Шедевры и поклонники
Невозможно оценить шедевры в денежном эквиваленте, но по количеству поклонников — вполне себе. Так вот, если в Эрмитаж народ идет на «Данаю» Рембрандта, то в Русский — на «Девятый вал» Айвазовского и «Последний день Помпеи» Брюллова. Кстати, обе картины расположены в одном зале. Может быть, потому, что полотна великих художников олицетворяют собой высший расцвет романтизма в русском изобразительном искусстве? В любом случае, такое расположение холстов является большим плюсом для людей, пришедших именно «на них».
Итак, «Девятый вал». Он был написан художником в 1850 году в возрасте 33 лет. Иван Айвазовский обладал уникальной художественной памятью и мог писать свои картины без натуры и даже без набросков. «Девятый вал» написан во многом на основании собственных воспоминаний — художник как-то пережил жестокий шторм, будучи пассажиром корабля.
Айвазовский был человеком удивительной работоспособности, мог работать без остановки по 12 часов кряду. Так вот, свой самый выдающийся шедевр (размером, кстати, 221×332 см) маринист создал всего за 11 дней! Путем смешивания всего четырех красок (красной, желтой, зеленой и коричневой) и использования специальной техники (лессировки) он достиг небывалого эффекта в написании морских волн — на картине они движутся, а вода прозрачна, как наяву…
Для полноты восприятия картины (не только данного шедевра, а всех произведений художника) можно воспользоваться рекомендациями самого мастера. Он говорил, что сначала следует найти на полотне яркую точку, источник света (луну, проблеск солнца), сфокусироваться на ней и далее «скользить» глазами по холсту, постепенно охватывая взглядом всю картину.
Еще один завораживающий шедевр — «Последний день Помпеи». Карл Брюллов, не отличавшийся таким завидным здоровьем, как Айвазовский, работал над ним целых шесть лет. Вернее, само полотно художник написал за 11 месяцев, а все остальное время заняли подготовительные работы.
Карл ездил из своей римской мастерской на место события (брат Брюллова занимался археологией и участвовал в раскопках Помпеи), тщательно изучал место действия будущего полотна, предметы римского обихода того времени, делал множество эскизов и набросков. Он очень жалел, что не успел на кратковременное извержение Везувия, которое случилось как раз во время его работы над картиной…
И вот в 1833 году монументальное полотно размером 465×651 см было предъявлено сначала итальянской, а потом и остальной западной публике. 34-летний Брюллов в одночасье стал «Великим Карлом» — так прозвали его в европейском народе. Вальтер Скотт, посетивший в ту пору Рим, назвал творение художника «эпопеей», Пушкин написал стихотворение, посвященное созданию шедевра, а Гоголь издал такого же рода статью.
Известные люди того времени считали своим долгом выразить восхищение работой художника. А ученики Брюллова называли ее просто «Картина» — и сразу было понятно, о чем идет речь. До этого произведения художнику не приходилось трудиться над такими огромными холстами, и многие недоброжелатели не верили в способность тщедушного Карла довести работу до конца. А он сдюжил, положив на это половину здоровья, чтобы благодарные современники и потомки благоговели перед прекрасным ужасом, который исходит от шедевра.
История Русского музея
Государственный Русский музей в России стал первым в стране местом, где хранятся произведения величайших российских живописцев и скульпторов.
Главный корпус музея, Михайловский дворец, был построен для младшего сына Павла I, Михаила. Архитектором стал Карл Росси. Уже после смерти великого князя его наследники продали дворец в городскую казну.
В 1895 году в здании дворца учрежден Русский Музей имениимператора Александра III согласно указу Николая II.Так началась славная история Русского музея.
Основой постоянной коллекции стали картины, некогда принадлежавшие Эрмитажу, Академии Художеств и Зимнему дворцу.
Часть картин приобреталась у частных коллекционеров, часть передана меценатами в дар.
Император Николай II жертвовал собственные средства на покупку новых экспонатов. За первые десять лет коллекция выросла почти вдвое.
За годы революции и войны ни один из экспонатов не пострадал. Часть была эвакуирована на Урал, часть — спрятана в подвальных помещениях здания.
В настоящий момент в здании музея ведутся исследовательские работы, Отдел реставрации музейных ценностей считается самым лучшим в России. Сюда привозят предметы искусства со всей страны, чтобы восстановить их былой вид.
Преображение в Русский музей
После смерти великокняжеской четы, здание дворца по завещанию перешло к их детям. Оставленное без внимания и ухода, оно начало ветшать. Многие ценные вещи безвозвратно исчезли, а роскошные залы стали сдаваться в аренду различным курсам, обществам и институтам.
Бюст Александра 3 в Русском музее
Видя плачевное состояние здания, император Александр III принял решение выкупить его. Будучи большим ценителем искусства, он собирал полотна русских художников и лелеял мысль о создании музея. К тому же в Зимнем дворце на тот период скопилось такое количество картин, что хранить их стало попросту негде. Было принято решение о приобретении здания под нужды музея, и в 1895 году царская казна выкупила дворец за 4 миллиона рублей. По условиям сделки прежние хозяева могли забрать себе предметы и детали убранства, связанные с историей их семьи.
К тому времени, как дворец перешёл во владение казны, от его изысканного убранства уже практически ничего не осталось.
После кончины Александра III, по распоряжению нового императора Николая II в 1895 году был издан указ «О создании Русского музея Императора Александра III». Для Михайловского дворца началась новая жизнь.
Под руководством архитектора В. Ф. Свиньина, его залы стали перестраивать под нужды музея. В создании «Русского музея» приняли активное участие многие передовые деятели искусств того времени такие, как Л. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. П. Брюллов, С. П. Боткин. Более десятка уникальных полотен портретной живописи были переданы в музей наследниками князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского. Собрание рисунков акварельной живописи подарила музею княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
По установленным правилам, предметы искусства, которые попали в музей, должны были оставаться там навеки. Никто не мог их забрать или передать кому-либо.
Официальное открытие музея
7 марта 1898 года Русский Музей Императора Александра III был торжественно открыт. Первоначально музей занимал 37 залов и насчитывал 1880 единиц хранения. На тот момент это было крупнейшее собрание русской живописи и скульптуры. В настоящее время фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов.
Концерт в Академическом зале Михайловского дворца
Эвакуация музея во время войны
В ноябре 1941 года во время обстрела города в корпус здания попали два снаряда. Началась экстренная эвакуация всех ценностей, находившихся на тот момент в здании музея. Памятник Александру I, расположенный во дворе музея, накрыли деревянными досками, под которые насыпали песок. Однажды в него попала фугасная бомба, но благодаря созданной из брёвен и песка конструкции, памятник остался цел.
Подготовка экспонатов к развеске в Академическом зале. 1946 годПеред эвакуацией. Конец июня 1941.Сотрудники Русского музея, работавшие в эвакуации в ПермиПовреждения от попадания крупнокалиберного снаряда. 1943-1944Вскрытие ящика с картинами, прибывшего из эвакуации. 1946 год
Экспонаты Русского музея
В настоящее время в стенах Русского музея находится самая большая коллекция произведений русского искусства во всём мире. Музей содержит более 400 000 экспонатов. Здесь вы можете увидеть произведения живописи и скульптуры с 12 до 20 веков. Резьба по дереву, керамика, тканые работы, художественная роспись – всё, чем жило русское искусство на протяжении восьми веков, представлено в Русском музее.
В стенах музея находятся работы Андрея Рублёва и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала. Невозможно остаться равнодушным к картинам Сурикова, Васнецова, Серова, Куинджи. Каждое хранящееся в музее полотно, уникально и бесценно.
Здесь же расположено крупнейшее собрание древнерусской живописи, представленное шестью тысячами икон 12 – 17 веков.
Экскурсия по Русскому музею
Для того, чтобы приобщиться к русскому искусству и в полной мере насладиться работами лучших мастеров, мы приглашаем вас на экскурсию по залам Русского музея. Записаться на квест-экскурсию вы можете здесь.
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — и . Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) —
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей . Бронируйте жильё для отдыха на
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в .
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на и и приходите уже с купленным билетом.
Строительство Русского музея
Михайловский дворец, позднее переименованный в «Русский музей», – уникальный архитектурный памятник позднего классицизма и русского ампира. Он был построен по замыслу императора Павла I для младшего сына Михаила, которому не суждено было взойти на престол.
Сразу после рождения сына Михаила Павел I велел собрать в казну сумму, необходимую для строительства грандиозного дворца, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, мог жить по-царски». 24 марта 1801 года императора Павла убили в его собственной резиденции, и строительство дворца было отложено на неопределённый срок.
Великий князь Михаил Павлович
О задумке отца вспомнил император Александр I, и в 1819 году в самом сердце города на Неве, был заложен первый камень здания.
Для исполнения воли своего отца Александр I пригласил знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси, который начал работать над проектом здания в 1817 году. Спустя два года Росси представил императору грандиозный проект дворцового комплекса, состоящий из центрального корпуса, двух боковых флигелей, дворцовой площади, двух улиц и сада с видом на Марсово поле.
Летом 1819 года на месте снесённых оранжерей и парников начались строительные работы. Для большей торжественности в фундамент здания был заложен серебряный ковчег
Строительство велось медленно и очень осторожно по причине оседания топкого грунта. По той же причине все работы производились только в летнее время года
В 1823 году строительные работы были закончены, и в самом центре города появился уникальный дворцовый комплекс, который был виден с Невского проспекта. В этом же году император Александр I подписал указ, согласно которому дворец был пожалован великому князю Михаилу «в вечное и потомственное владение». По официальным данным на возведение дворцового комплекса было потрачено почти 7 6 00 000 миллионов рублей. Из этой суммы только три миллиона были потрачены на строительство, а остальные средства – на отделку интерьера.
Знакомые все лица
Но не только Айвазовским и Брюлловым жив Русский музей, поскольку щедра земля русская на таланты. Хоть и пришло живописное искусство на нашу землю намного позже европейской, нам тоже есть чем похвалиться перед тамошними рафаэлями, микеланджело и прочими рембрандтами и делакруа.
Кипренский, Венецианов, Тропинин, Аргунов, Левицкий, Рокотов, Боровиковский, Васнецов, Репин, Поленов, Суриков, Кустодиев, Левитан, Верещагин, Серов, Шишкин, Врубель, Коровин… Имена-то какие, дух захватывает!
Вот эпическое полотно Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Картина написана в 1899 году — ровно к 100-летию со дня знаменательного события. Художник лично прошел все перевалы, Чертов мост, и даже скатывался с альпийских круч на собственной, извините, пятой точке, чтобы потом полнее выразить свои ощущения на холсте.
В этом же зале — его не менее знаменитая картина «Покорение Сибири Ермаком». Природа и история отнюдь не застыли на этом полотне, а движутся вперед, к неизведанным землям.
А вот картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Это одна из трех версий, которая считается основной. Сказка, сошедшая на нас с полотна. Расхожий, растиражированный сюжет. А почему так за душу берет? Загадка…
Вот репинские «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а «Бурлаки на Волге» тянут вечную баржу… А вот красавец «Садко» — его образ Илья Репин писал с натуры, которой послужил ему друг — художник Виктор Васнецов.
Вот творения живописца с русским именем Архип и заграничной фамилией Куинджи, его знаменитая «Лунная ночь над Днепром». Рассказывают, что на первой выставке этой картины посетители искали хитро спрятанную подсветку — не верили, что так достоверно можно изобразить лунный свет.
Василий Перов, «Охотники на привале», 1871 г.Фото: ru.wikipedia.org
А вот знаменитые «Охотники на привале» Василия Перова. Репродукции этой картины популярны в качестве подарков заядлым охотникам вот уже почти 150 лет. А сколько копий в свое время сломали вокруг нее критики, в числе которых был и Стасов, и Салтыков-Щедрин, и Достоевский! А сколько изложений написали по ней советские школьники! Помню, на уроках литературы мы разбирали полотно буквально «по косточкам». Но только сейчас, когда я имею возможность внимать охотничьим байкам в режиме реального времени (благодаря мужу), я понимаю, как прав был Перов…
Короче говоря, если даже вкратце описывать эмоции и воспоминания от каждой любимой картины, можно нечаянно написать что-то похожее (по объему, конечно) на «Войну и мир». Вообще, можно бесконечно долго рассказывать, почему я люблю Русский музей, и именно поэтому пора закругляться. Все же это не роман и не трактат. Но прежде чем завершить статью, задержусь, пожалуй, еще у одного шедевра. На этот раз — скульптуры.
Это произведение по силе художественного воздействия можно смело ставить в один ряд с античными скульптурами. «Спиноза» Марка Антокольского — гениальная вещь. Так изобразить героя под силу не таланту, но именно гению. История ученого, посмевшего отвергнуть божественное происхождение Библии, преданного анафеме, изгнанного из семьи, но не сломленного — она вся в этом камне, ни убавить, ни прибавить…
Сходить в Русский музей, отдохнуть там душой, послушать музыку полотен и других произведений искусства. Это ли не катарсис? И не надо ставить свечки. Пусть они горят только в ваших сердцах.
Михайловский сад
Во времена основания Петербурга на месте нынешнего Михайловского сада располагались охотничьи угодья и крестьянские поселения, а также усадьба ротмистра Конау. В 1716–1717 годах архитектор Жан-Батист Леблон разработал план трех Летних садов: первые два находились на территории современного Летнего сада, а третий, который тогда назывался «шведским», — на месте нынешнего Михайловского. В северо-восточной части к нему примыкал дворец Екатерины I. Рядом с ним высадили ели пирамидальной формы и каштановую аллею — она вела к беседке и бассейну, украшенному фонтанами. В юго-западной части сада росли плодовые деревья и кустарники: крыжовник, вишни, яблони, смородина. Там же располагались теплицы и оранжереи для экзотических фруктов и растений.
Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург. Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори»Павильон Росси в Михайловском саду, Санкт-Петербург. Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори»Ограда Михайловского сада, Санкт-Петербург. Фотография: Сергей Афанасьев / фотобанк «Лори»
Во времена правления Анны Иоанновны на территории «шведского» сада устроили «ягдгартен» — небольшой охотничий участок, где содержались зайцы и олени для придворной охоты.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна предложила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли разработать проект нового Летнего дворца на месте дворца Екатерины I. Зодчий придумал дворцовый сад в виде лабиринта, который украшали скульптуры и фонтаны. Позади нового здания расположился еще один парадный участок с прудами и цветником. Несколько аллей делили сад на участки строгой геометрической формы. В таком виде будущий Михайловский сад существовал до 1800 года, пока дворец Елизаветы Петровны не снесли. На его месте возвели Михайловский замок, также известный как Инженерный. А сад снова перепланировали: в западной его части теперь находился фруктовый сад, в восточной — парадные аллеи. Часть фигурных прудов засыпали, оставшиеся соединили между собой подземным каналом. Однако после гибели Павла I в 1801 году Михайловский замок перестал быть императорской резиденцией. Члены царской семьи покинули его; здание и парк постепенно пришли в запустение.
Восстановили Михайловский сад в начале 1820-х годов. На месте старых оранжерей появился Михайловский дворец, Большой садовый пруд соединили подземным каналом с рекой Мойкой, а новые деревья высадили в виде строгого каре вокруг дворца, по английской моде. Новый проект сада создавал архитектор Карл Росси. Перед фасадом Михайловского дворца появился также луг в форме неправильного овала — его назвали Масляным.
Михайловский дворец и Михайловский сад, Санкт-Петербург. Фотография: Ирина Раскина / Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургМихайловский сад, Санкт-Петербург. Фотография: Зезелина Марина / фотобанк «Лори»Михайловский сад в летний день, Санкт-Петербург. Фотография: Ирина Раскина / Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В ХХ веке несколько раз меняли планировку Михайловского сада, в итоге сделали его меньше и засыпали часть прудов. Но в 2001 году саду вернули тот вид, в каком его спроектировал Карл Росси. По периметру восстановили аллеи во французском стиле — с четкой строгой геометрией и подстриженными кронами деревьев. Такой тип парка часто называют регулярным. В центре сохранился английский пейзажный сад, для которого характерны свободная планировка, естественные формы растений и ландшафта.
Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала Государственный Русский музей
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl
Контактная информация
Время работы Русского музея: с 10 до 17, во вторник он не работает.
Если боитесь очередей, то лучше не ходите туда в понедельник. В этот день закрыт Эрмитаж и все туристы идут сюда.
По словам сотрудников музея, в эти дни меньший поток туристов.
Еще одна маленькая хитрость: со стороны корпуса Бенуа есть еще одни билетные кассы, но о них почему-то мало кто знает. Там очередь значительно меньше. Но экспозицию музея придется смотреть в обратном хронологическом порядке (то есть от авангардистов к древним иконам).
Стоимость билета для взрослых граждан РФ— 250 рублей, для студентов — 150 рублей.
За 600 руб. (льготный — 300) можно купить билет на три дня. В его цену входит посещения всех пяти корпусов.
Интерьер
Отделочные работы внутри здания продолжались почти три года. Для отделки интерьера на основе строго отбора приглашались лучшие декораторы и мастера по работе с деревом, камнем и металлом. Мебель, обои и ковры заказывались в Париже, все чугунные изделия изготавливались на Литейном заводе.
Великокняжеская чета была восхищена полученным результатом! Дворец поражал воображение убранством редчайшей красоты и уникальности. Крарский мрамор, искуснейшая лепнина – всё во дворце говорило о богатстве его хозяев и искусности мастеров. Стены залов были покрыты серебряными и золотистыми обоями. Паркетные полы были изготовлены из ценнейших пород дерева таких, как красное, чефразовое, сахардановое, фиолетовое, чёрное, пальмовое. Одна квадратная сажень такого паркета стоила 160 рублей.
У главной лестницы стояли статуи львов, специально отлитые для дворца. Они были точной копией скульптур 16 века, найденных в Риме при раскопках.
Уникальные резные панно, мраморные скульптуры, коринфские колонны, изразцовые печи, резная мебель красного дерева, фарфоровые вазы и хрустальные люстры.
Как будто предвидя своё музейное будущее, Михайловский дворец собирал в своих стенах редчайшие и красивейшие работы русских паркетчиков, резчиков по дереву, скульпторов и художников.
Что надо знать о музее
Все картины Государственного Русского музея созданы русскими художниками (или художниками, которые проживали на территории России) — от древних домонгольских икон (конечно же авторства Андрея Рублева, Дионисия и Семена Ушакова) до живописи второй половины XIX века и современного искусства.
В самых крупных залах Михайловского дворца представлены полотнами членов Императорской Академии Художеств, в залах поменьше можно увидеть картины передвижников (знаменитая живопись Репина, Сурикова, Саврасова, Шишкина, Васнецова, Левитана и так далее).
В корпусе Бенуа (пристройка Михайловского дворца) хранится прославленный русский авангардизм. К сожалению, именно на нем и заканчивается композиция русского музея.
Сотрудники музея часто устраивают лектории, встречи с историками и интересными людьми, сотрудничают с лучшими художественными собраниями и курируют работу около 700 музеев по всей России.
Картины Врубеля
Впечатление от экспозиций, представленных в картинной галерее, будет неполным без мрачных и внушительных полотен первого русского символиста Михаила Врубеля.
В первую очередь следует обратить внимание на его картину по русским сказкам: «Богатырь». Типичное для Врубеля искажение пропорций не выглядит гротескно, а подчеркивает силу и простоту русского былинного персонажа
Интересен факт, что мастер нарисовал картину сразу на холсте, без подготовки, набросков и эскизов
Типичное для Врубеля искажение пропорций не выглядит гротескно, а подчеркивает силу и простоту русского былинного персонажа. Интересен факт, что мастер нарисовал картину сразу на холсте, без подготовки, набросков и эскизов.
В стенах музея хранится и незаконченная картина демонического цикла мастера: «Летящий демон». По мнению многих людей его времени, именно углубление в этот цикл картин привели художника к душевным мукам, а впоследствии и к сумасшествию.
История коллекции
Коллекция стремительно росла. Уже через десять лет существования музея она увеличилась в два раза. Произведения приобретались на средства из государственного бюджета, специально выделенные для этой цели. Также музей принимал финансовые пожертвования, которые, согласно императорскому указу, расходовались на пополнение коллекции.
В послереволюционное время собрание музея стало увеличиваться еще быстрее. В него поступало большое количество национализированных произведений искусства. В 20-е годы XX века была открыта новая экспозиция, в которую вошли работы авторов того периода времени.
В середине 20-х годов музейное собрание уже насчитывало три тысячи шестьсот сорок восемь картин. На этом стремительный рост коллекции не закончился: произведения искусства в огромном количестве продолжали поступать в музей. Возникла необходимость расширения экспозиционных площадей, что и было сделано в 30-е годы XX века.
В начале 40-х годов, в военное время, большая часть музейного собрания была эвакуирована в Пермь (тогда этот города носил название Молотов). Было вывезено более семи с половиной тысяч экспонатов, являвшихся наиболее ценной частью музейного собрания. Оставшиеся произведения искусства были тщательно упакованы и размещены в подвальных помещениях здания. Ни один из этих экспонатов не пострадал. Эвакуированные произведения искусства по окончании войны также были благополучно возвращены в музей. В первый же послевоенный год открылось несколько новых экспозиций. С середины 50-х годов XX века пополнение музейного собрания стало проводиться в соответствии с определенным планом, оно лишилось всякой спонтанности и хаотичности, став более целенаправленным.
В начале XXI века территория музея вновь расширилась: ее частью стал Летний сад вместе с находящимися в нем зданиями и мраморными изваяниями (в саду насчитывается более девяноста скульптур).
Рождение Русского музея
Императорский указ о создании музея был издан в середине 90-х годов XIX столетия. Согласно положению о музее, предметы, вошедшие в его коллекцию, не могли больше передаваться ни в какое иное учреждение, навсегда оставаясь музейной собственностью. Правила отбора единиц хранения были весьма строгими. Особенно эта строгость касалась произведений авторов конца XIX века (то есть, живший и творивших в период открытия музея). Управляющий новым музеем должен был непременно принадлежать к императорской фамилии. Все эти правила подчеркивали особый, исключительно высокий статус музея.
Его официальное открытие состоялось фактически на границе двух столетий (в конце 90-х годов XIX века). Тогда же в музей поступило несколько сотен картин. Императорская Академия художеств передала сто двадцать две картины; из Эрмитажа поступило восемьдесят картин; Зимний дворец и два пригородных дворца передали девяносто пять картин. Также музей получил несколько произведений из частных коллекций; одной из дарительниц стала княгиня Мария Тенишева, передавшая музею великолепные акварели и рисунки. Так было положено начало знаменитому собранию одного из самых известных музеев мира.
Подведем итог:
Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.
“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.
“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.
“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.
“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.
“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.
“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.
“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.