Франс хальс краткая биография

Ссылки [ править ]

  1. на смеющийся мальчик с флейтой; каталожный номер 32
vтеФранс Хальс
Картины
  • Список картин
  • Портрет женщины стоя
  • Банкет офицеров Георгиевского ополчения 1616 г.
  • Масленица
  • Портрет женщины стоя
  • Игрок Роммельпот
  • Два поющих мальчика с лютней и нотной тетрадью
  • Катарина Бот-ван дер Эм
  • Брачный портрет Исаака Массы и Беатрикс ван дер Лаен
  • Йонкер Рэмп и его возлюбленная
  • Смеющийся кавалер
  • Лютнист
  • Смеющийся мальчик с флейтой
  • Мальчик со стаканом и лютней
  • Курильщик
  • Цыганка
  • Святой Иоанн
  • Святой Матфей
  • Святой Лука
  • Святой Марк
  • Виллем ван Хейтуйсен позирует с мечом
  • Смеющийся мальчик
  • Кунера ван Баерсдорп ¨
  • Портрет Исаака Абрахамса. Масса
  • Портрет Анны ван дер Аар
  • Молодой человек с черепом
  • Банкет офицеров роты ополчения святого Адриана в 1627 году
  • Банкет офицеров Георгиевского ополчения 1627 г.
  • Портрет женщины в кресле
  • Два смеющихся мальчика с кружкой пива
  • Смеющийся рыбак
  • Peeckelhaeringh
  • Веселая пьющая
  • Малле Баббе
  • Улыбающаяся девочка-рыбак
  • Мальчик-рыбак с корзиной
  • Мальчик-рыбак
  • Портрет Сары Вольфартс ван Димен
  • Корнелия Клаэсдр Вугт
  • Офицеры роты ополчения Святого Адриана в 1633 году
  • Мужчина с пивным кувшином
  • Портрет мужчины в желтовато-сером пиджаке
  • Портрет мужчины
  • Портрет Катарины Бругманс
  • Портрет Фейнтье Стинкисте
  • Портрет Хилька Бонера
  • Скудная компания
  • Портрет голландской семьи
  • Семейная группа в пейзаже
  • Женский портрет (Мари Ларп)
  • Питер Тьярк
  • Клас Дайст ван Вурхаут
  • Мария Питерсдр Оликан
  • Maritge Claesdr. Voogt
  • Офицеры Георгиевского ополчения в 1639 г.
  • Портрет миссис Бодольф
  • Портрет Доротеи Берк
  • Портрет Стефана Гераедца, мужа Изабеллы Койманс
  • Мужской портрет (Фрик)
  • Регенты богадельни стариков
  • Регентессы старой мужской богадельни
  • Брачные портреты с подвесками
Возможная атрибуция
Люди
  • Хармен Хальс (сын)
  • Франс Хальс Младший (сын)
  • Ян Хальс (сын)
  • Рейнир Хальс (сын)
  • Николаес Хальс (сын)
  • Дирк Халс (брат)
  • Карел ван Мандер (учитель)
  • Теофиль Торе-Бюргер
  • Сеймур Слайв
  • Клаус Гримм
Музеи
Связанный
  • Каталоги raisonnés
    • 1974 г.
    • 1989 г.

Наследие

Малле Баббе

Репутация Хальса пошатнулась после его смерти, и в течение двух столетий он пользовался таким низким уважением, что некоторые из его картин, которые сейчас являются одними из самых гордых вещей публичных галерей, были проданы на аукционе за несколько фунты или даже шиллинги. Портрет Иоганна Акрония продан за пять шиллингов на Энсхеде в 1786 году. Портрет человека с мечом в галерее Лихтенштейна продан в 1800 году за 4, 5 шилл.

Начиная с середины 1860-х годов его авторитет снова поднялся благодаря усилиям критика Теофиля Торе-Бюргера. Его восстановление в общественном уважении привело к огромному росту его стоимости, и на распродаже Secretan в 1889 году портрет Питера ван ден Броке был продан до 4420 франков, в то время как в 1908 Национальная галерея заплатила 25000 фунтов стерлингов за большую семейную группу из коллекции лорда Талбота де Малахайд.

Работой Хальса восхищаются, особенно молодые художники, которые может найти много уроков о практической технике из его нескрываемых мазков. Работы Хальса попали в бесчисленные города по всему миру и попали в музейные коллекции. С конца 19 века их собирали повсюду — от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие из его картин были проданы американским коллекционерам.

Основная коллекция его работ выставлена ​​в Музее Франса Хальса в Харлеме. С 1913 года музей находится на Groot Heiligland, а до этого в ратуше), где хранятся некоторые из его наиболее важных работ.

Кратер Халс на Меркурии назван в его честь.

Халс был изображен на купюре 10- гульденов Нидерландов 1968 года. 531>Банкет офицеров роты ополчения Святого Георгия в 1616 году появляется на стене ресторана в 1989 году Питер Гринуэй фильм Повар, вор, его жена и ее любовник.

Банкет офицеров ополчения Св. Георгия в 1627 г.Офицеры ополчения Св. Адриана в 1633 г.

Внешнее видео

Вопрос о названии и личности изображаемого персонажа

В литературе название, данное картине, варьируется от ныне принятого названия Малле Баббе до названия Хилле Боббе , которое следует считать ошибочным . Тем не менее , это было под ним , что работа была идентифицирована и не было известно до середины в XIX — го  века .

Теофиль Торе-Бургер

Надпись на старой раме картины.

Это обозначение на самом деле происходит от неправильной транскрипции с указанием датируемого до XVII — го  века или в начале следующего века и находится на нижнюю часть рамы стола: «Малл Babbe ван Haerlem Fr … нс Галс ». Вместо «Малле Баббе» мы читаем «Хилле Боббе», и именно так впервые было названо произведение. Только после публикаций Теофиля Торе , писавшего под псевдонимом Уильям Бюргер, о Франсе Хальсе, и особенно о Малле Баббе , в 1868 и 1869 годах, ошибка была исправлена. Неизвестно, откуда взялось это упоминание; на самой картине нет подписи, даты или любой другой надписи.

Благодаря документу, хранящемуся в муниципальных архивах города Харлем ( Gemeentearchief Haarlem ), было обнаружено, что персонаж по имени или прозвищу «Малле Баббе», Безумный Баббе, действительно существовал. В 1653 году эту женщину поместили в «Хоспис дю Траваль» («  Werkhuis  ») в Харлеме. Пенсию в 65 флоринов ему выделил «Дом прокаженных» («  Leprosenhuis  »). В то время это заведение также служило тюрьмой и приютом для душевнобольных.

Примерно в то же время один из сыновей Франса Хальса, Питер, которого считали простодушным, также был помещен в Хоспис дю Траваль по решению мэра Харлема, датированному датой. 13 июня 1642 г.. Он должен был провести там остаток своей жизни. Дом прокаженных заплатил за проживание в нем 100 флоринов, остальное взяли на себя больница Сент-Элизабет и фонд помощи бедным Харлема. Считается, что Франс Хальс уже знал «настоящего» Баббе раньше; и, возможно, более того, она была известна всем в городе. Питер Хальс умер в 1667 году и был похоронен на8 февралятого года на Зуйдер Керкхоф («Южное кладбище»). Кроме того, что он существовал, у нас нет никакой другой информации об этом Malle Babbe.

Художник-портретист

Позже в его жизни мазки кисти стали более свободными, мелкие детали стали менее важными, чем общее впечатление. Его ранние работы излучали веселье и живость, в то время как его более поздние портреты подчеркивали рост и достоинство изображаемых людей. Эта строгость отражена в Регентах больницы Святой Елизаветы в 1641 году и, два десятилетия спустя, в Регентах и Регентессах старой мужской богадельни (около 1664 года).), которые являются шедеврами цвета, хотя по сути все, кроме монохромных. Его ограниченная палитра особенно заметна в его телесных тонах, которые год от года становились все более серыми, пока, наконец, тени не стали почти полностью черными, как в Таймане Оосдорпе.

. Эта тенденция совпадает с периодом, когда Хальс получил меньше комиссионных от богатых, и некоторые историки предположили, что причиной его пристрастия к черно-белому пигменту была низкая цена этих цветов по сравнению с дорогостоящими озерами и карминами. Однако оба вывода, вероятно, верны, потому что Хальс не ездил к своим натурщикам, в отличие от своих современников, но позволял им приходить к нему. Это было хорошо для бизнеса, потому что он работал исключительно быстро и эффективно в собственной хорошо оборудованной студии, но это было плохо для бизнеса, когда Харлем приходил в тяжелые времена.

Как портретист, Хальс едва ли обладал психологической проницательностью Рембрандта или Веласкеса, хотя в некоторых работах, таких как адмирал де Рюйтер, Якоб Оликан и картины Альберта ван дер Меера, он раскрывает тщательный анализ характера, который имеет мало общего с мгновенным выражением его так называемых портретов персонажей. В них он обычно изображает мимолетный аспект различных стадий веселья, от тонкой, полу-иронической улыбки, которая дрожит на губах странно ошибочно названного Смеющегося кавалера до глупой ухмылки Малле Баббе. К этой группе изображений принадлежат Барон Густав Ротшильдс Шут, Богемский и Смеющийся Рыбак, а Портрет художника со второй женой, и несколько сбитая с толку группа семьи Берестейн в Лувре демонстрирует аналогичную тенденцию. Гораздо менее разрозненный, чем эта группа Берестейнов, и во всех отношениях одним из наиболее виртуозных достижений Хальса является группа под названием Художник и его семья, которая была почти неизвестна, пока не появилась на зимней выставке. в Королевской академии в 1906 году.

Согласно каталогу Франса Хальса raisonné, 1974, Хальсу можно отнести 222 известные картины. Этот список был составлен Сеймуром Слайвом в 1970-1974 годах, который также написал выставочный каталог в 1989 году и обновил свой каталог-резоне работ в 2014 году. В 1989 году другой специалист по Галсу, Клаус Гримм, не согласился со Слайвом и опубликовал нижний список из 145 картин в своем Франсе Хальсе. Das Gesamtwerk.

Неизвестно, писал ли Хальс пейзажи, натюрморты или повествования, но это маловероятно. Его дебют в обществе Гарлема в 1616 году с его большим групповым портретом для ополчения Святого Георгия показывает все три дисциплины, но если эта картина была его вывеской для будущих заказов, похоже, что впоследствии его наняли только для портретов. Многие художники XVII века в Голландии предпочли специализироваться, и Халс, похоже, был чистым специалистом по портрету.

Описание

На картине высотой 75  см и шириной 64  см изображен бюст старухи с насмешливым лицом. В правой руке она держит за ручку металлический пивной кувшин, крышка которого полностью приподнята. Мы предполагаем, что кувшин стоит на деревянном столе, на котором виден только один угол. На контейнере появляется нечеткое отражение. На левом плече женщины изображена сова неопределенного вида, которая смотрит в сторону зрителя и чье тело ориентировано таким образом, что ее левое крыло больше не видно.

На женщине одежда коричневого цвета без узоров. Мы видим белый фартук вокруг его талии. На голове у нее белая шапочка, а шею прикрывает широкий присборенный воротник, тоже белого цвета, спускающийся до груди. Эта одежда в основном соответствует одежде, которую носили в повседневной жизни или на работе в 1630-е годы; однако они будут продолжать использоваться в последующие десятилетия. Женщина, опираясь правым локтем на стол, поворачивает лицо влево, немного вниз, принимая очень неестественную позу, как будто ее что-то или кто-то удивил справа, позади нее, что зритель не видит, что побуждает ее резко обернуться. Ее лицо искажено ухмылкой; ее рот приоткрыт, а глаза сужены, застыв в ужасной гримасе.

Немного биографии

Халс родился в Атверпене в 1582 или 1583. Когда ему было около года, семья переехала в Голландию, в Харлем, где он и прожил всю жизнь, умер Халс в 1660. Учился в Харлеме же у фламандца Карела ван Мандера, художника и автора известных жизнеописаний. Халс успеха добился, но лишь в своем городе, Хоубракен даже включил его в свой список славы (о Хоубракене и каноне тут), у Халса было немало учеников, хотя о большинстве из них (например, о Лейстер) нет никаких бумаг, а потому их ученичество у Халса лишь предположительно. Несмотря на некоторый успех, Халс был беден, его имущество несколько раз описывалось из-за долгов, и описи эти наикратчайши.

Первый из сохранившихся холстов (фрагмент холста) написан в 1611 году и совсем не похож на привычного Халса. Ранние картины Халса в большинстве своем до нас не дошли. В основном он писал портреты, которые не были дорогим жанром живописи, за них хорошо платили лишь самым модным живописцам, а Халс никогда таким не был. Кроме приведенных картин, есть у Халса несколько семейных портретов, есть смеющиеся дети, есть что-то вроде жанровых сцен (их немного), евангелисты, музыканты, один портрет в полный рост, парные портреты супругов, другая картина с регентами и еще три с собранием офицеров. Подготовительных рисунков Халс не делал, да и зачем это живописцу с таким фантастически-верным глазом.

Свободная манера письма, которую мы находим у Халса, сначала была популярна. Правда, главным мастером свободного письма считался Рембрандт. Однако манера эта стала в 40-х годах 17 века выходить из моды. Заказчики захотели гладкого, когда можно было по-бухгалтерски подсчитать вложенный труд живописца и заплатить за него, а не верить на слово, что какие-то пятна краски, мол, и являются живописью. Изменение общественного вкуса обанкротило Рембранда и сделало Халса нищим, так как оба художника не захотели менять свою манеру и писать гладко. В конце жизни Халс получал небольшую денежную помощь от города.

Халса быстро забыли, картины его были дешевейшими весь 18 век, но в середине третьей четверти 19 века манера его живописи вдруг стала соответствовать изменившемуся пониманию искусства. Сейчас его считают одним из трех великих голландцев, наряду с Рембрандтом и Вермеером.

Художник Франс Халс

Наряду с произведениями таких представителей нидерландского изобразительного искусства 17-ого века, как Рембрандт ван Рейн, Йоханнес Вермеер, работы художника Франца Халса относится к шедеврам мировой живописи. Период, когда жили и творили эти мастера, считается Золотым веком для Нидерландов. Это было время, когда процветали и торговля, и искусство. Картины Халса занимают почетное место в Галерее Славы в Рейксмузеуме в Амстердаме. Его работы также находятся в музее Маурицхёйс в Гааге. В Харлеме создан музей, носящий его имя, гдесобрано много работ мастера и его учеников.

Родился будущий живописец во Фландрии, в городе Антверпен, в 1582-83 год. Его отец занимался торговлей тканями, что приносило семье неплохой доход. После падения Антверпена в 1585 году, семейству пришлось покинуть Фландрию и обосноваться в Харлеме. В то время этот город также славился своим текстильным производством.

Предположительно, Халс учился у Карла ван Мандера,- художника, поэта и писателя. В 1610 году, в возрасте 27 лет, он стал членом гильдии Святого Луки. Этот факт свидетельствует о высоком профессиональном уровне молодого живописца,- бесталанных в гильдию не принимали. С этого момента Халс мог писать картины на заказ и продавать их. Более того, членство в гильдии позволяло брать к себе в обучение подмастерьев. Святой Лука, чье имя носила гильдия, считался покровителем художников.

Халс был женат дважды. В1610 году он женился в первый раз на Аннеке Харменс, которая через пять лет покинула этот мир, оставив на руках Хался двух детей. К сожалению, из них выжил лишь один сын. Через два года он вновь женился на Лизбет Рейни. В этом браке у супругов было 11 детей. Несколько сыновей художника впоследствии тоже станут живописцами. Во второй половине жизни художник испытывал материальные затруднения. Скончался он в возрасте 84 лет в богадельне, в которой провел последние годы своей жизни. Похоронили Франса Халса в церкви Святого Бавона, что на рыночной площади в центре города Харлем.

Техника рисования

Musée du Louvre

Хальс был мастером техники, в которой использовалось нечто, ранее считавшееся недостатком в живописи, — видимый мазок кисти. Мягкие завитки кисти Хальса всегда отчетливо видны на поверхности: «материально просто лежит там, плоско, вызывая в глазах субстанцию ​​и пространство». Живой и захватывающей, техника может показаться «якобы небрежной» — люди часто думают, что Хальс «бросил» свои работы «одним броском» (aus einem Guss) на холст. Это впечатление неверное. Правда, лишние работы в основном были записаны без подмалевок или подмалеков (‘alla prima ‘), но большинство работ были созданы последовательными слоями, так как было принято в то время. Иногда рисунок рисовали мелом или краской поверх серого или розового подшерстка и затем более или менее поэтапно заполняли. Кажется, что обычно Хальс очень вольно использовал свой подмалевок: он с самого начала был виртуозом. Это относится, конечно, в особенности к его жанровым произведениям и его несколько более поздним, зрелым произведениям. Хальс проявил невероятную смелость, большое мужество и виртуозность и обладал большой способностью отрывать руки от холста или панели в момент наиболее убедительного высказывания. Он не «писал их до смерти», как это делали многие его современники, с их большой точностью и усердием, независимо от того, просили ли они их клиентов или нет.

В 17 веке его первый биограф Шревелиус писал о методах живописи Хальса: «Необычная манера живописи, совершенно его собственная, превосходящая почти всех». В этом отношении схематическая живопись не была собственной идеей Хальса (подход уже существовал в Италии 16 века), и Галс, вероятно, был вдохновлен фламандскими современниками Рубенсом и Ван Дейком в его метод рисования. Житель Харлема Теодор Шревелиус был поражен жизненной силой портретов Хальса, отражавших «такую ​​силу и жизнь», что художник «кажется, бросает вызов природе своей кистью».

Франс Хальс: биография и творчество

Жизненный путь Франса Хальса был таким же ярким и насыщенным, как и его картины.  Доныне известны миру рассказы  о пьяных дебошах Хальса, которые он то и дело устраивал после больших праздников. Художник, имеющий такой веселый и буйный характер, не смог завоевать уважения в стране, государственной религией в которой был кальвинизм.

Франс Хальс родился в Антверпене в начале 1582 году. Однако его семья покинула Антверпен. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем. Здесь родился младший брат Франса  по имени Дирк.

Учителем живописи Хальса был художник по имени Карел ван Мандер. Он увлекался исторической живописью.

В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема».

Однако в июне 1615 первая жена Хальса умерла при родах. Через несколько дней умер и младенец, рожденный Анетье. Ему даже не успели дать имя. Неудавшаяся семейная жизнь нисколько не помешала творческой деятельности Хальса.

В 1615 году он уже находился в числе самых  известных портретистов.

К тому же он периодически писал еще и жанровые сценки. Чтобы найти наиболее приятную для себя манеру письма, Хальс писал картины, относящиеся к самым разным жанрам живописи. Его картина под названием «Банкет офицеров роты св.

Георгия», написанная в 1616 году  стала  самым масштабным групповым портретом в истории творческой деятельности Франса Хальса.

Эта картина стала своеобразным  «пушечным выстрелом», обозначившим начало золотого века голландской живописи.

Новая супруга Хальса воспитывалась в бедной семье, была неграмотной и имела весьма скандальный характер.

С 1616 по 1625 годы Хальс был участником Кафедры риторики в городе Харлема, а в 1624 году Франс написал свою знаменитую картину под названием «Улыбающийся кавалер».

Несмотря на талан, Франсу Хальсу так и не удалось обогатиться из-за своей  безалаберности и упрямого, заносчивого характера. С годами жизнь художника становилась все более тягостной и беспросветной.

В 1661 году за долги по членским взносам Хальс был  исключен из Гильдии святого Луки.

Городским Советом ему была назначена пенсия, но настолько скромная, что её размер не позволял даже покрыть накопившиеся долги. Знакомые говорили, что  пожилой художник уже выжил из ума.

Назло насмешникам, Хальс в начале 1664 года написал два великолепных групповых портрета: «Регентши приюта для престарелых» и «Регенты приюта для престарелых». Умер Франс Хальс 29 августа 1666 года.

Уже 1 сентября он был похоронен.

Похищение «Евангелиста Луки» Халса. Первый подозреваемый — бельгийский турист

Прежде всего опросили поголовно всех сотрудников музея. В ходе этого в поле зрения сыщиков почти сразу попал бельгийский турист Жак Ванденберг. Дело в том, что в этот свой приезд Ванденберг неоднократно посещал музей Пушкина. Служителями было замечено, что бельгиец проявлял неподдельный интерес к картине Халса “Святой Лука”. Он подолгу простаивал возле нее и делал какие-то записи в блокноте. К тому же выяснилось, что основной род деятельности туриста — искусствоведение. Подозрения сыщиков усугублял факт, установленный спецслужбами, что данный иностранный гражданин искал контакты с местными торговцами антиквариатом. К нему было решено приглядеться повнимательней. А вдруг он причастен к преступлению, и похищение “Евангелиста Луки” Халса было совершено по его заказу?

За иностранцем установили наблюдение. Кроме того, к нему подослали агента под видом дочери состоятельного подпольного торговца произведениями искусств. Она завязала знакомство с бельгийцем в ресторане гостиницы «Метрополь», в которой тот остановился. Приятное знакомство продолжилось на квартире «богатой наследницы». Согласно сценарию, она желала продать фамильную ценность — картину Рембрандта, которую и показала новоиспеченному знакомому. Безусловно, это была великолепно выполненная копия.

Казалось, что ловушка сработала. Ванденберг заверил знакомую, что принесет необходимую сумму на следующий день, чтобы приобрести полотно великого голландца. Но к изумлению следователей на другой день их оповестили, что искусствовед приобрел билет на ближайший рейс до Брюсселя и уже проходит таможню. Скорее всего, он раскусил хитроумную задумку сыщиков и собирался бежать с украденной картиной “Святого Луки”. Его срочно задержали прямо на таможне и обыскали. Каково же было разочарование следователей и таможенников, когда после тщательного обыска у иностранца ничего подозрительного не нашли! Его, конечно, отпустили на родину. Но это означало лишь то, что расследование зашло в тупик. Похищение «Евангелиста Луки» Халса оставалось нераскрытым! Все надо было начинать заново.

Голландская живопись 17 века

Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика – католической церкви или влиятельного мецената-феодала,– художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.

Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения.

В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов – «завтраков», «десертов», «лавок» и т.п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах.

Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом. Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609–1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре.

История зарубежного искусства ►

Чем хорош Халс

В живописи ценят разное.

Рафаэля сперва любили за эффектный рассказ, когда он, как режиссер, выстраивал героев картин разнообразно и всем понятно. Через какое-то время публике пришлись по сердцу уже его мадонны, ибо те были священны, чистейши, неземны, в точности такие, какие мадонны и бывают на самом деле. Про эффектную же драматичность гения стали забывать.

Усидчивых художников ценят за усидчивость. Ван Эйк выписывал многочисленные морщинки, складочки, сложные узоры в крутой перспективе, отражения в зеркале, и до сих пор удивительно, как у него получилось. Да и картины его неплохи…

В импрессионистах часто восхищаются цветом, пространством и настроением.

Хамершея за цвет не похвалишь, зато там воздух, пространство, свет и настроение.

Чем хорош Халс? Многим. Но главное уверенностью манеры, к которой другие стремятся, но без пота не умеют, а этот подходил к холсту и заканчивал портрет быстро, нагло и весело. И экономно.

Экономное письмо это достойный путь изображения. И не только в живописи. Говоря об отличии стиля Платона от стиля Лисия, отмечают, что если у Платона выкинуть из текста одно слово, то будет не так прекрасно, а если у Лисия одно, то станет попросту непонятно. Можно десятком предложений или мазков стараться передать чувство, форму, образ, материальность. У некоторых же получается всего двумя-тремя словами или парой ударов кисти, тогда картина (или проза) почему-то задевает, почему-то живая. Халс как раз таков. Вблизи – хаотические пятна краски, а отступить пять шагов назад – цельно, верно, с хорошим рисунком, с характером. Он писал портреты не для рассматривания, а создавал изображения, которые воспринимались с определенной дистанции, и ни к чему другому не стремился. Впрочем, цельности портретов, лихости и верности для создания картины недостаточно, есть ли там что-то помимо? Да. Свободно и свежо написано.

№ 1 Франс Халс Смещющийся мальчик ок. 1625, Маурицхейс, Гаага, диаметр 30.4 см.

А вот пример пятен, которые издали уже не кажутся пятнами, а становятся шитым дублетом.

№ 2 а Фрагмент.

№ 2 Франс Халс Портрет Яспера Схаде  1645, Национальная галерея, Прага, 80х67.6 см.

Тут небольшое уточнение. Похвала «вблизи виден лишь хаос, а издали пятна складываются в изображение», это известное клише. Так часто хвалят художников-виртуозов. Когда-то я читал такое же о Гейнсборо, вот только потом каждый раз, рассматривая его картины вблизи, видел не брызги краски, а мыльную, разочаровывающую живопись.

Халс же писал именно пятнами, потому-то он и пришелся по душе новой живописи, возникшей в середине 19 века.

Про Халса считалось, что он работал быстро, мокрое по мокрому, писал картину за один присест. Потом историкам искусства стало неудобно, ибо как же гений без творческих мук? Тогда сразу нашли у него многослойность и успокоились. Многослойность там иногда есть, но все же большая часть картин на самом деле мгновенно и уверенно. Без мук. Исправлений (pentimenti) на картинах почти нет. У Халса почти всегда и стандартная, обычная композиция (ну, опирается кто-то на стул или подбоченился – невелика разница), и те же самые цвета, и сходные решения одежды-лица-рук, но, тем не менее, мастерство изумительное. Характер у всех моделей разный, и вообще они живые, особенно мужские портреты.

№ 3 Франс Халс Claes Duyst van Voorhou ок. 1638, Метрополитен, Нью-Йорк, 80.7х66 см.

№ 4 Франс Халс Портрет молодого человека между 1646 и 1648, Национальная галерея, Вашингтон, 68х55.4 см.

Кисти рук, которые тогда писали, с пыхтением считая пальцы и скучно, Халс изображал играючи. Он схватывал тон точно, и в два-три мазка делалось понятно, где какая фаланга.

№ 5а фрагмент.

№ 5 Франс Халс Молодой человек в большой шляпе между 1628 и 1630, Национальная галерея, Вашингтон, 29.2х11.4

Четыре Евангелиста Франса Халса

Для Халса библейские сюжеты совсем не характерны. Во всяком случае, до определенного времени считалось, что он никогда не обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. Как выяснилось позже, эти четыре полотна были написаны мастером в середине двадцатых годов 17-ого века. По этой причине серия «Евангелисты» Франса Халса считается уникальной. До середины 20-ого века эти четыре картины не были атрибутированы как произведения этого художника.

Когда же и по чьему заказу появился цикл портретов художника Четыре Евангелиста: Лука, Матфей, Марк и Иоанн? Ведь во время их написания в Нидерландах господствовал протестантизм, и церкви не украшали изображениями святых.

К сожалению, о заказчике картин и обстоятельствах их создания ничего не известно. Возможно, Халс написал их для католической или лютеранской церкви. Однако, небольшой размер и интимный характер полотен предполагает, что они были сделаны для небольшой домашней часовни, или, для потайной католической церкви в Харлеме. Также существуют предположения, что художник мог писать их для себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: