Детство и юность
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа – Шарантон-Сен-Морис региона Иль-де-Франс. Его мать Виктория была дочерью краснодеревщика Жана-Франсуа Робина. У него было трое старших братьев и сестер. Карл-Анри Делакруа дослужился до генерала в наполеоновской армии. Генриетта вышла замуж за дипломата Раймонда де Вернинака Сен-Мора. Анри был убит в битве при Фридланде 14 июня 1807-го.
Портрет Эжена Делакруа
Есть основания полагать, что отец Шарль-Франсуа Делакруа не был истинным предком будущего художника. Шарль Талейран, министр иностранных дел Франции при Наполеоне, который был другом семьи и которого взрослый Эжен напоминал по внешнему виду и характеру, считал себя его настоящим родителем. Шарль Делакруа умер в 1805 году, а Виктория – в 1814-м, оставив 16-летнего сына сиротой.
Азы образования мальчик получил в лицее Людовика Великого в Париже, а затем в лицее Пьера Корнеля в Руане, там он проявил склонности к литературе и живописи, получал награды в этих областях.
Министр Шарль Талейран, возможный отец Эжена Делакруа
В 1815 году, после кончины матери, Эжена взяла на воспитание небогатая семья родственников. Делакруа решил посвятить себя живописи и поступил учеником в мастерскую Пьера-Нарцисса Герена, а затем в 1816 году в Школу изящных искусств.
Ученики много писали с натуры, совершенствуя технику рисунка, посещали музеи, чаще всего Лувр. Там юный художник познакомился с Теодором Жерико, талантливым начинающим живописцем, повлиявшим на его творчество. Работы именитых мастеров восхищали Эжена, он был очарован полотнами Гойи, Рубенса и Тициана.
С 1851 по 1863 год Освящение
Картина | Тема | Заголовок | Датировано | Технический | Габаритные размеры | Место сохранения | Справка |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ориентализм | Арабский всадник дает сигнал | 1851 г. | масло на холсте | 56 × 46 см | Художественный музей Крайслера , Норфолк | ||
Религиозный | Христос в Колонном | 1852 г. | масло на холсте | Музей изящных искусств Дижона | |||
Аллегория | Эскиз потолка ратуши, разрушенной в 1871 году, спускающегося на землю мира | 1852 г. | масло на холсте | Музей Карнавале , Париж | |||
Пейзаж | Вид на море с высоты Дьеппа | — 1854 гг. | картон, масло, дерево | 36 × 52 см | музей Лувр | ||
Мифология | Андромеда | 1852 г. | масло на холсте | 33 × 25 см | Хьюстонский музей изящных искусств | ||
Литературный | Марфиза | 1852 г. | масло на холсте | 82 × 101 см | Художественный музей Уолтерса , Балтимор | ||
Литературный | Дездемона проклята своим отцом | неопределенный | масло на холсте | 62 × 51 см | Реймсский музей изящных искусств | ||
Пейзаж | Скалы возле Дьеппа | — 1855 гг. | акварель | 20 × 31 см | Музей Мармоттана , Париж | ||
Религиозный | Христос на кресте | 1853 г. | масло на холсте | 73 × 60 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Животное | Лев, пожирающий кролика | 1853 г. | масло на холсте | 46 × 55 см | Лувр , Париж | ||
Животное | Питье тигра | 1 853 — 1 855 | картон, масло | 25 × 40 см | Уодсворт Атенеум , Хартфорд | ||
Религиозный | Христос на кресте | — | масло на холсте | 46 × 38 см | Бремен , Кунстхалле | ||
Жанровая сцена | Эскиз охоты на льва | Около 1854 г. | масло на холсте | 86 × 115 см | Музей Орсе , Париж | ||
Религиозный | Христос, спящий во время бури, или Христос на Генесаретском озере | Около 1853 г. | масло на холсте | 51 × 61 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Религиозный | Христос на генесаретском озере | Около 1853 г. | масло на холсте | 46 × 54 см | Портлендский художественный музей | ||
Религиозный | Христос на генесаретском озере | 1854 г. | масло на холсте | 60 × 73 см | Художественный музей Уолтерса | ||
Религиозный | Христос идет по воде | картон, масло | 27 × 27 см | Хьюстонский музей изящных искусств | |||
Восток | Охота на тигра | 1854 г. | масло на холсте | 73 × 92 см | Музей Орсе , Париж | ||
Библейский | Иаков борется с ангелом | 1 854 — 1 861 | Масло и воск на гипсе | 751 × 485 см | Церковь Сен-Сюльпис в Париже | ||
Ориентализм | Араб седлает лошадь | 1855 г. | Масло на холсте | 56 × 47 см | Эрмитаж , Санкт-Петербург | ||
Библейский | Михаил (Архангел) убивает дракона | 1 854 — 1 861 | Масло и воск на гипсе | 441 × 575 см | Часовня церкви Святых Ангелов Сен-Сюльпис в Париже | ||
Библейский | Гелиодор изгнан из храма | 1 854 — 1 861 | Масло и воск на гипсе | 751 × 485 см | Часовня церкви Святых Ангелов Сен-Сюльпис в Париже | ||
Религиозный | Купальщицы или турчанки в бане | 1854 г. | масло на холсте | 93 × 79 см | Уодсворт Атенеум , Хартфорд | ||
Пейзаж | Скалистый пейзаж, Огервиль | 1854 г. | картон, масло | 29 × 36 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
История | Два Фоскари | 1855 г. | масло на холсте | 93 × 132 см | Музей Конде , Шантильи | ||
История | Марокканцы путешествуют | 1855 г. | масло на холсте | 54 × 65 см | Музей школы дизайна Род-Айленда | ||
Религиозный | Оплакивание Тела Христова | 1857 г. | масло на холсте | Staatliche Kunsthalle Karlsruhe | |||
История | Греческая конница на отдыхе в лесу | 1858 г. | масло на холсте | 76 × 87 см | Кливлендский художественный музей | ||
Религиозный | Святой Себастьян со Святой Ириной и служителем | 1858 г. | масло на панели | 38 × 51 см | Музей искусств округа Лос-Анджелес | ||
Восток | Охота на льва | 1858 г. | масло на панели | 92 × 117 см | Бостонский музей изящных искусств | ||
Литературный | Ребекка похищена тамплиером Вальтером Скоттом : Иванхоэ | 1858 г. | масло на холсте | 105 × 82 см | музей Лувр | ||
Восток | Пересечение брода в Марокко | 1858 г. | масло на холсте | 60 × 74 см | Музей Орсе , Париж | ||
Литературный | Овидий среди скифов | 1859 г. | масло на холсте | 88 × 130 см | Национальная галерея , Лондон | ||
Литературный | Смерть Офелии ( Шекспир , Гамлет , акт 4) | 1859 г. | масло на холсте | 55 × 64 см | Винтертур , Музей Оскара Рейнхарта «Ам-Ремерхольц» | ||
животное | Puma | 1859 г. | масло на дереве | 41 × 31 см | Музей Орсе , Париж | ||
Ориентализм | Охота на льва в Марокко | 1859 г. | масло на холсте | 74 × 92 см | Эрмитаж , Санкт-Петербург | ||
Животное | Арабские лошади дерутся в конюшне | 1860 г. | масло на холсте | 65 × 81 см | Музей Орсе , Париж | ||
Животное | Уголино и его сыновья в башне Данте : Божественная комедия | 1860 г. | Музей Ордрупгаард в Копенгагене | ||||
Ориентализм | Охота на льва | — 1 861 | масло на холсте | 76 × 98 см | Институт искусств Чикаго | ||
Мифология | Медея готовится убить своих детей эскиз | -1856 гг. | масло на холсте | 46 × 39 см | Лилльский дворец изящных искусств | ||
Мифология | Яростная Медея | 1861 г. | масло на холсте | 122 × 84 см | Лувр , Париж | ||
Мифология | Лошади у фонтана | 1862 г. | масло на холсте | 74 × 92 см | Художественный музей Филадельфии | ||
Животное | Тигр играет с черепахой | 1862 г. | масло на холсте | 45 × 62 см | Распродажа в частной коллекции 2018 | ||
Мифология | Орфей спасает Эвридику | 1862 г. | масло на деревянной панели | Музей Фабра , Монпелье | |||
Литературный | Овидий среди скифов | 1862 г. | Масло на бумаге, на дереве | 32 × 50 см | Метрополитен-музей , Нью-Йорк | ||
Ориентализм | Арабская стычка в горах | 1863 г. | Масло на холсте | 92 × 74 см | Национальная художественная галерея , Вашингтон |
Интересные факты из жизни художника
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом.
С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почетного легиона.
В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки.
Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Источники
- https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-ferdinand-victor-eugene-delacroix-ezhen-delakrua.html
- https://dzen.ru/a/Yo3HPqPhWTX4QsiG
- https://interesnyefakty.org/ezhen-delakrua/
- https://www.livelib.ru/author/6648-ezhen-delakrua
- https://allpainters.ru/delakrua-jezhen.html
- https://opisanie-kartin.ru/delakrua-ezhen/
- https://artchive.ru/eugenedelacroix
- https://FB.ru/article/221867/ejen-delakrua-kartinyi-biografiya
- https://24smi.org/celebrity/69613-ezhen-delakrua.html
Личная жизнь
В 1835 г. у художника диагностировали серьезную болезнь горла, которая постоянно напоминала о себе. В конечном счете этот недуг и стал причиной его кончины. Эжен часто посещал светские мероприятия и салоны столицы.
Мужчина пользовался уважением в обществе, поэтому вокруг него постоянно собиралось много народа. Он отличался остроумием, знанием этикета и хороших манер. При этом биографам до сих пор мало что известно о личной жизни мастера.
Известно, что Делакруа на протяжении долгих лет состоял в отношениях с баронессой Жозефиной де Форже, которые так и не увенчались свадьбой. Начиная с 1834 г. и до конца биографии за ним ухаживала домработница Жанна-Мари Ле Гийю.
Судьба художника
Главный романтик европейской живописи Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 году. Много лет спустя, когда Эжен будет блистать в обществе и покорять дамские сердца, интерес к нему будут подогревать сплетни относительно тайны рождения. Дело в том, что точно нельзя сказать, чьим сыном был Эжен. По официальной версии, отцом являлся Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел. По альтернативной — Шарль Талейран или даже сам Наполеон.
Эжен отличался неугомонным характером. В детстве он едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок для овса; «горел», когда над его кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания; «травился», наглотавшись краски-медянки. Классический путь страстей и испытаний героя романтизма.
Когда встал вопрос о выборе ремесла, Делакруа решил заниматься живописью. У Пьера Нарсиса Герена он освоил классическую базу, а в Лувре познакомился с родоначальником романтизма в живописи Теодором Жерико. В то время в Лувре было немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращённых их владельцам. Рубенс, Веронезе, Тициан — дни пролетали незаметно.
Автопортрет Делакруа. (Wikimedia Commons)
Успех пришёл к Делакруа в 1824 году, когда он выставил картину «Резня на Хиосе». Это было второе полотно, представленное публике. Картина явила ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал её «жутким гимном року и страданию». Посыпались обвинения в чрезмерном натурализме, а после следующей картины («Смерть Сарданапала») ещё и в неприкрытом эротизме. Критики никак не могли понять, зачем полотно, словно бы кричит, грозит и богохульствует. Но именно такой аккорд эмоций понадобился художнику, когда он взялся за «Свободу, ведущую народ».
Вскоре мода на бунт прошла, и Делакруа начал искать новый стиль. В 1830-х он побывала в Марокко и был обескуражен увиденным. Африканский мир оказался не таким шумным и праздничным, каким представлялся, но патриархальным, погруженным в свои домашние заботы. Делакруа сделал сотни эскизов, которые использовал следующие 30 лет.
Вернувшись во Францию, Делакруа понял, что значит востребованность. Заказы приходили один за другим. В основном это были официальные вещи: роспись в Бурбонском дворце и Лувре, украшение Люксембургского дворца, создание фресок для церкви Сен-Сюльпис.
Всё у Эжена было, все его любили и, несмотря на его развивавшуюся болезнь горла, всегда ждали с его колкими шуточками. Но, сетовал Делакруа, все боготворили работы прошлых лет, свежие же оставались без внимания. Делакруа, получая комплименты за картины 20-летней давности, мрачнел. Скончался он в 65 лет от той самой болезни горла, и сегодня его тело покоится на Пер-Лашез.
Наследие
Люксембургском садукладбище Пер-Лашезфранкбанкнота
При продаже его работ в 1864 году Делакруа приписали 9140 работ, в том числе 853 картины, 1525 пастелей и акварелей, 6629 рисунков, 109 литографий и более 60 альбомов для рисования. Количество и качество рисунков, выполненных в конструктивных целях или для фиксации спонтанного движения, подчеркивают его объяснение: «Цвет всегда занимает меня, но рисование занимает меня». Делакруа создал несколько прекрасных автопортретов и ряд запоминающихся портретов, которые, кажется, были созданы исключительно для удовольствия, среди которых был портрет коллеги-художника барона Швитера, вдохновленное маленьким маслом скрипача Никколо Паганини и Портрет Фредерика Шопена и Жоржа Санд, двойной портрет его друзей, композитора Фредерика Шопена и писателя Жоржа Санд ; картина была вырезана после его смерти, но отдельные портреты сохранились.
Иногда Делакруа писал чистые пейзажи («Море в Дьепе», 1852 г.) и натюрморты («Натюрморт с омарами», 1826–27), в обоих из которых было виртуозно исполнено его фигурные работы. Он также хорошо известен своим журналом, в котором он красноречиво выразил свои мысли об искусстве и современной жизни.
Поколение импрессионистов было вдохновлено творчеством Делакруа. Ренуар и Мане сделали копии своих картин, а Дега приобрел портрет барона Швитера для своей частной коллекции. Его картина в церкви Святого Сюльписа была названа «лучшей фреской своего времени».
Современный китайский художник Юэ Миньцзюнь создал собственную интерпретацию картины Делакруа «Резня на Хиосе», который сохраняет то же имя. Сама картина Юэ Миньцзюня была продана на Sotheby’s почти за 4,1 миллиона долларов в 2007 году.
Его карандашный рисунок «Мавританский разговор на террасе» был обнаружен как часть .
Детство, учеба и дружба с Теодором Жерико
Эжен Делакруа (1798-1863) родился в семье французской аристократии. Его отец, Шарль-Француа Делакруа был министром иностранных дел при директории, правда многие искусствоведы и историки считают биологическим отцом Делакруа Талейрана, французского политика и дипломата. Он был частым гостем в доме Делакруа, а сам Эжен был на него очень похож.
Делакруа рано потерял отца и мать. После их смерти у Эжена остались только многочисленные долги родителей и чувство полнейшего одиночества. Поэтому жил он скромно и мечтал о славе и признании. С помощью друзей семьи он поступает в мастерскую прославленного художника, ходит по галереям, рисует гипсы и обнаженную фигуру. Делакруа часто работал в Лувре, изучая полотна Рубенса, Веласкеса, Ван Дейка. Интересно, что различие творчества Делакруа от его главного соперника — академиста Доминика Энгра — во многом объясняется тем, какие именно картины они копировали в юности. Делакруа восторгался XVII веком, а Энгр изучал в Риме Рафаэля.
В мастерской у Пьера-Нарциса Герена Делакруа познакомился с Теодором Жерико. Эта встреча во многом определила последующее развитие Делакруа как художника: он восхищался творчеством Жерико, а Жерико, в свою очередь, хвалил рисунки Делакруа и всячески помогал ему. Он познакомил юного художника с творчеством Микеланджело и венецианских художников эпохи Возрождения.
Делакруа, в отличие от многих художников-бунтарей того времени, отчаянно пытался проникнуть в высшее благопристойное общество. Ему хотелось признания, почестей, богатства, известности и всеобщей славы — всего того, что было у Жерико. Дружба с прославленным художником обеспечила Делакруа не только творческий успех, но и вхождение в круг «избранных».
В 1819 году Эжен Делакруа позирует Жерико во время работы над картиной «Плот Медузы». Критики и общество приняли эту картину скептически: вроде как и историческое полотно, но слишком приближено к реальности. В академических кругах никто не писал о современных событиях, да еще с такой чувственностью и правдивостью.
А Эжен Делакруа был восхищен увиденным. Многие последующие работы Делакруа похожи на работу Жерико, по композиции и цветам.
Любовь к Востоку
После триумфального Салона 1830 года Делакруа скучал. Здоровье постоянно ухудшается, с женщинами проблемы, заказы есть, но неинтересные. Воображение требует новых впечатлений.
И новые впечатления появились. Знакомый Делакруа граф де Монре уезжал в Марокко как посол, назначенный королем. Эжен добивается разрешения на сопровождение посла в министерстве, собирает вещи и отплывает с графом в 1832 году.
Делакруа был очарован Востоком. Он бежал от скучной и слишком чопорной жизни в Париже, которая не приносила ему былой радости.
Алжирские женщины, 1834Алжирские женщины, 1834Еврейская свадьба в Марокко, 1839Еврейская свадьба в Марокко, 1839Колумб и его сын в Ла-Рабида, 1838Колумб и его сын в Ла-Рабида, 1838Марокканец седлает лошадь, 1855Марокканец седлает лошадь, 1855Абидосская невеста, 1857Абидосская невеста, 1857Арабские лошади дерутся в конюшне, 1860Арабские лошади дерутся в конюшне, 1860Конвульсионисты Танжера, 1838Конвульсионисты Танжера, 1838
Яркие краски, особый менталитет и образ жизни покорили Делакруа искренностью, простотой и нескончаемым весельем: «Я жил там в двадцать раз интенсивнее, чем в Париже». Он создает красочные и динамичные работы, где каждое движение передается с большей реалистичностью и желанием продолжать действие.
Делакруа — лидер французской романтической школы
В 1827 году Делакруа работает над новым шедевром — «Смерть Сарданапала». Он прочитал трагедию Байрона о Сарданапале, решил ознакомиться с оригиналом — трудом древнегреческого историка Диодора Сицилийского, немного включил фантазию и изобразил весь ужас, который напридумывал в своем воображении. Иногда создается ощущение, что Делакруа получал какое-то удовольствие от создания жестокости и боли.
История интересная. Сарданапал вел праздную и роскошную жизнь, а когда пришло время умирать, велел все его несметные сокровища уничтожить. Но Делакруа пошел немного дальше и решил уничтожить вообще все, что существовало в окружении царя.
В каталоге на выставке в Салоне Делакруа пишет: «Сарданапал повелел евнухам и стражам зарезать его жен, слуг и лучших лошадей, чтобы после него не осталось на земле ничего из того, что услаждало его жизнь».
В «Сарданапале» Делакруа оживляет изображение: это не застывшие фигуры в красивых позах, а полноценное действие, динамичное и не прекращающееся. Люди на картинах перестают быть статуями.
Восток, история и смерть — все, чем так страстно увлекался Делакруа, мы видим на картине.
По поводу любви к Востоку. Романтизм как течение в живописи предполагает интерес не только ко всему мистическому и таинственному, но и к экзотическому и отдаленному по географии. Яркие краски, необычные орнаменты, неизвестные сюжеты и особенности — Делакруа многое подчеркнул после поездки на Восток в 1832 года.
Как всегда, критики в шоке, публика в восторге. Виконт Состен де Ларошфуко был ошеломлен дерзостью Делакруа. В Дирекции департамента изящных искусств виконт говорит о прекращении официальной поддержки, если Эжен продолжит писать в таком возмутительном стиле.
Кроме «Сарданапала» в этом году Делакруа выставил в Салоне «Казнь Марино Фальеро», и «Юстиниан составляет свод законов» (уничтожена во время Парижской коммуны), создает «Женщину с попугаем». Но они не вызвали особого восторга.
В конце жизни
К работе над фресками художник относился с огромным энтузиазмом.
«Мое сердце, — писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти».
С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьёзная болезнь горла, которая, то утихая, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приёмы и знаменитые салоны Парижа. Его появления ждали — художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже, но их роман не увенчался свадьбой.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855 году наградили орденом Почётного легиона.
В том же году была организована персональная выставка Делакруа — в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают её неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своём парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет и похороненного на парижском кладбище Пер-Лашез.
Личная жизнь
По официальной информации, Делакруа не был женат. Однако он был страстно влюблен в Жюльетту де Лавалетт, жену Тони де Форже, родственницу императрицы Жозефины.
Жюльетта де Лавалетт
Когда началась эта связь, неизвестно, сохранилось письмо Эжена к возлюбленной, датированное 23 ноября 1833 года. В это время Жюльетта рассталась с супругом и жила с матерью в Париже. Их роман вскоре перерос в нежные дружеские отношения, длившиеся до смерти художника.
Во время работы во дворце Бурбонов Делакруа начал длительную дружбу с художницей Мари-Элизабет Блаво-Буланже, подробности их отношений – белое пятно в биографии обоих.
Мари-Элизабет Блаво-Буланже
Одной из причин безбрачия живописца исследователи считают тот факт, что он не любил детей. Для него ребенок был воплощением грязных рук, портящих холсты, шума, отвлекающего от работы.
Делакруа жил в Париже, а с 1844 года приобрел небольшой коттедж на севере Франции, где любил отдыхать в сельской местности. С 1834 года до самой смерти о нем добросовестно заботилась его домработница Жанна-Мари Ле Гийю, которая ревностно охраняла его личную жизнь.
Возвращение в Париж
Начиная с 1833 года французский художник получил большое количество заказов, направленных на украшение различных общественных зданий в городе Париж: в этот период он начал работать в Палате депутатов дворца Бурбонов, в Salon du. Рой, а позже он также занимается росписью библиотек Люксембургского дворца и дворца Бурбонов.
В 1834 году он пригласил в свой дом Жанну-Мари ле Гийу, экономку, которая будет заботиться о нем до конца его дней, внося свой вклад в защиту его частной жизни с уважением и преданностью. В 1838 году выставлялся в Салоне «Ярость Медеи“, Вызывая глубокую сенсацию: должна быть представлена сцена из греческой мифологии, в которой Медея схватила своих детей, чтобы убить их кинжалом, который она рисует, и мстит, таким образом, за брошенных. Джейсона.
Хронология жизни
1798 Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорожденным ребёнком знаменитого политика Шарля Талейрана.
1805 Умирает отец Эжена.
1814 Умирает мать Эжена.
1815 Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.
1816 Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.
1818 Позирует Жерико для его картины «Плот „Медузы“». Находится под большим влиянием живописи Жерико.
1822 Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».
1824 Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсаций Салона.
1830 Июльское восстание в Париже. Пишет свое знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».
1832 В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.
1833 Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.
1835 У Делакруа обнаруживается серьёзная болезнь горла.
1851 Художника избирают в городской совет Парижа.
1855 Награждён орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.
1863 Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.
1863 13 августа умирает в своем парижском доме.
По материалам: «Художественная галерея. Делакруа», № 25, 2005.
Путешествие в Северную Африку
Миннеаполис Институт искусств
В 1832 году Делакруа отправился в Испанию и Северную Африку в компании с дипломатом Шарлем-Эдгаром де Морне в рамках дипломатической миссии в Марокко вскоре после Французы завоевали Алжир. Он отправился в первую очередь не изучать искусство, а сбежать от цивилизации Парижа в надежде увидеть более примитивную культуру. В конечном итоге он создал более 100 картин и рисунков, изображающих сцены из жизни народов Северной Африки или основанных на них, и добавил новую личную главу в интерес к ориентализму. Делакруа был очарован людьми и костюмами, и поездка прояснила содержание многих его будущих картин. Он считал, что североафриканцы по своей одежде и своему поведению представляют собой визуальный эквивалент людей классического Рима и Греции:
Греки и римляне здесь, у моей двери, в арабах, которые закутываются в белое одеяло. и похожи на Катона или Брута…
Автопортрет
Ему удалось тайно нарисовать некоторых женщин в Алжире, как на картине Алжирские женщины в своей квартире (1834), но обычно он встречал трудно найти мусульманских женщин, которые позируют ему, из-за мусульманских правил, требующих, чтобы женщины были прикрыты. Менее проблематичным было изображение еврейских женщин в Северной Африке в качестве сюжетов еврейской свадьбы в Марокко (1837–1841).
В Танжере Делакруа сделал множество набросков людей и города, предметов, к которым он будет возвращаться до конца своей жизни. Животные — воплощение романтической страсти — были включены в такие картины, как Арабские лошади, сражающиеся в конюшне (1860), «Охота на львов» (которой существует множество версий, написанных между 1856 и 1861 годами) и арабские лошади. Оседлал лошадь (1855).
Наиболее известные полотна
Одним из самых известных полотен французского художника Эжена Делакруа является картина, написанная в 1830 году под именем «Свобода на баррикадах». Она рассказывает о событиях французской революции, которая произошла в июле того же года. Впервые картина была выставлена в 1831 году весной в Париже.
Полотно моментально завоевало популярность, но куплено было не богатым коллекционером, а государством, и около четверти века не выставлялось на показ. Причиной этому является его революционный сюжет. Автор вложил в свое детище веру в свой народ, который идет за Свободой. Она показана на полотне в виде девушки с французским флагом в руке, смело идущей вперед.
Живопись
В Школе Эжен Делакруа смог в совершенстве овладеть техникой рисунка, однако настоящее удовольствие он получал от посещений Лувра. Здесь он знакомился с творчеством различных мастеров. Наибольший интерес у него проявлялся к работам Рубенса, Тициана и Веронезе.
Тогда же Эжен познакомился с Теодором Жерико, который произвел на него неизгладимое впечатление и повлиял на становление его личности. Стоит заметить, что Жерико считается крупнейшим представителем европейской живописи эпохи романтизма.
«Свобода ведущая народ»
В 1822 г. Делакруа написал свое первое серьезное полотно – «Ладья Данте», которое тогда осталось незамеченным. Настоящее признание пришло к нему уже через пару лет, после создания картины «Резня на Хиосе», которая была представлена в Салоне.
«Резня на Хиосе», размером 419 × 354 см, была куплена государством и сегодня хранится в стенах Лувра. Примечательно, что искусствоведы критиковали Эжена за то, что он чересчур «натурально» изображал смерть, террор и отчаяние героев.
К тому моменту биографии Эжен Делакруа сосредоточился на романтизме, которому присущи сильные характеры героев и страсть
Одновременно с этим он уделял внимание литографии
Позднее Делакруа написал очередное полотно – «Смерть Сарданапала». Казалось, что он специально злил всех своих критиков, продолжая прибегать к жестоким сценам, с элементами сексуальности. На холсте был изображен монарх, спокойно наблюдающий за тем, как по его приказу стражники убивают прислугу, наложниц и животных.
Один из критиков заявил, что картина в прямом смысле слова «кричит, грозит и богохульствует». И все же, самое знаменитое произведение Эжен Делакруа написал в 1830 г. – «Свобода, ведущая народ». Она была создана им в период восстания парижан против власти Бурбонов.
На холсте было немало убитых революционеров, а в центральной ее части изображалась бесстрашная женская фигура, держащая в правой руке триколор, олицетворяющий – свободу, равенство и братство. Эта работа получила восторженные отклики у соотечественников мастера.
В последующие годы биографии Делакруа получал массу госзаказов на выполнение фресок. В 1832 г. он посетил Марокко в качестве члена дипломатической миссии. Он думал, что африканцы представляют собой весьма шумный народ, но в действительности все оказалось совсем иначе.
Эжен был поражен местными жителями, которые вели размеренный образ жизни. Этот регион напоминал некий затерянный во времени древний мир, чем-то похожий на Грецию. В результате, он сделал свыше 100 эскизов, а все увиденное осталось в его памяти до конца дней.
Автопортрет Делакруа
С 1833 г. Эжен брал заказы на оформление разных сооружений в Париже. Он участвовал в росписи Лувра, а также Бурбонского и Люксембургского дворцов. В период 1849-1861 гг. он выполнял фрески в стенах собора Сен-Сюльпис. Любопытно, что сегодня в Лувре есть отдельное помещение – зал Делакруа.
В 1850-е годы мастер пользовался большим авторитетом, вследствие чего занял должность в городском совете Парижа и удостоился ордена Почетного легиона. Во время своих выставок он сильно огорчался тем, что посетители помнили его только по старым работам, вызывавших у них восторг.
Внешние ссылки
- Работы Эжена Делакруа или о нем в Internet Archive
- Bibliothèque numérique de l’INHA — Journal et Correspondance d’Eugène Delacroix
- Биография, контекст, стиль и техника Эжена Делакруа
- Национальная галерея: Делакруа
- Краткая биография в музее Гетти
- Национальный музей Эжена Делакруа (на французском языке)
- Бесплатный документальный видеофильм о книге Делакруа « Свобода, ведущая народ ».
- Гарриет Гриффитс и Алистер Милль, Запись выставки Салона Делакруа, 1827–1849 гг . , База данных художников салона, 1827–1850 гг.
- «Экспертиза кораблекрушения Дон Жуана» . Картины и рисунки . Музей Виктории и Альберта . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года.
- Эжен Делакруа (1798–1863): Картины, рисунки и гравюры из коллекций Северной Америки , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея.
- Романтизм и школа природы: рисунки и картины девятнадцатого века из коллекции Карен Б. Коэн , полный текстовый каталог выставки из Метрополитен-музея (см. Указатель)
- Дженнифер А. Томпсон, в коллекции Джона Г. Джонсона: история и избранные произведения постоянная мертвая ссылка , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.