«рождение венеры»

3.

Техника написания
Стоит упомянуть исключительную технику и прекрасные материалы, используемые для выполнения работы. Долгое время деревянные панели были самыми популярными для написания картин и будут оставаться популярными до конца XVI века. Дополнительную популярность постепенно набирал и холст. Он стоил дешевле, чем дерево, и считался менее формальным, и более подходящим для частных заказчиков.
Ботичелли использовал в процессе написания дорогой алебастр, который сделал цвета еще ярче и качественнее. Кроме того, картина имеет и собственные уникальные разработки художника: Боттичелли приготовил свои пигменты с очень небольшим содержанием жира и покрыл их слоем чистого яичного белка, что было необычной для его времени техникой. Благодаря такое технике картины Ботичелли своей свежестью и яркостью скорее напоминает фреску. Таким образом, она является первой работой, выполненной на холсте, в Тоскане и «первым масштабным полотном, созданным в эпоху Возрождения во Флоренции».

Рухнувший мир Боттичелли

Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.

Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.

Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.

Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим

Эта работа создаёт невероятный контраст “Венере”. Смятые одежды, словно сброшенные крылья. Глухая стена с кусочком неба.

Ясный и прекрасный мир стал недоступен. Надежды нет. Савонаролу сожгли. Как обычно это бывает с революционерами, он погиб от рук своих же последователей. А прекрасный мир при дворе Медичи уже не вернуть.

Они изгнаны из города в 1494 году, за год до написания “Покинутой”. И вернуться лишь в 1512. Но Боттичелли уже не будет в живых.

Личная жизнь

Боттичелли считают одновременно счастливым и несчастным человеком. Он был как будто не от мира сего, пуглив и в то же время мечтателен, отличался фантастичными рассуждениями и алогичными поступками. Его абсолютно не заботило материальное благополучие и богатство. Сандро не выстроил свой дом, у него не было жены и детей.

Но он был безумно счастлив от того, что имел возможность в своих произведениях остановить и запечатлеть красоту. Окружающую жизнь он переделывал в искусство. А искусство в свою очередь стало его подлинной жизнью.

У каждого творца эпохи Возрождения был свой источник вдохновения. Для Боттичелли им стала Симонетта Виспуччи (за неописуемую красоту во Флоренции её называли Бесподобной, Несравненной, Прекрасной Симонеттой). Из платонической любви художника к этой женщине родились шедевры мировой живописи. Причём сама Симонетта не обращала внимания на скромного живописца и даже не догадывалась о том, что стала для него Божеством и идеалом красоты.

Она умерла в 23 года, так и не узнав никогда, что её образ Боттичелли сохранил навеки. Многие искусствоведы утверждают, что после смерти Симонетты Виспуччи на всех картинах Боттичелли изображал только её – в образе Венеры, Мадонн, на самых знаменитых своих полотнах «Рождение Венеры» и «Весна». После смерти первой красавицы флорентийского ренессанса Сандро писал её образ на протяжении 15 лет.

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» — античный миф или христианское таинство

А знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», по мнению немецкого ученого Аби Варбурга, может быть истолкована, как символ… Таинства Крещения, поскольку Венера и стоящая на берегу нимфа Ора поставлены в ту же композицию, что и Христос с Иоанном Крестителем в иконографии Крещения Господня. И античный миф в данном случае становится элементом сложного языка, созданного уже не художником, а заказчиками — рафинированными интеллектуалами, способными зашифровать под античными образами свои ученые беседы и размышления о столь же сложных тайнах христианской жизни.

Боттичелли. «Рождение Венеры»

Венера или Мадонна ?

Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством.

Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

Фрагменты картин Боттичелли. Слева: Мадонна на троне. 1480 г. Частная коллекция. Справа: Мадонна Магнификат. 1480-1481 гг. Галерея Уфицци.

Причём Боттичелли не выдумал этот образ. Он знал такую женщину. Наделённую удивительным сочетанием внешней и внутренней красоты.

История ее любви и смерти произвела неизгладимое впечатление на художника. Вот она, Симонетта Веспуччи.

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины. 1485 г. Штедель, Франкфурт-на-Майне

Она была одной из красивейших женщин Флоренции. В неё без памяти был влюблён младший брат правителя этого города-государства, Джулиано Медичи.

Скорее всего, их отношения были платоническими. Она была замужем. Он был благородным рыцарем

Он провозглашал ее дамой своего сердца и отважно дрался на турнирах. Очень романтично

Но их ждала трагедия.

Симонетта умирает от чахотки в 23 года. А Джулиано погибнет два года спустя в день ее смерти. Заговорщик накинулся с ножом на главу династии, Лоренцо Медичи. Джулиано кинулся прикрыть брата. И был насмерть зарезан.

Боттичелли дружил с Джулиано. Поэтому эта история любви и мистическое совпадение дат смерти глубоко его поразили. С тех пор лица Симонетты и Джулиано часто появляются на его картинах.

Контекст

Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнажённой женщины вне контекста первородного греха. Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали. Поэтому для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было абсолютно нормальным работать над языческим сюжетом, да ещё и с обнажённой натурой. Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа.


«Весна». (Wikimedia Commons)

Точно не известно, кто позировал Боттичелли. По самой распространённой версии, это была Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи. Красоту её воспевали, богачи и сильные мира добивались её благосклонности. Симонетта умерла в 23 года от чахотки, но благодаря Боттичелли, который повторял её лицо из картины в картину и при её жизни, и уже после её смерти, Симонетта стала «лицом» флорентийского Ренессанса.

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Сюжет

В мифе события разворачивались стремительно. Отец титанов Уран был оскоплён по просьбе его жены Геи, уставшей от измен мужа. А как же ему не изменять, когда, согласно мифологии, одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Но всё та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ — от нимф до богинь. Самым прекрасным творением оказалась Афродита (в римской традиции Венера).

Богиня возникла из морской пены. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она подплыла к берегу и вышла на сушу. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василёк и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придётся испить богине на земле), апельсин (символ вечной жизни).


«Рождение Венеры». (Wikimedia Commons)

Раковину своим дыханием направляет бог западного весеннего ветра Зефир, а сопровождает его жена Флора, богиня цветов. Их союз символизирует единство духовной и плотской любви.

С алой мантией как знаком божественной власти, которой обладает красота над миром, изображена Ора Цветущая, одна дочерей Зевса и Фемиды. Она следила за порядком в природе и поэтому теперь всегда должна сопровождать Венеру.

Обучение живописи

В те времена между ювелирами и художниками была настолько тесная связь, что из юношей, увлекающихся рисованием, получались отличные золотых дел мастера. И, наоборот, из ювелирных мастерских выходили талантливые живописцы.

Так получилось и с Сандро. Отучившись у ювелира, в 1462 году Боттичелли стал обучаться живописи у флорентийского художника, чьё творчество относится к раннему периоду Возрождения, Фра Филиппо Липпи. Этот живописец был монахом-кармелитом из обители Кармине, его произведения отличались естественностью и жизнерадостностью. Мастерская Липпи находилась в городе Прато, где художник трудился над росписью собора фресками.

Боттичелли провёл в мастерской Липпи пять лет, пока учитель не уехал в итальянскую провинцию Перуджа, в город Сполето, где в скором времени умер. В Прато у Филиппо Липпи были романтические отношения с монахиней из монастыря. Эта женщина Лукреция Бути родила потом сына Филиппино Липпи, который впоследствии был учеником Боттичелли.

После смерти Липпи Сандро стал обучаться у ещё одного знаменитого итальянского скульптора и живописца Андреа дель Верроккьо, который был учителем самого Леонардо да Винчи. Верроккьо владел мастерской, самой сильной на тот момент во Флоренции. У него Сандро научился анатомически точно передавать человеческую фигуру в сильном движении.

У обоих своих педагогов Сандро обучился живописи периода Раннего Ренессанса. Первые произведения Боттичелли немного похожи на работы Липпи, в них можно заметить такое же богатство деталей и обилие портретов. Тем не менее современники признали в Сандро сильного мастера и отметили своеобразие его картин.

На своих первых самостоятельных полотнах Боттичелли изображал Мадонн:

  • «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем»;
  • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами»;
  • «Мадонна в розовом саду»;
  • «Мадонна Евхаристии».

Уже эти ранние работы художника отличались поэтически овеянными образами и еле уловимой атмосферой духовности.

Интересные факты: происхождение прозвища «Ботичелли»

Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход, и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.

Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.

Так в 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Четыре брата Филипепи принесла семье значительные доходы и положение в обществе. Филипепи владели домами, землей, виноградниками и лавками.

До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро — «Боттичелли».

Судя по всему, Джованни, желая помочь стареющему отцу, много занимался воспитанием младшего ребенка. Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. Впрочем, как бы мы ни толковали приведенный документ, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли, ибо именно в это русло направлял его все тот же брат Антонио. К ювелиру («некоему Боттичелло», как пишет Вазари, человеку, личность которого по сей день не установлена), отправил Алессандро отец, устав от его «экстравагантного ума», одаренного и способного к учению, но беспокойного и до сих пор не нашедшего истинного призвания; возможно, Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона.

Образы святого Себастьяна

Глубоким христианским смыслом наполняется важнейший для античной эпохи образ обнаженного атлета-олимпийца. Во многие произведения он вносит символику победы как духовного феномена жизни героя священной истории.  Начиная с XV века, он активно используется в ренессансной иконографии мученичества святого Себастьяна, становясь символом, как его личной духовной победы, так и грядущего триумфа христианской веры.

Святой Себастьян

В ряде работ (в частности —  в картине Антонелло да Мессины из картинной галереи в Дрездене) у ног расстрелянного из луков святого можно увидеть лежащую колонну – символ духовно поверженного языческого мира.

Мазаччо, «Изгнание из Рая» — от Венеры к Еве

В эпоху Возрождения в сферу христианской символики входит огромный материал античной мифологии и художественной культуры.  Произведения на библейские темы наполняются тонкими ассоциациями с шедеврами греко-римского искусства, что придает им особую глубину и новый смысл.  На фреске Мазаччо «Изгнание из Рая» в капелле Бранкаччи храма Санта Мария дель Кармине во Флоренции рыдающая обнаженная Ева показана в иконографии Venera pudica («Венера стыдливая», которая в античном искусстве связана и историей рождения Венеры из пены морской.

Мазаччо. «Изгнание из Рая»

В античном сознании этот миф тесно связан с размышлениями о нисхождении  на землю духовной любви (Венеры Урании). И именно через позу Венеры мотив нисхождения становится скрытым смыслом изображения первых людей, обозначая нисходящую траекторию их духовного пути от Рая к земной жизни и удаленности от Бога.

Сандро Боттичелли: главный художник эпохи

Сандро Боттичелли — один из самых известных художников Ренессанса. Разберемся в темах любви, весны и счастья в его одухотворенных картинах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства

Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.

Сандро Боттичелли

1. Поклонение волхвов, фрагмент (возможный автопортрет), 1475
2. Мадонна с Младенцем и поющие ангелы, 1477
3. Мадонна у моря, 1477
4. Семь свободных искусств приветствуют юношу, 1490
5. Венера и три грации, 1484

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сандро Боттичелли

1. Портрет Симонетты Веспуччи, 1476
2. Портрет Симонетты Веспуччи, 1480–1485
3. Венера и Марс, 1483
4. Рождение Венеры, 1483–1485
5. Паллада и Кентавр, 1482

Теперь поговорим о главных темах Боттичелли и его главной модели.

Вот они

Боттичелли писал томных и отрешенных от реальности девушек. Боттичелли не зря заинтересовал художников 19 века, особенно прерафаэлитов: они увидели в нем все то, что ценили сами.

У большинства картин — одна модель. Это Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Культура Флоренции в то время не утратила традиций куртуазного Средневековья, где был важен культ прекрасной дамы. Для Боттичелли такой дамой, идеальным образом стала Симонетта: он пишет ее и в «Венере и Марсе», и в «Рождении Венеры».

«Венера и Марс». Мы видим сложные красивые позы, четкий рисунок. Спящий Марс — символ войны, усмиренной любовью. Это пример аллегорической картины, которые привлекут символистов в 19 веке.

«Рождение Венеры». Это один из первых образов обнаженной женщины в светском искусстве Западной Европы. Раньше обнаженными изображали либо Еву, либо грешников на Страшном Суде. При этом в образе Венеры мало чувственности, это бесплотный, недоступный образ.

Сандро Боттичелли. Весна, 1478–1482

Давайте внимательнее рассмотрим картину «Весна» — она очень показательна не только для творчества Боттичелли, но и для всего Кватроченто.

Вот что мы видим

В центре — Венера. Богиню любви изображали по-разному — здесь мы видим одетую девушку, которая стоит в центре красивого луга.

Вокруг много цветов. Ромашки, розы, ирисы — всего специалисты насчитали больше 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам. Это ренессансный символ — торжество жизни и любви. Рядом с Венерой стоит Флора в платье с цветами.

Три грации подняли руки вверх. Взгляд поднимается за ними прямо к апельсиновым деревьям. Туда же указывает кадуцей Меркурия. Любовь связана с цветением и с плодами.

Боттичеллевские образы — прозрачные, нежные, одухотворенные. В их танцующих позах угадывается влияние готики, лица спокойны и не выражают сильных эмоций.

Что почитать

Делимся полезными и интересными книгами, которые помогут лучше разобраться в искусстве Кватроченто.

Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди».
Рекомендуем главы про Мазаччо и Пьеро делла Франческа.

Александр Степанов. «Новая история искусства. Искусство эпохи Возрождения. Италия. 14–15 века».
Интересный взгляд на исторический контекст и искусство Ренессанса.

Павел Муратов. «Образы Италии».
Для вдохновения и размышлений о пространстве, где родился Ренессанс.

Мы посвятили всю часть изучению одного художника — Сандро Боттичелли, а значит, пришло время для тренажера.

Анализ и интерпретации рождения Венеры

Уникальный холст, сочетающий религиозные мотивы и классическую античность принадлежит к серии мифологических картин знаменитого Боттичелли (1445–1510). После его прибытия в Рим были созданы три работы для папы Сикста IV. До «рождения Венеры» мастер создал «Палладу и Кентавра» (около 1482, галерея Уффици), «Венеру и Марса» (1483, национальная галерея Лондона) и «Весну» (1484–1486, Уффици).

Работа демонстрирует обнаженную фигуру богини Венеры, которая возникла из моря, и создавалась по заказу Лоренцо великолепного из семьи Медичи, которая была особенно заинтересованна в классической мифологии и древних легендах в контексте гуманистического искусства эпохи ренессанса.

Весна

Венера

Анджело Полициано, флорентийский поэт, гуманист и ученый, в своей эпической поэме «Stanze per la giostra» описывал процесс явления Венеры на берег в раковине. Именно этот сюжет вдохновил Боттичелли на написание. Слева, главную героиню подгоняет Зефир, обнимая жену Хлориду. Справа, одна из харит готова обернуть в плащ, украшенный цветами, ногую Венеру.

Несмотря на необычные пропорции тела (вытянутая шея, удлиненная левая рука) Боттичелли изображает Венеру невероятно красивой женщиной с гладкой и нежной кожей, золотыми кудрями. Она появляется в этом мире как богиня красоты, а зрители становятся свидетелями акта сотворения. Ветер вокруг крутит розы (согласно мифу, когда Венера родилась, роза зацвела впервые).

Интерпретации и толкования

Существует ряд интерпретаций работы. Достаточно популярной является мечтательная неоплатоническая теория. По материалам, предположительно принадлежавшим философу Платону, Венера была богиней земли, вдохновлявшей человека к физической любви и небесной богиней, вдохновлявшей на любовь духовную. Вероятно, зрители 15-го века смотря на «Рождение Венеры» чувствовали духовную и божественную любовь.

Некоторые искусствоведы трактуют полотно как льстивое послание для могущественного Лоренцо Медичи. Образ Венеры предположительно заимствован с Симонетты Веспуччи, любовницы Лоренцо и его старшего брата. Забавным для данной трактовки является тот факт, что Симонетта родилась в итальянском городе Портовенере (с английского «Порт Венеры»).

Критики также предполагают, что обнаженная Венера напоминает Еву в райском саду. Соответственно сама богиня олицетворяет христианскую церковь. В этом толковании тоже не обошлось без совпадений. «Stella Maris» (Морская звезда) у католиков олицетворяет Деву Марию. Возможно, море рождает Венеру аналогично Марии, рождающей Иисуса.

Оплакивание мертвого Христа

Готика встречает Ренессанс

Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения.

Судьба художника

Боттичелли был человеком странным, по мнению его современников. Он не гнался за богатством, жил в мире своих фантазий и образов. У него не было ни семьи, ни дома. Но была красота, воплощённая на полотне, и этого для художника было более чем достаточно. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Даже папа Сикст IV, решивший расписать капеллу в своём римском дворце, лично выбрал Боттичелли для руководства работами.


Сандро Боттичелли. (Wikimedia Commons)

Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».

В последнее десятилетие 15-го века художника постигла череда неудач. Причин тому было несколько, как это обычно и бывает. Силы художника подтачивала болезнь ног. Мода на искусство менялась. Ко всему прочему против Боттичелли сыграло его следование заветам Джироламо Савонаролы — монаха, призывавшего отказаться от прелестей земной жизни. Обвинение монаха в ереси, признание виновным и сожжение на костре в какой-то мере сломили дух живописца.

Скончался Боттичелли на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня на кладбище церкви Всех Святых покоится его прах.

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ «РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ»

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

«РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ»

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1482-1486г., Галерея Уффици, Флоренция.

План:

  1. Сюжет картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».
  2. Композиционное решение полотна.
  3. Символика произведение.
  4. Мое отношение к описываемой картине.

Картина «Рождение Венеры» была написана в конце XV века известным всему миру итальянским художником Сандро Боттичелли. В основе сюжета картины лежит один из основополагающих древнегреческих мифов, рассказывающий о рождении из крови титана Урана и морской пены богини любви и красоты Венеры. На своем полотне Боттичелли изображает кульминационный момент повествования, когда новорожденное божество вот-вот ступит на землю, где будет владеть сердцами и вершить судьбы человечества. Это произведение, предстает как новаторский опыт создания картины на мифологический сюжет и переосмысления художественных идеалов античности, еще во многом малоизвестных для европейского средневекового искусства, но четко ощущаемых в творчестве художника, которому удалось прочувствовать и передать зрителю главные принципы эстетики Раннего Возрождения.

На мой взгляд, картина пронизана чувством гармонии, покоя, безмятежности, что подчеркивается прежде всего композиционным решением полотна: фигура Венеры делит пространство картины на две уравновешенные части. В центре мы видим главную героиню, скромно стоящую на морской раковине, Боттичелли наделил свою Венеру невероятной нежностью, скромностью, целомудрием, в отличие от других художников Ренессанса. Её фигура скользит не на зрителя, а к берегу. На её плечи спадают длинные пряди золотистых волос, прекрасные локоны развеваются под легким дуновением ветра, глаза смотрят слегка удивлённо, руки пытаются прикрыть обнажённое тело, это и предаёт всему образу невинность, непорочность. Одним словом перед нами прекрасная статуя: удлинённые пропорции, причудливый изгиб тела, вертикальность плавных линий шеи, плеч, бедер – это всё напоминает искусство готики. Для передачи чувства гармонии Боттичелли выделяет некоторые детали: колышущиеся на ветру складки одежд, изломанная линия берега, стройные, изящные стволы деревьев.

Для придания произведению повествовательности Боттичелли использует символы, обогащающие сюжет, раскрывающие его более полно. Морская раковина, на которой стоит Венера, – недвусмысленный символ женского первоначала: богиня уже жива, но еще не пришла в мир жизни. Несущая богиню ракушка, подгоняемая богом ветра Зефиром, скоро коснётся берега, на котором её ждёт Ора – одна из богинь времён года. В руках у Оры затканное цветами полотно, для того чтобы укутать новорождённое божество. Она словно мать, ждущая своё дитя, чтобы укрыть его, защитить. В левой части изображена пара – Зефир и его супруга богиня цветов Флора, от них исходит легкий воздушный поток, в котором кружатся прекрасные распустившиеся цветы. Нежный дождь из роз своим хрупким строением подчёркивает эмоциональный тон картины. Они движут и вдохновляют к жизни только что рождённую богиню и в то же время вздымают мантию, в руках Оры, словно хотят помешать укрыть обнажённое тело Венеры. На заднем плане картины виднеется несколько острых мысков, а на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья, олицетворяющие бессмертие. Отчётливо видна символика трёх стихий: вода, по которой ракушка несёт Венеру, земля и ветер.

Я очень люблю картину «Рождение Венеры»

Сюжет привлекает моё внимание своей изящностью и лёгкостью. Черты лица Венеры очаровывают своей скромность и красотой, не теряя в то же время божественного величия

Картина зацепила меня и цветовым решением. На полотне запечатлён момент, когда еще едва рассеялась ночь, и в предрассветных утренних лучах на землю в холодных тонах, приходит богиня. Голубые и бирюзово-серые оттенки передают воздушность и праздничность, но в то же время и некую скромность. Так же присутствует и зелёный цвет в правой части полотна, который олицетворяет торжество жизни над смертью. А пурпурно-красный цвет мантии символизирует могущество и власть. Каждый оттенок что-то доносит до нас, пытается объяснить настроение произведения. Венера несёт в мир любовь, оставаясь сама далёкой от него!

В оформлении работы использована иллюстрация:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: