Максимов василий максимович1844–1911

«всё в прошлом» картина как напоминание – ничто не вечно

Творчество

По возвращении в Москву (1956) занимается разнообразной литературной работой. Первое значительное произведение — «Мы обживаем землю» (сборник «Тарусские страницы», 1961). Написанная раньше повесть «Жив человек» была напечатана в журнале «Октябрь» в 1962, затем вышла «Баллада о Савве» (1964) и другие произведения. В 1963 г. был принят в Союз советских писателей. Член редколлегии журнала «Октябрь» (октябрь 1967 — август 1968).

Романы «Карантин» и «Семь дней творенья», не принятые ни одним издательством, широко ходили в самиздате. За эти романы их автор был исключён из Союза писателей (июнь 1973), помещен в психиатрическую больницу. В 1974 Максимов был вынужден эмигрировать. Жил в Париже.

https://youtube.com/watch?v=TjiL3u9eXeo

Богатырь земли Русской!

Все видео

В 1974 г. Максимов основал ежеквартальный литературный, политический и религиозный журнал «Континент», главным редактором которого оставался до 1992 г. В эмиграции написаны «Ковчег для незваных» (1976), «Прощание из ниоткуда» (1974-1982), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочеванье до смерти» (1994) и др.

Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Популярные сочинения

  • Характеристика автора в поэме Слово о полку Игореве Автор во вступительной части произведения хотел показать самые важные события, происходившие в его стране. В следующей части произведения автор показывает свое отношение к сбору Игоря в поход
  • Кутузов и Наполеон — сравнительная характеристика (роман Война и Мир) Наполеон описывается в произведении как человек неприятной внешности, он толстый, у него выпирает живот, руки и ноги пухлые короткие, даже плечи императора казались полными.
  • Сочинение Николай и Павел Кирсановы (сравнительная характеристика) Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы второстепенные герои произведения Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович отец Аркадия – близкого друга Базарова

Василий Максимов: картины, биография

Портрет В. М. Максимова (1878, И. В. Крамской)

«Крамской — человек громадного ума, непоколебимо убежденный в значении национального в нашем искусстве, всегда, как только приносили на выставку картины Максимова, надевал пенсне, приседал на корточки перед картиной, еще не повешенной на стену, и долго не мог прервать своего наслаждения этим подлинным свидетельством о жизни народа.

— Да, да, сам народ написал свою картину.., — говорил Иван Николаевич Крамской глубоко растроганный». Этот отрывок из воспоминаний И. Е.

Репина достаточно красноречиво характеризует творчество Василия Максимовича Максимова, одного из типичнейших представителей «передвижничества» Товарищество передвижных выставок долгие годы являлось оплотом всего честного, передового, демократического в русском искусстве. А Максимов и по рождению и по всем симпатиям своим в жизни и искусстве был близок народу.

Крестьянский сын, рано пристрастившийся к рисованию, он, кажется, принял на себя добровольно мытарства жизни, полной нужды и лишений ради служения искусством родному народу. Еще мальчиком изведал он удел монастырского послушника, потом ученика иконописца.

Только собственному упорству, да таланту был он обязан приемом в 1862 году в Петербургскую Академию художеств. Юный вольнослушатель окончил курс с присвоением звания классного художника.

В Обществе поощрения художников в Петербурге в начале 1868 года он выставил свою картину «Бабушкины сказки» и получил за нее премию, продление академической стипендии и еще нечто гораздо большее — П. М. Третьяков приобрел это полотно для своей галереи.

Второе значительное произведение Максимова «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875) полностью оправдало надежды, возлагаемые на молодого живописца передовой художественной общественностью того времени.

Деревенская свадебная застолица была передана в картине необыкновенно правдиво и выразительно.

Уже /подают хлеб-соль атому злому старику в заснеженной шубе, священник обращается к жениху с увещеванием, мать успокаивает невесту, а невозмутимые старики крестьяне сохраняют полное спокойствие.

Картина была принята очень хорошо, в 1878 году ее автор (получил звание академика, хотя идея «Прихода колдуна» — показ достоинства и глубины чувств простых людей, естественно, была не по сердцу академическим «чиновникам от искусства».

Следующей заметной вехой на творческом пути Максимова была картина «Семейный раздел» (1876) с изображением весьма типичного явления в жизни пореформенной русской деревни.

Семейное имущество делится между родными братьями в присутствии понятых, и голос крови заглушается страстью к наживе. Третьяков оценил по достоинству новый капитальный труд художника.

В 80-х годах у Максимова было много начинаний. Он ездил на Волгу, делал зарисовки, этюды, приступал к жанровым композициям, написал несколько небольших картин. Выделялось среди них полотно «Больной мужик» (1881).

На нем была изображена внутренность крестьянской избы с бревенчатыми стенами, иконами в углу, немудрящей обстановкой. Под образами на лавке в тяжком забытьи лежит кормилец семьи, у его изголовья в безмолвном отчаянии застыла жена. Босая, изнуренная трудом и горем, она обратилась к последнему средству — молитве.

Нелегкая крестьянская доля воплощена и в других произведениях Максимова, таких как «Заем хлеба» (1882), «Слепой хозяин» (1884), «У своей полосы» (1891), «Пережил старуху» (1896), «Лихая свекровь» (1893).

Барыня погрузилась в сладостные воспоминания, а на лице пожилой крестьянки застыла усталость. Передавая русская критика справедливо усматривала социальное начало в картине. «…Это тема, чудесно взятая и чудесно представленная… Максимов не потух и не стушевался.

В нем еще добрый запас ощущения русской жизни»,— писал по поводу ее известный критик В. В. Стасов,

Судьба однако не баловала художника. Всю жизнь его преследует бедность. Но он всегда был неподкупен в своих убеждениях, стойко встречал трудности и был до конца своих дней верен идейно-реалистическому искусству.

Описание картины Все в прошлом Максимова

«Все в прошлом» — картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд. Многочисленные детали явно притягивают, хочется искать глазами все новые и новые поразительно четко и красочно изображенные фрагменты картины.

На первом плане сразу можно заметить двух женщин старше преклонного возраста. Они вышли на дневную прогулку, любуются красотой окружающего, проникаются приятной теплотой и свежестью весны. Старушка, сидящая в кресле, совсем расслаблена, пристроив рядом свою трость, она может полноценно отдохнуть. На её лице виднеется легкая, но искренняя улыбка. Становится ясно, что её мысли в этот момент погружены во что-то радостное, успокаивающее. Возможно, она вспоминает, как будучи юной девицей, гуляла, наслаждаясь подобной погодой. Благодаря таким моментам в памяти, есть возможность и сейчас прочувствовать былые эмоции, заставляющие трепетать сердце и испытывать умиротворение, удобно положив ноги на мягкую подушечку. Так же рядом можно заметить спящего пожилого пса, который сопровождает хозяйку долгие годы.

Настроение второй женщины явно более задумчивое и скупое на эмоции. Она занята вязанием, сидя на ступеньках. Скорее всего, её судьба, как прислуги и помощницы, была более тяжелой, чем госпожи в кресле. Рядом с вязальщицей стоит самовар и чашка с блюдцем для чая.

Природой, написанной художником на картине, можно любоваться беспрерывно. Открытые нараспашку окна дома показывают, как аромат весны и распустившихся цветов проникает повсеместно. Вдалеке, на нежно – голубом небе с легкими белокрылыми облаками, едва заметны прилетевшие птицы. На заднем плане присутствует еще один дом, но, по всей видимости, уже не жилой, а заброшенный. Ясно, что когда-то это было статное здание с колоннами и чудесным балконом.

«Все в прошлом» — так звучит название картины В.М. Максимова, от и до пронизанной приятной ностальгией. Да, действительно, все жизненные трудности, переживания и хлопоты уже не тревожат персонажей, изображенных на полотне. Им остается только наслаждаться тишиной и спокойствием, тешить свою душу теплыми воспоминаниями и удивляться каждому новому весеннему утру.

Для 6 класса

Эскизы и повторения картины[ | ]

Сохранился одних из ранних графических эскизов картины, датированный 1868 годом, — он находится в частном собрании в Москве. В собрании Ивановского областного художественного музея есть живописный эскиз 1888 года, исполненный маслом. Несколько живописных и графических эскизов находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Кроме этого, есть эскизы этой картины и в частном собрании, ранее принадлежавшем А. В. Максимовой-Скалозубовой (деревня Самарово Тюменской области).

Эскиз к картине «Всё в прошлом», масло, 1885

В монографии искусствоведа Алексея Леонова, посвящённой творчеству Василия Максимова, упоминается эскиз 1885 года, который в 1895 году был послан Максимовым художнику Илье Остроухову. В письме к Остроухову от 5 декабря 1895 года Максимов писал: «Цену назначил для тебя 25 рублей, и, буде эскиз тебе не надобен, не нравится, продай его дороже, за что я тебе скажу спасибо; но, друг мой, мне было бы приятней, чтобы ты его удержал у себя, так как этот эскиз единственный, по которому я работал свою картину». Впоследствии этот эскиз перешёл из коллекции Ильи Остроухова в собрание Третьяковской галереи. Однако, согласно каталогу Третьяковской галереи, в её коллекции нет никаких живописных эскизов этой картины; нет указаний и на возможную связь с эскизом из Ивановского музея.

Существует ряд одноимённых авторских повторений картины «Всё в прошлом». Одно из них, выполненное в 1890-х годах, принадлежит коллекции Национального художественного музея Белоруссии. В Государственной Третьяковской галерее есть реплика картины, выполненная сепией на бумаге. Там же находится уменьшенное повторение картины (1900, картон, масло, 27 × 35,5 см, инв. Ж-1752), которое поступило в 1973 году от Октябрьского райфинотдела города Москвы (возможно, ранее оно было в коллекции А. П. Лангового). В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге тоже есть авторское повторение картины «Всё в прошлом», исполненное в половину величины оригинала (1890-е, картон, масло, 37,5 × 45,9 см, инв. Ж-12061, поступило в 2000 году как дар от петербургских коллекционеров Якова Ржевского и Иосифа Ржевского). Кроме этого, авторские повторения картины есть в Архангельском музее изобразительных искусств (1904, фанера, масло, 35,5 × 47,5 см, инв. Ж-1445), Кисловодском мемориальном музее-усадьбе художника Н. А. Ярошенко (инв. Ж-244) и других собраниях.

Популярные сочинения

  • Сочинение Женские образы в романе Тихий дон (Роль женских образов) Замечательный писатель, на счету которого самые известные и величайшие произведения всех времен – Михаил Шолохов. Широкую известность и популярность он приобрел благодаря роману
  • Сочинение Чацкий — борец или жертва? 9 класс Обычно какому-либо человеку присуждают образ, который будет больше ему подходить и характеризовать его как личность. Например, образы борца и жертвы, очень часто описывают либо очень сильных людей, которые готовы пойти на любые трудности
  • Сочинение по рассказу Шинель Гоголя (7, 8, 9 класс) Произведение «Шинель» входит в сборник работ Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Писатель продолжает тему маленького человека, показывая существование обездоленных и забитых людей, жизнь которых заканчивается трагически.

Примечания[ | ]

  1. 12345 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 422.
  2. Максимов Василий Максимович — Все в прошлом (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения 28 декабря 2020. Архивировано 31 декабря 2020 года.
  3. 12 А. И. Леонов, 1951, с. 275—276.
  4. 12 А. И. Леонов, 1951, с. 282.
  5. 12 В. В. Стасов, 1954, с. 17—18.
  6. 12 Р. П. Алдонина, 2007.
  7. Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 418.
  8. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия, т. 3, 2007, с. 54—55.
  9. 12 М. С. Чижмак, 2020, с. 74.
  10. В. Максимов. 50 художников, 2011, с. 4—5.
  11. Петербургский некрополь, под ред. В. И. Саитова, СПб., 1912—1913, т. 2, с. 259
  12. А. И. Леонов, 1951, с. 271.
  13. 12 М. С. Чижмак, 2020, с. 75.
  14. А. И. Леонов, 1951, с. 272.
  15. А. К. Лазуко, 1982, с. 65.
  16. В. Максимов. 50 художников, 2011, с. 18.
  17. А. И. Леонов, 1951, с. 277.
  18. Живопись (неопр.) (HTML). Златоустовский городской краеведческий музей, zlatmuseum.ru. Дата обращения 15 января 2020.
  19. А. И. Леонов, 1951, с. 276.
  20. 123 А. И. Леонов, 1951, с. 278.
  21. 12 А. И. Замошкин, 1950, с. 29.
  22. 1234 А. И. Леонов, 1951, с. 280.
  23. М. С. Чижмак, 2020, с. 73.
  24. 12 В. Максимов. 50 художников, 2011, с. 19.
  25. 123 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 423.
  26. Каталог ГРМ, т. 6, 2020, с. 146.
  27. Максимов В. М. (1844—1911) Всё в прошлом. 1904. Авторское повторение одноименной картины 1889 года (ГТГ), Архангельский музей изобразительных искусств.
  28. Все в прошлом — В. М. Максимов (неопр.) (HTML). www.museum.ru. Дата обращения 30 декабря 2020.
  29. В. В. Стасов, 1954, с. 17.
  30. В. В. Стасов, 1954, с. 18.
  31. Я. Д. Минченков, 1965.

Подходим к картине, ближе

Главные героини картины Максимова «Всё в прошлом» две женщины в годах – жизнь, активная и полная событий, прошла, осталось только доживать свой век, тихо и спокойно, бок о бок – старая барыня и её почти ровесница служанка. На крыльце бревенчатого дома, где они теперь живут, и примостилась верная помощница, в простой тёмной одежде. За её спиной самовар, рядом большая кружка, в руках вязание – она не привыкла сидеть без дела – вот чай организовала, на перила одеяло повесила просушить, окошки намыла и открыла, чтобы проветрить горницу.

Невысокий чайный столик с нарядной скатертью и изящной посудой накрыт для барыни, красота, могущество и сила которой остались в прошлом. Теперь она, почти немощная старуха, откинулась в кресле на мягкую подушку, на другую вытянув больные ноги – спасибо, позаботилась услужливая помощница. Несмотря на возраст, затворническую жизнь и стеснённость в средствах, статная в прошлом барыня одета, как подобает даме с дворянским титулом: шёлковое платье с большим бантом на шее, бархатную тёплую накидку, отороченную мехом. На голове пышный кружевной чепец. Из-под накидки видны только кисти рук, спокойно лежащие на коленях. Кольцо на пальце да лорнет в руке завершают образ со следами прежнего богатства.

Фоном для героинь служит большой цветущий куст сирени. Дальше дорожка, на которой лежит старый пёс. Она ведёт к заброшенному барскому дому, большому, двухэтажному, некогда гудящему от гостей и веселья, а теперь одиноко стоящему на просторе с заколоченными окнами. Картину неприкаянности и запустения дополняют сухие деревья, одно поваленное, другие ещё на корню. Но корни эти уже мертвы, как ушедшая молодость.

Волнительная работа

В 1885 году жена художника унаследовала от родителей небольшую усадьбу Любша на берегу реки Волхов. Максимов влюбился в эти живописные места с крутыми речными берегами, почтенным домом, дышащим историей предков, старыми черёмухами

Спускаясь к реке заросшими тропинками запущенного сада и гладя стволы вековых елей и лип, уже зрелый художник обдумывал картину и подбирал заслуживающие внимание виды. Сделав несколько этюдов, живописец пришёл к выводу, что дом соседки, помещицы Богдановой, отлично и красноречиво сыграет роль барской усадьбы на будущей картине

В 1888 году Максимов уже плотно работает над полотном, назвав его первоначально «Забытая усадьба». Причём видение лиц и фигур пришло к художнику не сразу, он с ними помучился – чтобы изобразить старость не только и не столько как преклонный возраст и дряхлость, а как некоторую умудрённость на фоне безысходности.

Популярные сочинения

  • Сочинение Смысл названия романа Отцы и дети (10 класс) Роман «Отцы и дети» был издан в момент обострения общественной борьбы и Евгений Базаров будучи представителем молодого поколения он стал героем своего времени и примером для подражания
  • Сочинение Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов сравнение В своём произведении Отцы и дети Тургенев описал интересную для многих людей тему. В нём автор говорит о частоте конфликтов между поколением отцовским, то есть старшим, и поколением детским, то есть младшим соответствен
  • Сочинение Андрей Дубровский (образ и характеристика) в романе Дубровский Отец главного героя А.С.Пушкина, Андрей Гаврилович Дубровский является потомственным дворянином. Несмотря на свою бедность, он не потерял чувство собственного достоинства и очень дорожит своей честью и благородной фамилией.

Максимов Василий Максимович ( 1844 — 1911)

Максимов Василий Максимович

Выходец из крестьянской среды, он поступил в Академию художеств после нескольких лет учения в иконописной мастерской. Но из разногласий с руководством отказался, от конкурсной работы на золотую медаль и оставил Академию. Максимов справедливо полагал, что ни к чему ехать в Италию, когда совершенно не изучена и не отражена в искусстве жизнь крестьян. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Он принимал активное участие в передвижничестве. Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.

Бабушкины сказки. (1867)

Знаменитая картина Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. Заслушались деревенские ребятишки. Если приглядимся к лицам слушателей, — а они здесь разного возраста,-то увидим, какие разные чувства и эмоции они выражают! Вот лица ребят, сидящих слева -на них выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания продолжения событий. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой. А вот с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины погрузились под влиянием сказки в свои теплые детские воспоминания.Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин. Художник показывает в картине не действие, а состояние. Отключенность от будничности трогает простодушным лиризмом.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. (1875)

Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга. Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Вдруг из сеней, засыпанный снежными хлопьями, зашел сельский колдун, зловещая фигура, не вызвавшая, однако, смятения и страха. А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун? Хозяева, конечно же, сами пригласили колдуна, как и деревенского дьячка, чтобы обезопасить себя на всякий случай. Тревогу невесты рассеивает шепот матери, сообщившей дочери, что колдун приглашен на свадьбу ими. В успокаивающем жесте протянул руку к девушке дьячок, словно заявляя, что в присутствии его духовной особы бессильны «бесовские чары». В картине сочетаются гамма теплых темно-коричневых и ярких, праздничных тонов. Самым светлым пятном выделены жених с невестой, по контрасту с другими гостями.

Семейный раздел (1876)

Перед нами типичное явление — распад патриархальной семьи. Братья не ужились под одной крышей после смерти отца. Каждый пожелал иметь свое отдельное хозяйство, сбывать на рынке свой товар. К сожалению, дележ проходит отнюдь не полюбовно: старший обделяет меньшего брата. Тщетно взывая к совести, обиженный с укоризной разводит руками.

Корыстолюбию и алчности с одной стороны художник противопоставляет беззащитность и кротость с другой. Эта вечная тема также выражена в ярких образах обездоленной, обманутой младшей невестки и жадной, вздорной жены старшего брата.

Все в прошлом (1889)

В картине запечатлен облик уходящего помещичьего быта. Можно сказать, что картина стала символом пореформенной эпохи 60-70 годов.

Старый господский дом с колоннами стоит заколоченный. Некогда знающий лучшие времена, он сильно обветшал, жизнь в нем замерла. Старуха, барыня, переселилась в бревенчатый домик своей бывшей крепостной. У его крыльца две одинокие женщины, погруженные в свои воспоминания, коротают последние дни: одна немощная, но величественная, другая, полная грустной покорности судьбе, уныло проводит время возле барыни. На столе остатки ушедшего благополучия — изящный фарфор, собранный из разных сервизов.

Тема гибели дворянских гнезд, смены поколений, питавшая творчество Тургенева, Гончарова, Чехова, нашла в в лице Максимова своего тонкого продолжателя.

Больной муж

В крестьянской избе на лежанке тяжело больной мужик, опора семьи, работник. В углу, перед иконами, на коленях стоит жена — ее хрупкая фигурка выражает отчаяние. Она молит бога о помощи, потому что более просить некого.

Игра в шашки (1895)

Мальчик-механик

Примерка ризы

Сборы на гулянье

С дипломом (1890)

Слепой хозяин. (1884)

Описание картины Василия Максимова «Бабушкины сказки» Картины художников

Картина «Бабушкины сказки» поражает своей достоверностью, правдивостью изображения.

Художник, сам выходец из деревни, как никто другой знал и понимал крестьянский быт. Тяжелая работа, скудные радости, нечастый отдых, все это было частью и его собственной судьбы.

Каждый нес свою посильную лепту – мужики справлялись с тяжелой, физической работой, женщины тащили на себе дом, да и в работе от мужчин не отставали. Хватало забот и у детей – с малых лет в няньках, в помощниках, много ли доставалось радости, да игр беспечных? Да и когда играть, если родители гнули спины дотемна.

Старики и старухи тоже- как могли облегчали жизнь остальных домочадцев – готовка еды, для которой и воды надо притащить, и дров, а силы уже не те…

Вот и радости было, что бабушкины сказки темными вечерами, при лучине, когда уже трудный день позади, когда наступает покой и умиротворение.

В

центре картины, ярким пятном высвечено лицо старушки- рассказчицы. Взгляд ее задумчив, вероятно, ей и видится то, о чем она складно придумывает.

Руки устало уложены на фартук, у нее тоже был нелегкий день, но сейчас льется сказка, и дети в эту небыль верят. Сама-то она знает, как редко прилетает птицы счастья, оттого и взор потухший, и весь облик выражает покорность и равнодушие, но немигающие глазенки детей не дают замолчать.

Похоже, что не только детей уводит в волшебные миры рассказ старушки. Вот молодая женщина, подперев щеку, с интересом вслушивается в сказку. Мать, кормящая ребенка, призадумалась. Быть может, она сравнивает свою жизнь и ту, сказочную, которой никогда не суждено осуществиться?

Даже молодой мужчина, остановившись у дверей, задержался на минутку. Он не верит в сказки, но… А вдруг, что-то такое есть? И только старик занят своим делом. Он много пожил, он знает, что ни его самого, ни его семью не ждет ничего волшебного.

Прислал: Суханова Анна . 2017-10-08 22:18:34

Кульман вместо компьютера

– Вы окончили технический вуз, что довольно необычно для художника.

– Я окончил автомеханический институт, но занимался промышленным дизайном. Потом до тридцати лет работал конструктором в Мосавтотехобслуживании.

– А как оказались в театре?

– Судьба! Я познакомился с Олегом Шейнцисом, главным художником «Ленкома». И вот в «Юноне и Авось», самом модном тогда спектакле, возникла проблема, и меня позвали на помощь. Проблема была чисто технической – в театральной школе-студии сопромат учат плохо, – а я знал хорошо и справился без труда. Так меня взяли в штат театра. И понеслось. Как художник-конструктор я работал со всеми театральными художниками того времени. Как говорится, пошел по театрам. Это и были мои университеты. Лет десять провел в шейнцисовской команде, видел, как работают Марк Захаров, Роман Виктюк, Костя Райкин. К нам в мастерскую приходили актеры, спорили, что-то доказывали, – очень интересно! Потом довелось самостоятельно оформить спектакль, а позже судьба свела меня с Иваном Поповски, учеником Фоменко. Он пригласил меня на спектакль «Балаганчик», совместную работу с французами. А после показа «Балаганчика» в Москве Петр Наумович позвал меня в театр на должность. Вот так я попал в «Мастерскую». Это был 1994 год, театр тогда только образовывался.

– В вашей работе больше художественной или технической части?

– Как главный художник театра я должен сказать, что, конечно, художественной. Но я считаю, что техническая часть не менее важна. Как с упомянутой крышей в «Рыжем», я не жду спасибо от монтировщиков, просто знаю, что с хранением в театре большая проблема. Здесь не любят списывать спектакли. Как художник я обязан был решить техническую проблему. Потому что грош мне цена, если я придумаю художественное решение, но завалю театр реквизитом.

– В вашем кабинете есть кульман, линейки, но нет ноутбуков и планшетов. Нетипичная обстановка для начала XXI века.

– Мне не нравится рисовать на компьютере. Конечно, я умею, но бумага, карандаш, ластик, кульман – это роднее.

– Как вам кажется, ручной труд отходит навсегда?

Детство[править | править код]

Василий Максимов е роден на 17/29 януари 1844 г. в село Лопино, Петербургска губерния, в селско семейство. Родителите на момчето са единствените грамотни хора в селото и Василий рано се научава да чете. На 6-годишна възраст губи баща си и майка му го изпраща в манастирското училище, а след това и като послушник в Николаевския манастир. Там, в дома на йеромонах Антоний Бочков, момчето чете произведения на Николай Гогол, Иван Крилов, Плутарх, научава стиховете на Александър Пушкин. Когато навършва 10 години, майка му също умира.

Няколко години по-късно, пътувайки върху каруца със сено, брат му го завежда в Санкт Петербург, където Василий постъпва в иконописно ателие на Пошехонов. Там обучението е жестоко и става само с бой и юмруци. Максимов бързо го напуска и се премества в ателието на иконописеца К. Яригин. Новият преподавател му забранява да чете книги и, когато ги намери, ги гори. Въпреки това момчето остава при него цели 5 години, тъй като учителят му позволява да посещава рисувалното училище при Технологическия институт, в което го приемат директно в трети клас. За да се издържа Василий рисува икони и портрети на местни търговци и богаташи.

Жанровая живопись «Бабушкины сказки» | Картины с видами Минска

Сегодня мы почти не можем представить нашу жизнь без компьютеров, телефонов, телевизоров и прочих средств информации и развлечения, прочно связывающих нас с окружающим миром. Мы привычно достаем из кармана телефон, как только появляется свободное время. Ведь мы ни минуты не можем прожить без наших драгоценных гаджетов, чувствуя себя словно не в своей тарелке без них…

Да, мы хорошо осознаем, что, увы, зависимы от современных благ цивилизации, и нам кажется, что так было всегда. Но к счастью, когда-то все было иначе. Чтобы вернуться туда, когда нам еще не были знакомы слова «телефон», «планшет» и «интернет», попробуйте купить картину «Бабушкины сказки», которая поможет вернуть то настоящее, что мы, к сожалению, утратили, став взрослыми…

Картина маслом «Бабушкины сказки» — словно ласковый привет из прошлого тем, кто живет сегодня в мире бесконечной информации и суеты. На ней свет ясного весеннего утра мягко освещает комнату через большое окно в деревянной раме, забранное тонкой решеткой. Свет ложится на красновато-коричневые стены, стол темного дерева со стоящими на нем лампадкой и шкатулкой, на прелестную картину с цветущим букетом в красивой овальной раме, и на тяжелый кованый сундук, из которого струится дорогой атлас, золотая нить и прочие вещицы, которые в умелых руках превращаются в редкой красоты шитье.

Рядом с сундуком сидит девочка. Она сидит к нам спиной, прямо на ковре. На ней прелестное лазурно-голубое платье, лежащее вокруг нее красивыми мягкими складками. Оно перехвачено сзади, на спине, нежно-розовой лентой, которая добавляет девочке юного очарования. Каштановые волосы забраны в низкий изящный пучок, позволяющий любоваться тонкой нежной шейкой. Нам не видно лица девочки, но мы точно знаем, что она очень мила. Но она сама сейчас об этом вовсе не думает. Ее не забавляет даже очаровательный котенок, играющий упавшим на пол клубком, хотя в другое время она с огромным удовольствием поиграла бы с ним.

Все внимание девочки в голубом платье сосредоточено на любимой бабушке, сидящей напротив, спиной к окну. Бабушка спокойно занимается вязанием, которое лежит у нее на коленях

Ее руки двигаются уверенно и плавно, и так же плавно она рассказывает свои необыкновенные сказки. Эти сказки — о добре и зле, о красоте, о любви, о том, что не обязательно видеть, но нужно чувствовать сердцем. И если вы понимаете, что утратили это прекрасное ощущение, посмотрите на эту картину, мысленно вернитесь туда, когда у вас ничего не было и при этом все было возможно…

Замысел длиною в десятилетия

В 1866 году после Академии Василий Максимов получил место учителя рисования у графа Голенищева-Кутузова, представителя старинного русского дворянского рода. Имение располагалось в деревне Шубино в Тверской губернии. Великолепная усадьба была богато обставлена, вокруг неё пестрели клумбы, цвели сады, аллеи тенистого парка манили прохладой. Тем не менее до молодого художника доходили слухи, что всё это лишь остатки былой роскоши, всё уже не то, а старожилы рассказывали молодёжи «сказки» о былом изобилии и величии. Во время таких вечерних посиделок впечатлённого художника и посетила идея «поймать» уходящую натуру и попытаться воссоздать художественно ход времени. Но, видимо, совсем молодому человеку по причине небогатого жизненного опыта эта задача, тонко уловить настроение и передать эмоциональный груз ситуации, была не по плечу. Лишь спустя десятилетия Василий Максимович вернулся к своему юношескому замыслу.

Личная жизнь

В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.

Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.

Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: