Дальнейшая карьера
В 1815 году, когда Наполеоновские войны подходили к концу, Адам переехал на постоянное жительство в Мюнхен, где стал придворным художником Максимилиана I Баварского. Эта должность позволила ему выполнять заказы для многих известных семей в Баварии и Австрии. Студия Альбрехта Адама стала центром для начинающих художников, не в последнюю очередь его трех сыновей: Бенно, Евгения и Франца. Теодор Горшельт, который позже стал известен своими картинами, изображающими Кавказскую войну, также часто посещал студию Адама.
В 1824 году скончался принц Евгений Богарне, который после поражения Наполеона, остался жить в Баварии на положении почётного гостя своего тестя. После этого Адам вернулся к тематике Наполеоновских войн и в 1828 — 1833 годах издал в Мюнхене серию литографий под названием «Voyage pittoresque et militaire». Литографии, основанные на оригинальных набросках, отличались значительной достоверностью, а их изданию сопутствовал коммерческий успех.
Королевское покровительство Адаму продолжалось и при следующем короле. Людвиг I, в частности, заказал художнику изображение Бородинской битвы для своей мюнхенской резиденции (в 1838 году). Адам также написал для принца Максимилиана Лейхтенбергского, сына принца Евгения, двенадцать батальных сцен, которые тот разместил в своём дворце в Санкт-Петербурге.
18 марта 1848 года миланцы восстали против австрийского владычества в течение так называемых пяти дней Милана. Австрийцы были вынуждены отступить из Милана, в то время как повстанцы получили военную помощь от королевства Сардиния. Однако, австрийские войска под предводительством фельдмаршала Йозефа Радецкого вскоре оправились, и разгромили сардинские войска, сперва в Первой битве при Кустоце, а затем снова, в битве при Новаре, после чего заняли Милан. Альбрехт Адам написал серию картин, которые изображали эти события, включая парадное полотно, изображающее Радецкого со своим штабом перед падением Милана.
В 1859 году весьма пожилой Адам последовал за армией Наполеона III во время Итальянской кампании против Австрии, создав серию рисунков и эскизов. Вернувшись в Мюнхен, он написал картины «Битва при Ландсхуте в 1809» (1859) и «Битва при Цорндорфе в 1758» (1860) для
Максимилиана II Баварского.
Вплоть до своей смерти Адам оставался широко известным баталистом, чью старость скрашивали успехи его сыновей. 16 августа 1862 года он скончался в Мюнхене, на полгода позже младшего брата.
Ряд рисунков и картин Адама сегодня находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Карьера после 1815 года [ править ]
В 1815 году, когда наполеоновские войны подходили к концу, Адам навсегда переехал в Мюнхен , где он был придворным художником Максимилиана I Иосифа Баварского , должность, которая позволила ему выполнять заказы для многих известных семей в Баварии и Австрии. Студия Альбрехта Адама стала центром для начинающих художников, не в последнюю очередь его трех сыновей-художников: Бенно , Евгения и Франца . Теодор Хоршельт , который позже стал известен своими картинами о русской кавказской войне,
был частым гостем.
В 1824 году его бывший работодатель принц Евгений умер, и Адам начал собирать изображения Русской кампании, собирая их вместе под названием Voyage pittoresque et militaire. В литографии , изданные в Мюнхене между 1828 и 1833, были основаны на эскизах , принятые им в ходе кампании и по- прежнему имеют большое историческое значение. Они имели значительный коммерческий успех, и изображения использовались много раз с момента первого издания. Ряд оригинальных рисунков и изображений маслом хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге .
Королевское покровительство продолжалось и при Людвиге I с заказами, включая картину Бородинского сражения для Королевской Мюнхенской резиденции в 1838 году. Адам также написал для Максимилиана фон Лейхтенберга двенадцать батальных сцен, которые будут повешены в его дворце в Санкт-Петербурге. 18 марта 1848 года миланцы восстали против австрийского правления в течение так называемых пяти дней (итал. Le Cinque Giornate ). Австрийцы были вынуждены уйти из Милана, в то время как повстанцы искали военной помощи у Королевства Сардиния . Войска австрийцев под командованием фельдмаршала Йозефа Радецки собрали силы Сардинии и разбили их в первой битве при Кустозе и снова уБитва при Новаре . Альбрехт Адам написал серию заказных картин, изображающих события, включая довольно лестную картину, изображающую Радецкого на белом коне (то есть Наполеона) со своим генеральным штабом перед падением Милана.
В 1859 году Адам последовал за армией Наполеона III во Франции во время итальянской кампании против Австрии, записав это действие в серии рисунков и зарисовок. Вернувшись в Мюнхен, он написал для Максимилиана II Баварского Максимилиана II, написавшего битву при Ландсхуте 1809 (1859) и битву при Цорндорфе 1758 (1860) .
Он оставался выдающимся военным художником, которому часто помогали его сыновья, до своей смерти в Мюнхене 16 августа 1862 года. Его брат Генрих умер на шесть месяцев раньше .
Приблизительно в 1850 году Адам жил по адресу Sing Straße 13 в Мюнхене.
Адам с Grande Armée в Москву
В 1812 году Адам сопровождал князя Евгения в качестве художника в экспедиции в Россию. Ему было присвоено звание военного офицера и он был прикреплен к Топографическому бюро Евгения — небольшому отряду инженеров, картографов и чертежников, которое было создано в 1801 году. Адам путешествовал с IV корпусом, состоящим в основном из итальянских войск, в долгий трудный путь к Москве. По мере продвижения Grande Armée по Европе и России Адам писал, делал наброски и рисовал. Он присутствовал на всех крупных мероприятиях и был свидетелем победоносного марша по тлеющим руинам Москвы. Кажется, мало сомнений в том, что Адам был подавлен увиденным. После ключа Бородинская битва он описал свои ощущения от посещения поля битвы …. Эта сцена наполнила меня ужасом. Я чувствовал себя парализованным, и, только вспомнив бесчисленное множество других ужасов, свидетелем которых я был в этой ужасной кампании, я смог выйти из ступора. ….Он вернулся из Москвы рано, прибыв в Мюнхен в декабре 1812 года, таким образом пропустив болезненное уничтожение Grande Armée при отступлении из Москвы. Он оставался в штате принца Евгения еще на три года, за это время Адам изготовил семьдесят семь цветных пластин с изображением последствий конфликта. На них изображены опустошенные пейзажи, поля сражений, усыпанные трупами, сбитые с толку мирные жители, уставшие от сражений солдаты и разрушенные города. Воспоминания, сопровождающие каждую пластину, представляют собой откровенную композицию войны, свидетелем которой был Адам.
Адам с Grande Armée в Москву
В 1812 году Адам сопровождал князя Евгения в качестве художника в экспедиции в Россию. Ему было присвоено звание военного офицера и он был прикреплен к Топографическому бюро Евгения — небольшому отряду инженеров, картографов и чертежников, которое было создано в 1801 году. Адам путешествовал с IV корпусом, состоящим в основном из итальянских войск, в долгий трудный путь к Москве. По мере продвижения Grande Armée по Европе и России Адам писал, делал наброски и рисовал. Он присутствовал на всех крупных мероприятиях и был свидетелем победоносного марша по тлеющим руинам Москвы. Кажется, мало сомнений в том, что Адам был подавлен увиденным. После ключа Бородинская битва он описал свои ощущения от посещения поля битвы …. Эта сцена наполнила меня ужасом. Я чувствовал себя парализованным, и, только вспомнив бесчисленное множество других ужасов, свидетелем которых я был в этой ужасной кампании, я смог выйти из ступора. ….Он вернулся из Москвы рано, прибыв в Мюнхен в декабре 1812 года, таким образом пропустив болезненное уничтожение Grande Armée при отступлении из Москвы. Он оставался в штате принца Евгения еще на три года, за это время Адам изготовил семьдесят семь цветных пластин с изображением последствий конфликта. На них изображены опустошенные пейзажи, поля сражений, усыпанные трупами, сбитые с толку мирные жители, уставшие от сражений солдаты и разрушенные города. Воспоминания, сопровождающие каждую пластину, представляют собой откровенную композицию войны, свидетелем которой был Адам.
Жизнь и карьера
Альбрехт Адам родился в Nördlingen, затем небольшое свободное государство на юге Германии, Иеремии Адаму и Маргарете Тило в 1786 году. Его брат Генрих Адам (1787–1862), в следующем году родился также художник. Талант Альбрехта к живописи проявился в раннем возрасте, когда к 1800 году он рисовал французские войска, марширующие по южной Германии. Первоначально учился в качестве кондитер в Нюрнберг, в 1803 г. поступил в Академия изящных искусств, Нюрнберг где его обучал рисованию Кристоф Цвингер (1764–1813). В июле 1807 г. он переехал в Мюнхен где учился у художника войны и баталии Иоганн Лоренц Ругендас II (1775–1826). и подружился с коллегами-художниками Маргарет Гейгер и Софи Рейнхард, который позже переехал с ним в Вену. В 1809 г. Австрия атаковал союзника Наполеона Баварию, действие, которое привело к короткому, неприятному конфликту, который завершился поражением Австрии от Франции и Баварии на Битва при Teugen-Hausen. Адам, сопровождавший победоносную армию в Вену, произвел ряд военных впечатлений от конфликта, положив начало теме, которая будет доминировать в его карьере. Во время своего краткого пребывания в Вене он познакомился с Принц Эжен де Богарне, вице-король Италии и пасынок Бонапарта с женой Принцесса Августа Баварская. Молодого художника попросили присоединиться к семье принца Евгения в Милан как Придворный художник. В его обязанности входило сопровождение Евгения и его сотрудников в военных кампаниях по Европе.
Жизнь и карьера
Альбрехт Адам родился в Nördlingen, затем небольшое свободное государство на юге Германии, Иеремии Адаму и Маргарете Тило в 1786 году. Его брат Генрих Адам (1787–1862), в следующем году родился также художник. Талант Альбрехта к живописи проявился в раннем возрасте, когда к 1800 году он рисовал французские войска, марширующие по южной Германии. Первоначально учился в качестве кондитер в Нюрнберг, в 1803 г. поступил в Академия изящных искусств, Нюрнберг где его обучал рисованию Кристоф Цвингер (1764–1813). В июле 1807 г. он переехал в Мюнхен где учился у художника войны и баталии Иоганн Лоренц Ругендас II (1775–1826). и подружился с коллегами-художниками Маргарет Гейгер и Софи Рейнхард, который позже переехал с ним в Вену. В 1809 г. Австрия атаковал союзника Наполеона Баварию, действие, которое привело к короткому, неприятному конфликту, который завершился поражением Австрии от Франции и Баварии на Битва при Teugen-Hausen. Адам, сопровождавший победоносную армию в Вену, произвел ряд военных впечатлений от конфликта, положив начало теме, которая будет доминировать в его карьере. Во время своего краткого пребывания в Вене он познакомился с Принц Эжен де Богарне, вице-король Италии и пасынок Бонапарта с женой Принцесса Августа Баварская. Молодого художника попросили присоединиться к семье принца Евгения в Милан как Придворный художник. В его обязанности входило сопровождение Евгения и его сотрудников в военных кампаниях по Европе.
Творческий путь
1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г
художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г
знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.
Автопортрет (1500 г.)
7. Автопортрет Дюрера
Это один из трех цветных автопортретов знаменитого живописца. На нем Дюрер высокомерно поднял себя до социального положения, которое, по его мнению, соответствует художнику его способностей.
На нем яркая, экстравагантная одежда, демонстрирующая влияние итальянской моды, и дорогие кожаные перчатки. Поза Дюрера полна спокойствия и уверенности, и сам он доминирует над живописным пространством полотна. Он смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом.
Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное свидетельство развития его таланта. Свой первый автопортрет немецкий художник написал в 1484 году. Тогда ему было всего 13 лет.
Отец сосватал невесту для сына
Руки молящегося
Через 4 года учёбы в странствиях Альбрехт получил письмо с отцовским требованием прибыть немедленно домой. Повод был значительный – пора жениться. Отец нашёл для 22-летнего сына молодую невесту из подходящей, очень уважаемой семьи: Агнес Фрай, дочери зажиточного владельца механических цехов, было 15 лет. Будущий тесть художника имел вес в обществе, входил в городское руководство. Были слухи о его родственных связях с итальянской династией банкиров Медичи. В общем, намечалась выгодная для сына трудолюбивого, но не богатого ювелира, партия. Приданое в 200 гульденов, немалая сумма по тем временам, было совсем не лишним.
Жизнь и карьера
Альбрехт Адам родился в Nördlingen, затем небольшое свободное государство на юге Германии, Иеремии Адаму и Маргарете Тило в 1786 году. Его брат Генрих Адам (1787–1862), в следующем году родился также художник. Талант Альбрехта к живописи проявился в раннем возрасте, когда к 1800 году он рисовал французские войска, марширующие по южной Германии. Первоначально учился в качестве кондитер в Нюрнберг, в 1803 г. поступил в Академия изящных искусств, Нюрнберг где его обучал рисованию Кристоф Цвингер (1764–1813). В июле 1807 г. он переехал в Мюнхен где учился у художника войны и баталии Иоганн Лоренц Ругендас II (1775–1826). и подружился с коллегами-художниками Маргарет Гейгер и Софи Рейнхард, который позже переехал с ним в Вену. В 1809 г. Австрия атаковал союзника Наполеона Баварию, действие, которое привело к короткому, неприятному конфликту, который завершился поражением Австрии от Франции и Баварии на Битва при Teugen-Hausen. Адам, сопровождавший победоносную армию в Вену, произвел ряд военных впечатлений от конфликта, положив начало теме, которая будет доминировать в его карьере. Во время своего краткого пребывания в Вене он познакомился с Принц Эжен де Богарне, вице-король Италии и пасынок Бонапарта с женой Принцесса Августа Баварская. Молодого художника попросили присоединиться к семье принца Евгения в Милан как Придворный художник. В его обязанности входило сопровождение Евгения и его сотрудников в военных кампаниях по Европе.
Живопись
Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.
Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»
Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.
Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.
Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.
В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.
Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов
Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы
Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.
Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.
Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.
Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»
Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.
Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»
«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.
Известные картины Дюрера
Художник создал много произведений, которые до сих пор активно обсуждаются ценителями искусства, но самая известная работа — «Четыре всадника апокалипсиса». За 3 года на библейскую тематику Дюрер создал 15 гравюр, они дважды публиковались.
Иллюстрация демонстрирует слова из Откровения, где говорилось о четырех всадниках на разноцветных конях, среди них Голод, Смерть, Завоевание Война. Сразу за конями следует Ад, как написано в Библии, он изображен зубастым чудовищем. Расположенный над всадниками ангел напоминает о том, что все понесут ответственность за свои деяния.
Художник специально изобразил всех персонажей очень близко, чтобы создавалось впечатление, что они скоро покинут рамки гравюры. Через это произведение Альбрехт делился с людьми своими мыслями о будущем и призывал помнить о том, что расплата неизбежна.
Рассмотрим остальные известные произведения:
- «Адам и Ева». Молодые люди изображены здесь до Грехопадения, они находятся по разные стороны дерева. Картина получилась уникальной из-за плавных линий и того, насколько реалистично все изображено.
- «Мадонна с младенцем перед аркой». Картину обнаружили в небольшом итальянском городе только после Второй мировой войны. Художник подарил свою работу женскому монастырю, искусствоведы признали ее подлинность.
- Автопортрет. Альбрехт нарисовал картину с собственным изображением в цвете. Так Дюрер показал свой социальный статус через модную итальянскую одежду, высокомерный взгляд и легкую ухмылку.
- «Руки Молящегося». Изображение нарисованных рук используют для выражения скорби или сопровождают им новое издание Библии. Изначально руки изображались в качестве эскиза, позже художник хотел изобразить апостола, но картину уничтожил огонь во время пожара в мастерской.
Упорство художника и его чувство пропорций позволило Дюреру не только создать произведения, которые до сих пор имеют огромную ценность, но и повлиять на следующие поколения творческих людей.