Презентация, доклад по изобразительному искусству великие портретисты прошлого (6 класс)

Топ-10 самых известных картин рафаэля санти

Тайна картины Рафаэля «Дама с единорогом» раскрыта. — 2 Октября 2017

Рафаэль Санти — великий итальянский художник, архитектор, график, представитель умбрийской школы. Мог ли он подумать, что его картина «Дама с единорогом», которая входит в золотой фонд живописного искусства Высокого Возрождения, через несколько веков станет неузнаваемой и породит споры об авторстве?

Искусствоведы отмечают, что имена эта картина отличается увлекательной историей. Их мнение единодушно: Рафаэль был почитателем творчества Леонардо да Винчи, своим творением он подражал известной «Моне Лизе». Выбран тот же ракурс, использованы схожие технические приемы, присутствуют общие «сюжетные линии».

Ранняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами очень напоминает женский портрет кисти Рафаэля, произведение Высокого Ренессанса, написанное около 1505—1506 годов.

Эту же теорию косвенно подтверждает сохранившаяся в Лувре одна из зарисовок художника будущей картины «Дама с единорогом».

В начале прошлого века эту картину знали под названием «Святая Екатерина Александрийская» и выглядела она немного по-другому. Что же произошло? Были даже предположения, что картину мог рисовать на самом деле Гирландайо, Перуджино, или Граначчи.

Полотно просветили рентгеновскими лучами и положили спорам конец. Оказалось, «Дама с единорогом» несколько раз перерисовывалась. В XVII веке плечи девушки стал целомудренно прикрывать плащ. Вместо единорога позже появилось изображение мученического колеса Святой Екатерины. Рог животного превратился в пальмовую ветвь мученичества.

Далее интереснее. Более глубокие исследования показали, что изначально у дамы в руках был вовсе не единорог, а собака. Это уже проделки самого Рафаэля.

Собаку в те времена принимали за символ верности. Изображенная на руках у девушки, она пророчила скорое замужество. Единорог — более утонченный символ. Существовало поверье, что это мифическое животное идет в руки только к девственницам. Художник сместил акцент с преданности на целомудрие.

В 1959 году началась реставрация картины. Она была в ужасном состоянии. Специалисты сняли дорисованные слои. «Дама с единорогом» обрела почти первоначальный вид. Их мастерство восхищает.

Происхождение и детство

Коронование Марии

Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.

Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне, но точная локация захоронения оставалась неизвестной. Только в 1833-м по разрешению папы Григория XVI произвели вскрытие плиты — для столь значимой церемонии пригласили разных известных персон, в том числе и русского художника Карла Брюллова. После останки урбинца переместили в саркофаг, а на плите, укрывшей его, выгравировали эпитафию:

Архитектура

«Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512—1520). Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Рафаэль неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Рафаэля, является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.»

Отрочество, юность

Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.

Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Дерево, масло. 47 х 35 см. Галерея Уффици, Флоренция

Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему и . Определение его авторства создавало трудности: хотя этот портрет прекрасно нарисован, ему не хватает физиономических характеристик, типичных для персонажей Рафаэля

Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля

Рафаэль. Юноша с яблоком. 1505

Считалось, что на этом портрете изображён Франческо Мария делла Ровере, и это мнение, видимо, справедливо: портрет попал во Флоренцию с наследием делла Ровере в 1631, при браке Виттории делла Ровере с будущим великим князем Фердинандом II.

Личная жизнь

Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.

Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.

Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.

Единорог

В руках дама держит небольшого единорога, символ которого — целомудрие. Давний миф заключается в том, что единороги могут быть пойманы только девственной девой, таким образом, животное было символом чистоты и невинности. Таким образом, единорог + отсутствие обручального кольца + жемчужина (как атрибут невинности) = аргументы в пользу незамужнего статуса героини.Собака была более свадебным атрибутом в живописи, и Рафаэль первоначально нарисовал именно это животное, на которую только позже, как показала рентгенография, наложил чрезвычайно одушевленную реалистичную фигуру единорога. Причины такой модификации до сих пор не ясны.

6. Тайная вечеря

Тайная вечеря

Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.

Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.

Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.

Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.

Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.

Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.

От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.

Слайд 13ВЕДЕНИЕ ИЕЗЕКИИЛЯЭто небольшое полотно было написано Рафаэлем

маслом около 1518 г. для частного заказчика.

Фон картины полностью соответствует библейскому описанию этого видения: «…бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него» (Иезекииль 1:4). В самом же видении Бог изображен плывущим по воздуху, поддерживаемый «подобиями четырех животных». Христианская традиция отождествляет их с четырьмя крылатыми созданиями: человек или ангел, лев, бык и орел, которые символизируют в изобразительном искусстве четырех Евангелистов (Марка, Иоанна, Матфея и Луку). Именно этой традиции, а не собственно описанию видения Иезекииля следовал Рафаэль при написании сей картины.

Портреты

Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе.» По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517—1518).

Особо выделяется «Портрет Бальдассара Кастильоне» (1514—1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет». Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.

«Зачарованная поза» (1927), Рене Магритт

Поиск «пропавшей» картины может напоминать детективное расследование. Так произошло с картиной Рене Магритта, которую буквально собирали по частям. В 1927 году на выставке экспонировалась картина «Зачарованная поза». Однако о ее существовании было известно только благодаря единственной черно-белой фотографии, сама картина таинственным образом исчезла через год после выставки. Снимок сопровождался следующей ремаркой: «Местонахождение неизвестно Возможно, уничтожена».

До 2013 года считалось, что Магритт был недоволен своей работой и уничтожил картину своими руками, поэтому никто даже не думал начинать поиски. Полотно так и осталось бы в числе утерянных, если бы работникам Музея современного искусства в Нью-Йорке не вздумалось приглядеться к другой картине Магритта — «Портрету» 1935 года

Внимание сотрудников музея привлекло то, что в торцах картины холст был полностью покрыт краской: так бывает, когда основа с живописным слоем используется для написания другой картины поверх прежней. Пришлось делать рентген

И вуаля — из-под слоя краски выглянул торс героини с потерянной картины.

«Раз сохранилась одна часть, значит, должны быть еще четыре», — решили музейщики и отправили запрос на ревизию картин в другие музеи, хранившие полотна Рене Магритта.

Вторая часть нашлась на другом континенте, в Швеции, в Стокгольмском музее современного искусства под красочным слоем известной картины «Красная модель» (1935). «Красная модель», на которой изображен башмак-нога, спрятала, что символично, часть с ногами героинь. Третий фрагмент «Зачарованной позы» — нижнюю правую четверть — нашли под картиной «Человеческое состояние» (1935) из коллекции музеев Норфолка через три года после обнаружения первой. «Квест» завершился только в 2017 году: последний фрагмент утерянного полотна просветился на картине «Бог — не святой» (1935). Спустя 85 лет после исчезновения «Зачарованной позы» все ее фрагменты были найдены.

Поэтому всё, что смогли сделать реставраторы с найденными частями, — это восстановить полотно в цифровом виде.

Но зачем Рене Магритт все-таки решил разрезать полотно на четыре части? Главной причиной считают финансовые затруднения живописца.

Слайд 7 ДАМА С ЕДИНОРОГОМКартина Рафаэля Санти «Дама с единорогом».

мифическое животное с телом быка, лошади или козла и одним

длинным прямым рогом на лбу. Единорог является символом чистоты и девственности. По преданию, лишь невинная девушка может укротить свирепого единорога. Картина «Дама с единорогом» написана Рафаэлем Санти по мотивам популярного во времена ренессанса и маньеризма мифологического сюжета, который использовали в своих картинах многие художники. Например, живописец Доменикино создал фреску «Девушка с единорогом» в Палаццо Фарнезе в Риме и т.п. Стилизованный единорог на картине Рафаэля больше похож на милого домашнего зверька. Картина «Дама с единорогом» по мнению некоторых исследователей творчества Рафаэля Санти является предполагаемым портретом Джулии Фарнезе.

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

Дерево, масло. 63 х 45 см. Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль.

Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи. Композиция портретов напоминает : фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой

Но низкий горизонт фонового пейзажа концентрирует внимание зрителя на человеческой фигуре, обеспечивая равномерный свет, который намечает поверхности и объемы. Эта связь между ландшафтом и фигурой сильно контрастирует с впечатляющим подходом Леонардо, у которого природа как бы грозит человеку

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

Но больше всего «Портрет Аньоло Дони» отличает от работ Леонардо чувство спокойствия, которое не ослабляется даже пристальным вниманием художника к подробностям одежды и ювелирных украшений (оно призвано подчеркнуть богатство семейной пары). Все элементы, даже второстепенные, работают с целью создать общее настроение

Портреты Аньоло и Маддалены Дони, связанные не только семейным родством тех, кто на них изображён, но и очевидной стилистической однородностью, знаменуют начало творческой зрелости Рафаэля. Эти два портрета, упоминаемые Вазари, находились поначалу в шарнирной раме и могли «открываться и закрываться», как книга. В эпоху Возрождения была очень популярна такая форма портретов-диптихов

Портрет мужчины, как правило, помещался слева, на стороне, более важной в геральдическом смысле

Вилла Фарнезина

Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так в 1511 году появилась фреска «Триумф Галатеи» . «Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображённые, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти.»

Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Сохранился выдающийся эскиз «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (около 1517) (сама фреска была расписана Содомой).

Слайд 10 АФИНСКАЯ ШКОЛАНа этой фреске можно найти и другие

Гераклит — Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из

этих мастеров. Фигура первого гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. Таким образом, Рафаэль словно подмигнул своему вечному сопернику, лишний раз подчеркнув, насколько сильно мировое братство художников.

История

У Вазари этот портрет не упоминается. Есть вероятность, что он был частью наследства Альдобрандини, которое в 1682 году влилось в коллекцию Боргезе, где и остается до наших дней. Против этого свидетельствует то, что в той описи упоминается картина гораздо меньшего размера, и хотя там фигурирует единорог, к этому моменту единорога на полотне, возможно, уже не было (см. ниже).

Несколько раз картина была переатрибутирована. В инвентории Галереи Боргезе за 1760 год она упоминается впервые — под названием «Святая Екатерина Александрийская» кисти Перуджино; произведение считалось портретом неизвестной дамы с атрибутами святой мученицы. В качестве авторов, которым оно приписывалось, фигурировали, в частности, Ридольфо Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто.

Записи

Картина до реставрации 1930-х годов

Рентгеновский снимок собачки

В 1934—1936 году «Святая Екатерина» была подвергнута реставрации, которая подтвердила гипотезу историка искусств Роберто Лонги о том, что картина написана Рафаэлем. Одновременно с этим был снят слой записи, идентифицированной как позднее добавление в 1916 году исследованием Джулио Канталамессы.

Записи были таковы: поверх единорога были изображены традиционные атрибуты святой Екатерины — мученическое колесо и пальмовая ветвь мученичества, а плечи прикрывала мантия. Кисти рук также были переписаны. Следующая реставрация 1959 года, при которой впервые в науке искусствознания было применено просвечивание рентгеновским излучением, показала, что до единорога его место занимала собака — символ супружеской верности. Однако, поскольку тут красочный слой был намного сильнее утрачен, восстанавливать собаку, убрав единорога, не стали.

Таким образом, сейчас предполагается, что работа велась в несколько стадий:

  1. Собственно Рафаэль написал фигуру до талии, небо и пейзаж. Женщина на этой стадии была намного более зрелой, чем сейчас.
  2. Затем другой художник написал колонны, парапет, рукава, собаку и руки. Возможно, этот сделал Джованни Сольяни, ученик Лоренцо Креди. Следом был положен еще один слой краски — на колонны и парапет, увеличен объем волос, дописаны рукава и собака.
  3. Потом, несколько десятилетий спустя, собачка была превращена в единорога. Тогда же были переписаны обе руки.
  4. И, наконец, уже намного позже неизвестная дама была превращена в святую Екатерину путём добавления плаща и атрибутов. Это могло произойти в конце XVII века.

Модель

Для кого была написана картина и кто послужил её моделью — не выяснено.

Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой её фамилии. Ортолани указывает на рисунок в Лувре, который, вероятно, является подготовительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля. Эта идентификация сейчас отвергается. Любопытно, впрочем, что украшение на шее Маддалены Дони имеет изображение единорога.

Собачка позволяет предположить, что изначально это был предсвадебный портрет какой-нибудь молодой флорентийки.

Тайна картины Рафаэля «Дама с единорогом» раскрыта. Вот что на самом деле скрывает легендарное полотно.

Рафаэль Санти — великий итальянский художник, архитектор, график, представитель умбрийской школы. Мог ли он подумать, что его картина «Дама с единорогом», которая входит в золотой фонд живописного искусства Высокого Возрождения, через несколько веков станет неузнаваемой и породит споры об авторстве?

Искусствоведы отмечают, что именно эта картина отличается увлекательной историей. Их мнение единодушно: Рафаэль был почитателем творчества Леонардо да Винчи, своим творением он подражал известной «Моне Лизе». Выбран тот же ракурс, использованы схожие технические приемы, присутствуют общие сюжетные линии.

Ранняя копия «Моны Лизы» с сохранившимися колоннами очень напоминает женский портрет кисти Рафаэля, произведение, написанное около 1505–1506 годов.

 Эту же теорию косвенно подтверждает сохранившаяся в Лувре одна из зарисовок будущей картины «Дама с единорогом».

В начале прошлого века эту картину знали под названием «Святая Екатерина Александрийская» и выглядела она немного по-другому. Что же произошло? Были даже предположения, что картину мог рисовать на самом деле Гирландайо, Перуджино или Граначчи.

Полотно просветили рентгеновскими лучами и положили спорам конец. Оказалось, «Дама с единорогом» несколько раз перерисовывалась. В XVII веке плечи девушки стал целомудренно прикрывать плащ. Вместо единорога позже появилось изображение мученического колеса святой Екатерины. Рог животного превратился в пальмовую ветвь мученичества.

Далее интереснее. Более глубокие исследования показали, что изначально у дамы в руках был вовсе не единорог, а собака. Это уже проделки самого Рафаэля.

Собаку в те времена принимали за символ верности. Изображенная на руках у девушки, она пророчила скорое замужество. Единорог — более утонченный символ. Существовало поверье, что это мифическое животное идет в руки только к девственницам. Художник сместил акцент с преданности на целомудрие.

В 1959 году началась реставрация картины. Она была в ужасном состоянии. Специалисты сняли дорисованные слои, и «Дама с единорогом» обрела почти первоначальный вид. Мастерство реставраторов восхищает.

Картина «Дама с единорогом» Рафаэля: описание

На полотне мы видим портрет неизвестной красавицы. Композиция создана явно под влиянием Леонардо.

Юная дама с единорогом сидит на лоджии, которую обрамляют с двух сторон, как и произведение его великого предшественника, две колонны. Ее руки, также как и руки «Джоконды», сложены полукольцом. Она также слегка уводит свой взгляд в сторону. Но она нам ничего не сообщает, как это делает «Мона Лиза». Если Леонардо изобразил молодую мать семейства, то Рафаэль в картине «Дама с единорогом» создал пленительный, чистый и невинный образ юной девушки, на коленях которой сидит маленький единорог.

По поверьям того времени, он может быть приручен только девушкой, сохранившей свое целомудрие.

Мы продолжаем описание картины Рафаэля Санти «Дама с единорогом». Аккуратно убранная головка с золотистыми волосами украшена маленькой диадемой, которая, возможно, связывает волосы сзади. Дева изображена на фоне ясного чистого неба, где вдали виднеются невысокие голубеющие холмы Тосканы, в которых нет таинственности. Платье с низким вырезом и пышными съемными рукавами, украшение из золотой цепи с рубином и жемчужиной, которая имеет форму капли, показывают, что это состоятельная элегантная благородная дама. Есть только одна странность, которую замечают все: на пальцах неизвестной нет ни одного кольца.

Этот женский образ полностью гармоничен и целен. Он написан на переходах чистых и светлых тонов.

Изящество и утонченность, а также таинственность души этой юной незнакомки – две главных тайны, которые скрывает портрет. Это один из идеалов красоты женщины начала XVI столетия.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15 апреля 1452, селение

Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519,

замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»

Лувре, одно из самых известных произведений живописи в мире, которое,

как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской

школы.

Слайд 5«Дама с единорогом» (65 x 51 см, холст, масло) —

одна из самых известных картин великого итальянского художника Рафаэля Санти

(1483-1520). Картина была написана примерно в 1505-1506 г. Портрет женщины с фантастическим единорогом считается одним из самых лучших произведений эпохи Высокого Ренессанса.

картину заказали монахи церкви Св. Сикста в Пьяченце. «Сикстинская мадонна»

поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.

Слайд 7Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и

гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

из наиболее известных художников-баталистов.

Слайд 12 Верещагин Василий Васильевич «Старуха нищенка 96 лет», 1891

год

Слайд 13Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де

лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с

и Пика́ссо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́  25 октября 1881, Малага, Испания — 8 апреля 1973, Мужен, Франция) — испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Слайд 14Пабло Пикассо. Портрет Майи с куклой.1938. Портрет мужчины. 1901.Портрет Майи с куклой.1938.

своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Слайд 17Анри МатиссПортрет молодой женщины с распущенными волосами. Портрет мадам Матисс

Слайд 18Итальянский художник и скульптор, один из самых известных художников конца

XIX — начала XX века, представитель экспрессионизма. Модильяни вырос в

Италии, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения, пока в 1906 году не переехал в Париж. ВикипедияРодился12 июля 1884 г., Ливорно, Тоскана, Королевство ИталияУмер24 января 1920 г. (35 лет), Париж, Третья французская республика

Амедео Модильяни

Слайд 20Э́нди Уо́рхол  6 августа 1928 года, Питтсбург, США — 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США) — американский художник, продюсер,

дизайнер, писатель, коллекционер, издатель журналов и кинорежиссёр, заметная персона в

истории поп-арт-движения и современного искусства в целом.

Слайд 21

Слайд 22Лайза МиннеллиЛеди и джентльмены

Слайд 23Ви́ктор Ефи́мович Попко́в (9 марта 1932 — 12 ноября 1974)

— советский художник, живописец, график. Лауреат Государственной премии СССР (1975

— посмертно).

Слайд 24Ви́ктор Ефи́мович Попко́в «Шинель отца», 1972

Слайд 25Подготовить сообщение о художнике — портретисте

Слайд 12 ДИСПУТАВ пространство стены, ограниченное, как и в остальных

же время ясную композицию. В ее центре — Троица: бог

Отец, Христос и Святой Дух, спускающийся к стоящей на алтаре монстрации (разновидности дароносицы) с гостией (евхаристическим хлебом, пресуществившимся в плоть Христову). Это — та смысловая ось, на которую «нанизывается» все изображение, развиваясь затем по горизонтали. Рядом с Христом сидят Богоматерь и святой Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке — праотцы, пророки, святые Петр, Павел, Иоанн Евангелист и другие. Внизу, по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых и идет диспут, представлена церковь земная, и здесь можно видеть отцов Римско-католической церкви, понтификов и других христиан, чья вера оставила след в истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: