Архип куинджи: жизнь и творчество художника

Краткое описание картины

«Березовая роща» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи, созданный в 1879 году. Полотно размером 97 × 181 см содержит в себе изображение залитой солнцем лесной поляны с березами, травой и ручьем.

При создании картины художник уделял много внимания комбинации света и цвета, стараясь добиться максимальной естественности и реалистичности. Во многом, именно благодаря такому подходу произведение стало настолько известным.

На полотне не удастся разглядеть вершины деревьев, поскольку на передний план вынесены только стволы и ветки, заметно выделяющиеся на фоне зеленого фона леса. Ручей выполняет функцию разделительной линии, словно бы создавая две самостоятельные части композиции.

Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее, регулярно собирая вокруг себя почитателей искусства.

Единственная любовь на всю жизнь

С Верой Шаповаловой художник встретился в родном для обоих Мариуполе. Молодые люди полюбили друг друга. Но Вера была из богатой купеческой семьи, и отец её поставил условие: заработаешь – Вера твоя. Трудно было, но целеустремлённым и терпеливым Архип был не только в деле овладения профессией. Все годы (12 лет с момента знакомства до венчания) его вдохновляли и поддерживали слова Веры о любви и обещании ждать, сколько надо.

В 1875 году наконец-то состоялась свадьба. В свадебное путешествие молодые отправились в живописные Ладожские места. По пути на Валаам корабль напоролся на подводную скалу. Пассажирам пришлось прыгать с борта в шлюпки. К счастью, всё обошлось, и супруги решили, что раз им удалось спастись, теперь они всю жизнь будут творить благие дела.

Детство

Архип Куинджи – четвёртый, последний, ребёнок в семье обрусевшего грека, предки которого по решению Екатерины II в конце XVIII века в числе прочих христиан переселились с Крымского полуострова на северное побережье Азовского моря. Дата рождения будущего художника 27 января 1842 года (некоторые исследователи сомневаются относительно года, вероятны также 1841 и 1843). Семья жила в греческом селе под Мариуполем. Отец в сапожной мастерской шил-починял обувь. Трудились много, жили бедно. В раннем возрасте Архип лишился родителей, которых ему заменила сестра отца с мужем. Став старше, жил в семье старшего брата Спиридона. Происхождение и условия жизни приучили браться за любую работу: пастуха, помощника на стройке, разносчика у хлеботорговца.

Квартира-музей Куинджи

Если тяга к прекрасному неистово сильна – посетите квартиру-музей Куинджи в Санкт-Петербурге. Ведь там — подлинные вещи мастера, дух времени и невероятная атмосфера. Здесь всё также скрипит пол и на стенах висят фотографии. Куинджи жил на Биржевом переулке в двухэтажной квартире. Кстати, очень скромной по тем меркам. Но не в роскошном убранстве сила, сколько в излучении света этой квартиры. Самым большим источником света служило огромное окно на втором этаже. Именно в этой мастерской с тем самым окном были созданы многие шедевры мастера цветопередачи. На экскурсии можно прослушать аудиогид, посмотреть небольшой фильм о Куинджи. Конечно же, увидеть воочию некоторые картины и работы его выдающихся учеников. Сохранили мебель в гостиной, кабинет его жены, даже завещание художника. Но всё затмевает собой мастерская. Вам не захочется уходить оттуда. Ведь это возможность соприкоснуться с миром гения. Видеть то, что видел он.

Разрыв с передвижниками

Товарищество во многом сдерживало талант и ограничивало творчество Куинджи, уверенного в своих силах мастера с безупречной репутацией, осознающего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому выход его из организации был предрешён и являлся делом времени. К решительному шагу художника подтолкнула анонимная газетная статья, в которой критиковались Товарищество передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг по Товариществу Клодт М.К.

Тем не менее дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекращалась и после выхода Куинджи из состава к концу 1879 года.

Благотворительность и доброта как образ жизни

Действительно, Архип Иванович и во всём поддерживающая мужа Вера Леонтьевна сами жили очень скромно, при этом владели в Петербурге доходными домами и сдавали квартиры. Основную часть всех своих доходов, в том числе гонорары за картины, чета отдавала на благотворительность. Десятки и сотни тысяч рублей жертвовал живописец Академии, а также различным обществам на поощрение и поддержку художников.

По воспоминаниям Николая Рериха, ученика А.И Куинджи, великий мастер был необычайно хорошим, добрым человеком, чутко относящимся к природе и всяким пташкам и букашкам. Улыбающийся и совершенно счастливый седой мастер в минуты кормления бесчисленных налетевших птиц, знающих эти добрые руки, – одно из самых дорогих воспоминаний Рериха о своём учителе.

Одно только обстоятельство омрачало жизнь: в семье не было детей. Но и здесь Вера Леонтьевна проявляла себя как мудрая женщина: по-матерински заботилась об учениках мужа, который, со своей стороны, относился к ним по-отцовски.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи. Лодка в море. Крым. 1875. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Архип Куинджи. Степь. 1875. Ярославский художественный музей, Ярославль

Архип Куинджи. Море. 1870-е годы. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Императорская академия

Рис. 2. Художественная академия Санкт-Петербурга

Замысел обучения в престижнейшем учебном заведении удалось осуществить не сразу. Лишь с третьей попытки малообразованный самоучка был удостоен звания свободного художника и допущен к сдаче экзаменов. Академия не только открыла для Куинджи дорогу к знаниям, но и новые полезные знакомства.

Художник знакомится с признанными мастерами Ильей Репиным, Иваном Крамским, которые увлекают его идеями передвижничества. Это популярное в последней трети XIX века движение в искусстве, прежде всего изобразительном, оказало заметное влияние на творчество художника. Своими картинами периода 1870-1875 годов он доказал, что угнетенное положение российского крестьянства можно передать в том числе и в пейзажной живописи.

Несмотря на успех у публики, Куинджи понимал, что его художественная манера нуждается в трансформации и постепенно отошёл от социальных идей передвижников. Первые полотна, имеющие подлинный успех у критиков, были написаны им на острове Валаам — популярном в то время месте паломничества многих художников. Именно там была написана картина «На острове Валаам», позже выставлявшаяся в Вене и ставшая первым полотном художника, которое приобрел Павел Третьяков. Куинджи перестает посещать Академию художеств, позже он окончательно уходит из товарищества передвижников.

Человек или Бог

В период затворничества в работах художника, в которых представлена тематика леса, появляется еще один интересный мотив. Развитие мысли Куинджи можно зафиксировать на картинах «Солнечный свет в парке» и «Солнечный день в лесу» (1890-х годов). «Солнечный день в парке» дает нам возможность соприкоснуться со светом вне условностей обыденной жизни:

Солнечный свет в парке. Архип Куинджи. 1898-1908 годы

На втором, похожем полотне смысловым центром выступает не свет, а некая фигура, которая притягивает к себе наше внимание:

Солнечный день в лесу. Архип Куинджи. 1890-ые годы

Однако известно, что люди на полотнах Куинджи, посвященных природе, практически не встречаются. В редких случаях можно увидеть только намек на существование человека — например, лесную дорожку. Но тогда что это за фигура? Возможно, странник или просто прогуливающийся по лесу человек. Впрочем, мне кажется, что можно сделать другое предположение: этот путник — Бог.

Странник в русской народной традиции, с которой Куинджи был несомненно знаком, зачастую понимается как Христос. Знаменитый русский собиратель фольклора второй половины XIX века Александр Афанасьев писал: «По народным сказаниям, Спаситель вместе с апостолами и теперь, как некогда…, ходит по земле, принимая на себя страннический вид…»

Это поверье отразилось и в народных пословицах и поговорках. Владимир Даль приводит в пример такие: «В окно подать — богу подать», «Просит юродивый, а подаешь богу». Проник этот мотив и в русскую поэзию. Читаем у Тютчева:

Удрученный ношей крестной,Всю тебя, земля родная,В рабском виде Царь небесныйИсходил, благословляя.

У Есенина в стихотворении «Не ветры осыпают пущи…»:

И в каждом страннике убогомЯ вызнавать пойду с тоской,Не Помазуемый ли БогомСтучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимоИ не замечу в тайный час,Что в елях — крылья херувима,А под пеньком — голодный Спас.

А есенинское стихотворение «Чую радуницу Божью…» вообще можно прочитать как пояснение к полотну Куинджи:

Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венком, в кольце иголок,Мне мерещится Исус.

Он зовет меня в дубровы,Как во царствие небес,И горит в парче лиловойОблаками крытый лес.

Смысловой центр картины «Солнечный день в лесу» — фигура путника, но рядом с ней также расположен и световой центр полотна, то место, где художник собрал максимальное количество света.

Мотив встречи Бога в лесу находит развитие в знаменитой картине «Христос в Гефсиманском саду» (1901), где фигура Иисуса также является смысловым и световым центром (а сад в христианской традиции — это и есть переосмысленный лес):

Христос в Гефсиманском саду. Архип Куинджи. 1901 год

Таким образом, в лесу, где теряются все привычные рационалистические ориентиры, человек встречает Бога. И этой встрече две другие — с тайной общения земли и неба и с истинным светом — никоим образом не противоречат.

Биография Куинджи

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе. Он рос в семье сапожника Ивана Христофоровича, который получил прозвище Еменджи, то есть «трудовой человек».

Мальчик осиротел, когда ему едва исполнилось 6 лет. После этого его воспитывали близкие родственники.

Детство и юность

Куинджи с самого детства много трудился. Довольно рано он успел поработать пастухом, помощником хлеботорговца и принять участие в церковной стройке.

Архип Куинджи любил животных, часто защищая их от издевательств хулиганов. Кроме этого он всегда приходил на помощь слабым товарищам. Первым учителем будущего художника был преподаватель-грек, который обучил его основам греческой грамматики.

Портрет работы В.М. Васнецова, 1869 г.

После этого Куинджи недолго обучался в местном училище. Стоит отметить, что его мало интересовали какие-либо дисциплины кроме рисования. Талантливый подросток рисовал при каждом удобном случае и использовал для этого все, что только мог.

Когда 11-летний Куинджи работал на стройке храма, он не переставал думать о художественном искусстве. После рабочего дня Архип шел в комнату, где проживал на тот момент, и до глубокой ночи расписывал ее стены.

Когда окружающие заметили в юноше творческие задатки, они посоветовали ему стать учеником Ивана Айвазовского.

В результате Куинджи пошел пешком в Феодосию, где проживал знаменитый маринист. Интересен факт, что Айвазовский не увидел в парне никакого таланта. И хотя он отказался обучать его живописи, художник не стал прогонять мальчика из мастерской.

Иван Константинович Айвазовский поручил Архипу красить забор и подготавливать краски. Через 2 месяца юноша решил вернуться домой, где начал трудиться в фотостудии. Позже Куинджи поехал в Петербург, мечтая стать студентом Академии художеств.

Куинджи — передвижник

Архип Куинджи. На острове Валааме (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Архип Куинджи. Ладожское озеро (фрагмент). 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Архип Куинджи. Осенняя распутица (фрагмент). 1872. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Годы детства и юности

Хотя официальной датой рождения художника считается 27 (15 по старому стилю) января 1942 года, есть еще две других версии. По архивным данным, были обнаружены паспорта с указанием года рождения: 1841, 1843.

Родился мальчик Архип в семье сапожника греческой национальности. Отца звали Иван Христофорович. Дедушка Архипа тоже был мастеровитым, но по части ювелирного творчества. Окружающие звали ювелира «куинджи» то есть «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия гения. Информация о маме отсутствует.

Грамоте Архип обучался у малограмотного учителя-грека. Все же сумел освоить греческую грамматику. Практических знаний хватило для поступления в городскую школу. Однако школьные предметы мальчика не привлекали, он без устали рисовал. Тогда холстов у Архипа не было, но в достатке имелись заборы, стены. Иногда находились пригодные клочки бумаги.

Уже с 11 лет началась рабочая жизнь Архипа. Первое рабочее место – строительство церкви. Подросток должен был вести учет стройматериалов. В личное время художник самозабвенно разрисовывал стены комнатушки, где жил.

Затем последовала работа у хлеботорговца. При этом Архип ни на день не прекращал рисовать. Наконец, кто-то посоветовал талантливому юноше обратиться к художнику Ивану Айвазовскому. Куинджи подался пешком в Феодосию. Знаменитый маринист жил именно там.

Иван Константинович таланта у Архипа не увидел, но прогонять не стал. Дал юноше жилище и работу. Тот должен был готовить краску и красить забор. Работал под руководством Адольфа Фейсслера – племянника мариниста.

Через два месяца Архип вернулся домой и поступил на службу к местному фотографу. Какое-то время работал ретушером. Чуть погодя молодой человек подался в Санкт-Петербург. Он решил попробовать поступить в Академию художеств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: