КлассицизмИскусство века Просвещения
Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого – начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.
Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классического стиля, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале).
В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи классического стиля основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера 17-го столетия; «идеальные пейзажи» (живописец Лоррен Клод).
Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классического стиля – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.
В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классического стиля 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.
В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классического стиля развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль этого стилевого направления в искусстве почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классического стиля в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.
Модерн (фр. moderne — современный)
Этот стиль возник в ответ на возникшую в Европе в 19-м веке ситуацию, когда большинство картин создавалось на историческую тему, причем с помощью одних и тех же техник и приемов. Представители модерна начали поиск новых художественных приемов и выступили за сочетание в живописи эстетичности с прагматичностью. Например, у М. Врубеля это ломающийся штрих, разделение пространства на отдельные грани, у Н. Рериха это высокая декоративность, острая ритмичность, цельность форм и цветовая насыщенность произведения, у М. Якунчиковой это выжигание контуров рисунка.
Представители русского модерна внесли значительный вклад в его развитие и работали в разных жанрах. Так, Е. Поленова выражала себя в иллюстрациях к детским книгам, В. Васнецов погрузился в фольклорную живопись, Н. Сапунов добился успеха на поприще театральной живописи, З. Серебрякова воспевала красоту в жанровых картинах, В. Суриков создавал масштабные исторические полотна, В. Серов находил новые приемы при создании портретов.
Примеры картин известных русских художников в стиле модерн
Картина М. Врубеля «Жемчужина». 1904 г.
Картина Н. Рериха «Матерь мира». 1937 г.
Панно с выжиганием М. Якунчиковой «Окно». 1896 г.
Картина Н. Сапунова «Весна. Маскарад». 1912 г.
Критика и наследие
Карикатура (Французский буржуазия): В этом году снова Венеры … Всегда Венеры!. Оноре Домье, №2 из серии в Le Charivati, 1864.
Академическое искусство сначала подверглось критике за использование идеализм, от Реалист художники, такие как Гюстав Курбе, как основанные на идеалистических клише и представляющие мифические и легендарные мотивы, в то время как современные социальные проблемы игнорировались. Еще одна критика со стороны реалистов: «ложная поверхность»картин — изображенные объекты выглядели гладкими, гладкими и идеализированными — не имели реальной текстуры. Реалист Теодюль Рибо работал против этого, экспериментируя с грубыми, незаконченными текстурами в его картинах.
Стилистически Импрессионистов, который быстро выступил живопись на открытом воздухе именно то, что видит глаз и что ставит рука, критикует законченный и идеализированный стиль живописи. Хотя академические художники начинали рисовать, сначала рисовали, а затем рисовали. эскизы маслом Что касается предмета, то высокая полировка, которую они придавали своим рисункам, казалась импрессионистам равносильна лжи. После масляного наброска художник создавал финальную картину с академическим «фини», изменяя картину в соответствии со стилистическими стандартами и пытаясь идеализировать изображения и добавить идеальные детали. Так же, перспектива Построен геометрически на плоской поверхности и на самом деле не является продуктом зрения, импрессионисты отказались от приверженности механическим техникам.
Реалисты и импрессионисты также отказались от размещения натюрморта и пейзажа в нижней части иерархии жанров
Важно отметить, что большинство реалистов, импрессионистов и других представителей раннего авангарда, восставших против академизма, изначально были учениками академических школ. ателье. Клод Моне, Гюстав Курбе, Эдуард Мане, и даже Анри Матисс были учениками академических художников
Клод Моне, Гюстав Курбе, Эдуард Мане, и даже Анри Матисс были учениками академических художников.
Так как современное искусство и его авангард приобрел большую силу, академическое искусство стало еще более очерняться и рассматриваться как сентиментальное, клишированное, консервативное, неинновационное, буржуазный, и «без стиля». Французы насмешливо называли стиль академического искусства L’art Pompier (помпезный означает «пожарный») со ссылкой на картины Жак-Луи Давид (которого уважала академия), на котором часто изображались солдаты в касках, похожих на пожарные. Картины назывались «грандиозными машинами», которые, как говорили, вызывали ложные эмоции с помощью уловок и уловок.
Это очернение академического искусства достигло своего пика в трудах искусствоведов. Клемент Гринберг который заявил, что все академическое искусство «китч». Другие художники, например Художники-символисты и некоторые из Сюрреалисты, были добрее традиции[нужна цитата]. Как художники, которые стремились воплотить в жизнь воображаемые виды, эти художники были более склонны учиться у строго репрезентативной традиции. Когда традиция стала считаться старомодной, аллегорический Обнаженные тела и театрально поставленные фигуры показались некоторым зрителям причудливыми и сказочными.
С целями Постмодернизм Благодаря более полному, социологическому и плюралистическому изложению истории академическое искусство было возвращено в учебники истории и дискуссии. С начала 1990-х академическое искусство даже пережило ограниченное возрождение через Классический реалист ателье движение. Кроме того, искусство получает все более широкое признание широкой публики, и если академические картины когда-то продавались на аукционах всего за несколько сотен долларов, то теперь за некоторые можно купить миллионы.
Авангардизм
Название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи,
обрести свободу художественного выражения. Авангардизм Авангардизм (фр. avant-gardisme — впереди и стража) — это общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств
художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, чуждого социальным задачам, другие, наоборот, ищут принципиально
новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания.
Слайд 32Однако художник избирает момент, когда решение еще не принято. Ахилл, изображенный
около погребальной урны с прахом его друга Патрокла, сраженного Гектором, погружен в глубокую скорбь. Прикосновение руки Приама с трудом возвращает его к действительности. Он будто бы только очнулся от тяжелого сна и не осознает, что происходит вокруг; он еще не знает своего решения. Контур кисти опущенной руки Ахилла повторяет абрис белой драпировки, покрывающей урну с прахом убитого друга.
Уже в ранней своей работе художник расширяет возможности академической картины, стремясь показать античную драму в динамике, когда решение не принято и развязки трагедии еще не предвидится.
«Рождение Венеры»
Эта картина, типичный образец академического искусства, была куплена Наполеоном III после Парижского салона. Кабанель, обладатель Prix de Rome 1845 года, сумел объединить в своем творчестве неоклассицизм Энгра и красочность романтизма
Изящно лежащая фигура, выполненная с вниманием к мельчайшим деталям, представляет идеалистический образ богини Венеры и полностью соответствует тем канонам, которые одобряла академия. Такие картины с охотой покупали богатые буржуа
Якобы мифологический сюжет устраивал всех, хотя на самом деле это всего лишь оправдание для изображения обнаженного женского тела. Кабанель строго соблюдал принципы, за которые выступала академия.
«Рождение Венеры», Александр Кабанель, 1863, холст, масло
Поделиться ссылкой
Классицизм в скульптуре
Серьёзным толчком к развитию стиля в скульптуре стали раскопки Помпеев середины XVIII века. Античные мотивы стали тем элементом, через который можно было достоверно запечатлеть героизм старых и новых воинов, отвагу полководцев, мудрость мыслителей и философов.
Почти всегда классицизм в скульптуре сочетался с барочными вкраплениями. Более поздний ампирный стиль обращается, скорее, к религиозным мотивам, но верность античной традиции сохраняет. Это заключается в сути работ Бертеля Торвальдсена («Амур и Психея», «Ганимед, кормящий орла») и Антонио Кановы («Персей с головой Горгоны», «Венера Италийская»).
В Российской Империи классицизм в скульптуре развивали Козловский, Орловский, Мартос. Минин и Пожарский в Москве, Дюк де Ришельё в Одессе – эти памятники мгновенно всплывают в памяти.
Академии истории [ править ]
Первая академия искусств была основана во Флоренции в Италии Козимо I Медичи 13 января 1563 года под влиянием архитектора Джорджо Вазари, который назвал ее Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno (Академия и Компания искусств в Рисунок), так как он был разделен на две разные оперативные ветви. В то время как Компания была своего рода корпорацией, к которой мог присоединиться каждый работающий художник в Тоскане, Академия состояла только из самых выдающихся творческих личностей двора Козимо, и ей было поручено контролировать все художественное производство штата Медичи. В этом учебном заведении в Медичи студенты изучали «искусство дизайна» (термин, придуманный Вазари) и слушали лекции по анатомии игеометрия . Другая академия, Accademia di San Luca (названная в честь покровителя художников, Святого Луки ), была основана примерно десятью годами позже в Риме . Accademia di San Luca выполняла образовательную функцию и больше интересовалась теорией искусства, чем флорентийской. В 1582 году Аннибале Карраччи без официальной поддержки открыл свою очень влиятельную Академию Дезидерози в Болонье ; В некотором смысле это было больше похоже на традиционную мастерскую художника, но то, что он чувствовал необходимость обозначить ее как «академию», демонстрирует привлекательность идеи в то время.
Академия Сан-Лука позже послужила образцом для Королевской академии искусства и скульптуры, основанной во Франции в 1648 году и впоследствии ставшей Академией изящных искусств . Королевская академия искусства и скульптуры была основана с целью отличить художников, «джентльменов, практикующих свободное искусство», от мастеров, которые занимались ручным трудом. Этот упор на интеллектуальную составляющую художественного творчества оказал значительное влияние на предметы и стили академического искусства.
После того, как в 1661 году Людовиком XIV была реорганизована Королевская академия искусства и скульптуры , целью которой было контролировать всю художественную деятельность во Франции, среди ее членов возникли разногласия, которые доминировали в художественном отношении до конца века. Эта «битва стилей» была спором о том, подходящей ли моделью для подражания был Питер Пауль Рубенс или Николя Пуссен . Последователи Пуссена, которых называли «пуссинистами», утверждали, что линия (конструкция) должна доминировать в искусстве, поскольку она обращается к интеллекту, в то время как последователи Рубенса, называемые «рубенистами», утверждали, что цвет (цвет) должен доминировать в искусстве из-за своей обращение к эмоциям.
Дискуссия возродилась в начале 19 века, в рамках движений неоклассицизма, олицетворяемых произведениями Жана Огюста Доминика Энгра , и романтизма, олицетворяемых произведениями Эжена Делакруа . Также велись споры о том, что лучше изучать искусство, глядя на природу, или учиться, глядя на мастеров искусства прошлого.
Академии, использующие французскую модель, формировались по всей Европе и подражали учениям и стилям французской Академии. В Англии это была Королевская академия . Королевская датская академия изящных искусств , основанных в 1754 году, может быть принята в качестве успешного примера в меньшей страны, которая достигла своей цели создания национальной школы и сокращения зависимости от импорта художников. Почти все художники датского Золотого века примерно 1800-1850 гг. Прошли там обучение, и многие вернулись, чтобы преподавать, и история искусства Дании гораздо менее отмечена напряжением между академическим искусством и другими стилями, чем в других странах. .
Женщины править
Одним из следствий перехода в академии было затруднение обучения женщин-художников , которые были исключены из большинства академий до второй половины XIX века (1861 год для Королевской академии). Это было частично из-за опасений по поводу неприличия, представленного наготой. До 20-го века для студенток иногда принимались специальные меры.
Романтизм
Направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. В искусстве романтизма
большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. Чувствуя себя свободными от приходящей
в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и
даже преклоняться перед художником — гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Поражение и эволюция академизма
Александр Кабанель , один из главных французских художников-академиков около 1865 года.
Вильям Бугро , Рождение Венеры (1879), Париж , Музей Орсе .
Такой тотальный контроль со стороны Академии, жюри которой отклоняет любые работы, не соответствующие канонам, не позволяет художникам исследовать другие предметы, методы или просто вносить новшества в свой творческий процесс. Также академизм подвергается резкой критике за его консерватизм. В 1846 году Салон отклонил многие работы художника- реалиста Гюстава Курбе . Если жюри Салона было упразднено революцией 1848 года , то президент Луи-Наполеон Бонапарт восстановил его после своего избрания. В 1855 году Курбе открыл рядом с Всемирной выставкой и Салоном 1855 года Павильон реализма, чтобы сгруппировать там свои картины. В 1859 году другие художники-реалисты, которым жюри было отказано (например, Фантен-Латур , Легро и Рибо ), были отмечены на выставке в частном доме художника Франсуа Бонвена .
В 1863 году конфликт распространился на движение импрессионистов : жюри из 5000 предложенных работ отклонило 3/5. Столкнувшись с критикой, бывший президент и новый император Наполеон III согласился создать Салон отказов , который проходит во Дворце промышленности . Этот Салон отказов длится недолго, но он знаменует собой явный разрыв между академическими художниками и другими. В 1868 году, благодаря поддержке члена жюри Шарля-Франсуа Добиньи , импрессионисты были приняты в Салон. Другие отказные салоны были открыты в 1873, а затем в 1875 году; В 1881 году Салон живописи и скульптуры был реформирован и стал Салоном французских художников , объединившим все направления.
1897 год подтверждает поражение академизма. Эдуард Мане , Эдгар Дега , Камиль Писсарро , Клод Моне , Огюст Ренуар , Сислей и Поль Сезанн входят в официальное учреждение, Люксембургский музей , зарезервированное для государственных комиссий. Завещание Гюстава Кайботта , покровителя импрессионистов, коллекционера и самого художника, было принято после трех лет ожесточенных боев (первоначально допускались только картины Дега). Решение вынес Государственный совет, утверждая, что эти работы были де-факто частью истории французской живописи. На самом деле груша была разрезана на две части: из 67 полотен 29 были отклонены, Жером пригрозил уйти со своей кафедры профессора изящных искусств, квалифицировал эти полотна как «мусор» и увидел, что их вхождение в Люксембург является знаком «конец нации».
Умножились течения авангарда. Сами Академия и Школа изящных искусств стали более эклектичными, отмечает Клэр Барбийон . Будучи отвергнутой Второй империей, за исключением некоторых упрощенных форм, « натурализм был принят большинством официальных художников Третьей республики», — пишет она. Что касается символизма , то он объединяет «формально вполне традиционных художников» , таких как Гюстав Моро , и радикально новаторских художников, таких как Гоген или Одилон Редон .
Открытие музея Орсе в 1986 году вызовет горячие споры во Франции. Многие увидят в этом реабилитацию «пожарных», даже «ревизионизма». Андре Шастель, однако, еще в 1973 году считал, что есть «только преимущества в замене глобального осуждения осуждением, наследие старых битв, тихое и объективное любопытство». »
Авангардизм (фр. avant-garde — передовой отряд)
Впервые этот термин по отношению к художникам применил Александр Бенуа, назвавший авангардистами тех, кто слишком опередил других живописцев своими смелыми идеями. В двадцатом веке авангардистами называли всех художников-экспериментаторов, стремившихся открыть в живописи нечто новое. По этой причине сюда относили кубистов, фовистов, абстракционистов, сюрреалистов и представителей других стилей.
Так как в России было много выдающихся художников, желающих найти свой путь, то и плеяда авангардистов была достаточно большой. Так, В. Баранов-Россине и С. Делоне создавали картины в стиле орфизма, Э. Булатов самым оригинальным образом соединял текст и жанровые сцены, М. Шагал создавал ирреальные картины с тонким колоритом, Л. Гудиашвили положил начало так называемому грузинскому авангардизму (отличался от русского национальным бытом и традициями), К. Малевич и А. Моргунов основали феврализм и т.д.
Примеры картин известных русских художников в стиле авангардизма
Картина Э. Булатова «Не прислоняться». 1987 г.
Картина М. Шагала «Юбилей». 1923 г.
Картина С. Делоне «Рынок в Миньо». 1915 г.
Картина А. Моргунова «Кубофутуристическая композиция». 1910 г.
Карл Павлович Брюллов — мастер академической живописи
Особо в перечне художников-академистов выделяется Карл Брюллов — мастер, создавший полотно, прославившее имя автора в веках — «Последний день Помпеи».
Судьба петербуржца Карла Павловича Брюлло(ва) связана с особенностями воспитания и жизни в семье. Тот факт, что отец Карла и его братья и связали свою жизнь с Академией художеств, определил дальнейший творческий путь талантливого юноши. Он окончил академию с золотой медалью. Стал членом Общества поощрения художников и благодаря этому смог продолжить свое образование в Европе — в Италии. Там он жил и творил целых двенадцать лет. После исполнения частного заказа Демидова на масштабное полотно о гибели города Помпеи смог расторгнуть свои отношения с обществом и стать самостоятельным художником.
Прожил Карл Брюллов всего 51 год. По настоянию Николая I он вернулся в Россию, несчастливо женился и развелся через несколько месяцев после женитьбы. Первоначально принятый всем обществом Петербурга как гений и национальный герой после скандального брака был отвергнут также всем обществом, тяжело болел и вынужден был уехать. Скончался в Риме, так и оставшись, по сути, гением одной картины. И это даже несмотря на то, что создал достаточно полотен, имеющих и по сей день огромное значение для академической живописи 19-го века.
— (франц. acadеmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI XIX вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации… … Художественная энциклопедия
Литературная энциклопедия
академизм
— а, м. académisme m. 1845. Рей. 1876. Лексис. 1. Чисто теоретическая направленность в научных и учебных занятиях. БАС 2. Литературоведческие опыты почтенного ученого.. необыкновенно скучны. Такую скуку часто принимают за академизм, при том, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Академизм
— АКАДЕМИЗМ. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60 80 х годах XIX века. Возникновением своим он обязан борьбе, которую повели в области литературы и других изящных искусств представители молодого поколения с представителями старших.… … Словарь литературных терминов
Современная энциклопедия
Академизм
— Академизм Academisme Чрезмерно строгое подчинение правилам школы или традиции в ущерб свободе, оригинальности, изобретательности, смелости. Склонность перенимать у учителей прежде всего то, что действительно легко поддается подражанию… … Философский словарь Спонвиля
Академизм
— (французское academisme), направление, сложившееся в академиях художественных 16 19 вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
— (франц. academisme) 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании.2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики.3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных… … Большой Энциклопедический словарь
АКАДЕМИЗМ, академизма, мн. нет, муж. 1. отвлеч. сущ. к академический во 2 знач. 2
Пренебрежение к общественной работе под предлогом первостепенной важности академических занятий (в высших учебных заведениях). Толковый словарь Ушакова
Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
АКАДЕМИЗМ, а, муж. (книжн.). 1. Академическое (во 2 и 4 знач.) отношение к чему н. 2. Направление в искусстве, догматически следующее сложившимся канонам искусства античности и эпохи Возрождения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
Сущ., кол во синонимов: 1 академичность (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Книги
Поздний академизм и салон (подарочное издание) , Елена Нестерова , Книга посвящена отечественному позднеакадемическому и салонному искусству второй половины XIX — начала XX столетия. Еще недавно это искусство подвергалось жесткой критике как антисоциальное,… Категория: Живопись, графика, скульптура
Серия: Коллекция русской живописи
Издатель:
Ведущие художники академизма
Произведения искусства пользовались все большим спросом среди преуспевающих представителей среднего класса. Официальные выставки, арт-дилеры и широкое распространение репродукций способствовали рекламе, а самым популярным стилем оставался академизм. Среди самых знаменитых представителей — автор классических полотен на религиозные и исторические темы Вильям Адольф Бугеро (1825-1905), хотя гораздо больше известны его обнаженные нимфы. Жан-Леон Жером (1824-1904) кроме всего прочего писал портреты и картины с восточной тематикой; Поль Деларош (1797-1856) создавал грандиозные, в натуральную величину, тщательно выписанные изображения легендарных героев прошлого; любимый художник Наполеона III Александр Кабанель (18231899) придерживался классических сюжетов, а Тома Кутюр (1815-1879) был не только живописцем, но и авторитетным преподавателем. Все эти мастера успешно сочетали принципы и подходы неоклассицизма и романтизма, создавая новые интерпретации классических сюжетов. Сентиментальные темы живописных полотен были в то время в моде и вполне соответствовали требованиям академии.
Вильям Адольф Бугеро
Жан-Леон Жером
Поль Деларош
Александр Кабанель
Тома Кутюр
Святые Глеб и Борис
Картина написана в 1942 году. В настоящее время хранится в Государственном Русском Музее Санкт–Петербурга.
На картине изображены русские святые, которые на ладье движутся к русским берегам, чтобы известить воинов Киевской Руси о победе, которую они одержат над шведами.
Воины Света и Духа торжественны. Вокруг них мягкое свечение золотисто-желтого, зеленого цветов. Столь незаметное, что зритель видит непрерывную горную цепь за ними.
Русские князья, убитые в борьбе за престол, в облике святых составляют Духовное братство, которое помогает русским на всех полях брани, где они защищают свое Отечество.