Сюрреализм
Фр. surrealisme — сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)
Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности — основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).
Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.
Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества «передовых» художников.
Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.
Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. — kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция рассчитанная на внешний эффект).
Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.
Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние — эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.
Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие действительно передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, впоследствии отказались от сюрреалистических взглядов (художники П. Пикассо, П. Клее и др., поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.
Современное искусство: Модернизм
Данное направление искусства стало собирательным, так как охватило новые тенденции мастеров, объявивших разрыв с реальностью изображений и красотой их форм. Современная эпоха модернизма отображает знаки и формы, не созвучные со зрительной ассоциацией. Идеология этого направления сводится к охлаждению интереса к «вечным истинам». Модернизм допускает столько истин, сколько существует взглядов. При этом каждая эпоха вправе иметь свое «видение истины» и иметь свою уникальную «душу». Содержание в поэзии модернизма перестроилось на акустический контакт, в музыке стали приветствоваться атональные созвучия и разного рода шумы. Разновидностью модернизма можно считать фовизм, гиперреализм, кубизм, дадизм, футуризм. Советскими искусствоведами это направление было оценено как кризис буржуазной культуры. Сегодня же модернизм рассматривают как новое перспективное веяние, которому западные страны дали полную свободу для реализации.
Сол Левитт (1928 — 2007)
Он был выдающимся американским художником в нескольких направлениях искусства, таких как концептуальное искусство, художественная инсталляция и минимализм. Он практиковал искусство в течение своей жизни, используя различные выражения, такие как рисунок, фотография, скульптура, живопись и даже написал различные книги по искусству.
В 1960-е ему удалось выставить свои работы на эксклюзивных выставках своих работ. Среди его самых выдающихся художественных инсталляций — его многочисленные Рисунок Стены, или «рисунки на стене», в которых пространства были покрыты линиями и формами, созданными им на стенах.
Авангардизм
От фр. avant — передовой, garde — отряд — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма — различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.
Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).
Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.
Инсталляция
От англ. installation — установка. Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.
Инсталляция — форма искусства, широко распространенная в XX в.
Виды инсталляций в искусстве:
Обычные – композиции из любых подручных средств, не отличающиеся особой сложностью исполнения. Интерактивные. Подразумевают участие наблюдателей для представления работы благодаря использованию компьютерных обеспечений, технологий, реагирующих на воздействие человека. Виртуальные.Созданы программой, позволяющей окунуться в мир виртуальной реальности, с возможностью совершать там какие-либо действия. Видео инсталляции. Представлены видеорядом, проектируют необычное пространство вокруг наблюдателя, воспроизводятся на огромных мониторах чаще в тёмной комнате, где все стены выведена проекция изображений разного характера, действие сопровождается аудио эффектами.
С появлением компьютерных технологий была представлена инсталляция, как вид современного искусства, способная придать работам неизвестный ранее тип, дать новые пути придания смысловой нагрузки трёхмерному пространству. Известные инсталляции современного искусства должны содержать актуальную мысль с чётко читающимся повествованием, без повторяющихся деталей других исполнителей, а также использования чужих приёмов. В нашем мире появляется всё больше тем, которые автора всё чаще поднимают. Инсталляции стали настоящим средством общения авторов и народа, средством влияния на мировоззрение, методом решения разных проблем мира, ведь самый действенный способ решения многих глобальных задач – начать с себя.
Энвайронмент и влияние на окружающую среду
Герман де Врис, «Sanctuarium», Сад Лейбфрида, Штутгарт 2013
В энваронменте существует принципиальное различие между художниками, не учитывающими возможный ущерб окружающей среде, который может нанести их произведение искусства, и теми, чье намерение состоит в том, чтобы не наносить вред природе. Например, несмотря на свои эстетические достоинства, знаменитая скульптура американского художника Роберта Смитсона «Спиральная пристань» (1969) нанесла непоправимый урон ландшафту, с которым он работал. Точно так же критиковали европейского скульптора Кристо, когда он в 1969 годув ременно обернул береговую линию в Литтл-Бэй, к югу от Сиднея, Австралия
Комментарии защитников природы привлекли международное внимание экологов и заставили современных художников в этом регионе переосмыслить ленд-арт и предметно-ориентированное искусство.
Устойчивое (Sustainable) искусство создается с учетом более широкого воздействия произведения и его восприятия по отношению к окружающей среде (социальной, экономической, биофизической, исторической и культурной). Некоторые художники предпочитают минимизировать свое потенциальное воздействие, в то время как другие работы включают восстановление естественного состояния пейзажа.
Британский скульптор Ричард Лонг в течение нескольких десятилетий создавал временные скульптурные работы на открытом воздухе из природных материалов, найденные на месте, такие как камни, грязь и ветки, которые, следовательно, не будут оказывать никакого вредного воздействия. Крис Друри создал работу под названием «Medicine Wheel», которая была результатом ежедневной медитативной прогулки один раз в день в течение календарного года. Результатом этой работы стала мозаичная мандала из найденных объектов: искусство природы как процесс-арт. Художник-растениевод Стэн Херд демонстрирует похожую связь и уважение к земле.
Ведущие художники энвайронмента, такие как британский художник и поэт Хэмиш Фултон, голландский скульптор Герман де Врис, австралийский скульптор Джон Дэвис и британский скульптор Энди Голдзуорти, также безвредно воздействуют на пейзаж, с которым работают; в некоторых случаях они восстанавливали поврежденную землю с соответствующей местной флорой в процессе создания своей работы. Таким образом, произведение искусства возникает из чувствительности к среде обитания.
Возможно, самым знаменитым примером энваронмента в конце 20-го века было «7000 дубов», экологическая акция, организованная в рамках «Документы» в 1982 году Йозефом Бойсом, в ходе которой художник и его помощники показали состояние местной окружающей среды, посадив 7000 дубов в городе Кассель и его окрестностях.
История: Пейзажная живопись и репрезентация
Клод Моне, «Мост Ватерлоо», Лондон
Диана Бурко, «Waters Glacier and Bucks» 2013
Можно утверждать, что энвайронмент как искусство началось с наскальных рисунков Палеолита. В то время как никакие пейзажи (пока) не были найдены, наскальные рисунки описывают другие аспекты природы, важные для пещерных людей, такие как животные и человеческие фигуры. «Это доисторические наблюдения за природой. Так или иначе, природа на протяжении веков оставалась приоритетной темой для творчества». Более современные примеры энвайронмента относят к пейзажной живописи и репрезентации. Когда художники рисовали на пленэре, они устанавливали глубокую связь с окружающей средой и погодой, и впоследствии переносили эти пристальные наблюдения на свои полотна. Картины неба Джона Констебла «наиболее точно описывают небо в природе». Лондонская серия Моне также иллюстрирует связь художника с окружающей средой. «Для меня пейзаж не существует сам по себе, так как его внешний вид меняется ежемоментно; окружающая атмосфера оживляет его, воздух и свет бесконечно варьируются, и только окружающая атмосфера дает субъектам их истинную ценность «.
Современные художники, такие как Диана Бурко, отображают природные явления и их изменения во времени, чтобы рассказать об экологических проблемах и привлечь внимание к изменению климата. Пейзажи Алексиса Рокмана изображают язвительный взгляд на изменение климата и вмешательство человечества в другие виды посредством генной инженерии
Пейзажи Алексиса Рокмана изображают язвительный взгляд на изменение климата и вмешательство человечества в другие виды посредством генной инженерии.
Знаменитые художники в жанре инсталляции
Яёи Кусама – яркая персона и современная художница из Японии. Известна своей активной творческой деятельностью и большим списком выставок и временных инсталляций.
Успех пришел к Яёи еще в 50-х годах прошлого века, и сейчас она одна из самых известных художниц Японии. Недавно ее включили в список 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Кусама вовлекает зрителя в свои проекты, создавая неординарные миры, часто используя в своих работах точки разных размеров и цветов.
Ай Вэйвэй – китайский современный художник и архитектор, куратор и критик, основатель и директор «China Art Archive & Warehouse».
Вэйвэй активист борьбы за права человека, который публично демонстрирует неприязнь к китайскому правительству. Художник создаёт тонкие политические произведения, которые занимают критическую позицию в отношении радикальных изменений, происходящих сегодня в Китае.
Олафур Элиассон — современный датско-исландский художник, мастер создания исключительных визуальных впечатлений. Его инсталляции всегда неординарны и взаимодействуют со светом, температурой воздуха, ветром и водой. Одна из главных тем его творчества – экология.
Аниш Капур – британско-индийский скульптор, член группы «Новая британская скульптура», лауреат Премии Тернера, член Британской королевской академии художеств. Капур стал известен в начале 1980-х как один из членов группы «Новая британская скульптура». Его проекты, как правило, просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. В своих инсталляциях Аниш Капур часто использует зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение.
характеристики
-Они проводятся в помещении и обычно так или иначе связаны как с пространством, так и со зрителем.
-Они созданы из концепции, которая имеет большее значение, чем сам художественный результат.
-Они склонны сосредотачиваться на создании настроения, ощущений и эмоций.
-Они могут использовать технологии для установления разговора с публикой.
-Они способны изменять восприятие пространства, играя с глубиной и размерностью.
-Это искусство временного характера, хотя и не имеет определенной продолжительности.
— Им не требуется специализированное художественное пространство для их выставки.
-Им есть место в нестандартных пространствах.
-Многие работы могут быть связаны с общественными, политическими или личными темами.
-Иногда он включает элементы из других искусств, таких как танец, театр или музыка.
-Он может включать методы или ресурсы архитектуры, дизайна интерьера, а также использует технологические инструменты, такие как видеопроекции, фотографии, звуковые проигрыватели и многое другое.
— Художники, работающие в художественной инсталляции, отдают приоритет тому посланию, которое они хотят передать.
-Материалы, используемые в работах этого типа, служат только для того, чтобы помочь передать сообщение.
Иллюзия или отражение? Гиперреализм. — История искусств
Гиперреализму как направлению в искусстве предшествовал фотореализм. Впервые это слово, «фотореализм», было придумано, а затем и опубликовано в 1970 году Луи Мейзелем для выставки «22 реалиста» Музея Уитни. Фотореалистическая живопись невозможна без фотографии, так как снимки со слайдов с помощью сетки переносятся на холст, становясь в результате живописной копией фотографии. Помните, говорили, что некоторые огромные полотна Глазунова с большим количеством маленьких лиц сделаны частично именно таким способом.Но вот современный гиперреализм не копирует буквально реальность, а создает иллюзию этой реальности, тщательно и скрупулезно выписывая объекты, сцены, мелкие детали, становясь, таким образом, одним из видов современного искусства. Это направление можно обозначить как симуляцию того, чего не существует в реальности, но благодаря убедительной иллюзии кажется ею. Свое название как течение в живописи гиперреализм получил с легкой руки бельгийского арт-дилера Айса Брахо, устроившего в 1973 году в своей галерее в Брюсселе крупную выставку с таким названием. Теперь этот термин «гиперреализм» применяется к самостоятельному направлению в искусстве, сложившемуся в конце 20 — начале 21 века и получившему широкое распространение во всем мире.Одним из самых поразительных художников этого направления мне показался Хавьер Аризабало, родившийся во Франции, учившийся и живущий в Испании. Главное для него – отразить падение света на человеческое тело, «его нежные, но точные мазки создают образы, которые, казалось бы, вот-вот сойдут с холста в реальный мир. Каждый волосок, каждая складка на одежде, даже мышцы и вены на руках выписаны с такой тщательностью, что трудно поверить в то, что это живопись».http://bigpicture.ru/?p=342892
Мексиканский художник Омар Ортиз, родившийся в 1977, изучал разные техники рисунка в колледже, предпочитает работать маслом, его стиль можно назвать «минималистским гиперреализмом» из-за отсутствия большого количества предметов и деталей на картинах. В основном рисует полуобнаженных и обнаженных женщин.
Художник из Мадрида, 47-летний Педро Кампос пишет маслом невероятно реалистичные натюрморты. «Я думаю, на развитие моего собственного стиля рисования сильно повлиял процесс восстановления картин, — говорит художник. – Восстановление древних картин вынуждает вас искать решение в цвете, любой личный вклад художника должен оставаться незамеченным».
Английский художник Пол Робертс, родившийся в 1948 году, начал свою карьеру художника еще в 70-х годах, но вынужден был прервать ее в связи с мировым успехом рок-группы, солистом и автором песен которой он был, а затем и из-за своей сольной карьеры. Только с 2000 года он занимается исключительно живописью.
Канадский художник Джейсон де Грааф родился в 1971 году в Монреале, живет и работает в Квебеке. О своем творчестве он говорит так: «Мое основное желание – создать иллюзию глубины и пространства, которой очень трудно добиться фотографией».
Диего Гравинезе родился в Аргентине в 1971 году и за последние 15 лет выставлялся в музеях Парижа, Нью-Йорка, Мадрида, Чикаго, Буэнос-Айреса и во многих других городах мира.
В России элементы гиперреализма можно было заметить еще в произведениях соцреализма 20 века, а например, современный украинский художник Александр Иванов так и называет свою манеру в живописи «гиперреалистический соцарт» (я бы добавила, и «ироничный соцарт»).
Российский художник Андрей Никулин в основу своего творчества положил точное, до тычинки и пыльцы, изображение цветов во всем их многообразии.
В это трудно поверить, но невероятно фотореалистичные рисунки португальского художника-любителя Самюэля Сильвы выполнены обыкновенными шариковыми ручками. Все рисуется сразу и без исправлений, ведь пасту не сотрешь и не откорректируешь. На каждый маленький шедевр уходит от 5 до 50 часов кропотливого труда.
Бельгийская художница Синди Райт родилась в 1972 году, закончила в 1966 году Художественную академию, живет и работает в Антверпене.
Диего Фацио, художник из Италии, любит карандаш, на создание этого портрета ушло около 200 часов.
Предлагаю вашему вниманию еще несколько работ художников, работающих в направлении «гиперреализм».
Как всегда, предлагаю вам посмотреть слайдшоу с музыкальным сопровождением, в котором представлено больше работ по теме.
Ссылки: http://www.kulturologia.ru/blogs/020211/13933/http://vigdis-valkirja.blogspot.co.il/2012/02/blog-post_20.htmlhttp://relaxic.net/oil-paintings/http://www.ellf.ru/paintings/http://www.etoday.ru/tag/Впервые опубликовано в 2012 году в http://botinok.co.il/node/84875
Отличие инсталляции от перформанса
Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.
– это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.
- Визуальные данные;
- Текст;
- Натуральные объекты;
- Промышленное сырье;
- Технические изделия;
- Бытовые объекты.
Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.
Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.
Методы
Поскольку художественная инсталляция — это искусство, которое ставит концепцию или идею на первое место по сравнению с методами отправки сообщения, не существует как такового набора установленных методов для его создания.
Тем не менее, он основан на множестве влияний, таких как концепт-арт, архитектура, графический дизайн, дизайн интерьера, видеоарт, использование цвета и форм и многое другое.
Художественная инсталляция, таким образом, становится движением, ответственным за передачу идей. Результирующая физическая работа действует только как средство выражения концепции художника.
Симуляторы ходьбы
Это был пример игры, в которой исследование окружения добавляет сюжету новые грани, но есть игры, в которых практически весь геймплей состоит из такого исследования. Такие игры называются симуляторами ходьбы.
Чаще всего в них вы не можете заниматься ничем, кроме изучения локаций и разных предметов. Вы собираете информацию о сюжете по крупицам, что делает игру похожей на пазл.
Одна из лучших игр в этом жанре — What Remains of Edith Finch:
Обзор игры What Remains of Edith Finch (без спойлеров)
Другая хорошая игра — Return of the Obra Dinn. В ней вам предстоит изучить обстоятельства смерти 60 человек и для каждого определить, что это за человек и как он умер. Чаще всего, чтобы ответить на эти два простых вопроса, вам придётся изучить несколько других дел.
Ссылки
- Джуди Чикаго. Википедия, свободная энциклопедия. Восстановлено с en.wikipedia.org
- Сол Левитт. Википедия, свободная энциклопедия. Восстановлено с en.wikipedia.org
- Йозеф Бойс. Википедия, свободная энциклопедия. Восстановлено с en.wikipedia.org
- Лопес А. (2017). Обзор и анализ художественного движения инсталляции. Художественная история. Восстановлено с theartstory.org
- Надежда C (2018). Ребекка Хорн Искусство. Художественная история. Восстановлено с theartstory.org
- Концептуальное искусство. Восстановлено с tate.org.uk
- Инсталляция «Искусство. Энциклопедия». Восстановлено с visual-arts-cork.com.
начало
Термин «художественная инсталляция» начал использоваться с 70-х годов и относился ко всем художественным произведениям, которые были связаны как со всем пространством, в котором они были найдены, так и с людьми, которые их ценили.
Его можно рассматривать как связанный с концептуальным искусством, рожденным в предыдущее десятилетие, и которое ставит концепцию или основную идею выше художественного результата. Это же концептуальное искусство стало экспонироваться в нетрадиционных пространствах, то есть вне музеев и галерей, как и художественная инсталляция.
Инсталляции начинались как процесс художественного экспериментирования, в котором стирались границы между художественными стилями. Многие художники сосредоточились на создании чувственной среды или опыта.
Это случай Брюса Наумана, американского художника, который в 1971 году создал коллекцию работ, вызывающих чувство клаустрофобии или заброшенности. Во многих случаях это были коридоры или комнаты с зеркалами и различными типами освещения и цветов.