«Русская Венера»
Так как больше всего художник прославился изображением полных, пышущих здоровьем и радостью женщин, картине Кустодиева под названием «Русская Венера» будто суждено было стать последней в его творческой жизни. На большом полотне, фрагмент которого представлен выше, изображена дочь художника Ирина в момент купания в бане — ее поза, обнаженность и копна золотистых волос напоминают Венеру Боттичелли, а у ее ног в виде листка от коробки мыла — своеобразный картуш «Русская Венера», ставший доброй иронией над названием.
Изюминкой картины является история ее создания — в 1926 году художник уже почти не вставал с кровати. Когда в его голове родился подобный сюжет, он не мог ждать подготовки холста, а потому взял свою же картину «На террасе», которая уже упоминалась выше, и стал писать прямо на ее обороте. Любопытно, что на полотне «На террасе» впервые была изображена Ирина Кустодиева примерно в двухлетнем возрасте, а на обороте появился ее последний портрет спустя двадцать лет.
Картина едва не была уничтожена: во время потопа в художественном музее Горького была смыта большая часть рисунка. Восстановить последнее произведение Кустодиева удалось Павлу Баранову. Он же сделал для полотна специальную раму, чтобы зрителю были доступны и «Русская Венера» и «На террасе». В настоящее время картина хранится в Нижегородском художественном музее.
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой»
Кустодиев любил изображать на своих картинах провинциальную Россию. Особенно привлекали его те села, которые находились на верхней волге.
Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником.
Эффект был всегда максимально пестрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству.
Постепенно начало иронически-театральное нарастает в композиции картин. Все крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.
Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создает особое впечатление. Он издает характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно появление безотчетной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковер. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него.
Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Ее ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к темному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой.
Домовой изображен тьмой и отсветом. Фонарь рядом с ним светит назад. Возникает вопрос, для чего пришел этот персонаж? Скорее всего, он предвещает что-то плохое. Отсвета огня, пылающего в печи, является настоящей квинтэссенцией тревоги, опасности глобального масштаба. Интенсивность цвета говорит о ее большой силе.
Картина вызывает у зрителей все нарастающее чувство тревоги.
«Степан Разин»
Достаточно известной является и прекрасная картина Кустодиева под названием «Степан Разин», написанная в 1918 году.
Известно, что Степан Разин как предводитель крестьянского восстания был излюбленной фигурой в послереволюционной культуре. Борис Кустодиев не был ярым сторонником революции, однако и против ничего не имел: художник любил Россию, был очарован новизной происходящего, а потому написал работу, желая таким образом поприветствовать перемены в стране.
Картина очень интересна своим построением — центр заполняет закатное солнце, а главный герой — Степан Разин, гордо стоящий в своей лодке, словно вот-вот уплывет из картины. Здесь наиболее ярко отразился талант художника к изображению сиюминутности — он будто сфотографировал случайный момент, навсегда выхватив его из жизни со всеми естественными позами и отсутствием нарочитой симметрии.
Популярные сочинения
- Сочинение про собаку (1, 2, 3, 4, 5, 7, 9 класс) Как вы все знаете «Собака друг человека», в большинстве случаев так и есть. Собака для своего хозяина стает чем-то более чем просто собака. Хозяин может больше времени проводить с собакой, чем со своими друзьями
- Сочинение-описание по картине Иван-Царевич и Лягушка-Квакушка Билибина 3 класс Без сомнения, в данной иллюстрации Иван Яковлевич Билибин изобразил фрагмент прекрасно знакомой всем с детства, сказки. Вышеупомянутая лягушка – квакушка размещена в центре. Следовательно, она является
- Сочинение по картине Три женщины Лутфуллина Написанная в 1969 году башкирским художником Ахматом Фаткуловичем Лутфуллиным картина «Три женщины», стала самой большой творческой удачей этого самобытного и талантливого художника.
Краткая биография
Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта (по старому стилю 23 февраля) 1878 года в астраханской семье преподавателя логики, профессора философии и литературы. Интерес к рисованию будущий великий художник начал проявлять еще во время обучения в церковно-приходской школе, а с 15 лет уже брал профессиональные уроки у художника Павла Алексеевича Власова. В 18 лет Борис Михайлович стал студентом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, где его наставниками были Василий Савинский и Илья Репин.
В 1900 году художник поехал в Костромскую губернию — он искал натуру для дипломной работы, а нашел любовь всей своей жизни, Юлию Ефстафьевну. Они поженились в том же году. В 1903 году, окончив академию с отличием и золотой медалью, Кустодиев вместе с женой и маленьким сыном Кириллом переехал в Париж. Здесь Борис Михайлович обучался в студии художника Рене Жозефа Менара, много ездил по Европе, изучая и копируя работы классических живописцев Италии, Германии и Франции.
В 1904 году Кустодиев вернулся в Россию, вскоре после этого на свет появилась его дочь Ирина. Художник много работал как иллюстратор, в 1907 году стал членом Союза русских художников, а в 1909-м — членом Академии художеств благодаря протекции Репина.
Ниже можно увидеть репродукцию картины Бориса Кустодиева с названием «На террасе», которую он написал в 1906 году. Здесь изображен завтрак художника и его семьи: прямо на зрителя смотрит его сын Кирилл, в самом центре с чашкой — старшая сестра. Слева — ее муж, а справа — сам Кустодиев. Жена художника Юлия освободила место у стола, чтобы няня смогла усадить на стул маленькую Ирину.
В 1909 году у Бориса Михайловича была обнаружена серьезная опухоль спинного мозга. На протяжении нескольких лет он перенес не одну операцию, в результате последней опухоль была удалена, но ноги остались парализованы. Примерно с 1912 года художник перемещался исключительно в инвалидном кресле, а писал в основном лежа — неудобное кресло быстро его утомляло. Несмотря на это в 1913 году он стал преподавать в петербургской Новой художественной мастерской, а самые известные картины художника Кустодиева с названиями «Купчиха за чаем», «Масленица», «Портрет Шаляпина» и «Русская Венера» были написаны в этот тяжелый период.
26 мая 1927 года 49-летний Борис Михайлович Кустодиев скончался. Свою последнюю картину он написал за год до смерти, превозмогая страшную боль и являя таким образом подвиг истинного художника, преданного искусству.
Личная жизнь
Супругу Бориса звали Юлия Прошинская. Молодые люди познакомились в поместье Высоково. Первого сына Кустодиевы назвали Кириллом. Борис был очарован своей семьей, и личная жизнь супругов была счастливой. Они купили участок земли под Кинешмой, на котором построили дом. В семье его называли терем. Борису нравилось заниматься бытовыми делами, столярным ремеслом и хозяйством.
Борис Кустодиев и его жена Юлия Прошинская / История России в фотографиях
В 1905-м в семействе состоялось пополнение: появилась на свет дочь Ирина. Спустя 2 года родился сын Игорь. Мальчик скончался, не прожив и года. В этот период Кустодиеву поставили страшный диагноз.
После смерти сына художник побывал в продолжительной европейской поездке и отдалился от семьи. Его переполняли впечатления от Австрии, Германии и Италии. Юлия ревновала мужа и после его возвращения перебралась с Борисом в Петербург, где он начал пропадать, не заезжая в «терем». Жена поддерживала Кустодиева в болезни, ездила с ним по клиникам и заграничным врачам, оставалась рядом при операциях.
Биография Кустодиева.
Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Б. Кустодиев. Автопортрет (1912). Картон, темпера, гуашь. 100 × 85 см. Галерея Уффици (Флоренция, Италия) Б.М. Кустодиев родился в Астрахани в семье профессора философии, истории литературы и преподавателя логики в местной духовной семинарии. Но отец умер, когда Борису едва исполнилось 2 года. В Астрахани он получил первые уроки живописи, а затем учился в Академии художеств в Петербурге в мастерской Ильи Репина. Студентом Кустодиев помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Борис Кустодиев был прекрасным и тонким портретистом. Получив по окончании Академии золотую медаль, он отправился в пенсионерскую поездку за рубеж и по России. В декабре 1903 г. вместе с женой и сыном приехал в Париж, а затем побывал в Германии, Италии, Испании, где изучал и копировал работы старых мастеров. По возвращении из Европы он становится членом Академии художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт, создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки». Б.М. Кустодиев много работал в жанре иллюстрации и книжной графики: исполнил циклы иллюстраций к произведениям Лескова «Штопальщик» (1922), «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) и стихотворениям Н.А. Некрасова.
Как и многие современные ему художники, Кустодиев работал и в театре, создавая такие же красочные, как и картины, декорации. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918-1920 гг. оперных спектаклей Большого оперного театра Народного дома «Царская невеста» и (1920), «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Были созданы эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила» (1921).
Б. Кустодиев. Эскиз декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» После 1917 г. художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику.
Б. Кустодиев «Большевик» (1920). Холст, масло. 101 × 141 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Гигантская фигура большевика держит в руках развевающийся красный флаг и идёт по заполненной толпой улице между дворцов и домов. Кажется, он идёт прямо к церкви, ставшей помехой на его пути в «светлое будущее». Кустодиев пытался осмыслить причины и последствия Октябрьской революции 1917 г., в результате которой к власти пришли большевики. В этой картине он прибегает к аллегории, которая вообще-то была ему не свойственна. Но «чувство стихийного в большевизме» художник смог выразить именно через аллегорию, показав большевика как некоего нового бога, выражающего волю большинства. Большевик неотделим от народа, он часть его, он силён величием идей, владеющих умами всех». К аллегории Кустодиев обратился ещё в 1906 г. при создании картины «Жупел революции».
Б. Кустодиев «Жупел революции» (1906) В переносном смысле жупел – нечто пугающее, внушающее ужас, страх. Он изобразил на картине кровавое и жестокое подавление мятежа на Пресне во время декабрьского восстания 1905 г. в Москве: солдаты стреляют в демонстрантов с красными флагами, рушатся дома, пылают пожары, гибнут люди, и над всем этим царит Смерть – огромный окровавленный скелет, ростом выше домов, с диким воем врывающийся на городские улицы. Эти две картины перекликаются не только через аллегорию, усиливающую образность изображения, но и через композицию картин и идейный смысл: что-то страшное нависло над страной, оно подавляет своей грубой силой и натиском. Оно, это страшное, не считается с каждым отдельным человеком – люди на этих картинах изображены в виде букашек, ничтожно маленьких фигур в сравнении с Большевиком или Смертью.
- < Назад
- Вперёд >
Особенности картины
Образ купчихи художник списал со своей соседки – представительницы дворянского рода Галины Адеркас. На тот момент девушке едва исполнилось восемнадцать лет, она была хороша собою и очень молода. Кроме того, обладала теми самыми пышными формами, которые так любил изображать Кустодиев.
Но если сравнить эскиз, написанный с Галины, и оригинал картины, сразу можно заметить очевидные различия. Создавая картину «Купчиха за чаем», живописец решил сделать свою героиню старше и полнее – в итоге получился совершенный образ дамы из купеческого сословия.
Но давайте внимательнее посмотрим на картину
Конечно, в первую очередь внимание зрителя привлекает сама купчиха. Красивая женщина с габаритной фигурой не кажется толстухой
Напротив, всё в ней говорит о статности и красоте. Её лицо румяно – несомненно, она здорова и прекрасно себя чувствует.
Её наряд – пышное тёмно-синее платье с глубоким декольте, на голове повязан платок такого же цвета. Хочу заметить, что головной убор выглядит изысканным тюрбаном – такой была мода того времени. Из-под украшения выбиваются завитки чёлки, которые обрамляют очаровательное полное лицо. По сути, на полотне Кустодиева изображена ухоженная молодая и стильная женщина – правда, весьма далёких времён.
Борис Михайлович Кустодиев «Зарисовка с Галины Адеркас к картине «Купчиха за чаем», 1918 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Купчиха с покупками», Кустодиев
Год написания: 1920Размер: 71 × 88 смМестонахождение: Национальный художественный музей, Минск
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 106 слов
На картине Бориса Кустодиева «Купчиха с покупками» изображена высокая статная женщина средних лет, гордо шагающая по мостовой. За героиней следует юноша с продуктами.
В руках у молодого человека свёрток с хлебом, корзина с рыбой и овощами, а также мешок, из которого выглядывают горлышки стеклянных бутылок. Сама же женщина свободна от покупок. В одной руке она держит лишь жёлтый зонтик, которым прикрывается от солнца. Другой рукой героиня запахивает кружевную накидку на груди длинного розового платья.
На заднем плане справа изображён трактир, возле которого двое работников разгружают из телеги ящики. Слева видны силуэты городских построек. Под ногами героев мощённая булыжником мостовая, над их головой — светлое летнее небо.
Вариант 2 — Подробно
17 предложений/ 238 слов
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха с покупками» стала одной из серии полотен художника, посвящённых изображению представительниц этого сословия. В центре сюжета статная темноволосая женщина средних лет, которая гордо шагает по мостовой. За дамой следует молодой человек в чёрной фуражке, жилете, белом фартуке и высоких сапогах. В руках юноша несёт жёлтую плетёную корзину, несколько свёртков и мешок с продуктами.
Купчиха только что была на рынке, где приобрела всё необходимое для своего стола: хлеб, рыбу, зелень, овощи, колбасу, растительное масло или вино. Конечно же, женщина сама не стала нести тяжёлые пакеты, а отдала их слуге. В руках у героини остался лишь маленький жёлтый зонтик с цветочным узором — изящная защита от жаркого летнего солнца.
В целом образ купчихи очень элегантен. Поверх длинного розового платья у женщины одета кружевная бордовая накидка с широким бантом на спине. Голову дамы покрывает розовый платок, повязанный в форме тюрбана. Губы героини ярко накрашены, а в её ушах виднеются жемчужные серёжки.
Тем не менее в выражении лица женщины есть что-то простое, народное. Движения героини тяжелы и грубы, в них нет и намёка на аристократизм. Широкая грузная фигура купчихи также как будто сообщает зрителю о простом мещанском происхождении этой дамы.
Под ногами героев художник изобразил мощённую булыжником мостовую, над их головой — светлое летнее небо. На заднем плане картины справа виден трактир, возле которого двое работников разгружают деревянные ящики из запряжённой лошадью телеги. Слева в низине можно заметить очертания городских построек — жилых домов, куполов и шпилей церквей.
см. также:Все сочинения-описания картин
«Матрос и милая»
Достаточно известными изображениями новых людей в видении Кустодиева являются подобные картины 1920 и 1921 гг. с одинаковым названием «Матрос и милая». На них изображены одни и те же люди: крепкий, мужественный матрос с сигарой в зубах и его милая — нарядная девушка в меховой горжетке, очаровательной шляпке, модных сапожках и неизменной розой.
Эти картины написаны акварелью на бумаге. Единого мнения по поводу этих произведений нет: кто-то считает, что в лице модницы и матроса Кустодиев нашел себе сюжетную замену купчихам и купцам, которые теперь не одобрялись. Кто-то же, напротив, думает, что картины иронизируют над современными молодыми людьми, своеобразно отреагировавшими на перемены.
Кустодиев Борис Михайлович — русский художник
27 февраля 1917 года
Автопортрет. 1904
Балаганы
Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».
Булочник. Из серии «Русь. Русские типы».
В низовьях Волги
Вербный торг у Спасских ворот
Весна
Волга. Радуга
Голубой домик
Гроза
Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок.
Гуляние на Волге
Деревенский праздник. Фрагмент
Жатва
Женщина с чашкой
Земская школа в Московской Руси
Зима
Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы».
Карусель. Из серии «Русь. Русские типы».
Красавица
Красная башня Троице-Сергиевой лавры
Крестный ход
Крещенское водосвятие
Купанье 1
Купанье
Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»
Купец-сундучник
Купец. (Старик с деньгами).
Купец. Из серии «Русь. Русские типы»
Купчеха с покупками. Фрагмент
Купчиха 1
Купчиха за чаем
Купчиха и домовой
Купчиха с зеркалом.
Купчиха с покупками. Фрагмент
Купчиха с покупками
Купчиха, пьющая чай
Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы».
Купчиха. Фрагмент
Купчиха
Купчихи в Кинешме
Лежащая натурщица
Летний праздник.
Лето
Масленица. Фрагмент 1
Масленица. Фрагмент
Масленица.
Масленица
Масленница фрагмент
Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы».
Монахиня 1
Монахиня
Морозный день
Московский трактир
Натюрморт с фазанами
Ночной праздник на Неве.
Пасхальный обряд (Христосованик)
Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце».
Под звуки гитары
Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Гроза»,
Половой. Из серии «Русь. Русские типы».
Портрет А.Н.Протасовой
Портрет Александра Ивановича Анисимова
Портрет Василия Васильевича Матэ
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника
Портрет Ивана Билибина
Портрет Ивана Ершова, в роли Зигфрида, 1908г
Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой
Портрет Н.И.Зеленской
Портрет Н.К. фон Мекка
Портрет Николая Константиновича Рериха
Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт
Портрет С.А.Никольского
Портрет Шаляпина
Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой
Портрет артистки Т.В.Чижовой
Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г
Портрет женщины в голубом
Портрет писательницы А.В.Шварц
После грозы
Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна. Фрагмент
Прогулка верхом
Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы».
Русская Венера
Сельский праздник
Сенокос. Фрагмент.
Сенокос
Степан Разин
Странник. Из серии «Русь. Русские типы».
Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы».
Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы».
Троицын день
Утро
Яблоневый сад.
Ярмарка