Куда собралась плыть героиня картины «леди из шалот» и почему она грустна

Годива – исторический период: Англия начала XI века

Войцех КоссакГодива

Знаменательное событие, интересующее нас – проезд на лошади жены графа леди Годивы – произошло 10 июля 1040 года. Муж графини – Леофрик – стал могущественным правителем в тот период, когда Британия была завоевана датчанами и предводитель викингов Кнуд Великий занимал английский престол (1016/1035). Он-то и назначил Леофрика эрлом (графом) Мерсии, занимавшей почти весь центр острова. Правил своими владениями граф твердой рукой; повышал налоги, если возникала необходимость. Впрочем, этим он ничем не отличался от других графов. Повышение налога произошло и в Ковентри: сбор серебряного пенни с каждого дома, что грозило жителям разорением.

Отметим, что граф Леофрик был человеком своего времени (Средневековья): как и вся англосаксонская знать – суровым, грубоватым, любившим помахать мечом, но жену свою любил. Резиденция его находилась в Линкольне, но почти всегда его можно было найти в захолустном Ковентри, откуда родом была жена. Исторические источники свидетельствуют, что он выполнял почти все «прихоти» леди Годивы. Женщина слыла милосердной, щедро раздавала милостыню нуждающимся и еще щедрее жертвовала деньги на строительство монастырей. Так, в 1043 году в Ковентри, упросив мужа, она заложила обитель бенедиктенцев. Леофрик выделил монастырю огромные земельные площади – 24 деревни с крестьянами, а Годива – (по-видимому, из личных средств) отдала золото и драгоценности

В результате внимание к обители росло, количество паломников увеличивалось с каждым годом и через некоторое время Ковентри стал четвертым по величине городом Англии!

Годива – продолжение легенды

Эдмонд ЛейтонЛеди Годива принимает решение

Однако вернемся к 1040 году. Итак, леди Годива попросила мужа освободить жителей Ковентри от тяжелого непосильного налога. Граф посчитал это блажью и, будучи вдобавок пьян, предложил супруге проехаться голой всадницей по родному городку. Вот как об этом повествует Альфред Теннисон, поэт викторианской эпохи (перевод И. Бунина):

Леофрик посчитал, что жена не примет подобное предложение; но здесь он ошибся. Годива решилась. Жители хорошо относились к ней, ведь она щедро одаривала их, поэтому согласились на ее просьбу: закрыть ставни всех окон и двери домов во время ее проезда на лошади обнаженной всадницей.

Не подчинился лишь один человек, который позже был назван как Подглядывающий Том. Он проделал дырочку в ставне и увидел леди Годиву. Восхитился ее прекрасным телом, но был за это наказан высшими силами. Том ослеп навеки и уже никогда не смог видеть любую красоту. Не зная о подглядывающем, Годива триумфально завершила свой путь. Вновь процитируем Теннисона:

Приемы прерафаэлитов

Самым старшим в обществе был Уильям Хант (21 год), но основное вдохновение, движущую силу течению давал Данте Габриэль Россетти. Вместе с младшим братом он сформировал 4 главных принципа, которым следовали прерафаэлиты:

  1. Быть полностью искренним, делать всё от души.
  2. По максимуму стараться создавать действительно стоящие картины, скульптуры, поэзии.
  3. Уметь видеть природу и точно переносить её на холст.
  4. Избегать любой шаблонности, брать только самые интересные и честные образцы из прошлого.

Для участников Братства было принципиальным всё писать с натуры. Роль моделей для картин исполняли родственники и друзья. Из-за этого начали визуально исчезать границы между социальным положением героев. Прерафаэлиты могли в качестве натуры для придворной дамы использовать уличную торговку, а на полотне «Юность Девы Марии» запечатлены сестра и мать Габриэля Россетти.

Члены тайного сообщества предприняли ещё один радикальный шаг. Британские академисты в то время использовали для написания картин битум, который не лучшим образом влиял на изображение. Оно становилось нечётким, тёмным, терялась «жизнь». Прерафаэлиты стремились вернуть полотну естественные глубокие оттенки, детализацию, свежесть – всё, что было в произведениях периода Кватроченто. Молодые художники достигали задуманного так:

  • после грунтования холста на нём намечали композицию;
  • затем наносили белый пигмент, с помощью промокания убирали из него масло;
  • уже поверх белил писали работу полупрозрачными красками.

Результат был удивительным. Картины начинали «дышать», обретали десятки ярких оттенков, а самое главное – они будто застывали во времени. Наследие творчества прерафаэлитов дожило до XXI века фактически в первозданном виде.

Особенности живописи прерафаэлитов:

Что же они делали для этого?

Прерафаэлиты писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил.

Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными. Таким образом, работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.

Джон Эверетт Милле «Офелия» (1852)Тейт Британия, Лондон

Художники-прерафаэлиты достоверно изображали природу. Они начали писать на пленэре, отказавшись от работы в мастерской. Прерафаэлиты придавали большое значение тонкой проработке деталей. 

Еще задолго до импрессионистов они стали изучать особенности цвета и света. Многие холсты они писали прямо на открытом воздухе, стремясь передать все нюансы окружающего мира.

Художники-прерафаэлиты нередко черпали сюжеты из Библии и древнегреческой мифологии. Они увлекались темами Средневековья, идеализируя романтику того времени. Популярными были истории о короле Артуре, а излюбленными героями — Галахад и Элейн, Ланселот и Гвиневра, Мерлин и Дева Озера.

В качестве моделей они приглашали не профессиональных натурщиков/натурщиц, а своих родственников и знакомых, порой обычных людей с улицы.

Рисунки Данте Габриеля Россети: «Портрет Марии Стиллман» (1878) и «Мадонна Пьетра» (1877)

Работы прерафаэлитов наполнены духовной символикой, отсылающей нас к идеалам рыцарства, христианским добродетелям и подвигам.

Многочисленные предметы на их полотнах не только скрупулезно написаны, но и полны смысла. Листва, цветы, деревья, стихии и силы природы — все имело значение.

Вот наиболее частые символы, к которым прибегали прерафаэлиты:

  1. Лилия означала целомудрие, а розы и жимолость — земную любовь
  2. Яблоко — грехопадение
  3. Птица — душа или любовь
  4. Ворон — смерть
  5. Море — вечность, ручьи — поток, вода — связующее звено между жизнью и смертью
  6. Ветер — тоска, безысходность, отчаяние
  7. Книга — добродетель души

Идеи «Братства прерафаэлитов»

Художники-прерафаэлиты хотели воскресить традиции религиозной живописи. Но не стремились к условным образцам алтарной картины. Произведения прерафаэлитов не подходили для оформления церквей. Они носили скорее литературный и поэтический характер.

Данте Габриель Россети «Благовещение» (1850)Британская галерея Тейт, Лондон

В своих картинах молодые художники-прерафаэлиты воспевали культ женской красоты. Они считали, что женственность (рыжие длинные волосы, большие глаза) украшает женщину.

Для них они становились более очаровательными и очень привлекательными. Образы героинь полотен прерафаэлитов обладают истинной женской красотой, их внутренний мир наполнен гармонией и духовностью.

Художники-прерафаэлиты вдохновлялись романтической литературой (особенно сонетами Шекспира), поэтому и стремились сделать своих героинь схожими с романтическими героинями книг.

Картины Данте Габриеля Россети: «Видение Фьямметты»(1878), «Венера Вертикордия«(1864), Джона Уильяма Уотерхауса «Душа розы» (1908)

Что особенно не любили прерафаэлиты?

  • ошибочные эталоны академического образования
  • первого президента Академии художеств, сера Джошуа Рейнольдса (1723-1792)
  • картину Рафаэля «Преображение»
  • творчество П.П. Рубенса

В картине Рафаэля «Преображение» прерафаэлиты увидели пренебрежение простотой и правдой. По мнению У. Х. Ханта, одеяния апостолов были слишком помпезными, а изображение Спасителя — лишено духовности.

Д. Г. Россети, всей душой ненавидя творчество Рубенса, умудрился на страницах труда по истории искусств, напротив каждого упоминания и последнем написать «Плюнуть здесь».

Рафаэль Санти. Преображение

П.П. Рубенс. Пьяный Геркулес

Сэр Джошуа Рейнольдс. Автопортрет

Творческие и художественные приемы прерафаэлитов

Яркие, свежие тона

Для достижения более ярких и свежих тонов художники прерафаэлиты пользовались новой техникой живописи. Они писали маслом по сырому белому грунту или по слою белил. Помимо яркости красок, выбранная техника позволила сделать работы художников еще и более долговечными — работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней.

  • Чистые краски
  • Достоверное отображение природы

Отказавшись от «кабинетной живописи» молодые художники начали писать на природе и придавали большое значение тонкой проработке деталей. 

«Я хочу рисовать пейзаж, изображая каждую деталь, какую смогу увидеть» (У. Хант)

  • Ориентация на искусство Средневековья и Раннего Возрождения
  • Использование в качестве моделей родственников, друзей и людей с улицы, а не профессиональных натурщиков.

Для знаменитой картины Данте Россетти «Леди Лилит» позировала малограмотная девушка Фанни Корнфорт. На картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти. Для картины «Офелия» художник Д.Э. Милле выбрал момент в трагедии Шекспира, когда Офелия бросившись в реку, медленно погружалась в воду и пела обрывки песен. Сначала художник написал живописный речной уголок, а фигуру девушки он писал уже в зимние месяцы. Элизабет Сиддал в роскошном старинном платье проводила многие часы в ванне с теплой водой. В один момент лампы, подогреваемые воду потухли, но девушка на стала жаловаться и серьезно заболела. Впоследствие отец Элизабет Сиддал выслал художнику счет на оплату лечения дочери.

Символизм

Картинам прерафаэлитов свойственно множество деталей, наделенных определенным смыслом или символом. Например на картине Д.Э. Милле «Офелия» изображено множество цветов. Маргаритки символизируют боль, целомудрие и обманутую любовь, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения, ива — символ отвергнутой любви, маки — традиционный символ смерти.

Данте Россетти . Леди Лилит

Д.Г. Россетти. Юность Девы Марии

Д.Э. Милле. Офелия

Художники прерафаэлиты. Основные сюжеты и знаменитые картины.

Если смотреть на творчество прерафаэлитов поверхностно, то первое, что представляется нам при их упоминании, это трагические фигуры рыжеволосых женщин, воплощающих образы известных литературных героинь. Но истинным источником для Братства прерафаэлитов был бунт против эстетических условностей и стремление правдиво и точно изображать действительность.

Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот», 1888 год

На этой картине изображена прекрасная девушка, которая сидит в лодке и собирается куда-то плыть. Она очень грустна и, похоже, поёт печальную песню. Даже сама лодка выглядит траурно, а окружающий пейзаж наводит на тоскливые мысли.

Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот», 1888 год

Картина не случайно создаёт удручающее впечатление. Она написана по сюжету поэмы Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот», которая в нашей стране известна в переводе Бальмонта.

Поэма, в свою очередь, описывает средневековую легенду, которая повествовала о заколдованной девушке Элейн. На красавицу были наложены чары, не позволяющие ей покидать замок на острове Шалот. Пленница должна была всю жизнь ткать длинное полотно.

Никто не знал об Элейн, лишь только местные жители иногда слушали её красивые песни. Девушке даже нельзя было смотреть из окна. Она наблюдала за миром лишь через зеркало, которое висело на стене её комнаты. В нём она видела чудеса окружающего мира, которые и изображала на гобелене.

Элейн утомлена сидением в башне и мечтает выбраться из неё. Однажды в зеркале она увидела прекрасного сэра Ланселота, который скакал в Камелот. Девушка не выдержала и выбежала из комнаты, чтобы взглянуть на юношу через окно.

В результате, колдовские чары начали действовать, гобелен распутался, а зеркало треснуло. Испугавшись, Элейн убегает из башни и садится в лодку. Она понимает, что жить ей осталось недолго, ведь она проклята. Девушке пишет на лодке своё имя и плывёт в Камелот, в надежде всё-таки увидеть Ланселота.

Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот», фрагмент

По дороге Элейн поёт грустную песню, но постепенно голос девушки смолкает.

Хотя сама Элейн умирает, её лодка всё же доплывает до Камелота. Местные жители находят тело девушки, а Ланселот дивится, насколько она была красивой.

Джон Уильям Уотерхаус изобразил на картине момент, когда красавица садится в лодку и собирается ехать за своей мечтой. Рядом с ней лежит тот самый гобелен, хотя, согласно легенде, он распутался.

На самом деле художник рисовал Элейн не один раз. Он создавал изображение девушки ещё дважды. На одной из картин зачарованная леди смотрит на Ланселота в окно.

Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот смотрит на Ланселота», 1894 год

На финальной версии картины, созданной в 1911 году, художник изобразил Элейн во время работы над гобеленом. Он показал, что девушке скучно, она мечтает о другой жизни и рано или поздно покинет башню.

Джон Уильям Уотерхаус «Меня преследуют тени», 1911 год

Удивительно, но на всех трёх картинах девушки получились абсолютно разными.

Эдвард Бёрн-Джонс

Эдвард Берн-Джонс

Иллюстратор и живописец, близкий по духу сюжета и подачи к прерафаэлитам. Известен благодаря работе над витражами. Первоначальное образование получил в Школе короля Эдварда.

С 1848 года поступил на дополнительное обучение на вечерние курсы правительственной школы дизайна. С Уильямом Морисом познакомился в стенах Оксфордского университета (1853 г). Вдохновившись идеями Братства бросил богословское направление и занялся углубленным изучением техник рисунка. Свои работы посвящал романтическим легендам Англии.

Черты стиля

Художник отдавал предпочтение акценту на обнаженное мужское тело. Подача перспективы через цветовую гамму создает ощущение плоскостности. Контрастно выраженная игра светотени полностью отсутствует. Упор делается на линии, любимая цветовая гамма золотой и оранжевый спектр.

Основные картины

  • «Благовещение»;
  • «Зачарованный Мерлин»;
  • «Золотая лестница»;
  • «Книга цветов»;
  • «Любовь среди руин».

 

Э. Берн-Джонс. Любовь среди руин.

Э. Коли Берн-Джонс. Король Кофетуа и нищенка. 1884

Берн-Джонс. Зачарованный Мерлин

10 известных художников-прерафаэлитов

Данте Габриэль Россетти (1828-1882)

Один из основателей и творческий лидер прерафаэлитов. После распада Братства продолжал передавать его идеи ученикам, и создал целую школу последователей прерафаэлитизма.

Первой женой и музой Россетти была Элизабет Сиддал. Именно она запечатлена на картине «Блаженная Беатрикс».

Уильям Холман Хант (1827-1910)

Самый старший из всех, кто состоял в союзе. Единственный, по мнению исследователей, кто был верным идеям Братства до самого распада. Ханта считают наиболее глубоким из прерафаэлитов: работы его пронизаны духовными метаниями и поисками смыслов. Свои самые известные картины написал уже после распада сообщества.

Джон Эверетт Милле (1829-1896)

Поступил в Королевскую академию художеств в возрасте 11 лет, что сделало его самым юным студентом в истории этого заведения. «Офелия» Джона Эверетта Милле – пожалуй, наиболее известное и значимое произведение в прерафаэлитизме.

Его уход в Королевскую академию в 1853 г. стал окончательным «приговором» Братству. В год смерти Милле недолго пробыл президентом своей alma mater.

Форд Мэдокс Браун (1821-1893)

Этот художник никогда не входил в состав сообщества, но всё время развивал его принципы. Близко дружил с Россетти и Уильямом Моррисом. Браун поднимал в своих работах проблематику Викторианской эпохи, в частности эмиграцию.

Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)

Один из учеников и последователей Россетти, с которым познакомился уже после распада Братства. Бёрн-Джонс специализировался на изображении обнажённого мужского тела.

Характерные черты прерафаэлитского реализма несвойственны картинам художника. Персонажи больше похожи на статичные статуи, чем на людей. Помимо живописи, Бёрн-Джонс занимался витражами.

Уильям Моррис (1834-1896)

Прекрасная ИзольдаУильям Моррис

Наибольший вклад в историю прерафаэлитизма Уильям Моррис внёс как книгоиздатель, прозаик и поэт. Его увлечение живописью быстро иссякло: лишь одну картину он завершил – «Прекрасную Изольду» в 1858 г. Позднее занимался дизайном зданий, пробовал себя в политике.

Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)

Один из последних ярких представителей движения прерафаэлитов, творивший уже в конце XIX века. Уотерхаус использовал в своих картинах образы рыцарей и девушек из средневековой литературы. Самая известная его работа – «Леди из Шалотт».

Артур Хьюз (1831-1915)

Ещё один ученик Королевской академии художеств, последователь идей Милле. Представил свой вариант «Офелии». Кроме того, Хьюз реализовал себя в качестве иллюстратора: его рисунки украшали книги и журналы тех лет. Автор знаковой картины «Долгая помолвка».

Уолтер Крейн (1845-1915)

Беспощадная Прекрасная ДамаУолтер Крейн

Этот художник загорелся идеями прерафаэлистов после прочтения трудов Джона Рёскина, а также знакомства с Бёрн-Джонсом и Моррисом. Крейн принимал активное участие в возрождении интереса к наследию Ренессанса. Помимо полотен он занимался иллюстрациями для книжек.

Уолтер Хоуэлл Деверелл (1827-1854)

КлеткаУолтер Хоуэлл Деверелл

В 1850 г. получил предложение от Россетти войти в состав Братства, но отказался. Тем не менее, всю свою короткую творческую жизнь Деверелл посвятил идеям прерафаэлитизма. В основном, изображал отношения между мужчинами и женщинами. Прожил всего 26 лет.

Описание картины Джона Уильяма Уотерхауса «Леди из Шалот»

Известнейшее полотно «Леди из Шалот» – работа Дж.У. Уотерхауса, мастера живописи из Англии. Этот шедевр искусства Уотерхаус посвятил девушке Элейн. Эта Лилейная дева – героиня легенд о короле Артуре, которая искренне любила Ланселота и умерла от безответной любви. Тема роковых женщин, которых оставили возлюбленные мужчины, всегда волновала Уотерхауса.

Художник очень точно изображал драматизм сюжета, демонстрируя свое владение техникой живописи. А еще его популярность ширилась благодаря очаровательным натурщицам. Кстати, бытует мнение, что позировала мастеру кисти при написании этой картины его жена.

Истинный шедевр искусства «The Lady of Shalott» – первое из произведений художника, написанных на мотивы поэмы Теннисона. В картине поведана трагическая история проклятой молодой девушки. Эта дева, заключенная в башню, должна беспрерывно ткать длиннющее полотно. Действие разворачивается на острове Шалот.

Не догадывается о существовании Элейн никто, самой же девушке строго запрещено выходить из башни, даже в окошко нельзя выглядывать. Вся красота окружающего мира отражена для нее лишь в огромном зеркале, что висит на стене. Но однажды, увидев своего возлюбленного Ланселота, Элейн покидает стены башни. В этот момент действует проклятье: полотно распускается, на зеркале появляются трещины.

Осознав, что поступила необдуманно, Элейн бежит к реке, где находит лодку и пишет на ней свое имя. На картине Уотерхауса мы уже видим тот момент, когда девушка плывет водяной гладью и поет грустную песню. Художник наполнил картину своим смыслом, отразив взгляды человечества эпохи Викторианства.

Леди из Шалот изображена кистью художника очень мастерски. Девушка уже присела в лодку, в ее руках – цепь, крепящая лодку к берегу. Вытканный гобелен – дело всей ее жизни – свисает из лодки в воду. Такие изображенные художником детали, как свечи и распятие, придают лодке вида погребальной ладьи. Ведь в те времена горящая свеча была символом жизни, а на полотне две из них потухли. Сама Элейн грустно смотрит на них, пребывая в одиночестве.

Художник дает понять, что жизнь девушки должна вот-вот оборваться. Приоткрытый рот свидетельствует о том, что Элейн поет лебединую песню.

При изображении пейзажа Уотерхаус отходит от традиций прерафаэлизма. Он не разрисовывает природу в деталях, а придает пейзажному описанию небрежности.

Учеба

Прежде чем стать великим портретистом, британский художник много времени посвятил изучению азов профессии. Начальные навыки ему привили в школе Слейдера, где большое влияние на Кольера оказал Эдвард Джон Пойнтер.

Затем Джон изучал искусство в Париже (Франция), Мюнхене и Гейдельберге (Германия), Милане (Италия). Наиболее близким сердцу оказался стиль живописи, исповедуемый членами Братства прерафаэлитов. Его кумирами и опосредованно учителями стали английские художники Лоуренс Альма-Тадема и Джон Эверетт Милле.

Именно от Милле он перенял метод, который до сих пор принят в портретной живописи. А именно: расположить модель и холст бок о бок, глядя на них с некоторого расстояния, и перемещаться назад и вперед, чтобы сделать картину более реалистичной.

Семья

Коллиер был из талантливой и успешной семьи. Его дед, Джон Коллиер, был торговцем-квакером, который стал членом парламента. Его отец Роберт (который был членом парламента, генеральным прокурором и в течение многих лет постоянно работал судьей Тайного совета ) стал первым лордом Монксвеллом . Он также был членом Королевского общества британских художников . Старший брат Джона Коллиера, второй лорд Монксвелл, был заместителем государственного секретаря по вопросам войны и председателем Совета лондонского графства .

Первая жена Кольера, Мэриан Хаксли, 1883 год.

Со временем Коллиер стал неотъемлемой частью семьи Томаса Генри Хаксли П.К. , президента Королевского общества с 1883 по 1885 год. Коллиер женился на двух дочерях Хаксли и был «в интимной дружбе» со своим сыном, писателем Леонардом. Хаксли . Первой женой Коллиера в 1879 году была Мэриан (Мэди) Хаксли. Она была художницей, училась, как и ее муж, в Слейде и выставлялась в Королевской академии и других местах. После рождения их единственного ребенка, дочери, она страдала от тяжелой послеродовой депрессии и была доставлена ​​в Париж для лечения, где, однако, заболела пневмонией и умерла в 1887 году. Дочь Коллиера от первого брака, Джойс, была портретистом-миниатюристом. , и член Королевского общества художников-миниатюристов.

В 1889 году Коллиер женился на младшей сестре Мэди Этель Хаксли. До Закона 1907 года о браке сестры умершей жены такой брак был невозможен в Англии, поэтому церемония проходила в Норвегии. От второй жены у него родились дочь и сын сэр Лоуренс Коллиер , который был послом Великобритании в Норвегии в 1941–1951 годах.

Уильямс Бенджамин Лидер (1831-1923)

Уильям Лидер родился в Ворчестере родился в семье инженера-строителя. Сначала учился в местной Школе прикладного искусства, а позже, как и многие художники, поступил в Школу искусств при Королевской Академии. Начинал как жанровый живописец, но позже отказался от сюжетных картин и обратился к пейзажу, став одним из самых популярных пейзажистов своего времени.

Картина Уильямса Бенджамина Лидера: 1 — «Вид на гору Веттерхорн»(1889-1898), 2 — «Лес в Суррее»(1901)

Ранние пейзажи Лидера наглядно демонстрируют увлечение художника живописью прерафаэлитов. В его работах много воздуха и света, они натуралистичны и полны мелких деталей. В более поздних работах художник отошел от стиля своих ранних работ, его живописная манера стала более свободной и импрессионистской.

Идеи прерафаэлитов вскоре распространились по всей Англии. То, что начиналось как дерзкий поворот против рутины и косности академических устоев, привело к обновлению всей живописной системы в английском искусстве и породило новое направление, получившее название прерафаэлизм.

Джон Констебл (1776-1837 гг.)

Рамсей Рейнагль. Портрет Джона Констебля. 1799 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Несмотря на аристократическую внешность, Констебль был сыном мельника. И любил работать руками. Умел пахать, строить изгороди и рыбачить. Может быть, поэтому его пейзажи лишены пафоса. Они естественны и реалистичны.

До него художники писали абстрактные пейзажи, чаще итальянские. Но Констебль писал конкретную местность. Реально существующую речку, коттедж и деревья.

Джон Констебль. Телега для сена. 1821 г. Национальная лондонская галерея

Его «Телега для сена» – самый знаменитый английский пейзаж. Именно эта работу когда-то увидела французская публика на Парижской выставке 1824 года.

Особенно были впечатлены молодые импрессионисты. Которые разглядели в этой картине то, к чему сами стремились. Никакой академической помпезности. Никаких античных развалин и эффектных закатов. А лишь обыденная жизнь в сельской местности. Красивая в своей естественности.

После этой выставки Констебль продал в Париже аж 20 своих картин. В родной же Англии его пейзажи почти не покупали.

Но в отличие от Гейнсборо, ради заработка он редко переключался на портреты. Продолжая совершенствоваться именно в пейзажной живописи.

Для этого он изучал природные явления с научной точки зрения. И умел подбирать оттенки очень близкие к тем, что встречаются в природе. Особенно ему удавалось небо, контрасты светлых и темных облаков.

Джон Констебль. Кафедральный собор Солсбери. Вид из епископского сада. 1826 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Но Констебль знаменит не только удивительно реалистичными картинами. Но и своими этюдами.

Художник создавал этюд того же размера, что и будущая картина. Работая прямо на открытом воздухе. Это было ноу-хау. И именно этот метод работы потом и подхватят импрессионисты.

Джон Констебл. Лодка и штормовое небо. 1824-1828 гг. Королевская Коллекция живописи, Лондон

Но Констебль по этим этюдам часто писал завершённые работы в студии. Хотя они больше нравились тогдашней публики, были они не такими живыми и полными движения, как наброски.

На Родине осознали величие Констебля лишь в 20 веке. И поныне он – один из самых любимых художников в Англии. Можно сказать, что с таким же трепетом русские относятся к Ивану Шишкину.

Леди из Шалот (картина Уотерхауса)

«Леди из Шалот» (англ. The Lady of Shalott) — одна из самых известных картин английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, созданная в 1888 году. Это первая версия картины, посвященная одноимённой поэме Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот» (в России известна в переводе Бальмонта).

Сюжет

В поэме Теннисона «Волшебница Шалот» рассказывается история девушки по имени Элейн, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Шалот расположен на реке, текущей в Камелот. Никто не знает про существование Элейн, потому что проклятье запрещает ей покидать башню и даже смотреть из окна. Взамен у неё в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир, и девушка занимается тем, что ткет гобелен, изображая на нём чудеса окружающего мира, которые ей удалось увидеть. Постепенно мир все больше захватывает её, а одинокое сидение в башне утомляет. Однажды она видит в зеркале, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается.

Порвалась ткань с игрой огня,Разбилось зеркало, звеня.«Беда! Проклятье ждёт меня!» —Воскликнула Шалот.

Элейн понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку и записывает на ней свое имя. Она плывет по реке и поёт печальную песню, но умирает прежде, чем доплывает до Камелота, где могла бы обрести счастье и любовь. Когда её находят жители, Ланселот дивится, что это за прекрасная женщина.

Описание картины

Поэзия Теннисона была очень популярна среди прерафаэлитов, к которым примыкал Уотерхаус. Хотя в данном случае Теннисон пишет о трагической любви, художники (Холман Хант, Россетти,Артур Хьюз, Уотерхаус) всегда наполняли картины по «Волшебнице Шалот» своим смыслом и отражали мировоззрение людей Викторианской эпохи, избирая для иллюстрации разные сюжетные отрывки и по-разному интерпретируя статус женщины. Возрастала роль женщины как хранительницы домашнего очага, а прерафаэлиты, в то же время, показывали внутренний конфликт между частными, личными надеждами и общественными обязанностями женщин.

Уотерхаус изображает Леди из Шалот в тот момент, когда она уже сидит в лодке и держит в руках цепь, которая крепит лодку к берегу. Рядом лежит гобелен, когда-то являвшийся средоточием её жизни, а теперь забытый и частично погруженный в воду. Свечи и распятие делают лодку похожей на погребальную ладью, Элейн смотрит на них с грустным, одиноким и одновременно отчаявшимся выражением лица. В то время свечи символизировали жизнь, на картине две их них задуты. Автор намекает, что Элейн осталось жить совсем недолго. Рот девушки открыт: она поёт прощальную песню.

Пейзаж нарисован небрежно — Уотерхаус отступил от прерафаэлитских традиций, когда природа изображалась максимально достоверно и подробно.

Позднейшие версии

Позднее Уотерхаус нарисовал ещё две картины, посвященные «Леди из Шалот». Вариант 1894 года называется «Леди из Шалот смотрит на Ланселота» (англ. The Lady of Shallot Looking at Lancelot) и по композиции напоминает картину Холмена Ханта «The Lady of Shalott»: девушка находится в своей башне. Элейн изображена в момент «падения», она смотрит в зеркало, которое уже начало трескаться, а гобелен замотан вокруг колен. Как и в версии 1888 года, Уотерхаус не винит женщину, отдавшуюся эмоциям, а сочувствует ей. Как писал Теннисон, «на её лице написано рождение любви к чему-то, чего она была столь долго лишена, и эта любовь вырывает её из мира теней и ведет в мир реальный».

Финальная версия картины (1911) носит название «„Меня преследуют тени“, — сказала Леди из Шалот» (англ. «I am Half-Sick of Shadows» said the Lady of Shalott). «Меня преследуют тени» — цитата из поэмы Теннисона. Вопреки сюжету поэмы, Леди из Шалот одета не в белое платье, а в ярко-красное, её фигура напоминает чувственную позу Марианы с картины Милле «Мариана» (1851). Комната освещена солнцем и нарисована в ярких тонах, в стиле ранних прерафаэлитов. Создается впечатление, что Элейн страдает от скуки, таким образом, очевидно, что рано или поздно она поддастся на искушение поглядеть на настоящий мир.

Licensing

This is a faithful photographic reproduction of a two-dimensional, public domain work of art. The work of art itself is in the public domain for the following reason:

The author died in 1934, so this work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 80 years or fewer.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1927.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that «faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain«.This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: