Франс халс

Слайд 4«Творчество Франца Хальса, выдающегося портретиста XVII столетия,

было вершиной периода решительного наступления реализма в

живописи. Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица. Художник отказывается от обязательных традиционных норм – фронтального или профильного изображения, тщательного исполнения околичностей, условной, стандартной позы. Каждый персонаж на его холстах имеет свойственные только ему поворот, ракурс, позу, жест, свою особую манеру улыбаться или быть серьезным, свой взгляд на людей и на вещи» (Ю.И. Кузнецов).

Скитания Евангелистов

До 18 века все четыре Евангелиста находились в Голландии. В 1771 году вместе с другими произведениями «старых голландцев» их приобрела Екатерина Великая для собрания Эрмитажа. Кстати, один из кораблей, доставлявших картины в Россию, затонул по дороге. Все четыре работы не имели подписи, в связи с чем их посчитали незначительными. Полотна причислили к работам старых западных мастеров и отправили в хранилище. В запасниках Эрмитажа работы находились до времен правления Александра I. Государь в числе других 30-ти полотен передал всех Евангелистов в дар католическим храмам Таврической губернии.

Позже Иоанн и Марк исчезли на долгое время из поля зрения искусствоведов. Они были обнаружены относительно недавно. Иоанн является в настоящее время собственностью музея Гетти в Америке. «Евангелист Марк» был подарен музею Пушкина в Москве Алишером Усмановым.

После Второй мировой войны Лука и Матфей были совершенно случайно замечены на одесском рынке и переданы в запасники местного музея Западного и восточного искусства. “Луку” купили у старушки всего за девять советских рублей. Как это ни странно, долгое время эти два полотна считались работами неизвестного русского художника. И лишь в 1958 году авторство обеих картин было определено наверняка.

Осенью того года с фондами одесского музея работала сотрудница Эрмитажа Ирина Владимировна Линник. Она являлась искусствоведом и крупным специалистом в вопросах голландской и фламандской живописи. Ей на глаза попались два полотна «Евангелистов» якобы неизвестного русского художника. Увидев полотна, Линник не могла поверить своим глазам. Почти сразу она узнала руку голландского живописца Франца Халса. Более того, она «опознала» эти работы по инвентарным номерам, сохранившимся от времен, когда они являлись собственностью Эрмитажа. Это событие произвело фурор на мировом рынке произведений искусств.

Живопись [ править ]

Эта картина была каталогизирована Хофстеде де Гроотом в 1910 году, который написал: «119. Цыганская девушка. B. 41; M. 263 — Поясной длины; в натуральную величину. Смеющаяся цыганка, увиденная почти в анфас, смотрит вниз в сторону холма. справа. Ее каштановые волосы падают ей на плечи. Она носит красный корсаж поверх белой сорочки, обнажающей грудь. Желтые телесные тона. Великолепная фотография ».

Хофстеде де Гроот заметил, что платье натурщика на этой картине похоже на две другие картины Хальса, и поместил их по обе стороны от этой (каталожные номера 118 и 120). Эта картина была впервые задокументирована на парижской распродаже в 1782 году, и все последующие каталоги Франса Хальса включают ее. В каталоге выставки 1962 года запись этой картины под номером 23 гласит, что при ярком свете можно увидеть, что когда-то по обеим сторонам ее груди были нанесены диагональные штрихи, что указывает на то, что Халс сначала сделал ее декольте менее смелой. Поскольку Хальс обычно рисовал свои жанровые работы мокрым по мокрому за один присест, такое свидетельство открытия во время работы, возможно, свидетельствует о некоторой оговорке со стороны Хальса о том, чтобы создать портрет распутной женщины, хотя в его время это было обычным предметом. .

Художник-портретист

Виллем Хейтуйсен, Франс Хальс, 1634 г.

Позже в его жизни его мазки стали более свободными, мелкие детали стали менее важными, чем общее впечатление. Его ранние работы излучали веселье и живость, а более поздние портреты подчеркивали рост и достоинство изображаемых людей. Эта строгость проявляется в «Регентах больницы Святой Елизаветы» в 1641 году и, два десятилетия спустя, в «Регентах и ​​регентесах богадельни для престарелых» ( ок.  1664 г.), которые представляют собой шедевры цвета, хотя по сути почти монохромны. Его ограниченная палитра особенно заметна в его телесных оттенках, которые с каждым годом становились все серее, пока, наконец, тени не стали почти абсолютно черными, как у Tymane Oosdorp .

Эта тенденция совпадает с периодом, когда Хальс получал меньше заказов от богатых, и некоторые историки предположили, что причиной его пристрастия к черно-белому пигменту была низкая цена этих красок по сравнению с дорогостоящими лаками и карминами. Оба вывода, вероятно, верны, однако, поскольку Хальс не ездил к своим натурщикам, в отличие от своих современников, а позволял им приходить к себе. Это было хорошо для бизнеса, потому что он был исключительно быстр и эффективен в своей собственной хорошо оборудованной студии, но это было плохо для бизнеса, когда Харлем переживал тяжелые времена.

Как художник-портретист, Хальс едва ли обладал психологической проницательностью Рембрандта или Веласкеса , хотя в нескольких работах, таких как картины « Адмирал де Рюйтер », « Якоб Оликан » и картины Альберта ван дер Меера , он демонстрирует тщательный анализ характера, который мало общего с мгновенной экспрессией портретов его персонажей. В них он обычно изображает на холсте мимолетный аспект различных стадий веселья, от тонкой, полуиронической улыбки, которая трепещет на губах странно названного Смеющегося кавалера , до ухмылки Малле Баббе . К этой группе картин относятся « Лютнист» , « Цыганка» и « Смеющийся рыбак» , в то время как « Брачный портрет Исаака Массы и Беатрикс ван дер Лаен» и несколько запутанная группа « Семья Берестейн» в Лувре демонстрируют аналогичную тенденцию. Гораздо менее разбросанной по аранжировке, чем эта группа Берестейна, и во всех отношениях одним из самых мастерских достижений Хальса является группа под названием «Художник и его семья» , которая была почти неизвестна до тех пор, пока не появилась на зимней выставке в Королевской академии в 1906 году.

Согласно резюмированному каталогу Франса Хальса 1974 года, Хальсу можно приписать 222 известные картины. Этот список был составлен Сеймуром Слайвом в 1970–1974 гг., который также написал каталог выставки в 1989 г. и выпустил обновление своего каталога-резоне в 2014 г. из 145 картин у него Франс Хальс. Das Gesamtwerk .

Неизвестно, писал ли Хальс когда-либо пейзажи, натюрморты или повествовательные произведения, но это маловероятно. Его дебют в харлемском обществе в 1616 году с его большим групповым портретом для ополчения Святого Георгия демонстрирует все три дисциплины, но если эта картина была его вывеской для будущих заказов, похоже, впоследствии его наняли только для портретов. Многие художники 17 века в Голландии решили специализироваться, и Хальс, похоже, также был специалистом в области портрета.

Стиль работы мастера

Конец 16-ого — начало 17-ого века в изобразительном искусстве Нидерландов ознаменовался появлением жанровой живописи. Полотна на религиозную тематику уступили место пейзажам, портретам, натюрмортам, сценам из повседневной жизни бюргеров и крестьян.

Франс Халс прославился в основном написанием групповых корпоративных портретов. На них изображены бравые  мушкетеры стрелковых рот, чопорные регенты госпиталей, благочестивые регентессы домов для престарелых. В его наследие входит великое множество портретов знатных граждан Харлема. Кстати, об одном из таких портретов рассказано в статье про Исаака Массу, бывшим в приятельских отношениях с Халсом. Но надо отдать должное художнику,- он никогда не брезговал изображать на своих полотнах простолюдинов.

Халс совершил революцию в искусстве. Для его портретов характерно проявление индивидуальности персонажей. На них видны не застывшие бесчувственные лики, а люди, чьи лица озаряют живые эмоции: улыбка, радость, удивление, забота. Своих моделей он писал без прикрас, нарушая каноны своего времени. Будь то мушкетер городского ополчения, богатый купец, пьянчужка из трактира, или бродяжка с улицы,- все они представали на его полотнах такими, какими были в жизни.

Франс Халс писал в свободной манере широкими размашистыми мазками без подмалевка. Можно сказать, что он опередил время, поскольку в лишь в 19-ом веке импрессионисты стали использовать этот стиль в своих произведениях.

Характер

Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.

Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.

В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.

Похищение «Евангелиста Луки» Халса. Реставрация

Как было сказано выше, все время с момента похищения и до момента изъятия у злоумышленника, холст находился в чудовищных условиях. Во-первых, он был свернут не той стороной, – внутрь красочным слоем. Из-за этого по всей поверхности картины пошли глубокие трещины. Во-вторых, он несколько месяцев пролежал в таком виде за печкой в теплом и сухом помещении. Известный факт, что во всех музеях существует специальная система климат-контроля для поддержания необходимой температуры и влажности. Состояние холста было чудовищным. Как человек, два года отработавший в реставрационных мастерских, мог такое допустить?! Неужели он не понимал, что в таком состоянии картину невозможно продать.

Поначалу специалисты сошлись во мнении, что работа великого голландского мастера была утеряна безвозвратно. К счастью, нашелся настоящий специалисты своего дела. Им оказался опытный художник-реставратор Степан Сергеевич Чураков. На полное восстановление полотна у Чуракова ушло более двух лет. Лишь после этого картина Франса Халса «Святой Лука» вернулась в музей города Одесса.

Характеристика творчества Франса Халса

У Халса необычайно свободная, размашистая манера письма, уверенность рисунка, сероватый, но энергичный и гармоничный колорит, удивительная виртуозность накладки тонов. Всего в настоящее время насчитывается 164 его картины. Его произведения находятся в различных музеях мира: в Берлинском музее, в Амстердамской и Кассельской галереях, в Дрезденской, Венской и Лондонской галереях, 3 работы в Лувре. Есть работы Халса и в России: 4 портрета хранятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Его творчество занимает почётное место в голландской живописи. У него было много учеников, среди которых и его сыновья – пятеро сыновей Халса стали художниками-портретистами.

  • < Назад
  • Вперёд >

Женские портреты и львы

Женщины же у Халса написаны чистенько и с опаской. Аккуратненько. Мужики и мужчины у него часто опухшие, осоловевшие, потрепанные, а иногда настолько пьяненькие, что современные искусствоведы объясняют нетрезвость модели ухудшившимся к старости зрением художника, который хотел, мол, написать трезвого, да мазнул не туда. Дамы же у мастера сидят по центру в креслицах, и кружева на них не помяты.

№ 6 Франс Халс Портрет Марии Ларп между 1635 и 1638, Национальная галерея, Лондон, 83.4х68.1 см.

№ 7 Франс Халс Портерт женщины 1638, Музей искусств, Кливленд, 66.5х52.3 см.

Скажите, нужны ли нам такие дамы?

Любопытна эта разница в подходе. И не только фигуры, одежда, характер у мужчин и женщин различаются в тщательности. Но антураж тоже. Вот спинка кресла с навершиями в виде львиных голов. На портрете мужчины (№ 4) лев даже на первом плане!

№ 4а фрагмент.

Это вид сзади (только грива), лев узнается лишь потому, что у голландцев таких кресел множество. Логика художника ясна, но она на 200 лет опредила время, Халс писал не мебель, а человека. Переиначивая слова Цорна, что он «не портной», а потому о пуговицах на портрете не заботится, можно сказать, что Халс явно не столяр, не резчик по дереву. Пару столетий тому назад его не любили как раз за такую мазню. Да и живо нарисованные люди на портретах были не к месту, тогда любили величественность. Потом Халса за свободную манеру полюбили, заглаженные же портреты других живописцев, где шишечки, пуговички, щербинки, теперь почти всегда вопринимаются как салонные и от «хорошего» искусства даже иногда отсекаются. Именно так перестал нравиться Доу. Халс же в 19 веке оказался современен, пришелся по вкусу искусству живописи, борющемуся с фотографией за место под солнцем. А так как спор живописи с фотографией продолжается и по сей день, то и Халса по-прежнему ценят.

Все же на женских портретах Халс становится краснодеревщиком, портным и салонным дамским угодником. На картине № 6 лев на самом заднем плане и в тени, но выписан старательно, и видно, что лев. Написан с тактом – спокойно и незаметно, как и подобает третьему плану.

№ 6а фрагмент.

Тут мне хочется привести львов у пары других живописцев. Вот Ян Стен и Вермеер.

У Стена львы кривые и непрофессионально нарисованные, спрева захотелось ему сделать иллюзорно, с блеском лака, да вдруг надоело стараться, и он бросил их недоделанными.

№ 8 Ян Стен Гуляки ок. 1660, Эрмитаж, Санкт-Петербург, 39х30 см.

У Вермеера же каждая деталь обдумана и исполнена божественно. И лев тоже такой.

№ 9 Вермеер Женщина с кувшином ок. 1660-1662, Метрополитен, Нью-Йорк, 45.7х40.6 см.

Когда было нужно, то Халс мог нарисовать/написать все что угодно. Но почти никогда не было ему нужно, ибо в своих «импрессионистических» картинах он заботился лишь об одном – общем живом впечатлении от модели. Вермеер обдумывал каждый квадратный сантиметр холста, доводил картины до совершенства, Стен же не имел индивидуальных художественных задач, он писал, как все, и ни к чему большему не стремился.

Похищение «Евангелиста Луки» Халса. Новый след

Летом 1965 года у одного из магазинов в центре Москвы на Калининском проспекте стоял импозантный мужчина. К слову сказать, к этому времени прошло уже почти полгода с момента скандальной кражи. Место это было знакомо всем фарцовщикам и перекупщикам. Они обычно крутились там, стараясь что-то повыгоднее продать, обменять или купить. Мужчина не мог не привлекать к себе внимания внешностью человека, знающего себе цену. Он был одет в костюм из дорогого импортного материала и явно не местного пошива. Все в его облике выдавало в нем состоятельного иностранца.

К нему подошел молодой человек и немного неуверенно поинтересовался, не желал бы тот приобрести картину старого голландского мастера за сто тысяч советских рублей. К радости продавца иностранец проявил неподдельный интерес к предложению. Он оказался немцем, но говорил на ломанном русском. Немец уточнил, что сам не занимается коллекционированием живописи, но может прислать своего коллегу. Тот, по его словам, являлся истинным коллекционером.

Радости молодого человека не было предела. Воодушевленный предстоящей наживой, он ушел. Наверное, его ликование тут же улетучилось, если бы он знал, с кем только что общался. Под видом респектабельного иностранца скрывался сотрудник КГБ, приехавший в Союз в отпуск из зарубежной командировки. Конечно, это можно было бы принять за спланированную операцию органов. Но в том-то и дело, что этот человек не имел никакого отношения к следствию. Это была чистая случайность. Не случайной была мгновенная реакция сотрудника спецслужб. Будучи истинным профессионалом, он мгновенно просчитал всю ситуацию на несколько ходов вперед. Он безошибочно определил, что речь явно шла о картине с криминальной историей. Выбрав правильную манеру поведения в непредвиденной ситуации, он своими действиями помог расследованию. Благодаря его смекалке в дальнейшем похищение «Евангелиста Луки Халса» было благополучно раскрыто. «Иностранец» тут же сообщил обо всем по месту службы, и на встречу с продавцом, которая состоялась на другой день, сотрудники приехали тщательно подготовленными.

Франс Халс

Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. В юношеском возрасте он приехал в Харлем, где и жил почти безвыездно до самой смерти (в 1616 г. он посетил Антверпен, а в середине 1630-х гг. — Амстердам). О жизни Халса известно немногое. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей).

Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. В XV-XVI вв. в живописи Нидерландов существовала традиция писать портреты лишь представителей правящих кругов, известных людей и художников. Искусство Халса глубоко демократично: на его портретах мы можем увидеть аристократа, зажиточного горожанина, ремесленника и даже человека из самых низов. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость. Его вельможи держат себя так же раскованно, как и представители низших слоев общества, которые на картинах Халса изображены жизнерадостными людьми, не лишенными чувства собственного достоинства.

Ф. Халс. Портрет молодого человека с черепом в руках. Ок. 1626-1628 гг.

Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Каждый персонаж на картинах имеет свою яркую индивидуальность, и в то же время эти произведения отличаются целостностью.

Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626; «Портрет Хетхейсена», 1637). Образы Халса живые и динамичные, кажется, что люди на портретах разговаривают с невидимым собеседником или же обращаются к зрителю.

Яркой выразительностью и непосредственностью отличаются представители народной среды на портретах Халса. В изображениях уличных мальчишек, рыбаков, музыкантов, посетителей кабаков чувствуется симпатия и уважение автора. Замечательна его «Цыганка». Удивительно живой кажется улыбающаяся молодая женщина, лукавый взгляд которой направлен на невидимого зрителям собеседника. Халс не идеализирует свою модель, но образ веселой, растрепанной цыганки восхищает своим задорным очарованием.

Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624-1625). В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече.

Франс Халс. Цыганка. Ок. 1630 г.

В 1640-х гг. в стране намечаются признаки перелома. Прошло всего несколько десятилетий после победы революции, а буржуазия уже перестала быть прогрессивным классом, опирающимся на демократические традиции. Правдивость живописи Халса больше не привлекает богатых заказчиков, которые хотят видеть себя на портретах лучше, чем они есть на самом деле. Но Халс не отказался от реализма, и его популярность резко упала. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). Строже и спокойнее становится его палитра.

В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Эти последние работы голландского мастера отличаются эмоциональностью и яркой индивидуальностью образов. От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах.

Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. Его правдивое, жизнеутверждающее искусство оказало большое влияние на многих голландских художников.

Описание картины Франса Хальса «Цыганка» Картины художников

Хальс – великий голландский художник, который при жизни был тем ещё дебоширом. Его случаем был тот, в котором гений ничуть не ценит своей гениальности, любит кутить по кабакам, засыпать в неожиданных местах и просыпаться от ведра воды на голову, но от этого не становится ни менее талантливым, ни менее почитаемым.

Хальс любил жизнь, это видно и по его картинам, и по свидетельствам очевидцев. Любил её дикость, её естественность, первопричины и проявления, не скованные нормами морали. Любил играть и пить, хорошеньких женщин, вкусную еду. А также он любил людей и совсем не любил старые сказки.

Историческая живопись, сюжеты религиозные и описания былых времен его совершенно не привлекали – в них не было того огня, который горел в нем самом и его же завораживал. Зато он был в людях, и потому Хальс был прирожденным портретистом – любя людей, умея ловить нечаянные, удивительные

моменты, он с одинаковым удовольствием писал и молоденьких девушек, и старых пьяниц. И в тех, и в тех был для него интерес – найти пылающую искру жизни и выразить её на холсте.

«Цыганка» характерна для него, поскольку полностью лишена строгости академического портрета и косности торжественного. Отсутствие эмоций, считающееся хорошим тоном в высоких кругах, Хальсом отвергается полностью. Он пишет совсем молоденькую цыганку, почти девочку – у неё вьющиеся черные волосы, открытое живое лицо, она смотрит не на зрителя, а на невидимого собеседника, не то споря с ним, не то смеясь над ним, не то пытаясь взять его на слабо.

В волосах её алая лента, губы – полные и красные – кривятся в гримаске недоверия и явной провокации. Она смотрит насмешливо, весело, предлагая потягаться с ней, и легкость кисти, бликовость света придает этому выражению дополнительное очарование. Фон у картины смазанный, но он и не нужен. Почувствовать жизнь, плещущуюся на холсте, можно и без него.

Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-08 22:04:32

Незадачливый похититель

Получив в ремесленном училище диплом столяра-краснодеревщика, Валерий мечтал поступить в Суриковский институт. Но, видимо, криминальные наклонности молодого человека перевешивали его благие намерения. В 19 лет его осудили на три года за кражу. Как же с таким пятном на биографии ему удалось устроиться на работу в реставрационные мастерские музея им. Пушкина? Туда на службу брали только по рекомендации, а тут еще и судимость за кражу.

Видимо, провидению было угодно, чтобы этот человек оказался среди сотрудников музея. Помог опять его Величество случай. Как-то в транспорте Валерий уступил место пожилому мужчине, оказавшемуся главным хранителям музея им. Пушкина. Между ними завязался разговор. Чтобы произвести впечатление на нового знакомого, а также в расчете на его помощь в трудоустройстве, Волков соврал. Он сказал, что является выпускником знаменитого Суриковского художественного института. Уловка сработала, и по рекомендации главного хранителя Волкова приняли в штат. Правда, в отделе кадров музея ему поставили условие в ближайшее время предоставить диплом института. Под разными предлогами Волкову удавалось обманывать сотрудников отдела кадров, оттягивая предъявление документа. Таким образом он продержался на должности реставратора почти два года. Конечно же, молодой человек прекрасно осознавал, что это не может продолжаться до бесконечности. Надо было что-то делать. И тут в его поле зрения появился знакомый, готовый обеспечить его этим злосчастным дипломом.

О художнике

Родился в 1582 в семье фламандского ткача Франсуа Халса ван Мехелена и его второй жены Адриантье в городе Антверпен. Спустя четыре года семья переехала в Харлем, где живописец и прожил всю свою жизнь. Азам живописи начинающего художника обучал Карел ван Мандер. Но особого влияния на Халса манера учителя-маньериста не оказала, он скоро выработал собственный авторский почерк и в 1610 году становится членом Гильдии св. Луки. Свою творческую карьеру Франс начал с реставрационных работ при городском муниципалитете.

Свой первый портрет Хальс создал в 1611 году, но известность пришла к нему гораздо позже — после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия», написанной в 1616 году. Раннему творчеству художника были свойственны жанровые сцены и композиции на религиозные темы. А его манера отличалась пристрастием к тёплым тонам, чёткому моделированию форм при помощи тяжёлых плотных мазков.

Что же касается личной жизни живописца, то следует отметить, что первый брак художника закончился трагически: во время вторых родов умерла его жена и новорожденный сын. От этого брака у художника остался первенец. Во втором браке с Лисбет Рейнерс Хальс прожил почти полвека. Супруга родила живописцу одиннадцать детей. К слову пятеро его сыновей стали впоследствии довольно хорошими художниками-портретистами.В 1620-1630 годах Хальс создает целый ряд портретов, на которых изобразил энергичных и задорных представителей из народа: «Шут с лютней», «Весёлый собутыльник», «Малле Баббе», «Цыганка», «Мулат», «Мальчик-рыбак».

Период с 1630 по 1640-й год был пиком наивысшей популярности мастера портретного жанра. Хальс написал много двойных портретов супружеских пар, в виде диптихов: муж на левом портрете, а жена — на правом. Единственное полотно, где супруги изображены вместе, — «Семейный портрет Исаака Массы и его жены» (1622).И что любопытно, когда художнику, согласно желанию заказчика, приходилось на заднем плане изображать пейзаж, Хальс всегда обращался к знакомому художнику-пейзажисту Питеру Молейну.Однако с годами, став тяжелым на подъем, не желая покидать родной Харлем, Халс отказывался от заказов, если для этого необходимо было ехать в Амстердам или еще куда-либо. К слову, единственный групповой портрет, начатый им в Амстердаме, пришлось заканчивать другому художнику.

Поздние произведения Хальса исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов и оттенков: «Мужчина в чёрной одежде (1650—1652), «Портрет Виллема Круса (около 1660). К тому же в некоторых из них проявилось чувство глубокого депрессионного пессимизма: «Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых» : обе написанные в 1664 году.

С течением  временем смех хальсовских героев стал терять былую радость, как и постепенно терял её и сам художник. В старости Франс Хальс перестал получать и вовсе какие либо заказы и впал в нищету. Художник умер в харлемской богадельне в 1666 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: