Bestiary.us

Самые дорогие картины Васнецова

Работы Виктора Васнецова периодически попадают на крупные аукционы. Рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.

Рекордной считается работа «Богатырь» из ключевой серии картин Васнецова о русских богатырях. Как и к полотну «Богатыри», художник подошел к этой картине основательно, тщательно проработав образ смелого богатыря и сильного коня под ним. В этой работе выбран необычный ракурс снизу, позволяющий зрителю ощутить всю мощь пары всадник-конь, почувствовать решительность воина в деле защиты родины. Интересно, что общество впервые имело возможность оценить это полотно только на аукционе Christie’s в 2011 году, так как до этого момента работа нигде не выставлялась и находилась только в семье ее первого владельца. За внушительный двухметровый холст запросили 300-500 тысяч фунтов стерлингов, однако на торгах этот рубеж был превышен в несколько раз. С молотка «Богатырь» ушел за 1,1 млн фунтов, став самой дорогой картиной художника. И на начало 2021 года этот рекорд пока не побит.

В. Васнецов. «Богатырь». 1920 г.

Другая картина была продана на Sotheby’s в 2006 году за 344 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 300-500 тыс. фунтов. Это картина «Вещий Олег», написанная художником в 1899 году. Васнецов нередко переписывал в большом масштабе свои книжные иллюстрации. Предполагается, что картина «Вещий Олег» как раз была одной из таких работ.

В. Васнецов. «Вещий Олег». 1899 г.

За схожую цену ушла и картина «На страже», изображающая очередного защитника русской державы. Работа была продана с аукциона Christie’s в 2013 году за 338 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 150-200 тысяч фунтов. В 1924 году ее представляли на Выставке русского искусства в Нью-Йорке.

В. Васнецов. «На страже». 1914 г.

Из других уходов картин Васнецова назовем такие: «Дети разоряют гнезда в лесу» (продана на Sotheby’s в 2012 году за 181 тыс. фунтов стерлингов) и угольный рисунок «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» (продан на Christie’s в 2011 году за 39,6 тыс. фунтов). Есть и другие работы, ушедшие с аукционов. Интересно, что среди них есть и «Портрет И.Е. Репина» — одна из немногочисленных скульптур Васнецова. Она была продана на Christie’s в 2014 году за 112 тысяч долларов.

В. Васнецов. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна из «Песни о купце Калашникове»» 1891 г.

Виктора Михайловича Васнецова есть множество других замечательных картин как на сказочно-былинную тематику, так и других направлений. Его глубоко-патриотичные работы и сегодня трогают сердца зрителей разного возраста и заставляют подолгу останавливаться возле его грандиозных по размерам, замыслу, сроку и мастерству исполнения картин.

Бонстики как наука?

Бывают положительные примеры, когда люди справедливо не доверяют поисковику Google и всё-таки обращаются к специалистам по этнографии. К примеру, в столичном парке Dreamland сейчас проходит выставка песочных скульптур. Дмитрий Скворчевский выступал консультантом на этапе ее подготовки, объяснял художникам концепцию отечественного пантеона и описывал основные характеристики того или иного персонажа, а скульпторы уже решали, каким образом будут все это воплощать.

Чаще же люди идут по пути наименьшего сопротивления, беря за основу информацию, которую можно найти в широком доступе. И вот уже книгу из последней коллекции бонстиков начинают рекомендовать школьникам к обязательному прочтению, хотя на ее страницах, по мнению Скворчевского, не всё соответствует современных научным разработкам.

— Тых настаўнікаў у пэўнай ступені можна зразумець: папяровы выпуск пра бонсцікаў стаў бадай адзінай кнігай, у якой сабраныя айчынныя міфалагічныя істоты. Вось па Старадаўняй Грэцыі ўсе чытаюць томік Мікалая Куна, а што пачытаць пра свае паданні? Я магу скласці цэлы спіс навуковых артыкулаў, аднак акрамя Нацыянальнай і ўніверсітэцкіх бібліятэк іх нідзе не знайсці. Нават у інтэрнэце тых сканаў па пальцах пералічыць. Ды яны адразу прайграюць, бо не такія яркія і прыгожыя, як дзіцячае камерцыйнае выданне.

В чем проблема? Скворчевский видит ее в том, что общество плохо знает оригинальную белорусскую мифологию. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, историк участвует в образовательном проекте «Этнаакадэмія». В рамках проекта он записывает видеокурсы о персонажах отечественного фольклора, систематизирует для зрителей основную этнографическую информацию, чтобы показать отечественную мифологию во всей её полноте. Дмитрий уверен, что видеолекции для кого-то могут стать практическим пособием.

— Айчынныя легенды шырока выкарыстоўваюцца ў турыстычнай сферы. Аднак калі бачу тэксты экскурсій аграсядзіб, гістарычных паркаў, прыватных музеяў, то становяцца млосна. Многае ў тых тэкстах антынавукова! Навошта ж мы падмяняем традыцыю, фактычна крадзем у саміх сабе? Давайце вяртацца да міфалагічных ведаў, якія існавалі ў беларусаў ад пачатку.

Иван Билибин

Родители Ивана настояли на том, чтобы сын получил юридическое образование. В 1900 он успешно закончил обучение в Санкт-Петербургском университете. Параллельно всерьез увлекается живописью, берет уроки у Ильи Репина. 1898 год становится для юного Билибина поворотным, его приглашают на выставку молодых художников, и он попадает под очарование картины Васнецова «Богатыри». Увлекается историей и русским фольклором, уезжает в сельскую глубинку, чтобы погрузиться в мир поверий и обычаев. Делает много зарисовок к услышанным сказкам. Там начинает оттачивать свой неповторимый, такой узнаваемый стиль, который мы так и называем — «билибинский».

Книжки, созданные Билибиным, хочется сравнить с расписными шкатулками. Этот художник впервые стал смотреть на создание книги, ориентированной на чтение ребенку, как на творчество. Разглядывая его сказки сложно отделаться от ощущения, что держишь в руках старинную летопись. Он не только создавал иллюстрации для сборников сказок, но и всерьез занимался типографикой: продумывал используемые шрифты, орнаменты, вензеля.

Мало кто знает, что Билибина интересовал и рекламный бизнес, он принимал участие в нескольких проектах в качестве художника: создавал афиши, плакаты, разрабатывал эскизы почтовых марок.

«Богатыри»

В.М. Васнецов работал над картиной более 20 лет (1881–1898). Когда 23 апреля 1989 года она была завершена, её сразу же приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. И даже после этого художник иногда приходил в зал с палитрой и что-то доделывал на полотне.

Первый карандашный эскиз, возникший в 1971 году, очень понравился В.Д. Поленову, а простосердечный Виктор Михайлович даже хотел его подарить. Поленов предложил известную сделку: «Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше». Художник выполнил все условия.

Первый карандашный набросок «Богатыри», 1871

Исследователи полагают, что основному варианту предшествовало не менее 13 пейзажей, набросков и этюдов. Васнецов тщательно прорабатывал характеры былинных персонажей, уделял много внимания цвету и свету.

Одним из прообразов для Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого художник изобразил на этюде в 1883 году. Других натурщиков Васнецов находил прямо на улице, просил позировать ему извозчиков и кузнецов. Сила персонажа показана через детали: даже палица «сорока пудов» не сгибает правой руки, а коня может удержать только цепь.

Самый опытный из товарищей, Добрыня Никитич – собирательный образ отца, дяди и самого художника, сравните! Есть версия, что натурщиком был Поленов. Прототипом Алёши Поповича стал сын Саввы Мамонтова, Андрей.

Для В.М. Васнецова эта картина была одной из самых главных в творчестве. Работая над ней, он чуть не отказался расписывать Владимирский собор в Киеве. Однако успел всё.

Богатыри. В.М. Васнецов. Холст, масло. 1881—1898

Иван Билибин (1876–1942)

Иван Билибин (справа в первом ряду) в группе учеников .

Ивана Билибина можно смело назвать главным сказочным иллюстратором. Более того, его непревзойдённая манера, переосмысляющая традиции народного искусства, сыграла важнейшую роль в становлении книжной графики. Художник посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, руководителем которой был передвижник Иван Крамской. Билибин никогда не скрывал, что на его творческое становление сильно повлияло Товарищество передвижных выставок. Однако в дальнейшем путь художника неотрывно связан с объединением «Мир искусства», с которым он поддерживал связь на протяжении долгих лет. Он сотрудничал с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от «Мира искусства» и заканчивая «Весами» и «Открытым письмом». В этом первом русском периодическом издании об открытках выпускают графическую серию открыток Билибина по мотивам русского фольклора. Надо сказать, в конце XIX века в России наблюдается настоящий расцвет графики малых форм — театральные программки и пригласительные билеты, книжные и журнальные иллюстрации создавали лучшие художники. «Обложка» и адресная сторона открытых писем также становится медиумом для признанных мастеров, таких как Леон Бакст, Михаил Добужинский, Евгений Лансере, Георгий Нарбут, Сергей Чехонин и, конечно, Иван Билибин.

В 1900 году Иван Билибин показывает свои акварели на второй выставке «Мир искусства». Он становится постоянным художником и автором журнала «Мир искусства», который выпускался с 1898 по 1904 год. Художник считался одним из главных знатоков русской старины, и его графика, полная множества архаичных деталей, была в то же время изысканна и прогрессивна, а в целом привносила в журнал эстетику русского фольклора. В1904 году вышел тематический номер журнала «Мир искусства», полностью оформленный Билибиным. Художник сделал серию иллюстраций, начиная с обложки, и написал статью «Народное творчество Севера».

Как и многие мирискусники, художник после революции оказался в Европе, в 1925 году в Париже работал над оформлением опер и балетов. Жизнь за границей была не так щедра к русским художникам, и со временем Билибин решил сотрудничать c Советским Союзом. В 1935–1936 годах он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович» и в1936 году на теплоходе «Ладога» возвращается в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царь Салтан». Иван Билибин создаёт иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о Золотом Петушке», русским былинам; оформил оперу «Золотой Петушок», балет «Жар-птица». Кроме того, художник увлекался иконописью. Последняя его работа — серия иллюстраций к киевским былинам.

Cкончался Иван Билибин в блокадном Ленинграде в 1942 году.​

Славук (Слаук) Валерый Пятровіч

Дата нараджэння
07.04.1947

Месца нараджэння
Віцебская вобласць, Талачынскі раён, г. п. Коханава

Род дзейнасці
мастак

Спецыялізацыя
станковая і кніжная графіка

Узнагароды і прэміі
прэмія прафсаюзаў Беларусі (1993)

Дзяржаўная прэмія Беларусі (2001)

медаль Ф. Скарыны (2010)

дыплом Рэспубліканскага конкурсу «Мастак і кніга» (2009, 2010)

спецыяльная прэмія Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь (2018)

медаль «За заслугі ў выяўленчым мастацтве»

Славук (Слаук) Валерый Пятровіч – беларускі графік.

Нарадзіўся 7 красавіка 1947 года ў п. Коханава Талачынскага раёна. У 1977 годзе скончыў Беларускі тэатральна-мастацкі інстытут. Вучыўся ў В. Шаранговіча, П. Любамудрава.

З 1978 года ўдзельнічае ў мастацкіх выстаўках. З 1981 года з’яўляецца членам Беларускага Саюза мастакоў.

Лаўрэат прэміі прафсаюзаў Беларусі (1993).

З 1997 года выкладае ў Беларускай акадэміі мастацтваў.

Член мастацкага савета Міністэрства інфармацыі (2009); член журы Рэспубліканскага конкурсу «Мастак і кніга» (2009).

Працуе ў станковай і кніжнай графіцы.

Сярод твораў: «Рыбная лоўля» (1980), «Белы кот» (1995), «Дарога» (1996), «Аднарог» (1997), «Эдэм» (1998), «Пераўвасабленне» (1998), «Фокуснік», «Арэна», «Госці», «Крыніца», «На дрэвах», «Казкі летняга дня», «Збор ягад», «Сям’я», «Рыбная лоўля», «Пасля навальніцы» і іншыя.

Кніжная графіка вызначаецца абвостраным успрыманнем літаратурнага зместу, эмацыянальным і глыбокім выяўленнем характараў герояў, своеасаблівасцю сюжэтаў: «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» Я. Баршчэўскага (1990), «Беларускі фальклор» (т. 1–2, 2005–2006), «Чароўны свет» (2008), народныя казкі «Удовін сын» (1977–1980), «Філіпка-сынок» (1983), «Людзей слухай, а розум свой май» (1988), «Як кот звяроў напалохаў» (1991), «Залатая птушка» (1993), «Лятучы змей» У. Ягоўдзіка (1995), зборнікі «Вясна ўвосень» У. Караткевіча (2000), «Купалінка» Я. Сцяпанавай (2008), «Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак» (2-е выд., 2010), «Куды скача петушыная кабыла» (2014) і іншыя.

Творы знаходзяцца ў Нацыянальным мастацкім музеі Беларусі, музеі сучаснага выяўленчага мастацтва ў Мінску і фондах Беларускага Саюза мастакоў.

Узнагароджаны Дзяржаўнай прэміяй Беларусі за цыкл работ па матывах беларускіх казак, створаных у 1995–1998 гг., Дзяржаўнай прэміяй Рэспублікі Беларусь (2008), дыпломам Рэспубліканскага конкурсу «Мастак і кніга» ў намінацыі «Лепшы мастак» (2009); дыпломам І ступені Міжнароднага конкурсу «Мастацтва кнігі» (Масква, 2009), медалём Ф. Скарыны (2010) і медалём «За заслугі ў выяўленчым мастацтве» грамадскага аб’яднання «Беларускі Саюз мастакоў».

У 2018 годзе атрымаў спецыяльную прэмію Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь.

Жыве ў Мінску.

ЛІТАРАТУРА

1. Аскера, В. Рэальная фантасмагорыя, альбо Крылы за спінай Валерыя Славука / В. Аскера // Літаратура і мастацтва. – 2017. – 22 верас. – С. 12.

2. Аскера, В. Энергетычны запал ад Валерыя Славука / В. Аскера // Звязда. – 2017. – 16 верас. – С. 9.

3. Баразна, М. Р. Славук (Слаук) Валерый Пятровіч / М. Р. Баразна // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. / рэдкал.: Г. П. Пашкоў . – Мінск : БелЭн, 2002. – Т. 14 : Рэле–Слаявіна. – С. 500.

4. Васілеўскі, П. Афорт як маленькае жыццё / П. Васілеўскі // Культура. – 2018. – 13 студз. – С. 7.

5. Королева, Е. Сказка, замри! / Е. Королева // Наша Талачыншчына. – 2018. – 26 мая. – С. 5.

6. Паломцава, В. Графіка як паэзія / В. Паломцава // Літаратура і мастацтва. – 2012. – 20 крас. – С. 16.

7. Паўлючэнка, В. Прастора Валерыя Славука / В. Паўлючэнка // Літаратура і мастацтва. – 2012. – 6 крас. – С. 16.

8. Славук (Слаук) Валерый Пятровіч // Культура Беларусі : энцыклапедыя : / рэдкал.: У. У. Андрыевіч . – Мінск : БелЭн імя П. Броўкі, 2015. – Т. 6 : М–Я. – С. 354–355.

9. Славук Валерый Пятровіч // Беларускі Саюз Мастакоў = Belarussian Union of Artists : энцыклапедычны даведнік / аўт.-склад.: Б. А. Крэпак . – Мінск : Кавалер Паблішэрс, 1998. – С. 503.

10. Славук, В. П. Асаблівы стан душы / В. П. Славук ; гутарыла В. Паўлючэнка // Літаратура і мастацтва. – 2011. – 8 ліп. – С. 16.

11. Славук, В. П. Планета Славук / В. П. Славук ; гутарыла І. Свірко // Рэспубліка. – 2018. – 16 студз. – С. 13.

12. Слаук Валерий Петрович // Регионы Беларуси : энциклопедия : в 7 т. / редкол.: Т. В. Белова . – Минск : БелЭн імя П. Броўкі, 2011. – Т. 2 : Витебская область : в 2 кн. – Кн. 2. – С. 471–472.

13. Слаук Валерий Петрович // Республика Беларусь : энциклопедия : / редкол.: Г. П. Пашков . – Минск : БелЭн імя П. Броўкі, 2008. – Т. 6 : Пейзаж–Снегирёв. – С. 696.

14. Слаук, В. «Думаць сэрцам…» / В. Слаук ; гутарыла В. Аскера // Літаратура і мастацтва. – 2017. – 12 мая. – С. 8.

15. Чайкоўская, В. Дыялог: мастацтва, якое вучыць слухаць, бачыць і гаварыць / В. Чайкоўская // Звязда. – 2014. – 1 сак. – С. 5.

СПАСЫЛКІ

Елена Поленова

Елена — родная сестра известного русского художника Василия Поленова. И хотя она была близка к художественной богеме, ее всегда тянуло к народному, крестьянскому, любила сказы и забавные небылицы.

Поленова в своих иллюстрациях очень тщательно выписывает мелкие детали: травинки, насекомых, цветы, — в этом ее уникальный стиль.

К живописи Поленову подтолкнула личная трагедия: родственники расстроили ее брак с военным врачом. Это событие стало причиной длительной депрессии. Единственный, кто поддержал Елену, помог адаптироваться — брат, который к тому времени был уже популярным художником.

Настоящей отдушиной для Елены стали сказки: она начинает создавать яркие иллюстрации для «Морозко», «Волку и лисе», «Мачехе и падчерице».

О своих работах художница говорила, что многие образы пришли к ней во сне. И в это верится. Ее иллюстрации таинственны, в них много мистики, тайны. Поленова вдохновлялась не только известными сказками, входившими в сборник Афанасьева, она с удовольствием делала иллюстрации и для тех волшебных историй, которые рассказывали бабушки-сказительницы из соседних деревень.

Полтергейст с повадками домовика

Если наш национальный пантеон так же густо населен, как древнегреческий, почему же в книжных магазинах днем с огнем не сыщешь сборников о белорусских богах? По мнению Скворчевского, проблема отечественной мифологии в том, что у нас очень мало источников по данной теме. Скандинавские саги записывали в ХІ-ХІІІ веке, а у белорусов таких древних сведений нет. Остались только отрывки, поэтому этнографам приходится реконструировать легенды о богах на основе фольклора, пользуясь мифологическими моделями других народов.

Сама система культа богов давно исчезла, поэтому и упоминаний о них в живом окружении практически не фиксируется. Зато до сих пор в деревнях распространены истории о представителях низшей мифологии: духах природы, человеческого жилья, демонах. И тут как раз раздолье для тех, кто ищет оригинальных белорусских персонажей.

— Адных балотных духаў у нас некалькі разнавіднасцяў. Многія ведаюць Балотніка, а ёсць яшчэ Багнік (людзі верылі, што ён селіцца ў тарфяной багне), Аржавень (аматар месцаў з вялікай колькасцю балотнай руды, якая іржу дае), Кадук (самы страшны дух, які насылае хваробы на людзей). Па месцу жыхарства падзялялі і вадзянікоў. Ціхонем клікалі таго, хто жыве ў ціхай вадзе, у запрудах ля вадзяных млыноў, Амутнікам — таго, хто схаваўся ў глыбокай яміне на дне ракі, Вірнікам — жыхара хуткай плыні.

Наши предки создали систему правил поведения в лесу, поле, на реке, в доме. Народные поверья объясняли, что все эти духи в отношении человека нейтральные, соответственно, будешь их задабривать — они начнут тебе помогать, нарушишь требования — они будут тебе вредить. Но в белорусской мифологии существует целый пласт народной демонологии, с представителями которой лучше держать дистанцию. Упыри, ведьмаки, волкалаки, Чёрная баба, несущая эпидемии и смерть, духи болезней всегда считались опасными для человека, встреч с ними старались избежать.

— Цікава, што з цягам часу некаторыя фальклорныя вобразы трансфармуюцца і асучасніваюцца. На слыху расповеды пра палтэргейст, гэтай містычнай з’яве прысвечаны не адзін мастацкі фільм. Аднак калі адкрыць газету ХІХ стагоддзя і пачытаць апісанне «сустрэч» з дамавіком, як высветліцца, што тыя сутыкненні адзін у адзін супадаюць з расповедамі пра паранармальныя з’явы. Змена тэрміна не закранае характарыстыкі. Напрыклад, палтэргейсту прыпісваюць сляды ў выглядзе птушынай лапкі. Вазьміце беларускі фальклор: розныя нячысцікі ходзяць на курыных ці птушыных лапках. Да таго, у Сярэднявеччы было павер’е, што птушыныя сляды пакідаюць душы памерлых, маўляў, яны пераўвасабляюцца ў птушак і ляцяць у вырай.

Как-то Дмитрий Скворчевский решил подсчитать, сколько в нашей стране фирм и организаций, которые в своих названиях используют отечественные теонимы — имена белорусских богов. И обнаружил одних только «Велесов» в разных вариациях несколько десятков. Такое количество юридических названий подтверждает очередную волну интереса белорусов к своим корням

И ее важно не упустить. Почему бы не использовать почаще аутентичные названия в литературе, живописи, театре? Ведь в свое время популярность древнегреческих богов выросла в том числе за счет тиражирования их образов в искусстве.

Где живёт Житный Дед?

На последний сноп пшеницы люди смотрели по-особенному. Его часто использовали для проведения различных ритуалов. Считалось, что его нельзя использовать до нового посева.

Как правило, снопик украшали лентами и цветами, несли в деревню и ставили на почётное место. Когда наступал новый сезон, зёрна из этого снопа брали для посева. Так можно было умилостивить Полевика, который, как гласят поверья, может возрождаться в новых всходах.

Каков же нрав Полевого? Я хочу отметить, что товарищем он был весьма непростым. Конечно, всё зависело от встреченного человека, но порой Полевик мог заманить путника в болото, сбить с тропы, не на шутку испугать.

Людям скандальным или, того хуже, пьяным, Полевик и вовсе не давал спуску. В народе говорили, что дух полей часто бывает у границ своих владений. Именно у межи его можно было встретить наиболее часто.

Считалось, что в таком месте нельзя спать. По поверьям маленькие полевые духи, дети Полевика, часто бегают у межи и ловят птиц своему родителю на обед. Если же они увидят уснувшего человека, и вовсе могут задушить во сне.

Подарки для Полевика

Как и другие духи-покровители, Полевой Дед любил, чтобы ему приносили дар и старались задобрить. Особенно это касалось крестьян, что большую часть времени проводили в полевых работах.

Землепашцы много веков соблюдали интересный обычай. Среди ночи необходимо было отойти подальше от дороги и найти ров неподалёку от поля. Там оставляли пару яиц и безголосого петуха для Полевого

Важно было, чтобы во время поднесения дара никто не увидел человека, иначе Полевик гневался

Для Полевика оставляли дары – безголосого петуха и пару яиц MEDVEDEV / illustrators.ru

Рассерженный Житный Дед мог принести немало бедствий. Считалось, что обиженный Полевик способен напустить болезни или вредителей на растения. Нередко он предупреждал о своём недобром настроении, выращивая среди ржи пшеницу, а среди проса – овёс.

Если же полевому духу всё нравилось, он, словно добрый хозяин, внимательно следил за полем, поддерживая его в порядке. Во власти Полевика был и урожай, от которого нередко зависело выживание семьи в зимнее время.

К духам полей и земли крестьяне относились с большим почтением. Для них на полях оставляли несколько не сорванных яблок, на току до следующего сезона держали несколько пригоршней обмолоченного зерна, а несжатые колосья завязывали в “Велесову бороду” (кстати, Велес был божеством плодородия).

Полевика можно увидеть в полдень, именно в это время начинается власть Полевого деда Teos Ulanti / ulanti.artstation.com

«В этом году группу набрали — ни одного парня. Когда я учился, все было наоборот — одна девушка»

— Осторожно, у меня тут ванночка стоит. Но я в ней не детей купаю, а бумагу замачиваю для офортов (разновидность гравюр на металле и оттиски с них — Прим

TUT.BY.). Так по технологии положено, — шутит Валерий Петрович, пока мы осматриваемся в его мастерской.

Валерий Петрович печатает свои офорты на станке, который собрал сам

Офортный станок здесь не ради украшения интерьера. Он исправен и регулярно загружен работой. Тонкие металлические листы, кислоты, бензин и еще куча «примочек», чтобы изображение удалось. Технология сложная, в двух словах не расскажешь. Лучше посмотрим на результат. Магия!

Это гравюра на металле — заготовка для офорта

— Офорт — трудоемкая работа, грязная. С маникюром сюда не полезешь. Но есть студентки, которым офорт интересен. И это можно только приветствовать, — говорит профессор Белорусской государственной академии искусств Валерий Слаук. — Сейчас на графику одни девушки поступают. В этом году группу набрали — ни одного парня. Когда я учился, все было наоборот — одна девушка, а все остальные — ребята. Василий Петрович Шарангович (в 1970-е заведующий кафедрой графики — Прим. TUT.BY) шутил: «Надо было разбавить ваш мужской коллектив, чтобы вели себя прилично и плохими словами не ругались».

Росписи Владимирского собора в Киеве

В 1885 году В. Васнецов был приглашен расписывать собор в Киеве в числе лучших художников – М. Врубеля, М. Нестерова, А. Сведомского. Взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни. Уникальный стиль живописца заметен сразу – вот и глаза Алёнушки, а здесь черты богатыря на иконе.

Владимирский собор в Киеве

Крещение Руси. Фреска работы В.М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896

Образ Богоматери у Виктора Васнецова

В конце XIX века Васнецов всё больше увлекается религиозной темой, его кисти принадлежат и росписи Спаса на Крови в Санкт-Петербурге и Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

В 1893 году В.М. Васнецов становится действительным членом Академии художеств.

Важно не забывать, что Васнецов был талантливым архитектором. В Москве можно встретить спроектированные им здания

Дом-музей художника в переулке Васнецова, 13. Художник сам придумал проект дома в неорусском стиле, сочетавшем элементы древнерусского зодчества и модерна. Первый этаж выстроен из массивных бревен, крыльцо украшено изразцами, колонками-«дыньками» и рельефами, под карнизом изразцовый фриз, а окна украшает лепнина и резные наличники в виде кокошников. Здесь Виктор Михайлович жил с 1894 г. по 1926 г. Стоит такой теремок и ждёт посетителей, чтобы показать свои богатства — более 25 тысяч экспонатов, включая живопись, антикварную мебель и предметы быта.

Дом-музей В.М. Васнецова

В 1912 году В.М. Васнецову было пожаловано пожизненное дворянство (в официальной формулировке «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством»).

Художник всегда вел насыщенную работой и скоромную жизнь. У него было 5 детей с супругой, Александрой Владимировной Рязанцевой, которая стала первой женщиной-врачом, что само по себе было редкостью для того времени. До последнего дня В.М. Васнецов жил в тихом переулочке Москвы и был похоронен на Лазаревском кладбище.

В завершение хочется акцентировать внимание на отличительных чертах творчества – это светлый, но строгий образ всех работ художника. Аскетичность и доброта в произведениях живописи возникают как следствие удивительного трудолюбия, глубины мысли и постоянной внутренней работы

Из воспоминаний князя В.Н. Тенишева: «Как-то князь спросил В.М. Васнецова, много ли портретов он написал. Художник ответил: “Нет, немного, но могу с гордостью похвалиться, что ни одного я не написал за деньги, особенно с друзей”».

«Часто спрашивают, как со всей этой нечистью уживаюсь. Да никак!»

В мастерской Валерия Петровича, как в магазине «Букинист», — повсюду книги.

— Наконец имею возможность покупать издания, которые мне интересны. Иногда разочаровываюсь. Но чаще чувствую — вот та книга, которая мне понравится. Открываю на любой странице, читаю абзац в начале, потом в середине и решаю, брать или нет. Раньше если что-то и покупал, то в основном по искусству. Да и не слишком много. Так, чтобы в курсе быть. А потом вдруг подсел на современную художественную прозу. Пелевина с удовольствием читаю. Еще со студенчества увлекаюсь литературой, где есть мистика: Маркес, Борхес… Сейчас на середине романа Сюзанны Кларк. Случайно в букинисте купил. Воображение у этой писательницы удивительное.

Мастерская художника заполнена книгами

— Может быть, и Гарри Поттера читали?

— Это суперкнига начала XXI века. Точнее — сага. Помню, как ждал выхода новой части. Экранизации смотрел и обсуждал с моими студентами. Было ощущение, как будто впадаешь в детство. Но не в свое, а чужое — современных детей. Свое-то детство я помню, оно небогато какими-то событиями. Тогда такая книга, как Гарри Поттер, просто не могла появиться. Время другое.

— «Игра престолов» тоже ваша тема?

— Еще бы! Но последний сезон не видел, потому что у меня нет компьютера. Специально ограждаю себя от этого. Зависнешь в интернете — и всё. А мне хочется не отвлекаться от своего дела. Хочется еще что-то успеть, — говорит Валерий Петрович и обещает показать иллюстрации к новой книге.

Наконец нужная папка попадается на глаза.

— Внук Янки Брыля собирается издать книгу. Это белорусские народные сказки в литературной обработке Брыля. Уговорил меня сделать иллюстрации. Там буквально в каждом сюжете есть какая-нибудь нечисть. Сказал: «У вас эта тема хорошо получается».

Это Ёвник — трудяга и скромник. Он персонаж белорусской мифологии, который живет в сарае на приусадебном дворе, где сушат снопы перед молотьбой. Фигурка создана скульптором Антоном Шипицей по иллюстрации Валерия Слаука

Пока книга не вышла, пообещали автору не публиковать этих иллюстраций. Но верьте на слово: Слаук в своем стиле. Внимателен к деталям, ироничен и правдив.

— Одну сказку принципиально не хотел делать. Там главный герой, лесник, по приказу лесовика застрелил собачку, которую приютил. Я думаю: «Как же так?!» Но потом успокоился. Раз есть такой сюжет, что тут будешь делать…

Иллюстрации к книге «Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак»

Всякую «чертовщину» Слаук рисовал не раз. Белорусский фольклор такие истории может подбросить — триллер отдыхает. Иллюстрировал двухтомную энциклопедию «Белорусский фольклор», книгу сказок «Чароўны свет». Впечатлительные журналистки и посетители выставок часто спрашивают художника:

— И как вы со всей этой нечистью уживаетесь?

Иллюстрации к книге «Чароўны свет: з беларускіх міфаў, паданняў і казак»

На этот наивный вопрос у профессора обстоятельного ответа нет. Только плечами пожимает:

— Да никак не уживаюсь. Нарисовал и забыл. Меня склоняли не делать некоторых персонажей. Говорили, что они у меня получились чересчур зловещими. Но я же не сам их выдумал! Мне текст дали прочесть сначала. И раз есть такой персонаж — вурдалак, то как его не взять в книжку?

Как выглядел Полевик?

Полевиком наши предки называли духа, что охранял хлебные поля. Так же, как Домовой следил за состоянием дома, Полевой старался контролировать все процессы, происходящие в поле. Внешне он выглядел весьма необычно. В старинных рассказах Полевика описывают как сморщенного маленького старичка с чёрной кожей (отождествление с землёй).

Волосы и длинная борода духа, напротив, отличались светлым цветом, а порой состояли из спелых колосьев пшеницы. Впрочем, далеко не всегда Полевик являлся людям в образе старца. Иногда рассказывали, что он может принять облик высокого молодого мужчины, что с безумным видом бродит по полю.

Как верили славяне, Полевик живёт на полях лишь часть года. С весной он приходит в период посевных работ и первых всходов. Он заботится о растениях, хранит пшеницу от болезней и бед. К концу лета, когда хлеба созревают, Полевик с печалью готовится расстаться со своим обиталищем.

Самой сложной порой для духа является время жатвы. Тогда ему приходится уворачиваться от острого серпа и прятаться в несжатых полосах. Последним прибежищем Полевика становится последний стог на очищенном от пшеницы поле.

Полевик – дух-хозяин полей у славян Татьяна Илюшкина / illustrators.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: