В Италии (1621- 1627 гг.)
Пристальное внимание к внутренней сущности человека, интеллектуальной стороне его деятельности получает последовательное развитие в искусстве Антониса Ван Дейка. Это ясно прослеживается в работах итальянского периода
Ван Дейк в 22 года уезжает из Антверпена путешествовать и учиться. В Италии на молодого мастера оказывают влияние шедевры Эпохи Возрождения и особенно художника Тициана.
А.Ван Дейк. Автопортрет.1620-1621
Художник создает великолепные образы: “Портрет скульптора Ф.Дюкенуа” (1622 г.), ”Портрет кардинала Г.Бентивольо” (1623 г.), “Мужской портрет” (1623 г.), “Портрет Марка-Антуана Люманя” (1620-е гг.)
А.Ван Дейк. Портрет Франсуа Дюкенуа. 1622А.Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1623
“Мужской портрет” (1623 г.)
Эта работа особенно хороша. Долгое время это считалось изображением антверпенского врача Лазаря Махаркейзюса. Внешняя строгость и простота отличают композицию произведения. Живописца не интересует ни костюм, ни окружающая обстановка. Только важен духовный мир модели. Мужчина не позирует. Он изображен в момент, вероятно , спора. Он что-то страстно доказывает, подкрепляя слова жестом руки.
Ван Дейк раскрывает эмоциональный настрой человека через внешнее действие. Взгляд, направленный в сторону невидимого собеседника, порывистая поза, движение пальцев — выявляют сущность портретируемого. Портрет колористически сдержан. Только контрасты черного с белым. Но художник достигает впечатления исключительного цветового богатства. Плотные темные тона наполнены горячими красноватыми оттенками, как бы отражающими духовное напряжение изображенного мужчины.
“Автопортрет” (1622-1623 гг.)
А.Ван Дейк. Автопортрет.1622-1623
Образная и живописная утонченность, присущая зрелому искусству Ван Дейка, достигла высоты в “Автопортрете”. Непринужденность, утонченность и в то же время простота характеризуют это произведение.
Ван Дейк изображает себя привлекательным, стройным юношей, с холеным, немного женственным лицом и аристократически тонкими гибкими руками. Он очевидно идеализирует себя . Но облик художника, с изящной небрежностью позы и костюма, взглядом мечтательным, чуть загадочным полон артистизма и поэтической прелести.
Ван Дейк часто изображал себя на полотнах и оставил автопортретов больше, чем другие художники-современники. Такой была его самореклама, и так выражалось его честолюбие и желание прославиться.
Живописец в портретах людей стремился преукрасить их, выразить идеал прекрасной личности.
А.Ван Дейк. Портрет мужчины в доспехах.1625-1627
Фламандская живопись 17 века
Фламандскую живопись 17 века можно понимать как воплощение понятия барокко. Примером тому служат картины Рубенса. Он является одновременно великим вдохновителем и воплотителем, без него были бы немыслимы Йорданс и ван Дейк, Снейдерс и Вильденс, не было бы того, что мы сегодня понимаем под фламандской живописью барокко.
Развитие нидерландской живописи разделилось на две линии, которые со временем должны были приобрести характер национальных школ соответственно политическому делению страны, которое поначалу казалось лишь временно существующим. Северные провинции, называемые просто Голландией, развивались быстро, имели процветающую торговлю и важную индустрию. Около 1600 г. Голландия была богатейшим государством Европы. Южные провинции, современная Бельгия, были под властью Испании и оставались католическими. В области хозяйства наблюдался застой, а культура была придворно-аристакратической. Искусство же здесь переживало грандиозный расцвет; много гениальных дарований во главе с Рубенсом создавали фламандскую живопись барокко, достижения которой были равны вкладу голландцев, чьим выдающимся генем является Рембрандт.
Деление своей страны особенно переживал Рубенс, как дипломат он пытался достигнуть воссоединения страны, но вскоре должен был оставить надежды в этой области. Его картины и вся школа ясно показывают, как велико было уже тогда различие между Антверпеном и Амстердамом.
Среди фламандских художников 17 века, наряду с Рубенсом, наибольшей известностью пользовались Йорданс и ван Дейк, существенный вклад в живопись Фландрии внесли также Снейдерс и Вильденс, Ян Брейгель и Лукас ван Уден, Адриан Броувер и Давид Тенирс Младший и другие. Йорданс сохранил относительно независимое положение, но без примера Рубенса он немыслим, хотя он и не был его учеником. Йорданс создал мир форм и образов, по-народному грубоватый, более приземленный, нежели у Рубенса, не столь красочно сияющий, но все же не менее широкий тематический.
Ван Дейк, который был 20 годами моложе Рубенса и пятью годами Йорденса, привнес новое, особенно в портретную живопись, в развитый Рубенсом стиль фламандского барокко. В характеристике портретируемых ему присуще не столько сила и внутренняя увереность, сколько некоторая нервозность и утонченная элегантность. В определенном смысле, он создал современный образ человека. Ван Дейк всю свою жизнь провел в тени Рубенса. Ему приходилось постоянно вступать в соревнования с Рубенсом.
Рубенс, Йорданс и ван Дейк владели полным тематическим репертуаром живописи. Невозможно сказать, был ли Рубенс более склонен к религиозным или мифологическим заданиям, к пейзажу или портрету, к станковой картине или к монументальным декорациям Кроме своего художественного мастерства, Рубенс обладал основательным гуманистическим образованием. Многие наиболее выдающиеся картины мастера возникли благодаря церковным заказам.
Слайд 13 Всем ранним портретам ван Дейка свойственны большая строгость
портретной живописи, но в то же время отличаются большей живостью,
большей конкретностью и углубленностью характеристики. К числу лучших портретов ван Дейка этого периода относится «Семейный портрет». По композиции группа необычайно компактна. Между изображенными ощущается большая внутренняя духовная близость. В спокойном взгляде женщины, в ее румяном молодом лице, во всей ее осанке сквозят довольство и удовлетворенность. Лицо мужчины, бледное, несколько болезненное, с тонкой прозрачной кожей, передано художником с ноткой легкой грусти. Художник как бы непосредственно общается, разговаривает с портретируемым. Создание живой связи, тесного контакта художника и зрителя с моделью является одной из основных особенностей портретной живописи ван Дейка.
Глава 3. Антонио ван Дейк
Эволюция творчества художника Антонио ван Дейка (1599–1641) предвосхитила и определила путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 столетия в направлении аристократизации и светскости. Художник исключительного дарования и таланта, Антонио ван Дейк сохранил приверженность фламандскому реализму. В лучших своих произведениях – в портретах людей разных сословий, социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу – он верно нашел индивидуальное сходство и проник во внутреннюю духовную сущность модели. Типические образы Ван Дейка дают представление о характере целой эпохи в истории Европы.
«Портрет дамы»
Ван Дейк поступил в мастерскую Рубенса девятнадцатилетним юношей по окончании обучения у Хендрика ван Балена.
Ранние композиции Антонио ван Дейка на религиозно-мифологические темы исполнены под влиянием Рубенса, от которого он унаследовал большое живописное мастерство, умение воссоздавать формы натуры с типичным для фламандцев ощущением чувственной конкретности и достоверности. Дальнейшее развитие творчества ван Дейка шло по пути утраты полнокровности Рубенса. Композиции становились более экспрессивными, формы утонченными, манера письма изысканной и деликатной
Художник тяготел к драматическому решению тем и сосредоточивал внимание на психологических аспектах жизни отдельных героев. Это определило обращение Антонио ван Дейка к портретной живописи
В ней он создал тип блестящего аристократического портрета, образ утонченного, интеллектуального, благородного человека, порожденного аристократической культурой, рафинированной и хрупкой. Герои ван Дейка – люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойной уверенности и чувства независимости и вместе с тем душевно инертны; это не рыцари, а кавалеры, придворные светские люди или люди утонченного интеллекта, привлекающие духовным аристократизмом.
Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров, знати, их семейств. Он писал также художников; позже, работая в Генуе (1621–1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. Удлиненные пропорции, горделивость позы, демонстративность жеста, эффектность ниспадающих складок одежды усиливали импозантность образов.
Знакомство с живописью венецианцев внесло в его палитру насыщенность, богатство оттенков, сдержанную гармоничность. Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.
В «Мужском портрете» психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику.
«Портрет Марии Луизы де Матисс»
В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627–1632 годами, Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины.
«Гвидо Бонтильо»
Величественная колоннада портретного фона подчеркивает значительность образа Гвидо Бонтивольо (около 1623, Флоренция, галерея Питти), исполненного чувства достоинства
Освещение и насыщенный красный цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах
Последние десять лет жизни ван Дейк провел в Англии при дворе Карла I, среди кичливой аристократии. Здесь художник писал портреты королевского семейства, лощеных придворных, часто скрывавших за элегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становилась усложненной, декоративной, красочная гамма – холодной голубовато-серебристой.
Египетский зал Эрмитажа
Экспозиция египетских древностей обрела нынешнее помещение при советской власти, в канун войны с Германией (1940 год). Под древние раритеты переоборудовали ликвидированный буфет Эрмитажа в Зимнем дворце, оснастив его музейным оборудованием. В Египетском зале размещены ритуальные саркофаги для мумий фараонов – правителей страны, других вельмож.
В витринах экспонируются каменные плиты с изображениями царственных особ, предметы быта и образцы иероглифической письменности. В данном зале выставлен самый древний экспонат всего Эрмитажа – мумия жреца, датированная II веком до нашей эры. Мумифицированный служитель богов помещен в герметичный кожух из стекла, из-под которого откачан воздух.
Посещая Государственный Эрмитаж, нужно заранее определиться с приоритетами своей экскурсии. Надеемся, что небольшой обзор поможет решению этой задачи, ведь посмотреть все за один раз физически невозможно. Кратчайший маршрут по зданиям и залам составит десятки километров, даже минутный осмотр всех экспонатов займет годы. Выбор за Вами!
Ван Дейк был вундеркиндом
Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.
Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org
Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.
А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.
Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия
По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.
Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.
Слайд 20 В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии
проходит последний период его творчества. Созданный ван Дейком тип парадного
портрета находит свое дальнейшее развитие и завершение в портретах придворной английской аристократии. Выполняя многочисленные заказы, художник постепенно вырабатывает определенную схему парадного портрета. Он часто повторяет одни и те же удлиненные пропорции фигур, позы, жесты. Одним из лучших портретов ван Дейка английского периода является «Портрет Карла I». Король изображен спешившимся и опирающимся на трость — знак его джентльменства. Он стоит под густой кроной дерева в изящном охотничьем костюме. Томный, чуть надменный взгляд короля обращен в сторону зрителя. Он красив, элегантен, полон чувства собственного достоинства. Портрет очень живописен, выдержан в теплой, золотистой гамме.
Шарден, Грез, Робер
Грёз Ж.-Б. Рисунки из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. — Л., 1977.
Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1984.
Дьяков Л. А. Гюбер Робер. — М.: Изобразит. искусство, 1971.
Каменская, Т. Д. Гюбер Робер, 1733—1808. — Л.: Государственный Эрмитаж, 1939.
Лазарев В. Н. Шарден . — М.: Издательство ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1947. — 62 с.
Немилова, И. C. Картины Гюбера Робера на литературные сюжеты в собрании Эрмитажа. — М.: Искусство, 1956.
Немилова И. С. Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961. — 18 с.
Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. — М.: Искусство, 1981. — 144 с.
Ямпольский, М. Смерть и пространство (Сокуров, Юбер Робер) // О близком. Очерки немиметического зрения. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — С. 124—146. — 240 с.
Barker, Emma. Greuze and the Painting of Sentiment. — Cambridge: Cambridge University Press, 2005. – 348 p.
Huisman, Philippe, French Watercolours of the 18th Century. — London, Thames and Hudson, 1969
Munhall, Edgar. Jean-Baptiste Greuze, 1725-1805. — Wadsworth Atheneum, 1976
Munhall, Edgar. Greuze the Draftsman. — New York, The Frick Collection, 2002
Naughton, Gabriel. Chardin: Colour Library. — Phaidon Press, 1998. – 128 p.
Radisich, Paula Rea. Hubert Robert: painted spaces of the Enlightenment. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1998. — 207 p.
Rosenberg, Pierre; with Colin B. Bailey, René Démoris, Florence Bruyant, Marie-Laure de Rochebrune, Antoine Schnapper and Katie Scott. Chardin. – Yale University Press, 2000. – 360 p.
Yotova, Raya. Chardin: Drawings & Paintings Paperback – CreateSpace Independent Publishing Platform, 2018. – 84 p.
Назад, к Большому тронному залу
Заблудившимся в зданиях и залах комплекса Эрмитаж следует знать, что Большой тронный зал доступен не только из Зимнего дворца. Хотя к нему помещение и относится, но попасть можно и из Малого Эрмитажа, миновав коридор и проходной зал Аполлона. На пути встретится много любопытных экспонатов, от старинной мебели до цветных витражей в окнах.
Внимание многих посетителей привлечет тканый гобелен и скульптурная группа под стеклянным укрытием
Такая предосторожность объяснима материалом, ведь это – изделие из фарфора. Многофигурная композиция Вакханалия воспроизводит сцену безудержного веселья компании мужчин, женщин и детей на старинной повозке
Многофигурная композиция Вакханалия воспроизводит сцену безудержного веселья компании мужчин, женщин и детей на старинной повозке.
Большой тронный зал называют еще Георгиевским в честь Святого Георгия, ибо освящение зала произошло в день почитаемого покровителя России. Громадное двухсветное помещение (то есть с окнами в двух противоположных стенах) классического стиля сооружено по проекту Кваренги в 1795 году, за год до кончины Екатерины Великой.
Назначением помещения было проведение торжественных церемоний и приемов государственного уровня. Со стороны Царского места виден вход в зал под балконом, покоящимся на восьми беломраморных колоннах. Балконы выполнены и вдоль стен, в простенках оконных проемов такие же парные колонны.
Рисунок паркета Георгиевского зала составлен из 16 пород древесины и до пожара 1837 года повторялся росписями потолка. Восстановленный облик помещения стал еще более величественным, для отделки применили наилучший каррарский мрамор. Потолок отделали позолоченной лепниной, а паркетные рисунки восстановили в прежнем виде. Варианты рисунка можно рассмотреть на слайдере.
Царское место вознесено на постамент со множеством ступеней, над ним воздвигнут величественный балдахин. Выше расположен крупный мраморный барельеф, изображающий победу святого рыцаря над враждебным драконом. Трон и подножная скамеечка были изготовлены в Англии по заказу императрицы.
Как и положено тронному залу, это было самое крупное по площади помещение императорской резиденции. Одна из функций Георгиевского зала – демонстрация величия Российской империи, по крайней мере в части великолепия и торжественности облика, выполнялась достойно.
Линия горизонта
Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.
На выставке «Золотой XVII век» можно было найти ещё вот такую интересную работу с Христом-садовником.
Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.
Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.
Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.
Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.
Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.
Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.
Также мы видим довольно высокий горизонт.
И обратите внимание ещё на одну особенность колорита. Такое цветовое решение называется локальным
Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета
Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.
Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.
Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.
Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках. Середина XVII века. Частная коллекция.
Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.
В Англии (1632-1641 гг.)
При дворе Карла I
В 1632 году фламандский художник переезжает в Англию и последние годы жизни работает при дворе Карла I в Лондоне.
В 1632 году английский король посвятил Ван Дейка в рыцари, а в следующем 1633 году — пожаловал статус королевского художника.
В эти годы мастер создает свыше 400 картин. Из них 35 полотен — портреты короля и 20 — королевы Генриетты-Марии и их детей. “Королевская семья” (1632 г.), “Карл I на охоте” (1635-1638 гг.), “Портрет Карла I верхом”(1636 г.), “Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I)” (1635 г.), “Портрет королевы Генриетты Марии” (1635 г.), “Трое детей Карла I” (1635 г.), “Пятеро детей Карла I” (1637 г.) и другие.
А.Ван Дейк. Карл I с трех сторон (Тройной портрет Карла I). 1635А.Ван Дейк. Королевская семья.1632А.Ван Дейк. Портрет Карла I на охоте.1635-1638
Ван Дейк создает портреты аристократов, знатных вельмож, известных современников. К числу выдающихся произведений английского периода принадлежит небольшой “Портрет Иниго Джонса” (1635-1636 гг.). Талантливый зодчий построил здание Банкетного зала дворца Уайтхолл в Лондоне. Росписи для плафона зала были выполнены Рубенсом. В этой картине Ван Дейк скупыми и лаконичными средствами создал живой, запоминающийся образ знаменитого современника.
А.Ван Дейк. Портрет Иниго Джонса.1635-1636
Детские портреты
Ван Дейк был превосходным мастером детского портрета. Никогда не впадая в кукольность и слащавость, он тонко подчеркивал особенности юного возраста, умело передавал свежесть и наивность восприятия мира.
А.Ван Дейк. Портрет пятерых старших детей Карла I.1637
Изысканные колористические качества отличают “Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон” (1640 г.), одно из лучших произведений художника в английский период. На портрете дочери лорда Филиппа Уортона. Девочки, причесанные и одетые как придворные дамы, позируют мастеру. Но пытаясь сохранить “взрослую” серьезность, они держат себя с непосредственностью и естественностью детей, играют свою роль с удовольствием и немного с лукавством.
А.Ван Дейк. Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон.1640
Влияние Ван Дейка на портретную школу Англии
После поездки в Париж художник серьезно заболел и в декабре 1641 года умер в Лондоне. Король Карл I устроил пышные похороны. И в этот же день были крестины у новорожденной дочери Ван Дейка.
Знаменитому художнику было всего 42 года.
Творчество мастера английского периода в такой же мере принадлежит истории английского искусства, как и южнонидерландского (фламандского). Ван Дейк стоит у истоков портретной школы Англии. От него немало почерпнули такие выдающиеся живописцы, как Томас Гейнсборо, Питер Лели, Джошуа Рейнолдс. Они восприняли, в частности, присущую поздним произведениям Ван Дейка изысканность цветовой гаммы, ее особый серебристый тон, жемчужно-серые и голубые оттенки.
А.Ван Дейк. Портрет молодой женщины с виолончелью.1635-1640А.Ван Дейк. Портрет лорда Джона и лорда Бернарда Стюартов.1638
Расширение коллекции: европейский «шопинг» Екатерины Алексеевны
Императрица любила подчеркивать, что на покупку предметов искусства и драгоценностей она из казны денег не берет. Женщина она богатая, может себе позволить «маленькие капризы» в виде приобретения многочисленных картин, графических рисунков и скульптур для своего любимого Эрмитажа.
Коллекция Кобенцеля
В 1768 году в Брюсселе Екатериной было куплено обширное собрание графики, включающее в себя 5 тысяч рисунков. Наиболее ценной работой в коллекции был «Портрет неизвестной» Ж. Фуке.
Коллекция Генриха фон Брюля
В 1769 году Екатерина Алексеевна решила расширять собрание предметов искусства и приобрела на аукционе в Дрездене 600 картин и 1076 рисунков из коллекции первого министра эрцгерцога Саксонии Генриха фон Брюля. Покупка обошлась ей в 90 000 тысяч рублей.
Большой Эрмитаж
К 1770 году завершились работы по соединению Малого Эрмитажа с Зимним дворцом. Были построены две большие галереи с арочными окнами и внутренний сад Зимнего дворца. Картины располагались в галереях хаотично, бессистемно, лишь некоторые особо ценные из них были помещены под стекло. Места не хватало, и Екатерина Алексеевна приказала строить новое здание, Большой Эрмитаж. Архитектором был назначен Ю.М. Фельтен, друг одного из помощников императрицы в деле коллекционирования Д. Голицына.
Работу над Большим Эрмитажем маэстро планировал завершить в 1787 году. У Екатерины должно было появиться много свободного места. Можно было продолжать покупки.
Коллекция Троншена
В 1771 году все тот же Д. Голицын купил для Эрмитажа собрание женевского коллекционера Троншена. На эту коллекцию Екатерине Алексеевне указал Д. Дидро. Троншен был настолько доволен заключенной сделкой, что сообщил императрице об аукционе, основным лотом которого должно было стать легендарное собрание полотен барона Кроза де Тьера.
Коллекция П. Кроза
Покупку собрания барона совершал Д. Голицын. Эта коллекция считалась второй по размеру в Европе (первая принадлежала герцогам Орлеанским) – 400 полотен. В нее входили работы итальянских, голландских и французских мастеров: Рубенса, Пуссена, Ватто, Тициана. Истинными жемчужинами были:
- «Юдифь» Джорджоне;
- «Святое семейство» Рафаэля;
- «Даная» Рембрандта;
- «Прачка» Шардена.
Коллекция Уолпола
В 1779 году у британского премьер-министра Д. Уолпола была выкуплена коллекция его деда Роберта. Это было уникальное собрание, включающее в себя алтарные полотна, портреты монархов и членов их семей, картины и эскизы Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта.
Коллекция Бодуэна и Лайд-Брауна
В 1781 году в Париже по приказу императрицы было приобретено собрание графа Бодуэна, насчитывающее 119 картин. В этом же году у английского банкира были выкуплены многочисленные античные статуи и бюсты, а также скульптурные работы итальянских мастеров, таких как Микеланджело.
В 80-90 годах Екатерина Алексеевна приобретает для своей галереи коллекцию камней герцогов Орлеанских, заказывает портреты семьи у известных европейских художников, скупает фарфор и драгоценности – продолжает украшать Эрмитаж.
Антуан Ватто, рококо
Антуан Ватто. Старинные тексты: письма Ватто и его современников. / Сост., вступ. статья и коммент.: Ю. К. Золотов; пер.: Е. А. Гунст. — М.: Искусство, 1971. — 104 с.
Алпатов, М. В. Ватто // Этюды по истории западноевропейского искусства. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — с. 313-320.
Герман, М. Ю. Антуан Ватто. — М.: Искусство-XXI век, 2010. — 224 с.
Даниэль, С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. — СПб.: Азбука-Классика, 2010. – 336 с.
Мытарева, К. В. Антуан Ватто // 50 биографий мастеров западноевропейского искусства XIV — XIX веков. — Л.: Советский художник, 1968. — С. 175-181.
Немилова, И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. — Л.: Советский художник, 1964. — 212 с.
Чегодаев, А. Д. Антуан Ватто. — М.: Искусство, 1963. — 32 с.
Якимович, А. К. Об истоках и природе искусства Ватто // Западноевропейская художественная культура XVIII века. — М.: Наука, 1980. — с. 41-78.
Goodman, Elise. The Portraits of Madame de Pompadour: Celebrating the Femme Savante (The Discovery Series). — University of California Press, 2000. – 208 p.
Levey, Michael. Rococo to Revolution. — Thames and Hudson, 1966. – 576 p.
Vidal, Mary. Watteau’s Painted Conversations. Art, Literature, and Talk in Seventeenth- and Eighteenth-Century France. — London: New Haven, 1992.
Watteau, Music, and Theater. / Edited by Katharine Baetje; With an introduction by Pierre Rosenberg and an essay by Georgia J. Cowart. — Yale University Press / Published in association with The Metropolitan Museum of Art, 2009. – 160 p.
Версальский ансамбль
Астахов, Андрей, Пантилеева, Анастасия. Интерьеры Версаля. – М.: Печатная слобода, Белый город, Воскресный день, 2016. – 138 с.
Клукерт Э. Садово-парковое искусство Европы от античности до наших дней. / Пер. с нем. Н.А. Позднякова. — М.: Арт-Родник, 2008. — 496 с.
Палентреер С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство: Избранные труды. — М.: МГУЛ, 2008. — 307 с.
Соколов М.Н. Принцип Рая. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 736 с.
Фирсова М.В. История садово-паркового искусства. – Новосибирск: ИЦ Золотой колосс, 2014 – 96 с.
Харрисон Л. Как читать сады. Интенсивный курс по садово-парковому искусству. / Пер. с англ. Е.М. Опрышко. — М.: Рипол Классик, 2011. — 256 с.
Berger, R. W. In the Gardens of the Sun King: Studies on the Park of Versailles Under Louis XIV. – Washington: Dumbarton Oaks, 1985
La Blaude, Pierre-Andre. The Gardens of Versailles Hardcover – Zwemmer, 1995. – 192 р.
Mariage, Thierry. The World of Andre Le Notre (Penn Studies in Landscape Architecture). — University of Pennsylvania Press, 1998. – 178 р.
Thompson, Ian. The Sun King’s Garden: Louis XIV, Andre le Notre and the Creation of the Gardens of Versailles. — Bloomsbury USA, 2006 – 304 р.