Путеводитель по эрмитажу

Рембрандт в Эрмитаже

Коллекция одного из самых известных художников мира Рембрандта в Государственном музее Эрмитаже может впечатлить любого. Немного найдётся людей, которые ни разу не слышали имени художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Собрание же этого музея в Санкт-Петербурге может не просто познакомить вас с замечательными картинами и полотнами этого живописца, но и представить его гениальный талант в полной мере. Здесь находятся самые известные произведения.  Представлены такие полотна, как «Даная«, «Снятие с креста», «Возвращение блудного сына«, «Святое семейство», «Портрет учёного», «Жертвоприношение Авраама» и многие другие. Картины разных периодов творчества голландского художника могут осветить весь его путь от и до. То, что вы видели раньше лишь на картинках в учебнике или книге про художников, теперь можно увидеть своими собственными глазами и убедиться, что это действительно полотна руки великого мастера.

Даная является самой ценной из всей экспозиции картиной. Созданная по мотивам древнегреческого мифа о матери Персея Данае, она является настоящей жемчужиной всей выставки. С этой картиной связана одна неприятная история, которая произошла именно здесь в 1985 году. Тогда мужчина (позже признан сумасшедшим) вместе с экскурсией прошёл в зал Рембрандта и облил кислотой бесценное полотно. После этого он ещё два раза полоснул картину ножом. Реставрация испорченного шедевра проходила целых 12 лет и только в 1997 году в своём изначальном виде она снова заняла своё место, но теперь уже защищённая бронированным стеклом.

Рембрандт в Эрмитаже — это высший расцвет голландской живописи 17 века. Можно сказать, что эта экспозиция венчает собой все остальные залы голландского искусства и является вершиной гениальности той эпохи, её апогеем.

Мечтаете создавать такие же красивые картины и удивлять всех своим творчеством? К вашим услугам магазин художник, где вы можете купить любой товар, начиная от кистей и красок и заканчивая этюдниками и мольбертами.

12 лет каторжных работ

Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. 15 июня 1985 года «Даная» казалась навечно утраченной. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда…

Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть…

В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом…

Рыцарский зал

Один из самых масштабных интерьеров Нового Эрмитажа — Рыцарский зал. Здесь разместили коллекцию оружия для турниров, парадного, охотничьего и холодного оружия, рыцарские доспехи. У стены — четыре рыцаря на конях в полном обмундировании. Напротив вооруженной квадриги в витрине можно увидеть шедевр собрания — шлем в виде фантастического существа работы известного в Италии оружейника Филиппо Негроли. Мастер выковал его из одного куска железа — эта техника утрачена уже после XVI века. Шлем принадлежал правителю Урбино герцогу Гвидобальдо. С этим шлемом герцог изображен на фамильном портрете.

Чтобы выйти из музея, вернитесь к Иорданской лестнице. Так вы попадете снова на Дворцовую набережную.

Рыцарский зал. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»Двадцатиколонный зал. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Виктория Катьянова / фотобанк «Лори»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

И никаких угрызений совести…

Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного (вялотекущая шизофрения). Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис? Судя по всему, нет. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

Почему он выбрал именно эту картину? Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина? Миллион рублей? Больше?» На что смотрительница ответила: «Даная» бесценна! У нее нет цены. Это — мировой шедевр!»

Ах, бедная, бедная Саския. Ей не суждено было узнать, что ее единственный выживший сыночек проживет чуть более 20 лет. Он женится и умрет, когда его супруга будет беременна. Она, в свою очередь, родит дочь и тоже скончается после родов. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье…

Обо всем этом Майгис не имел представления. Он с трудом окончил четыре класса школы…

Не показывайте картин любовницам…

Рембрандт начал оправдываться, но слова мало ее трогали. Она пригрозила, что уйдет. Тогда он взял в руки кисть и начал снова работать над лицом Саскии. Где-то что-то изменил, добавил. Гертье осталась довольна работой — на портрете во второй редакции стало гораздо больше ее черт, чем Саскии. Но неуемная женщина на этом останавливаться не собиралась. Она потребовала, чтобы муж обязательно изменил позу лежащей женщины. «Что это за безобразие? Левая грудь сдавлена, отчего кажется неестественной. Посмотри внимательно на меня? Разве ты видишь во мне хоть один изъян?»

Художник понял, что так будет продолжаться бесконечно. Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась. И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные. Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме…

Месть самому себе?

…Спустя несколько лет, когда в СССР забурлило сразу несколько национальных революций, кто-то напишет, что вандал, а им оказался 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис, при этом закричал громко: «Свободу Литве!». Но сами литовцы отрицают этот факт — надругательство над великим полотном и дорога к независимости — все-таки лежат в разных плоскостях

С другой стороны злоумышленник меньше всего хотел привлекать к себе внимание — его цель была одна: выместить все разочарование в жизни в какой-то протест. Закричи он, сбежавшиеся посетители могли бы помешать ему осуществить свой зловещий план

То, что цель была именно эта — косвенно подтверждает и тот факт, что Бронюс не оказал никакого сопротивления при задержании. Главную свою задачу он к тому времени уже выполнил, а что будет после этого, его уже мало интересовало…

Женщина, держащая плод, Гоген

Картина написана французским художником Полем Гогеном в 1893 году. Исследователи творчества живописца считают, что он написал ее после своего визита на Таити.

Согласно сюжету картины, зрителю открывается небольшое таитянское поселение, на полотне изображены две хижины, неподалеку от которых сидят две местные жительницы, внимательно разглядывающие автора.

На переднем плане полотна живописец изобразил женщину, держащую в руках плод, по внешнему виду и форме напоминающий манго.

Взгляд таитянки пронзителен и внимателен, одежда же незамысловатая, лишь бедра обмотаны тканью сочного красного цвета с яркими золотыми узорами.

Экскурс в историю Эрмитажа

Своим основанием Государственный Эрмитаж обязан Екатерине Великой. История коллекции началась с приобретения в Германии произведений искусств фламандских и голландских художников. Отдельные апартаменты, стены которых украсили европейские картины, получили название Эрмитаж (от французского слова ermitage, что значит «место уединения»). В Эрмитаже собирались приближенные императорской семьи.

В XVIII веке коллекция стала постепенно расширяться, появились работы Бернардо Беллотто, Тициана Вечеллио, Рафаэля Санти, Питер Рубенса и даже единственная в России скульптура, созданная Микеланджело.

Екатерина II приобретал не только единичные произведения, но и уже сформировавшиеся собрания. В коллекции Эрмитажа появлялись монеты и медали, исчисляемые тысячами, несметное количество гравюр, ценные книги, скульптуры.

Павла I, недолюбливавшего мать, преимущественно интересовало творчество итальянцев. В 1790-е годы на произведениях искусства стали ставить букву «П», поэтому историки и искусствоведы без труда смогли установить, какие картины появились в частном собрании до XIX века.

Большой (Старый) Эрмитаж

Из Павильонного зала двигаемся вдоль Невы и попадаем в Большой (Старый) Эрмитаж. Он хоть и называется «Большим», но по площади самый маленький. Занимает один длинный коридор из совмещенных комнат вдоль Невы.

Залы Большого (Старого) Эрмитаж

Строился как расширение для коллекции Екатерины II. Но впоследствии сделали жилые царские апартаменты. Сейчас здесь размещена коллекция итальянской живописи эпохи Возрождения XIV-XV веков.

Залы Большого (Старого) Эрмитаж

Меня впечатлила роспись на доске кассона – висит на уровне глаз. Так было принято расписывать сундуки для хранения одежды. Там изображен римский полководец, который после взятия Нового Карфагена возвращает пленницу её жениху. А выкуп, который принесли богатые родители, отдаёт молодым в качестве свадебного подарка.

Роспись на доске кассона, Большой (Старый) ЭрмитажАнфилада и двери, Большой (Старый) Эрмитаж

Далее преодолев несколько комнат, попадаем в зал Леонардо да Винчи

Обратите внимание на два бесценных шедевра Эрмитажа, картины Леонардо да Винчи: Мадонна Литта и Мадонна Бенуа

Написаны они не по церковным канонам и предназначены для приветной молитвы. На картине «Мадонна Литта» в руках у младенца щегол. Именно эта птица выдернула шип и окровавленного тела Христа.

Леонардо да Винчи: «Мадонна Литта»

А на картине «Мадонна Бенуа» обратите внимание на возраст Мадонны, она в виде девочки. А младенец серьёзен, как взрослый

Тут прослеживается символика грядущих великих событий.

Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа»

На этом мы покидаем Старый Эрмитаж. Совсем рядом проходим мимо входа в Эрмитажный театр и Зимний дворец Петра I. Вход туда по отдельным билетам. Театр, кстати, действующий, можно сходить на представление.

Эрмитажный театр

Малый Эрмитаж

Если вы посетите Эрмитаж зимой, то сразу ощутите, насколько в здании Малого Эрмитажа прохладнее. Проходим через дверь, которая находится справа от трона в Тронном зале. Там через Аполлонов зал попадаем в коридор и идём налево. Романовская галерея Малого Эрмитажа. Здесь выставка предметов европейского средневековья. Александр III выкупил 762 предмета у А.П. Базилевского и выставил в Малом Эрмитаже.

Романовская галерея Малого Эрмитажа, выставка предметов европейского средневековьяРомановская галерея Малого Эрмитажа, выставка предметов европейского средневековья

По коридору направо попадаем в Павильонный зал, где выставлены знаменитые часы «Павлин».

Механические часы «Павлин», Малый Эрмитаж

Часы выполнены в Лондоне из золоченой бронзы и серебра мастером Джеймсом Коксом. Часы являются подарком Екатерине II от её фаворита Г.А. Потёмкина. Их привезли в Россию в разобранном виде. Собрал и привёл в действие русский механик Иван Кулибин. Это единственный в мире крупный автоматический механизм 18-го века дошедший до наших дней без изменений и в действующем состоянии.

Механические часы «Павлин», Малый ЭрмитажМеханические часы «Павлин», Малый Эрмитаж

Часы «Павлин» действующие, идут всегда. Но вот птиц запускают редко. Раньше это было по средам. Сейчас перестали регулярно запускать.

За часы отвечает реставратор-хранитель Михаил Петрович. Он их и заводит. Если увидите его рядом, то возможно вам повезло, и он их скоро заведёт. А если его не в павильоне, то ждать бесполезно, ничего не произойдёт.

Павильонный зал красив сам по себе. Летом открывается замечательный вид из окон на висячий сад.

Павильонный зал, Малый Эрмитаж

Обратите внимание на мозаику на полу. В центре голова Медузы Гаргона

Медуза это имя.

Голова Медузы Гаргона

В глубине Павильонного зала можно встретить вот такие красивые столы.

Самые известные картины Эрмитажа

Художественных экспонатов в Эрмитаже тысячи. Но есть такие, которые притягивают к себе туристов не зависимо от их художественных вкусов. Будучи в музее их нужно увидеть обязательно.

«Мадонна Лита»

«Мадонна Лита» — небольшая картина Леонардо да Винчи размером всего 42х33 см, но привлекает к себе толпы туристов. Долгие годы она находилась во владении Герцога Литты и куплена Эрмитажем в 1865 году, хотя и была в ужасном состоянии. Картина была написана предположительно в конце XIV — начале XV веков по заказу короля Людовика II.

«Возвращение блудного сына»

Картина «Возвращение блудного сына» написана на тему библейской притчи о блудном сыне. Сюжет был интересен Рембранду поэтому он трижды писал картины на эту тему. В Эрмитаже мы можем видеть последний, самый известный вариант, созданный в 1666 году. Это была последняя картина, написанная художником перед смертью.

«Танец» Анри Матисс

Картину «Танец» Анри Матиссу заказал Сергей Щукин в 1910 году. Однако творение было не принято ни публикой, ни критикой и Щукин не решился забрать заказа. Через пару дней он все же передумал и панно забрал. Картина отличается яркими красками, отсутствием проработки света и теней. За буйное творчество критики называли Матисса «диким», а слово «фовизм» закрепилось за всем направлением.

«Бульвар Монмартр в Париже»

Серию картин, посвященных бульвару Монмартр, Камиль Писарро создавал в течение 2 месяцев в 1897 году. Для этого он в течение 2 месяцев жил в номере гостиницы, окна которой выходили на этот бульвар. В конце позапрошлого века это была самая красивая и оживленная улица Парижа. Художник запечатлел бульвар в разное время суток, получилась серия картин. Одна из 13-ти картин представлена в Эрмитаже.

Черный квадрат

К. Малевич нарисовал вовсе не квадрат, ведь в фигуре нет параллельных сторон. Однако за картиной прочно закрепилось это название. «Черный квадрат» это часть триптиха, который прославился больше чем две его остальные части — «Черный круг» и «Черный крест».

Зал Рембрандта

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Около 1666–1669. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В западной части у перехода в Большой Эрмитаж находится зал, в котором представлены работы художника золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна

Рембрандта называли мастером светотени — обратите внимание, как у художника выстроена композиция, прописаны освещенные участки и скомбинированы холодные и теплые оттенки. Среди полотен в этом зале — одна из самых известных его работ: «Возвращение блудного сына», которую художник создал приблизительно в 1668 году за несколько месяцев до смерти

В основу сюжета легла библейская притча о сыне, который промотал свою часть наследства и с раскаянием вернулся в отчий дом. Это самое масштабное полотно Рембрандта на религиозную тему, причем написал он «Возвращение блудного сына» не по заказу. В Эрмитаж картина попала из коллекции герцога Андре д’Ансезена в 1766 году. Тогда Дмитрий Голицын выкупил ее по поручению Екатерины II.

Зал Рембрандта. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фотография: Gagara / фотобанк «Лори»

Самые необычные экспонаты Эрмитажа

«Восковая персона» это фигура Петра I созданная после его смерти Б. Растрелли. Туловище выполнено из дерева, также как ноги и руки. А лицо, кисти рук и ног из воска. При этом фигура подвижна за счет шарниров в конечностях. Самое удивительное это волосы на голове «персоны», которые взяты с головы самого Петра. Одежда также подлинная.

Статуя богини Мут-Сохмет представляет собой женщину с головой льва. Богиня Древнего Египта выглядит устрашающе. Это не удивительно, ведь это кровожадная богиня войны. Смотрители неоднократно отмечали, что возле ее ног образуется непонятно пятно, похожее на кровь.

Маска, выполненная из золота, была найдена при раскопках в г. Керчи. Кому она принадлежала, установить не удалось. Предположительно это маска супруги правителя Боспорского царства Рескупорида. Но так это или нет, точно выяснить, пока не удалось.

«Гробница Гомера» также таит в себе немало загадок. Конечно, к Гомеру она не имеет отношения, ведь сделана почти через тысячу лет после его смерти. Но озадачивает историков то, что гробницу переделывали, а вот кто и по каким причинам пока установить не удалось.

Жемчужины коллекции Государственного Эрмитажа

  1. Мумифицированное тело можно увидеть в зале Древнего Египта. Кислород губителен для мумии, поэтому она находится под прозрачным саркофагом из стекла. Тело принадлежит жрецу, который жил в десятом веке до нашей эры.

  2. Толпы туристов собираются у работ Леонардо да Винчи. Сегодня сохранилось четырнадцать работ кисти живописца эпохи Возрождения. Одна из них – «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что «Мадонна Литта» написана учеником художника, но руководство Эрмитажа категорически отрицает эту точку зрения.

  3. Полотно принадлежит к раннему творчеству Леонардо да Винчи. Картина являлась эталоном для современников художника. Вслед за легендарным итальянцем живописцы стали использовать масляные краски. Государственный Эрмитаж выкупил картину у Марии Бенуа, унаследовавшей шедевр живописи от отца.

  4. Часовой автомат создали английский механик Джеймс Кокс и мастер Фридрих Юри. Уникальный механический аппарат приобрел фаворит императрицы Екатерины II Григорий Потёмкин. Несмотря на столь почтенный возраст, часы до сих пор исправно работают. Двигаются не только стрелки, но и фигуры птиц: совы, павлина и петуха.

  5. Сложно пройти мимо широкоформатных полотен фламандского живописца Франса Снейдерса. Натюрморты с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок должны были украсить стены столовой одного епископа. Снейдерс является непревзойдённым мастером деталей. Произведения фламандца обличаются монументальностью и виртуозностью в передаче фактуры предметов.

  6. В оформлении личных покоев последнего императора из династии Романовых принимал участие А.Ф. Красовский. При создании интерьера архитектор вдохновлялся мотивами английской готики. Мрачное помещение напоминает средневековый замок: лакунарный потолок из орехового дерева, камин, золочёная кожа, основательная лестница, ведущая к книжным шкафам на хорах.

  7. Произведение Рембрандта написано по мотивам древнегреческого мифа о Данае, являющейся матерью Персея. Прообразами героинь стали жена и любовница писателя. В 1985 году психически нездоровый мужчина облил произведение искусства серной кислотой. Кислота разрушила треть мирового шедевра. «Данаю» восстанавливали на протяжении двенадцати лет, пытаясь максимально сохранить рембрандтовскую живопись.

После завершения реставрационных работ Эрмитаж стал экспонировать полотно под стеклом.

Интересные факты про Эрмитаж

  • Зимний дворец строили четыре тысячи строителей, которые даже не получали денег за работу.
  • В стенах Государственного Эрмитажа находится самое большое за пределами Голландии собрание работ Рембрандта.
  • Здание Зимнего дворца имеет больше тысячи комнат.
  • При Николае I был создан указ, согласно которому в Санкт-Петербурге запрещалось возводить дома, превышающие по высоте главную императорскую резиденцию.
  • Эрмитаж славится необычными органическими экспонатами. Посетители могут увидеть древнейшие ковры из шерсти, китайские шёлковые ткани и фрагмент человеческой кожи с вытатуированным рисунком.6. В 1837 году Эрмитаж был полностью изучен в результате пожара.
  • Фасад Зимнего дворца перекрашивали несколько раз. Первоначальный слегка желтоватый оттенок по цвету напоминал натуральный камень.
  • Внештатными сотрудниками музея являются коты, которые предотвращают размножение грызунов. В Эрмитаже животные появились во времена правления Елизаветы Петровны. Каждая особь привита и стерилизована. Сегодня на территории Эрмитажа проживают пятьдесят кошек и котов. Музей Эрмитаж периодически раздаёт животных. Хозяин, взявший эрмитажного кота, получает возможность бесплатного посещения выставочных залов.
  • На одном из окон дворца высечена надпись, сделанная женой Николая II: «Ники 1902 наблюдает за гусарами. 17 марта».

Лютнист (Юноша с лютней), Караваджо

Это полотно принадлежит к ранним работам известного итальянского художника. Караваджо написал три версии этой картины и считал ее одним из лучших плодов своего творчества. Исследователи картин живописца считают, что «Лютнист» был написан примерно в 1590-х гг..

На полотне изображен юноша, почти мальчик с мягкими темного цвета кудрями и нежными чертами лица. Он играет на лютне.

В варианте полотна, хранящегося в Эрмитаже, на раскрытых страницах партитуры узнаются ноты басовой партии фламандского композитора Якоба Аркадельта.

Тона картины довольно темные, заметен лишь один луч света. Одет юноша в белые одежды, рядом с ним располагается ваза с цветами.

Техника и стиль

Особенностью манеры живописца стало то, что он произвел слом привычных жанровых границ. Многие «жемчужины» Рембрандта просто не вписываются в привычные каноны. Зачастую он начинал писать их с заднего плана, а потом переходил к основным персонажам и ракурсу.

Чтобы достичь эффекта контраста светотени, второстепенные теневые зоны композиции делались прозрачными, тогда как основа писалась максимально плотной

Мастеру виртуозно удавалось фокусировать внимание зрителей на главных фрагментах, а маловажные детали уходили в тень. Не всегда возможно понять, каким образом голландец добивался такой необычной текстуры своих лучших работ

Даная

Из прочих «хитростей» Рембрандта исследователи называют следующие приемы: варьирование грунтовки холста, царапанье невысохшей краски обратным концом кисти – например, при прорисовывании волос.

На некоторых полотнах проявлялась так называемая «лепка», когда художник густо наслаивал краску небрежными мазками, добиваясь максимальной объемности.

Мадонна Бенуа, Леонардо Да Винчи

Эта картина относится к одним из ранних работ художника, исследователи считают, что он написал ее в 1470-х гг. Полотно имеет и другое название – «Мадонна с цветком».

На картине изображена юная Мадонна с младенцем на руках. Они располагаются в темной комнате, источником света служит лишь небольшое окно.

Живописец одел молодую женщину в наряды, которые носили его современницы, и прическа у нее тоже соответствовала моде его времени.

Играя со своим сыном, мать протягивала ему цветок крестоцвета, и ребенок, изображенный на полотне, с радостью тянется к нему.

Сюжет картины пришелся по вкусу многим другим художникам, поэтому похожие полотна можно встретить и у других живописцев.

Главный раввин Петербурга: «Это очень символичный выбор»

Как бы то ни было, благодаря выбору Эрмитажа история Пурима, злодейского замысла Амана и счастливого спасения евреев будет весь год на слуху у петербуржцев. Что об этом думают главы еврейской общины? Мы попросили высказаться главного раввина Петербурга М.-М. Певзнера.

— То, что Эрмитаж выбрал именно эту картину, да еще и в месяце Элул, когда все мы взвешиваем свои дела и поступки перед праздником Рош Ашана, неслучайно. Историю Амана полезно вспоминать, она многому может нас научить. Аман — это потомок Амалека, народа злодеев, который напал на евреев в дни скитания по пустыне. Числовое значение (гиматрия) слова «Амалек» — 240, такое же, как у слова «софек», «сомнение». Евреи были полны энтузиазма и желания войти в Землю Израиля, а Амалек, образно говоря, опрокинул на них ушат холодной воды, пытался разрушить их веру, посеять сомнения. Но ведь так бывает с каждым из нас. Мы загораемся идеей, хотим осуществить свою мечту, но вдруг словно какой-то голос нашептывает: «А, может, не надо? Ты не справишься, не сможешь, у тебя не хватит сил». Это деморализует и мешает двигаться вперед. Наши мудрецы объясняют, что Амалек и Аман символизируют сомнение в своих силах и способностях. А победа над Аманом — это победа над терзающими нас сомнениями и обретение веры в себя.

Благодарим Марину Бейлину за идею статьи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: