Шепард фейри

Критика

На творческом пути Шепарда Фейри всегда было неспокойно и волнительно. Есть критики-скептики, которые ищут и, кажется, находят доказательства плагиата работ художника. Среди них историк искусств Линкольн Кушинг и художник Джош МакФи. Сомнения их вызывают стиль и формы, которые использует Шепард Фейри. Картины его, будто ксерокопии, не имеют ни четких линий, ни штрихов. Да и образы, используемые художником, избиты и знакомы всем.

Любой представитель искусства, так или иначе, попадает под влияние предшественников. Он перенимает, переосмысливает, преобразует и формирует свой неповторимый стиль. По мнению же критиков, Шепард лишь копирует с незначительными изменениями и стилизацией чужие работы и выдает за свои. Так, часто вспоминают скандал вокруг работы Шепарда, посвященной звезде рестлинга Андре Гиганту. После того как WWE пригрозила художнику судебным иском, обвиняя в использовании зарегистрированной марки, Фейри изменил портрет рестлера и слоган на Obey. Примечательно, что один из вариантов Andre the Giant по композиции похож на советский плакат Дмитрия Моора «Записался в добровольцы?».

Причиной тяжбы была и самая известная работа Фейри — Hope. Тогда агентство Associated Press обвинило художника в использовании снимка Обамы 2006 года, сделанного по заказу этого агентства.

Источники

  • https://businessrevisor.ru/2019/05/shepard-fairey-obey-brand/
  • https://FB.ru/article/238253/shepard-feyri—master-plagiata-ili-art-revolyutsioner
  • https://www.syl.ru/article/330521/shepard-feyri-rabotyi-hudojnika
  • https://crossarea.ru/street-art/artists/shepard-fairey/

ART & HUBLOT

Коллаборация
часовой компании с Шепардом Фейри — шестая по счету в рамках программы с уже ставшим популярным хештегом #HublotLovesArt. В числе предшественников были Тристан Итон, Hush и Ричард Орлинский.

Девиз Hublot
«Быть первыми, иными, уникальными» особенно близок художнику. По признанию Шепарда, он сам всегда старался быть новатором в искусстве.

Уникальность метода
Фейри в особой логике объединения разных художественных техник (тот же подход использован и при создании часов Big Bang Meca-10). Получающиеся в итоге работы выделяют его из сотен художников всего мира.

Мастерство
— то, что роднит Hublot и Фейри. «Союз вдохновения и точности на самом деле и есть искусство», — говорит Шепард.

«Стрит-арт — это не стиль, а место! И выразить себя в рамках уникальных часов Hublot было очень интересно»

Лимитированная серия Шепарда Фейри вышла на базе Big Bang Meca-10 в двух цветах, черном и темно-синем, и оснащена уникальной системой крепления one click, позволяющей легко менять ремешки. Но главная фишка часов — новый материал texalium, из которого они сделаны. Он позволяет наносить на корпус рисунок любой сложности, и Фейри не мог этим не воспользоваться

Премьера Big Bang Meca-10 Shepard Fairey прошла на одной из старейших голливудских киностудий Mack Sennett Studio, где когда-то снимался Чарли Чаплин. Генеральный директор Hublot Рикардо Гваделупе представил Шепарда Фейри как посланника бренда и автора новой модели часов

Свою технику Шепард Фейри называет органической историей. Из обрывков газет, старых открыток, плакатов, обоев, своих же собственных рисунков он составляет яркие коллажи, которые потом фотографирует, особым образом выводит на печать, дорисовывает или наносит на них изображения с помощью трафаретов. Так, слой за слоем, этап за этапом, как в болеро Равеля, создается многомерная работа

Kiss Me Deadly 2012 года — одна из самых изящных антимилитаристских работ художника. На первой персональной выставке в московском ММОМА, которая пройдет с 19 сентября по 4 ноября, покажут и многие другие его известные работы, созданные за последние четверть века

Дизайнер и художник из Америки Шепард Фейри (англ. Shepard Fairey) широко известен своими работами в стиле поп-арт. Можно смело сказать, что сегодня он не менее популярен, чем знаменитые Энди Уорхолл или Рой Лихтенштейн. Фейри очень быстро и стремительно ворвался в мир современного искусства и поразил всех своими яркими, пронзительными, во весь голос кричащими работами. Он вызвал многочисленные дискуссии в творческих кругах, горячие споры, которые и теперь не утихают. Сегодня заказчиками и клиентами этого художника являются крупные медиаимперии и корпорации, прославленные музыканты и известные политики.

Карьера

После окончания учебы Шепард Фейри основал Alternate Graphics , небольшую полиграфическую компанию в Провиденсе, штат Род-Айленд , специализирующуюся на печати футболок и наклеек. В 1994 году он познакомился с американским кинорежиссёром Хелен Стиклер , которая в следующем году сняла о нём короткометражный документальный фильм «У великана Андре есть отряд », который был представлен в 1995 году на Нью-Йоркском кинофестивале андеграунда , в 1997 году на кинофестивале « Сандэнс» и будет продолжать долгую карьеру в фестивалях и музеях.

С 1997 по 2003 год Фейри вместе с Дэйвом Кинси и Филлипом ДеВольфом руководил студией BLK/MRKT Inc., которая специализировалась на «  партизанском маркетинге  » с такими клиентами, как Pepsi, Hasbro, Netscape , для которой Фейри создал красную версию логотипа Mozilla Foundation и талисмана Mozilla в виде динозавра.

В 2003 году он вместе со своей женой Амандой Фейри основал агентство графического дизайна Studio Number One . Они сделали обложку для альбома Black Eyed Peas , Monkey Business и постер для фильма Walk the Line . Фейри также написал каверы на Zeitgeist от The Smashing Pumpkins , Whiskey on a Sunday от Flogging Molly , компиляции Led Zeppelin Mothership и The Greater Of Two Evils от Anthrax .

В 2004 году он руководил  кампанией Be the Revolution  для Post Gen. Вместе с Роджером Гастманом он основал журнал Swindle . В 2005 году Фейри сотрудничал с DJ Shadow для создания коробки с футболками, наклейками, плакатами и компакт-дисками. В том же году он был в резиденции в Современном музее Гонолулу . В 2006 году Фейри выпустил восемь виниловых пластинок для ограниченного тиража макси-45 оборотов в минуту альтернативной группой Mission of Burma и работал с группой Interpol . 

В 2006 году вышла книга « Спрос и предложение: искусство Шепарда Фейри » . В 2008 году вышла книга «Философия повиновения (Повинуйся гиганту): годы становления (1989–2008) » под редакцией Сары Джей Уильямс . Виюнь 2007 г., Фейри представляет выставку под названием «E Pluribus Venom» в галерее Джонатана Левина . Всентябрь 2008 г., он выставлялся под названием « Двойственность человечества » в тире в Сан — Франциско . в7 февраля 2009 г., начинается ретроспектива его работ в Институте современного искусства в Бостоне.

Шепард Фейри был одним из художников, представленных в Музее граффити де L’Aérosol в Париже с 2017 по 2018 год на выставке Зала славы искусства маки, организованной маки-артом, а затем на выставке «Городское завоевание, уличное искусство». Музей изящных искусств Кале в 2019 году.

P.S.

Творчество Шепарда Фейри приносит дизайнеру прибыль и славу, обвинения и аресты. Но Род-Айлендская школа дизайна все же может гордиться своим выпускником. Ведь, несмотря на все подозрения и претензии со стороны властей и критиков, Фейри был и остается разносторонним, живым и модным художником. Его работы если не перевернули мир, то повлияли на «общественный дискурс».

Всё, что нужно знать о
Шепарде Фейри

ТЕКСТ: Марина Анциперова

До 4 ноября в ММОМА при поддержке фонда RuArts проходит выставка Шепарда Фейри, уличного художника, дизайнера марки OBEY и автора одноименного вирусного граффити. Будут представлены самые известные его работы, созданные за прошедшие 25 лет. А кроме того, Фейри приедет лично и разрисует один из московских фасадов. Проводим краткий ликбез для тех, кто не в курсе, о ком речь.

Кто нарисовал негласный символ первой кампании Барака Обамы, а потом оформлял обложки Time? Кто придумал марку одежды OBEY? Кто автор самой известной обложки Smashing Pumpkins? Что за уличный художник озвучивал одну из серий «Симпсонов»? Ну и самый простой вопрос — какой художник прославился, приклеивая на улицы города стикеры с Гигантом Андре?

На самом деле все это сделал один человек, и его зовут Шепард Фейри. Вы наверняка видели его работы, даже если не можете вспомнить его имя, — то же изображение Обамы стало такой же неотъемлемой частью поп-культуры, как, например, уорхоловский суп.

Все началось с наклейки OBEY: студент Род-Айлендской школы дизайна учил друга изготовлять трафареты для граффити, и по счастливой случайности в газете нашлось изображение Андре Рене Русимова (2,24 м, 236 кг), французского рестлера и актера польского происхождения, более известного под прозвищем Андре Гигант. Сначала у картинки был лозунг Andre the Giant Has a Posse («У Гиганта Андре есть толпа»), а потом он под действием разных обстоятельств, в том числе и извечной проблемы авторских прав, превратился в стрит-арт-кампанию под названием Obey Giant («Повинуйся Гиганту»)

Образ был схвачен точно и метко: ирония над пропагандистскими кампаниями, критика тоталитарного общества, насмешка над тем, как легко и без лишних вопросов информация принимается на веру. Наклейки с Гигантом стали в огромных количествах появляться на калифорнийских улицах, Шепарда неоднократно арестовывали — и кампания имела ошеломительный резонанс. В начале 1990-х десятки тысяч Гигантов уже были расклеены по всему миру. А на Санденсе в 1997 году показали фильм Хелен Стиклер Andre the Giant Has a Posse — и он стал культовым в мире субкультур.

Дальше — больше. Марка OBEY, гибрид из рабочей одежды, военной формы и излюбленной атрибутики уличной культуры, родилась в 2001 году — как еще одно «медиа», с помощью которого Шепард стал транслировать свои идеи. В 2003 году вместе с женой Амандой Фейри открыл Studio Number One. Среди самых известных его работ тех лет — постер фильма про Джонни Кэша Walk the Line (2005), обложки альбомов Monkey Business The Black Eyed Peas (2005) и Zeitgeist Smashing Pumpkins (2007) — и многое другое, например, промо к Часу Земли, проекты для Pepsi, Nike и других корпораций, которые Шепард по только ему понятным причинам считает этичными.

Но все-таки самая знаменитая работа Фейри — кампания в поддержку Обамы. Ни один уличный художник до него так явно не гнул линию любви или нелюбви к отдельным кандидатам: тот же Бэнкси дорисовывал Черчиллю зеленый ирокез или пародировал королевскую семью, но невозможно представить его замешанным в прямой агитации. Шепард же в лучших традициях ненавистной ему советской пропаганды предлагал голосовать против Буша и Трампа — и за Барака Обаму. Теперь уже информагентство Associated Press подало иск против Фейри — в основу плаката легла фотография агентства, которую он использовал незаконно. Его приговорили к 300 часам общественных работ — и штрафу в $25 000. Надо сказать, он вообще часто ворует изображения — и делает это без тени стеснения.

Шепард Фейри (Obey) – американский художник, признанный самым влиятельным деятелем искусств, по мнению журнала “ART+Auction” по состоянию на 2008 год. Художник и дизайнер – его работы известны по всему миру. Чем отличился этот деятель искусств и какие его работы вошли в историю?

Постеры для правозащитной организации

Постер Шепарда Фейри для правозащитной организации был сделан на основе фотоснимка военного фотографа из России Юрия Козырева, и он сразу стал очень популярным. Сам художник сказал об этой работе, что она символизирует мужество, бдительность и решительность, желание добиться мира и позитивных перемен.

В своем желании быть всегда понятным для обычных, простых людей, Фейри стал заниматься не только созданием, но и широким распространением бесплатных стикеров и различных плакатов, в них он едко иронизирует над недостатками власти и общества, при этом взывая к проявлению доброты и гуманности.

Шепард Фейри — Obey

Итак, малоизвестный художник, создающий незатейливые принты, которые потом красовались на футболках его приятелей, вдруг стал богат и знаменит. После успеха «Надежды» он стал получать заказы на оформление пластинок музыкальных коллективов, активно выставлял свои работы на вернисажах. Две картины Фейри, выполненные в стиле поп-арта, стали стилизацией уже раскрученных и популярных образов массовых медиа. Первая из них появилась в 1986 году (сразу в двух вариантах). Это был портрет борца из Франции Андре Русимова. На постере под портретом красовалась надпись GIANT — HAS — A — POSSE, что в переводе на русский язык гласит: «У Великана тоже есть толпа».

На другом варианте плаката эта фраза значительно сократилась, и превратилась в одно слово OBEY, что в переводе означает «повинуйся». Такое решение было ассоциативно связано с кинокартиной «Они живут среди нас», и это тоже сработало. Впоследствии слово превратилось в творческий псевдоним дизайнера Фейри. Постер Шепард Фейри OBEY стал самой настоящей классикой, он распространялся не только как плакат, но и как наклейка.

Obey: Street Art and Street Graffiti

Obey’s artistic style has now become a logo with powerful messages. His art — a manifesto in which the image becomes an icon — has been at times compared to the king of Pop Art Andy Warhol, who creates a series of portraits of famous people. In Obey’s history, most of them are political figures, such as Nixon, Mao, Bush and Nelson Mandela.

His posters are all characterized by the unmistakable style of the artist: the figures are static and stylized in the forms in full Street Art style. Obey opts for the predominance of simplicity in the use of strong primary colors and strong and sharp contours that create a strong contrast between the forms.

In addition, the quadrichromiatechnique, the one most used to print posters, is often recurrent and emphasizes the absence of realism.

The power of Sticker Art, and more generally of Street Art, is to be able to spread an idea and a message, offering the public the right (and strong) visual stimuli through the use of graffiti; Obey is an example of this great current of Contemporary Art.

If the word is only one of the forms of communication, the image has an even greater power for its universal meaning. Therefore, Street Art plays a fundamental role: it is the only art that is considered «pure» because of its non-corruptible nature, not dominated or controlled by any (governmental) institution.

The reaction that Obey wants to provoke in the viewers concerns the reflection on the real meaning of the things that surround him. The message of his art is to «ask questions about everything»; we need to reflect on what surrounds us, without letting ourselves be manipulated at will by society.

Творчество

У Андре Гиганта есть свита / OBEY

«У Андре Гиганта есть свита» (англ. Andre the Giant Has a Posse) — стрит-арт кампания, основанная на дизайне Шепарда Фэйри, созданном в 1989 году, когда Шепард учился в Род-Айлендской школе дизайна в Провиденсе, Род-Айленд. Наклейки с изображением Андре Гиганта стали появляться во многих городах США, распространяемые скейтерами и граффити-художниками. В то время Фэйри объявил кампанию «экспериментом в области феноменологии». Со временем это произведение искусства было использовано различными способами и получило всемирное распространение. Фэйри также изменил работу стилистически и семантически, превратив ее в OBEY (рус. ПОВИНУЙСЯ).

Фэйри и студент Род-Айлендской школе дизайна Райан Лессер вместе с Блейзом Блуином, Альфредом Хокинсом и Майком Монго создали бумажные и виниловые наклейки и плакаты с изображением рестлера Андре Гиганта и текстом «У Андре Гиганта есть свита, 224 см, 236 кг» (англ. Andre the Giant Has a Posse, 7’4″, 520 lb) в качестве шутки, направленной на хип-хоп и скейтерскую субкультуру, а затем начал подпольно и агрессивно распространять и размещать их в Провиденсе, Род-Айленд, и на остальной территории восточной части США.

В интервью журналу Format в 2008 году Фэйри сказал: «Наклейка с Андре Гигантом была просто спонтанной, счастливой случайностью. Летом 1989 года я учил друга делать трафареты и искал картинку для газеты, а там как раз была реклама реслинга с Андре Гигантом, и я сказал ему, что он должен сделать трафарет. Он сказал: „Нет, я не буду делать трафарет, это глупо!“, но я подумал, что это смешно, поэтому я сделал трафарет и сделал несколько наклеек, а группа ребят, с которыми я тусовался, всегда называла друг друга свитой, так что надпись была заимствована из хип-хоп сленга — Public Enemy, N.W.A. и Ice-T использовали это слово».

Угроза судебного иска от Titan Sports, Inc. в 1994 году подтолкнула Фэйри прекратить использование зарегистрированного торговой маркой имени «Андре Гигант» и создать более знаковое изображение лица рестлера, с не менее знаковым брендингом OBEY (рус. ПОВИНУЙСЯ). Лозунг OBEY был не только пародией на пропаганду, но и прямой отсылкой к знакам OBEY, встречающимся в культовом фильме «Чужие среди нас» (1988) с Родди Пайпером в главной роли.

Надежда

Файл:Barack Obama Hope poster.jpg Постер «Надежда»

Hope (рус. Надежда) — это изображение президента США Барака Обамы. Изображение было названо культовым и стало представлять президентскую кампанию Обамы в 2008 году. Это стилизованный трафаретный портрет Обамы в сплошных красных, бежевых и светлых и темных синих тонах, с надписью «Прогресс», «Надежда» или «Перемены» ниже (и другими словами в некоторых версиях).

За основу дизайна Фэйри взял фотографию, сделанную бывшим внештатным фотографом Associated Press (AP) Мэнни Гарсиа. Он создал дизайн за один день и напечатал его сначала в виде уличного плаката. Затем, с одобрения команды Обамы, он стал широко распространяться (как в виде цифрового изображения, так и в виде другой атрибутики) во время избирательного сезона 2008 года. К июлю 2008 года Sticker Robot напечатал более 200 000 виниловых наклеек «Надежда», 75 % из которых были розданы в поддержку кампании. Изображение стало одним из наиболее широко узнаваемых символов кампании Обамы, породив множество вариаций и подражаний, в том числе и по заказу кампании Обамы.

В январе 2009 года, после победы Обамы на выборах, версия портрета Фэйри, выполненная в смешанной технике трафаретной печати, была приобретена Смитсоновским институтом для Национальной портретной галереи. Позже в том же месяце фотография, на основе которой Фэйри сделал плакат, была идентифицирована, и AP начала переговоры о компенсации. Фейри подал иск в суд, требуя декларативного решения о том, что его плакат является добросовестным использованием фотографии. В январе 2011 года стороны заключили внесудебное соглашение. В феврале 2012 года Фэйри признал себя виновным в уничтожении и фабрикации доказательств использования фотографии; в сентябре он был приговорен к двум годам испытательного срока, 300 часам общественных работ и штрафу в размере 25 000 долларов.

Кроме этих двух картин, Фейри принадлежит ряд художественных плакатов, посвящённых социализму, религии, музыке и экологии.

Фейри занимался графическим дизайном по заказу многих корпораций, включая PepsiCo и Adidas. Он сотрудничал и с музыкальными коллективами, рисуя обложки альбомов групп Sepultura, Black Eyed Peas и Smashing Pumpkins. В интервью Фейри подчёркивает, что берётся рекламировать только продукцию тех компаний, которые не вызывают у него морального отторжения.

P.S.

Творчество Шепарда Фейри приносит дизайнеру прибыль и славу, обвинения и аресты. Но Род-Айлендская школа дизайна все же может гордиться своим выпускником. Ведь, несмотря на все подозрения и претензии со стороны властей и критиков, Фейри был и остается разносторонним, живым и модным художником. Его работы если не перевернули мир, то повлияли на «общественный дискурс».

В карьере одного из самых известных стрит-арт-художников мира, американца Шепарда Фейри, в этом году два важных события. Он стал посланником часового бренда Hublot, а в сентябре покажет в Москве персональную выставку. За подробностями Юрате Гураускайте отправилась на встречу с Фейри в Лос-Анджелес.

Шепард Фейри в своей мастерской #1, адрес которой стараются держать в секрете. «Я прошел длинный путь от производства и распространения постеров и стикеров ради забавы до огромных коллажей и оформления целых фасадов зданий. Мне нравится демократичность стрит-арта, но еще больше ценю его непредсказуемость».

Май, жара 30 градусов, микроавтобус пыхтит по улицам даунтауна. Бойкая ассистентка Шепарда Фейри везет меня по местам боевой славы босса. Вот — одни из первых его граффити на Аламеда-стрит. Тогда, в конце 80-х, он только перебрался на Западное побережье с Восточного и начал втихаря бомбить стены заброшенных домов своими рисунками. Сегодня Фейри — звезда. Его просят разрисовывать фасады приличных зданий по всем Штатам, как, впрочем, и далеко за их пределами, его работы попадают в коллекции самых престижных музеев современного искусства, а сам он даже попал в мультсериал про Симпсонов, где озвучивал сам себя. Вот — его любимый корейский ресторан. Вот — музыкальный магазин, где он часто перебирает винильчик (ибо в юности баловался панк-роком, а сейчас вполне прилично диджеит), а при случае продает еще и майки со своим артом. Вот — сувенирная лавка, где всегда находит что-то для вдохновения: те же черепушки со стразами — вечный символ любви к мексиканской «Санта Муэрте» — или статуэтки в форме американского доллара — пламенный привет капитализму, а заодно и поп-арту Энди Уорхола. Эти образы путешествуют по разным его работам. Но самые знаковые — два других. Первый: портрет легендарного борца Андре «Гиганта», который разошелся по всей стране в виде наклеек с надписью Obey («Повинуйся») и моментально сделал художника знаменитым. По словам Шепарда, он не ожидал такого вирусного эффекта. Устрашающее лицо маячило везде, от школьных туалетов до автобусных остановок. Второй: пятиконечная звезда, заключенная в зубчатое колесо, символизирующее вечный труд и движение вперед. Именно она с добавлением контуров лица знаменитого рестлера красуется на циферблате новых часов Big Bang Meca-10 Shepard Fairey, которые вышли ограниченным тиражом в серии Hublot Loves Art и в разработке которых — от дизайна до выбора инновационных материалов — художник принял самое активное участие. Шепард Фейри с ловкостью фокусника жонглирует разными политическими и культурными символами прошлого и настоящего, миксует художественные техники и ведет открытый диалог с американским обществом и всем миром. При этом отнюдь не всегда получает в ответ одобрение публики или арт-критики. Его антимилитаристские опусы после трагедии 11 сентября были восприняты более чем неоднозначно. И наоборот, портрет Барака Обамы 2008 года, сопровождавшийся словом Hope («Надежда»), стал народным плакатом его предвыборной кампании. Он разошелся миллионами стикеров и постеров по всей стране и до сих пор приводится как яркий пример влияния современного искусства на политическую жизнь.

У меня бывают и громкие работы, делающие много шума, и очень тихие, но в каждом случае мне важно понимать, что я хочу сказать, — рассказывает Шепард за полчаса до премьеры своих часов. А что, бывают противоречия?

А что, бывают противоречия?

Ну, работа художника — это постоянное желание найти зазор между идеализмом и прагматизмом. Свобода важна, но и работать в ограничениях тоже надо уметь и любить. Сталкиваясь с ними, человек всегда более креативен.

А что восхищает вас в Hublot?

Их часы выглядят мощными, сильными и при этом невероятно проработаны в деталях. Воздействуют на вас почти гипнотически. Нас объединяет то, что наши работы идеально узнаваемы как издалека, так и вблизи.

Ваш идеал общества?

Капитализм — лучшая система, но она должна грамотно регулироваться властью. Мысль, что рынок решит все проблемы, — заблуждение!

Что для вас время?

Я стараюсь никогда не сожалеть об ушедшем. А на часы смотрю, чтобы понять, сколько еще есть времени, чтобы успеть сделать задуманное.

«Мне дали полную свободу, за что я благодарен. Эти часы получились, как мои мини-картины», — говорит Шепард о работе с Hublot

Фейри и кризис Земли

Последняя климатическая конференция в городе Париже стала очередной демонстрацией разностороннего таланта художника. Между двумя этажами (первым и вторым) Эйфелевой башни он разместил огромный шар. Оригинальная инсталляция была названа «Кризис Земли».

Фейри постоянно выражал своё отношение по поводу сложной экологической ситуации в мире.»Мною постоянно движет страх и беспокойство за то, каково будет качество жизни следующих поколений. Я далеко не паникер, однако считаю, что люди должны сегодня понять, что мы находимся перед кризисом Земли», — сказал перед мероприятием по обсуждению проблем климата художник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: