Личная жизнь художника
Читателей, конечно же интересует и личная жизнь Брюллова. Многие годы художник обожал графиню Самойлову. Юлия стала для него не только возлюбленной, но и другом, опорой, натурщицей и музой. Отношения Карла и графини несколько раз обрывались. Поговаривали, что Юлия уезжала в солнечную Италию, где предавалась удовольствиям. Но потом она возвращалась, и отношения начинались вновь.
В России Карл влюбился в виртуозную пианистку Эмилию Тимм. Перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Но брак все-таки состоялся. Правда, после свадьбы ситуация не изменилась. Через два месяца художнику пришлось подать на развод. Процесс длился целых два года. Эмилия обвиняла в расставании именно супруга.
После этого происшествия многие друзья отвернулись от художника. Его даже перестали принимать в некоторых домах. Брюллов сложно переживал ситуацию. В очередной раз поддержкой для него стала Юлия Самойлова.
«Венера Милосская»
Было бы нелогично обойти эту богиню, так как она тоже восходит по своей идее к «Книдской», то есть к первоисточнику – Праксителю.
Венера Милосская. Найдена в начале XIX века на острове Милос (тогда Турция). Около 100 г. до н.э. Лувр
Венера Милосская.
Вроде как после ее нахождения она была и с руками, и с постаментом, на котором была надпись имени скульптора. И пока ее «тягали» туда-сюда и пока она плыла к новому месту жительства, утеряла и то, и другое.
Не будем сокрушаться. Мы видели, какие проблемы могут создавать «шаловливые ручонки» античных Венер. Закрадывается мысль, что потому «Венера Милосская» и нравится больше, что без рук. Как и «Бельведерский торс», у которого есть еще одно «достоинство»: также нет и ног. Кроме шуток.
Скандал
Парижский салон
Эдуар Мане. «Иисус и бичующие его воины» («Поругание Христа стражей») Впервые представить свои работы на Парижском салоне Мане пытался в 1859 году. Однако его «Любитель абсента» к салону допущен не был. В 1861 году на Парижском салоне благосклонность публики снискали две работы Мане — «Испанский гитарист» и «Огюст и Эжени Мане, родители художника». В 1863 году работы Мане снова не прошли отбор жюри Парижского салона и были показаны в рамках «Салона отверженных», где уже «Завтрак на траве» оказался в эпицентре крупного скандала.
Вероятно, Мане собирался показать «Олимпию» на Парижском салоне в 1864 году, но поскольку на ней была опять изображена та же обнажённая Викторина Мёран, Мане решил избежать нового скандала и предложил на Парижский салон 1864 года вместо «Олимпии» «Эпизод боя быков» и «Мёртвого Христа с ангелами», но и им было отказано в признании. Лишь в 1865 году «Олимпия» была представлена на Парижском салоне вместе с картиной «Иисус и бичующие его воины» («Поругание Христа стражей»).
Биограф художника Эдмон Базир писал:
Он задумал и выполнил «Олимпию» в год своей женитьбы (1863), но выставил ее только в 1865 году. Несмотря на уговоры друзей, он долго колебался. Осмелиться — вопреки всем условностям — изобразить голую женщину на неприбранной постели и возле неё — негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Написать без прикрас живое тело и подкрашенное лицо этой модели, растянувшейся перед нами, не завуалированное каким-либо греческим или римским воспоминанием; вдохновиться тем, что видишь сам, а не тем, чему учат профессора. Это было настолько смело, что он сам долго не решался показать «Олимпию». Надо было, чтобы кто-нибудь подтолкнул его. Этот толчок, которому Мане не мог противостоять, исходил от Бодлера. |
Новая манера письма
Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIX века. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника. Мане, увлекавшийся японским искусством, отказался от тщательной проработки нюансов светлого и тёмного, к которой стремились другие художники. Из-за этого современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Мане обвинили в аморальности и вульгарности
Антонин Пруст позднее вспоминал, что картина уцелела лишь благодаря мерам предосторожности, принятым администрацией выставки
Никогда и никому ещё не приходилось видеть что-либо более циничное, чем эта «Олимпия», — писал современный критик. — Это — самка гориллы, сделанная из каучука и изображённая совершенно голой, на кровати. Её руку как будто сводит непристойная судорога… Серьёзно говоря, молодым женщинам в ожидании ребенка, а также девушкам я бы советовал избегать подобных впечатлений. |
Полотно, выставленное на Салоне, вызвало ажиотаж и подверглось дикому глумлению со стороны толпы, взбудораженной обрушившейся из газет критикой. Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно.
Художник Дега сказал:
Известность, которую Мане завоевал своей Олимпией, и мужество, которое он проявил, можно сравнить только с известностью и мужеством Гарибальди. |
Смерть и наследие
Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.
Аполлон и Дафна, 1908
Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.
При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).
Отрывок, характеризующий Шибанов, Михаил
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя. – Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c’est le remord et la maladie. II n’est de bien que l’absence de ces maux. Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь. – А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите. Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался. – Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя. – Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец? – Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро. И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера. – Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
Живопись
Еще в студенческие годы Александр стремился завладеть вниманием публики. В 1843 и 1844 годах он безуспешно выставлял свои работы «Цинциннат принимает послов Рима» и «Христос в Гефсиманском саду» на Римскую премию — самую престижную во Франции в области искусств
Третья попытка оказалась успешной: картина «Христос перед судьями» в 1845 году удостоилась высшей похвалы.
После победы Кабанель переехал в Рим — не только фактическую, но и творческую столицу Италии. Именно здесь окончательно сформировался стиль живописца.
Главным трофеем, привезенным в Париж, стала картина «Смерть Моисея». Художник представил ее на суд своих соотечественников в 1852 году.
Библейский сюжет привлек внимание Луи-Наполеона Бонапарта и его семьи. С тех пор президент Второй Французской республики боролся за право владеть каждой работой Кабанеля
Тот в свою очередь ублажал Наполеона III эксклюзивными иллюстрациями эротических или драматических эпизодов из литературы и истории.
Самая известная работа Александра — «Рождение Венеры». Впервые она экспонировалась в 1863 году в Парижском салоне. Поскольку в центре внимания находился мифологический сюжет, живописец позволил себе добавить в картину эротизма, не оскорбив при этом публику. Писатель Эмиль Золя так запомнил «Рождение Венеры» в своих дневниках:
Картина оказалась столь хороша, что Луи-Наполеон Бонапарт забрал ее в личную коллекцию сразу после закрытия того Парижского салона.
Примечательно, что в обществе творчество Александра Кабанеля не ценилось. Но факт того, что сам президент Второй Французской республики охотился за его картинами, возвел художника в эталон. С тех пор его стали считать самым талантливым представителем Второй империи. Для аристократов получить портрет, выполненный его кистью, считалось высшей наградой.
На фоне этой популярности попасть в ученики к Александру пожелали все мало-мальски талантливые юноши Франции. Список тех, кому посчастливилось перенять от художника знания, достаточно обширен — в нем более 100 фамилий. Самые известные из них — Соломон Джозеф Соломон и Этьен Террюс.
Среди приторных и стереотипных работ Кабанеля (например, «Федра», «Офелия», «Клеопатра испытывает яд на узниках») встречаются и настоящие шедевры. Один из них художник создал еще в молодости, будучи неопытным, чем и заслужил гнев мэтров.
Речь идет о картине «Падший ангел», представленной жюри Римской премии в 1847 году. На ее создание Александра вдохновила поэма Джона Мильтона «Потерянный рай».
«Падший ангел» — это портрет обнаженного юноши, за спиной которого развиваются крылья. Его руки подняты так, что закрывают большую часть лица, но зрителю видна самая важная часть — глаза ангела. В них, полных слез, отражаются гнев и желание отмщения.
Когда жюри Римской премии увидело «Падшего ангела», то пришло в ужас: Кабанель изобразил Люцифера. Прославленные живописцы раскритиковали своего молодого коллегу. Позже он писал своему другу — коллекционеру Альфреду Брюйа:
В зрелости Кабанель рисовал библейские сюжеты ближе к оригиналу. Чего только стоят его картины «Изгнание Адама и Евы из Рая» и «Ева после падения».
Картина Падший ангел / Падший ангел
В середине девятнадцатого века, а именно в 1847 году, французский художник Александр Кабанель, подвергшийся весьма негативной критике со стороны экспертов, не сдается и представляет миру произведение под названием «Падший ангел». В настоящее время эта картина является частью обширной коллекции произведений искусства Музея Фабра в Монпелье, Франция.
Несмотря на то, что он был полностью посвящен сохранению западной изобразительной традиции, Кабанель всегда предпочитал не отвергать, по крайней мере, полностью, такие художественные течения, как, например, романтизм. Каждая из его картин тонко отражает ее, учитывая исторические, мифологические и религиозные темы, которые она затрагивает.
«Падший ангел» не является исключением, так как чрезмерная эмоциональность в жестах его главного героя не имеет себе равных. Для создания этого замечательного произведения его вдохновением послужила эпическая поэма 1667 года англичанина Джона Мильтона, которая называется «Потерянный рай», помимо падших ангелов: Вельзевула, Белиала, Маммона, Молоха и Мульсибера.
В нем с необычайной твердостью изображено чувство гнева в глазах того, кто, по иудео-христианским верованиям, был когда-то правой рукой Бога при сотворении Неба и Земли. Несмотря на это, ослепленный жадностью, он решил раскрыть себя и начать битву, из которой вышел проигравшим, так как был побежден Архангелом Святым Михаилом.
Вы можете увидеть Люцифера, падшего ангела, о котором всегда много говорили из-за его потрясающей красоты. Он великолепно задуман благодаря тщательному анатомическому исследованию, характерному для классического изображения академического художника, в котором мускулатура фигуры довольно заметна.
Люцифер с большим подозрением и гордостью смотрит на создателя, согласившегося бросить вызов. С впечатляющей энергией Александр Кабанель изобразил последние моменты этой битвы в небе. У ангела обе руки подняты, а пальцы рук переплетены, так что половина его лица может быть скрыта.
Несмотря на такое экранирование, от хорошей части его выражения лица все же не удается скрыть всех смешанных чувств, так как легко понять его душевное состояние по увиденному в его глазах. Месть выходит на первый план, и он прекрасно знает, что кому-то придется заплатить за его изгнание. Хотя он сохраняет свою гордость, он также явно думает о возмездии.
Для того времени затронутая тема очень удивила юристов первоначальной выставки, поскольку ни один студент не осмелился прислать из Рима работу, изображающую самого Дьявола. Всего в 24 года его автор представил знаменитого Люцифера в Зале изящных искусств, став первым, кто сделал это.
Это было трансцендентное представление исторической картины, в которой должны были быть установлены определенные правила, с помощью которых юристы и ученые исследовали ее и пришли к выводу, что это произведение, граничащее с романским стилем. Кроме того, они заявили, что в нем неправильное движение, неточный рисунок и весьма несовершенное исполнение.
Кабанель серьезно ответил в письме своему другу Альфреду Брюйасу, что это была награда, которую он заслужил за все усилия, на которые он пошел, чтобы не представить среднее произведение искусства. Мы могли бы определить это как маньеристский подвиг цвета, в котором рассеянное освещение и детальное анатомическое исследование выходят за рамки жесткого консерватизма изобразительного искусства.
Сюжет
Тема картины, в которой Венера прославляется как символ любви и красоты, вероятно, подсказана знаменитым произведением Анджело Полициано «Стансы на турнир» (99–101). Во Флоренции того времени помнили о легендарной картине древнегреческого живописца Апеллеса «Венера Анадиомена» («Венера, поднимающаяся из воды»), которую Полициано описывает в стихах, вдохновленных отрывком из произведений Гомера. Эпитет отсылает к легенде, пересказанной Гесиодом в «Теогонии», о рождении Афродиты (Венеры), которая появилась из морской пены, после того как кровь и семя оскопленного Урана (Целума) смешались с морской водой.
Но в шедевре Боттичелли прослеживаются отголоски «Метаморфоз» Овидия, элегий Тибулла, «О природе вещей» Лукреция, гимна «К Афродите» Гомера, «Естественной истории» Плиния, что позволяет тщательно интерпретировать каждую фигуру.
Название картины не совсем точное, поскольку оно описывает не момент рождения богини, а прибытие Венеры в раковине к берегу одного из островов (Кипр, Цитера или Пафос), ведомой ветрами, среди цветочного дождя, символизирующего оплодотворение моря небом. На земле грация одевает богиню и отводит в обитель богов. Таким образом, Боттичелли опускает жуткое событие оскопления.
Портреты, репортажи, батальные сцены
В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.
Эдуард Мане, “Нана”, 1877 |
Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его, подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864), изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.
Эдуард Мане, “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы”, 1864 |
В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.
В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).
Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880 |
Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).
30 апреля 1883 года, после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.
Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.
“Надо быть современником и писать то, что видишь”, — сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, художник пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.
Отрывок, характеризующий Рождение Венеры (картина Кабанеля)
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории. – В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre , еще большой росту. Она сказала… Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая. – Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree и поедем со мной, за карета, faire des visites». Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись. – Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались… Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил: – И весь свет узнал… Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится. Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться. Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала: – Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она. Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это. Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет. – Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C’est arrete, – прибавила она тихо. Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини. – Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, – и она ушла из передней. Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей. Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
карьера
Кабанель родился в Монпелье , Эро . В академическом стиле писал на темы истории, классики и религии. Он также был известен как художник-портретист. Согласно Diccionario Enciclopedico Salvat, Кабанель был воплощением L’art Pompier и любимым художником императора Франции Наполеона III . .
Кабанель поступил в Школу изящных искусств в возрасте 17 лет . Узнал о Франсуа — Эдуаре Пико и сделал свою первую выставку в Салоне в 1844 году . В 1845 году он выиграл Римскую премию в возрасте 22 лет . В 1863 году он стал членом Французской академии и в том же году стал профессором Школы изящных искусств. Он также выиграл Grande Médaille d’Honneur (Высшая награда) в , и 1878 годах. Таким образом, у Кабанеля были тесные отношения с Парижским салоном.
「 | Его регулярно выбирали судьей салона. В салоне сотни студентов. Благодаря своим ученикам Кабанель смог сделать больше, чем другие художники своего поколения, с характеристиками французской живописи Belle Epoque | 」 |
Отказ Кабанеля и Вильяма-Адольфа Бугро выставить картины художника — импрессиониста Эдуарда Мане и других в Салоне отверженных в 1863 году привел к беспорядкам.
Как успешный академический художник, Кабанель 1863 года «Рождение Венеры» является одной из самых известных академических картин 19-го века . Эта картина была куплена Наполеоном III . Эта картина, выражение и идеология которой являются полной противоположностью импрессионистов, находится в Музее Орсе , который можно назвать Залом славы импрессионистов .Репродукция для банкира Джона Вольфа 1875 года, подаренная Вольфом в 1893 году, находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
Александр Кабанель, ок. 1865 г.
Судьба художника
Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощённая на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.
Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.
Сандро Боттичелли. (Wikimedia Commons)
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
В последнее десятилетие 15-го века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.
Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня на кладбище церкви Всех Святых покоится его прах.
Биография[ | код]
Александр Кабанель примерно в 1865 году. Фотография.
Родился в 1823 году в университетском городке Монпелье. Когда будущий художник был ребёнком, его семья переехала в Париж. Там он поступил в 1840 году в Школу изящных искусств в мастерскую Франсуа Пико. В 1845 году он успешно окончил курс обучения и был удостоен Большой Римской премии за картину «Христос перед судьями». Вместе со своим другом, коллекционером и знатоком античности А. Брюа, Кабанель, получив предусмотренную премией субсидию на поездку в Рим, поселился на Вилле Медичи, в окружении других французских живописцев, где окончательно оформился его стиль.
Привезённая Кабанелем из Рима картина «Смерть Моисея» была показана на Парижском Салоне 1852 года и принесла её автору первую выставочную награду в бесконечной цепи медалей и поощрений. Выступление Кабанеля на Парижском Салоне стало как бы прологом, визитной карточкой художественной жизни Второй империи. В дальнейшем, во многом благодаря личному участию Наполеона III, как покровителя искусств и мецената, сформировался художественный стиль, который надлежащим образом олицетворял престиж его империи, и одним из наиболее ярких выразителей которого был Кабанель.
В 1855 году Кабанель получил первую медаль на Всемирной выставке 1855 года за картину «Триумф святого Людовика». В 1863 году, вошедшем в историю французского искусства благодаря знаменитому «Салону отверженных», где демонстрировался «Завтрак на траве» Э. Мане, официальное положение Кабанеля как «первого живописца империи» ещё более упрочилось. В этом году он выставил на Салоне полотно «Рождение Венеры» — оно имело такой успех, что было куплено Наполеоном III для своей личной коллекции. Также Наполеон III приобрёл вторую картину художника — «Похищение нимфы». В том же году Кабанель был избран членом Академии на место, которое до него занимали Ж.-Л. Давид и Орас Верне. Он также стал кавалером ордена Почётного легиона, в 1864 году — офицером ордена, а в 1878 году — командором.
С установлением республики Кабанель не потерял своей славы. Он получал многочисленные заказы, и с равным мастерством исполнял как изящные женские портреты («Портрет Катарины Вульф», 1876, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), так и изображения роковых красавиц прошлого («Федра», Музей Монпелье). Не менее, если не более, Кабанель был известен в качестве педагога, проявляя известную либеральность в отношении своих учеников, среди которых были Ж. Бастьен-Лепаж, Э. Кадель, Б. Констан, Э. Моро, Ф. Кормон, А. Жерве и многие другие.
На протяжении всей своей жизни Кабанель оставался верен своим художественным принципам. Его произведения находятся как бы вне времени. Их гладкая живопись, тщательно продуманная композиция, тщательная проработка подробностей, насыщенный сюжет не оставляют зрителя равнодушным даже в наше время.
Значительной проблемой для репутации Кабанеля в глазах потомков стал его конфликт с импрессионистами. Первоначально французское общество, за редкими исключениями, безусловно поддерживала Кабанеля и его сторонников — академистов, однако затем вкусы публики переменились, а термин «академизм» превратился едва ли не в ругательное слово. Пик критики Кабанеля пришёлся на середину двадцатого века, эпоху расцвета всевозможных «-измов». Активной критике подвергался Кабанель и в тенденциозной публицистике советского периода. Однако, уже к концу XX века наметился значительный пересмотр оценки творческого вклада таких художников, как Семирадский, Альма-Тадема и Кабанель и началось их триумфальное возвращение на мировую художественную арену.
Отдельно необходимо отметить, что сам Кабанель не был заклятым врагом импрессионистов. Так, в 1881 году он выступил в защиту представленного на выставку «Портрета Пертюизе» работы Э. Мане. «Господа, среди нас не найдется, возможно, и четырех, кто мог бы написать голову, подобную этой», — эта фраза пожилого мэтра свидетельствует о том, что личную честность он неизменно ставил выше каких-либо предубеждений.
Примечания
- ↑ 1234 [www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/la-naissance-de-venus-7082.html?no_cache=1 Alexandre Cabanel — La Naissance de Vénus / The Birth of Venus] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 30 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DuTGTQFD Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
- [slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BD/ Салон] (HTML). Словарь изобразительного искусства, slovari.yandex.ru. Проверено 1 декабря 2012. [www.webcitation.org/6DuTHTnJI Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
- ↑ 12 [www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/110000264 The Birth of Venus — Alexandre Cabanel] (HTML). The Metropolitan Museum of Art. Проверено 1 декабря 2012. [www.webcitation.org/6DuTKQRcg Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
- ↑ 12 [www.metmuseum.org/toah/works-of-art/94.24.1 The Birth of Venus, 1875, Alexandre Cabanel (French, 1823—1889)] (HTML). Heilbrunn Timeline of Art History, The Metropolitan Museum of Art. Проверено 6 февраля 2020.
- [www.musee-orsay.fr/en/collections/index-of-works/notice.html?no_cache=1&nnumid=98 Alexandre Cabanel — Naissance de Vénus] (HTML). Musée d’Orsay. Проверено 30 ноября 2012. [www.webcitation.org/6DuTIZ8j7 Архивировано из первоисточника 24 января 2013].
Черная Венера
Фильм о ней «Черная Венера» (2010 год) французского режиссера Абделатифа Кешиша воссоздает ее жестокую судьбу и звучит обвинением в адрес белых колонизаторов Африки. Кинокартина отмечена наградами Каннского кинофестиваля.
Кадр из фильма «Черная Венера» /2010 год / режиссер А. Кешиш
В 2016 году известная певица Бейонсе объявила, что занимается написанием сценария к новому фильму о Саарти Бартман и собирается сыграть в нем главную роль. Согласно американской прессе, эта новость не была воспринята в ЮАР, поскольку они «завидовали» ее имиджу. Сегодня в ЮАР существует множество сайтов, названных в честь Саарти Бартман.
С детства Саарти постигла печальная судьба. По одной из версий, ее отец был убит бушменами, другие же утверждают, что ее родители были убиты голландскими колонизаторами.
Иллюстрации к классике
В советские годы художник проиллюстрировал произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как законченный книжный ансамбль, так как именно такой подход был принят у мирискусников.
Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую гамму, да и сами графические средства были довольно скупыми: художник избегал мелких деталей, но дал волю фантазии. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинской поэмы. Безумный Евгений, словно тень, бродит по сумрачному мистическому Петербургу, его преследует призрак конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и модерна.