Анну перевели на домашнее обучение, и с детьми занималась гувернантка.

В 11 лет, в 1864 году, Винсента определили в училище в Зевенбергене (Zevenbergen). Хотя это было всего в 20 км от родных мест, ребенок тяжело переносил разлуку, и эти переживания запомнились навсегда.

В 1866 году Винсента определяют слушателем в учебное заведение Виллема II в Тилбурге (College Willem II in Tilburg). Большие успехи делал подросток в освоении иностранных языков, прекрасно говорил и читал по-французски, по-английски, по-немецки. Педагоги отметили и способности Винсента к рисованию. Однако в 1868 году он внезапно бросил учебу и возвратился домой. Больше в учебные заведения его не отдавали, он продолжал получать образование дома. Воспоминания знаменитого художника о начале жизни были печальными, детская пора ассоциировалась с мраком, холодом и пустотой.

Овернский период: депрессия и конец жизни

Овернский период завершает историю Ван Гога: отчаяние и глубокая депрессия отражаются в картинах, а жизнь заканчивается выстрелом из пистолета. Разбираемся, почему так случилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Винсент Ван Гог

1. Портрет доктора Гаше, 1890
2. Маргарита Гаше за пианино, 1890
3. Церковь в Овре, 1890
4. Пейзаж в Овре после дождя, 1890
5. Деревенская улица с фигурами на лестнице, 1890
6. Молодой человек с васильком, 1890

Мы подошли к последнему периоду жизни Винсента Ван Гога. С момента его приезда в Овер-сюр-Уаз до самоубийства прошло всего около двух месяцев.

Вот что происходит в это время

Ван Гог лечится у доктора Гаше. Подружившись с доктором, он влюбляется в его дочь, получает отказ и испытывает очередное душевное потрясение.

Художник создает несколько знаковых работ. Среди них — «Портрет доктора Гаше», «Пейзаж в Овере после дождя», «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с воронами». Мазки становятся рваными, сочетания цветов — тревожными: много землистого оттенка в синем и зеленом — а солнечного и ярко-желтого, наоборот, меньше.

27 мая на пленэре Ван Гог стреляет себе в сердце из пистолета, который брал с собой, чтобы отпугивать птиц. После этого он добирается до гостиницы и умирает только спустя двое суток, на руках у срочно приехавшего Тео. На ободряющие слова брата, что все обойдется, Винсент отвечает: «Тоска не пройдет». Последними словами художника становятся «Как я хочу домой».

Как всегда, существует много версий гибели Ван Гога. По одной из них, художника по неясной точно причине застрелил один из собутыльников — молодых художников. Но никаких подтверждений этой версии не существует, а спекуляции на трагической кончине гениев — обычное дело.

Тео испытывает сильнейший стресс. Он впадает в депрессию, которая приводит к помешательству, и через шесть месяцев после смерти Винсента тоже уходит из жизни. В 2014 году останки Тео перезахоронили рядом с братом в Овер-сюр-Уаз.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с воронами, 1890

Рассмотрим «Пшеничное поле с воронами» — картину Ван Гога, написанную в июле 1890 года, незадолго до трагической гибели художника.

Здесь есть все признаки глубокой депрессии

Картина узкая и длинная. Из-за этого поле будто окружает нас со всех сторон, колосья зловеще гнутся на ветру — а тонкая полоска темного неба давит сверху.

Жутких птиц буквально слышно. Они усиливают тревогу, не дают сосредоточиться, найти выход. Да выхода и нет, единственная дорога петляет и путает, никуда не ведя.

Картина написана частыми и крупными, нервными мазками. Негармоничное сочетание цветов вызывает физический дискомфорт.

️ По одной из версий, «Пшеничное поле с воронами» — последняя картина Ван Гога перед самоубийством. В фильме «Жажда жизни» художник в исполнении Кирка Дугласа и вовсе стреляет в себя, завершая работу над этой картиной.

Что почитать

Рекомендуем несколько книг, чтобы еще лучше понять Винсента Ван Гога.

Анри Перрюшо. «Ван Гог».
Хорошая, полная и интересная книга, отлично сочетающая информативность и читабельность. Несколько художественная (в духе «он всю ночь не смыкал глаз»), но держится в рамках.

Давид Азио. «Ван Гог».
Биография художника в лучших традициях серии ЖЗЛ — написана интересно и содержательно. Чуть более отстраненная и бесстрастная, чем Перрюшо.

Елена Мурина. «Ван Гог».
У этого автора есть несколько изданий о Ван Гоге. Предлагаем ту, что основана на монографии. Она чуть сложнее читается, но зато там больше интересных мыслей и анализа творчества художника.

Ван Гог. «Письма к брату Тео / Письма к друзьям».
Самая живая информация о художнике из первых рук. Письма очень хорошо передают личность их автора: трогательные, тонкие, полные размышлений и переживаний, эмоциональные, иногда сумбурные. Есть издания разной полноты.

Детские годы

Среди всех детей Винсент был самым нудным, трудным и своенравным, отличался странными манерами, за что частенько получал наказания. Гувернантка, которая занималась воспитанием детей, любила Винсента меньше остальных и не верила, что из него может получиться что-то путное.

Он рос угрюмым и одиноким. В то время как остальные дети носились по дому и мешали отцу готовиться к пасторской проповеди, Винсент уединялся. Он уходил бродить по деревенским окрестностям, внимательно разглядывал растения и цветы, плёл косички из шерстяных ниток, сочетая при этом яркие оттенки и восторгаясь игрой красок.

Однако стоило только Винсенту выйти из семейного окружения и оказаться среди людей, как он становился совершенно другим ребёнком. Среди односельчан проявлялись совсем иные стороны его характера – скромность, добродушие, сострадание, дружелюбие, предупредительность. Люди видели в нём милого, тихого, задумчивого и серьёзного ребёнка.

Удивительно, но такая двойственность потом преследовала художника до конца его дней. Он очень хотел иметь семью и детишек, но прожил жизнь в одиночестве. Он творил для людей, а они отвечали ему насмешками.

Среди братьев и сестёр Винсент был наиболее близок с Тео, их дружба продлилась до последнего вздоха художника. Сам же Ван Гог вспоминал своё детство как пустое, холодное и мрачное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: