Целков, олег николаевич

Содержание

  • Слайд 1

    Татлин Владимир Евграфович — (1885–1953), русский художник; наряду с К.С.Малевичем – один из двух самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины 20 в. Родился в Москве 16 (28) декабря 1885 в семье инженера.

  • Слайд 2

    В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».

  • Слайд 3

    В 1905–1910 занимался в Пензенском художественном училище.
    Завязал связи с М.Ф.Ларионовым, Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию П.Пикассо в Париже.

  • Слайд 4

    В ранней живописи Татлина аналитически выделяются крупные, ритмически соподчиненные плоскости (Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург). В своей сценографии, совмещая черты модерна и футуризма, он экспрессивно воплощает всеобщий, «мировой» ритм (оформление «народной драмы» Царь Максемьян в московском «Литературно-художественном кружке», 1911; циклы эскизов к неосуществленным оперным спектаклям – Жизнь за царя М.И.Глинки, 1913, и Летучий голландец Р.Вагнера, 1915).

  • Слайд 5

    в 1914 он изобретает новую разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916; Третьяковская галерея, Москва); искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей.

  • Слайд 6

    Модель памятника III Интернационала. 1919-20.Реконструкция 1979. Дерево, железо, стекло

    Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси.

  • Слайд 7

    Модель памятника III Интернационала (1919-20).

  • Слайд 8

    В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в московских Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас – Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (имея в виду эту цель, он сам создает лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели, 1923–1924).

  • Слайд 9

    В 1930-х Татлин использует в качестве мастерской звонницу Новодевичьего монастыря в Москве. Там, в чистом высоком пространстве, с учениками, он строит окончательные модели летательного аппарата. Этот «воздушный велосипед» представлял собой каркас из гнутого дерева, обтянутый шелком. Его конструкция была результатом исследования теории полета и скелетов птиц.

  • Слайд 10

    Летатлин» — это своеобразный контррельеф, Модели, сооруженные в мастерской, казалось, могли парить сами по себе, словно им не требовался подвес. Испытания «Летатлина» так и не состоялись. Он был выведен на летное поле, но одна из моделей сломалась на земле. На многих персональных выставках художника аппарат парил под потолком. Один из авторских экземпляров сохранился до наших дней.

  • Слайд 11

    Летатлин (махолет). 1932. Дерево, металл, китовый ус.

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    В 1930—1940х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

  • Слайд 17

    Последние годы жизни

    Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

    Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.

Посмотреть все слайды

Картины художника

Техника акварели открывает замечательные возможности в органичном выражении идей художника и ставит новые творческие задачи. Гармоничное совпадение выбранной тематики для живописных картин и техники исполнения позволяют максимально раскрыть замысел художника. Его техника акварельного письма узнаваема, ее нельзя спутать с другими техниками современного письма. Воздействие акварельной техники проявляется и в масляной живописи автора.

Акварель – тонкая, сложная в исполнении техника станковой живописи. Воздушная и легкая живопись акварельными красками по сырой бумаге позволяет получить красочные цветовые переходы. Картины, созданные художником, сочетает в себе реалистичность передачи сюжета с плавными, легкими акварельными мазками. Такого рода техника исполнения не образует характерного для классической масляной живописи рельефного мазка. Тем самым произведения акварелью поражают зрителя своими переливами акварельной краски и полупрозрачным наложением на бумагу. Акварель сложна в использовании также по причине отсутствия возможности исправления уже на высохшей поверхности.

Картины, выполненные маслом, пользуется постоянным вниманием и популярностью среди любителей искусства. Такие произведения традиционно служат одним из главных украшений интерьера

Для достижения лучшего результата необходимо использование краски известных производителей и качественного грунтового покрытия холстов. Современные картины маслом на холсте выделяются яркими красками, рельефными мазками в сочетании с лессировочными заливками. Произведения маслом долговечны, устойчивы к прямым солнечным лучам, воздействию ультрафиолета.

Художник и политика

Олег Целков был одним из мастеров, которые яро несли в своих работах цель индивидуализма. И он всегда считал, что советская власть не была ознакомлена с его творчеством. Сейчас, оглядываясь назад, художник уверенно заявляет, что останься он там, где родился, последствия были бы ужасными.

Еще когда нонконформист был молодым студентом, милиционеры часто предъявляли недовольства от лиц свыше. Отец студента на вопрос о том, почему его сын не работает, отвечал коротко и ясно. Его слова звучали как заявление о том, что Олег работает с утра до ночи. Да, он не обеспечивает себя пока сам, однако у него есть семья. И несмотря на все эти проблемы, Олег Целков так же уверенно говорит о том, что быть собой и делать дело по собственному вкусу – обязанность каждого. И именно коммунизм, по мнению Олега, был врагом творческого разнообразия, который не позволял людям раскрывать свои возможности. Сейчас, во времена свободного мнения и обширных возможностей, художник старается не тратить часы на разговоры о политике. Ведь это время лучше провести с пользой.

Библиография

  • Сапгир, Кира (2010). В квадрате круга: Владимир Янкилевский, Оскар Рабин, Олег Целков, Дмитрий Краснопевцев: Галерея Актис, Лондон (на английском и русском языках). Париж: Издательство Somogy Art. п. 94: ил. ISBN  .
  • Байгель, Мэтью (1995). Советские художники-диссиденты: Интервью после перестройки. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. С. 162–170.
  • Александр Каменский / Каменский, Александр Абрамович (1992). Олег Целков / Олег Целков (на русском, французском и английском языках). Париж — Москва — Нью-Йорк: Третья волна, Останкино. п. 199, ил.
  • Другое искусство: Москва 1956–1976. В двух томах (на русском). 1, 2. Москва: Художественная галерея «Московская коллекция», СП «Интербук». 1991. стр. 19, 23, 24, 36, 38, 55, 83, 126, 129, 138, 173, 181, 182, 194, 223, 225, 228, 234, 242, 247, 249, 251, 253, 256, 259, 320, 329 (I), 9, 181–183 (II).
  • Искусство России и Запада, №1. Нью-Йорк — Турин, Италия: Фонд Аполлона. 1989. С. 116, 72 цвет. стр. 50–59
  • Выставка троих: Михаила Шеминанкина, Олега Целкова, «Эрнст Неизвестный».. Галерея «Nakhamkin Fine Arts». 1979. С. 88, 3 цвета ил.
  • Боске, Ален (1988). Олег Целков (на итальянском языке) (1-е изд.). Милан: Fabbri. п. 299: ил. en coul.

Стоимость картин

Олег Целков рассказывает о том, что когда-то его картины покупались за 100-150 рублей за штуку. Хотя сам художник оценивал их в 20 рублей. Во времена бедствования художника в его мастерскую попал американский драматург и прозаик Артур Миллер. Он выбрал одну из картин Олега и заявил, что хочет узнать ее цену. Целков в какой-то момент растерялся, не имея веры в то, что его картину хочет купить такой человек. Собравшись с мыслями, мастер сказал: «Триста». А Артур Миллер, в свою очередь, с огромным удивлением спросил: «Триста чего? Рублей?» В конечном итоге картина была продана всего за триста рублей. Но, как оказалось, драматург так сильно пришел в удивление, потому что думал, что работы оцениваются в долларах. После этой ошибки Олег Целков решил действовать более разумно. Он измерял параметры картины и вычислял ее площадь с помощью умножения высоты на ширину. На следующие вопросы о стоимости той или иной работы мастер твердо заявлял, что один квадратный сантиметр равен одному доллару. 12 июня 2007 года на аукционе в Лондоне была выставлена картина Олега Николаевича Целкова с названием «Пять масок», с начальной ценой 120-160 тысяч долларов, и была она продана в несколько раз дороже.

В свое время эту работу у художника купил знаменитый коллекционер Георгий Костаки. Также ушедшая когда-то в неизвестность картина, которую художник подарил канадскому послу, появилась на аукционе и была продана за 279 тысяч долларов.

Биография

Родился 15 июля 1934 года в Тушино (Красногорский район Московской области) в русско-еврейской семье. Родители — Николай Иванович Целков, уроженец Дмитрова, и Роза Израилевна Целкова, родом из Белоруссии, познакомились во время учёбы на товароведов в торговом техникуме, работали экономистами на авиационном заводе. С 1949 по 1953 учился в МСХШ. Один год проучился в Белорусском театрально-художественном институте в Минске, ещё год — в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде, был исключён. Образование завершил на постановочном факультете в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино. Ученик Н. П. Акимова.

Первая квартирная выставка Олега Целкова в Москве состоялась в 1956 году усилиями Владимира Слепяна. В 1961 году художник переехал в Москву. Его первая официальная персональная выставка прошла в 1965 году в Институте атомной физики им. Курчатова в Москве. С 1970-х годов Целков выставляется в Европе и США.

Начиная с 1960 года, с картины «Портрет», в течение последующих сорока лет в живописи он разрабатывает единственный сюжет — образы деформированного человеческого лица и фигуры, напоминающие зловещие маски или человекоподобного мутанта. Его портреты стали своеобразной реакцией на новые формальные приемы «сурового стиля». Особая черта его картин — «шаблонность», крупный масштаб и яркие анилиновые цвета. На творчество повлияли современные примитивисты и поздний Малевич.

В 1977 году под давлением властей покинул СССР. Жил в Париже, позже купил ферму в провинции Шампань, в 300 км от Парижа, где оборудовал мастерскую. Французского гражданства не принял, почти четыре десятилетия оставался апатридом. В июне 2015 года получил гражданство Российской Федерации.

В 2004 году прошли две персональные выставки Целкова: в Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее. В 2005 году он стал единственным проживающим на Западе художником, удостоенным российской премии «Триумф».

В 2010 году, на совместной с тремя другими корифеями нонконформизма выставке Олега Целкова в фонде «Екатерина» была показана авторская керамика и бронза, узнаваемые «целковские» фигуры и головы.

Умер на 87-м году жизни в Париже в больнице Сен-Антуан. Похоронен в провинции Шампань, на кладбище близ коммуны Он ле Валь (Osne le Val), где и находился его загородный дом.

«Одна картина на всю жизнь»

Так в чем же идея дерзких и ярких картин художника Олега Николаевича Целкова? Что в этих полотнах позволяет Олегу стоять на пятом месте среди советских художников по созданию самых дорогих холстов? Жители его работ являются солдатами без масок, которые восстали против всего в мире, что может унизить человека. Они идут против системы, в которой люди являются шестеренками, и если хоть одна из них свернет не туда, то будет уничтожена и заменена. Это войско прозвали «племенем, которое никто не видывал», потому что они несут в себе злобу и тоску одновременно, чтобы показать человечеству его настоящий вид, который многие люди скрывают. Сам же художник не может дать им определения и порою даже называет себя «проклятым». Он спокойно расстается с картинами и никогда не пишет на заказ из принципа, который гласит о том, что искусство не должно создаваться с коммерческой целью. Художник Олег Целков не говорит точно о том, что именно заложено в разнообразии его полотен. Он уверенно заявляет, что создает одну картину, но каждый раз по-разному.

Просмотры: 57

биография

В 1956 г. состоялась его первая квартирная выставка в Владимир Слепян (1930–1998) кабинет. В 1958 году окончил Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, где учился у экспериментального сценографа и театрального режиссера. Николай Акимов. В 1960-х и 1970-х годах в студии Целкова в Москве за годы работы побывали такие знаменитости, как, Артур Миллер, Давид Альфаро Сикейрос, Ренато Гуттузо, Лиля Брик, Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко (близкий друг Целкова), Луи Арагон, и Пабло Неруда.

Первая персональная выставка Целкова открылась в г. Курчатовский институт в январе 1966 г., но через два дня КГБ сломал спектакль как идеологически неприемлемый. В 1977 году Целков переехал в Париж. Спустя некоторое время он купил ферму во Франции, в районе г. шампанское, 300 км от Парижа. Там он оборудовал двухэтажную студию, в которой живет и работает.

Выставка в Нью-Йорке

Вторая особо яркая выставка была открыта в 2013 году в Нью-Йорке галереей русской живописи АВА. Она представляла собой 48 картин художника Олега Целкова, написанных в период между 1969 и 2010 годами. Владелец галереи Анатолий Баккерман поведал зрителям о том, что с самим художником познакомился в Париже. И эта встреча произошла благодаря известному коллекционеру Александру Глейзеру. К тому времени у Анатолия уже имелось полотно Олега Целкова. Уже тогда он был поражен необычной и яркой подачей, с помощью которой были созданы удивительные маски. Анатолий Баккерман открыл эту выставку с целью донести до зрителей глубокий философский смысл картин удивившего его художника.

Выставка в Петербурге

Одна из самых ярких выставок художника Олега Николаевича Целкова была открыта в Петербурге в арт-галерее Lazarev Gallery в 2011 году и была названа «Олег Целков. XXI век». Она представляла собой 15 картин, которые были написаны в промежутке между 2000 и 2010 годами. Сам художник рассказал о том, что в России бывает редко. Однако если приезжает погостить, то обязательно не обойдется без подарка. В 2004 году он подарил некоторые картины четырем музеям – Эрмитажу, Пушкинскому, Русскому, Третьяковке. Подобные поступки говорят о том, что творцу совсем не тяжело расставаться со своими работами. И сам художник это доказал, сказав о том, что при сожжении творений в пожаре он не будет грустить. Если это происшествие с ними случилось, то оно должно было произойти.

Биография художника

«В единстве с природой» – название одного из первых плакатов художника стало лейтмотивом его творчества. Эта тема присутствует во всех произведениях художника – будь то плакат, акварельные листы, живописные произведения маслом, дизайн создаваемых интерьеров. Картины маслом и акварелью, выполненные художником, всегда вызывают восторженный интерес зрителя своим мастерским исполнением и душевной теплотой.

Любимая техника художника – акварель, масло. Отточенная непрестанной работой и поисками на протяжении многих лет, его техника акварельной живописи уникальна. Пронизанные светом, наполненные сложной цветовой гаммой, акварели несут радость жизни и надежды.

Автор видит задачу через изображение природы прикоснуться к чувственному восприятию зрителя, вызвать глубокие внутренние эмоции.
“Смятение чувств”, “Море желаний”, “Белое озеро” продолжают цикл «Восприятие», начатый картинами ”Раннее утро”, “Шелест”, “Шепот”.
Картины выполнены в новой технике: акварель, акриловый лак на холсте.

Для художника интересно создание циклов живописных картин, связанных общей темой и поставленной творческой задачей, создание парных работ, выполненных как в технике акварельной живописи, так и масляной живописи. Постоянное совершенствование и поиск акварельного письма позволяют открывать художнику все новые грани владения мастерством в этой удивительной, не терпящей исправления и ошибок, творческой акварели.

“Я не пишу акварелью, — говорит художник, — акварель позволяет войти в свой мир, использовать ее волшебные свойства”.

Для акварельной живописи Олега Тимошина характерно использование естественных органических свойств акварели – стекания, смешения, текучести с минимальным техническим вмешательством. Основополагающим здесь являются хорошее владение рисунком и прекрасная визуальная память.

Тонкая поэтичность, философская подоплека тем, затронутых в последних работах, говорит о новой ступени осмысления художником своего творчества. Чуткость и тонкость восприятия, духовность и великолепное техническое исполнение делают картины художника особенно запоминающимися.

Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1982 году.

Начало профессиональной деятельности художника совпало с активной творческой работой в графике, плакате. Плакат перестройки — неотъемлемая часть истории больших перемен большой страны.Причастность художника к событиям такого масштаба особенно ценна. С 1988 года — член Союза Художников СССР.

Художник — участник многочисленных выставок и конкурсов. Живопись Тимошина Олега успешно участвует в многочисленных международных выставках. Произведения живописи современного художника находятся в государственных и частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья.

Член Московского союза художников.

Художник и театр

Получить художественное образование мастеру своего дела так и не удалось. Еще делая свои первые творческие шаги, он почувствовал, что его везде будут гнать прочь. Казалось бы, художник является хулиганом, который мешается под ногами правительства. Но сам он себя называет просто странным человеком, который хотел одного, а получил совсем другое. И под «другим» имеется в виду театральное образование, которое даже позволило Олегу заработать. Он смог оформить десяток сцен для спектаклей города Кимры в Тверской области. Это дело было для художника с одной стороны тяжелым, а с другой — легким и приятным. Олегу нравился театр за то, что там особо не приходилось ничего выдумывать, но бывали и ситуации, когда нужно было ездить с актерами по городу, холоду и следить за выступлениями в самых неожиданных местах. Олег Целков никогда не интересовался театром глубоко. Сам он утверждает, что даже пьес никогда не читал. Его дело состоит именно в создании его картин.

Жизнь художника

Биография художника Олега Целкова характерна для нонконформистов советских времен. Рожден был в Москве в 1934 году, 15 июля. С 1949 год по 1953 обучался в художественной школе родного города, окончил ее с завидным отличием. В 1954 году юный художник поступил в театральный институт в городе Минске, однако был исключен по причине «формализма». В 1955 году начал обучение в Ленинградском институте искусств имени Репина, но закончить его Олег Целков не смог по той же причине. В 1958 году, не без помощи, художник все-таки смог получить высшее образование в Ленинградском театральном институте и стал художником-технологом сцены. Несмотря на все трудности самовыражения, Олег Целков смог определить четкое направление в искусстве, которого придерживается до сих пор. Он даже пытался открыть пару выставок со своими работами, однако обе прошли не очень удачно. Последняя из них была прервана через 15 минут после ее начала сотрудниками КГБ, которые погрузили помещение во мрак отсутствием электричества и разогнали зрителей. В 1977 году Олег эмигрировал и нашел свое пристанище в городе любви – Париже, где и проживает до сих пор.

Живопись Целкова

Несмотря на достаточно трудное прошлое, в нынешнее время картины Олега Николаевича Целкова живут прекрасной жизнью. Реакция у зрителей, которые впервые взглянули на холсты, всегда будет самой разной. Однако ощущения останутся одинаковыми. Персонажи картин показаны необъятными и вздувшимися телами со странными искаженными головами. Нет острых углов, но вместо них изображены непривычные непропорциональные фигуры, головы которых направлены на зрителя откуда-то из глубин. Так изображает своих героев Олег Целков. Картины-маски — вот как прозвали зрители лица на холстах.

Среди эмоций нельзя увидеть что-то теплое. Передача чувств на лицах жителей картин постоянно тяжелая и даже неприятная. Цветовое решение выделяется глубокими, яркими, порою контрастными цветами. Первая созданная из этой серии картин-масок была нарисована случайно

Художник какое-то время размышлял над тем, что важно среди всех его немногих знаний об искусстве выделить нечто необычное и удивительное. И тогда он нарисовал рожицу, которая посмотрела на своего создателя и ясно дала понять, что художник нашел свою идею

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: