Лунная ночь на Босфоре (1884)
Полотно написано Айвазовским в 1884 году. На нем живописец изобразил знаменитый пролив в Босфор в лунную ночь. Спокойствие и безмятежность глади моря создает особое настроение. Картина написана невероятно реалистично. Можно смотреть на нее и представлять, как гуляешь по пристани и любуешься лунным светом.
Маленькие лодки рыбаков безмятежно плавают среди мирно спящих бригантин. На заднем плане мы видим, что к пристани приближается корабль. Полнолуние позволяет нам видеть пролив и горы. Которые его окружают.
Айвазовский с особым мастерством изображает ночное небо, свет луны, гладь моря и блики. Море обладало особенной притягательностью. Художник умело переносит на холст дыхание и движение пейзажа моря.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Детские годы
С ранних лет будущий художник мог любоваться морем, водная стихия завораживала мальчика и восхищала его, именно поэтому, видимо, именно море стало основной темой его творчества. Кратко биографию Айвазовского можно описать словами «труд» и «везение». Семья будущего художника жила в сильной нужде. Отец потерял свои накопления после войны с Наполеоном в 1812 году и во время чумы, охватившей Феодосию. Поэтому с раннего детства Иван помогал отцу в кофейне, хотя наклонности у него были совсем иные. Дом Айвазовских стоял на самом берегу моря, и мальчик с детства с упоением наблюдал, как входят суда в порт, как прибывают рыбаки. Еще он слушал много историй о былых временах, которые будили его фантазию.
Комментарии
Третий лишний
Mstislav
сегодня в 16:12
Что есть История и как ее следует изучать?
Емеля
вчера в 10:18
О положении в стране и перспективах. «О текущем моменте» № 1 (144), февраль — апрель 2023 года
Mstislav
4 мая в 13:11
Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты, ч.2. Что делать
Валерий
2 мая в 23:29
Правда и ложь в фильме Тамары Лисициан «Волшебный голос Джельсомино»
Кропус
1 мая в 21:11
К 20-летию Небополитики Как враги нам Победу куют
Alexander53
1 мая в 20:19
«Человек становится сырьём». Как цифровизаторы будут взламывать наше сознание.
Vistal
29 апреля в 09:55
Развитие цивилизаций
ВВ
27 апреля в 16:50
О пшенице и плевелах
Mstislav
22 апреля в 16:40
Огневое поражение «славянства»
Алеся
17 апреля в 14:39
Шуршание цифровых денег
Mstislav
17 апреля в 05:55
СМЕРШ
Алеся
15 апреля в 00:17
Человек!
Виктор Хохлачёв
13 апреля в 16:29
КОБ И ВОЙНА проблема «отставания» предуказания-предикции при методологически правильном подходе к управлению процессами общественной значимости
Mstislav
10 апреля в 07:04
Ростовщичество и народовластие
Mstislav
9 апреля в 03:23
Юра, мы исправились? К 55- летию гибели Гагарина
Александр Вершинин
1 апреля в 05:45
Ключ бесплодия и тяга к счастью
Люкин
28 марта в 11:15
КОБ И ВОЙНА проблема «отставания» предуказания-предикции при методологически правильном подходе к управлению процессами общественной значимости часть вторая «Россия — Русь, храни себя храни!»
Mstislav
26 марта в 17:02
Нравственные идеалы. Автосинхронизация. Самоидентификация. Этнические коды
Mstislav
26 марта в 10:28
М.В.Величко. О русском проекте глобализации
Емеля
23 марта в 09:44
Тайны башен Кремля. Кто правит в России?
Mstislav
21 марта в 13:17
Летающие гарнитуры И продукты жизнедеятельности
Заурбек
15 марта в 12:47
Исправление ошибок
Валерий Вагин
15 марта в 09:18
…и другие НЕофициальные лица…
Александр собянинбуржец
14 марта в 00:48
Пролетариат и управление обществом. Взгляд психолога
Александр собянинбуржец
14 марта в 00:38
Дух «Вагнера» и Русский Дух – «близнецы-братья»? или Матрица православного ренессанса — 4
Алеся
12 марта в 17:46
Отче ваш
Виктор Хохлачёв
12 марта в 13:44
О закрытом контуре управления
Емеля
9 марта в 22:21
Порыв на прорыв?
Mstislav
9 марта в 16:31
Радуга (1873)
Айвазовский создает полотно в 1873 году. Радуга – достаточно часто используемый в романтизме мотив. Зритель видит, как она встает над бушующим морем. Это действительно грандиозное и завораживающее зрелище. Корабль никак не может справиться с бушующими волнами и уходит под воду.
Горизонт мы не видим, так как он скрыт за высоким валом. Люди тщетно пытаются спастись и борются с разбушевавшейся стихией. Радуга на этом полотне не просто редкое явление природы, в котором художник может показать особое мастерство. Она символизирует долгожданное спасение несчастных. Перед нами настоящий символ прощения всего человечества.
Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)
Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.
Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.
На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.
Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.
Смерть
Айвазовский скончался внезапно ночью от кровоизлияния в мозг 19 апреля (2 мая) 1900 г., в Феодосии. На мольберте так и осталась недописанной картина “Взрыв корабля”, над которой маринист трудился накануне. Он был похоронен в армянской церкви Сурб Саркис.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
Изучая краткую биографию Ивана Айвазовского, следует обратить внимание на некоторые интересные факты из его жизни
- Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский»
- Великий художник, которому повезло быть признанными при жизни, знавал нужду. Однажды ему заплатили за работу не деньгами, а колбасой.
- Заработанные деньги Иван Константинович тратил не только на свою семью, но и на родной город. На его средства в Феодосии была построена галерея, школа и музей. Также художник способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Биография
Детство и учёба
После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына— Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве— Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке
Феодосийский архитектор Я.Х.Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски
Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию хуожеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филлипу Таннеру Филлипу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.
Чёрное море (1881)
Картина написана в 1881 году. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
На полотне изображена буйная стихия. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, почему Черное море было так названо. В хорошую погоду оно спокойное и ласковое, в бурю оно чудесным образом превращается в ревущего монстра.
В его пучине погибли многие суда. Намеком на это становится крохотный корабль, который едва заметен за бурными волнами. Непонятно, терпит он бедствие или борется с разбушевавшейся стихией.
Айвазовский изобразил момент начала бури. Еще достаточно далеко до того момента, как волны поднимутся до невероятной высоты. Но вода уже стала свинцовой, а гребни предвещают шторм. Зрители могут физически ощутить качку. Волны переданы так живо, что, кажется, вот-вот услышишь их шум и ощутишь разлетающиеся брызги.
Семья
Иван Айвазовский был глубоко семейным человеком. В первый раз он женился в 1848 году, его женой стала Юлия Яковлевна Гревс. У пары родились 4 дочери. Но этот брак распался, так как художник не желал постоянно жить в столице, а его жена не желала прозябать в провинции. Многие внуки Айвазовского впоследствии тоже избрали художественную стезю, но по известности никто не смог побить деда. Фамилию Айвазовский смог носить только один внук художника — Александр Латри.
Второй раз Айвазовский женился в 1883 году на вдове феодосийского купца, армянке по происхождению, Анне Бурназян. Она была на 40 лет моложе художника. Брак этот был счастливым, Айвазовский говорил, что благодаря этому союзу он еще ближе стал к своему народу. Жена пережила мужа на 44 года и умерла во время немецкой оккупации Крыма.
Детство и юность
Родился будущий художник в 1871 году в Феодосии в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (настоящее имя живописца, его армянский вариант) была по национальности чистокровной армянкой. Отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.
Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Он знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки. В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей. В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.
К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис. Старший брат художника в монашестве принял имя Габриэл. Затем родились еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки. Иван рос смышленым и мечтательным ребенком. С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами, закатами, штормами и штилями.
Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С 10 лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.
В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста. Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев. Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.
В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию
В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина. Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве
Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.
Живопись
В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять работы на выставке без ведома учителя.
Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official
Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство, — Василий Жуковский, Алексей Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.
Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.
В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем на шесть лет в Европу. Счастливый живописец вернулся в Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкесии.
После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда — во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Николаем Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.
«Радуга» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official
Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам папа римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте прогремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию.
Побывав на островах Греческого архипелага и у берегов Малой Азии, художник собрал большую коллекцию набросков, по мотивам которых была создана картина «Чесменский бой». Вскоре появилась самая знаменитая картина живописца — «Девятый вал».
На пути домой корабль, на котором был Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.
Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. По мотивам морских пейзажей Крыма было создано множество картин, в том числе известное полотно «Море».
В коллекции живописца несколько автопортретов разного возраста, в том числе и с любимым музыкальным инструментом — скрипкой. Памяти встречи с Александром Пушкиным, которая состоялась в 1836 году на одной из выставок, Иван Константинович создал несколько портретов поэта. Среди них «А. С. Пушкин в Крыму», «А. С. Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин на берегу Черного моря».
Иван Айвазовский и Анна Саркизова /
В последние годы жизни маринист начал поиски новых художественных приемов, в частности разнообразия цветовой гаммы и отказа от импровизационной манеры письма. Одной из ярких работ, представляющих течение реализма в творчестве автора, стало полотно «Радуга», появившееся в 1873 году.
Айвазовский был известен тем, что часто дарил картины или продавал их ради благотворительности. Так случилось и в 1892 году. Иван Константинович посвятил два полотна раздаче продовольствия американскими филантропами в России из-за разразившегося в то время в центральных районах империи голода.
Работы российского живописца были известны в Америке: Академия художеств уже отправляла за океан 15 работ мастера, которые годом позднее были представлены в Чикаго. Сам живописец посетил Нью-Йорк, где прошла экспозиция его работ, куда вошли те картины — «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Полотна были переданы в дар галерее искусств Коркоран.
Девятый вал
Начнем с картины, которая обросла множеством легенд, и бесспорно является своеобразной визитной карточкой русского художника. «Девятый вал» без сомнения, самая знаменитая картина Айвазовского, которая просто не может не вызывать восхищение.
Именно в «Девятом вале» раскрылось мастерство и невероятный талант художника. Так точно и реально передан весь трагизм и губительность шторма в открытом море. Но из-за туч восходит солнце, даря морякам, зацепившимся за обломок мачты, надежду на спасение.
Интересно, но монументальное полотно Айвазовский написал всего за 11 дней. Просто поражает, какое вдохновение, невероятная сила творчества овладели в тот момент художником.
Легендарная работа Айвазовского под названием «Девятый вал» завораживает и удивляет в одночасье. Сюжет картины рассказывает о том, как группа людей, переживших кораблекрушение на маленьком обломке судна, пытается спастись от разыгравшегося шторма, но огромная волна беспощадно настигает своих жертв и вот-вот укроет в морской бездне. Морской пейзаж очень реалистично изображен и восхищает игрой красок, теней и света. Ярко-красный закат и лазурные волны словно играют с нами в прятки то скрываясь, то снова выныривая с дна морского.
2
Это интересно: Самые неудачные автомобили в истории
Интересные факты
- Почитателем творчества Ивана Константиновича был Александр III. По его просьбе имя художника было дано фонтану, который появился после проведения в Феодосию водопровода из имения Субаш, принадлежащего живописцу.
- Работоспособность Айвазовского поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски — ультрамарина, иногда с добавлением охры.
- В разгар холодной войны по просьбе Жаклин Кеннеди картины Айвазовского были размещены в Белом доме в комнате Франклина Рузвельта, где шли переговоры с иностранными дипломатами. Это способствовало снижению напряженности между США и СССР.
Продуктивность: Айвазовский мог написать картину по памяти и за два часа
Живопись была главной страстью и главным смыслом для Айвазовского. Он всегда чувствовал себя счастливым, когда находился в творческом состоянии. И всегда был вдохновленным – без поиска отдельных источников. В письмах Айвазовский часто упоминал, что именно сейчас работает над лучшей картиной. И так повторялось раз за разом. Ему настолько нравилось писать, что он брал паузы только, когда физически не мог этого делать – чаще всего на кораблях (из-за тряски).
Литератор Василий Кривенко наблюдал за работой Айвазовского: «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно смело сказать, что такой труд – истинное наслаждение».
Как художник реагировал на конфликт между Арменией и Турцией
По приглашению и предложению турецкого султана Абдул-Азиса в 1874 году Айвазовский в Константинополе исполнял большой заказ султана по украшению его главной резиденции — дворца Долма-Бахче. За эту работу в том же 1874 году его наградили высшим турецким орденом.
Ночной Константинополь, 1886
Встречаясь с армянскими художниками в Стамбуле, Айвазовский говорил:
Примечательно, что мирный договор между Россией и Турцией в 1878 году был подписан в зале, украшенном полотнами Айвазовского.
Айвазовский мечтал создать союз, который сплотил бы разбросанных по всему миру деятелей армянского искусства. Казалось бы, жизнь вошла в свою колею. Однако в середине 1890-х годов, задавшись целью снять с повестки дня «армянский вопрос», султан Абдул-Гамид учинил резню, жертвами которой пали сотни тысяч армян.
Разрушались и сжигались памятники культуры. Смертельный удар обрушился на мечты, лелеемые армянским народом, на романтические иллюзии его интеллигенции. Эти чудовищные события потрясли Айвазовского, и то, что таилось в его душе, стало теперь явным. В письме, направленном в Эчмиадзин Католикосу Хримяну, художник писал:
Погром армян в Трапезунде, 1895
Художник создал ряд картин — «Погром армян в Трапезунде», «Армян погружают на корабли», «Армян живыми бросают в море» и др. — и выставил их в Москве и Одессе.
Ночь. Трагедия в Мраморном море, 1897
Повседневной его заботой стало обеспечение кровом сотен соотечественников, бежавших от резни и добравшихся до Феодосии.
Далее он пишет:
Резня в Эрзуруме, фото, 1895 год
А Малютин в своём дневнике отмечает:
Художник швырнул в море и пожалованные ему османские ордена и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему «кровавому хозяину»:
А письмо к Католикосу он заканчивал словами:
Чувства, которые испытывал великий гуманист, выражены и в его последних морских пейзажах.
«Наполеон на острове св. Елены» изображён в лучах солнца, один на скалистом берегу, словно это сам художник замер перед родной его сердцу стихией, устремив взгляд на свободно реющего над морской пучиной орла.
Наполеон на острове св. Елены, 1897
Сгусток боли и гнева являет собою начатая в последний день жизни художника — 2 мая 1900 года — и оставшаяся неоконченной картина «Взрыв турецкого корабля».
Взрыв турецкого корабля, 1900
Описание картины
Картина Айвазовского «Хаос. Сотворение мира» стала известной всему миру сравнительно недавно. Ценители искусства сразу оценили талант художника и признали, что в его работе таится великий библейский смысл. Причины, из-за которых Айвазовский зачастую рисовал морские пейзажи, но включал писания и пророчества, до сих пор оспариваются учеными. Однако маринист смог придать своим картинам выразительность, точность и загадочность.
Бытие (Ветхий Завет, первая книга Моисея) начинается с таких фраз: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». В своей картине Иван Айвазовский как нельзя точно передал слова из заветной книги.
Мы видим, как божественный силуэт снизошел над планетой, озаряя тьму светом, рассеивая ее. Бушующие волны расходятся и усмиряют свою ярость. Темные тучи, окутавшие всю землю, исчезают и растворяются. За ярким образом скрывается голубое небо, которое вот-вот заполонит весь небосвод и навсегда осветит нашу прекрасную обитель. Айвазовский очень точно передал хаос, творившийся в момент сотворения чуда на планете.
Создатель спускается на огромное грозовое облако. Свет, который излучает яркая фигура, поглощает тьму, разрезая волны и успокаивая их. Бушующая стихия постепенно успокаивается, и море медленно становится умиротворенным, тихим и мирным. Айвазовский неслучайно назвал свою картину «Хаос», ведь здесь сквозь необузданные силы рождается абсолютно размеренный порядок, который контролируется великим творцом.
«Хаос. Сотворение мира», Айвазовский
Хаос. Сотворение мира
Книга Бытия, 1-я глава, 1-5 стихи
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день один».
Время создания: 1841 г.
Место создания: Италия, Неаполь
Материалы: бумага, масло
Размеры: 0,73 м х 1,08м
Экспозиция: Музей армянской конгрегации Мхитаристов. Остров Св. Лазаря, Венеция
История создания
Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу в качестве пенсионера академии. И в1840 году Айвазовский уехал в Италию.
Художник работал в Италии с огромным воодушевлением и создал здесь около пятидесяти крупных картин. Выставлявшиеся в Неаполе и Риме, они вызвали настоящий ажиотаж и прославили молодого живописца. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно.
Картина «Хаос» Айвазовского удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Ватиканского музея. Папа Григорий XVI наградил художника золотой медалью. По этому поводу Гоголь шутливо говорил художнику: «Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане».
Иван Константинович Айвазовский известен как великий художник маринист. Ему, как никому другому в данном стиле удавалось реалистично изображать природные стихии, связанные с морскими водами. Мало кто знает, но он написал множество картин на библейскую тематику, которая его также очень интересовала.
В данной статье представлены две картины художника Ивана Айвазовского «Сотворение мира» и «Хаос. Сотворения мира».
Они написаны с разницей более 20 лет, но имеют похожий смысл. Для Айвазовского картины сотворение мира стали чем-то особенным в его творчестве. Хотя в обоих вариантах, как и в остальных его картинах, присутствует море. Но тут оно особенное и играет совсем иную роль.
Хаос (Сотворение мира). 1841 год. Бумага, масло. 106×75 cм.Музей конгрегации мхитаристов. Св. Лазар, Венеция.
Всемирный потоп
Всемирный потоп. 1864. ГРМ
«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).