Фернан кормон

1919-1955 годы

Послевоенный
Париж стремительно преображался. Облезлые домики и дешевые кабаки сменялись
новыми аккуратными постройками. Город украшали флаги, разноцветные рекламы и афиши.
Изменилась и живопись Утрилло.

Белый одинокий пасмурный Париж становится ярким и насыщенным, на улицах появляются кокетливые парижанки в тесных юбках. Тот таинственный и тихий Монмартр, который Утрилло выписывал с искренней любовью, стал совсем архаичным и ушел в прошлое.

«Монмартр» 1922 г.

Постепенно к
художнику приходит заслуженный успех. В начале 1920-х годов организуются
несколько персональных выставок Утрилло, выходят первые альбомы, посвященные
его творчеству.

Его картины начали
продаваться и расти в цене. Теперь живописцу не приходилось бедствовать и
отдавать работы за бесценок, чтобы прокормиться. А в 1928 году Утрилло даже был
награжден орденом Почетного легиона.

Несмотря на
успех, Утрилло продолжал оставаться одиноким. Мечтательный, подверженный
ностальгии, чуждый материализму, он по-прежнему проводил жизнь в уединении и
сосредоточенной работе. Даже цветной послевоенный Париж художник рисовал почти
не выходя из дома, улавливая изменения, наблюдая со стороны.

«Монмартр. Старые мельницы» 1922 г.

С женщинами у
Мориса Утрилло отношения не складывались. В 1935 году в возрасте 47 лет он
женился на давней подруге семьи Люси Валор, вдове банкира и коллекционера. Этот
брак состоялся во многом благодаря матери Утрилло, Сюзанны Валадон, которая
очень переживала за судьбу неприспособленного к жизни сына после её смерти.

Вскоре семья переехала за город, в местечко Ле-Везин. В следующем 1936 году Валадон умерла, а Утрилло оказался под присмотром жены, которая полностью взяла на себя заботы о нём.

Утрилло умер 5 ноября 1955 года в городке Даксе и был похоронен в Париже на кладбище Сен-Венсан, прямо напротив своего любимого кабачка «Проворный кролик» и недалеко от дома, где провел молодость.

Последние десятилетия своей жизни мастер жил прошлым и продолжал изображать Монмартр и его «главных героев», не теряя лиричности и душевности в своих работах. Никому не подражая, оставаясь всегда одиноким, художник Морис Утрилло стоит особняком в истории живописи XX века, создав собственную легенду о Париже…

«Мулен де ла Галетт» 1950 г.«Церковь Иври сюр Сене» 1922 г.«Улица Сен-Доминик и Эйфелева башня» около 1937-1938 гг.

В России творчество Мориса Утрилло мало известно и представлено всего тремя работами. Две из них хранятся в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а одна — «Улица Кюстин на Монмартре» — в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже.

«Улица Кюстин на Монмартре» около 1909-1910 гг.

Смерть

В последние годы жизни от драматурга отступила былая слава. Разочарованный политической обстановкой во Франции, Корнель уже не создавал благородных героев-борцов, которые так вдохновляли зрителей. Поздний период творчества писателя принято называть “третьей манерой”, и она уже не содержит художественных открытий. В 1670 году в поэтическом состязании с Жаном Расином, когда обоим необходимо было написать пьесу по одному сюжету, Корнель уступил.

Доживал отец французской трагедии в безвестности и нищете, под конец жизни получая от государства небольшое пособие. Умер мужчина в Париже в 1684 году в 78 лет. О причине смерти в его биографии не говорится, однако известно, что ей предшествовала продолжительная болезнь. Могила классика расположена в церкви Сен-Рош, о чем свидетельствует фото мемориальной доски с барельефом писателя.

Прованс, творческая коммуна и психическое расстройство: «‎Человек без уха» (1888-1889)

В 1888 году Ван Гог, страдающий от злоупотребления абсентом и сигаретами, переехал в прованский городок Арль. В его голове крутилась идея: творческое сообщество! Что может быть прекраснее коммуны художников? Они будут вдохновлять друг друга и вместе создавать величайшие произведения! Винсент даже начал обставлять небольшой жёлтый дом, который должен был стать центром творческой ячейки. Для этого он написал такие картины, как «Ваза с двенадцатью подсолнухами», «Кафе на террасе ночью», «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе».

В это время художник освободился от влияния импрессионистов-парижан и начал вырабатывать самобытный стиль: яркость, экспрессивность, насыщенность. Он работал не покладая рук и чувствовал творческий подъём, проводя за мольбертом сутки напролёт. Именно этот период стал самым плодотворным в его творчестве: Винсент написал больше 200 картин за два года.

Винсент признавался своему другу Полю Гогену: «Даже во время работы я не перестаю думать про создание студии, где мы с тобой могли бы быть постоянными обитателями и которая была бы приютом и убежищем для наших приятелей в моменты, когда они оказываются в творческом тупике». Гоген, который тоже разочаровался в атмосфере Парижа, поддался на уговоры и приехал в Арль осенью 1888 года.

Жёлтый дом, 1888

Поначалу ничто не предвещало беды — друзья вместе рисовали, строили планы и много гуляли. Тем не менее скоро начались ссоры: Ван Гог с обожанием относился к приятелю и хотел такого же обращения к себе, но Поль Гоген, будучи от природы высокомерным и заносчивым, считал себя главным и не хотел сотрудничать на равных. Кажется, Винсент чувствовал ещё не озвученное желание друга уехать.

Точные детали проишествия неизвестны, но после нескольких дней, когда художники были заперты в доме из-за ливней, Ван Гог бросился с бритвой на Гогена. После ссоры Винсент вернулся к себе, где у него, вероятно, случился приступ, во время которого он отрезал себе то ли мочку, то ли всю ушную раковину в надежде искупить свою вину перед другом. Потом он завернул ухо в бумагу и отнёс его в ближайший бордель, чтобы знакомая девушка передала его Гогену, который, конечно же, к тому моменту уже покинул Арль.

Винсента поместили в больницу, где ему поставили диагноз «острая мания с общим бредом». Почти сразу же примчался взволнованный Тео. После выписки Ван Гог вернулся в свой Жёлтый дом, продолжил работу и утверждал, что чувствует себя полностью здоровым. Интересно, что возобновилась переписка с Гогеном: Винсент писал ему много и часто, но Поль, если и отвечал, то довольно сухо и сдержано.

Однако психическое расстройство не отступало: художник страдал от бессонницы, галлюцинаций и мании преследования. Вскоре стали повторяться приступы, во время которых он не узнавал лечащих врачей и бредил. Начались разговоры о его переводе в другую больницу. Ситуацию усугублял тот факт, что жители Арля написали петицию, где называли Ван Гога сумасшедшим, и требовали его изоляции.

Канал с прачками, 1888 Вспаханное поле и пахарь, 1889, частная коллекция

В моменты ясности Ван Гог продолжал создавать картины. Именно в это время Ван Гог выработал свою узнаваемую технику рисования: витиеватые закрученные мазки.

Винсент начал осознавать свою болезнь и то, что ему необходим специальный уход: «Меня немного утешает, что я начинаю относиться к безумию как к любой обычной болезни и принимать вещи таковыми, какие они есть. Во время же кризисов мне казалось, что всё, что я себе навыдумывал, было реальностью». Он попросил Тео помочь с переводом в Сент-Реми, лечебницу в бывшем монастыре. Ван Гог планировал задержаться на пару-тройку месяцев, чтобы поправить здоровье, а дальше пойти на военную службу — ему нужны дисциплина и строгое руководство, ко всему он смог бы наконец перестать обременять Тео денежными расходами.

Ученики

Среди других учеников Фернана Кормона были:

  • Жан Адлер (род. в 1899 г.), с 1919 г.
  • Морис Эдри
  • Пьер Алмес
  • Луи Анкетен
  • Роберт Антраль
  • Морис Асселин
  • Арман Ассус
  • Гастон Баланде
  • Луи Бертом Сент-Андре
  • Адольф Бофрер
  • Шарль Пьер Бернар
  • Эмиль Бернар
  • Жорж Бийо
  • Юджин Боч
  • Жак Бонно
  • Мариус Боржо
  • Виктор Борисов-Мусатов
  • Джордж Боттини
  • Омер Дезире Бушери
  • Луи-Буке
  • Альбер Бреоте (1853–1939)
  • Морис Брианшон
  • Пьер-Бриссо
  • Андре-Франсуа Брейо
  • Теодор де Брутель
  • Джордж Хендрик Брайтнер
  • Виктор Брюгайроль
  • Север Бурада
  • Мариус де Бюзон
  • Ибрагим Калли
  • Кловис Казес
  • Ахилл Сесброн (1849-1913)
  • Огюст Шабо (1882-1955), с 1899 г.
  • Эжен-Луи Шайлери
  • Жорж Шенар-Юш
  • Эмиль Кларо
  • Жан Колле (1886–1974)
  • Хелиер Коссон
  • Эйтор Крамез
  • Жюль Далле
  • Альберт Декарис
  • Луиза ДеХем
  • Поль Чарльз Деларош
  • Люсьен-Виктор Дельпи
  • Гюстав Деннери
  • Гийом Дегранж
  • Рафаэль Друар
  • Поль Эли Дюбуа
  • Жан Жюль Дюфур
  • Рене Дюрье
  • Джон Эндерс
  • Торвальд Эриксен
  • Луи Фернез
  • Огюстен Феррандо
  • Луи Флутье
  • Константин Фонт
  • Лео Фонтан , с 1911 по 1914 год.
  • Шарль Фукере
  • Пьер Фрайлонг
  • Жан Фрело
  • Леон Галанд
  • Деметриос Галанис (1879–1966), с 1900 г.
  • Пьер Галле (1883–1960), с 1906 по 1911 год.
  • Ипполит Мариус Галий (1847-1929)
  • Франсуа Гаузи
  • Жан Женаси
  • Чарльз Дженти
  • Альфонс Жермен-Тилль
  • Октав Дени Виктор Гийонне (1872–1967), с 1887 по 1891 год .
  • Роберт Рауль Андре Гинар (1896-1989),
  • Морис Ги-Ло (1898-1991),
  • Огюстен Ханикотт (1870–1957)
  • Жан де ла Уг (1874-1959), с 1894 г.
  • Мишель Кикоин (1892-1968)
  • Джозеф Кун-Ренье
  • Жак Якоби (1877-1957)
  • Чарльз Борис де Янковски
  • Амеди Джевел
  • Джон Жюльен (1888–1974)
  • Давид Лаксин (1888-1911) ,
  • Альбер-Антуан Ламбер (1854-?)
  • Шарль Лапьер
  • Шарль-Фредерик Лаут
  • Шарль Лаваль
  • Виктор ЛеБоб
  • Поль Эмиль Леконт (1877-1950)
  • Поль Леду
  • Альберт Лемассон (1892–1982), с 1920 г.
  • Поль Лемассон (род. в 1897 г.), с 1921 г.
  • Эдмон Леселье (1885-1920)
  • Роберт Махиас
  • Эммануэль Мане-Кац
  • Одон Марфи
  • Морис Марино
  • Генри Маррет
  • Люсьен Марсьяль
  • Анри Матисс
  • Луи Агриколь Монтанье
  • Луи Муратон
  • Альфонс Осберт
  • Генри Персон
  • Фернан Пит
  • Жермен Райнго-Пелуз
  • Лоис Прат , с 1900 по 1908 год .
  • Андрей Прево
  • Леон-Гюстав Раванн
  • Франсис Рено (1887–1973), с 1905 г.
  • Рени-Мел (художник 1893-1984), 1912 г.
  • Марсель Рош (художник)
  • Николай Рерих
  • Джон Питер Рассел
  • Франсуа-Мартен Сальва
  • Майкл Саманос
  • Эдуард-Марсель Сандос
  • Гейлорд Трусделл Сэнгстон
  • Люсьен-Виктор Гиран де Севола
  • Анри-Алексис Шеффер
  • Борис Шац
  • Рауль Слуга
  • Эмиль Симон (1890-1976), около 1910 г.
  • Хаим Сутин
  • Адам Стыка (1890–1959), с 1908 по 1912 год.
  • Эдмонд Драпировщик (1861–1943)
  • Раймон Телье (1897–1985)
  • Андре Тонду
  • Анри из Тулуз-Лотрека
  • Винсент Ван Гог
  • Генри Злодей
  • Поль Вильерс (1883-1914)
  • Жак Вийон
  • Хосе Вольф
  • Жюль-Эмиль Зингг

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В “Базилике Святого Лаврентия” (“Basilica di San Lorenzo”) Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

“Порта Пиа” (“Porta Pia”) – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

работает

Каин

Каин бежит с семьей (1880), Париж , Музей Орсе .

Каин (1880) — библейский сюжет, вдохновленный натуралистической версией « Легенды веков » Виктора Гюго . Работа должна была оставаться светской: Кормон убрал религиозные символы, вызвав доисторическую сторону.

Картина была утеряна в 1925 году, а затем найдена в резервах Токийского дворца в Париже в 1980 году. Сейчас она хранится в Музее д’Орсе .

Работы в публичных коллекциях

  • Женщина на пляже , Музей Тулуз-Лотрека (Альби), около 1874 г.
  • Смерть Раваны , Музей августинцев Тулузы , 1875 г.
  • Иисус воскрешает дочь Иаира , Музей Кутанса , 1877 г.
  • Каменный век , музей Сен-Жермен-ан-Ле , 1884 г.
  • Возвращение с медвежьей охоты, эскиз , холст, масло, Каркассонский музей изящных искусств , 1884 г.
  • Победители Саламина , Руанский музей изящных искусств , 1887 г.
  • Портрет мадам Кормон , Музей изящных искусств Каркассона , 1887 г.
  • Портрет Жерома , Ратуша Везуля в Везуле , 1891 г.
  • Кузница , Париж, Музей Орсе , 1891 г.
  • Индеец готовится к битве, взывая к солнцу , Ла-Рошель , Музей Нового Света , между 1893 и 1897 годами
  • Обнаженная женщина, сидящая на диване (продолжение Гулливера среди великанши ), музей Эвре , 1912 г.
  • Молодой африканец , холст, масло, Музей изящных искусств По
  • Женский портрет , Музей Эвре
  • Портрет Эмиля Лубе , Париж, Музей Орсе
  • Портрет Камиллы Бернье , Кемпер, Бретонский департаментский музей
  • Гарем, сцена из спектакля «Тысяча и одна ночь» , Художественно-исторический музей Нарбонны.

Декоративные работы

  • La Bienfaisance et L’Education , Париж, ратуша 4-го округа , 1878 г.
  • Настенное украшение амфитеатра палеонтологии, на первом этаже галереи палеонтологии и сравнительной анатомии ( Национальный музей естественной истории ), в Ботаническом саду (1893-1897)
  • Охота и рыбалка , Париж, Музей естественной истории , 1897-1898 гг .
  • Украшение стен, ратуша Тура , свадебный зал, 1901 г.
  • Видение первобытного Парижа , Французская революция , Новое время , потолки, Париж, Малый дворец , 1911
  • История письма , Парижская ратуша

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

Так сложилось что представители мужского пола в роду Ван Гогов по традиции были либо духовными пастырями, либо коммерсантами произведений искусства. Поэтому 1869 году практически сразу после возвращения домой он становится кадровиком гаагского предприятия «Гупиль и Ко» специализировавшейся на продаже произведений искусства. Обладая неподдельным интересом к мастерству изображения окружающей среды Винсент становится завсегдатаем в творческих домах и галереях обогащая свой внутренний мир полотнами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В следствии каждодневных посещений таких заведений в которых хранились прекрасные творения различных исполнителей он начал хорошо ориентироваться в живописи и рисунке и понял их значимость в жизни человека.

В 1873 году он получает повышение по службе и меняет место проживания и заработка на Лондонский филиал где он проводит два года упорного труда. Во время этого периода впервые в жизни Винсент получает отказ в ухаживаниях от дочери квартиросъёмщицы в Лондоне которая была предметом воздыхания рисовальщика такое событие подкосило его уверенность в себе. Тень этой неудачи следовала по пятам художника все не долгие годы его жизни. Сердечные травмы с подвигли Винсента к изучению богословия в Амстердаме которое он так и не окончив бросил, став проповедником в бедном шахтерском городке в Бельгии, Боринаже. Его чрезмерное рвение в помощи людям сыграло с ним злую шутку, церковь решив, что он слишком эксцентричен отстраняет его и накладывает запрет на его проповеди.

Винсент Ван Гог. «Утро. Идущие на работу»

Творчество Николая Рериха

В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.

Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.

В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.

Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.

1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.

Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.

Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.

Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.

Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.

Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.

В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.

Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия

В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.

В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:

Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.

Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище “маленький шантажист”.

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Жизнь и творчество

Сын драматурга Эжена Кормона и актрисы Шарлотты Фюре. Фернан Кормон начинал изучать живопись в Брюсселе, у Жана-Франсуа Портеля. В 1863 году молодой художник возвратился в Париж, где продолжил обучение под руководством Александра Кабанеля и Эжена Фромантена.

В своём творчестве Кормон всегда придерживался требований академического искусства. С 1868 года он выставлял свои работы на парижских Салонах. В 1882 году Кормон создал и возглавлял частную художественную школу (Ателье Кормон, Монмартр, улица улица Констанс, 10); среди его учеников следует назвать таких мастеров, как Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Луи Анкетен, Эжен Бош, Эмиль Бернар, Жан-Дезире Баскуле, Гебхард, Дене, Леон Жубер и другие. В студии Кормона занимались Виктор Борисов-Мусатов, Николай Рерих, Эмиль Визель, Констатин Кузнецов, Исаак Батюков, Александр Шервашидзе, Николай Холявин и другие художники российского происхождения.

В 1890-е годы обучение в частной студии Кормона привлекало выходцев из России отсутствием формальных препятствий к поступлению — профессор достаточно либерально относился к молодёжи: не требовалось знание французского языка, учеников, как правило, принимали без экзаменов, даже рекомендательное письмо не являлось обязательным условием (достаточно было нескольких рисунков, чтобы Кормон убедился, что имеет дело не с дилетантом).

В студии: Кормон — справа у мольберта; левее — Тулуз-Лотрек (в шляпе); стрелкой отмечен Бернар. Ок. 1885

Раз или два в неделю Кормон проводил так называемую «корректуру», правки работ учеников, сопровождаемые комментариями профессора, обращёнными ко всем участникам занятий и превращающие правку работ в импровизированную лекцию. Описывая методы работы Кормона (считавшего самым важным в рисунке точность и расчёт не условных классических пропорций, а умение выявить и передать соотношения частей тела каждого конкретного натурщика), Борисов-Мусатов находил в его подходе немало общего с преподавательской системой П. П. Чистякова. Наряду с многосеансовыми натурными штудиями у Кормона практиковались и наброски-кроки, когда модель меняла свое положение каждые 15 минут — быстрые рисунки помогали ученикам сфокусироваться на общих пропорциях, особом характере модели, её позы, воспитывали остроту взгляда и смелость руки.

Профессор не подавлял своих учеников и в большей мере, чем мэтры других частных студий, поощрял в них индивидуальность. Однако многие из учеников Кормона довольствовались лишь занятиями рисунком в его школе, так как в технике масляной живописи профессор оставался приверженцем академизма, отвергая импрессионизм и последующие новейшие течения. Отдавая должное его системе обучения, художественный критик Яков Тугендхольд в 1915 году писал о Кормоне, что тот «настолько же превосходный рисовальщик, насколько вялый и унылый колорист».

В 1880 году Фернан Кормон стал кавалером ордена Почётного легиона. Вскоре после этого Кормон совершил путешествия в Тунис и в Бретань. В 1898 году он возглавил Национальную школу изящных искусств; в том же году Кормон стал членом Академии изящных искусств.

В своём творчестве художник разрабатывал преимущественно исторические и религиозные темы. Был известен также как мастер портрета. Произведения Фернана Кормона хранятся в музее Орсе и других известных собраниях изобразительного искусства.

Детство и юность

Французский современник Уильяма Шекспира Пьер Корнель родился в городе Руан в 1606 году. Ребенок воспитывался в семье юридического чиновника, а образование получал в иезуитском колледже, который окончил к 16 годам. Впоследствии учебному заведению присвоили имя драматурга. Выбор дальнейшей профессии был предопределен отцом, и Корнель занялся изучением права, получив степень лиценциата юриспруденции в 1624 году.

Спустя 4 года Пьер уже служил прокурором Руана, а впоследствии занимал еще ряд чиновничьих должностей, однако к работе страсти не испытывал. Мужчина всегда тяготел к изящной словесности, любил писать стихи, хотя при непосредственном общении держался простовато и изъяснялся на простонародном диалекте. Косноязычие даже помешало ему построить адвокатскую карьеру, которая требовала острого языка, бойко поспешающего за глубоким умом.

Однако в умении строить сюжеты и излагать мысли посредством поэтических слов Корнель преуспел, став виднейшим автором своей эпохи. Его славу пытался подхватить младший брат Тома Корнель, ставший в Париже популярным драматургом. Несмотря на то, что комедии Тома пользовались спросом, масштаб литературного дарования братьев несоизмерим. Однако это не помешало глубочайшей привязанности, которую они пронесли через всю жизнь.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).

Картина “Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.

Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.

Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.

Могила Винсента Ван Гога

Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • И. К. Моне // Альбом. — Л., 1969.
  • Георгиевская Е. Б. К. Моне // Альбом — 2-е изд. — М., 1974.
  • Богемская К. Г. К. Моне. — М., 1984.
  • Ревальд Дж. История импрессионизма. — М., 1994.
  • Кулаков В. А. Клод Моне . — М., 1989.
  • Тайландье И. Клод Моне . — М., 1995.
  • Соч.: Письма, пер. с франц. // предисл. и прим. Н. В. Яворской, в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1. — М., 1969.
  • Рейтерсверд О. Клод Моне, — М., 1965.
  • Hoschedé J.P. Claude Monet, се mal connu, v. 1—2, Gen., 1960. 
  • Forge A. Monet. Chicago, 1995. 
  • Wildenstein D. Claude Monet.Claude Monet. Koeln: 2007. Tashen GmbH.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: kulturologia.ru, , .

Клод Моне: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Клод Моне: жизнь и творчество художника
3.6 (71.43%) 14 голос(ов)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: