Адольф менцель

Поздние годы

Джованни Болдини

Картины, которые были доступны публике, получили признание не только в пределах Германии, но и из французского авангарда : Эдгар Дега восхищался и копировал его работы, называя его «величайшим из ныне живущих мастеров», и Луи Эдмон Дюранти писал о своем искусстве:

Одним словом, этот человек везде независим, искренен, с ясным видением, решающей нотой, которая иногда может быть немного жестокой…. Будучи совершенно здоровым, он страдает неврозом правдивости….. Человек, измеривший с помощью компаса пуговицы на униформе времен Фредерика, когда речь идет об изображении мода Обувь, жилет или прическа не являются приблизительными, но целиком, в их абсолютной форме и без малости средств. Он кладет туда все, к чему призывает персонаж (объекта). Свободный, крупный и быстрый в своем рисунке, ни один рисовальщик не может быть столь категоричным, как он.

Несмотря на декларируемое отчуждение Мензеля от других, его известность влекла за собой социальные обязательства, и в 1880-х годах поэт Жюль Лафор описал его. как «не выше сапога кирасира-гвардейца, украшенного подвесками и орденами, не пропускающего ни одной из этих партий, движущихся среди всех этих персонажей, как гном и как величайший ребенок-ужас для летописца». В Германии он получил много наград, а в 1898 году стал первым художником, принятым в Орден Черного Орла ; благодаря получению Ордена Менцель был возведен в дворянство, став «Адольфом фон Мензелем». Он также был членом Академии изящных искусств в Париже и Королевской академии в Лондоне. После его смерти в 1905 году в Берлине организацией его похорон руководил кайзер, который шел за его гробом.

Картина «Железопрокатный завод»

Мотивами огня и сумрака пронизана и картина Адольфа Менцеля «Железопрокатный завод». Это первое в мировой живописи полотно, рисующее большое промышленное предприятие, «не только шедевр, но и подвиг Менцеля» (Стасов). Даже синтаксис замечательного описания Стасова передает впечатление хаоса, лабиринта, едва ли не современных джунглей: «У него тут на сцене словно какой-то лес: висящие от светящегося вверху стеклянного потолка вниз по полу ремни, приводы, цепи, упирающиеся вверх тонкие чугунные столбы и столбики, зубчатые колеса, тут и там, повсюду, крючья и веревки образуют словно дремучую чащу лесную, сквозь которую еле могут пробираться рабочие в длинных кожаных фартуках, черные, как арапы, и двигающие огромными железными кочергами, клещами и ухватами в раскаленных горнах, дышащих огнем, точно красный ад среди мрака… Сотни людей виднеются вдали в просветах пламени… Это настоящая кузница циклопов, но нынешних, правдивых, не выдуманных и не идеализированных».

О «циклопах современной техники» говорил и сам Менцель. Это, конечно, не случайное совпадение. Менцель досконально изучал натуру («Я находился в постоянной опасности быть прокатанным вместе с металлом. Неделями… стоял я там между гудящими маховыми колесами и ремнями и пылающими блоками и делал зари¬совки»), но не фотографировал ее.

Работающих и отдыхающих людей Менцель изображает по-разному. Отдыхающие рабочие, отирающие пот или пьющие ледяную воду,— вызывают непосредственное сочувствие Менцеля. Это плач над красотой человеческого тела, поруганной бесчеловечным Молохом. Иное чувство вызывают у него фигуры работающих людей: атлетические позы, напряженные мускулы, руки, словно бы сросшиеся с тачками. Кружение во мраке вокруг огня…

Тревогой, как-то связанной с огнем, насыщено это полотно. Однако теперь эта тревога значительно конкретнее, чем в цикле о Фридрихе. Мешая, как и там, настоящее и прошлое, Менцель открывает здесь для себя еще одно измерение: будущее. «Железопрокатный завод» — картина-свидетельство, но не только. Это картина о тяжелой жизни и великой силе народа. По глубине и актуальности решения темы Менцель в этой картине превзошел себя. Вероятно, поэтому она остается лучшим его произведением.

В. АЛЕКСЕЕВ, из журнала «Семья и школа», 1968 год

Легенда 6. Кричал «Heil Hitler!» и вообще все время орал, был сумасшедшим, сатанистом и оккультистом

Вердикт: это неправда.

Адольф Гитлер позирует. Фотография Генриха Гофмана. 1930 год

Облик «бесноватого фюрера» основан на кинохронике, где Гитлер кричит с трибуны малопонятные фразы и вскидывает руку. На митингах он дей­стви­тельно выкрикивал слово «хайль» — официальное приветствие нацистов, но без своей фамилии. Кроме того, трясущимся, орущим истериком с безумными глазами Гитлер предстает в художественных фильмах. Так, по свидетельствам очевидцев, фюрер действительно выглядел в последние месяцы войны, однако до этого он вел себя совершенно иначе. 
Что касается сумасшествия, то к концу войны Гитлер страдал ипохондрией, но психиатрических диагнозов врачи ему не ставили. Скорее он был фана­ти­ком с безумной верой в идеологию национального социализма, в сакральную силу крови «арийской расы» и необходимость ее «очищения».

Наконец, если говорить об оккультизме, то свидетельств о том, что Гитлер принадлежал к подобного рода обществам, нет. Скорее к ним имели отноше­ние его сподвижники: Рудольф Гесс и Ганс Франк входили в мюнхенское общество Thule-Gesellschaft Рудольфа фонЗеботтендорфа  Thule-Gesellschaft («Общество Туле») — немецкое оккультно-историческое общество., Гесс и Генрих Гиммлер увлекались астрологией, разрабатывали особые ритуалы членов ордена СС и покровительствовали организации Ahnenerbe  Ahnenerbe («Наследие предков») — нацистская организация по изучению германской истории и «арийской расы».. Сам Гитлер не терпел конкурентов в борьбе за влияние, и после 1933 года подобные общества были запрещены. Гитлер жестко отсекал всех, кто верил во что-то еще, кроме национал-социализма. 

Путешествие в Италию

Академию молодой художник окончил в 1821 году, после чего попал в Общество поощрения художников. Благодаря этой организации ему представилась возможность поехать в Италию. Карл настоял на том, чтобы вместе с ним поехал его брат Александр, закончивший обучение в том же году.

1821 год ознаменовался еще одним событием. Молодой художник закончил работу над очередным шедевром – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».

В Италию Карл приехал вместе с Александром. Там они изучали произведения мастеров Эпохи Возрождения. Кроме того, их интересовали и более ранние творения местных художников. Карлу Павловичу Брюллову очень понравилась жанровая живопись. Именно под влиянием работ этого направления художник написал свои знаменитые картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». На этих полотнах мастеру удалось очень трогательно изобразить будничные сцены жизни.

Жизнь продолжается

Год спустя 58-летний Шагал увлёкся дочерью британского консула в Америке Макнилл-Хаггарда. Вирджинии было 30 лет, она родила художнику сына Дэвида, но крепкой семьёй пара не стала. После переезда в 1947 году во Францию Вирджиния от Марка ушла к другому, прихватив сына.

Летом 1952 года Шагал женился на Валентине Бродской, дочери богатого фабриканта и владелице модного салона в Лондоне. Вокруг пары ходило множество противоречивых слухов: Вава (прозвище новой жены) стала не музой, а коммерческим директором художника, из-за неё он рассорился с близкими. Но лучшим ответом на слухи будет тот факт, что Шагал вновь много писал, жену в том числе, а значит, пришло вдохновение. Беллу он изображал на фоне Витебска, Ваву – на фоне Парижа.

Личная жизнь

С интересными фактами биографии Гитлера кратко мы ознакомим читателей в этом разделе. Эрих Фромм, известный американский психоаналитик, попробовал проанализировать частную жизнь этого человека, и пришел к выводу, что он страдал некрофилией – повышенным стремлением к чистоте и брезгливостью по отношению к другим людям. И действительно, он не имел настоящих друзей, не считался с мнением окружающих, и использовал их только как средства для своих целей.

Уверяют, что он был вегетарианцем. Но некоторые историки полагают, что Гитлер где-то вычитал, что злоупотребление мясом приводит к проблемам со здоровьем, и поэтому очень ограничил его в своем рационе. Он также ненавидел курение и вел настоящую борьбу с этим явлением.

Сексуальная жизнь Гитлера вызывает множество споров. Нет даже однозначного мнения о склонности к женщинам или к мужчинам. Более того, ставится под вопрос даже то, а была ли она у него – эта сексуальная жизнь. Однако он умел оказывать влияние на женщин, и именно они много лет его поддерживали, и даже частично привели к власти. Они делали огромные взносы в его партию, убеждали своих мужей-политиков оказывать ему содействие. Он всегда вел себя по отношению к женщинам безупречно, даже если они совершали ошибки или преступления.

К собственному браку Гитлер относился отрицательно. Говорят, что он не хотел заводить детей, потому что у него самого в семье был инцест, и он считал, что ребенок может родиться ненормальным. Существует целый список его предполагаемых любовниц, но интимная связь Гитлера с ними подвергается сомнению. Хотя многие женщины пытались из-за него застрелиться или повеситься. Наиболее возможные его любовницы – племянница Гели Раубель (которую сам Гитлер, возможно, и убил в приступе ярости), а также знаменитая Ева Браун, на которой он женился перед самой смертью.

Биография [ править ]

Адольф Менцель — Айзенвальцверк , прокатный стан, 1872–1875 гг.

Карьера

Мензель родился у немецких родителей в Бреслау , Прусская Силезия (ныне Польша ), 8 декабря 1815 года. Его отец был литографом и намеревался обучить своего сына как профессора; однако он не стал препятствовать своему вкусу к искусству. Оставив преподавательский пост, Менцель старший основал литографическую мастерскую в 1818 году. В 1830 году семья переехала в Берлин, а в 1832 году Адольф был вынужден взять на себя литографический бизнес после смерти своего отца. В 1833 году он недолго учился в Берлинской художественной академии , где рисовал по гипсовым слепкам и старинным скульптурам; после этого Мензель стал самоучкой.   Берлина опубликовал свою первую работу в 1833 году, альбом рисунков пером и тушью, воспроизведенных на камне, чтобы проиллюстрировать маленькое стихотворение Гете « Художники Эрденваллен» . Он выполнил литографии таким же образом, чтобы проиллюстрировать Denkwürdigkeiten aus der brandenburgisch-preussischen Geschichte ; Пять чувств и молитва , а также дипломы различных корпораций и обществ.

Эмили Мензель спит , ок. 1848. Бумага, масло, 46,8 × 60 см. Гамбургер Кунстхалле

С 1839 по 1842 год он создал 400 рисунков, в основном представляя Германии технику гравюры на дереве , чтобы проиллюстрировать Geschichte Friedrichs des Grossen ( История Фридриха Великого ) Франца Куглера . Впоследствии он представил Friedrichs der Grossen Armee in ihrer Uniformirung ( Униформа армии Фридриха Великого ), Soldaten Friedrichs der Grossen ( Солдаты Фридриха Великого ); и, наконец, по приказу короля Фридриха Вильгельма IV он иллюстрировал произведения Фридриха Великого ,Illustrationen zu den Werken Friedrichs des Grossen (1843–1849). Художник очень симпатизировал прусскому королю. В одном из своих писем Иоганну Якобу Веберу он сказал, что он намеревался представить монарха как человека, которого ненавидят и которым восхищаются — просто таким, каким он был, другими словами, как человека из народа. Посредством этих работ Менцель подтвердил свое право считаться одним из первых, если не первым, иллюстраторов своего времени в своей собственной линии.

Слава Мензеля пришла из его иллюстраций прусского монарха 18-го века Фридриха Великого

А также стремление к исторической точности и внимание к деталям. Мензель также позаботился о том, чтобы исследовать предметы, которые он рисовал. С 1840 года и далее Мензель стал известен своими небольшими картинами и рисунками

В котором он изобразил свои нестандартные идеи

С 1840 года и далее Мензель стал известен своими небольшими картинами и рисунками. В котором он изобразил свои нестандартные идеи.

Номер с балконом , 1845 г.

Тем временем Менцель также начал изучать без посторонней помощи искусство живописи и вскоре создал большое количество и разнообразие картин. Его картины неизменно демонстрировали острую наблюдательность и честное мастерство в предметах, касающихся жизни и достижений Фридриха Великого, а также в сценах повседневной жизни, таких как « В Тюильри» , «Бальный ужин» и « На исповеди» . Среди тех, что считаются наиболее важными из этих работ, — Железопрокатный завод (1872–1875) и Рынок в Вероне . Когда его пригласили написать картину «Коронация Вильгельма I в Кенигсберге»., он произвел точное изображение церемонии безотносительно традиций официальной живописи.

При жизни Менцеля его картины ценили Отто фон Бисмарк и Вильгельм I, а после его смерти они были использованы в качестве предвыборных плакатов Адольфом Гитлером .

Если эти исторические иллюстрации предвосхитили качество раннего импрессионизма , это такие картины, как французское окно и сад дворца принца Альберта , и окрашены в середине 1840 — х лет, что в настоящее время апеллировать как «среди наиболее свободно наблюдал в середине изображения девятнадцатого века «. Подобные жанровые картины свидетельствуют об ассоциации с французским и английским искусством . Хотя в первую очередь он был прекрасным рисовальщиком, историк искусства Юлиус Майер-Грефе считал его «прото-импрессионистом» живописцем, чья графика ограничивала его живописные возможности. Частные рисунки и акварели, сделанные мертвыми и умирающими солдатами в 1866 году на полях сражений австро-прусской войны , беспощадны в своей реалистичности и были описаны историком искусства Мари Урсулой Риман-Рейхер как «уникальные в немецком искусстве того времени».

Смерть

Адольф Гитлер совершил самоубийство с помощью огнестрельного оружия тогда, когда известие о поражении немецкой армии стало очевидным. В предсмертном письме он все же написал, что умирает с «радостным сердцем». Его радовали «неизмеримые деяния», которые успели совершить его солдаты в течение шести лет в городах Восточной Европы.

Фюрер застрелился в Берлине 20 апреля, когда советские войска находились на подступах к германской столице. Останки Гитлера и его жены были вынесены из здания и сожжены. Позже авторитетные советские специалисты провели экспертизу, призванную подтвердить факт смерти фюрера. Это мероприятие, согласно выводам некоторых более поздних исследований, содержало ряд ошибок. Сей факт впоследствии и породил легенду о том, что Гитлер якобы смог покинуть Берлин и умер своей смертью где-то далеко на одном из малоизвестных островов. Согласно некоторым источникам, подтасовка результатов экспертизы была вызвана желанием Сталина изобразить своего противника, которому он, впрочем, симпатизировал, трусливым преступником. Гитлер якобы принял неприглядную смерть в результате отравления. Ведь застрелиться, по общепринятому мнению, способен лишь доблестный солдат.

Он ушел в небытие, но память о нем осталась навечно. Удивительно, что спустя всего несколько десятилетий национал-социализм смог снова заразить миллионы людей по всему миру, а в антисемитизме в России и сегодня многие не видят ничего преступного.

Легенда 8. Он был гениальным оратором

Вердикт: это правда.

В начале было слово. Картина Германа Отто Хойера. 1937 год

Ораторский талант Гитлера начал проявляться с его приходом в политику. В ДАП Гитлер с самого начала отвечал за пропаганду, каждый день выступая на нескольких митингах. Его ораторские способности проявлялись именно так — в приватной обстановке он производил впечатление не самого интересного собеседника  Э. Ханфштангль. Мой друг Адольф, мой враг Гитлер. Екатеринбург, 2007.. Гитлер обладал вполне заурядным голосом, но говорил всегда эмоционально, наблюдая за реакцией слушателей. Впослед­ствии он будет выступать очень дифференцированно, меняя содержание и тон своих речей в зависимости от аудитории: с военными и промышленниками — спокойно и рассудительно, с толпой — агрессивно и напористо.

Гитлер выработал особый набор поз оратора. Как писал один из его биографов Иоахим Фест, «он изобретательно соединяет постановочные элементы цирка и оперного театра с торжественным церемониалом церковно-литургического ритуала»  Й. Фест. Адольф Гитлер. Биография. Т. 1. Пермь, 1993.. Доказательством ораторского таланта Гитлера служат его выступления перед многотысячными толпами, которые прерывали его речи громовыми раскатами «Хайль!». Его последняя речь прозвучала по радио 30 января 1945 года, когда линия фронтов уже проходила по Германии. 

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

  • Использование в af.wikipedia.org
  • Использование в an.wikipedia.org
    • 15 de marzo
    • Paul Johann Ludwig von Heyse
  • Использование в ar.wikipedia.org
    • بول فون هايس
    • قائمة اليهود الحاصلين على جائزة نوبل
    • قائمة المسيحيين الحاصلين على جائزة نوبل
    • مستخدم:Khaled ben sul/ملعب
    • ادولف فون كرونر
  • Использование в arz.wikipedia.org
  • Использование в azb.wikipedia.org
  • Использование в az.wikipedia.org
    • Paul fon Heyze
    • Yəhudi Nobel mükafatı laureatlarının siyahısı
  • Использование в be-tarask.wikipedia.org
  • Использование в be.wikipedia.org
  • Использование в bg.wikipedia.org
  • Использование в bn.wikipedia.org
    • সাহিত্যে নোবেল বিজয়ীদের তালিকা
    • নোবেল পুরস্কার বিজয়ী ইহুদিদের তালিকা
  • Использование в bs.wikipedia.org
  • Использование в ca.wikipedia.org
  • Использование в cs.wikipedia.org
  • Использование в cs.wikisource.org
  • Использование в da.wikipedia.org
    • Vestlig historisk tøjmode
    • Paul von Heyse
    • Wikipedia:Fokusmåned/April 2016/Wikidata/Nobelprismodtagere
  • Использование в de.wikipedia.org
    • Paul Heyse
    • Ahoi
    • Adolf von Kröner
    • Benutzer:Unexplainable/Liste der Literaturnobelpreisträger
    • Liste Münchner Straßennamen/P
    • Andrea Delfin
    • Die Reise nach dem Glück
    • Jorinde (Paul Heyse)
    • Die Eselin
    • L’Arrabbiata
    • Das Mädchen von Treppi
    • Die Einsamen (Paul Heyse)
    • Die Witwe von Pisa
    • Die Stickerin von Treviso
    • Romulusenkel
    • Die Hexe vom Korso
    • Zwei Gefangene
  • Использование в de.wikisource.org
  • Использование в el.wikipedia.org
  • Использование в en.wikipedia.org
    • Paul Heyse
    • Portal:Germany/Anniversaries/March
    • Portal:Germany/Anniversaries/March/March 15
    • Portal:Germany/Anniversaries/All
    • Ahoy (greeting)
    • List of Jewish Nobel laureates
    • List of honorary citizens of Munich

Просмотреть глобальное использование этого файла.

Гюнтер Грасс

Яркой чертой произведений писателя, родившегося в 1927 году, является сочетание гротеска с сюрреализмом.

Уже в дебютном романе «Жестяной барабан» эти особенности проявились так ярко, что Гюнтер Грасс удостоился литературной премии только лишь за прочтение отрывков ещё недописанного произведения.

В 1961 году выходит продолжение «Барабана» — «Кошки-мышки», а в 1965 — «Собачьи годы», завершающий роман трилогии.

Писателя всегда волновали проблемы истории нацизма, осмысления случившейся мировой трагедии

Это было для него особенно важно, потому что Гюнтер добровольцем служил в войсках СС — воевал, был ранен, попал в плен

  • Жестяной барабан (1959)
  • Кошки-мышки (1961)
  • Собачьи годы (1965)

Лицензирование

Это изображение является точной фотографической репродукцией оригинального двумерного произведения изобразительного искусства. Данное произведение изобразительного искусства само по себе находится в общественном достоянии по следующей причине:

Это произведение находится в общественном достоянии в тех странах, где срок охраны авторского права равен жизни автора плюс 100 лет и менее.

Это произведение находится в общественном достоянии (англ. public domain) в США, так как оно было опубликовано до 1 января 1928 года.

Официальная , занятая «Фондом Викимедиа», заключается в том, что «точные репродукции двумерных произведений изобразительного искусства, находящихся в общественном достоянии, также находятся в общественном достоянии, и заявления об обратном представляют собой нападки на саму концепцию общественного достояния». Для получения подробной информации см. Commons:Когда использовать тег PD-Art.Эта фотографическая репродукция, следовательно, также считается находящейся в общественном достоянии.
Просим учитывать, что в зависимости от местного законодательства повторное использование этого контента может быть запрещено или ограничено в вашей юрисдикции. См. Commons:Когда использовать тег PD-Art.

Произведение искусства, изображённое здесь, и его репродукция находятся в общественном достоянии во всем мире. Репродукция является частью коллекции репродукций, собранных проектом Yorck. Авторское право на компиляцию принадлежит Zenodot Verlagsgesellschaft mbH

Литература

Исследования и комментарии
  • Марченко Е. И.Адольф Менцель. 1815-1905: альбом репродукций/ Авт.-сост. и авт. вступ. статьи Е. Марченко.— Москва: Советский художник, 1965.— 18с., 19л.ил.
  • Федотова Е. Д. (b) Адольф фон Менцель: к 200-летию со дня рождения художника/ Е. Д. Федотова.— Москва: Белый город — Воскресный день, 2016.— 186, с.— ISBN 978-5-7793-4794-5.
  • Busch W.Adolph Menzel: auf der Suche nach der Wirklichkeit: (b) нем. (b) / Werner Busch.— München: C. H. Beck, 2015.— 303S.— ISBN 978-3-406-68090-8.
  • Hütt W.Adolph Menzel: (b) нем. (b) / Wolfgang Hütt.— 2. Aufl.— Leipzig: E. A. Seemann, 1991.— 167S.— ISBN 3-363-00495-8.
  • Jensen J. C.Adolph Menzel: (b) нем. (b) / Jens Christian Jensen.— Köln: DuMont, 1982.— 147S.— ISBN 3-7701-1385-3.
  • Lammel G.Adolph Menzel: Frideriziana und Wilhelmiana: (b) нем. (b) / Gisold Lammel.— Dresden: Verlag der Kunst, 1988.— 191S.— ISBN 3-364-00051-4.
Каталог выставки

Keisch C., Riemann-Reyher M. U. Adolph Menzel, 1815-1905 : Between Romanticism and Impressionism : (b)  : exhibition catalogue; Musée d’Orsay, Paris, 15 Apr. 28-July 1996; National Gallery of Art, Washington, 15 Sept. 1996-5 Jan. 1997; Alte Nationalgalerie, Berlin, 7 February-11 May 1997 / edited by Claude Reisch and Marie Ursula Riemann-Reyher. — New Haven, CO; London : Yale University Press ; Washington : National Gallery of Art, 1996. — 480 p. — ISBN 0-300-06954-5. — LCCN (b)  96-60916.

Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. (b) Менцель Адольф Фридрих Эрдманн фон//Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т./ В. Г. Власов.— СПб.: Кольна, 1997.— Т.3: Словарь имён: М—Я.— С.50–51.— 655с., л.ил.— ISBN 5-88737-010-6.— OCLC (b)  .
  • Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е.Германия. Англия. XV–XIX века: биографический словарь/ А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау.— СПб: Азбука-Классика, 2008.— С.34, 35, 36, 39, 102, 145–149, 192, 235.— 480с.— (Художники Западной Европы).— ISBN 978-5-91181-907-1.
  • Менцель Адольф (Адольф Фрид­рих Эрд­ман) фон/ Е. Д. Федотова//Маниковский— Меотида.— М.: Большая российская энциклопедия, 2012.— С.746–747.— (Большая российская энциклопедия (b) : / гл. ред. Ю. С. Осипов (b) ; 2004—2017, т.19).— ISBN 978-5-85270-353-8.
  • Сомов А. И. (b) Менцель, Адольф Фридрих ЭрдманЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (b) : в 86 т. (82 т. и 4 доп.).— СПб., 1896.— Т.XIX.— С.101.
  • Bénézit E.Menzel (Adolf Friedrich Erdmann)//Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d’écrivains spécialistes français et étrangers: (b) фр. (b) : en 10 vol./ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit.— Nouvelle edition.— Paris: Gründ, 1976.—T. 7: Loyet-Lorski — Okasaki.— P.337–338.— 792p.— ISBN 2-7000-0155-9.— OCLC (b)  .
  • Czok C.Menzel, Adolph (Adolph Friedrich Erdmann von)/ C. Czok//Allgemeines Künstlerlexikon: Die bildenden Künstler aller Zeiten und Völker: (b) нем. (b) / hrsg. von Andreas Beyer .— Berlin; Boston: De Gruyter, 2016.— Bd.89: Mejchar — Minguzzi.— S.117–121.— LI, 540S.— ISBN 3-598-22740-X.— ISBN 978-3-11-023255-4 (Bd.89).— OCLC (b)  .
  • Jensen J. C./ Jens Christian Jensen//Neue Deutsche Biographie: (b) нем. (b) : in 28 Bd./ hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften.— 1994.— Bd.17: Melander — Moller.— S.102–104.— XV, 784S.— ISBN 3-428-00181-8.— ISBN 3-428-00286-5 (Bd.17).
  • Jensen J. C.Menzel, Adolph (Friedrich Erdmann von)/ Jens Christian Jensen//The Dictionary of Art (b) : (b) англ. (b) : in 34 vol./ edited by Jane Turner.— New York: Grove’s Dictionaries, 1996.— Vol.21: Medallion to Montalbani.— P.139–143.— XIII, 912p.— ISBN 1-884446-00-0.— LCCN (b) 96-13628.— OCLC (b)  .
  • Kern G. J.Menzel, Adolf Friedrich Erdmann/ G. J. Kern//Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker (b) : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, L. Scheewe, H. Wolff, O. Kellner: (b) нем. (b) : in 37 Bd./ herausgegeben von Hans Vollmer.— Leipzig: E. A. Seemann, 1930.— Bd.24: Mandere — Möhl.— S.400–402.— 608S.— OCLC (b)  .
Справочные издания

Картина «Концерт на флейте»

Действие картины «Концерт на флейте» замечательного немецкого художника Адольфа фон Менцеля происходит во дворце Сансуси. Он построен в середине XVIII в. близ Потстдама прусским королем Фридрихом II. Друг Вольтера, Фридрих построил Сансуси в стиле рококо, вывезенном из Франции. Дворец производит впечатление легrости и изящества, ослепляет роскошью.

Жизнь в Сансуси — это праздники, балы, фейерверки. Фридрих делал все. чтобы не прерывался однажды заданный ритм веселости и сам старался соответствовать этому ритму. Он стремился создать впечатление, что так же легко, как танцует на балу, он выигрывает войны, пишет стихи и политические трактаты и крепко держит в руках военно-экономическую машину прусской монархии. Видимость легкости входила в кодекс чести «короля-философа». Этому были глубокие причины: на самом деле Фридрих был деспотичным и вероломным человеком, всю жизнь вымещающим на других обиды, полученные в юности от отца, жестоко наказавшего сына за попытку бегства из отечественной казармы в Англию.

Фридриху Менцель посвятил несколько лет своего творчества. Он создал 11 больших rартин («Фридрихиана»); около 2000 литографий посвящены различным эпизодам жизни короля, приметам быта и деталям нравов его времени. Менцель быстро распознал, насколько далек от действительности был созданный королем образ самого себя. Сквозь бальный блеск и французский лоск он попытался заглянуть в глубь, в самую суть Фридриха.

В «Концерте на флейте» декорации действия сохранены в неприкосновенности. Все верно стилю рококо: хрустальные люстры и ажурные рамы зеркал, кринолины и пудреные парики. Мы видим Фридриха, играющего на флейте, и оркестрантов, ожидающих, когда он кончит сольную партию, чтобы вступить. Всё как и бывало в Сансуси.

И все же Сансуси преображен Менцелем. Взгляд художника подобен рентгеновскому аппарату: он высвечивает в изображаемом скрытую реальность, второй план. Солнечный характер «легенды Сансуси» Менцель разоблачил как иллюзорный. Эмоциональную игру солнечного освещения — света и тени — он заменил драматическим противостоянием огня и сумрака. Фарфоровая хрупкость Сансуси только местами на холсте выхватывается огнем свечей, а там, куда огонь не достигает, все растворяется в золотисто-коричневатом сумраке. Дворец Без Тревог (так переводится «Сансуси») изображается Менцелем именно как дворец Тревоги. Персонажи напряжены и к чему-то прислушиваются. Они слушают, как играет на флейте король, но слышат, как шумит время. Золотистый сумрак, как едкая кислота, растворяет границы концертного зала, размывает очертания форм, и концертный зал оказывается открытым таинственной бесконечности, начинающейся там, где должны были быть стены.

Сансуси Менцеля заставляет забыть об изысканной отточенности форм Версаля (бывшего прообразом исторического Сансуси), о насыщенном солнцем фарфоре, о музыке рококо и хрупкой грации жеманниц, вообще о том, с чем привычно связывается понятие «восемнадцатый век». Менцель смешивает времена: на память приходят устрашающе пустынные залы в замках древнегерманских рыцарей, где горели не свечи, а дымные факелы, где не зеркала висели на стенах, а страшные кабаньи головы, где не флейты тешили слух, а хриплые военные трубы…

Возможности, открытые Менцелем, были поняты его современниками. Это были возможности социального критицизма. В. В. Стасов писал: «Что нам за дело до «Концерта на флейте» с прелестным огненным освещением и правдивостью придворной галантерейной обстановки рококо, когда и старинная-то музыка была плоха у короля, и сам-то он играл прескверно, и ничего-то нельзя тут ему поставить в заслугу, потому что он был страшно сух и прозаичен и ничего общего не имел ни с искусством, ни с поэзией… По счастью, для своего таланта, — добавлял Стасов, — Менцель провел только шестнадцать-семнадцать лет в своем фридриховском чаду».

«Счастье» Стасов видел в том, что с возрастом Менцель все чаще обращался к современной жизни, к ее блеску и нищете, к ее скоропреходящим радостям и разительным контрастам. Огонь и сумрак создают необычное драматическое освещение сцен у Менцеля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: