Клара Петерс (1594-1657 гг.)
Клара Петерс. Суета сует (автопортрет). 1620. Частная коллекция
О нидерландке Кларе Петерс мы знаем очень мало. Даже даты ее жизни спорны. А многие работы были ошибочно приписаны другим малым голландцам. Словно и не было такой художницы…
Это можно объяснить. Женщине, даже очень талантливой, было легко затеряться среди многочисленных художников. В 17 веке в Голландии творили 6000 мастеров!
Но не была бы она женщиной, если бы не придумала одну хитрость.
На одной своей картине она изобразила себя (смотрите первую картину). Хотя жанр натюрморта этого не позволял.
Портретист из неё был неважный, но зато она смогла увековечить свой облик. А ещё она иногда «выбивала» своё имя на ножах, изображённых на картинах.
Клара Петерс. Накрытый стол (деталь). 1615 г. Прадо, Мадрид
Клара писала завтраки и сервированные столы. Прекрасный тому пример – «Натюрморт с цветами и золотым бокалом».
Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611 г. Музей Прадо, Мадрид
Гиперреалистичность и сочетание цветов просто поражают!
Давайте сравним ее работу с картиной современника, замечательного художника Яна Хема.
Слева: Клара Петерс. Натюрморт с золотым бокалом. Справа: Ян Давидс Хем. Стол. Первая половина 17 века. Музей Прадо, Мадрид
Обратите внимание, насколько чувствуется женская рука! На столе Клары гораздо больше порядка, даже чересчур. Золотой бокал стоит точно по центру
И четкость рисунка выше, чем у Хема.
У последнего все-таки воздуха в картине побольше. Но все равно очевидно, что школа у Клары была очень серьёзная.
Над «Натюрмортом со свечой, бокалом и кубком» искусствоведы до сих пор ломают головы.
Клара Петерс. Аллегория свадьбы. 1607 г. Частная коллекция
Кто-то видит в нем собрание мрачных аллегорий. Муха – символ смерти. Свеча – быстротечности времени, кольцо – бренности бытия.
А кто-то говорит, что работа, наоборот, запечатлела счастливое событие – бракосочетание художницы. Поэтому иногда картину называют «Аллегорией свадьбы».
Так что Клара угодила всем: и пессимистам, и оптимистам
Сегодня работы Петерс выставляются в самых известных музеях мира. В 2017 году, например, музей Прадо устроил выставку ее работ.
Но ее имя все равно НЕ на слуху: оно известно лишь настоящим ценителям голландского натюрморта. Петерс стала ещё одной несправедливо упущенной из виду женщиной-художником.
Картины Владислава Нагорнова и его русские красавицы
Красота русских девушек известна во всем мире. Художники воспевали ее во все времена. Полотна знаменитых живописцев навсегда сохранили для нас застывшие мгновения, создав памятник юности и очарованию. А еще такие портреты становятся настоящей энциклопедией русского народного костюма. В нашей подборке собраны работы старинных и современных мастеров живописи, на которых изображены настоящие русские красавицы.
Н.В.Неврев Василиса Мелентьевна и Иван Грозный 1880
Евгений Демаков. У окошка.
Виктор Алексеевич Бобров (1842 — 1918) Боярышня 1915
Левченков Александр Михайлович Боярышня
Стрелковский Алексей Иванович. У колодца. 1878.
Журавлёв Фирс Сергеевич
В. Нагорнов, Русская красавица
А. Корзухин, Боярышня, 1882
В. Васнецов, Боярышня (Портрет В.С. Мамонтовой)
РУССКАЯ КРАСАВИЦА — НЕТ ТЕБЯ МИЛЕЙ
Закончить хочется стихами Владимира Садовника:
Русская красавица, Как же хороша! Счастьем улыбается У тебя душа.
Русская красавица, Нет тебя милей! Ищут-зря стараются, По земле по всей.
Мысли твои ясные Миру не понять. Ты-жена прекрасная, И такая ж мать!
Ты-не вещь блестящая, Кукла-манекен, Душу настоящую Ближним даришь всем.
Сердце твоё чистое, В нём корысти нет, Очи же лучистые Источают свет!
Русская красавица, Будь всегда такой, Хоть врагу не нравится Стороны святой!
И красивыми стихами Николая Некрасова:Великий поэт Некрасов о русской женщине…
…Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. И голод, и холод выносит, Всегда терпелива, ровна…
Русская красавица
Святая Княгиня Ольга
Известные женщины-художницы прошлого
В течение многих столетий талантливым представительницам прекрасной половины человечества приходилось преодолевать немалые трудности, чтобы иметь возможность посвятить себя искусству. Только в ХХ веке ситуация изменилась настолько, что женщины получили шанс обучаться в художественных академиях, принимать активное участие в различных мероприятиях и демонстрировать свои таланты. Современные женщины-художники имеют намного больше возможностей в сравнении со своими предшественницами.
Артемизия Джентилески – первая женщина в истории (XVII век), которая была принята в Академию изящных искусств во Флоренции. О ее жизни написано немало книг и даже снят фильм. Ее картины поражают своей реалистичностью и ничуть не уступают шедеврам известнейших мужчин-художников.
Из французских художниц-женщин особого внимания заслуживает мадам Лебрен. История говорит, что уже пятнадцатилетней девушкой она могла обеспечивать свою мать-вдову и маленького брата благодаря выполняемым заказам на портреты. Художница пользовалась особой любовью в аристократических кругах, так как всегда реалистично, но красиво изображала своих заказчиков в их шикарных нарядах.
Талантливые женщины-художницы 18 века – Ангелика Кауфман и Мэри Мозер – были основателями Королевской академии художеств Британии. Первая из них достигла головокружительного успеха в жанре исторической живописи, вторая – в изображении цветов, букетов и тонко выписанных орнаментов.
Великие художники-женщины в России – это, прежде всего, Наталия Гончарова и Александра Экстер. Они считаются одними из самых дорогих художниц в истории изобразительного искусства. Например, картина Гончаровой «Испанка» входит в десятку наиболее дорогих русских картин, проданных на аукционе за все времена.
Мария Башкирцева стала первой русской художницей, чьи работы были выставлены в Лувре. К сожалению, ее жизнь оказалась очень короткой: в 25 лет она умерла во Франции от туберкулеза. Многие ее картины оказались безвозвратно утерянными во время Первой мировой войны.
Зинаида Серебрякова писала свои знаменитые картины в большой нужде, находясь в эмиграции в Париже. Готовые портреты она часто просто дарила. Денег на покупку красок не хватало, и ей приходилось изготавливать их самостоятельно. Зато теперь ее полотна продаются за баснословные суммы. Ее картины «За завтраком» считают одним из самых лучших детских портретов в истории мировой живописи.
Из знаменитых женщин-художниц многим известна мексиканка Фрида Кало. Ее имя на слуху практически у всех. Жизнь этой талантливой женщины была очень трудной и тяжелой, и это в полной мере отобразилось на ее полотнах. Она пережила не одну болезнь, страшную автокатастрофу, не один десяток операций… Преимущественно она писала автопортреты, на которых можно увидеть любовь, боль, горе, силу, жажду жизни, надежду в удивительном сочетании. В Интернете можно найти фильм про эту женщину-художницу.
Автопортрет в соломенной шляпе
Исполнитель: Луиза Элизабет Виджи Ле Брун
Год: 1782
Автопортрет в соломенной шляпе (1782) — Элизабет Луиза Виджи Лебрун
Пожалуй, величайшая женщина-живописец XVIII века мадам Лебрен написала множество портретов королевской семьи, особенно королевы Франции Марии-Антуанетты. Она стала пионером нового стиля изображения женщин в модной, стильной и очаровательной манере; и её автопортрет свидетельствует об этом. «Автопортрет в соломенной шляпе», на котором Ле Брун изображена в естественном стиле с деревенской соломенной шляпой, без пудры и с неопрятными волосами, является самой известной работой художника и одним из самых известных автопортретов, когда-либо созданных. Виже Ле Брюн вдохновилась на создание этого автопортрета Портретом Сюзанны Лунден, работой известного фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Эти две работы имеют несколько сходств. Мадам Лебрен имитирует световые эффекты, используемые Рубенсом. Обе картины теперь можно посмотреть в Национальной галерее в Лондоне.
Мэри Кассат (1844-1926 гг.)
Мэри Стивенсон Кассат. Автопортрет. 1878 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Какие перспективы открывает жизнь, когда родители – миллионеры!
Но своевольная американка Мэри Кассат шла своим путём. Она посвятила жизнь живописи, к великому неодобрению богатых родителей.
Художница радикально изменила образ ребенка в искусстве. Посмотрите на ее «Маленькую девочку в голубом кресле».
Мэри Кассат. Маленькая девочка на голубом кресле. 1878 г. Национальная галерея Вашингтона, США
До Кассат детей было принято рисовать ангелочками. Умилительная серьезность, аккуратные наряды.
Художница же изобразила обычную девочку-непоседу. Платье её задралось, обнажив коленки. Поза говорит об усталости, а на лице написана раздражённость.
Картины Кассат очень разные. Например, работа «В омнибусе» ничем не напоминает «Девочку в голубом кресле».
Мэри Кассат. В омнибусе. 1897 г. Чикагский институт искусств
Художница была свободолюбивой натурой. Поэтому в её творчестве можно найти и работы в духе импрессионистов, и реалистичные полотна, и графические рисунки.
«В омнибусе» – это как раз рисунок. Простые линии рождают выразительные образы двух женщин с младенцем. Эта работа создана, конечно, под влиянием японских гравюр.
Чаще всего Кассат писала матерей с детьми. Сама она отказалась и от замужества, и от материнства ради живописи.
Увы, в 19 веке женщине приходилось выбирать. Лишь вынужденное монашество открыло Кассат дорогу в искусство.
Работы Мэри Кассат. Слева: Мать и дитя. 1913 г. Справа: Мадам Лефевр держит ребёнка. 1903 г.
Но ее матери часто … грустят. И здесь мы можем только гадать, почему.
То ли это грусть самой Мэри по несостоявшейся роли матери. То ли художница изображала состояние многих женщин: неудовлетворенность из-за невозможности заниматься чем-то еще, кроме «женских дел».
Мэри думала, что нашла выход. Но, судя по этим грустным глазам, полноценного счастья ей это не принесло.
Автопортрет с терновым ожерельем и колибри
Rtist: Фрида Кало
Год: 1940
Автопортрет с терновым ожерельем и колибри (1940) — Фрида Кало
Фрида Кало известна символическим изображением своих физических и психологических ран через автопортреты, и эта картина является ярким примером. В ней на Кало надето терновое ожерелье, и видно, как кровь течет по ранам, нанесенным ее шее шипами. Черная обезьяна и черная кошка присутствуют по левую и правую сторону от нее; и колибри висит безжизненно на терновом ожерелье. Кало отождествила себя с местной культурой Мексики, и это видно на портрете. Черная пантера является символом неудачи и смерти; обезьяна является символом зла; и колибри, которая мертва, является символом свободы и любви. Картина может быть расценена как размещение Кало среди символов колониальных и мужских репрессий. Автопортрет с терновым ожерельем и колибри — один из самых знаменитых шедевров Кало.
Разбитая колонна
Исполнитель: Фрида Кало
Год: 1944
Разбитая колонна (1944) — Фрида Кало
17 сентября 1925 года, Фрида Кало и ее друг Алекс ехали в автобусе, когда он врезался в уличный трамвай. Из-за серьезных травм, которые Фрида получила в результате несчастного случая, ей пришлось сделать 35 операций за свою жизнь, перенести рецидивы сильной боли. Так же после этого несчастного случая она не могла иметь детей. Работы Кало часто изображают травму, которую ей пришлось пережить в своей жизни, и эта работа является наиболее заметным изображением ее страданий. В этом шедевре тело Кало раскрывается, а осыпающаяся каменная колонна заменяет её позвоночник, символизируя последствия аварии. Ногти впились в лицо и тело; на лице видны слезы, но она смотрит прямо на зрителя. Сломанная Колонна — самое прямое и безжалостное описание агонии, с которой она столкнулась в своей жизни.
Фрида Кало (1907-1954 гг.)
Фрида Кало с фигуркой ольмеков. 1939 г. Фото Николаса Мурая. Rutage.com.
Что приходит в голову при упоминании имени Фриды Кало?
Темпераментная натура, брак с художником Диего Ривера, тяжёлая авария, сквернословие и, конечно, знаменитая монобровь…
За интересной биографией порой теряется само творчество. Но только не у Фриды. Ее картины столь же яркие и неповторимые, как она сама.
Больше всего Кало прославилась автопортретами. Причём почти всегда они были отражением её внутренних переживаний.
Картина «Диего и Я» – не исключение.
Фрида Кало. Диего и я. 1949 г. Частная коллекция. Pinterest.ru.
Фрида считала, что знакомство с Диего было одним из двух несчастий ее жизни. Он всегда был в её мыслях. Поэтому частые измены мужа были для неё крайне болезненными. Оттого мы и видим слёзы на глазах.
Вторым несчастьем Кало считала аварию, в которую попала. Она получила очень тяжёлые травмы: автобус, в котором ехала девушка, врезался в трамвай.
Она долго восстанавливалась после этого. Но до конца здоровье так и не вернулось. Она всю жизнь мучилась от постоянных болей, а ещё так и не смогла стать матерью.
Для Кало рисование было арт-терапией. Поэтому ее тело на полотнах то утыкано гвоздями, то покрыто алыми шрамами. Боль настоящая перерождалась в символы боли на картинах.
«Сломанная колонна» – тоже психотерапевтическая для Фриды работа.
В 1940-х ее ждало еще одно серьезное испытание. Когда-то сломанный в нескольких местах позвоночник не выдерживал нагрузок.
Врачи заставили Фриду носить полгода (!) стальной корсет. Это было невообразимо сложно и мучительно.
Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 г. Музей Долорес Патиньо в Мехико. Artchive.ru.
И вот Фрида рисует свой больной позвоночник в виде разрушающейся древнеримской колонны. В собранном состоянии ее удерживает только пресловутый стальной корсет.
Фриду не интересовало, что от женщины ждали эстетичной живописи. Для неё это была возможность хоть как-то ужиться со своей болью и предчувствием смерти.
В результате Кало выработала уникальный стиль. Что-то среднее между сюрреализмом и фолк-артом. Она стала художником, чью кисть узнают сразу, даже без базовых знаний живописи.
Иконы
Истоки женского портретного искусства уходят глубоко в века — в иконопись. Ведь каноны живописи, пришедшие на Русь вместе с христианством, неминуемо наполнялись мироощущением русских иконописцев.
В строгие византийские лики с течением времени проникали характерно русские черты. Особенно это касается образа богоматери.
Толгская икона Божией Матери. 13 векФеофан Грек.Донская икона Божией Матери.1390-еКазанская икона Божией Матери. 17 век
Иконопись, парсуна (ранний жанр изображения на Руси), зарождение новой школы портрета. Непросто, болезненно шел процесс становления европейских принципов изображения. Конец 17-го и первая половина 18-го века знаменовали их развитие и упрочение.
Черный ирис III
Исполнитель: Джорджия О’Киф
Год: 1926
Черный Ирис III (1926) — Джорджия О’Киф
Джорджия О’Киф наиболее известна своим чрезвычайно крупным, чувственным планом цветов, который по сути превратил их в абстрактные работы. Цветочные картины О’Киф, на которых цветы изображены так, как будто их видят через увеличительное стекло, позволили зрителям оценить красоту цветка со всеми его деталями, как никогда раньше. Некоторые из этих картин были противоречивы, так как считались завуалированным изображением женской плоти. Знаковые изображения ее ирисов среди них. Однако О’Киф отрицала эти обвинения и сказала, что она просто рисует то, что видела. Черный Ирис III является самой спорной, а также самой известной картиной цветов Джорджии О’Киф.
Наталья Гончарова (1881-1962 гг.)
Наталья Гончарова. Автопортрет. 1907 г. Третьяковская галерея, Москва. Artchive.ru.
Наталье Гончаровой выпал век «измов», когда то и дело появлялись новые течения. Экспрессионизм, футуризм, кубизм – в каждом из них Гончарова успела поработать, начав с импрессионизма.
Поэтому, изучая ее творчество, будто смотришь ретроспективу авангарда в России. Наталья сама называла это «всечеством». Так она признавалась, что не готова работать только в одном стиле. Слишком многое ей хотелось попробовать.
В этом она была похожа на художника-хамелеона Пабло Пикассо. Друг у друга они тоже перенимали техники и стили :).
Истинными шедеврами Гончаровой признаны работы в стилистике иконописи и народного лубка. Например, знаменитый цикл «Евангелисты».
Наталья Гончарова. Евангелисты. 1911 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Rusmuseumvrm.ru
На каждой картине изображён святой. Цикл объединяют лейтмотивные элементы – выражения лиц, свитки, положение рук. Задумчивые святые ставят важные вопросы перед собой. Но пока они не способны их решить, поэтому их свитки пусты.
Такое изображение, конечно же, не одобрялось служителями церкви. Но Наталья была слишком смелой, чтобы останавливаться в своих экспериментах.
А экспериментировала Гончарова очень активно. Так и появилась «Голубая корова», покрытая шипами, свободно парящая в воздухе.
Наталья Гончарова. Голубая корова. 1913 г. Альбертина, Вена. Фото из личного архива.
По этой работе сразу видно, что Гончарова была отличным колористом. Именно с цветом она работала смелее всего. Поэтому не удивительно, что Сергей Дягилев пригласил ее стать оформителем «Русского балета».
Правда ему пришлось просить об этом буквально 50 раз! Именно такое количество телеграмм с просьбой приехать к нему в Париж он выслал художнице.
И только на 51-й раз она согласилась: Дягилев догадался пригласить ещё и ее супруга, художника Михаила Ларионова.
С тех пор Гончарова освоила разнообразные техники. И оставила невероятно богатое наследство: тысячи картин, театральные декорации, иллюстрации книг и модные эскизы.
Джорджия О’Кифф (1887-1986 гг.)
Джорджиа О’Кифф. 1915. Ru.wikipedia.ru.
Удивительная фигура модернизма – художница Джорджия О’Кифф. Она всегда творила на грани, умело балансируя между искусством предметным и абстрактным, чётким рисунком и цветовыми пятнами вне фокуса.
Главным героем её произведений была природа. Но художница выбирала очень неординарные ракурсы и предметы. То цветок очень крупным планом. То … череп животного.
Познакомимся сначала с картиной «Ирис».
Джорджиа О’Кифф. Ирис. 1924 г. Частная коллекция. Artchive.ru.
Цветок, конечно, узнаваем. Но по сути это абстракция и вольная работа художника с цветом и формой.
О’Кифф, как истинная женщина, пошла на такую уловку. Публика в начале 20 века ещё негативно относилась к чистым абстракциям. И это объяснимо. Наш мозг так устроен, что во всем ищет узнаваемые образы.
Джорджия облегчает зрителю путь к наслаждению своими работами. Она обозначает образ – наш мозг его сразу узнает. И, расслабляясь, уже получает удовольствие от сочетания цветов.
Но в ее «Ирисах» есть еще кое-что необычное. Эти безобидные цветы явно намекают на женскую сексуальность. Хотя сама художница всегда удивлялась такой интерпретации, говоря, что это всего лишь цветы.
Будем считать, что О’Кифф неосознанно, но свободно выражала себя. А женщиной она была в плане сексуальности весьма неординарной.
Известны факты о ее бисексуальности. А после смерти своего супруга, известного фотографа Альфреда Стиглица, 62-летняя Джорджия закрутила роман с 30-летним молодым человеком.
А теперь посмотрим на ее «Череп оленя».
Джорджиа О’Кифф. Череп оленя. 1936 г. Музей изящных искусств, Чикаго. Artchive.ru.
Мы видим череп животного на фоне пустынного дикого пейзажа. Сочетание образов смерти (череп) и вечности (горы) действует магически, согласитесь.
Кажется, что О’Кифф совсем отказалась от полуабстракций. На самом деле череп и очертание горы – это тоже лишь повод поэкспериментировать с цветом и формой.
Но образы опять же узнаваемы: они помогают зрителю «войти» в произведение и отдаться эмоциям.
Поступки мадам О’Кифф были такими же необычными, как и ее работы. Например, она была богата, но очень скупа. Сама пекла хлеб, чтобы не тратить деньги. Имея два мерседеса, никогда не ездила на них.
Эта удивительная дама всегда говорила, что знает, чего хочет, пускай её мотивы и не понятны остальным. В конце концов, гениальность часто граничит с «сумасшедшинкой».
Современные художницы
Теперь ведущие музеи изобразительного искусства стали уделять произведениям женщин-художниц более пристальное внимание. Конечно, работы мужчин по-прежнему ценятся выше, но рывок очевидный, так что в будущем эта грань, скорее всего, полностью сотрется
Из современных художниц стоит упомянуть такие имена, как Кэди Ноланд, Яей Кусама, Синди Шерман, Чен Пейкью, Марлен Дюма, Бриджит Райли, Джули Мерету. Их работы были проданы с аукциона за баснословные суммы и бьют все ранее установленные рекорды.
Яей Кусама – японская художница, характерной чертой творчества которой является повторение разнообразных узоров. Особую любовь она питает к разноцветному горошку. Яей уже 87 лет и всю жизнь она страдает галлюцинациями из-за психических болезней, но ее работы постоянно попадают в рейтинги аукционных рекордов. Сама художница говорит, что все ее творчество – это плоды навязчивого невроза.
Работы Бриджет Райли можно рассматривать бесконечно. Они созданы в жанре оптического искусства, поэтому надолго удерживают взгляд своими интересными цветовыми сочетаниями и узорами.
Джули Мерету пишет масштабные картины, главной чертой которых является хаос. Поэтому поклонникам ее таланта приходится долго томиться, пока ожидаемое полотно выходит на аукцион.
Картины известных женщин-художников являются настоящими шедеврами независимо от того, когда они были написаны.
Известные зарубежные портретисты
В изобразительном искусстве есть мастера, которым удалось создать настоящие шедевры в портретном жанре. Им удалось передать не только внешнее сходство, но и характер героя картины.
Леонардо да Винчи
Итальянский живописец, скульптор, ученый. Он проводил много времени за изучением анатомии человеческого тела, что позволило ему рисовать реалистичные картины. Леонардо да Винчи был известен своим стремлением к совершенству, он мастерски передавал на картинах игру света и тени. Самые известные портреты итальянского гения — «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Портрет музыканта».
Рафаэль Санти
Один из самых ярких представителей эпохи Возрождения. Занимался не только живописью, архитектурой. На своих полотнах ему удалось передать различные эмоциональные оттенки. Рафаэль Санти считался одним из самых «гармоничных» художников.
Тициан
Еще один известный портретист из Италии. Его современники полагали, что его кисть наделена магическими способностями. Тициан написал много полотен на мифологические и религиозные темы. Позже многие художники старались скопировать его стиль, но никому не удалось достигнуть его уровня мастерства.
Альбрехт Дюрер
Немецкий живописец, один из известных представителей эпохи Ренессанса. После себя он оставил не только полотна, но и гравюры. Также Дюрер уделял много времени усовершенствованию искусству ксилографии. Альбрехт любил писать автопортрет и всегда стремился к гармонии и совершенству.
Питер Рубенс
Фламандский живописец, дипломат. Творил в эпоху расцвета барокко. Уделял много внимания ракурсу модели. Ему нравилось писать портреты дам, передавать чувственность на своих полотнах.
Современники отмечали необычайную трудоспособность Рубенса. Он не только успевал работать, но и проводить встречи с учениками.
Рембрандт
Голландский художник, известный как мастер светотени. Писал не только портреты, но и гравюры
Он не акцентировал внимание на второстепенных деталях, предпочитая максимально раскрыть внутренние переживания своего героя. Несмотря на свой талант, Рембрандт не переставал искать себя в творчестве и постоянно совершенствовал свое мастерство
Диего Веласкес
Испанский мастер кисти, занимал должность придворного живописца. В 18 лет при участии своего учителя сумел открыть свою мастерскую. Будучи придворным живописцем изображал не только знать, но и простой люд, в особенности угнетаемых людей — карликов, шутов.
Это далеко не полный список мастеров портретной живописи. Ошибочно полагать, что все живописцы работали на заказ и писали богатых людей. С помощью своих полотен они исследовали внутренний мир человека, все грани его личности.
Графиня Юлия Самойлова
Карл Брюллов, «Всадница»
Картину «Всадница» Карлу Брюллову заказала графиня Юлия Самойлова. Она была одной из самых красивых и богатых женщин России. На картине изображены две девочки — Джованнина и Амацилия. Считается, что они являются родными сёстрами. На картине Джованнина изображена сидящей на коне, а Амацилия стоящей на балконе рядом с собакой.
Девочки являлись приемными дочерьми графине Самойловой. После смерти их отца — композитора Джованни Пачини, графиня взяла их на воспитание.
Самойлова обещала оставить девочкам большое наследство. Несмотря на крупное состояние, к старости она разорилась и умерла в бедности в Париже. Девочки даже пытались отсудить у неё деньги с помощью адвоката.
А. Пэн. Портрет княжны Татьяны Борисовны Куракиной. 1-я половина 18 века.
Э. Виже-Лебрен. Портрет Варвары Ивановны Нарышкиной,1800.
Владимир Боровиковский. Портрет Любови Кушелевой с сыновьями. 1804
Жан-Лоран Монье. Портрет Софьи Строгановой. 1808.
Петр Соколов. Портрет Софьи Бобринской. 1827.
И. Макаров. Портрет Ольги и Варвары Араповых. 2-я половина 19 века.
Ф. К. Винтерхальтер. Портрет Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной, после 1857.
Андрей Соколов. Портрет Любови Гауш. 1900-е.
Художники во все эпохи стремились увековечить своих самых ярких и прекрасных современниц: аристократок и крестьянок, утонченных актрис и усталых матерей. В каждой женщине своя загадка, у каждой — своя правда жизни, каждая неотразимо обаятельна. Портреты, написанные лучшими живописцами, донесли до нас неповторимые облики, глубокие сильные характеры, трагические и счастливые судьбы русских женщин. Воистину — красота спасёт мир!
Захотелось поделится с вами красотой русской женщины в национальном убранстве, воспетой замечательными художниками: Маковским К.Е. и нашим современником Владиславом Нагорновым.
Императрица Мария Федоровна
Императрица Мария Федоровна (художник Генрих фон Ангели)
Супруга императора Александра Третьего, Мария Федоровна изначально была невестой его старшего брата, Николая (наследника престола). После того, как Николай внезапно скончался, Александр Третий вместе со званием «наследник-цесаревич» получил и его невесту, датскую принцессу Марию Дагмар (в православии Марию Федоровну). Их чувства друг к другу будут взаимными и любящими, брак станет крепким, и Александр Третий в отличие от отца и деда будет примерным отцом и мужем. А Марию Федоровну, с ее веселым характером полюбит весь двор и вся Россия.
Александр Третий рано ушел из жизни, и его жене пришлось пережить три российских революции, эмиграцию из России, и самое тяжелое — расстрел сына императора Николая Второго вместе с его семьей.
Великая княгиня Ксения Александровна
Великая княгиня Ксения Александровна (художник Фрасуа Фламенг)
Дочь Александра Третьего великая княгиня Ксения с детства была первой красавицей в династии Романовых. Она из немногих девушек дома Романовых, кто иностранному принцу предпочла русского. Ее мужем стал ее двоюродный дядя, великий князь Александр Михайлович. Их брак стал счастливым не только потому, что у них родилось семеро детей, но еще и потому, что в годы революции никто из их семьи не погиб, что конечно было большой удачей. Большинство современных Романовых сейчас — это потомки Александра Михайловича и Ксении Александровны.
Зинаида Николаевна Юсупова
Зинаида Николаевна Юсупова (портрет Франсуа Фламенга)
А это красавица, Зинаида Николаевна Юсупова, является родной внучкой нашей предыдущей героини. Поистине, еще не нашлось достойное перо, способное описать судьбу и замечательный характер Зинаиды Юсуповой. Она была единственной дочерью Николая Юсупова и наследницей многомиллионного состояния рода Юсуповых, богатейшего семейства России, чьи доходы были во много раз больше правящей династии Романовых.
Чтобы род Юсуповых не закончился на ней, она вышла замуж с таким расчетом, что муж взял фамилию своей жены. Таким кандидатом оказался граф Феликс Сумароков-Эльстон, блестящий гвардеец, который получил высочайшее дозволение императора после женитьбы именоваться князем Юсуповым и графом Сумароковым-Эльстоном.
Самая богатая женщина России, Зинаида Юсупова, после революции окажется в эмиграции и будет жить весьма скромно, почти в бедности, впрочем не жалея о потерянном богатстве и радуясь тому, что ее муж, сын с невесткой и внучкой, смогли благополучно покинуть Россию и не погибнуть в буре революции и Гражданской войны.
20 век
Живопись начала 20-го столетия ! Сколько открытий, новых направлений в искусстве появилось! Модерн, фовизм, примитивизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм (подробнее читайте в нашей статье).
Художники искали новые способы выразить окружающую действительность и образ русской женщины. Новые веяния времени изменили женский портрет. На полотнах появились яркие образы, сильные натуры, фактурный колорит.
Ф.А.Малявин.Верка.1913К.С.Петров-Водкин.Мать.1915И.И.Машков.Дама с контрабасом.1915К.С.Петров-Водкин.Портрет А. А. Ахматовой.1922Б.М.Кустодиев.Купчиха за чаем.1918
После Октябрьской революции 1917 года появилось новое направление в искусстве — социалистический реализм. Художники изображают современниц новой формирующейся советской эпохи: сильных, решительных, волевых, с твердым характером (как контраст утонченным, изысканным дамам прошлых веков).
К.Ф.Юон.Комсомолки. Подмосковный молодняк.1926К.С.Малевич.Работница.1933
О.Д.Яновская.Делегатки VI съезда.1932А.А.Дейнека.Портрет девушки с книгой.1934А.Н.Самохвалов.Девушка в футболке.1932
З.Серебрякова
Необычайно талантливая З.Е.Серебрякова (1884-1967) — одна из первых русских женщин-художниц. Она создала удивительную по проникновенности галерею женских образов. На своих полотнах она часто изображает знакомых и близких людей.
З.Е.Серебрякова.За туалетом. Автопортрет. 1909З.Е.Серебрякова.Портрет А.А. Бенуа-Черкесовой с сыном Александром.1922З.Е.Серебрякова.Портрет балерины Е. Н. Гейденрейх в красном.1923
Среди работ высочайшего живописного качества “Портрет О.К.Лансере, урожденной Арцыбушевой”. Модель- жена ее брата, Е.Лансере, замечательного графика 20-го века. Произведение хочется сопоставить с известным автопортретом Серебряковой “За туалетом”. Молодые женщины даже внешне кажутся похожими, впрочем, это распространенное свойство серебряковских работ.
З.Е.Серебрякова.Портрет О. К. Лансере.1910
Но по-настоящему роднит эти две работы ощущение счастья, гармонии мира и личности, которую так удавалось передать художнице особенно в ранних вещах.
Портреты жен художников
Среди женских образов того времени можно выделить своеобразную линию — изображения супруг художников. Конечно, подобные работы встречались и раньше. Но в 20-ом столетии он знаменует собой новые взаимоотношения живописца и зрителя.
Вместо портретов, ориентированных вольно или невольно на общественные вкусы, в искусстве начала 20-го века появляются вещи, в которых автор выражал себя более свободно.
Естественно, что лучшей моделью здесь являлся близкий человек. “Портрет М.П.Лентуловой” кисти А. Лентулова, “Портрет Е.М.Бебутовой” П.Кузнецова, “Портрет М.Ф.Петровой-Водкиной” К. Петрова-Водкина, много и других примеров.
При всей непохожести названных работ по манере, образной трактовке они обладают одним общим качеством — лиричностью, теплотой авторского взгляда.
И.И.Бродский.Портрет Л. М. Бродской на террасе.1908А.В.Лентулов. Портрет М.П.Лентуловой. Исследование символического сходства. 1912К.С.Петров-Водкин.Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной.1907
В заключение
Такие разные, удивительные, неповторимые женщины-творцы стали яркими символами своих эпох:
Артемизия Джентилески – это барокко XVII века;
Клара Петерс – натурализм малых голландцев того же XVII века;
Элизабет Виже-Лебрен – рококо XVIII века;
Мэри Кассат – импрессионизм XIX века;
Наталья Гончарова – русский авангард XX века;
Джорджия О’Кифф – модернизм XX века;
Фрида Кало – сюрреализм того же XX века.
Не все имена, к сожалению, у любителей живописи на слуху. Но сейчас мы постепенно вспоминаем их. Ведь они покорили-таки живописный Эверест.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.