Царевна Несмеяна
Над картиной «Царевна Несмеяна» Васнецов работал 10 лет, в период с 1916 до 1926 года. Сюжетом стала сцена из одноименной сказки.
Молодая девушка сидит, подперев голову. Она грустит, ей ничего не хочется. Вокруг нее огромная толпа: скоморохи, лекарь, бабка-ведунья, заморские послы. Никто не может ее развеселить.
Некоторые искусствоведы придерживаются мнения, что этим полотном Васнецов пытался показать истинное положение России.
Каждый человек по-своему воспринимает «Царевну-Несмеяну», можно просто наслаждаться этим произведением художника и не искать в нем глубинный смысл.
Все же следует обратить внимание на детали. С помощью них Васнецов сумел отразить пропасть между Царевной и остальными персонажами картины
Учитель поддержал ученика
Главное, что ставилось в вину Васнецову был тот факт, что саму битву-то он и не написал! Никто из критиков и не предполагал, что на самом деле художник сделал одиннадцать эскизов и поначалу планировал показать поле боя, жар битвы, но потом отказался от этой идеи ибо решил изобразить не сам бой, а именно «после побоища».
Большой поддержкой для Васнецова стал отзыв его учителя из Академии, мастера исторической и батальной живописи Павла Чистякова. Он оказался в числе немногих, кто принял картину с восторгом и сказал, что очень благодарен Васнецову за то, что ему удалось выразить то, что никому не удавалось раньше – сам дух Древней Руси, извечность её и преемственность.
Сегодня кажется странным, что эту благодатную нишу — картины на сюжеты из русского сказочного и былинного фольклора — до Васнецова никто не занимал. Он стал первым, кто начал её разрабатывать. Поначалу было очень сложно, пришлось выдержать нападки критиков и непонимание публики.
Но зато теперь мы видим удивительные полотна и не перестаём восхищаться мастерством художника. Что же до картины «После побоища Игоря Святославича с половцами», то она пусть и вызвала ожесточённые споры, но невольно заставляет остановиться, задуматься о подвиге и вечности, а потом ещё раз перечитать «Слово о полку Игореве» или «Руслана и Людмилу». А может и то и другое. Кому что больше нравится…. А ожесточённые споры современников… В конце концов каждый видит, что видит, каждый слышит, что слышит.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Герой Гражданской войны Фурманов на портрете Малютина
Задумался даже конь…
Современники Васнецова, особенно из стана патриотов, отмечая мастерство художника, критиковали его за излишне пессимистическую трактовку сюжета. «Картина навевает гнетущую мрачность и безысходность», «задумался даже конь»,- писали они. И напоминали слова героя Русско-турецкой войны и любимца Николая I графа Бенкендорфа: «Что же касается до будущего (России), то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение». Картина была признана вредной. Как так? Витязь не знает, куда направить коня!
Споры вокруг картины — дела давно минувших дней. Но тема будущего России остаётся актуальной до сих пор. Шесть лет назад в преддверии выборов 2012 года «АиФ» опубликовал статью «Ёжик в тумане».
Коллаж АиФ/ Андрей Дорофеев.
О поисках будущего. «Общество как бы застыло в недоверчивом ожидании. Добрый российский ёжик блуждает в густом тумане предвыборных посулов», — писал автор. Сегодня 2021 год, а вопросы шестилетней и даже двадцатилетней давности остаются. Продолжаются бесконечные форумы и «круглые столы», а ясности по поводу будущего как не было, так и нет. Идея коммунизма умерла, капитализм с евразийским лицом не складывается. Словом, опять «задумался даже конь». Разговоры на тему, кто мы и куда идём, с кем дружить и что с нами будет, не утихают после очередных выборов президента. Социологические службы фиксируют серьёзный «разброд и шатания» в оценках того, что происходит в стране. Перепад настроений очень высок. От «всех заткнём за пояс» до «через 20 лет Россия станет сырьевым придатком Китая».
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Клубника и белый кувшин Машкова 5 класс Илья Иванович Машков – русский художник. Основным направление его творчества стало написание натюрмортов. В своих работах художник стремился показать красоту ягод, фруктов, домашней утвари, статуэток и других предметов
- Сочинение по картине Золотая осень Остроухова (2, 7 класс) Автор картины под названием «Золотая осень» И. С. Остроухов разделяет свои положительные переживания как представитель искусства через воплощение на полотне своего взгляда на источник вдохновения – осень в лесу
- История создания произведения Дубровский Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – поэт и писатель, по которому узнают русскую литературу. Он внес великий вклад в развитие русской и мировой литературы
Поле брани
В чистом поле где-то недалеко от берегов Каялы покоится дружина Новгород-Северского князя Игоря Святославича, поверженная половцами. Смерть от стрел и мечей не пощадила никого — ни молодых, ни старых… Вокруг лежит окровавленное оружие, некоторые так и сжимают в мёртвых пальцах луки и мечи. Судя по количеству убитых, сражение было ужасным. Но тела все целы, лица не искажены судорогой и не вызывают ужас у зрителя.
Половцы и русские воины лежат рядом. Этим Васнецов показал, что смерть примирила бывших врагов и уровняла всех… Два русича, изображённые на переднем плане, как бы специально высвечены. Они лежат в ровных и спокойных позах, их лица, на которых нет злобы и ненависти, повернуты к небу. Они выполнили своё предназначение на этой земле… Их образы особенно величественны. Старший — богатырь, который лежит на земле с широко раскинутыми руками, полон отваги и мужества, он явно боролся до последнего. Младший — красивый воин, пронзённый стрелой в сердце, стоял рядом с опытным бойцом пока дух не покинул его.
Над полем брани летают почуявшие смерть и кровь птицы-падальщики. Они свободны от человечестких страстей и сейчас для них начнётся настоящий пир…
Но мастер сумел сделать невероятное — трагедию смерти «приглушил» природой. Мы видим поле, поросшее зелёной травой и яркими цветами — ромашками, колокольчиками, незабудками. Над ним сдвигаются тучи и восходит оранжево-красная луна. На степь ложится сумрак, но в целом она безмятежна… Васнецов словно даёт понять, что нас не будет, а этот удивительный мир останется. И солнце, и луна будут равнодушно взирать на землю, по которой ходил человек.
Иван-Царевич на Сером Волке
Виктор Васнецов. Иван-царевич на сером волке. 1889. Третьяковская галерея.
“Ивана-царевича” Васнецов умудрился создать во время росписи Владимирского собора. То есть этой картине больше повезло, чем “Богатырям”.
Перед нами сказочные герои, которые мчатся через романтический лес. Конечно, ему далеко до реализма. Сложно в настоящем густом лесу представить цветущую яблоню. Ей бы не хватило для этого света. Но для сказочного жанра это очень даже уместно.
Художник заполняет деталями всё пространство. Это и красивые орнаменты на одеждах героев. И цветы яблони с кувшинками. Таким образом, художник создал работу в стиле МОДЕРН.
Именно этому стилю свойственна детализация, декоративность, а также минимальная иллюзия объёма. Как раз мы и не видим здесь никакой глубины за счёт густого леса.
Итак, с этой работы начинается развитие стиля модерн в русской живописи. Ведь она появилась даже до работ Михаила Врубеля, который также внёс свой вклад в развитие модерна. И уже на основе наработок Васнецова и Врубеля этот стиль развили художники нового поколения.
В 1890-х годах “Ивана-царевича” увидел юный Иван Билибин. Он был сильно впечатлён. И в дальнейшем стал иллюстратором, работавшим в сказочном жанре и в стиле модерн. Он создал несчётное количество рисунков для книг и открыток.
Иван Билибин. Открытка с рисунком из серии “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”. 1902. Из личной коллекции автора.
О развитии модерна в России я рассказываю более подробно на курсе “Дневник Русских Художников XIX века”.
9. Гамаюн, птица вещая (1897)
Художник обратился к древним славянским легендам, ведь Гамаюн — птица одного из могущественных языческих богов славян, Велеса. По легендам эта птица способна видеть грядущее и знает все тайны.
Картина написана очень изысканно, на ветке сидит Гамаюн, у птицы лицо очень красивой женщины. На нем можно увидеть печаль, ведь все знать очень тяжело и это знание отнимает душевные силы птицы.
Картина нарисована просто, но в то же время изысканно. Позади птицы золотисто-оранжевые цвета, символизирующие закатное небо, крылья Гамаюна черно-синие, а хвост золотой с красным. Видно, что перья приподнялись из-за поднявшегося ветра, видимо ночью будет буря и это тоже печалит всезнающую птицу.
Картина Васнецова «Витязь на распутье». Описание
В центре полотна фигура богатыря на прекрасном белом коне. Всадник остановился в задумчивости перед старым, покрытым мхом камнем. Надпись на нем предвещает неминуемую смерть тому, кто продолжит путь по этой дороге.
Витязь находится в боевом облачении. На его голове кованый шлем, в руках копье, за спиной щит и колчан со стрелами. Однако его поза говорит о большой усталости. Поэтому он медлит, не решаясь вновь вступать в бой.
Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Он устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.
Картины художника Виктора Васнецова
Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».
Три царевны подземного царства
Алёнушка
Иван-Царевич на Сером Волке
Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.
Ковёр-самолёт
Витязь на распутье
Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики
И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.
Спящая царевна
Снегурочка
Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».
В костюме скомороха
В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин — «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере
Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.
При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.
Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея — 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».
Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.
Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец
В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).
Царь Иван Васильевич Грозный
В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».
Три богатыря
В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.
В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.
Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.
Гусляры
Статистические погрешности
Полемика сопровождается констатацией растущего недоверия буквально ко всем ветвям власти. Говоря по-народному — к «начальству». А как верить? Вот 10 апреля произошло резкое падение курса рубля к доллару и евро. Многие кинулись в обменники за валютой. А премьер в тот же день докладывал президенту об «абсолютно стабильной экономике России».
Вопрос-ответ
О чем говорит падение курса рубля? Сомнений не вызывает лишь уровень доверияПутину. Правительство, Госдума, судебные инстанции, полиция «заслуживают доверия» лишь у трети населения. Не верят словам «начальства» более 60%. Справедливости ради нужно сказать, что в других европейских странах картина примерно такая же. Исключение составляют Швеция и Германия. Там и в самом деле «народ и партия едины». Но кризис доверия между властью и населением становится глобальной проблемой.
Поставщиками «фейковых новостей» (как правило, в угоду власти) всё чаще становятся даже статистические службы. А когда их ловят на завышении оценок «растущего благосостояния», они отговариваются тем, что, дескать, «изменились критерии оценок». В результате население охотно верит плохим новостям и очень неохотно хорошим. Вот недавно Росстат поведал о том, что средняя зарплата чиновника в России в 4 раза больше, чем у врача или учителя. Этому поверили.
Небылицы убойной силы. Кто распускает фейковые новости? Подробнее
О картине Васнецова «Витязь на распутье»
Всем известен сюжет картины Васнецова «Витязь на распутье». Однако, если наших современников попросить рассказать, а что было потом, то, к сожалению, в большинстве случаев такой вопрос вызывает ступор и в лучшем случае — воспоминания о том, что поедешь куда-то там убитому быть. А полный набор поездок в различных интерпретациях разнится и в сумме состоит из четырёх направлений, каждое из них является своего рода тестом на независимость поведения витязя от власти страстей, инстинктов и культурно обусловленных притязаний.
«Поедешь туда-то — убитому быть». Тест на что? На неподвластность инстинкту самосохранения. Потому что, ежели даётся обещание убитому быть, то инстинкт самосохранения подсказывает: «А зачем туда ехать?» Ехать туда надо в целях зачистки территории от зла. Но для того, чтобы зачистить территорию от зла, надо обладать определёнными навыками, кроме того, быть неподвластным этому самому инстинкту самосохранения.
Следующая поездка: «Поедешь туда-то – женатому быть». Тест на что? На неподвластность половым инстинктам. Но сюжет разворачивается следующим образом. Едет в указанном направлении, обнаруживает терем. Из терема выходят барышни-красавицы, разоблачают от оружия, ведут в горницу, там пир горой. Дальше спаленка. Приходит в спаленку, ложится на постель. Постель проваливается, оказывается в подвале. А из подвала прямиком дорога на рынок рабов. Либо в покойники.
По сути, этот вариант приемлем, но только когда витязь обладает развитой интуицией, подвох видит загодя, и поэтому, как только барышни появляются, то косы мотает на кулак, и барышень на ту же кроватку и они проваливаются в тот же подвальчик. Всё нормально. Актуально. Поскольку, в ряде армий мира, в частности, в израильской, в ливийской при Каддафи, был женский спецназ, а половые инстинкты учат чему? Что нельзя женщину бить, надо подчиняться, то действительно актуально и по наше время.
Следующая поездка: «Поедешь туда-то — богатому быть». Едет. Приезжает в город, а там безвластие: предлагают княжение, предлагают богатство. Варианты, какие? Принять княжение. А что будет потом? Потом предстоит работа, которую Киплинг в одном из произведений охарактеризовал словами: «Нет хуже работы пасти дураков».
Потому что, если в городе уже есть безвластие, то это значит, что это следствие его внутренних раздоров: они не в состоянии сформировать власть, которая бы отвечала общественным интересам. По той причине, что либо сами не понимают, как должно жить по-человечески, либо там демоны плетут интриги друг против друга. И соответственно, никакая власть не может устоять, пока не выкосит демонов. Соответственно, если он принимает княжение, он обречён погибнуть в интригах. Если он не принимает княжение, то ребята вынуждены решать свои проблемы сами. А поскольку проблемы решаемы, то никаких бед не происходит.
Четвёртая поездка: «Поедешь туда-то — коня потеряешь». Едет. Из леса выбегает волк, нападает. Дальше он говорит волку: «Цыцъ». Волк говорит: «Ага, понял». И начинает служить богатырю. С чем этот последний эпизод соотносится, и какая из поездок самая значимая?
А самая значимая — последняя поездка. Хотя, кажется, ну ладно, задерёт волк коня. Какая разница? Ну, богатырский конь — штука дорогая, но, тем не менее, потеря всё-таки восполнимая. У Лермонтова есть стихотворение «Пророк» и там есть слова:
«Завет предвечного храня, мне тварь покорна там земная».
То есть, богатырь, это не профессиональный дрессировщик. Волк не из цирка. Но, согласно предопределению Всевышнего, миссия человека на Земле – быть наместником Божьим, и, соответственно, всё, что есть на Земле, должно ему подчиняться. И, соответственно, если богатырь – носитель человечного типа строя психики, то волк безропотно согласен ему служить.
Возникает вопрос — простая ли это сказка? И отражение чего несёт на себе это творение русской народной культуры? Источник
Популярные сочинения
- Какой должна быть школьная перемена и почему сочинение 5 класс Учебный год полон трудностей, из-за чего школьникам иногда не хватает времени даже на то, чтобы выспаться. Самостоятельные, контрольные, экзамены. Три пугающих слова в голове ученика
- Сочинение по картине Фельдмана Родина от первого лица (9 класс) Дом, милый дом. Родная деревня, родные поля и леса. Никто не мог представить, как долго я ждал этого дня. Каждый день просыпался с надеждой, что весь этот кошмар скоро кончится и я вернусь домой, к семье
- Чем отличается критика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза Произведения отечественных писателей очень часто подвергались разнообразной критике, и писатель Островский отнюдь не стал исключением. Его произведения очень часто становились
Сочинения по картинам 5-9 класс
-
Иллюстрация к «Сказке о Золотом петушке» Билибина
(654)Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью…
-
Иллюстрация к былине «Вольга» Ивана Билибина
(530)Билибин постоянно тяготел к иллюстрированию разного рода былин и сказаний. «Иллюстрация к былине Вольга» выполнена в орнаментальном графическо-декоративном исполнении, которая полностью основана на мотивах былин и преданий русского народа.Иллюстрация выполнена тушью подцвеченного акварелью, при этом стоит отметить, что Билибин смог выработать…
-
Иллюстрация к сказке «Белая уточка» работы Ивана Билибина
(662)Иллюстрирование «Белой уточки», ровно как и еще шести сказок, знаменательно тем, что Билибин смог разработать и активно внедрить в свое творчество особую технику рисунка – тушь, подцвеченную акварелью.Билибин был приверженцем использования русского орнамента в оформлении своих произведений. В связи с этим он часто посещал российские глубинки,…
-
Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» работы Ивана Билибина
(613)Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них…
-
Описание иллюстрации Ивана Билибина к сказке «Иван-Царевич и жар птица»
(1080)Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее…
-
Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь
(568)И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на…
-
Описание картины Сальвадора Дали «Мадонна Порт-Льигата»
(517)Будучи некогда неверующим, психика Гения кардинально изменилась, и он обратился в веру. Эти изменения сразу же выразились в его творчестве – странные образы объединились с христианскими мотивами в купе с мистицизмом.Он сотворил две версии полотна «Мадонна Порт-Льигата». В лике Богоматери прослеживаются черты его любимой супруги Галы, которую он…
-
Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга”
(640)Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают…
-
Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
(860)Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значительную известность ещё в середине прошлого века.
Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период.
Военная тема занимает… -
Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»
(564)Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое детство, юность,…
Описание 3
Это довольно мрачная картина, пронизанная безысходностью, обреченностью. Для ее написания художник использовал блеклые, неяркие краски, чтобы это подчеркнуть.
Главный герой полотна – богатырь, который ехал на своем белом коне и теперь остановился перед камнем с надписью. Их художник изобразил на переднем плане. Витязь одет в кольчугу и шлем, металлическая защита слегка поблескивает в лучах заходящего солнца. Его крепкую спину прикрывает мощный щит. Богатырь во всеоружии: за спиной висит колчан, полный стрел с белыми перьями на концах, с пояса свисает тяжелая булава. В руке он держит копье. Его красное древко – единственное, что есть яркого на картине. Богатырь его опустил, что только подчеркивает некоторую растерянность путника. Витязь внимательно смотрит на камень с предупреждающей надписью и раздумывает, как поступить.
12 стр., 5553 слов
Виктор Михайлович Васнецов — «истинный богатырь русской …
… Стасов). В образе витязя на распутье художник, … тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко … костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову …
Верный конь с красивой белой, развевающейся на ветру гривой притомился в пути. Пока хозяин думает, он опустил голову и отдыхает. Кажется, что он спит. А думы у богатыря невеселые, ведь камень не оставляет никакой надежды. Какую бы дорогу не выбрал путник, добра ему не будет. Серая, отполированная степными ветрами глыба с надписью у основания поросла черным мхом. Возле нее лежит желтый, обглоданный человеческий череп и кости коня – путников, которые также читали надписи на камне. Пустые глазницы смотрят прямо на богатыря. Также кости разбросаны и по всему огромному полю, поросшему сизыми и бурыми травами, которые слегка колышет ветер.
Огромные каменные валуны видны и на дальнем плане картины. Слева как раз между двумя древними глыбами проходит узкая серая тропа, которая также ведет к погибели. Возле камня справа, почерневшего у основания, сидит большой ворон, еще одна черная птица подняла крылья и надрывно каркает. Третий ворон кружит над степью. Эти птицы делают окружающую обстановку еще более зловещей, пугающей. Три черных птицы и три дороги, ведущие к смерти.
Не предвещает ничего хорошего и опускающийся на степь вечер. Солнце уже садится, оно окашивает последними лучами горизонт в золотистый и оранжевый цвет. Над ним сгущаются темные тучи. Путнику нужно принимать решение, пока совсем не стемнело. Иначе вместе солнцем угаснет и его жизнь.
4, 5, 6 класс
Главная идея картины
В кратком сочинении для 6 класса по «Витязю на распутье» Васнецова следует отметить, что в этой картине отражен главный вопрос, встающий перед каждым человеком — выбор верного пути. Стоит ли идти вперед, рискуя собственной жизнью, или лучше повернуть назад? Но рассказ о рыцаре, у которого нет обратной дороги, ясно дает понять, что миновать опасность не удастся.
Витязь из картины Васнецова — воплощение духа русского народа, стоящего на распутье перед грядущими переменами. Вперед идти страшно, но и назад пути нет. Надпись на камне — мрачное пророчество, предвещающее тяжелые годы, но ясное небо за тучами дает надежду на лучшее будущее.
Картина Васнецова входит в сокровищницу изобразительного искусства.
Напишите описание картины Васнецова «Витязь на распутье»…
На ранних этапах работы над картиной художник располагал витязя лицом к зрителю. Своего рода прототипом образа главного персонажа был выбран брат художника. Однако впоследствии Васнецов, видимо, решил, что ключевым моментом в картине должно быть содержание надписи на камне, поэтому повернул рыцаря спиной.
Панорама вокруг камня также была существенно изменена. Если на первых эскизах Васнецов изображал дорогу, символизирующую возможный выход из трудностей, то в заключительном варианте картины он её убрал с целью подчеркнуть ощущение безысходности и усилить гнетущий эмоциональный фон картины.
На камне-предсказателе автор оставил только одну из трех традиционных надписей – «прямо пойдешь, живым не бывать», подчеркнув, что другого варианта пути нет. А для большей убедительности изобразил разбросанные вокруг останки людей и животных
Особое внимание привлекают скелеты человека и лошади, изображенные на переднем плане под камнем. Возможно, какой-то всадник уже пытался здесь пройти?
И без того мрачную композицию художник дополнил тревожным закатным небом, изображениями древних валунов и зловещих воронов, кружащих над полем. Даже виднеющаяся на дальнем плане вода ассоциируется с непроходимым смертоносным болотом.
Произведение выглядит неординарным не только за счет мастерски созданного в нем ощущения безысходности, но и по причине пехотного копья в руках всадника. Все, кто внимательно разглядывал картину, отмечали, что на ней изображено не рыцарское, а пехотное копье, у которого присутствует «подток», а второй конец окован. В былые времена это делалось для того, чтобы пешему было удобнее втыкать оружие в землю, отражая нападение конных витязей. Для всадника подобная отделка нижней части копья очень неудобна и даже может навредить.
Искусствоведы не могут ответить на вопрос, было ли несоответствие в изображении копья ошибкой Васнецова или же художник выбрал этот вариант сознательно. Возможно, мастер хотел таким способом передать мысль о том, что русский рыцарь готов к пешей схватке с врагом в случае, если потеряет своего коня?
Героическое начало гармонично слито в этой картине с тонкой лирической интонацией, которую привносит изображение закатного пейзажа с темнеющими таинственными далями.C целью максимальной передачи эпического строя былинного сказа художник использовал крупноформатное полотно, пластические формы и подчеркнул широту пространства. В целом картина исполнена в свободной живописно-обобщенной манере. Образ русского богатыря на белом коне, остановившегося перед камнем-«вещуном» в глубоком раздумье как будто воскрешает дух древних народных преданий.
Вопрос выбора пути как один из ключевых в человеческой жизни приобрел на холсте «Витязь на распутье» эпическое звучание. Основной акцент в картине сделан на проблеме самоопределения, с которой сталкивается каждый человек. Пойти прямо, рискнув потерять все, даже собственную жизнь, или обойти препятствие стороной, выбрав более легкий путь? Однако драматический сюжет живописного полотна с отсутствием живых персонажей, за исключением предвещающих близкую смерть черных воронов, ясно дает понять, что на этот раз миновать опасность невозможно. Надпись на камне выглядит фатальным пророчеством. Похоже, что и главный герой картины прекрасно осознает неотвратимость трагической развязки.
Время написания картины «Витязь на распутье» совпало с этапом выбора дальнейшего творческого пути самим живописцем. На момент создания полотна Васнецов был уже признанным художником-передвижником. Он с успехом выполнял жанровые композиции на остросоциальные темы. Однако художника не переставала волновать сказочно-былинная тематика. Именно она и продиктовала новое направление в его творчестве.
Во время написания своих «сказочных» картин Васнецов уходил от проблем современности и полностью погружался в загадочный мир русской старины и фольклора. Решение отказаться от реалистического направления далось Васнецову нелегко. Смена изобразительного жанра была рискованным шагом с его стороны, но художник смело последовал за своим вдохновением, не испугавшись возможного осуждения со стороны зрителей и коллег по цеху. Художник не стремился к всеобщему признанию. Своей главной задачей он считал передать уникальную красоту Древней Руси.
Оцени ответ
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Возможно, что мы бы сейчас знали Васнецова только по работам, похожим на произведения Василия Перова.
Но художника в какой-то момент перестало это устраивать. Он решил дальше искать свой путь.
В то время началась мода на всё русское. В 1871 году Александр Островский написал свою пьесу “Снегурочка” о волшебной красавице из старинных сказок и языческих легенд древней Руси.
Васнецов вспоминал, насколько сильное впечатление произвела на него пьеса. В ней он видел особенности русской души, которые ярко выражены в образах жителей Берендеева царства.
Интуитивно художник стал погружаться в тему русского фольклора и истории. Большую роль сыграло его происхождение. Он был сыном священника из села Вятской губернии. Фольклор был частью его жизни с детства, так как он много времени проводил с сельскими ребятами.
Итак, передвижник Васнецов к концу 1870-х годов решил написать необычную для себя работу. На тему древней повести “Слово о полку Игореве”.
В 1864 году была найдена копия этой древней рукописи. Оригинал погиб при пожаре в 1812 году, но копия текста сохранилась!
Эта находка подогрела интерес к истории Древней Руси у русской интеллигенции. А Васнецову пришла в голову идея написать историческую картину на сюжет из повести.
В 1880 году, спустя несколько месяцев кропотливой работы, картина была готова.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Вот так Васнецов переключился с бытового жанра на исторический сюжет!
С одной стороны, в этом не было ничего необычного в контексте развития русской живописи. Васнецов был не первым передвижником, кто написал картину на сюжет из русской истории. До него это сделал тот же Николай Ге, изобразив Петра I и его сына.
Николай Ге. Петр I допрашивает Царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
С другой стороны, было в картине “После побоища” нечто необычное. Несмотря на то что на полотне убитые воины, изображение напоминает сюжет из сказки.
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880. Третьяковская галерея.
Видите, какие яркие костюмы и доспехи у этих воинов! Едва ли в 1185 году люди обладали столь красочными вещами. Цвет буквально входит в противоречие с мраком смерти. И делает трагедию не такой пугающей.
Согласитесь, работы того же Верещагина на подобные темы вызывают куда более тяжёлые переживания. В том числе в этом играет роль более приглушённый, реалистичный колорит.
Василий Верещагин. Побеждённые. Панихида. 1879. Третьяковская галерея.
Мы можем увидеть у Васнецова и идеализацию героев. По центру лежит миловидный воин, похожий скорее на сказочного Ивана-царевича, нежели на реального человека.
Ещё мы сразу замечаем, как над павшими воинами кружатся в схватке два стервятника. Это эффектно, но крайне нереалистично, согласитесь. Ведь при таком обилии доступной пищи птицы не стали бы тратить силы на драку. Но ради драматичного эффекта Васнецов всё же изображает их на полотне.
Также мы видим розовое заходящее солнце – довольно прямолинейный символ уходящей жизни.
Ничего Вам это не напоминает?
Конечно, эта картина Васнецова гораздо ближе к романтизму Брюллова, нежели к реализму Верещагина.
Помните, какое эффектное зрелище с идеализированными персонажами создал Карл Брюллов? В стиле романтизма художник изобразил катастрофу поистине красивой и завораживающей. Об этом я подробнее рассказываю в статье “Последний день Помпеи”.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Но Брюллов работал в первой половине XIX века. Передвижники же почти все работали в стиле реализма. И давно уже забыли о романтизме. А тут Васнецов со своим “Побоищем”!
Конечно, многие пришли от этого в недоумение.
Стасов был серьёзным авторитетом, поэтому это недоумение подхватили многие критики. Выходила одна разгромная статья за другой.
Но были и те, кто поддержал художника. И, возможно, благодаря им мы имеем того Васнецова, который сформировался впоследствии. Их поддержка была ему тогда очень важна.
Так, картина очень понравилась Илье Репину. Он не считал романтизм в данном случае недостатком. Наоборот, подчеркнул, что русской художественной школе такая поэтичность очень даже к лицу. Тем более за несколько лет до этого он создал собственную сказочную картину “Садко”.
Илья Репин. Садко. 1876. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.
Васнецова также очень вдохновили слова его учителя Павла Чистякова. Тот считал, что художнику удалось выразить истинный русский дух.