Создание Пинакотеки Ватикана
История нынешнего собрания картин восходит к понтификату Пия VI (1775-1799), которому удалось создать собственную престижную коллекцию из 118 художественных полотен. Однако в 1797 году, после заключения Толентинского мирного договора между Францией и Святым Престолом, согласно дипломатического соглашения, папа, помимо денежной контрибуции, должен был уступить также часть ценных произведений искусства. Почти вся коллекция понтифика была вывезена в Париж вместе с другими ценностями, награбленными из Болоньи, Перуджи и крупных центров старой Папской области.
Жозеф-Шарль Марен «Отправление третьего конвоя произведений искусства во Францию» (1797) Музей Наполеона, Рим
Идея создания Ватиканской художественной галереи восходит к 1816 году, когда после падения Наполеона и согласно директивам Венского конгресса 1814-1815 гг., Папскому государству было возвращено большинство принадлежавших ему произведений. Итальянский скульптор Антонио Канова, назначенный Пием VII генеральным инспектором изящных искусств, 4 января 1816 года привез в Рим 249 из 509 украденных художественных ценностей, хранившихся во Франции. По заказу понтифика уже в следующем году в пяти залах апартаментов Борджиа Апостольского дворца, реконструированных Винченцо Камуччини и украшенных фресками Джузеппе Кандида, для публики была открыта художественная картинная галерея.
Комната «Преображение» (ок. 1857 г.). Работы Рафаэля в Болонском зале на третьем этаже Апостольского дворца.
C годами, благодаря многочисленным пожертвованиям и приобретениям, коллекция продолжала расти, но, тем не менее, у нее не было постоянного местоположения: произведения искусства часто перемещали, размещая их в различных залах Апостольского дворца Ватикана.
Решение о строительстве отдельно стоящего здания художественной галереи было принято папой Пием XI (1922-1939), который доверил архитектору и искусствоведу Луке Бельтрами (1854-1933) окончательное устройство Пинакотеки. Ее открытие состоялась 27 октября 1932 года.
Искусство средневековья и раннего Возрождения
В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.
Джотто. Триптих «Стефанески»
Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.
Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.
Перуджино Пьетро ди Христофоро Вануччи(ок. 1446–1523).
Знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля.
Пьетро Вануччи родился ок. 1450 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи – столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника – Перуджино. Первым его учителем был Фиоренцо ди Лоренцо (1445–1522), с 1470 учится во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо (1435/36–1488).
Умбрийская школа живописи отличалась декоративностью, изысканным изяществом формы
Под влиянием Флоренции умбрийские мастера большое внимание уделяли изображению человеческого тела и передаче глубины пространства и изображения пейзажа. Перуджино также прекрасно владел искусством монументальной живописи, был мастером четкой, гармоничной в своей ритмике композиции
Известность Перуджино прежде всего принесла его монументальная живопись. Самое раннее его произведение, дошедшее до нашего времени, фреска Святой Себастьян (1478), написанная для церкви Санта Мария Маддалена в Черквето (близ Перуджи). Из всей большой фрески до наших дней сохранилась только фигура святого.
В 1481–1482 папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан С.Боттичелли (1445–1510), Д.Гирландайо (1449–1494), П.Перуджино, Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. В Сикстинской капелле Перуджино на алтарной стене написал Вознесение богоматери в центре, Рождество и Нахождение Моисея по бокам. В 1530-е фрески Перуджино на алтарной стене были уничтожены по приказу папы Павла III (1534–1549). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Страшный суд (1535–1541). На боковой стене капеллы Перуджино была написана фреска Передача ключей (1481–1482), в которой утверждается владычество католической церкви. В центре выделяется Христос и коленопреклоненная фигура Петра, который принимает из его рук символический ключ. Атмосфера наполнена спокойствием и величием. Художник вводит в композицию портреты современников и даже собственный портрет.
Перуджино писал многих своих современников. Известны Портрет Алессандро Брачези (ок. 1494, Флоренция, Уффици), знаменитый Портрет Франческо дель Опере (1494, Флоренция, Уффици).
В 1491 он принял участие в жюри конкурсной комиссии по рассмотрению проектов украшения фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, в 1504 входил в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид.
Биография
Родился в местечке Читта-делла-Пьеве в 35 км от Перуджи. После обучения у местного живописца в приехал во Флоренцию и поступил в мастерскую Андреа Вероккьо.
В 1481 году, будучи уже известным мастером, в числе лучших художников Италии приглашён папой Сикстом IV в Рим для участия в работах над декорированием Сикстинской капеллы.
Работал во многих городах Италии, но более всего в Перудже, где он был главой большой мастерской. В 80-90-х годах XV века Перуджино был одним из самых прославленных художников Италии. Самый же знаменитый из его учеников — Рафаэль.
Лучшими произведениями Перуджино считаются созданные до 1500 года. Выделяется фреска «Передача ключей св. Петру», которая отличается стройностью композиции. Одна из самых известных картин — «Оплакивание Христа».
Перуджино умер от чумы в Перудже в 1524 году. После смерти своего ученика Рафаэля Перуджино завершил незаконченные им фрески в церкви Перуджи.
Зал Рафаэля художественной галереи
Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.
Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана
Алтарь Одди
В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм»
Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.
Мадонна ди Фолиньо
Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.
Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.
Преображение
Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля, написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.
Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.
Советуем прочитать:
Работы Рафаэля в Риме,которые обязательно стоит увидеть
Вера, Милосердие и Надежда
Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.
Художник эпохи Возрождения Пьетро Перуджино
Известный итальянский живописец Пьетро Перуджино с самого начала своей карьеры живописца нацелился на славу и большие заработки. Еще до ученичества в столице искусств — во Флоренции — у Верроккьо он написал свой автопортрет и подписал его так: «Петр, превосходный перуджинский живописец».
***
Пьетро Перуджино невероятно разбогател на своем искусстве — он писал картины с такой скоростью, что вскоре даже лица на них выходили похожими, не говоря уж об общей манере исполнения. Многие порицали его за такое однообразие, но он отвечал:
— Ведь я написал те самые фигуры, которые вам раньше нравились и которые вы хвалили. Если они теперь вам не нравятся, то что я могу с этим поделать!
***
Несмотря на все отшучивания и отговорки, стареющего Перуджино каждый, кому не лень, попрекал тем, что у него все персонажи на картинах похожи, словно близняшки. Про него слагали нахальные сонеты, а некоторые юркие юнцы даже умудрялись оскорблять маэстро публично. Наконец ему все уши прожужжали о новом великом художнике — Микеланджело.
Перуджино явился к нему в мастерскую и понял, что этот будет поталантливей его самого. И загрустил. А потом решил пойти в наступление:
— Не люблю я таких медлительных живописцев, как Микеланджело. Писать надо легко, воздушно. Видно, что ему не хватает мастерства. Вот и корпит над каждой фреской по году.
Буонарроти рассердился:
— Может быть, я и долго работаю. Но это оттого, что я все делаю один. А тебе, Перуджино, помогают столько учеников, а все равно у тебя все лица — одни и те же. А все оттого, что в искусстве ты — полный осел.
Перуджино потащил его в суд за оскорбление, но проиграл процесс. Больше ему не удавалось создать ни одной сколько-нибудь значительной вещи.
Справочная информация:
Пьетро Перуджино (настоящее имя — Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, прозвище Перуджино означает «житель Перуджи») (1445/52—1523) — итальянский живописец эпохи Ренессанса. Родился в Перудже. Ученик Верроккьо и Пьеро делла Франческа. Много работал вместе с Боттичелли, был учителем Рафаэля. Самые знаменитые произведения: фрески в Сикстинской капелле в Ватикане («Христос вручает Св. Петру ключи от церкви», «Передача ключей святому Петру», «Распятие»), в церкви Санта-Мария Магдалена деи Пацци во Флоренции, 1сартина «Оплакивание Христа».
Tags:
- автопортрет
- верроккьо
- микеланджело
- микеланджело буонарроти
- пьетро перуджино
- скорость написания картины
- художник эпохи ренессанса
Перуджино и настоятель монастыря
Во Флоренции Перуджино рисовал в одном монастыре.
…
2012-12-11
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓