Рембрандт. картины с названиями и описанием. художник 17 века

Свет

Говорят, что Рембрандт писал свет, свет и еще раз свет. И на самом деле писал. По-разному освещенные группы людей и предметов организуют у него пространство, создавая глубину, привлекают взгляд к центральным персонажам. Вот несколько эскизов Рембрандта к осуществленным и не осуществленным картинам и офорту. Сначала эскиз к эрмитажному «Аврааму». Главным тут стала игра освещенного и затененного – свет за ангелом, освещенные голова и рука Авраама и, наконец, Исаак уже весь из света, что подчеркивается темной линией тени на земле. Все прочие детали не столь и важны (а потому и не уточнены), они были изменены и на эрмитажной картине, и на ее вольной копии из Мюнхена.

9 Рембрандт Жертвоприношение Авраама ок. 1634-1635, Британский музей, Лондон, 19.5х14.7 см.

На эскизе «Оплакивания» опять почти никаких литературных деталей, а лишь определены темные и светлые пятна.

10 Рембрандт Оплакаивание Христа ок. 1634-1635, Британский музей, Лондон, 21.6х25.4 см.

Рисунок этот несколько раз перерабатывался, перекраивался, разрезался, накладывался на больший лист, добавлялись и убавлялись куски бумаги (всего их 16!). Это можно увидеть на рентгеновском снимке.

11 Рентгеновский снимок № 10.

Все это подготовительная работа для гризайли (№ 12), с которой предполагалось сделать офорт. Живописный же этот эскиз для гравюры тоже давался нелегко, и его пришлось составлять из нескольких частей. Офорт же никогда не был исполнен.

12 Рембрандт Оплакивание Христа ок. 1635, Национальная галерея, Лондон, 31.9х26.7 см.

Когда Рембрандт хотел (а он не всегда хотел), то работал много и серьезно, делал эскизы, искал варианты решений, изменял и переписывал уже готовую живопись. Если сравнить законченные картины и наброски композиции, то нет ни одной (!) работы в точности повторяющей эскиз. Именно поэтому «Видение Даниила» (из Берлина) перестали считать Рембрандтом: композиция там буквально повторяла эскиз (из Лувра), а у Рембрандта такого быть не может. Ну, в общем-то да, обычно художник не будет копировать и переносить небольшую графику на большой холст. Всегда нужны будут поправки и изменения. Рисунок это лишь начало обдумывания картины.

Еще один эскиз. «Святое семейство»

Опять свет тут самое важное, сразу замечаешь солнечное окно и лишь потом частично освещенные фигуры

13 Рембрандт Святое семейство в плотницкой ок. 1647, Британский музей, Лондон, 18.4х24.6 см.

В ученики к Рембрандту как раз шли за умением объединять композицию и строить пространство при помощи света и тени. Вот один из примеров.

14 Gerbrand van den Eeckhout Проповедь святого Павла в Афинах ок. 1635-1640, Британский музей, Лондон, 18х20.7 см.

Рисунки

Рембрандт, за исключением последних десяти лет жизни, много рисовал. Иногда это этюды к будущим картинам или гравюрам, но есть среди рисунков и совершенно самостоятельные работы. До 1640-х годов художник предпочитал красный и чёрный мел, но позже стал использовать тушь («Эскизы голов» 1666 год). В ранние годы Рембрандт рисовал птичьим пером, затем его сменило тростниковое перо — оно позволяло писать мягче и шире, сближаясь в этом с кистью. Художник часто подкрашивал свои рисунки разведенной тушью — примером может служить «Шах Джехан с соколом на лошади». На рисунке изображен правитель Могольской империи, построивший знаменитый Тадж-Махал.

Эти беглые зарисовки отличаются от тщательно прописанных образцов, характерных для картин Рембрандта. Впрочем, тщательность отделки вовсе не засушивает его полотна — они и сейчас поражают зрителя своей необычайной свежестью. Художник всегда старался увидеть предметы и людей в новом, необычном, ракурсе. Настолько необычном, что по поводу некоторых его произведений исследователи, признавая, что имеют дело с несомненно шедеврами, до сих пор никак не остановятся на какой-то одной трактовке, которая устроила бы всех.

Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида

Во второй книге Царств можно прочитать о царе Давиде, который гулял по крыше своего дворца и увидел в купальне обнаженную женщину, которая мылась.

Давиду захотелось ей обладать, и он спросил у слуг, кто она. Ему ответили, что это дочь Елиама, жена одного из самых храбрых войнов Урии Хеттеянина, которую зовут Вирсавия.

Но Давида это не остановило. Он велел ее привести в свои покои, спал с ней, а потом, беременную, вернул мужу, обрекая на верную смерть.

Обычно художники изображали тот момент, когда царь увидел женщину и влюбился в нее. Но Рембрандт на картине «Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида» запечатлел ее в купальне с письмом. Она влюблена, что придает ее лицу мечтательное выражение.

Тысячи художников писали обнаженных женщин, но Рембрандт единственный смог сделать тело одухотворенным, показать не предмет вожделения, а объект сочувствия.

Переезд в Амстердам

В 1631 году Рембрандт ван Рейн уехал в Амстердам – за впечатлениями, опытом и публикой. Здесь его захватывает исследование человеческой мимики – он создаёт десятки этюдов, на которых женские и мужские лица выражают разные чувства. С этого времени портреты Рембрандта как отдельная страница его искусства приобретают особый смысл с точки зрения оттачивания мастерства и как довольно привлекательное, коммерчески выгодное умение – состоятельные горожане всё чаще делают заказы. Слава о незаурядном мастере растёт.

Привлекает художника и собственная персона – модель всегда под рукой и готова позировать. Жанр автопортрета позволяет особо скрупулёзно исследовать мимику, жесты и передаваемые эмоции. Наряжаясь в восточные костюмы и принимая замысловатые позы, Рембрандт неустанно стремится к совершенству. Корча физиономии, выражая то удивление, то испуг, то радость, причём в разной степени, старается в рисунке добиться наибольшей выразительности. Лицо – зеркало души, это художник осознал давно.

«Ночной дозор» и закат популярности

В 1642 году умирает Саския. И в этом же году Рембрандт заканчивает картину «Ночной дозор», которая как бы знаменует окончание его творческой карьеры. Именно карьеры, а не пути, так как Рембрандт продолжает создавать произведения искусства. Просто они больше не восхищают и поражают общество.

Общество требовало чего-то другого, похожего на искусство других стран. Оно хотело барокко с бурными эмоциями и монументальными произведениями, идеально созданными отполированными портретами. Общество смущалось при виде слишком реалистичного изображения, не понимало такое углубленное изучение света в противовес яркому цвету, ему было непонятен интерес к простому и обыденному. Рембрандт разрывает связь с высшими кругами буржуазии, он становится отшельником в мире искусства.

«Ночной дозор». Картина, написанная по заказу амстердамских стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенберга. Групповой портрет. Казалось бы, что не так? А не так оказалось все, по мнению публики.

Дело в том, что эта картина мало похожа на групповой портрет, на тот, который ожидали увидеть заказчики. Это скорее сюжетная картина, где происходит какое-то действо, в которое вовлечены все изображенные. Рембрандт хотел показать коллектив людей, увлеченных своим делом, людей, сплоченных вместе и вместе переживающих какое-то событие. Это целая история, разворачивающаяся на наших глазах. Кроме того, художник изобразил посторонних людей на групповом портрете стрелковой роты, для того, чтобы добавить в картину реалистичности.

Заказчики были поражены и оскорблены. Кто-то вообще не мог найти себя на картине в изображенной толпе. Все ожидали совершенно другого от гениального художника. Никому не нужен был реализм, действие, сюжет и потрясающая передача света. Необходимо было просто изобразить однотипный групповой портрет, где все с каменными лицами смотрят вперед, где идеальность встает на пути у естественности, где холст как будто отполирован, а не испорчен густыми резкими мазками. Все ожидали совсем не того.

Слава Рембрандта меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.

Техника и стиль

Особенностью манеры живописца стало то, что он произвел слом привычных жанровых границ. Многие «жемчужины» Рембрандта просто не вписываются в привычные каноны. Зачастую он начинал писать их с заднего плана, а потом переходил к основным персонажам и ракурсу.

Чтобы достичь эффекта контраста светотени, второстепенные теневые зоны композиции делались прозрачными, тогда как основа писалась максимально плотной

Мастеру виртуозно удавалось фокусировать внимание зрителей на главных фрагментах, а маловажные детали уходили в тень. Не всегда возможно понять, каким образом голландец добивался такой необычной текстуры своих лучших работ

Даная

Из прочих «хитростей» Рембрандта исследователи называют следующие приемы: варьирование грунтовки холста, царапанье невысохшей краски обратным концом кисти – например, при прорисовывании волос.

На некоторых полотнах проявлялась так называемая «лепка», когда художник густо наслаивал краску небрежными мазками, добиваясь максимальной объемности.

Детство и юность

Начало 17 века было спокойным для Нидерландского государства, которое обрело независимость республики в момент революции.  В стране развивались промышленное производство, сельское хозяйство и торговля.

В  старинном городе Лейдине, находящемся в провинции Южная Голландия, в домике на Ведештеге прошло детство Рембрандта, родившегося 15 июля 1607 года.

Мальчик рос в многодетной семье, в которой был шестым ребенком. Отец будущего художника Хармен ван Рейн был состоятельным человеком, владевшим мельницей и солодовней. Помимо прочего в имуществе ванн Рейна было еще два дома, а также он получил значительное приданое от жены Корнелии Нелтье, поэтому большая семья жила в достатке. Мать будущего художника была дочерью пекаря и разбиралась в кулинарии, поэтому семейный стол изобиловал вкусными яствами. 

Несмотря на достаток, семья Хармена жила скромно, соблюдая строгие католические правила. Родители художника даже после Нидерландской революции не изменили своего отношения к вере.

Рембрандт трепетно относился к своей матери в течение всей жизни. Это выражается в портрете, написанном в 1639 году, на котором изображена мудрая старушка с добрым и немного грустным взглядом.

Семейству были чужды светские мероприятие и роскошная жизнь состоятельных людей. Стоит предположить, что по вечерам ван Рейны собирались за столом и читали книги и библию: так делало большинство нидерландских граждан во времена «Золотого века».

Ветряная мельница, которой владел Хармен, находилась на берегу Рейна: перед взором мальчика открывался красивый пейзаж лазурной реки, которую освещают лучи солнца, пробирающиеся сквозь небольшое окошко постройки и проходящие сквозь туманы мучной пыли. Возможно, за счет детских воспоминаний будущий художник научился искусно владеть красками, светом и тенью.

В детстве Рембрандт рос наблюдательным мальчиком. Просторы улиц Лейдина давали источники вдохновения: на торговых рынках можно было встретить непохожих друг на друга людей разных национальностей и учиться набрасывать их лица на бумаге.

Первоначально мальчик ходил в латинскую школу, но учеба его не интересовала. Юный Рембрандт не любил точные науки, отдавая предпочтение рисованию.

Детство будущего художника было счастливым, так как  родители видели увлечения сына, и, когда мальчику исполнилось 13 лет, его отдали обучаться к нидерландскому художнику Якобу ван Сваненбургу. Из биографии первого учителя Рембрандта известно мало, у представителя позднего маньеризма не сохранилось огромного художественного наследия, из-за чего проследить влияние Якоба на формирования выработки стиля Рембрандта практически невозможно.

В 1623 году юноша отправляется в столицу, где вторым его учителем становится живописец Питер Ластман, обучавший Рембрандта полгода живописи и гравюре.

Рембрандт

Рембрандт сейчас стал самОй голландской живописью. В такой мере, что весь исторический жанр иногда делят на маньеристов, предваряющих истинно голландскую школу, на эпизодически-нехарактерных для Голландии караваджистов, на пре-рембрандистов, на самого Рембрандта, на его учеников-последователей, на выродившихся и предавших голландскую суть классицистов и, наконец, на случайных одиночек. Согласно этой картине мира, после Рембрандта и его апостолов голландская школа перестала существовать.

Конечно, не так, это всё та же вариация песни на тему «гений, гений». Рембрандт был одним из многих. Ему выпало около десяти лет амстердамской славы, потом пристрастия общества сменились. Другие художники входили в моду, оказывались горячими, великими, желанными, но в свою очередь и они остывали… надоедали… Становились историей искусств. Среди этой толпы «бывших» Рембрандт всегда оставался важнее других. Слава его шла по Европе волнами, в середине 19 века цены на его картины стали необычайно высоки, свободная широкая манера письма Рембрандта пришлась по вкусу художникам нового стиля, а голландский национализм нашел в нем своего героя. С тех пор солнце его не заходило и до сих пор светит коричневым светом. Ох, затруднительно писать о гении, когда он и в самом деле хороший художник…

Что собою представлял Рембрандт, понять нелегко, каждый крупный знаток представляет его по-своему, на то они и крупные, чтобы мнения других считать неважной мелочью. Полагаться же на диссертации, кураторов, каталоги и мнения не стоит

Рембрандт из автора картин превратился в голландскую национальную и музейную общемировую истерику, в курицу с золотыми яйцами, а еще в СВЯТЫНЮ, которую нельзя трогать и обсуждать людям, не прошедшим все тридцать три искусствоведческо-масонских градуса и не достигшим степени великого державного генерального инспектора.

В рассказе о Рембрандте надо освободиться от обязательного восхищения и рассказывать не только, чем он хорош, но и чем плох. Надо показать отличия Рембрандта и его школы от художников-соседей. Придется еще все время говорить об атрибуциях Рембрандта, которые давно стали конфузящим искусствоведение анекдотом, но все равно без них никуда.

Религиозные образы

Второе место после портретов в наследии Рембрандта занимают картины на религиозные темы. Что же касается подобных гравюр и рисунков, то они количественно даже превышают портретные зарисовки художника. Столь выраженный интерес к религиозным сюжетам объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта — спрос на такие произведения в тогдашней Голландии, где преобладали протестанты, был невелик. Если не считать художников Утрехта, главного католического центра в Нидерландах, Рембрандт был, по всей видимости, единственным голландским живописцем, регулярно обращавшимся к библейской истории. Именно она вдохновила художника на создание «Пира Валтасара», около 1636-1638 года и ряда полотен, иллюстрирующих важнейшие события Библии, включая несколько «портретных» изображений Христа.

МАСТЕР «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

Гений Рембрандта настолько ярок, что художник признан не только выдающимся голландским живописцем XVII века, но и одним из величайших художников всех времён и народов.

Основу наследия Рембрандта составили портреты и картины на религиозные темы. Но список жанров, в которых он работал, этим далеко не исчерпывается. Художник писал исторические, мифологические и аллегорические полотна, пейзажи, жанровые сцены и натюрморты. Некоторые из картин Рембрандта настолько оригинальны, что не вписываются в традиционную жанровую систему. Кроме этого, Рембрандт был превосходным гравёром и рисовальщиком. Если переходить на цифры, то он оставил нам около 400 картин, почти 300 гравюр и более 1000 рисунков.

Под руководством своего первого наставника, Якоба ван Сваненбюрха, Рембрандт освоил лишь азы мастерства. Истинным учителем он считал Питера Ластмана (1583-1633). В молодости Ластман побывал в Италии, где навсегда влюбился в работы мастеров эпохи Ренессанса. Он считал, что для создания великой картины требуется, прежде всего, значительный исторический или мифологический сюжет. Рембрандт тоже любил сюжетную живопись, чем отличался от большинства своих голландских современников, привязанных к окружающей жизни. Особенно его привлекала библейская история, которую он знал буквально наизусть.

Личная жизнь

В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.

В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.

Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот,  уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.

Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.

Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.

Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.

Примечания и ссылки

  1. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 26-27, кат. 1
  2. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 28-29, кат. 2
  3. , стр.  54, 114.
  4. , стр.  114.
  5. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-Arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 32-35, кат. 3
  6. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 39-41, кат. 5
  7. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 36-38, кат. 4
  8. , стр.  86, 114.
  9. Под редакцией Эммануэль Брюжероль, Рембрандт и его окружение, Блокноты 23 , Beaux-arts de Paris les éditions, 2012-2014, стр. 42-44, кат. 6
  10. , стр.  5, 114.
  11. , стр.  8, 114.
  12. , стр.  9, 114.
  13. ↑ и , стр.  28, 114.
  14. , стр.  111, 114.
  15. , стр.  58, 114.
  16. , стр.  63, 114.
  17. , стр.  75, 114.

Гравюры

Рембрандт был выдающимся гравёром. Техника гравюры появилась в начале XVI века, и он стал первым художником, оценившим её огромные возможности. Гравюра «Доктор Фаустус» демонстрирует зрителю эти возможности, дающие право гравюре соперничать с «полноценной» картиной. Для создания гравюры на металле металлическая пластина покрывается слоем кислотоустойчивого лака, который затем процарапывается иглой. Готовую пластину опускают в кислоту,вытравливающую процарапанное изображение. Остальные части гравюры при этом остаются защищенными слоем лака. Затем лак счищают, смазывают пластину типографской краской и помещают в типографский пресс, делая её отпечаток на бумаге. Другой гравировальный метод — создание изображения непосредственно на металле, не покрытым лаком. Такая техника называется «сухой иглой». Рембрандт часто совмещал обе техники в пределах одной гравюры, но есть у него и несколько работ, выполненных исключительно «сухой иглой».

И это далеко не полная характеристика эволюции Рембрандта. Менялся сам художественный мир, эволюционировала вся система в совокупности составляющих её элементов. Ещё несколько примеров. Его ранние картины построены на принципе активного действия, борьбы, а поздние, в большинстве своём, — созерцательны. На ранних автопортретах художник изображает себя в картинных позах и необычных роскошных нарядах, поздние же лишены этой театральности. С годами Рембрандт всё меньше интересуется отделкой поверхности картины, сосредоточиваясь на характерах людей и их внутренних переживаниях.

Всё это роднит Рембрандта с ведущими художниками XX века. Современники же художника, как водится, страдали некоторой эстетической слепотой. Уже при жизни Рембрандт был хорошо известен — славу ему принесли его портреты и гравюры. Они пользовались спросом, но при этом далеко не все считали Рембрандта большим мастером. Некоторые критики находили его зрелый стиль слишком грубым. Их смущало то, что художник творит без оглядки на классические образцы «высокого искусства», а его принципиальный отказ от рафинированной техники раннего периода вызывал лишь недоумения. Известно высказывание, описывающее картины Рембрандта как «навоз, стекающий с холста через раму». Уже в XIX веке Майкл Брайан в классическом для своего времени «Справочнике по художникам и гравёрам», 1816 год, писал о Рембрандте: «Его фигуры примечательны, прежде всего, не своей красотой, а искажениями; они выглядят скорее вульгарными, чем грациозными».

Автопортреты

Сохранилось около 30 автопортретов Рембрандта. Мы представляем здесь следующие полотна, исполненные в этом жанре: «Автопортрет» 1629 года, «Охотник на выпей» 1639 года, «Автопортрет» 1655 года. Кроме того, художник запечатлел самого себя на дюжине рисунков и двух дюжинах гравюр. Наконец, Рембрандт часто вставлял свои автопортреты в картины, написанные по библейским сюжетам. Особенно много автопортретов он создал на раннем этапе (до конца 1630-х годов), хотя автопортреты описывают почти всю жизнь художника. Беднее всего в этом ряду представлены 1640-е годы, когда художник переживал одно несчастье за другим. В такой ситуации ему было просто не до автопортретов.

Слава и успех

Рембрандт живет в Амстердаме. Он богат и знаменит – каждый уважаемый и знатный бюргер хочет портрет кисти Рембрандта. И даже не очень знатный – портрет нужен всем.

Заказчики хотели видеть себя в портретах. Им не нужна была идеальность и четкость

При этом, для подчеркивания важности и знатности, большое внимание в портретах уделялось одежде и аксессуарам. Точное и детальное изображение украшений, атрибутике общественного положения или же профессии. То есть ценилось скрупулезное изображение внешнего вида, а также реалистичное лицо с возможными несовершенствами

Все то, что гениально удавалось воплотить Рембрандту

То есть ценилось скрупулезное изображение внешнего вида, а также реалистичное лицо с возможными несовершенствами. Все то, что гениально удавалось воплотить Рембрандту.

Урок анатомии

В Голландии групповой портрет был популярен. В общественной жизни бюргеров создавались многочисленные групповые организации, относящиеся к разным профессиям. И, естественно, все хотели сохранить в памяти состав своих участников.

Интересно то, как подходил Рембрандт к изображению групповых портретов. Он не выделял кого-либо из героев картины: они все находятся на одной линии. У него было стремление погрузить портретируемых в их среду обитания, предельно точную и детально описанную

То есть, важно было показать то, чем они занимались, поместить их в привычный интерьер, наделить картину теми предметами, которые бы как нельзя лучше описали происходящее

Поэтому «Урок анатомии доктора Тульпа» принес Рембрандту небывалую славу и всеобщее признание.

Герои картины не смотрят на нас, они слишком увлечены тем, что происходит вокруг. Это реальная действительность, а не постановочное изображение: кто-то задумчив, кто-то удивлен, кто-то увлечен действием и не замечает ничего вокруг

При этом, каждому герою уделено максимальное внимание. А свет! Вот он свет, непонятно откуда светящий, тот самый, который каждый раз поражает воображение

Саския ван Эйленбюрх

В 1634 году Рембрандт ван Рейн женится на Саскии ван Эйленбюрх – дочери местного бургомистра и адвоката Ромбертуса ван Эйленбурга.

Саския принесла в жизнь Рембрандта не только материальное благополучие, но и новый творческий порыв, желание писать больше и лучше. Естественно, заказов было много, денег было невероятное количество.

В 1641 году Саския родила Рембрандту сына – Титуса ван Рейна.

Рембрандт начинает создавать свою собственную коллекцию произведений искусства. Внимательно изучает искусство Италии, особенно работы Караваджо. Экспериментирует со светом. И создает бесконечные картины с Саскией.

Саския. Любовь Рембрандта к ней полна нежности, искренности и страсти: в каждом движении, во взгляде и легкой улыбке, Ван Рейн черпал силы и вдохновение. Портреты Саскии — это чувственность образа Флоры, страстность и игривость в портретах, роскошь и богатство в каждой детали одежды и украшений.

В этот период творчества Рембрандт изображает библейские и евангельские сюжеты, а также продолжает писать портреты на заказ, ведь их становится все больше и больше.

Посмотрите, как со временем меняется передача изображения героев и атмосферы, как цвета заменяются томным светом, как богатое одеяние теряется, на первый план выступает реалистичность и романтическая эмоциональность. Присутствует некая тревожность в пейзаже. И колоритность, такая некричащая, а скорее таинственная.

В это время активной творческой деятельности (1631-1642) Рембрандт создал те произведения, которые входят в фонд мирового искусства. После этого бурного всплеска известности и признания, счастливой семейной жизни, покупки дорогого дома и большой расточительности, карьера Рембрандта, как и его жизнь, стремительно несется вниз.

Симон с Иисусом

В Евангелии от Луки можно прочитать о благочестивом праведнике Симеоне Богоприимце. Когда родители Иисуса принесли его в храм, чтобы по традиции принести жертву за младенца мужского пола, они там встретили Симеона.

Он по вдохновению пришел в храм, произнес благословения и сказал пророческие слова Марии. Считается, что сразу после этих событий Симеон умер.

Именно этот момент изобразил художник в своей картине «Симон с Иисусом». Старец трепетно держит Христа, а Дева Мария смотрит на младенца с грустью.

Эта картина была написана в год смерти Рембрандта. Но, несмотря на то, что он был болен и держал кисть в дрожащей руке, его произведение получилось гениальным. Он смог передать чувства старца, который знал о свой предстоящей смерти.

На пути к цели

Более опытный Питер Ластман (учился в Италии) стал следующим наставником молодого дарования. На его уроках в Амстердаме Рембрандт осваивает мифологические и библейские сюжеты. Здесь, в столице, он находился с 1623-го по 1627 год. Столь длительные занятия у Ластмана оказали существенное влияние на формирование стиля Рембрандта на том этапе жизни – он пишет ярко, контрастно, красочно, облачая героев картин в необыкновенные наряды и увешивая их драгоценностями. Тяготение к визуальному украшательству и особенное отношение к одежде персонажей Рембрандт сохранит на всю жизнь.

По возвращении в Лейден уверенный в своих силах художник открывает свою мастерскую (совместно с другом и коллегой Яном Ливенсом). Набор учеников, успешные занятия с ними внесли вклад в рост репутации молодого и решительного художника. У многообещающего живописца появились первые заказы, в том числе от лиц, приближённых к королю. Работы Рембрандта того периода сравнивали с произведениями Рубенса.

Техника и картины

Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.

Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.

На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году,  лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.

Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.

Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.

Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.

Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.

«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.

Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.

Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.

Классическая история и мифология (вставка)

Сюжеты из древней истории и мифологии довольно редко встречаются на полотнах Рембрандта, хотя при этом некоторые из них пользуются большой известностью (например «Даная»). Сюда же относится три портрета исторических персонажей (это Александр Великий, Аристотель и Гомер), написанные Рембрандтом в конце жизни для сицилийского коллекционера дона Антонио Руффо. Для амстердамской ратуши Рембрандт создал картину «Заговор Юлия Цивилиса», 1661 года, воспроизводящую эпизод из древней истории Нидерландов — антиримский заговор в 69 году до нашей эры. По неизвестным причинам картину убрали из ратуши в 1663 году, к тому же сильно обрезав по краям. Впрочем, последнее мог сделать и сам Рембрандт, посчитав, что в таком виде будет легче её продать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: