Описание картины Портрет Шаляпина Кустодиев
В центре картины находится сам Фёдор Шаляпин. Он поражает свой мощной фигурой, своим волевым и в то же время одухотворённым положением. На нём богатая шуба, шапка, ботинки. В руке трость. Шаляпин стоит на пригорке. Рядом с ним собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.
Здесь же Кустодиев изобразил ещё трёх действующих реальных персонажей. Позади, у пригорка, стоят две девочки и мужчина — это две дочери Шаляпина Марфа и Марина, и его секретарь Исай Дворищин.
Позади Шаляпина, на фоне красивейшего зимнего пейзажа, разыгралась ярмарка. У картины изначально было несколько рабочих названий, среди которых «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» и «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».
Белоснежный пейзаж очень красиво и по-русски контрастирует с яркими красками праздника. Горки, представления на сцене, люди танцуют, играют на гармони, катаются на лошадях. Зимний праздник в самом разгаре. Бушует настоящее раздолье, люди веселятся, и на фоне пёстрого многообразия, как монумент, как символ русского величия, стоит сам Шаляпин, одухотворённый, полный сил и творческой энергии.
Портрет Шаляпина план сочинения 8 класс
- Автор картины
- Сюжет
- Передний план, Шаляпин
- Задний план
- Мои впечатления
Автором картины «Портрет Ф. И. Шаляпина» является великий русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Картина была написана в 1922 году. К тому времени Борис Кустодиев уже был прикован к инвалидной коляске, так как остался парализован после тяжёлой болезни. Несмотря на это, художник создал такое полотно, которое в последующем стало одним из знаковых его произведений, находящимся на одном уровне с такими его работами, как «Масленица», «Купчиха за чаем» и др.
Сегодня картину «Портрет Ф. И. Шаляпина» можно увидеть в Санкт-Петербурге, Государственном Русском музее. Здесь полотно представлено, как один из тех шедевров, которые прославляют русское искусство живописи.
В центре сюжета — великий оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин. В богатой шубе и с тростью в руке он стоит на пригорке, как бы возвышаясь своей недосягаемой фигурой и личностью над городом. Стоит зима, позади него шумит ярмарка. Судя по тому, что одно из рабочих названий картины — «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде», сюжет картины происходит именно в этом городе.
В центре картины — Фёдор Шаляпин. Знаменитая в те времена фигура, которого знали все. На нём дорогая бобровая шуба, шапка, начищенные до блеска ботинки. Одной рукой он распахивает шубу, словно демонстрируя свою открытость, свой размашистый русский дух, который рвётся к людям. В ногах у него можно увидеть бульдога, которого, судя по историческим сведениям, звали Ройка.
На заднем плане, в заснеженном городе, шумит пёстрая и весёлая ярмарка. Прямо позади Шаляпина, у пригорка, стоят трое — это две дочери оперного певца Марфа и Марина, и его секретарь — Исай Дворищин. Далее мы можем увидеть скопление народа, представления, лавки с различными товарами и угощениями. Люди на ярмарке гуляют и развлекаются. Одни столпились у сцены, где показывают представление, другие катаются на санях, третьи танцуют, играют на гармони, покупают сладости.
Сочинение 8 класса по картине Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина»
Я глубоко прониклась картиной Б.М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина». Очень трогает история создания этого шедевра: тот случай, когда художник и изображаемый на картине человек были знакомы и с восхищением относились друг к другу. Борис Михайлович стремился создать картину, вселяющую радость при взгляде на неё, поэтому в ней использованы яркие и светлые краски.
Отлично олицетворен и творческий путь, пройденный Федором Шаляпиным: он изображен на фоне ярмарки, с которых и началась его карьера певца. На картине он в роскошной шубе возвышается на фоне толпы, что символизирует успех им достигнутый. Классический костюм с галстуком-бабочкой, в который художник нарядил своего героя, соотносится с классикой в оперном пении, образцом чего стал Шаляпин. Нарядная тяжелая соболиная шуба и шапка придают образу русский колорит, также подчеркиваемый с помощью яркого шелкового шарфа, добавляющего изысканности. Именно такой образ великого оперного певца сформировался в сознании людей, что и стремился передать художник
Важно обратить внимание на выражение лица Шаляпина. Он сосредоточен, вдумчив, взгляд его устремлен куда-то вдаль, во всем лице видится одухотворенный полет мысли. Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром
Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром
Рот слегка приоткрыт, будто он готов сказать или спеть что-то после долгого обдумывания. Около его ног расположилась любимая собака, которая тоже выступала моделью при написании портрета. Она внимательно взирает на хозяина. От всего облика Шаляпина веет некой силой и вдохновением, передаваемыми даже через полотно зрителям. При всем своем таланте, Федору Ивановичу удалось остаться поистине русским человеком, что и отражено на картине
Кажется, что Федор Иванович задумался над очередным музыкальным шедевром. Рот слегка приоткрыт, будто он готов сказать или спеть что-то после долгого обдумывания. Около его ног расположилась любимая собака, которая тоже выступала моделью при написании портрета. Она внимательно взирает на хозяина. От всего облика Шаляпина веет некой силой и вдохновением, передаваемыми даже через полотно зрителям. При всем своем таланте, Федору Ивановичу удалось остаться поистине русским человеком, что и отражено на картине.
Художнику удалось отлично передать облик великого певца. Я считаю, что этот портрет занимает достойное место среди всех портретов Шаляпина, а также является отличным примером изобразительного таланта Б.М. Кустодиева.
Сочинение-описание
«Портрет Федора Шаляпина», принадлежащий кисти знаменитого художника, считается вершиной творчества Бориса Кустодиева. Известно, что Кустодиев еще с детства, с самых юных лет, относился с большой любовью и уважением к великому артисту. В то же время Федор Шаляпин высоко ценил талант мастера, а также признавал за ним прекрасные человеческие качества.
10 стр., 4552 слов
Описание картины константина коровина «портрет шаляпина»
… подолгу, замечая все новые детали. Этот портрет Коровина достоин наивысших похвал. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) родился в образованной и состоятельной … Шаляпине, что от природы был красивым, статным, высоким и уверенным в себе человеком. Немного вальяжным, где-то высокомерным, но очень талантливым. На холсте мы видим фигуру Шаляпина. …
Автор картины всеми силами старался придать максимально живые, наиболее реалистичные черты портрету гениального исполнителя. В то же время сам певец делал все возможное, чтобы упростить перед художником столь непростую задачу, подбадривая его во время сеансов.
В своем произведении Б.Кустодиев использует прием контраста переднего и заднего фонов. На втором плане изображено большое свободное пространство, где на снежных холмах разворачивается народное празднество: люди катаются на санках, толпятся у карусельных гор. На первом же плане во весь рост возвышается фигура Ф.И.Шаляпина. Его силуэт ярко контрастирует на фоне ослепительно белого снега, разбавленного отдельными участками пестрых красок, в сюжетном контексте изображающих ярмарку.
Фигура Шаляпина поистине величественна: высокий представительный мужчина в шапке и меховой шубе нараспашку. Композиция построена так, что артист будто возвышается над всем происходящим позади него: над гуляньем, «над горами». Как видно из сюжета картины, город, в котором сейчас находится герой, является для него новым и певец оборачивается, чтобы осмотреть округу и познакомиться с этим местом поближе. Интересно, что первоначальное название картина так и звучало: «Новый город».
Артист приехал сюда на гастроли, о чем говорит надпись на афише в самом низу полотна. В данный момент Шаляпин прогуливается по местным улочкам, и в тот же момент, оказывается, что город, по сути, не такой уж и чужой для него. Для него характерны облик и типичные черты русского быта, которые всегда были так близки великому артисту. Таким образом, Шаляпин, оглядываясь и осматриваясь по сторонам, задумывается о том, настолько близка и дорога для него жизнь простого русского народа.
Восхищаясь личностью Шаляпина, художник, однако, не лишает себя возможности выразить некоторую иронию относительно характера и привычек артиста. На картине видно, что Б.Кустодиев добродушно подшучивает над Шаляпиным, отмечая такие черты знаменитого баса как самовлюбленность и желание щегольнуть дорогим одеянием. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом.
Вариант №2
Описание этого произведения искусства хотелось бы начать именно с фона
Ему Кустодиев уделил особое внимание, прорисовав каждую деталь в эпизоде масленичного гуляния. Скорее всего, на картине изображен день Широкой Масленицы накануне Великого поста
Городская площадь наполнена атмосферой праздника, мы видим множество шатров с угощениями и развлечениями, торговые лотки, с которых идет бойкая торговля, простой люд катается с ледяных гор, публику развлекают скоморохи. Кажется, что мы слышим шум и гам широкого гулянья: праздничные частушки, звуки гармони и шарманки, возгласы катающихся с гор…Все эти звуки сливаются в гул веселящейся толпы.
Картины Кустодиева отличает особенный колорит. Художник любил использовать яркие оттенки розового, голубого, фиолетового, зеленого и желтого цветов. Все они причудливо перемешивались, создавая неповторимую цветовую палитру его картин.
На переднем плане в полный рост изображен знаменитый оперный певец Федор Михайлович Шаляпин. Его огромная фигура занимает большую часть пространства картины. Кажется, что художник сознательно поставил певца на горе, таким образом возвысив над многочисленной толпой.
Шикарная шуба певца распахнута, под ней надет концертный костюм и белоснежная рубашка с бабочкой. В руках Шаляпина изящная трость, на шее развивается шарф
Все эти атрибуты показывают человека важного и незаурядного. Поза, наклон головы, выразительный взгляд и весь внешний облик выдают в нем настоящего артиста, любимца публики
Действительно в 20-е годы карьера артиста была на пике популярности, Шаляпин много гастролирует. Значит, и на этой городской праздничной площади он оказался неслучайно. На втором плане висит афиша, рекламирующая выступление оперного певца. Быть может, Федор Михайлович осматривает окрестности небольшого городка. Удивительно, что певец позировал художнику Кустодиеву в тесной комнате-мастерской , поэтому масштабный задний план – целиком и полностью плод авторского воображения. Мастер, имевший больные ноги, был вынужден писать сидя. Поэтому Шаляпин изображен с нижнего ракурса, что придало фигуре певца еще большую мощь.
Рассмотрим некоторые детали портрета. На поводке певец держит небольшую собаку. И это настоящий питомец Шаляпина — французский бульдог Ройка (Булька??).
Певец испытывал искреннюю любовь к собакам, особенно к мопсам и бульдогам. Они сопровождали его всю жизнь.
На картине также мы видим три фигуры случайных прохожих, выделяющиеся из толпы и обращенные к Шаляпину. На самом деле это его дочери Марфа и Марина и помощник И. Дворищин.
Любопытным фактом об этой картине является то, что на самом деле Кустодиев написал два идентичных портрета оперного певца. Один был увезен Шаляпиным во Францию, а другой остался в распоряжении художника.
Этих двух талантливых людей (Кустодиева и Шаляпина) связывали тесные дружеские отношения. Как два творческих человека, они прекрасно понимали друг друга. Иногда при встречах они начинали петь. Шаляпин солировал, Кустодиев подхватывал песню.
9 стр., 4244 слов
Формирование исполнительских навыков начинающего певца в условиях …
… навыков начинающих певцов в условиях концертных выступлений разработана недостаточно. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается … каждого вокалиста должны основываться на индивидуальных качествах человека. 1. Формирование правильных исполнительских навыков протекает … Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой …
Благодаря авторскому замыслу и художественным приемам обычный портрет превратился в масштабное полотно, отображающее величие личности знаменитого на всю Россию и за ее пределами певца Шаляпина. Эта работа по праву считается одной из лучших в творчестве Бориса Кустодиева.
Сочинение по картине портрет Шаляпина
Кустодиев и Шаляпин не просто дружили, но и восхищались при этом талантом друг друга. Спустя непродолжительное время после того как они подружились, художник решился на написание портрета своего приятеля. В результате он создал настоящий шедевр. О нем я и расскажу в сочинении по картине портрет Шаляпина, которое нам задали в 8 классе.
Описание картины портрет Шаляпина
Приступая к написанию сочинения описания по картине Шаляпин сразу скажу, что это яркий пример передачи внутреннего состояния человеческой личности. Кустодиев создал настоящую историю. Ее можно считывать с самого полотна, внимательно рассматривая его.
Изначально поражают пропорции, которые выбрал автор. Естественно, что на главном фоне он изобразил именно оперного певца. Он выглядит весьма массивно и прикрывает собой практически весь задний план. При этом с сюжетом позади него он пропорционально сопоставляется. Возможно, кажется несколько больше. Недалеко от него находятся люди, но их художник изобразил намного меньшими.
Благодаря такому приему автор подчеркнул значимость изображаемой персоны. Этот человек способен затмить всех остальных, оказывается в центре всеобщего внимания. И действительно, ведь у Шаляпина был невероятно мощный голос, который завораживал всех вокруг. Не исключено, что именно за счет фигуры певца в таком ракурсе мастер подчеркнул всю силу и мощь его голоса.
Задний план здесь выполняет и несколько иную задачу. С его помощью показывается, в каком пространстве живет герой. Позади Шаляпина можно увидеть гуляния и даже ярмарку. По сути, как раз такая среда и была характерна для обитания певца.
Завершая сочинение по картине портрет Шаляпина скажу, что художник его изобразил в виде своеобразного богача. При этом смокинг и шарф, который развевается у него на шее, указывает на то, что это творческая личность. Певец направил свой взор в сторону, будто отрешенный от всего, что происходит вокруг, погрузился в собственные мысли. Раскрытое пальто указывает на то, что его душа открыта, он буквально тянется к своим слушателям.
Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина
Коровин — представитель русского импрессионизма, прекрасный художник, которого одни любили и называли Моцартом живописи, как это сделал Иогансон. А были и те, кто называл его работы мазней. Как бы то ни было, его работы ценятся и находятся во многих частных коллекциях.
Константин Коровин — пейзажист, портретист, талантливый живописец, который писал на пленэре, с целью добиться большей точности в цветовой гамме изображаемого объекта. Он создал много работ, среди которых и изученная нами картина Портрет Шаляпина, по которой мы и напишем сочинение.
В сочинении по картине Портрет Шаляпина за 8 класс, сразу же хочется отметить яркость палитры, звучность красок, некую небрежность техники, которая замечательно сочетается с расслабленной позой Шаляпина. Саму картину художник написал во Франции, куда поехал лечиться.
Он представил нам Шаляпина — человека, который в жизни был интересным собеседником, остроумным, веселым, талантливым человеком, хорошим слушателем.
Смотришь на картину и нет отрицательных эмоций. Все в ней прекрасно. И цвет, и манера, и сюжет, не говоря о самом главном герое — Шаляпине, что от природы был красивым, статным, высоким и уверенным в себе человеком. Немного вальяжным, где-то высокомерным, но очень талантливым.
На холсте мы видим фигуру Шаляпина. Он сидит за столом на стуле, облокотившись рукой на край стола. Герой картины одет в светлый костюм. Его поза непринужденная. Одну ногу он закинул на вторую, левая рука в кармане, лицо озарено улыбкой, взгляд устремлен куда-то вдаль на невидимого собеседника. Смотришь на портрет Шаляпина и чувствуешь, как от нее исходит некая энергия, сила.
Важно
Продолжая сочинение по картине портрет Шаляпина, хочется отметить, что Коровин здесь много внимания уделяет бытовой живописи, где изображена комната с каждой ее деталью бытовой жизни. Вот стол, застелен белой скатертью.
На нем стоит ваза со свежим букетом цветов, стоит графин, бутыль вина, бокал с вином, фруктовое ассорти на блюде. А за окном сады, ведь там сплошная зелень, которую освещают солнечные лучи.
Эти лучи попадают в комнату, отражаясь на лице музыканта ярким светом.
Мне очень понравилась данная работа художника, которую можно рассматривать подолгу, замечая все новые детали. Этот портрет Коровина достоин наивысших похвал.
[править] Сюжет
«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки: гуляет шумная веселая русская масленица. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…
И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается над этим народным фоном, из которого вышел.
У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка, с которой натерпелись при позировании.
В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе.
Первый учитель — регент
Шаляпина нельзя было назвать очень религиозным человеком, но интерес к пению пришел к нему после того, как он однажды случайно зашел на вечернее богослужение в церковь и услышал церковный хор. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. По случайности в одном доме с семьей Шаляпиных жил регент церковного хора, который проверил у юного Федора слух, убедился, что с этим и с голосом все в порядке, и дал ему пару уроков музыкальной грамоты. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Здесь состоялось его первое вокальное выступление.
После грозы (1921)
Синева неба создаёт необычайную, сказочную атмосферу всему пейзажу. Огромная радуга во всё небо сияет красками. Пейзаж наполнен всевозможными событиями — вдалеке от удара молнии загорелся дом, и чёрный дым разносится по небу, на пожар со всех концов сбегаются люди. Ближе к переднему плану, на золотистом поле работают жнецы. В ультрамариновой реке плещутся купальщицы.
Эта картина написана в стиле модернизма — художник нарочито искажает перспективу и пространство. Передний и задний план не уступают друг другу по яркости, что делает картину иллюстративной, лубочной, но полной драматизма и жизненных реалий.
Портрет Шаляпина история картины Кустодиева
Художник Борис Кустодиев и знаменитый оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин были знакомы лично. Они познакомились в 1919 году. Вместе работали над оперой «Вражья сила», который проходил в Мариинском театре. Сам Кустодиев работал здесь над декорациями и костюмами постановки. Уже тогда ему было сложно это делать, так как он оказался парализован, из-за болезни отказали ноги и он передвигался в инвалидной коляске. Тогда же художник и певец договорились о создании портрета.
Борис Кустодиев работал над картиной два года. Связано это было ещё и с тем, что ему было сложно писать картину такого масштаба из-за паралича ног. Однако картина была закончена и сегодня считается настоящим шедевром русской живописи, одним из лучших художественных произведений Бориса Кустодиева.
Описание картины
Кустодиев Борис Михайлович – это художник, который, в отличие от своих коллег-предшественников изображал на полотнах не тяжёлую и невесёлую крестьянскую жизнь, а праздничные и весёлые события. На его картинах всегда много ярких красок, на них присутствуют люди с радостными лицами. Он очень много рисовал ярмарок и гуляний. Преуспевал Кустодиев и в рисовании природы, окружающих вещей, но больше всего ему удалось изображать людей.
Одна из самых известных картин этого художника – портрет Шаляпина. Глядя на эту картину, мы можем увидеть не только известного певца, но и народные гуляния на заднем фоне. На холсте присутствуют разнообразные яркие шатры, в которых очень много разнообразного товара, стоят и висят зазывающие вывески, скачут кони и снуют люди. Фон, в отличие от изображения главного героя, слегка размыт. Мы не можем увидеть все лица, все фигуры людей, потому что фон на этой картине нужен только для контраста, для описательного показа происходящих событий, для введения человека, который смотрит на картину в курс дела.
На переднем плане изображён известный в те времена Шаляпин. Это оперный певец, который не происходил из каких-то там богатых сословий, а из простых людей, из народа, что называется. Шаляпин изображён в полный рост, он стоит очень величественно и опирается на палку. Одет он в очень тёплое пальто, покрытое мехом, в шапку и в яркий разноцветный шарф, который цветами похож на картину, происходящую сзади Шаляпина. Из-под этой тёплой одежды его выглядывает костюм: белая рубашка и чёрная бабочка. Скорей всего, в момент создания этой картины Шаляпин выступал на концерте и его запечатлели как раз после него. Шаляпин развлёк народ своим репертуаром, ещё больше развеселив его, этот вывод можно сделать из того, что люди на заднем фоне очень веселы, а ещё исходя из песен певца, направленных как раз в сторону народа, для простых людей.
Певец стоит, одной рукою придерживая своё не застёгнутое пальто, а другой опираясь на трость. Он находится на какой-то возвышенности и вглядывается вдаль. Возможно, его кто-то позвал, и он отыскивает этого человека взглядом, а возможно, он просто предался своим мечтам, и, вдохновлённый собственным творчеством, задумался о смысле жизни.
Рядышком с Шаляпиным, у него в ногах, стоит белая собака, которая очень преданно и верно вглядывается в этого человека.
Скорей всего, Шаляпин не был «звездой» в современном понимании. У него не было звёздной болезни, он мог пообщаться с народом, он ходил в той же одежде, что и все люди. Глядя на эту картину, можно лишний раз убедиться в том, что и совершенно обычный человек, не отличающийся ничем от других, может стать известным и многими любимым певцом, музыкантом, актёром или художником. Картина вся выполнена яркими красками, и от этого от неё веет радостью, добром и верой во что-то хорошее, верой в исполнение желаний.
Мне нравится эта картина, потому что на ней нет противопоставления звезда-народ, в ней есть народ и человек, который, выйдя из него, не стал чем-то другим, а всё также тянется к своим корням.
9 стр., 4130 слов
Описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)
… это делал Шаляпин. https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-kustodieva-portret-shalyapina.html Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина» …Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил …
8 класс
Описание картины портрет ф. и. шаляпина кустодиева (8 класс)
… Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина» …Н… ….А… Мыслитель (5898) 8 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого …
Описание картины константина коровина «портрет шаляпина»
… которую можно рассматривать подолгу, замечая все новые детали. Этот портрет Коровина достоин наивысших похвал. Сочинение по картине Коровина Портрет Шаляпина Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) родился в образованной и состоятельной семье купца …
Описание картины бориса кустодиева «московский трактир» (2)
… поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в …
По картине купчиха за чаем. Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом …
… картине Кустодиева: «Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по … прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и …
Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922
Кустодиев Б.М.Холст, масло99 x 80
Русский музей
Аннотация
Парализованному, прикованному к креслу художнику приходилось писать портрет по частям, при этом холст наклоняли над креслом, так что Кустодиев работал глядя вверх, как при росписи плафона. Целиком в нужном отдалении Кустодиеву так и не удалось увидеть портрет — Шаляпин увез его с собой за границу и не расставался с ним до самой смерти. Русскому музею принадлежит уменьшенный вариант-повторение.
Великий русский певец (бас) Федор Иванович Шаляпин (1873–1938) пел на сценах Московской Русской частной оперы (1896–1899), а также Большого и Мариинского театров в Москве и Петербурге. Шаляпин был популярен как камерный певец, исполнитель русских народных песен и романсов. С 1922 жил за границей.
Биография автора
Кустодиев Б.М.
Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Родился в Астрахани. Учился у П.А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В.Е. Савинского, И.Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе («Новая художественная мастерская», Петербург, 1913). Член «Союза русских художников» (1907-1910), «Мира искусства» (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны.
В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий.
Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.
«Портрет Ф. И. Шаляпина», Кустодиев
Год написания: 1922Размер: 99,5 × 81 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
10 предложений/ 108 слов
«Портрет Ф. И. Шаляпина», созданный художником Борисом Кустодиевым, стал своеобразной одой восхитительному таланту певца. На картине Шаляпин изображён стоящим на высоком заснеженном пригорке. За спиной артиста развернулась красочная масленичная ярмарка. Так живописец показал близость своего героя к русскому народу.
Образ Шаляпина выглядит величественным. Певец одет в дорогое пальто с меховым воротником и такую же по стилю шапку. Под верхней одеждой у артиста концертный фрак с бабочкой, на ногах — натёртые до блеска лаковые ботинки.
Рядом с Шаляпиным изображён его верный бульдог Ройка. На заднем плане картины, слева от певца, Кустодиев также нарисовал двух дочерей артиста — Марину и Марфу, а рядом с ними изобразил секретаря певца Исая Дворищина.
Вариант 2 — Подробно
21 предложение/ 254 слова
Картина Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина» стала своеобразной одой восхитительному таланту знаменитого оперного певца. Полотно существует в двух версиях. Первая из них (полномасштабная) была приобретена самим Шаляпиным сразу же после её написания, вторую же (уменьшенную) версию художник впоследствии создал лично для себя — настолько дорога была для него эта работа.
Фёдор Шаляпин изображён стоящим на высоком заснеженном пригорке. За спиной певца в низине проходит нарядная масленичная ярмарка. Там люди в ярких цветных костюмах катаются на лошадях, пекут блины, играют на гармони, танцуют и в целом веселятся от души. Так художник хотел показать единство великого оперного баса с русским народом, выходцем из которого был Шаляпин.
Тем не менее с портрета Кустодиева на зрителя смотрит уже не простой крестьянин, а знаменитый певец и богатый человек. Поэтому на плечах артиста красуется дорогое пальто с роскошным меховым воротником. Голову героя украшает аналогичная по стилю шапка. На ногах Шаляпина натёртые до блеска лаковые ботинки, под верхней одеждой — концертный фрак с бабочкой.
Шаляпин стоит, чинно опираясь на трость, гордо повернув голову и отведя в сторону взгляд. Рядом с певцом на пригорке изображён любимый бульдог артиста — пёс по кличке Ройка.
На своей картине Кустодиев спрятал и другие отсылки к личной жизни Шаляпина. Так, за спиной певца слева можно заметить двух девочек. Младшая из них держит в руках пушистую рыжую обезьянку. Это дочери Шаляпина — Марина и Марфа. Рядом с ними стоит секретарь певца — Исай Дворищин.
Тёмный силуэт певца резко контрастирует с заснеженным городским пейзажем на заднем фоне. Возвышающаяся на пригорке фигура Шаляпина кажется монументальной, увековеченной во времени.
см. также:Все сочинения-описания картин
Краткая биография Бориса Кустодиева
Урок русского языка: сочинение-очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина»
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство, отрочество и юность. (слайд 2)
Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и двадцатипятилетняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева тянула четверых детей на пенсию в 30 рублей. В пять лет маленький Боря начал рисовать, в пять же лет впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в девять лет бесповоротно решил стать художником. До его родного города Астрахани, где не было ни одного музея, добралась XV выставка Товарищества передвижников, и он увидел полотна Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. (слайд 3)
Разве мог он себе представить тогда, что через десять лет Илья Репин станет его учителем, а всемирно известный Суриков напишет уже в 1903 году: «О Кустодиев, Кустодиев, его имя страшно успокоительно действует на душу».(слайд4)
В Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли как переростка (ему было уже 18 лет), и он уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. В годы учения в Академии (1896-1903) его первый учитель П. А. Власов привил ему любовь ко всему русскому, демократизм вкусов и пристрастий. (слайд 5)
Для начинающего художника очень полезной школой послужила совместная с И. И. Репиным работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея» (1901-1903). Может быть, при создании этого парадного полотна у Кустодиева впервые пробудилось стремление к изображению праздничной стороны жизни, к красочной нарядности. (слайд 6)
К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге». В таких картинах создан собирательный образ родины – России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. В них Кустодиев воспевает Русь, русскую землю. (слайд 7)
Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». (слайд
Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных и хороших людей, — вспоминал Шаляпин, — но если я когда – либо видел в человеке действительно высокий дух. Так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. (слайд 9)
-«Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «вражьей силы», … решили просить об этом Кустодиева… «С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев, — я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе»1 Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. (слайд 10)
Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщён. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица-зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, узорами инея. Но главное, не стёрся Человек, Артист… (слайд 11)
Шаляпин высоко оценил портрет. Картина была настолько огромна, что мастерская была для неё мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. (слайд 12)
Незадолго до смерти (1927) Борис Михайлович просит посадить на его могиле берёзу и не ставить надгробную плиту. Он ушёл, но снами остались его картины – праздник России, праздник русской живописи. (слайд 13)