Как художник Василий Пукирев предугадал свою судьбу картиной?
Академическую выставку сентября 1863 года публика и критики сочли в целом слабой. Тем ярче выделялась на этом фоне работа молодого художника Василия Пукирева. Полотно с выписанными почти в натуральную величину фигурами персонажей и впрямь не соответствовало тогдашней традиции небольших полотен бытового жанра, но куда больше ошеломляло содержание — сцена венчания старика с прелестной юной невестой.
Сцену эту Пукирев не только видел, но и пережил лично. Что, впрочем, не удивительно: деньги и положение всегда имели немалое значение…
Бывший крепостной из села Лужники Каширского уезда Тульской губернии первые уроки рисования получил у деревенского иконописца, а продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, добывая средства к существованию частными уроками и продажей своих работ. Особенно удавались ему портреты. Уже на третьем году в училище Пукирев заслужил звание неклассного художника, дававшее право на преподавание, а один из педагогов предложил ему совместно работать с учениками, деля пополам скромную зарплату.
Этого, однако, не получилось — есть версия, что Василий Владимирович отказался от предложения из гордости и продолжал жизнь впроголодь. Материальное положение его поправилось только после окончания учебы. За картину «Татьяна» Пукирев был удостоен звания «академика по живописи исторической и портретной», имел довольно много заказов, преподавал в училище.
Был Василий Владимирович человеком дружелюбным и общительным, поэтому не удивительно, что учившийся у него купеческий сын Сергей Варенцов поделился с Пукиревым историей своей любви к дочке купца Рыбникова. Родители девушки предпочли ему более старшего по возрасту «очень богатого и хорошего человека», вспоминал племянник Варенцова Николай, мемуары которого дошли до нашего времени. В довершение к этой обиде несостоявшемуся жениху пришлось быть шафером на свадьбе удачливого соперника, с которым Сергей состоял в родстве.
Пукирев «воспользовался рассказом приятеля для сюжета картины „Неравный брак“, изобразив… шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым вышла крупная ссора, когда Варенцов увидел изображение свое на ней. Художник был вынужден приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович бороды не носил».
Автор полотна и Варенцов были внешне довольно схожи, очевидно, поэтому появилась версия о том, что в образе шафера Пукирев написал себя.
Реальный прототип был и у «картинной» невесты. Это Прасковья Матвеевна Варенцова — однофамилица Сергея Михайловича, внучатая племянница княгини Щепиной-Ростовской, урожденной Варенцовой-Тарховской. Пукирев был влюблен в нее и хотел жениться, надеясь, что обретенные им известность и некоторое благосостояние обеспечат согласие родителей на брак. Однако те отказали, рассчитывая на более выгодную партию.
Дальнейшая судьба ее стала известна в начале 2000-х годов, когда в Третьяковскую галерею поступил портрет женщины с надписью на обороте:
Личная драма, по существу предсказанная Пукиревым самому себе, сломала художника. По воспоминаниям современников, у него испортился характер, он стал выпивать, работа не шла — новые картины «значительно уступали в достоинстве „Неравному браку“, а некоторые из них вышли даже очень посредственными. Еще слабее были религиозные картины, писанные Пукиревым в конце его деятельности», — отмечает словарь Брокгауза и Ефрона.
Все больше впадая в бедность, Василий Владимирович распродал собранную им большую коллекцию живописи, а когда и эти деньги подошли к концу, обратился с прошением к председателю совета Московского художественного общества князю Долгорукову, московскому генерал-губернатору:
Однако и здесь его ждал отказ.
Автор «Неравного брака» умер в крайней бедности, полузабытый. Но картина его не забылась. По словам Ильи Репина, она попортила «много крови… не одному старому генералу», а историк Николай Костомаров признавался друзьям, что под впечатлением от нее «отказался от намерения жениться на молодой девушке».
Да и в наше время полотно Пукирева не утратило актуальности, о чем ярко свидетельствуют многочисленные телешоу из категории «Богатые тоже плачут»…
«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ» НИКОЛАЯ МАТВЕЕВА
Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными и либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, и брачная ночь вряд ли будет, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
Сломанные судьбы нищих девушек
Это явление было обыденно для того времени. Материальное благополучие волновало родителей больше, чем симпатии юной дочери. Зачастую ради этого они старались выдать её за богатого, хоть и уже пожилого мужчину, годившегося ей разве что в дедушки. Забота о личном счастье девушки была для них на последнем месте.
Василий Пукирёв “Неравный брак”
Бывало и так, что и сама молодка, стремясь преодолеть изматывающую нищету, искала себе зажиточного старика.
Итогом свадьбы по расчёту нередко становилась сломанная судьба невесты. Подтверждение тому – множество песен и произведений литературы, сюжетом которых стало это негативное социальное явление. Ещё наши бабушки нередко во время застолий пели задушевную «У церкви стояла карета».
Фортуна отвернулась от художника
Дальнейшая личная жизнь художника Василия Пукирева покрыта тайной. Но в одном письме художника Неврева к Павлу Третьякову упоминается некая госпожа Пукирева. Ею была Софья Терехова, младше Пукирева на 13 лет. Следует понимать, что в те времена отсутствие кольца и официального статуса ставило женщину в чрезвычайно уязвимое положение. Между тем, современники говорили, что Пукирев всегда был ухожен, обласкан, хорошо одет. Похоже, это еще одна драматическая страница – уже в жизни женщины, оказавшейся с ним рядом. Вероятно, она его любила. А он ее? Ну, нельзя же было не понимать, что значит для женщины в то время не иметь никакого статуса. Отказ дать его – явно не свидетельство в пользу Софьи, которой так и не суждено было на самом деле стать госпожой Пукиревой.
После «Неравного брака» Василий Пукирев не создал ни одной картины, которую поставили бы в один ряд с этой. Честно говоря, это не очень справедливо, у него есть весьма интересные работы. В частности, художнику великолепно, с тонким психологизмом, сарказмом и язвительностью удавалось передать двойные настроения, ироничный подтекст, так явно просвечивающий сквозь видимое на первый взгляд. Чего стоит прекрасный «Прием приданого в купеческой семье по росписи». А какая буря чувств во взгляде художника, выставляющего в мастерской свои картины и созерцающего высокомерную физиономию заказчика!
Но удача от него отвернулась, и его новые работы встречали равнодушно. Впрочем, неудачных среди них тоже хватало. С начала 1870-х годов здоровье художника ослабевало, и вскоре он вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Скромной пенсии едва хватало на жизнь. Пукирев распродал свою небольшую коллекцию картин, а потом он и его невенчанная жена вплотную столкнулись с нуждой. Улыбка фортуны в его жизни оказалась кратковременной, и автор «Неравного брака» скончался в бедности, позабытый почти всеми.
Пукирев Василий Владимирович — русский художник
Русский художник Пукирев Василий Владимирович . Автор картин: Автопортрет. 1868г; Игрок; Мастерская художника; Неравный Брак; Приданое; и многих других.
Пукирев Василий Владимирович (1832-1890)
Родился В. В. Пукирев в крестьянской семье. Учился у иконописца в Могилеве. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время, в 1847 г., поступает в МУЖВ, где успешно занимается, становится прекрасным рисовальщиком.
Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов. Вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка. В 1860 г. получает звание академика за большой портретный этюд «Девушка».
А в 1863 г. на академической выставке появляется «Неравный брак» (1862), и имя Пукирева узнает вся Россия: картина вызвала бурную полемику в прессе. Позицию ее сторонников наиболее точно выразил В. В. Стасов: «Наконец-то». Наконец-то появилось крупное произведение (в прямом смысле тоже — фигуры изображены почти в натуральную величину) на тему, взятую из современной жизни. Действительно, Пукиреву удалось создать картину, которая была буквально обречена на успех. Сюжет, хорошо знакомый зрителям. Явно обличительный, в духе времени, настрой автора. Выразительность и ясность психологических характеристик. Классическая в своей простоте композиция, великолепный рисунок, виртуозная, доведенная почти до иллюзорности живопись (не случайно Пукирев был учеником С. К. Зарянко).
Следуя классической ренессансной традиции, художник изобразил в картине и самого себя (фигура шафера справа), сделавшись таким образом не просто свидетелем, но участником происходящего. Это было неожиданно и ново для русского искусства того времени. Картина приобрела обостренно-личное звучание: правый шафер явно выделяется среди персонажей второго плана, его фигура образует композиционный и смысловой треугольник с фигурами невесты и старого жениха. Вероятно, поэтому «Неравный брак» был воспринят как трагическая история любви самого художника. Легенда эта дожила до наших дней.
Однако существуют и другие, документально подтвержденные версии о замысле картины: история несчастной любви друга Пукирева С. М. Баренцева, сюжет одного из рассказов украинского писателя Е. П. Гребенки. Так или иначе, идея буквально носилась в воздухе и в Пукиреве нашла своего выразителя. Картину купил П. М. Третьяков, АХ присвоила Пукиреву звание «профессор живописи народных сцен».
И последующие работы художника («В мастерской художника», 1865; «Дьячок объясняет крестьянам сцену Страшного Суда», 1868; «Сбор недоимок», «Потрава», обе 1870, и др.) пользовались успехом, но в них Пукирев уже не поднялся выше среднего уровня жанровой живописи тех лет.
В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.
Как картина смогла изменить общество?
Заключённый родителями Прасковьи мезальянс перечеркнул жизнь самой юной особы, и разрушил счастье отвергнутого художника.
Сам Василий Пукирёв служил преподавателем в училище, много времени уделял иконописи и картинам религиозного содержания.
Семья его была невенчанной. Женщина по имени Софья была с ним ласкова и хорошо справлялась с бытовыми женскими обязанностями. По всей видимости, с её стороны любовь была. А вот Василий и не думал сочетаться с ней браком. Хотя в те времена сожительствовать с мужчиной было большим грехом.
Под конец своей жизни Пукирёв нищенствовал, пристрастился к спиртному. Похоронили художника на кладбище в Ваганьково.
Не зря сам Репин утверждал, что Пукирёв испортил настроение не одному генералу в почтенном возрасте. И на самом деле, картина, появившаяся на выставке, способствовала снижению числа неравных браков в России.
Многие живописцы пытались повторить успех Пукирёва, но безуспешно.
Ф. Журавлев «Перед венцом», 1874
Ф. Журавлев «После свадебной церемонии», 1874
Сюжет картины Василия Пукирёва «Неравный брак» пользуется популярностью до сих пор. А сама картина – это бесценный клад, хранящийся в одном из ведущих выставочных залов страны – Третьяковской галерее.
Почему ещё это шедевр
Василий Пукирев мастерски использовал приём «Мгновение ДО». Это когда мы видим, что художник как бы останавливает мгновение за секунду до кульминации.
Ведь невеста уже протянула руку, чтобы священник надел ей кольцо. И все это тоже на основе контраста. Светлая рука девушки почти касается темной руки священника. Ещё секунда и ее свобода прервётся. Она будет женой этого мужчины. Она принесёт себя в жертву. Ради славного имени своей семьи.
Дело в том, что перед нами Прасковья Матвеевна Варенцова. Она была внебрачной дочерью дворянина. Семья хоть знатная, но не богатая. Замужество позволяло неплохо пристроить девушку, которой нечего было и надеяться на наследство от отца. У него были и законнорождённые дети.
Также по письмам современников мы можем предположить, что в девушку был влюблён сам художник, Василий Пукирев. Но несмотря на то, что она была внебрачным ребёнком, ее не готовы были выдать за крестьянина. Ведь Пукирев был из низшего сословия. И стал художником исключительно благодаря своему таланту.
И вот девушка лет 16-17, когда так хочется любить, обречена на несчастный брак. Вот она ещё свободна перед нами. Но ещё мгновение, и все, кульминация!
Первым такой прием использовал Микеланджело. Он изобразил мгновение до того, как человек оживет от прикосновения Бога.
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан. Wikimedia Commons.
Именно этот мастерски обыгранный приём «Мгновения ДО» сделал картину особенно драматичной. Несмотря на то, что мы не видим никаких сложных поз, сильных слез.
Казалось бы, вот на этой картине Фирса Журавлева тоже несчастная невеста. Ей тоже приходится жертвовать собой. Возможно, выдают ее для того, чтобы поправить положение семьи. Тоже за старого, но богатого.
Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Русский музей, Санкт-Петербург. Rusmuseumvrm.ru.
Девушка закрыла лицо руками. Она глубоко несчастна. Рядом с ней обескураженный отец, которому неловко от чувств дочери. Но очевидно, он НЕ освободит ее от этой жертвы.
Согласитесь, позы и жесты здесь гораздо более драматичны. Но все же более спокойное в этом плане полотно Пукирева вызывает, как ни парадоксально, больше эмоций у зрителя. И секрет этого в том числе в приеме «Мгновения ДО».
PS. В 2002 году стала известна судьба девушки с картины Пукирева «Неравный брак».
В Третьяковскую галерею попал ее портрет, нарисованный художником В. Суховым 44 года спустя.
Своей рукой Сухов написал на этом рисунке: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»…
Очевидно, что брак не избавил женщину от материальных забот. В богадельни попадали вдовы, у которых не было возможности себя содержать после смерти мужа. Получается, что жертва была напрасной…
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: [email protected].
Невеста
Самый значимый персонаж картины — молодая девушка — написан художником особенно тщательно. Невеста — совсем еще ребенок, с поникшей головкой, едва сдерживает слезы, этот день самый горький в ее жизни. Нежное личико в обрамлении белокурых локонов печально, свеча в детской руке наклонилась, воск капает на свадебное платье. Постылый жених совсем рядом, ощущение его присутствия терзает девичью душу. Ее правая рука протянута священнику, который вот-вот наденет на тонкий палец обручальное кольцо. Невеста безучастна, она уже безразлична к собственной судьбе. Облачившись в свадебный наряд, девушка пожертвовала собой во благо своей семьи, которая отныне сможет жить в достатке.
Абрам Архипов
Абрам Архипов. Автопортрет. Частная коллекция
Архипов был выходцем из очень бедной семьи. Но мы почти не увидим у него трагичных сюжетов. К тому же он больше остальных передвижников тяготел к импрессионизму. Который волей-неволей смягчает любую драму.
Но есть у Архипова главный шедевр, «Прачки», который как нельзя лучше вписывается в концепцию передвижников.
Однажды художник случайно забрёл в подвал одного дома. И увидел бедных женщин, которые с утра до позднего вечера возятся в корытах с водой.
Он был крайне поражён их тяжким трудом. Поэтому не мог не создать своих «Прачек».
Абрам Архипов. Прачки. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пожилая женщина без сил опустилась на скамью. Ее худая, скрюченная рука кажется слишком миниатюрной для такого адского труда.
Лиц молодых прачек мы не видим. Будто Архипов даёт им надежду однажды вырваться из этой бесконечной круговерти тазов, мыла и пара.
Но все же Архипов предпочитал не грустить. И чаще изображал счастливых женщин.
В этой статье и так было много поводов для грусти. Поэтому завершу пост на более позитивной ноте. Портретом довольной и нарядной крестьянки.
Абрам Архипов. Женщина в красном. 1919 г. Нижегородский художественный музей
Товарищество передвижных выставок просуществовало 53 года (1870-1923 гг.). Уже в конце 19 века их стали все чаще критиковать. Обвиняя в литературщине и гипертрофированном трагизме.
А с возникновением моды на модерн и беспредметное искусство и вовсе перестали покупать.
Но вклад художников-передвижников в развитие русского искусства колоссальный. Живописное мастерство художников, работающих в свободной атмосфере, поднялось на невероятную высоту.
В том числе поэтому многие шедевры русской живописи созданы именно во второй половине 19 века, в пору рассвета эпохи передвижничества.
Также читайте мою статью “Русские художники. Главные новаторы русской живописи”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
«Мальчик с птичьим гнездом»
Крестьянский мальчик с картины «Дьячок» — не первый подобный герой на картинах Пукирева. В 1856 году, во время обучения в училище, художник уже изображал маленького крестьянина на картине «Мальчик с птичьим гнездом». На ней изображен задумчивый мальчик, собирающийся перейти лесную речку — в руке он бережно держит птичье гнездо. Неизвестно, подобрал ли мальчик упавшее гнездо с земли, или самостоятельно снял его с ветки. Одно ясно — доброе лицо мальчика никак не делает его хулиганом и разорителем птичьих жилищ. Скорее всего, он нашел гнездо на земле и решил принести его домой, чтобы не дать будущим птенцам погибнуть от лап хищников.
Автобиографическая картина
Внимание поклонников притягивает и силуэт статного мрачного красавца, скрестившего руки на груди, что расположился позади невесты. Найти в нём черты, схожие с самим Василием, не составляет труда. Подле него находится тот, кто единственный смотрит прямо на посетителей музея
Считают, что это образ Петра Шмелькова – друга художника по училищу
Подле него находится тот, кто единственный смотрит прямо на посетителей музея. Считают, что это образ Петра Шмелькова – друга художника по училищу.
Может быть, это и есть объяснение тому, что сюжет так трогает зрителя, хотя картина написана художником практически одномоментно. И вот почему автор отсутствовал на ставшей успешной для него выставке осенью 1863 года, а вместо этого скрылся за границей. Это подтверждает и рисунок карандашом с собственноручной надписью Владимира Сухова.
Скорее всего, так оно и есть, ведь доподлинно известно, что девушка Софья прожила с Карзинкиным долгую и счастливую жизнь, родив ему троих детей.
Браки по расчету
Далеко не всегда получалось обручиться с красивым и обеспеченным молодым человеком, чаще всего наступало разочарование в первые недели знакомства. И вот тогда на авансцену выходили классические престарелые женихи, готовые повести под венец молодую неискушенную девственницу. Семидесятилетние старики, нимало не смущаясь, сватались, вели переговоры с родителями, предлагали баснословные суммы. Разумеется, юная красавица не могла принять подобные ухаживания дряхлого старца, но ее родители спешили заказать подвенечный наряд. При этом мать говорила дочери: «Пойдешь замуж, и точка… Довольно нам в нужде жить». Далее следовали бессонные ночи, девичьи слезы, мольбы, однако родители были непреклонны. Нередко девушки пытались покончить с собой, лишь бы не выходить замуж за ненавистного старца.
Картина художника Василия Пукирева «Неравный брак»
Значимый в его жизни момент: 1862 год – пик славы, вершина! Пукирев написал и выставил ставшую знаменитой картину с говорящим названием «Неравный брак», и она произвела фурор. Художник – в расцвете своей славы, у него много заказов, преподавательская работа в Училище тоже ладится. И мы же помним, что изначально всё это не было написано ему на роду. Наверняка он воспринимал успех острее, чем избалованный аристократ или любимый ребенок в семье художников и музыкантов, для которых с рождения все пути открыты.
В общем, живи да радуйся, лови момент и пользуйся удачей, казалось бы. Что же делает Василий Пукирев? На этом месте в его биографии, как правило, скупо сообщают, что художник подал прошение о заграничном путешествии «для обозрения картинных галерей… и художественных произведений» . Причем уезжает он в разгар учебного года. Конечно, знакомство с живописью в Европе – не ссылка на Колыму, но все же слишком стремительно, толком на насладившись собственным триумфом, Пукирев тогда покинул Россию. Или даже бежал? Есть версия, что именно бежал, а от чего – читайте в описании картины. Без женщины здесь не обошлось, сразу скажем. А финансировал эту и следующую поездки Пукирева за границу его товарищ, московский коллекционер Александр Борисовский. Он, кстати, и стал первым владельцем картины, но позже «Неравный брак» перекупил у него за полторы тысячи рублей (весьма значительная сумма по тем временам) Павел Третьяков.
«Неравный брак»
Главное произведение Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак» появилось в то время, когда вопрос браков по расчету в России стоял особенно остро. 8 из 10 семейных союзов к середине 19-го века строились на основе материальной выгоды, и только 2 заключались по любви. В 1854 году на сцене Малого театра состоялась премьера пьесы Островского «Бедность не порок», а в 1861 году Священным Синодом был провозглашен запрет на браки с большой разницей в возрасте. Спустя всего три года свет увидел «Неравный брак» – картину, как никогда актуальную и злободневную. Ведь очень многие богатые пожилые мужчины, ищущие брака с бесприданницами, и молодые небогатые, желающие брака с богатыми пожилыми дамами, были возмущены этим церковным запретом и выступали с требованиями его отмены.
На полотне изображен обряд венчания молодой девушки и пожилого мужчины. Изображен на картине и сам художник — в образе шафера, стоящего позади невесты и явно недовольного происходящим.