Пародии голландского художника яна стена на врачей и пациентов0

Читать онлайн «Рейксмузеум Амстердам» автора Кравченко И. — RuLit — Страница 9

Ян Стен (1626–1679) Больная. Около 1663–1666. Холст, масло. 76×63,5

Лейденский художник Ян Стен, испытывавший интерес к эпизодам из жизни обычных людей, изобразил на этой картине вроде бы простую сценку: сидящая в кресле девушка прилегла на подушку, лежащую на столе, а мужчина, по-видимому, врач, считает ее пульс. Но Стен был насмешливым живописцем и проявил остроумие и на этот раз.

Хорошенькое личико «больной» не болезненно разрумянилось, глаза смотрят хитро, а ротик улыбается. На девушке — нарядные жакет и юбка, а врач одет для своего времени старомодно: на нем костюм театральных актеров, игравших в комедиях неумелых лекарей.

На ножной грелке, из которой вытащена плошка с углями, стоит колба с мочой: исследуя ее, пытались определить, не беременна ли женщина, причем во времена Стена считалось, что этим методом пользуются шарлатаны.

Таким образом, речь должна идти о мнимой больной, а вся сценка является одной из столь популярных в живописи голландских художников XVII века иллюстраций к пословице «Там лекарство не поможет, где замешана любовь». Известно, что Стен написал около полусотни картин о любовной горячке, занимавшей, кстати, ученые умы того времени и даже ставшей темой не одной докторской диссертации в Университете Лейдена.

Ян Стен (1626–1679) Праздник Святого Николая. Около 1665–1668. Холст, масло. 82×70,5

В этой картине Ян Стен проявил свои способности рассказчика, бытописателя и наблюдателя человеческих характеров. Он изобразил сценку из жизни бюргерской семьи, которая встречает праздник Святого Николая, отмечающийся католиками, к коим принадлежал художник.

Мать, сидящая в центре, простерла руки к весело смеющейся девочке: малышка получила в подарок куклу и ведерко со сладостями. Рядом мальчик радуется подаренным клюшке и мячику, а его брат, стоящий левее, плачет: он обнаружил в своем башмаке розги «в награду» за непослушание.

Сестра-подросток показывает остальным этот башмак, а бабушка, видимая на заднем плане, добродушно улыбаясь и маня бедолагу пальцем, отдергивает штору: за ней, наверное, спрятан подарок, который понравится внуку.

Стоящий возле очага парень держит на руках малыша (у того в ручках — фигурный пряник, изображающий святого Николая) и показывает ему на дымоход, через который к детям попадают подарки от их небесного покровителя. Тут же, славя святого, поет мальчик лет шести.

Отец семейства погрузился в свои мысли, видимо, вспоминая собственное детство.

Слева Стен написал праздничный натюрморт: имбирные пряники, медовые лепешки, вафли, орехи и яблоки в корзине. Справа, на стуле, также лежат всякие вкусности и монетки и стоит прислоненный к стулу праздничный, глазированный шоколадом хлеб в виде ограненного алмаза.

Ян Стен (1626–1679) Дети, учащие кошку танцевать (Урок танца). Около 1660–1679. Холст, масло. 68,5×59

Воспринимавший окружающий мир юмористически художник представил на этой картине смешную сценку: в компании собравшихся за столом детей мальчик, взяв кошку за передние лапы, учит ее танцевать. Девочка играет на флейте, животное мяукает, двое сорванцов хохочут, а мужчина, заглядывающий в окно, ругается на озорников.

Выходит, что «концерт», разыгрываемый персонажами, — это пародия не только на полотна тогдашних голландских художников, в которых проповедовались идеалы возвышенной любви и семейной гармонии, но и тонкая насмешка над теми из собратьев Стена по кисти, кто придавал совместному музицированию влюбленных фривольный оттенок, то есть был не прочь пошутить в своих работах.

Ян Вермер Делфтский (1632–1675) Женщина, читающая письмо. Около 1660. Холст, масло. 45,5×41

Старые мастера. Ян Стен

Ян Стен (1626-1679) родился в городе Лейдене в семье пивоваров, которой принадлежала таверна «Красная алебарда»Живописи Ян Стен обучался в мастерской известного немецкого художника Николауса Кнюпфера, в городе Утрехте.В 1646 г. Ян Стен поступил в Лейденский университет, а в 1648 г.

вместе с Габриэлем Метсю основали в Лейдене Гильдию художников Святого Луки.В 1649 г. художник переехал в Гаагу и поступил учеником в мастерскую известного пейзажиста Яна ван Гойена.В 1656 г. художник перебрался в городок Вармонд, а в 1661 г.

– переселился в город Харлем, где в полной мере проявился его талант живописца.В 1674 г. художник стал главой Лейденской Гильдии художников Святого Луки.Ян Стен умер в 1679 г.Ян Стен создал около 800 картин, из которых сохранилось примерно 350.

Работы живописца высоко ценились современниками и служили источником вдохновения для многих художников.

Несомненно, Ян Стен является самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии XVII в. и одним из самых известных художников-жанристов. Его бытовые сцены отличаются добродушием и мягкой иронией, в которых человеческая жизнь предстает в виде комедию нравов.

 Baker Arent Oostwaard and his Wife, Catharina Keizerswaard (Пекарь Аствард и его жена Катарина, 1658). Rijksmuseum-Amsterdam

Girl eating oysters (Девушка с устрицами, ок.1658). Mauritshaus

The Morning Toilet (Туалет женщины, 1663). Rijksmuseum-Amsterdam

As the Old Sing, so Pipe the Young (Как старики поют, так молодые играют, 1663-1665). Mauritshuis

The Doctor’s Visit (Посещение врача, 1666-1668). Mauritshuis

 The Merry Family (Весёлая семейка, 1668). Rijksmuseum-Amsterdam

Self-portrait (Автопортрет, ок.1670). Rijksmuseum-Amsterdam

The Lute Player Лютнистка, ок.1670). Wallace Collection

  • The Merry Threesom (Веселое общество, 1670-1672). Private collection
  • Работы Яна Стена, проданные на Sotheby’s

A riotous schoolroom with a snoozing schoolmaster (Разгулявшийся класс с вздремнувшим учителем, 1672). 341 000 британских фунтов (Sotheby’s, 06.07.2016)

Творческий диктант: Ян Стен, «Строгий учитель»

Что такое творческий диктант? Учитель пользуется им для развития связной речи, расширения и активизации словарного состава своих учеников, улучшения правописания. Он бывает двух видов:

  • По определенной теме все подбирают и разбирают слова, затем составляют из них предложения, а потом и рассказ.
  • Сначала учитель читает текст на заданную тему. Затем идет его разбор, уточняются слова, которые обязательно должны использовать учащиеся. Лишь после этого ученики свободно излагают изученный материал, не забывая об обязательных словах.

Для этого можно рассмотреть картину «Строгий учитель» (1668).

Учитель готов наказать всякого, кто не будет примерно заниматься. На этот случай у него в руках деревянная колотушка. На первом плане мальчик усердно что-то пишет. Ребенок в голубом, вытирая слезы, слушает объяснение учителя. Через плечо к нему в тетрадку заглядывает мальчуган постарше. Он еще раз готов послушать объяснение, чтобы затем все бойко повторить и дать правильный ответ. Четвертый ребенок просто вслушивается в речь. Лицо учителя (не такой уж он и строгий) выражает много терпения и желание понятно объяснить малышу трудный текст.

Даже в этом, казалось бы, нравоучительном полотне художник показывает жизнь как комедию нравов, глядя с благодушием на потуги детей и учителя.

Творчество

Голландцы так высоко ценят талант мастера, что ставят его почти в один ряд с Рембрандтом, Вермеером и Хальсом. Художник Ян Стен рассказывает о веселой и беспутной жизни как целых семейств, так и отдельных людей. Его полотна в основном многофигурны. Часто на них встречаются два-три персонажа, редко – один. Популярные сюжеты: визит врача, сцены праздников, застолье, дама за туалетом. Каждая работа наполнена тщательно выписанными деталями. Ниже можно посмотреть на произведение «Счастливое семейство» (1668).

Смотреть галерею

Оно собралось за столом, на котором имеются окорок для всех и хлеб, а также сосуд с вином. Глава семьи уже поднял кубок и весело распевает песни под звуки дудок, на которых играют старшие дети. Одна уже опустошенная бутыль валяется на полу, а другим сосудом завладели младшие дети. На них никто не обращает внимания. Мать, которая держит на руках младенца, увлеклась чтением письма. Его ей показывает бабушка. Имеется здесь и собака, которой тоже хочется приобщиться к всеобщей радости, получив кусок окорока. Сердечно и добродушно смотрит живописец на этот беззаботный мир.

Источники

  • История мировой живописи. Голландская живопись XVII века. Том 10. Издательство Белый город. Год выпуска: 2008. ISBN 978-5-7793-1556-2 (рус.)
  • «Очерки по истории и технике гравюры», М, «Изобразительное искусство», 1987, раздел «Голландский офорт 17 века»
  • Сборник «Русское искусство первой четверти 18 века. Материалы и исследования», под ред. Т. В. Алексеевой, М., «Наука», 1974, статья «Из истории гравюры петровского времени»
  • Поль Декарг. Рембрандт — Молодая гвардия, 2000
  • Мелисса Рикетс. Рембрандт — Айрис-Пресс, 2006.
  • Фехнер Е. Ю. Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже., Л., 1958
  • Сененко М. С. «Франс Хальс», М., 1965
  • Линник И. «Франс Хальс», Л., 1967
  • Лазарев В. Н. Франс Гальс в книге «Старые европейские мастера». М., 1974, с. 119 — 55
  • Линник И. В. «Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин», Л., «Искусство», 1980

«Гуляки»

Кратко описание картины

В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе
Рембрандта
,
Вермеера
или Хальса.
В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Картина «Гуляки» знакомит нас с обликом и характером самого художника. Стен изобразил себя вместе с женой Маргаритой -дочерью пейзажиста Яна ван Гойена. Они удобно устроились за небольшим столиком в углу комнаты и чувствуют себя здесь полными хозяевами. В правой руке художника бокал, в левой — трубка. Он лукаво щурит глаза и улыбается зрителю. Подле него, облокотившись на стол рукой и положив на нее голову, спит его жена. Она также отличалась веселым нравом, что, однако, не мешало ей быть аккуратной хозяйкой.

В образцовом порядке на полке, на шкафу и в нише стоит начищенная посуда. И только в веселую минутку посреди комнаты брошены туфля и разбитая трубка. Элемент самодовольства, несомненно, выраженный в этой картине, проявляется в известной мере во всех произведениях художника, когда он изображает представителей своего круга. Это добродушное принятие всего, что происходит, снижает критическое начало в творчестве Стена.

Среди темно-зеленого сукна на столе и приглушенных бронзовых тонов посуды отчетливо видим выражение лица спящей женщины. Оно как бы говорит, что устало от разгульной жизни, ей хочется выспаться, и молодая женщина с удовольствием сладко почивает на столе.Полотно раскрывает тайный смысл, вложенный художником — он не всегда был гулякой, и его жена — не запойная пьяница. Просто они очень устали, им захотелось отойти от трудовых дел и расслабиться, но все станет на круги свои.

Они проснутся и снова будут работать в трактире. Стен всегда отличался хорошим юмором в свой адрес и любил тонко подшутить над самим собой. В этой картине «Гуляки» ему удалось это более всего.

Художник в своих картинах не стремится к психологическому анализу героев. Он изображает только то, что может увидеть любой зашедший в трактир, где была веселая пирушка. В образе улыбчивого добродушного гуляки Стен изобразил себя. Он как бы приглашает зрителя снисходительно посмеяться над ним и его женой Маргарет, которая сладко спит, не имея сип переменить неудобное положение.

Если разбитая трубка, оброненная с ноги туфля и косо висящий фонарь необходимы для сцены сюжетно, то такие почти незаметные детали, как вбитые в стену и пол гвозди, отвечают жадному интересу к материальности всего изображенного. Зрелость художника сказывается и в крепком рисунке, и в простой, но выразительной композиции, и, главное, в том умении подчинить детали целому, которое дается только большим опытом.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал».

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким «тяжелым пьяницей» и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из «подвыпивших автопортретов» Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

Информация о художнике есть в большой статье о натюрмортах.

Искуствовед Некрылова Л.П.

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Гуляки»Также можно бесплатно скачать файлы «Гуляки» на странице сайта!

Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях

Ванэйковские «мадонны»

Отдельного внимания заслуживают знаменитые ванэйковские Мадонны: «Мадонна в церкви», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена». Эти работы изобилуют множеством невиданных на то время новшеств:

  • скрупулезной проработкой архитектуры, интерьера, одежды, украшений и предметов быта;
  • грамотной передачей светотени;
  • яркостью красок и многообразием оттенков;
  • продуманной сюжетной линией, в основе которой заложен религиозный символизм.

Мадонна в церкви

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна канцлера Ролена

Портрет четы Арнольфини

Ещё одна изобилующая символами картина Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» – раскрывает человеческую индивидуальность в обыденной обстановке.

Портрет четы Арнольфини

Герои как будто дают клятву верности друг другу, на что указывают их лица и жесты, а также пёс на переднем плане, олицетворяющий дружбу и преданность. Символично также изображение горящей свечи только над головой молодого человека. Не исключено, что на момент написания картины его возлюбленная умерла, так как свеча над её головой не горит… Апельсины на столе символизируют на неземное блаженство, а яблоко – грехопадение. Щётка символически показывает чистоту отношений между мужем и женой. Чётки – знак благочестия.

Масляная техника Яна ван Эйка

Эмалевидная поверхность картин Ван Эйка — результат использования техники масляного письма, которая позволяет достичь глубины и богатства цвета. Нанося один поверх другого полупрозрачные слои, живописец достигает слитности мазков и получает смягчённые контуры, что делает композицию в высшей степени реалистичной.

Ещё больше реализма и плавности переходов можно достичь методом сфумато, работая по технологии оптических просветов. Мягкие светотеневые взаимоотношения создаются методом «от пятна» ещё на стадии работы наждачной бумагой.

На этапах проработки композиции оптическими смесями и ввода цвета изображение «оживает», а после финишной лессировки маслом и усиления колорита масляными красками приобретает сочность и глубину пространства. Подробнее о стадиях работы по технологии оптических просветов, материалах и инструментах, применяемых для создания реалистичной живописи, можно прочитать в этой книге.

Несмотря на то, что произведения Ван Эйка – ещё не верх совершенства в плане геометрии и пропорций, его усовершенствованная масляная техника была признана в Европе. Она повсеместно укоренилась в Нидерландах, в 15 веке пришла в Германию и во Францию, а чуть позже завоевала сердца итальянских художников.Нередко встречается информация будто бы Ян ван Эйк изобрел масляную живопись. Это утверждение неверно, ведь маслом работали и до него. Однако достижения фламандца на этом поприще и вправду сродни изобретению. Он усовершенствовал состав масляных красок, сделав их намного более прочными и яркими.

За свою жизнь Ян ван Эйк написал более 100 произведений, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Но даже по уцелевшим работам можно сделать вывод о том, насколько огромен вклад этого художника в мировую живопись.

голоса

Рейтинг статьи

Характерные черты

Рогир ван дер Вейден. Пейзаж на триптихе семьи Брак. Около 1450. Лувр. Париж В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс. Некоторые историки искусства видят её корни во французско-фламандской книжной миниатюре, например, в творчестве Жана Пюселя или братьев Лимбург.

Эти произведения живописи резко отличаются от своих готических предшественников почти фотографическим реализмом. Импульс, полученный от раннего и зрелого итальянского Возрождения, в соединении с местными традициями привёл к формированию самостоятельного, абсолютно нового художественного языка

Нидерландское внимание к природе выразилось в пейзажной живописи. Сначала золотой фон средневековых картин сменили реалистичные ландшафты, а затем пейзаж стал самостоятельным жанром в искусстве

Точность в наблюдении явлений природы распространилась и на изображение человеческого тела. Изображение обнажённых Адама и Евы на Гентском алтаре Яна ван Эйка отличает естественность, невиданная с античных времён. В отличие от итальянских художников, увлекавшихся в своих изображениях обнажённой натуры анатомическими деталями, Ян ван Эйк изучал поверхность и движение человеческого тела и отражал до мельчайших подробностей в своих работах.

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в детализированном описании поверхностей предметов, а с другой стороны, в пластичности, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. В основу нового стиля легла новая живописная техника — масло.

До Робера Кампена и ван Эйков и нидерландская и фламандская живопись ориентировались на интернациональную готику, которую чаще называют «прекрасным» или «мягким стилем». Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли полностью освободиться от этого влияния, вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях. В общем ранней нидерландской живописи до XV века в настоящее время уделяется мало внимания. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с Флемальского мастера.

У истоков ранней нидерландской живописи, понимаемой в узком смысле, стоит Ян ван Эйк, который в 1432 году закончил работу над своим главным шедевром — Гентским алтарём. Ещё современники считали работы Яна ван Эйка и других фламандских художников «новым искусством», чем-то совершенно новым. Хронологически старонидерландская живопись развивалась приблизительно в одно время с итальянским Ренессансом.

С появлением портрета светская, индивидуализированная тема стала впервые главным мотивом живописи. Жанровые картины и натюрморты совершили свой прорыв в искусстве лишь в период нидерландского барокко XVII века. Буржуазный характер ранней нидерландской живописи говорит о наступлении Нового времени. Всё чаще заказчиками помимо дворянства и клира выступала богатая знать и купечество. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, — всё без прикрас натурально изображалось на картине. Святые больше не обитали исключительно в храмах, они входили и в дома горожан.

«Выпивохи»

Так на аукционах часто называют картину из «Эрмитажа», которую в 1660 году написал Ян Стен. «Гуляки» – это ее русское название.

Смотреть галерею

По частым оценкам – это его автопортрет с женой Маргарет. Это полный рассказ о жизни в бедности, но не в тоске. «Богатство, честь, в конце концов, приносят мало счастья. И жаль мне трусов и глупцов, что их покорны власти», – вслед за Бернсом мог бы повторить художник.

Интерьер темен и грязноват. Медная посуда на полках не блестит, стены закопчены. На столе, кроме пузатой бутылки и кружки, ничего нет. Маргарет, выпив, задремала, облокотившись на стол. С ее ноги свалился тапок, она уронила свою трубку на пол, и вот-вот упадут со стола блюдо и нож, а может, и сбившаяся скатерть. Но хозяин весело раскуривает трубку и не обращает внимания на эти мелочи, то есть он видит их как живописец, с иронией, и вполне равнодушен к ним как человек.

Биография[ | ]

Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене. Он учился живописи у Николауса Кнюпфера в Утрехте, а потом, вероятно, обучался в Харлеме у Адриана ван Остаде и, возможно, у Дирка Халса. Искусствоведы находят в его творчестве признаки близкого знакомства с творчеством амстердамских художников начала XVII века, специализировавшихся на изображении жанровых сценок: Барента ван Сомерена, Виллема Корнелиса Дейстера, Питера де.

В 1648 году он вступил в лейденскую гильдию художников, в 1649 г. женился и переехал в Гаагу, где работал до 1653 г. С 1654 по 1658 г. он проживал в Лейдене, потом до 1669 г. в Харлеме, а в 1672 г. приобрёл лицензию на открытие трактира в Лейдене.

Похороны Яна Стена проходили в Лейдене 3 февраля 1679 г.

биография

Ян Стин родился в Лейдене, где его родители, Хэвик Стин, торговец зерном и пивовар, и Элизабет Капитейн жили на протяжении нескольких поколений. Состоятельные католики поженились в 1625 году на глазах у олдерменов и, по всей вероятности, через некоторое время в схилкерке . Ян будет старшим из восьми детей.

В 1639 году Ян Стин, вероятно, посещал латинскую школу в Лейдене, как и его знаменитый современник Рембрандт (1606–1669). Затем он уехал учиться, вероятно, в Утрехт , к Николаусу Кнюпферу (1603-1660), немецкому живописцу исторических и фигуративных картин, влияние которого заметно в композициях и использовании цветов Стена. Другим его источником вдохновения будет Адриан ван Остаде (1610–1685), художник крестьянской жизни, живший в Харлеме; однако неизвестно, действительно ли Стин был его учеником. Среди его мастеров мы также упоминаем имя Дирка Хальса .

В 1646 году Ян Стин поступил в Лейденский университет, а затем, два года спустя, в Март 1648 г., он вступил в местную гильдию Сен-Люка и сотрудничал с Габриэлем Метсу .

В 1649 году в Гааге он поступил на службу к пейзажисту Яну ван Гойену (1596-1656), на дочери которого он женился, Маргрит (Гретье),3 октябрятого же года. Пара, у которой будет как минимум пятеро детей, тогда жила с Ван Гойеном на Биркаде . Сотрудничество двух художников продлится пять лет.

В 1654 году Стин стал членом местного совета . В том же году, все еще регулярно путешествуя в Лейден, он переехал в Делфт , где управлял пивоварней De Slange («Змей»), но без особого успеха: ужасный взрыв порохового погреба , который опустошил большую часть город, подорвал местную экономику.

С 1656/1657 по 1660 год он жил в небольшом доме в Вармонде, недалеко от Лейдена, и быстро перестал заботиться о сленге . В 1660 году он переехал в Харлем , где в следующем году записался в гильдию Сен-Люка. Именно здесь он переживет свой самый продуктивный период.

Около 1661 года он переехал в Харлем, где его искусство становилось все более и более монументальным и обладало большой свободой стиля. Его сюжеты также стали более амбициозными, а хаотические сцены — с моралистической точки зрения. Он также рисовал библейские и мифологические сюжеты, а также портреты.

В 1670 году, в год смерти его отца, и через год после смерти его жены Стин вернулся, чтобы жить в Лейдене, где до своей смерти он занимал дом, унаследованный от родителей. В этот период его часто сопровождает Франс Ван Миерис . В 1671 году он был впервые избран руководителем гильдии художников, и через три года он снова должен был выступить на этой должности. Он получил разрешение управлять другой таверной, De Vrede («La Paix»), и около 1673 года он повторно женился на вдове книготорговца Марии Ван Эгмонт, от которой у него родились шестой и седьмой дети.

Ян Стин умирает в Февраль 1679 г., 54 года. Его тело похоронено в семейном склепе Pieterskerk («Церковь Святого Петра») в Лейдене. Его дочь Екатерина вышла замуж за художника-мариниста Яна Порселлиса .

Утрехтские караваджисты

Отдельную группу в искусстве Голландии XVII века заняли так называемые «утрехтские караваджисты». Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. Тут в том числе работали представители нидерландского маньеризма предыдущей эпохи, то есть XVI века. Среди художников, десятилетиями живших и работавших в Риме, были Хонтхорст, Дирк ван Бабюрен, Паулюс Бор, Тербрюгген. Последний встречался в Риме с самим Караваджо и оказался под впечатлением от его произведений.

  • Молодой воин раскуривает трубку

    , 1623, город Эгер, Венгрия. Худ.Тербрюгген

  • Тербрюгген. Святая Ирина спасает Святого Себастьяна
  • Худ. Хонтхорст. Пьяный скрипач

    , 1623 г.

  • Паулюс Бор (или его круг). Христос среди учителей, около 1635
  • Бабюрен. Христа берут под стражу.

Поселился и всю жизнь провёл в Италии Маттиас Стом, чьи работы стали достоянием культуры двух стран — Италии и Голландии XVII века.

  • Маттиас Стом. Муций Сцевола, 1640-е годы
  • Маттиас Стом. Юноша, читающий при свече
  • Маттиас Стом. Поклонение волхвов
  • Маттиас Стом. Поклонение пастухов. Музей искусств. Северная Каролина

Ян Стен, «Мир вверх тормашками». Что бы это значило?

В центре картины — цветущая молодуха с кувшином в правой руке и с полной рюмкой в левой. На ее колене лежит нога молодого усача. Правая рука ухажёра лежит на талии девицы, а в левой он держит розы, которые в приступе страсти забыл вручить (цветы, вероятно, символизируют невозможность скрыть их связь, хотя и скрывать нечего, всё очевидно). Оба пьяненькие и очень довольны жизнью.

Слева от молодухи сидит женщина в возрасте. Она порядком поднабралась и дремлет. Её детки разошлись: младшенький сбросил на пол миску, старшенький изображает курильщика трубки. Он же посадил на стол пса, чтобы тот поел мясной пирог. А дочка постарше строит глазки скрипачу, который не столько играет, сколько с ней переговаривается.

На заднем плане справа две фигуры довольно пожилых людей, которые кажутся совершенно чужими на этой развесёлой пирушке. Оба в чёрном и заняты чтением какой-то пухленькой книги.

Справа у обреза картины — горящий камин, а на переднем плане — поросёнок.

А что наверху, под потолком? На одной полке — какая-то кухонная утварь, к полке подвешены кастрюля типа котелка с крышкой (символ того, что всё идет не так, как надо) и кошелёк с деревянной рукояткой. Это кошелёк небедного человека, ему приходится носить довольно много монет разного достоинства, и для каждого номинала — своё отделение.

Справа под потолком висит корзина, в которой лежат несовместимые с пирушкой веши: трость, карты, пучок каких-то веточек (если это метла, то она намекает на сожительство без брака), шпага, рог. Ещё правее — обезьянка сидит на вешалке и играет с настенными часами.

Как бы все веселы, жизнерадостны (кроме двух персонажей в чёрном), веселятся от души. Но в этой картине есть несколько странностей.

Первое — фигуры в чёрном. И не просто персонажи — они что-то нашли в книге, и женщина пытается донести это до молодого весельчака. Почему-то у мужчины на плече сидит утка (в словарях пишут, что утка символизирует обман, значит, эта пара — лжецы?).

Третье — играющая часами обезьянка. Часы — тоже непременная принадлежность «суетных» натюрмортов.

Казалось бы, развесёлая картина! На самом деле это — иллюстрация фламандских пословиц. У Питера Брейгеля-старшего есть аналогичное полотно. Оно намного замысловатее, знатоки увидели на нём изображение более 100 пословиц (а некоторые до сих пор не расшифрованы). Вот как они соотносятся с работой Яна Стена.

  • «Здесь что-то не так» — на стене висит горшок.
  • «Упущенного не вернёшь» — из сосудов выливается содержимое.
  • «Сожительство без брака» — метла, торчащая из окна.
  • «Беспечность ведет к потерям» — свиньи убегают из открытого свинарника.
  • Картина Яна Стена естественнее и явно намекает на изречение «Memento mori» (помни о смерти): обезьянка подняла гирю часов, как бы останавливая ход времени и отодвигая момент ухода в иной мир…
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: